Письмо в налоговую о земельном налоге

Обновлено: 30.06.2024

Порядок расчета и подачи деклараций различных налогов периодически меняются. Большинство изменений вступает в силу с начала нового года. В некоторых случаях работа бухгалтера становится легче, иногда появляются дополнительные сложности, новые формы отчетности и т. д. Текущий год не является исключением, в том числе, и по земельному налогу. Ряд изменений в части начисления и уплаты было внесено Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. №374-ФЗ.

Что изменилось в 2021 году

Главное изменение заключается в том, что предприниматели и юридические лица освобождены от подачи деклараций. Земельный налог в 2021 году для бизнеса должен оплачиваться в сроки, которые утверждены НК РФ. Размер оплаты должен совпадать с размером начислений, информацию о которых предоставляет районная ИФНС. Данные изменения можно охарактеризовать как условно положительные.

Отрицательным изменением для бизнеса является уменьшение числа исключений, когда корректировка кадастровой стоимости должна учитываться при перерасчете начислений текущего и прошлых периодов. Таких исключений осталось всего 2.

Изменения в земельном законодательстве

Начиная с текущего года обязанность уведомлять ФНС о наличии земельных участков, подлежащих налогообложению, лежит на налогоплательщике (раньше происходил обмен данными между ведомствами – Росреестром и ФНС).

Внимание! В случае нарушения сроков подачи уведомления, налогоплательщику в соответствии с п.3 ст. 129.1 НК РФ придется заплатить штраф в размере 20 % от суммы, которая должна был быть начислена и уплачена.

Также произошли определенные изменения в части порядка перечислений в бюджет.

Порядок уточнения информации о суммах начисленного налога

В условиях, когда обязанность по подаче декларации отменена, у налогоплательщика возникает вопрос: как узнать суммы, которые он обязан начислить и перечислить в бюджет?

В соответствии с данными Росреестра специалисты ИФНС произведут расчет и направят соответствующее уведомление налогоплательщику. Форма такого уведомления утверждена внутренним приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/337 от 05 июля 2019 года.

Однако в данной процедуре имеются определенные подводные камни.

В частности, сохранилась обязанность налогоплательщика перечислять в бюджет авансовые платежи. Следовательно, за компаниями сохраняется обязанность:

Самостоятельно рассчитать налог.

Перечислить авансовые платежи.

Отразить данную операцию в регламентированном учете.

И только потом, после получения уведомления – сверить свои расчеты с данными налоговиков, и при необходимости доплатить налог (или оформить возмещение). Для отражения в регламентированном учете сверки самостоятельно рассчитанного налога с данными ИФНС следует использовать бухгалтерскую справку.

Внимание! Основной алгоритм расчета земельного налога в 2021 году не изменился.

Сроки уплаты земельного налога в 2021 году

С начала текущего года установлены единые по всей России даты, когда налогоплательщик перечисляет в бюджет суммы налога. Если раньше сроки устанавливались на местном уровне, каждый муниципалитет мог определять свои даты, то теперь единый срок установлен на федеральном уровне.

За муниципальными органами власти сохранилась только установка налоговых ставок в соответствии со ст. 397 НК РФ и п. 63 ст. 2, п. 72 ст. 2 Закона от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ.

Налог на землю в 2021

На 2021 год определен поквартальный порядок уплаты земельного налога в следующие даты:

до 1 марта оплачивается налог за 2020 год;

до 30 апреля – за первый квартал текущего года;

до 2 августа – за второй квартал;

до 1 ноября – за третий.

Проблема заключается в сроках направления уведомления ФНС РФ. Оно может быть отправлено практически в любое время, в том числе, позже срока уплаты, который теперь закреплен в НК РФ. Кроме того, нормативными актами установлено, что исполнять обязанность по направлению уведомления ИФНС должно всего один раз в год. Таким образом, работа бухгалтера не только не станет проще, наоборот, она в определенной мере усложнится.

Порядок направления уведомлений утвержден внутренним приказом ФНС РФ № ЕД-7-2/448 от 16 июля 2020 года.

Для инспекторов установлены следующие сроки направления уведомлений:

В течение 2 месяцев с момента получения оснований для перерасчета налога.

В течение 1 месяца с момента получения сведений из ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации ИП или юридического лица.

Прохождение переходного периода и порядок сдачи отчетности за 2020 год

Поскольку обязанность подачи декларации отменена с текущего года, то за 2020 год сдавать отчетность по земельному налогу не нужно. ИФНС выполнит необходимые расчеты самостоятельно. Вместе с тем, произвести расчеты суммы к уплате бухгалтеру все равно придется, чтобы не нарушать сроки перечисления (1 марта 2021 года).

Положительным фактом является сохранение возможности подачи уточненных декларация за 2020 год и более ранние периоды. Об этом сказано в письме ФНС № БС-4-21/22311 от 31 октября 2019 года.

Внимание! При подаче уточненки расчет сумм налога следует проводить в соответствии с правилами, которые действовали в том периоде, за который подаются корректировки.

Как проверить начисленный налоговиками земельный налог?

Алгоритм расчета сумм земельного налога остался прежним. Он определен в НК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговой базой по-прежнему является кадастровая стоимость земли на начало года. Ее следует умножить на ставку налога, которая утверждена на муниципальном уровне.

Узнать кадастровую стоимость своего земельного участка можно по ссылке.

Земельное законодательство

В случае приобретения земельного участка в течение года, для расчета налога, кадастровая стоимость принимается, которая была установлена на момент внесения данных в ЕГРН о смене собственника. Данный порядок определен в абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ.

Со всеми особенностями расчета земельного налога можно ознакомиться в статье 396 НК РФ.

Что делать в случае несогласия с расчетами ИФНС

Для того, чтобы доказать свою правоту бухгалтеру потребуется собрать определенный пакет документов.

Во-первых, должна быть бухгалтерская справка, где отражен расчет земельного налога и платежные поручения, которые подтверждают оплату авансовых платежей.

Также потребуются документы, подтверждающие право собственности на земельные участки. Дополнительным аргументом будет местный нормативный акт, в котором устанавливаются ставки земельного налога.

При наступлении сроков получения уведомления из ИФНС и его неполучении, руководителю или бухгалтеру придется в соответствии с п. 2.2 ст. 23 НК РФ самостоятельно проинформировать об этом факте налоговую инспекцию.

При несоблюдении описанного порядка возникает риск получить штраф в размере 20 % от суммы налога в соответствии с п. 3 ст. 129.1 НК РФ (нарушение сроков уведомления о наличии объекта налогообложения). Однако, если сроки платежей не нарушаются, вероятность отбить такой штраф в суде достаточно высока.

Земельный налог представляет собой обязательный сбор. Его уплачивают граждане и юридические лица, которые пользуются участками земли. При этом основания для использования территорий могут быть любыми. Уплачивать сборы необходимо при наличии собственности, при долгосрочной и любой иной аренде, а также при наследовании.

Из этого следует, что указанная обязанность охватывает всех субъектов землепользования. Принципиальное значение имеет размер подлежащих к перечислению сумм.

Основой для расчета сбора для гражданина или юридического лица, является цена на участок, которая указана в кадастре. В России создана и действует единая база учета выделенных участков. В соответствии с этой базой, каждая территория имеет определенную стоимость, по которой и рассчитывается пошлина на землю. Но в ряде случаев размер отчислений может быть изменен.

Основания для перерасчета земельного налога

Перерасчет земельного налога представляет собой процесс, сущность которого заключается в изменении объема перечислений по данному сбору. В некоторых случаях, сумма может быть снижена, а в ряде ситуаций, наоборот, повышена.

Как правило, процедуру перерасчета земельного налога инициируют субъекты землепользования. Это делается с целью уменьшения той ставки, которая облагается сбором. В этой связи требуется отметить важное правило. Если изменение цены по кадастру имело место в текущий период в результате повышения стоимости, то объем перечислений за указанный срок останется прежним. То есть гражданин или организация заплатит прежнюю сумму.

Однако порядок предусматривает два основания, по которым сумма к уплате за облагаемый период может существенно изменится. Такие основания следует указать более подробно:

  • Основанием для реализации перерасчета является допущенная техническая или арифметическая ошибка. Это вполне возможно и случается по вине соответствующего работника. Возможно, имел место сбой в программе и числовые значения были искажены;
  • Основанием является переоценка территории, которую использует гражданин или юридическое лицо.

Стоимость кадастра зачастую завышена, что вызывает обоснованное недовольство землепользователей. Поэтому, они инициируют процедуру независимой оценки земли. Если в ее результате будет получено иное значение, то необходимо сделать перерасчет. Следовательно, другая цифра базы означает основание для снижения и суммы сбора. Это значит, что по результатам года, гражданин либо юридическое лицо заплатит меньшую сумму земельного налога. При этом перерасчет при другой оценке в большинстве случаев становится результатом судебной процедуры.

Как сделать перерасчет земельного налога?

Порядок перерасчета земельного налога происходит пропорционально уменьшению или увеличению базы. К примеру, если цена по кадастру уменьшилась на 20 %, то это основание для снижения размера перечисления на одну пятую часть.

Однако значение имеет и период, когда гражданин или юридическое лицо обратились за таким изменением. Согласно требованиям закона, речь идет именно о налоговом сроке. То есть другая сумма сбора будет платиться за календарный год. И конкретный месяц, когда было выявлено завышение или занижение стоимости, не имеет значения.

Если же гражданин или юридическое лицо заявило о необходимости изменения суммы в одном году, а она была произведена следующим, то земельный налог в меньшем размере можно заплатить и за тот период, когда об этом было заявлено. В подобных случаях, фискальные органы не возвращают затраченные средства. Они их учитывают, как следующие платеж либо как часть такого платежа за последующий период.

Кстати, иногда перерасчет делается после исправления имеющейся кадастровой ошибки.

Образец заявления на перерасчет земельного налога

Заявление в налоговую о перерасчете земельного налога представляет собой специальный бланк. Это электронная форма, которая заполняется заявителем. Там отражается основания изменений и период, за который их необходимо сделать. Важным условием заполнения соответствующего документа является внесение точных и полных данных.

Перерасчет земельного налога при изменении кадастровой стоимости

Перерасчет земельного налога в связи с изменением кадастровой стоимости является наиболее частой причиной корректировок. Во всех случаях это происходит по инициативе гражданина и юридического лица, который не согласен с заявленной государством ценой кадастра.

Для реализации указанного процесса, приглашаются специалисты оценочных компаний. Они определяет новую стоимость по стандартному порядку. За основу берется рыночная цена объекта. Если завышения подтверждается, это служит основанием для корректировки суммы сбора.

Перерасчет земельного налога по решению суда

Зачастую, власти не соглашаются с выводами оценщиков и ставят их под сомнение. Точку в споре может поставить только суд. Поэтому, заинтересованное лицо обращается в судебный орган с соответствующим иском. При принятии судом положительного решения, период корректировки начнется с того года, когда подан иск.

Перерасчет земельного налога за предыдущие периоды

Если гражданин докажет, что сумма сбора была завышена, он вправе требовать изменения размера и за предыдущие периоды. При этом точкой отсчета будет являться период обращения такого лица. Изменить сумму за все предшествующие периоды не получится. Это прямо запрещено законом. Поэтому, при несогласии с точкой зрения государства, необходимо самостоятельно привлечь специалистов по реализации данной процедуры.

При необходимости снизить суммы налоговых выплат за землю гражданин или отдельная организация располагает правом обратиться с этой целью в надлежащие органы. В некоторых случаях может потребоваться привлечение к этому процессу посторонних незаинтересованных экспертов.

Заявление на возврат земельного налога физическими лицами

Хотя в законодательстве не предусмотрено единой формы заявления, в результате юридической практики был разработан бланк этого документа. Оформляя его, нужно придерживаться стандартных процессуальных правил в отношении заполнения заявления (письменная форма, внесение достоверной информации, наличие подписи заявителя и т.д.).

Инструкция по составлению заявления на возврат земельного налога физическими лицами:

На этом процедура составления заявления на перерасчет или возврат земельного налога завершена. Образец документа можно найти ранее в статье.

Организации при обращении за предоставлением налоговых льгот по транспортному и (или) земельному налогам за период, начиная с 2020 года.

Льготы за предшествующие налоговые периоды, а также за периоды в течение 2020 года в случае ликвидации или реорганизации юридического лица заявляются в соответствии с ранее действовавшими положениями, т.е. посредством отражения в соответствующей налоговой декларации.

Срок подачи заявления

Срок для представления заявления НК РФ не установлен и определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Целесообразнее подавать заявление сразу же по окончании налогового периода, тем самым подтвердив право на льготу в течение всего налогового периода. Если заявление на 2021 год подать, например, 31 марта, то подтвержденным может считаться лишь период с января по март. В отношении отрезка времени с апреля по декабрь налоговый орган может отказать в льготе.

Проверка заявления

Когда все разделы заявления будут заполнены, необходимо провести его проверку. Как проверить отчет см. здесь.

Титульный лист

Допускается подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения (письмо ФНС России от 03.02.20 № БС-4-21/1599@). В данном случае на титульном листе отражается КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов.

Организация может подавать заявление в любой территориальный налоговый орган по своему выбору: либо в налоговый орган по месту ее нахождения, либо - по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств.

В соответствующем поле выбирается способ информирования организации о результатах рассмотрения заявления (лично, по почте или ТКС).

Также указывается подписант:

Также на титульном листе автоматически указывается дата.

Раздел 1. Льготы по транспортному налогу

Раздел заполняется отдельно по каждому транспортному средству, по которому заявляется льгота.

В полях 5.1 - 5.3 отражаются сведения о транспортном средстве, в том числе:

  • код вида транспортного средства. Например, код 01 указывается, если раздел заполняется в отношении легкового автомобиля;
  • марка (модель) транспортного средства (при наличии);
  • государственный регистрационный знак (номер) транспортного средства.

В поле 5.4 указывается период действия льготы согласно документу, подтверждающему право на нее.

В поле 5.5 выбирается код льготы по транспортному налогу. Например, код 20210 отражается, если применяется региональная льгота в виде освобождения от уплаты транспортного налога.

В поле 5.6 отражаются сведения о законе субъекта РФ, предусматривающем налоговую льготу:

  • дата принятия закона (поле 5.6.1);
  • номер закона (поле 5.6.2).

В поле 5.6.3 указывается структурная единица такого закона субъекта РФ. Для каждой структурной единицы отведено по 4 знакоместа, которые заполняются в следующем порядке:

  • с 1 по 4 - статья;
  • с 5 по 8 - часть;
  • с 9 по 12 - пункт;
  • с 13 по 16 - подпункт;
  • с 17 по 20 - абзац;
  • с 21 по 24 - иное.

Данное поле заполняется слева направо и, если структурная единица имеет меньше 4 знаков или вообще отсутствует, в свободных знакоместах указываются нули.

Например, льгота установлена ст. 2 п. 3 пп. 15.1 закона субъекта РФ:

0 0 0 2 0 0 0 0 0 0 0 3 1 5 . 1 0 0 0 0 0 0 0 0

При указании в поле 5.5 кода льготы 30200 поля 5.6.1 - 5.6.3 не заполняются.

В полях 5.7.1 - 5.7.5 отражаются сведения о документе, подтверждающем право на льготу, а именно:

  • полное наименование документа;
  • полное наименование органа или иного лица, выдавшего документ;
  • дата выдачи или подписания документа;
  • период его действия;
  • реквизиты документа: серия и (или) номер (при наличии).

Поля 5.7.1 - 5.7.5 можно заполнить дополнительно для представления сведений о нескольких документах, подтверждающих право на льготу.

Раздел 2. Льготы по земельному налогу

Раздел заполняется отдельно по каждому земельному участку, по которому заявляется льгота.

В поле 6.1 указывается кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заявлена льгота.

В поле 6.2 отражается период действия льготы согласно документу, подтверждающему право на нее.

В поле 6.3 выбирается код льготы по земельному налогу.

  • дата принятия НПА (поле 6.4.1);
  • номер НПА, предусматривающего льготу (поле 6.4.2).

В поле 6.4.3 указывается структурная единица документа, в соответствии с которым предоставляется льгота. Данное поле заполняется по аналогии с полем 5.6.3.

При указании в поле 6.3 кодов налоговой льготы 3021110 - 3021198 и 3029000 поля 6.4.1 - 6.4.3 не заполняются.

Поля 6.5.1 - 6.5.5 заполняются по аналогии с полями 5.7.1 - 5.7.5 заявления.

В 2021 году коммерческие организации должны уплачивать транспортный и земельный налоги по новым правилам. Давайте разберёмся, как изменились сроки и порядок уплаты этих налогов, тут есть несколько важных нюансов.

Biz360

С 2021 года для коммерческих организаций отменена обязанность по представлению налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам (п. 9 ст. 3 федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Таким образом, налоговые декларации за период 2020 года и последующие налоговые периоды компании уже не сдают.

Налоговые органы продолжат приём налоговых деклараций только в следующих случаях (письмо ФНС от 31.10.2019 № БС-4-21/22311@):

при подаче уточнённых налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году;

при подаче уточнённых налоговых деклараций, если первоначально налоговые декларации были представлены в течение 2020 года в случае реорганизации организации.

Кроме того, налоговые декларации по транспортному и земельному налогам необходимо подать в тех случаях, когда компания хочет заявить о налоговых льготах за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае ликвидации или реорганизации компании (п. 3 ст. 55 Налогового кодекса РФ).

Если компания подаст заявление о налоговых льготах за предшествующие 2020 году периоды, то ИФНС его не примет, а налогоплательщику будет предложено представить соответствующую налоговую декларацию (письмо ФНС от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@).

Во всех вышеперечисленных случаях компании должны сдавать налоговые декларации по транспортному налогу - по форме, утверждённой приказом ФНС от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@, а по земельному налогу – по форме, утверждённой приказом ФНС от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@.

С 1 января 2021 года для коммерческих организаций вводятся новые сроки уплаты транспортного и земельного налогов, а также авансовых платежей по этим налогам (п.п. 68 и 77 ст. 2 федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Напомним, ранее сроки уплаты налогов устанавливались правовыми актами субъектов РФ (для транспортного налога) и муниципальных образований (для земельного налога). Причём срок уплаты не мог быть установлен ранее срока предоставления налоговых деклараций, а сами декларации представлялись не позднее 1 февраля очередного года.

По новым правилам для всех коммерческих организаций устанавливаются единые сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним. Теперь транспортный и земельный налоги подлежат уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь авансовые платежи по налогам подлежат уплате в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 и п. 1 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, в 2021 году устанавливаются следующие крайние сроки уплаты налогов и авансовых платежей:

1 марта – уплата налогов за 2020 год;

30 апреля – уплата авансовых платежей по налогам за I квартал 2021 года;

2 августа - уплата авансовых платежей по налогам за II квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансов переносится, поскольку 31 июля выпадает на субботу – выходной день);

1 ноября - уплата авансовых платежей по налогам за III квартал 2021 года (крайний срок уплаты авансовых платежей переносится, так как 31 октября выпадает на воскресенье – выходной день).

Напомним, если нормативным правовым актом представительного органа субъекта РФ или муниципального образования авансовые платежи по налогам отменены, то организации в течение года их не уплачивают, а платят налоги только по итогам года (п. 2 ст. 363 и п. 2 ст. 397 Налогового кодекса РФ).

В заявлении указываются объекты налогообложения (транспортные средства и земельные участки), а также полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы.

В одном и том же заявлении можно сразу указывать весь имеющийся у компании транспорт и участки. Причём заявление допускает одновременное указание в нём разных КПП, присвоенных по месту нахождения транспортных средств и земельных участков (письмо ФНС № БС-4-21/1599@ от 03.02.2020).

Заявление о предоставлении налоговых льгот с приложением подтверждающих документов разрешается представить в любой налоговый орган. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС и через МФЦ. При этом налоговое законодательство не ограничивает сроки представления такого заявления. Заявить о льготах налогоплательщики вправе в любое удобное для них время.

Непредставление заявления само по себе не лишает компанию права на ту или иную налоговую льготу. Если у налоговиков будет информация о том, что компании полагаются льготы, то транспортный и земельный налоги за 2020 год они рассчитают именно с учётом этих льгот.

Biz360

Читайте также: