Пилотный проект по налогам

Обновлено: 03.05.2024

Больничный лист в ФСС при прямых выплатах — это документ, подтверждающий временную нетрудоспособность. Листок нетрудоспособности и заявление на пособие передают работодателю, а организация формирует реестр для соцстраха.

Что такое пилотный проект и где он действует

Пилотный проект — это новый порядок, по которому оплачиваются больничные листы на портале ФСС (постановление правительства №294 от 21.04.2011). Как действует механизм прямых выплат: при наступлении страхового случая работник передает работодателю больничный лист и заявление на перечисление соцпособия. При необходимости к этим документам приобщаются справки о сумме заработка, полученного в расчетном периоде у других работодателей, и/или заявление о замене лет в расчетном периоде.

Бухгалтер рассчитывает часть выплат за счет организации: по пилотному проекту больничный 3 дня оплачивает работодатель, остальные дни — напрямую ФСС. Организация обязана передать документы в ФСС в течение 5 календарных дней после приема заявления от работника.

Прямые выплаты от соцстраха перечисляют только в случаях временной нетрудоспособности. Несчастные случаи на производстве оплачиваются по-старому.

Специалисты ФСС рассматривают заявление, проверяют листок нетрудоспособности и принимают решение о выплате. Предельный срок перечисления больничного ФСС при пилотном проекте — 10 дней с момента получения документов от организации (п. 9 постановления №294).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что делать бухгалтеру при прямых выплатах по больничным листам. Используйте эти инструкции бесплатно.

Пилотный проект действует в 77 регионах Российской Федерации. С 01.01.2021 к программе присоединятся:

  • Москва и Московская область;
  • Санкт-Петербург;
  • Краснодарский край;
  • Пермский край;
  • Свердловская область;
  • Челябинская область;
  • Ханты-Мансийский АО.

Если в регионе действует пилотный проект, работодатель обязан использовать механизм прямых выплат по временной нетрудоспособности.

Как заполняют при пилотном проекте

Бланк больничного листа утвержден приказом Минздравсоцразвития №347н от 26.04.2011, порядок заполнения — приказом №624н от 29.06.2011. Правила заполнения электронных листков нетрудоспособности закреплены в приказе №925н от 01.09.2020. Этот норматив начнет действовать с 14.12.2020.

Общие правила предусматривают заполнение бланка черной гелевой или капиллярной ручкой, шариковую использовать нельзя. Вот как заполняют больничный лист при пилотном проекте:

  1. Медучреждение отмечает код — для первичного листа, его продолжения или дубликата. Специалист медицинской организации ставит шифр заболевания, период болезни, дату выхода на работу.
  2. Указываются Ф. И. О. застрахованного лица и наименование организации. Отмечается, основное место работы у сотрудника или нет. Вносятся регистрационные сведения: номер страхователя и код подчиненности.
  3. Работодатель заполняет такие строки: количество отработанных лет и месяцев, средний заработок за 2 года, среднедневной заработок, оплачиваемый период нетрудоспособности, часть выплат за счет организации.
  4. Соцстрах указывает сумму пособия за счет ФСС, итоговую выплату по больничному листу.
  5. Руководитель организации страхователя и главный бухгалтер подписывают документ. Печать ставится только при ее наличии.

При участии в пилотном проекте страхователь не заполняет строки выплат за счет ФСС и итоговую сумму пособия.

Корректная подача в ФСС сведений о больничных листах подразумевает заполнение реестра. Его форма и порядок заполнения утверждены в приказе ФСС №579 от 24.11.2017. Реестр направляют в ФСС вместе с листком нетрудоспособности и заявлением на выплату пособия.

Если в штате организации больше 25 человек, страхователь формирует реестр и передает сведения в электронной форме. Если трудоустроено 25 человек и меньше, разрешено передавать документы на бумаге.


В приказе №579 указано, как сдать больничный лист в ФСС в 2020 году на бумажном носителе при прямых выплатах: подготовить листок нетрудоспособности, заявление на перечисление пособия и передать пакет документов специалисту территориального Фонда социального страхования.

Образец

Для примера приводим образец заполнения больничного листа в 2020 году работодателем при пилотном проекте — без суммы за счет ФСС и итогового расчета:

Образец заполнения больничного

Вручную заполнение бумажного больничного листа работодателем при прямых выплатах производится согласно правилам из приказа №624н. Записи вносят прописными буквами. Начинают заполнять слева, с первой ячейки.

Как провести в бухучете

Собрали проводки по больничному листу в 2020 году при пилотном проекте в таблице:

Описание операции по начислению БЛ

Для работников основных производств

Для служащих вспомогательных производств

При отнесении издержек на общепроизводственные расходы

При отнесении издержек на общехозяйственные расходы

Для сотрудников, обслуживающих производства и хозяйства

При отнесении издержек к реализационным расходам

При отнесении издержек к прочим расходам

Оплата БЛ за все дни болезни, если они полностью оплачиваются за счет соцстраха (например, в случае производственной травмы)

Выплату пособия за счет организации отражают проводкой ДТ 70 КТ 50 (наличные) или 51 (банковская карта).

Пилотный проект ФСС “Прямые выплаты” – это система взаимоотношений между Фондом социального страхования России, страхователями (работодателями) и застраховаными лицами (работниками), когда выплаты пособий производит непосредственно само территориальное отделение ФСС. Такая система позволяет лучше контролировать процесс назначения и получения пособий гражданами. В этой статье рассказываем про изменения в переходе на пилотный проект ФСС “Прямые выплаты” с 2021 года и приводим таблицу по всем регионам.

Как выплачивали пособия вне проекта ФСС

Напомним, что выплату пособий по временной нетрудоспособности и материнству (ВНиМ) в РФ регламентируют следующие нормативные документы:

Согласно этим документам, большинство стандартных пособий оплачивал работодатель. Затем, рассчитывая сумму страховых взносов, подлежащих уплате, работодатель уменьшал ее на суммы выплаченных пособий (делал зачет).

Постановление № 294 от 21.04.2011

Постановлением № 294 был утвержден перечень регионов, в которых должен был опробоваться данный проект в 2012 – 2020 годах. В документе утверждены положения, которыми должны руководствоваться выбранные для проекта регионы. Согласно данным положениям, пособия выплачивает не работодатель, а сам ФСС. Для этого работодатель должен заполнить и передать в фонд комплект документов.

  • обычных больничных;
  • больничных по беременности и родам;
  • единовременном пособии женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременном пособии при рождении ребенка.

Сюда же относятся:

  • пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием;
  • оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно – лицам, застрахованным по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Далее рассмотрим, какие изменения принёс 2021 год в отношении пилотного проекта ФСС.

Новый статус проекта ФСС с 2021 года

Изменения с 2021 года

Сначала Минтруд разработал поправки в Федеральные законы № 125-ФЗ и № 255-ФЗ, согласно которым прямые выплаты из ФСС стали обязательными для всех субъектов РФ. Это новшество предстоит освоить с 1 января 2021 года.

Все работодатели теперь обязаны направлять в ФСС информацию, предусмотренную обновленным законодательством. Она будет основанием для выплаты пособий.

Предостережем, что как для самих работников, так и для их работодателей предусмотрена ответственность за ложную информацию, направленную в ФСС для необоснованного получения пособия. При предоставлении недостоверных сведений, которые нанесли ущерб ФСС, виновные лица должны будут возместить этот ущерб.

Если же ФСС обнаружит ошибки – например, в больничном листке – то работнику или работодателю направят специальное уведомление о том, что необходимо внести исправления в документы.

С 2021 года ФСС может самостоятельно проводить проверки сведений, благодаря которым работник получил пособие. При этом Фонд может проводить свои проверки как совместно с налоговой, так и отдельно.

Также с 2021 года у всех работодателей появилась обязанность направлять в Фонд соцстраха уведомления о прекращении выплаты какого-либо пособия. Например – ежемесячного пособия по уходу за ребенком, если сотрудница вышла из декрета или решила уволиться.

И еще одно нововведение: с 2021 года работодатель должен консультировать работников по вопросам выплаты пособий. Пока непонятно, как это должно быть реализовано. Обычно у кадровых служб и бухгалтерии нет ни времени, ни желания разъяснять работникам их права.

Возможно, для этих целей крупные компании наберут в свой штат методологов, которые будут готовить памятки для сотрудников по жизненным ситуациям. А мелкие компании во избежание увеличения расходов на оплату труда, скорее всего, поручат консультирование все-таки бухгалтеру.

Какие пособия полностью перешли к ФСС

В ведение Фонда с 2021 года перешли почти все пособия и социальные выплаты. А именно:

  • пособия по временной нетрудоспособности (в т. ч. в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием);
  • оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого) на весь период лечения сотрудника, а также проезда к месту лечения и обратно;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
  • пособия по беременности и родам;
  • единовременные пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячные пособия по уходу за ребенком.

Всё это ФСС теперь напрямую платит тем, кому выплата положена.

При этом работодатели перечисляют страховые взносы в полном объеме, без проведения зачетов.

Что осталось по-прежнему

По старой схеме за работодателем оставили выплату пособия на погребение умершего сотрудника. Конечно, эти расходы можно потом вернуть, обратившись в ФСС с заявлением и предоставив туда необходимый комплект документов, включая заявление и справку о смерти.

Знайте, что как только ФСС получит полный пакет документов, у него есть 10 рабочих дней, чтобы всё проверить и вынести решение о выплате пособия. Далее в течение 2-х рабочих дней Фонд должен перечислить деньги на расчетный счет работодателя.

Кроме того, пособие за первые 3 дня болезни (подтвержденные больничным листом), как и раньше, оплачивает работодатель из собственных средств, без возмещения от ФСС.

Что делать работнику и нанимателю при обращении за пособием с 2021 года

Сотрудник, претендующий на получение пособия от ФСС, несет необходимые документы (к примеру, больничный листок) в 2021 году по-прежнему своему работодателю. Ему же передаёт и заявление на выплату, если оно нужно.

Пилотные регионы с 2012 по 2021 годы

Для тех, кто по каким-то причинам не совсем в теме (например, только приступил к бухгалтерской работе), рассмотрим, какие регионы и с какой даты были включены в пилотный проект ФСС “Прямые выплаты”.

Переход на систему прямых выплат пособий в 2020 году: что надо знать бухгалтеру

Чем система прямых выплат отличается от зачетной

Зачетная система

Рассмотрим, как действует эта система на примере пособия по временной нетрудоспособности. По окончании болезни работник приносит в бухгалтерию или кадровую службу больничный лист (или передает сведения об электронном листке нетрудоспособности). Работодатель вносит данные из бюллетеня в учетную систему, делает расчет в течение 10 дней и переводит пособие в ближайший день выплаты заработной платы. По желанию работодателя больничные можно перечислить отдельной суммой до дня выплаты зарплаты.

Система прямых выплат

Теперь рассмотрим особенности системы прямых выплат. Пилотный проект по выплате пособий напрямую из ФСС проходит с 2012 года в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.11 № 294 . В настоящее время в нем участвуют 77 регионов (10 их них — с 1 января 2020 года, а еще 8 — с 1 июля 2020 года).

Формы документов, необходимых для назначения и выплаты пособий в рамках пилотного проекта, утверждены приказами ФСС от 24.11 17 № 578 и 579.

В системе прямых выплат работник представляет все документы, необходимые для назначения пособия, в свою организацию. Но ответственность за перечисление выплат лежит на Фонде социального страхования. Работодатель не позднее 5 календарных дней должен представить в ФСС документы и расчет суммы пособия. Выполнить этот расчет можно в любой учетной программе или онлайн-сервисе.

Непосредственно застрахованному лицу ФСС выплачивает:

  • пособие по временной нетрудоспособности, в том числе из-за производственной травмы;
  • пособие по беременности родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • оплата отпуска сверх ежегодного на лечение и дорогу к месту лечения и обратно.

ВНИМАНИЕ

Для назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет достаточно один раз передать в ФСС необходимые документы и расчет. Получать от сотрудников повторные заявления не надо. Выплаты будут перечисляться с 1 по 15 число месяца, следующего за расчетным (например, сумма за июнь должна прийти с 1 по 15 июля).

Страхователю ФСС возмещает:

  • оплату четырех дней в месяц по уходу за ребенком-инвалидом (ст. 262 ТК РФ);
  • пособие по нетрудоспособности, выплаченное за счет межбюджетных трансферов;
  • пособие на погребение;
  • расходы на профилактические мероприятия по травматизму.

Работодатель не может уменьшить сумму страховых взносов на указанные выплаты. ФСС именно возмещает эти деньги. Чтобы их получить, организация должна обратиться в фонд.

ВАЖНО

В пилотных регионах действует особый порядок возмещения затрат на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, а также санаторно-курортного лечения лиц, занятых на работах с вредными или опасными факторами. Особенности установлены постановлением № 294, а форма заявления на возмещение расходов утверждена приказом Минздравсоцразвития от 11.07.11 № 709н.

Плюсы и минусы прямых выплат

Принципиальное отличие зачетной системы от эксперимента ФСС по прямым выплатам заключается в том, что в рамках пилотного проекта оплата пособий не зависит от того, перечисляет ли организация страховые взносы. Также неважно, есть ли деньги на ее расчетном счете: выплаты производит ФСС. Главное, что должен сделать работодатель из пилотного региона — своевременно представить пакет необходимых документов. Данные должны быть переданы в течение 5 календарных дней после того, как сотрудник принес документы в свою организацию.

Фонд, в свою очередь, имеет оперативную информацию по периодам нетрудоспособности и выплатам.

Работодатели, которые недавно перешли на прямые выплаты или сделают это в июле, оценят преимущества проекта: не надо изыскивать средства на выплату пособий и отражать эти суммы в отчетности. Главная сложность — большой объем дополнительной работы по обработке заявлений и формированию реестров. Количество операций увеличивается в разы, если работодатель не пользуется электронными больничными.

На каждый вид пособия работник заполняет форму заявления, которая состоит из 7 листов. При этом половина из них может остаться пустой. Заявление надо распечатать для каждого больничного листа. Работодатель должен хранить заявления, в том числе по уволенным работникам, и предъявить по требованию ФСС. В проекте изменений в приказ № 578 есть предложение формировать заявления только из заполненных полей, то есть работы будет меньше, но все же это достаточно объемная задача.

Также участники пилотного проекта должны составлять три вида реестров для следующих выплат:

  • пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также пособие женщинам при ранней постановке на учет по беременности (сведения могут передаваться в одной форме);
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Они формируются в печатном или в электронном виде. Печатные формы все разные. Электронные, в зависимости от учетной программы, можно передать одним файлом или сгруппировать по типам пособия.

И здесь бухгалтер столкнется с еще одной сложностью: печатные формы реестров огромны — в них включено до 47 столбцов. Поэтому, даже если в организации небольшой штат сотрудников, вести реестры в электронном виде гораздо удобнее.

ВНИМАНИЕ

Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Сдать бесплатно

Уменьшить количество операций по оформлению реестров помогут электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН).

Как электронные больничные облегчают работу бухгалтера

Из бумажных больничных листов все данные нужно переносить в реестр вручную. Тем же, кто перешел на систему ЭЛН, проще — в этом случае программа сама внесет в реестр сведения из электронных листков нетрудоспособности. Вероятно, в будущем ФСС упростит механизм заполнения реестра при использовании электронных больничных. Предполагается, что достаточно будет ввести номер ЭЛН и данные для расчета пособия. В случае с бумажными больничными ручной ввод сведений в реестр сохранится.

  • сертификаты квалифицированной электронной подписи;
  • средства защиты информации (Крипто Про CSP или VipNet CSP);
  • доступ в интернет;
  • программное обеспечение. Это может быть личный кабинет страхователя и (или) сервис, предоставляемый спецоператором, и (или) бухгалтерское ПО.

Сертификат электронной подписи. Чтобы получать электронные больничные с сайта ФСС, достаточно одного сертификата — на юридическое лицо. А чтобы отправлять заполненные больничные, необходимы три подписи:

  • организации,
  • руководителя организации;
  • главного бухгалтера.

Можно обойтись одним сертификатов. В этом случае нужно составить внутренний документ и доверенность, которая дает право подписывать ЭЛН сертификатом, выданным на определенного человека или организацию.

Средства криптозащиты информации. Выбор средств защиты зависит не от желания руководителя или бухгалтера организации. Его определяет выданный организации сертификат электронной подписи.

Часто работодатели сетуют на то, что сервис ФСС не позволяет скачивать сразу все ЭЛН по организации. В фонде объясняют это заявительным характером больничного (сотрудник может не предъявить его работодателю). В ближайшем будущем ФСС планирует ввести подписку на оповещения по выданным электронным больничным. То есть страхователь будет получат извещения о том, что по такому-то СНИЛС выписан, продлен или закрыт больничный лист. Для этого организация должна подключиться к системе электронного документооборота через спецоператора. Пока сервис подписки работает в тестовом режиме.

Очевидны преимущества электронных больничных: у кадровиков нет проблем с хранением и учетом бумажных форм, электронные больничные невозможно подделать, а кроме того, всем участникам взаимодействия доступны сведения о периодах нетрудоспособности, полученных ЭЛН и выплаченных пособиях. Информация хранится в системе ФСС и может запрашиваться страхователем неоднократно. А самое главное — переход на электронные больничные существенно упрощает формирование реестров, исключает ручной ввод данных и минимизирует риск ошибок.

Собираемость налогов растет, фирм-"однодневок" становится меньше. Об этом шла речь на встрече президента с главой ФНС Михаилом Мишустиным. Владимир Путин поддержал идею опробовать новое мобильное приложение для самозанятых в пилотных регионах. Ожидается, что это значительно упростит отчетность.

"Начнем с собираемости - традиционный вопрос", - предложил глава государства. - Потом, я знаю, что у вас были некоторые предложения, идеи, - обсудим их тоже".

Фото: depositphotos.com

Как рассказал Мишустин, в январе-мае "держится достаточно неплохая тенденция по поступлению налоговых доходов во все уровни бюджета".

"В частности, консолидированный бюджет - плюс один триллион рублей по сравнению с пятью месяцами 2017 года - это 8,3 трлн рублей. Федеральный бюджет - рост 18,9 процента, 4,4 трлн", - привел он цифры.

"Нас радует то, что рост ненефтегазовых доходов продолжается, это больше 10 процентов", - продолжил докладчик. При этом значительный прирост дал и налог на добычу полезных ископаемых - плюс 29,5 процента, из-за цены на нефть. Налог на прибыль - плюс 12,5 процента. Собираемость НДС растет уже пять лет. Плюс 14 процентов, привел цифры Мишустин. "Налог на доходы физических лиц - плюс 12,9 процента при среднем темпе зарплаты в 12,1", - продолжил он. Также отмечен рост собираемости страховых платежей в Пенсионный фонд, Фонд соцстрахования и ФОМС. Это плюс 13,1 процента, сказал Мишустин. "Стабилизированы все необходимые действия, связанные с построением взаимодействия Налоговой службы с Пенсионным фондом", - заверил он. Для бизнеса это значит - один вид отчетности.

Глава ФНС также рассказал о снижении количества "однодневок". "Компании, которые, скажем так, занимались агрессивным налоговым планированием, в 2016 году совместными усилиями с правоохранительными органами мы стали исключать их из реестра юридических лиц, заниматься очень серьезно профилактическими мерами", - сообщил он. "Снижение в пять раз", - отчитался Мишустин. Если в 2016 году таких фирм было где-то 1 миллион 649 тысяч, больше трети от общего количества юридических лиц в стране, то сейчас - 309540, примерно 7,3 процента. "Экономика очищается от тех недобросовестных налогоплательщиков, которые не платят налоги и используют агрессивные схемы", - подытожил он.

Фото: Depositphotos.com

"Это в результате применения вот этих новых методов, о которых вы сказали?" - уточнил Путин.

"Совершенно верно, это целый комплекс мероприятий совместно с правоохранительными органами, с Центральным банком и с Росфинмониторингом, - подтвердил собеседник. - И это, собственно говоря, исключение из реестра, потому что законодательство поправили в 2016 году и исключили из данного реестра более чем 1 миллион 300 тысяч недействующих компаний".

Рассказал Мишустин и об исполнении поручения президента, которое звучало и в Послании Федеральному собранию, - по созданию специального механизма для работы самозанятых. "Это в первую очередь должен быть механизм, как вы сказали, удобного интерфейса между людьми и налоговой службой для того, чтобы было достаточно просто зарегистрироваться и практически в один клик исполнить обязательства перед государством", - заметил докладчик.

"В частности, создано (пока проект) специальное мобильное приложение, которое позволит регистрироваться в налоговой службе, не приходя в центры регистрации, и позволит осуществлять платежи фактически без налоговой отчетности, без сдачи каких-то специальных справок и документов, - сообщил глава ФНС. - Мы также считаем, что это может быть сделано так, чтобы соответствующие страховые платежи, которые платят индивидуальные предприниматели в конце года, были включены в сам налог".

Фото: Михаил Метцель/ТАСС

Мишустин попросил поручить отработать технологию пилотно в четырех регионах (Москва, Московская область, Калужская область и Татарстан). "Так же, как мы отрабатывали пилотно внедрение контрольно-кассовой техники (онлайн-касс) как раз перед началом промышленной эксплуатации в стране", - уточнил он. С 1 января 2019 года в течение полугода можно было бы опробовать технологию, и, если все будет хорошо, распространить на всю страну. "Для того, чтобы людям удобно было исполнять обязательства, это было необременительно, практически без сдачи какой-то специальной отчетности", - заметил глава ФНС.

Читайте также: