Письмо департамента налоговой мониторинг транспорта

Обновлено: 12.05.2024

Переход на налоговый мониторинг с Контуром. Сервис освободит от традиционных камеральных и выездных проверок и позволит находиться в контакте с налоговой — получать разъяснения по своим вопросам, исправлять ошибки без штрафов.

Переход на налоговый мониторинг с Контуром. Сервис освободит от традиционных камеральных и выездных проверок и позволит находиться в контакте с налоговой — получать разъяснения по своим вопросам, исправлять ошибки без штрафов.

Критерии для вступления
в налоговый мониторинг

С 1 июля 2021 года критерии вступления в налоговый мониторинг смягчили в три раза (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Теперь не только крупный, но и средний бизнес попал в список тех, кто может стать участниками налогового мониторинга.

Сумма налогов от 100 млн

Сумма налогов, подлежащих уплате за предыдущий год, — не менее 100 млн рублей

Сумма дохода от 1 млрд

Сумма доходов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Активы
от 1 млрд

Стоимость активов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Для перехода организации на налоговый мониторинг нужно, чтобы по итогам года, предшествующего подаче заявления, выполнялось одновременно три условия.

В таблице представлены требования, действовавшие до 1 июля 2021 года, и новые критерии.

Критерий Было Стало
Сумма налогов, подлежащих уплате 300 млн рублей * 100 млн рублей **
Доходы по данным бухотчетности 3 млрд рублей 1 млрд рублей
Балансовая стоимость активов на 31 декабря 3 млрд рублей 1 млрд рублей

* — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ

** — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, страховые взносы

Для организаций, которые уже участвуют в мониторинге, выполнение этих требований необязательно. Аналогично для участников КГН.

Правительство рекомендовало подумать о переходе на налоговый мониторинг ряду акционерных обществ и их дочерних компаний из специального перечня госкомпаний (распоряжение Правительства от 23.01.2003 № 91-р). Туда вошли компании из сферы авиаперевозок, нефтегазовой промышленности, добычи полезных ископаемых, финансово-кредитные организации и другие.

Преимущества
для участников

Снижение
нагрузки

За период мониторинга не проводятся камеральные и выездные проверки.

Уменьшается количество требований и запросов от органов.

Компания, проходящая мониторинг, получает репутацию добросовестного и надежного плательщика налогов.

Ускорение
процессов

Срок налоговой проверки календарного года сокращается с 4 лет 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.

НДС и акцизы можно возмещать быстрее в заявительном порядке.

Удобное взаимодействие с ФНС

Налоговые органы предупреждают, если находят нарушения и ошибки, которые могут привести к штрафам и доначислениям в будущем.

Обмениваться документами и информацией с налоговой можно в режиме реального времени.

В любой момент можно обратиться к инспекторам за мотивированным мнением по сложным вопросам.

Сделайте работу
по новым правилам проще

Работа с данными

Через систему можно загружать и раскрывать регламентные документы и данные СВК, проводить анализ данных и показателей отчетности, сравнивать первичные версии деклараций и корректировки.

Информационное взаимодействие с ФНС

Система поможет настроить структуру раскрытия информации: от самой декларации до учетных регистров. Передавайте в налоговую документы и пояснения по требованиям.

Визуализация

Все данные и информация отображаются в удобной форме с возможностью поиска, сортировки и группировки. Действия пользователей логируются. Каждый показатель отчетности можно проследить до уровня проводки или формулы.

Хранение данных

Все документы хранятся в течение требуемого периода времени.

Контур.Налоговый мониторинг — удобное решение для перехода на налоговый мониторинг

Не требует серьезных изменений учетной системы компании. Может интегрироваться с несколькими системами и электронными хранилищами данных, чтобы принимать документы для налогового мониторинга.

Информационную систему можно использовать также для внутренних бизнес-процессов компании: анализа и среза данных, подготовки отчетности.

Наши специалисты всегда на связи и готовы оказать необходимую помощь.

Переход на налоговый мониторинг — это просто


Вопросы и ответы

Налоговый мониторинг — это одна из форм налогового контроля. Проверяющие следят, чтобы организация правильно рассчитывала, полностью и вовремя платила налоги, сборы и взносы. Его главное отличие от других контрольных мероприятий — участие в мониторинге добровольное.

В процессе налогового мониторинга организация взаимодействует с проверяющими в режиме реального времени:

  • предоставляет отчетность, регистры и учетные данные для анализа;
  • дает пояснения, документы и информацию по запросам от налогового органа;
  • исправляет ошибки по замечаниям контроллеров;
  • запрашивает разъяснения по своим вопросам.

Особенность налогового мониторинга в том, что все взаимодействие происходит онлайн — организация дает проверяющим удаленный доступ к своей информации и отчетности. Это можно сделать, предоставив им полный доступ к информационной системе, витрине данных или направляя отдельные сведения и документы по ТКС через оператора ЭДО. Такая схема работы уменьшает количество запрашиваемых документов и помогает предвидеть риски и некорректные действия компании, что поможет избежать нарушений.

Так как налоговый мониторинг идет непрерывно, обычных камеральных и выездных проверок за его период не будет. Проверки возможны только в исключительных случаях, например, при досрочном прекращении налогового мониторинга или при проверке работы ваших инспекторов вышестоящим налоговым органом (п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ).

Он поможет получить освобождение от стандартных выездных и камеральных проверок. Во время мониторинга вы сможете получать от налоговой мотивированное мнение по возникающим вопросам, которое защитит от штрафов и пеней в случае ошибки. А за счет постоянного контроля можно будет предотвратить возможные нарушения.

В мировой практике основная цель налогового мониторинга — укрепить взаимное доверие между бизнесом и государством и сделать так, чтобы обе стороны лучше понимали свои обязательства и права.

Подход и цели ФНС России сформулированы в Концепции налогового мониторинга. Его основная задача — обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату налогов, сборов и взносов, повысить эффективность налогового контроля и снизить затраты на налоговое администрирование, уменьшить налоговые риски для организаций.

Возможно ли проведение выездных и камеральных налоговых проверок в период проведения налогового мониторинга?

В стандартном случае за период налогового мониторинга проверки не проводят. Они возможны только при следующих обстоятельствах:

  • мониторинг прекращен досрочно;
  • вышестоящий налоговый орган проверяет работу ваших инспекторов;
  • мотивированное мнение налоговой не исполнено в срок;
  • подана уточненная декларация за период мониторинга, в которой уменьшена сумма к уплате, увеличена сумма возмещаемого НДС (акциза) или увеличена сумму убытка.

Период налогового мониторинга — один календарный год. Срок его проведения — 1 год и 9 месяцев (ст. 105.26 НК РФ).

Пример. Организация подала заявление о переходе на мониторинг до 1 сентября 2022 года. В этом случае проверять будут период с 1 января по 31 декабря 2023 года. Сам мониторинг начнется 1 января 2023 года и закончится 1 октября 2024 года.

Если не отказаться от проведения налогового мониторинга, инспекция будет его автоматически продлевать на следующий год (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

Срок мониторинга может быть увеличен по инициативе руководителя или заместителя руководителя ИФНС. Такое возможно, если налогоплательщик подает уточненную декларацию или расчет за периоды мониторинга, наступившие после 1 июля 2021 года. Максимальное продление — шесть месяцев для уточненок по НДС и акцизам к возмещению и три месяца для других деклараций и расчетов.

Стандартный срок мониторинга одного календарного года — 1 год и 9 месяцев. Он может быть продлен при подаче уточненных деклараций или прекращен досрочно за нарушения.

Чтобы стать участником налогового мониторинга со следующего года, нужно подать заявление и документы до 1 сентября текущего года. Это делается только один раз, повторно подавать заявление для продления мониторинга на следующий год не требуется.

Документы для вступления в налоговый мониторинг

Вместе заявлением подайте следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информация об участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 %;
  • учетная политика;
  • документы, регламентирующие работу системы внутреннего контроля (далее — СВК).

Формы заявления и других документов утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. Документы по СВК должны соответствовать требованиям, утвержденными в приложении к приказу ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@.

Порядок подачи заявления и документов

Заявление и документы направьте в ИФНС по месту нахождения организации. Крупнейшие налогоплательщики подают их в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших. Сделать это всем следует до 1 сентября.

Отказать в мониторинге могут в следующих случаях (п. 5 ст. 105.27 НК РФ):

  • поданы не все документы;
  • выполнены не все условия для вступления;
  • регламент информационного взаимодействия не соответствует форме и требованиям;
  • СВК не соответствует требованиям.

Налоговая рассмотрит документы до 1 ноября и примет решение о проведении налогового мониторинга или об отказе. В течение пяти рабочих дней после принятия ИФНС направит свое решение организации. Если оно положительное, то с 1 января следующего года начнется мониторинг.

Чтобы пройти мониторинг в следующем году, нужно подать заявление и документы до 1 сентября текущего года. Их примет ИФНС по месту нахождения, проверит, а затем вынесет решение о проведении либо об отказе в проведении мониторинга.

Процесс проведения налогового мониторинга регламентируется статьей 105.29 НК РФ. Инспекторы анализируют риски организации, проверяют эффективность работы системы внутреннего контроля. Это дает возможность перейти от сплошной проверки к оценке налоговых рисков совместно с проверяемой организацией.

Совместная оценка рисков

Налогоплательщики раскрывают налоговой финансово-хозяйственную информацию и ежеквартально представляют информацию (приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@):

  • о рисках организации, идентифицированных СВК, с указанием их описания и источника, вероятности, возможных последствий и группы;
  • о рисках по отдельным сделкам и операциям с указанием вида и суммы сделки, сведений о контрагенте, реквизитов договора.

В свою очередь инспекторы оценивают отраслевые риски, анализируют контрольные процедуры и риски организации, а затем формируют план проведения мониторинга и объем мероприятий контроля.

Если во время мониторинга проверяющие находят противоречия и несоответствия в документах налогоплательщика, они направляют требование о представлении пояснений или внесении исправлений. Дополнительно для оценки рисков налоговый орган может привлекать специалистов и экспертов, проводить осмотры.

Если проверяющие найдут факты, которые свидетельствуют о том, что налоги, сборы, страховые взносы исчислены неправильно, уплачены не полностью или несвоевременно, то уведомят о наличии оснований для подготовки мотивированного мнения по ст. 105.30 НК РФ. В течение 15 дней организация вправе представить пояснения или внести исправления, сообщив об этом налоговой. Если с учетом этого выявленные нарушения не будут опровергнуты, инспекторы составят мотивированное мнение.

Мотивированное мнение

Мотивированное мнение — это позиция проверяющих по вопросам расчета и уплаты налогов, сборов, взносов. Также в мотивированном мнении налоговики могут оценить, насколько вы соблюдаете налоговое законодательство при отражении сделок и их результатов.

Мотивированное мнение может быть составлено:

  • по запросу организации — при возникновении у вас сомнений в правильности расчетов и уплаты налогов, учета операций и по другим фактам;
  • по инициативе инспекции — при выявлении нарушений законодательства.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в течение срока проведения мониторинга. Его направляют организации в течение пяти рабочих дней после составления. Мотивированное мнение не является основанием для штрафа. На него можно отреагировать двумя способами:

При невыполнении мнения до 1 декабря года, следующего за периодом мониторинга, инспекция проводит в организации выездную проверку, по итогам которой может оштрафовать, доначислить налоги или привлечь к другим видам ответственности.

Регламент информационного взаимодействия

Регламент составляется по форме, утвержденной в приложении № 7, и в соответствии с требованиями, перечисленными в приложении № 8 к приказу ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@.

В нем должно быть прописано:

  • способ взаимодействия с налоговым органом: с помощью доступа к информационной системе, доступа к аналитической витрине данных, по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • порядок раскрытия показателей налоговой отчетности;
  • данные о СВК с описанием, применяемых методиках, контрольных процедурах, порядке документирования.

Этот документ важно тщательно проработать, чтобы налоговая не отказала во вступлении в мониторинг. В будущем нарушение организацией регламента может стать причиной досрочного прекращения мониторинга.

Доброе имя и разумная экономия: эксперт рассказала, чем хорош налоговый мониторинг для предприятий

Новый формат налогового контроля — налоговый мониторинг — действует на просторах нашей страны с 2016 года. Однако до настоящего времени пользоваться им могли лишь крупные налогоплательщики. В 2021 году ситуация начала меняться, с введением новых правил налоговый мониторинг стал для предприятий еще более привлекательным, а уже с 2022 года к этой форме налогового контроля смогут подключиться и определенные представители среднего бизнеса. О сути и выгодах налогового мониторинга и основных требованиях для перехода к нему рассказывает эксперт по налогообложению Мария Гайнутдинова.

Эксперт по налогообложению Мария Гайнутдинова

Что представляет собой налоговый мониторинг и для чего его проводят?

Как уже было сказано, под налоговым мониторингом принято понимать относительно свежую форму налоговых проверок, которая введена в Российской Федерации с 2016 года.

В чем основные достоинства налогового мониторинга?

Переход на налоговый мониторинг приносит с собой немало выгод для организации, принявшей такое решение. К примеру, он многократно сокращает количество контрольных мероприятий, равно как и первичных проверяемых бумаг. Кроме того, в результате данного процесса снижается вероятность дополнительных налоговых начислений в ходе планирования производства и хозяйственно-финансовой деятельности. Налоговый мониторинг также помогает определить налоговые риски и оперативно урегулировать спорные позиции в начислении налогов, а также предупредить такие риски уже в ходе проектирования сделок и других операций. Нельзя не отметить и тот факт, что с переходом на налоговый мониторинг, предусматривающий онлайн-взаимодействие и практически полную финансовую открытость организации для проверяющих служб, она (организация) непременно будет признана добросовестным и надежным налогоплательщиком. Согласитесь, это неплохой плюс в копилку создания хорошей репутации для бизнес-партнеров, поставщиков и клиентов.

Каков период для проведения налогового мониторинга?

Для осуществления налогового мониторинга установлен период продолжительностью один календарный год. Срок мониторинга начинается с 1 января года, относящегося к указанному периоду, и заканчивается 1 октября того года, который за этим периодом следует.

Каковы особенности производства налогового мониторинга?

Организация налогового мониторинга проходит в соответствии со ст. 105.29 Налогового кодекса России. Во время этой процедуры (процесса) руководство организации совместно с налоговым органом оценивает налоговые риски, выявленные при внутреннем контроле.

Налоговый мониторинг имеет для предприятий немало преимуществ, особенно с 2021 года

Какие измерения в налоговом мониторинге произошли в 2021 году?

С 1 июля 2021 года в стране будет действовать немало поправок, благодаря чему форма налогового мониторинга станет для налогоплательщиков еще более привлекательной. К примеру, налоговая сумма за год, который предшествует году запроса на проведение процедуры, сократилась до 100 млн. рублей против существующих в настоящее время 300 млн. Также будут снижены требования к размеру годовых доходов и общей стоимости активов компании. Кроме того, процедура учтет НДФЛ со страховыми взносами, срок подачи заявления будет сдвинут до 1 сентября, а продлить мониторинг на грядущий год можно, не подавая новое заявление.

Налоговый контроль стал значительно проще с введением процедуры налогового мониторинга

Как правильно подать заявление и организовать процесс налогового мониторинга в 2021 году?

Налоговый мониторинг предусматривает определенные требования и затраты для его проведения. Заявление на желание участвовать в процедуре следует подать в налоговый орган — по месту расположения налогоплательщика. Затем налоговики проверяют организацию на готовность к переходу, равно как и все необходимые документы, а по результатам проверок принимают одно из следующих решений — провести налоговый мониторинг либо мотивированно отказаться от выполнения этой процедуры по основаниям, перечисленным в п.5 ст.105.27 НК РФ.

Налоговый мониторинг (НМ) – режим налогового контроля за крупнейшими компаниями, заменяющий налоговые проверки, в рамках которого организации предоставляют доступ к своим информационным системам учета и раскрывают систему внутреннего контроля.

Команда

Иван Родионов

Преимущества налогового мониторинга

Аспекты, требующие проработки перед переходом на НМ

Риски

  • Проверка правильности учета и проработка известных налоговых рисков
  • Повышенные требования к прозрачности ведения налогового учета и налогообложения операций для налогоплательщиков
  • Определение спорных налоговых позиций и рисков.
  • Приведение СВК в соответствие с требованиями ФНС России
  • Необходимость раскрытия информации о СВК и подготовки регулярной отчетности по СВК для налоговых органов
  • Необходимость дополнительной документации рисков и контроля.

ИТ-системы

  • Автоматизация ведения налогового учета и формирования отчетности
  • Организация электронного информационного обмена и документооборота с налоговым органом
  • Возможность предоставления налоговому органу доступа в учетную систему
  • Организация электронного архива.

Как EY может помочь

Специализированная команда EY, обладающая уникальным опытом по налоговому мониторингу, накопленным за восемь лет оказания услуг компаниям и ФНС России по НМ, готова оказать вашей организации содействие по следующим направлениям:

Основные сроки и даты участия в НМ


Почему EY?

Уникальный опыт по налоговому мониторингу

  • Мы участвуем в Экспертном совете по развитию налогового мониторинга и помогаем ФНС России развивать режим с 2012 года (включая подготовку законопроекта по налоговому мониторингу 2015 года и нормативных документов)
  • Мы реализовали более 100 проектов более, чем для половины действующих участников режима – компаний всех отраслей и масштабов деятельности
  • Мы сопровождаем клиентов на всех стадиях перехода на налоговый мониторинг – от оценки готовности до содействия в переговорах с налоговыми органами
  • Проекты по НМ проводятся специализированной командой, имеющей опыт проектов по налоговому мониторингу с 2012 года.

Глубокая технологическая экспертиза

Комплексный подход к проекту

Мы понимаем, что переход на налоговый мониторинг не ограничивается подготовкой пакета документов для налогового органа. Наше видение цели проекта – помочь клиенту разработать долгосрочную модель взаимодействия с налоговым органом, отвечающую интересам с точки зрения рисков, затрат и прибыли. Такой подход определяет состав нашей проектной команды, логику развития проекта и используемые инструменты. В состав кросс-функциональной команды EY по налоговому мониторингу входят опытные специалисты по налоговому учету и обработке данных, юристы, специалисты по СВК и ИТ-специалисты с богатым практическим опытом проведения совместных проектов для клиентов из всех ключевых индустрий экономики.

Опыт EY

Успешно выполненные проекты EY в области налогового мониторинга:

Анализ готовности компании к переходу на режим НМ

Более 40 проектов

  • Оценка внутренних процессов компании на предмет соответствия требованиям ФНС России
  • Выборочная проверка качества данных налогового учета
  • Разработка рекомендаций по переходу на режим НМ
  • Анализ преимуществ и недостатков перехода на НМ

Подготовка компании к участию в режиме НМ

Более 35 проектов

Разработка документов, регулирующих взаимодействие с налоговыми органами

Налоговый мониторинг (НМ) – режим налогового контроля за крупнейшими компаниями, заменяющий налоговые проверки, в рамках которого организации предоставляют доступ к своим информационным системам учета и раскрывают систему внутреннего контроля.

Команда

Иван Родионов

Преимущества налогового мониторинга

Аспекты, требующие проработки перед переходом на НМ

Риски

  • Проверка правильности учета и проработка известных налоговых рисков
  • Повышенные требования к прозрачности ведения налогового учета и налогообложения операций для налогоплательщиков
  • Определение спорных налоговых позиций и рисков.
  • Приведение СВК в соответствие с требованиями ФНС России
  • Необходимость раскрытия информации о СВК и подготовки регулярной отчетности по СВК для налоговых органов
  • Необходимость дополнительной документации рисков и контроля.

ИТ-системы

  • Автоматизация ведения налогового учета и формирования отчетности
  • Организация электронного информационного обмена и документооборота с налоговым органом
  • Возможность предоставления налоговому органу доступа в учетную систему
  • Организация электронного архива.

Как EY может помочь

Специализированная команда EY, обладающая уникальным опытом по налоговому мониторингу, накопленным за восемь лет оказания услуг компаниям и ФНС России по НМ, готова оказать вашей организации содействие по следующим направлениям:

Основные сроки и даты участия в НМ


Почему EY?

Уникальный опыт по налоговому мониторингу

  • Мы участвуем в Экспертном совете по развитию налогового мониторинга и помогаем ФНС России развивать режим с 2012 года (включая подготовку законопроекта по налоговому мониторингу 2015 года и нормативных документов)
  • Мы реализовали более 100 проектов более, чем для половины действующих участников режима – компаний всех отраслей и масштабов деятельности
  • Мы сопровождаем клиентов на всех стадиях перехода на налоговый мониторинг – от оценки готовности до содействия в переговорах с налоговыми органами
  • Проекты по НМ проводятся специализированной командой, имеющей опыт проектов по налоговому мониторингу с 2012 года.

Глубокая технологическая экспертиза

Комплексный подход к проекту

Мы понимаем, что переход на налоговый мониторинг не ограничивается подготовкой пакета документов для налогового органа. Наше видение цели проекта – помочь клиенту разработать долгосрочную модель взаимодействия с налоговым органом, отвечающую интересам с точки зрения рисков, затрат и прибыли. Такой подход определяет состав нашей проектной команды, логику развития проекта и используемые инструменты. В состав кросс-функциональной команды EY по налоговому мониторингу входят опытные специалисты по налоговому учету и обработке данных, юристы, специалисты по СВК и ИТ-специалисты с богатым практическим опытом проведения совместных проектов для клиентов из всех ключевых индустрий экономики.

Опыт EY

Успешно выполненные проекты EY в области налогового мониторинга:

Анализ готовности компании к переходу на режим НМ

Более 40 проектов

  • Оценка внутренних процессов компании на предмет соответствия требованиям ФНС России
  • Выборочная проверка качества данных налогового учета
  • Разработка рекомендаций по переходу на режим НМ
  • Анализ преимуществ и недостатков перехода на НМ

Подготовка компании к участию в режиме НМ

Более 35 проектов

Разработка документов, регулирующих взаимодействие с налоговыми органами

Читайте также: