Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет или внебюджетный фонд

Обновлено: 24.04.2024

В данной статье мы предлагаем обсудить один из самых актуальных вопросов в современном Российском законодательстве - распространяются ли положения части первой Налогового кодекса РФ на взносы во внебюджетные фонды? С принятием изменений в часть первую Налогового кодекса данная проблема стала еще более актуальной. На эту тему существует три точки зрения, каждая из которых подтверждается весомыми аргументами. Попробуем разобраться в данной ситуации.

Принятие части первой Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) вызвало немало дискуссий, связанных с ее применением. Одним из самых спорных представляется вопрос о соотношении положений части первой НК РФ и "специального законодательства", регулирующего уплату страховых взносов во внебюджетные фонды .

Под "специальным законодательством", реализующим уплату страховых взносов во внебюджетные фонды, мы будем понимать, главным образом, федеральные законы о бюджетах Пенсионного фонда РФ (далее - ПФР РФ), Фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС), Фонда социального страхования (далее - ФСС) и Государственного фонда занятости населения РФ (далее - ФЗН), а также постановления Верховного Совета РФ и Правительства РФ, регулирующие деятельность этих фондов и устанавливающие порядок уплаты взносов.

Конкретнее данный вопрос можно сформулировать следующим образом: распространяются ли положения части первой НК РФ на страховые взносы в социальные внебюджетные фонды, в связи с чем "специальное законодательство" должно действовать только в части, не противоречащей НК РФ, или отношения по установлению, введению и взиманию страховых взносов в настоящее время не являются объектом регулирования законодательства о налогах и сборах, в связи с чем до принятия части второй НК РФ следует руководствоваться только "специальным законодательством", а положения части первой НК РФ на взносы во внебюджетные фонды не распространяются? Почему именно до принятия части второй НК РФ? Потому что с введением в действие следующей части Кодекса данный вопрос будет однозначно решен. Поскольку одновременно вступит в силу ст.13 НК РФ, которая прямо относит страховые взносы во внебюджетные фонды к числу федеральных налогов и распространяет на них действие Кодекса.

Решение проблемы соотношения "специального законодательства" и части первой НК РФ принципиально важно для плательщика. Это объясняется тем, что положения об ответственности, пенях и некоторые другие, предусмотренные в "специальном законодательстве", более жесткие, чем аналогичные нормы части первой НК РФ.

Сравним, например, следующие нормы:

  • в Федеральном законе от 30.03.1999 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год" размер штрафа установлен равным сумме недоимки; в соответствии со ст.122 НК РФ штраф должен быть не более 20 или 40% от суммы недоимки;
  • ст.9 Федерального закона N 56-ФЗ предусмотрено, что банки несут ответственность за несвоевременное перечисление сумм взносов плательщиков в размере 1% за каждый день от этих сумм; ст.ст.133 и 135 НК РФ установлена ответственность за аналогичное нарушение в размере в 5 раз меньше;
  • в той же статье Федерального закона N 56-ФЗ моментом уплаты страховых взносов в ПФР считается день списания средств плательщика с его расчетного счета; в соответствии с п.2 ст.45 НК РФ таким моментом признается предъявление в банк поручения на уплату;
  • ст.5 Федерального закона от 01.05.1999 N 91-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год" за несвоевременную уплату страховых взносов работодателей и граждан установлен размер пени в 0,3% суммы недоимки за каждый день просрочки; п.4 ст.75 НК РФ предусмотрена уплата пени в меньшем размере, т.е. 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за день просрочки (на сегодняшний день это составляет 0,2%).

Можно привести и другие примеры, когда плательщик сборов ставится "специальным законодательством" в более худшее положение по сравнению с НК РФ.

Фискальные органы придерживаются мнения, согласно которому к взносам во внебюджетные фонды должно применяться только "специальное законодательство". Обратимся к предыстории подобной позиции.

Отсюда можно сделать вывод о том, что, поскольку уплата взносов во внебюджетные фонды регулируется "специальным законодательством", следовательно, НК РФ, относящийся к законодательству о налогах и сборах, не распространяется на взносы во внебюджетные фонды.

Наверное, впервые эта мысль была высказана в статье заместителя Председателя ВАС РФ О.В. Бойкова "Часть первая Налогового кодекса: новое для арбитражных судов" ("Вестник ВАС РФ", N 11 за 1998 год, с. 90) и сразу была подхвачена в письмах Министерства по налогам и сборам РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС), Пенсионного фонда РФ и Минфина России. Следует особо подчеркнуть, что эта точка зрения не является обязательной для плательщиков, поскольку все эти письма не носят нормативного характера и даже не были опубликованы, а статья вообще представляет собой частное мнение отдельного специалиста.

Существенным моментом в поддержку сторонников "особого регулирования" взносов в социальные внебюджетные фонды стало принятие в марте - мае 1999 г. (т.е. уже после вступления в силу части первой НК РФ) двух Федеральных законов - от 30.03.1999 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год" и от 01.05.1999 N 91-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1999 год". В данных нормативных актах предусмотрены отдельные положения, касающиеся ответственности плательщиков и начисления пеней, явно противоречащие Налоговому кодексу РФ.

(Не так давно были приняты также законы о бюджетах на 1999 год ФЗН и ФСС, однако они не содержат каких-либо положений, противоречащих НК РФ. Более подробно об уплате взносов во внебюджетные фонды в 1999 г. можно узнать из обзорной статьи на эту тему, которая будет опубликована в одном из ближайших номеров журнала).

Таким образом, законодатель как бы подтвердил, что действительная его воля была направлена на то, чтобы до принятия части второй НК РФ не распространять положения его части первой на взносы во внебюджетные фонды. Казалось бы, вопрос исчерпан, однако мы придерживаемся иной точки зрения и попытаемся обосновать правомерность распространения положений части первой НК РФ и на внебюджетные фонды. Наши аргументы следующие.

В соответствии с п.1 ст.1 НК РФ настоящий Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы образуют законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. Другими словами, Кодекс применяется к отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст.2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует в том числе властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ. Таким образом, чтобы отношения по установлению, введению и взиманию взносов во внебюджетные фонды признать объектом регулирования законодательства о налогах и сборах, необходимо доказать, что взносы представляют собой по своей сути налоги.

(Высказывалось мнение о том, что страховые взносы в социальные фонды по своей сущности являются сборами (см., например, Письма ПФР от 21.12.1998 N ВБ-09-10/11244 "О Постановлении Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П" и от 25.02.1999 N ВБ-09-72/1870 "О Налоговом кодексе Российской Федерации"). Для того чтобы понять ошибочность данной позиции, достаточно, даже не вдаваясь в теорию налогового права, обратиться к определению понятия сбора, данному в ст.8 НК РФ).

Согласно ст.8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

В качестве косвенного доказательства можно привести следующий аргумент. Если исходить из того, что нормы НК РФ не должны распространяться на внебюджетные фонды, становится не ясно, чем регулируется ответственность за неуплату взносов в ФЗН.

Ранее применялись положения об ответственности Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", которые теперь утратили силу. Получается, что на настоящий момент ответственность не установлена. Однако исполнительная власть быстро нашла выход, а именно - в соответствии с Письмом МНС России N ВГ-6-08/469, Минтруда РФ N 3795-ВР от 08.06.1999 "О порядке применения в 1999 году финансовых и иных санкций к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости" за неуплату страховых взносов в ФЗН к плательщикам следует применять ответственность, установленную НК РФ. Спрашивается, на каком основании МНС России своими письмами устанавливает нормы, которые могут быть установлены только законом? Если же все-таки часть первая НК РФ распространяется на взносы в ФЗН, то, следовательно, она регулирует уплату взносов и в другие внебюджетные фонды.

С принятием Федерального закона от 09.07.1999 N 145-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" в статьях Кодекса повсеместно появились указания на органы внебюджетных фондов. Можно сказать, что чаша весов в споре однозначно склоняется в пользу распространения положений части первой НК РФ на взносы во внебюджетные фонды. (Данный закон вступит в силу 17 августа 1999 г., за исключением отдельных положений. С комментарием изменений, внесенных в часть первую НК РФ, можно ознакомиться в одном из ближайших номеров журнала).

Так, например, в НК РФ указано, что теперь органы внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты о налогах и сборах, которые не должны противоречить НК РФ (ст.4 Кодекса в новой редакции); также органы внебюджетных фондов прямо указаны в числе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п.7 ст.9 Кодекса в новой редакции); введена новая ст.34.1 "Полномочия органов внебюджетных фондов". Особо следует отметить, что в Кодексе теперь содержится прямое указание на то, что правила, предусмотренные гл.11 НК РФ "Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов" (в том числе и положения о неустойке), применяются также и к взносам во внебюджетные фонды (п.3 ст.72 Кодекса в новой редакции). Кроме того, определено, что постановка на учет налогоплательщиков в органах внебюджетных фондов производится только в соответствии со ст.84 НК РФ (п.11 ст.84 НК РФ в новой редакции).

Мы привели только небольшую часть дополнений к НК РФ, касающихся внебюджетных фондов. Из этих положений видно, что законодатель определился со своей позицией, четко обозначив взносы во внебюджетные фонды как налоги, указав, что отношения по установлению, введению и взиманию страховых взносов в социальные внебюджетные фонды являются объектом регулирования законодательства о налогах и сборах и, соответственно, распространив на них действие положений части первой НК РФ. Если законодатель желал бы отсрочить этот момент, то в законе было бы специально указано, что положения части первой НК РФ распространяются в отношении фондов с момента вступления в силу части второй Кодекса. Однако это не сделано, в связи с чем приведенные выше нормы действуют непосредственно и не нуждаются в комментариях и объяснениях органов исполнительной власти.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что страховые взносы во внебюджетные фонды платить надо, но при этом следует руководствоваться положениями части первой НК РФ, которые распространяются на внебюджетные фонды с момента вступления в силу части первой Кодекса, то есть с 1 января 1999 г. Все остальные нормативные правовые акты, включая и федеральные законы, регулирующие деятельность органов внебюджетных фондов и уплату взносов, должны применяться в части, не противоречащей части первой НК РФ.

Третья точка зрения была недавно высказана руководителем Департамента налоговой политики Минфина России А. Иванеевым в статье "Новая точка отсчета в налоговых отношениях" ("Экономика и жизнь", N 30, 1999 г.). Соглашаясь с тем, что часть первая НК РФ распространяется на внебюджетные фонды, ДНП Минфина России отмечает, что полномочия Кодекса должны применяться при уплате взносов во внебюджетные фонды не с момента вступления в силу части первой (с 1 января 1999 г.), а с момента вступления в силу изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ, то есть с 17 августа 1999 г.

Таким образом, читателям было представлено три мнения по вопросу о том, с какого момента часть первая НК РФ должна распространяться на внебюджетные фонды. Кратко их резюмируем:

  1. только с момента вступления в силу части второй Кодекса;
  2. с момента вступления в силу первой части НК РФ, т.е. с 1 января 1999 г.;
  3. с момента вступления в силу изменений и дополнений, внесенных в НК РФ, т.е. с 17 августа 1999 г.

Наиболее убедительной нам представляется вторая позиция, однако весомые аргументы имеются и в пользу двух других точек зрения. Какому из них отдать предпочтение, с уверенностью можно будет сказать только после того, как высшие судебные органы РФ выскажут свою позицию по данному вопросу с учетом внесенных в НК РФ изменений и дополнений.

АКДИ "Экономика и жизнь"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению следующие доходы:

1) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;

доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;

конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;

безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;

взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности на выплату ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников этих организаций;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

2) в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации;

3) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

налоговые доходы, предусмотренные пунктом 12 статьи 241 настоящего Кодекса;

доходы от уплаты налога на профессиональный доход - по нормативу 37 процентов;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование;

недоимки, пени и штрафы по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;

доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

4) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

абзац утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзацы четвертый - девятый утратили силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2012 года. - Федеральный закон от 06.10.2011 N 270-ФЗ;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;

абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ;

субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

межбюджетные трансферты (за исключением субвенций) из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

прочие поступления, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Комментарии к ст. 146 БК РФ

Комментируемая статья устанавливает, какие именно доходы подлежат зачислению в бюджеты соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

На основании вышеизложенного поступления по коду вида доходов бюджетов "Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года)" подлежат зачислению в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Задайте вопрос юристу:


К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - денежные средства, поступающие в бюджет в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджета города формируются на основе прогноза социально-экономического развития города Москвы, с учетом действующего законодательства о налогах и сборах и бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым устанавливаются нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы, а также законодательства Российской Федерации, законов города Москвы, устанавливающих неналоговые доходы бюджета города Москвы.

Учет и контроль за осуществлением платежей в бюджет, а также пеней и штрафов по ним осуществляют Администраторы доходов бюджета.

ОТКУДА ПОСТУПАЮТ ДОХОДЫ?

Доходы бюджета состоят из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы бюджета города Москвы формируются из федеральных, региональных и местных налогов, а также доходов от применения специальных налоговых режимов.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.
Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Федеральные налоги устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на территории всей Российской Федерации. Распределение федеральных налогов между федеральным бюджетом, региональным и местными бюджетами осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Налоговым и Бюджетным кодексами Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина;
- налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Из федеральных налогов и сборов основными налоговыми доходами бюджета города Москвы являются: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций.

Региональные налоги и сборы установлены и обязательны к уплате на территории города Москвы.

К региональным налогам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.

Местные налоги и сборы установлены нормативными правовыми актами о налогах и сборах органов муниципальных образований (законы города федерального значения Москвы) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

К местным налогам и сборам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц;
- торговый сбор.

Специальные налоговые режимы устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации и могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- единый сельскохозяйственный налог;
- патентная система налогообложения;
- налог на профессиональный доход.

Неналоговые доходы бюджета города Москвы формируются за счет:
- доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений города Москвы, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности города Москвы, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений города, а также имущества государственных унитарных предприятий города, в том числе казенных;
- доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями города Москвы;
- части прибыли унитарных предприятий, созданных городом Москвой, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет;
- платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти города Москвы, передачи в аренду таких земельных участков, продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков;
- и других неналоговых поступлений.

Безвозмездные поступления – это межбюджетные трансферты (средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому)

К безвозмездным поступлениям в бюджет относятся:
- субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города Москвы на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету города на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;
- дотации - бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов бюджету Москвы;
- иные межбюджетные трансферты;
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Читайте также: