Перевод бизнеса налоговые риски

Обновлено: 10.05.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

В этой статье разберемся с вопросами расчетного счета и личной карты физлица ИП. Ответим, допустимо ли для ИП получать или переводить средства на обычную пластиковую карту, свою или третьего лица, и чем это может быть чревато.

Можно ли вообще без расчетного счета?

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, и он может завести себе пластиковую карту того или иного банка, на остаток средств которой банк будет начислять проценты. Может показаться, что это удобнее, чем платить за обслуживание расчетного счета. Тем более что закон не обязывает ИП проводить операции через банк, если лимит по наличным расчетам не превышает порога в 100 тыс. руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Речь идет только об ИП, для юридических лиц наличие расчетного счета строго обязательно.

Рассмотрим причины, почему для ИП все же удобнее пользоваться расчетным счетом.

Итак, работать с одной только банковской картой без расчетного счета для ИП неудобно и невыгодно. Значит, встает вопрос, можно ли их сочетать и как именно.

Перевод денег ИП себе как физлицу — это обналичка?

Личный счет вместо расчетного — зачем?

Предприниматель, который задается вопросом, можно ли вести расчеты не через р/с, а через личную карту физического лица, хочет обеспечить себе некоторые выгоды:

  • не нужно проходить процедуру открытия расчетного счета;
  • некоторая часть клиентов предпочитает делать оплату с карты на карту;
  • экономически выгоднее: обслуживание банковской карты значительно дешевле, чем р/с.

Законно ли такое желание с точки зрения налогового законодательства и правил кредитных организаций?

Мнение налоговой

Проанализировав НК РФ, можно сделать выводы относительно позиции фискальных органов относительно использования личной банковской карты для предпринимательской деятельности физлица:

  • для ИП нет законодательного требования открывать расчетный счет;
  • закон не разделяет личное имущество и средства самого ИП и его бизнеса;
  • Налоговый кодекс прямо не запрещает применять личные счета в предпринимательской деятельности физлиц;
  • не имеет значения, какой именно вид счета используется для зачисления или перечисления средств (п. 2 ст. 11 НК РФ);
  • сообщать налоговой об открытии р/с предприниматель не обязан, хотя сделать это рекомендуется.

ВЫВОД: прямо не запрещено – значит, допускается. Налоговое законодательство формально не возражает против применения личной карты в целях предпринимательства, конечно, с учетом рисков, которые мы рассмотрим ниже.

Мнение банка

Получение личной банковской карты – это тоже договор с банком, и следует изучить его положения, чтобы не нарушать их, хотя они и не являются подзаконными актами.

Если налоговая не разделяет текущие и расчетные счета, то банк делает это достаточно четко – Инструкция ЦБ РФ №153-И от 30 мая 2014 г. разрешает физлицам открывать текущие счета для операций, не имеющих целью предпринимательство, а для этой деятельности ИП либо юрлицу должен быть открыт расчетный счет (это оговаривается в п.2 данной Инструкции).

В договоре прямо может быть прописан запрет использования текущего счета для предпринимательства, либо такой запрет значится в регламенте банка, с которым вы автоматически соглашаетесь, заключая договор.

ВЫВОД: банк, как кредитная организация, против использования личных карт для предпринимательских целей, поскольку открытие и обслуживание р/с стоит дороже, а значит, выгоднее для банка.

Чего хотят и чем рискуют индивидуальные предприниматели

Предпринимателей интересует возможность производить следующие виды операций:

  • оплата на личную банковскую карту со стороны клиентов;
  • вывод денег со своего расчетного счета на свою банковскую карту;
  • перевод денег со своего р/с на банковские карты третьих лиц.

Рассмотрим подробнее возможность и риски каждой из них.

Зачисление чужих средств на личную карту ИП

Можно ли получать на свой текущий счет оплату от клиентов, особенно регулярно? Иными словами, это будет использование личной карты в целях предпринимательства. Исходя из позиций налоговой и банка, ответы будут разные: налоговая прямо не возражает, банк запрещает, но не всегда может проконтролировать.

Возможные риски от налоговой

Возможные риски от банка

Если предприниматель нарушает условие пользования услугой банка, а проведение через личную карточку предпринимательских денег – это нарушение, банк вправе прекратить поставлять услугу, то есть заблокировать карту, причем не только данную, но и другие, принадлежащие этому лицу. Кроме того, в рамках борьбы с легализацией незаконных доходов, регламентированной ФЗ №115, банки обязаны сообщать в налоговую и в правоохранительные органы о подозрительных движениях средств. Таковыми вполне могут счесть регулярные поступления на карту физлица, особенно в крупных размерах. ИП придется решать вопрос не только с банком – объяснять и подтверждать источники получения средств.

Вывод своих средств с расчетного счета на свою карту

Возможные риски

Если в рамках этой операции регулярно проходят большие суммы, придется объяснять их происхождение и назначение в налоговой, чтобы не получить обвинения в уклонении от уплаты налогов.

К СВЕДЕНИЮ! Пополнение собственного р/с со своей карты можно производить без рисков и ограничений.

ИТОГ: данная операция разрешена, но злоупотреблять ею не стоит. Если будет доказано, что переведенные средства вы используете для бизнеса, с них придется заплатить налог. Для личных целей – переводите на здоровье.

Перевод средств со своего р/с на чужие пластиковые карты

Такой способ расчета может иметь место в двух ситуациях:

  • оплата услуг партнеров или заработной платы своих сотрудников, минуя расчетный счет;
  • личные переводы средств (например, родственникам).

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Заработную плату сотрудникам платить на их пластиковые карты вполне можно, но при этом с каждого платежа будет обязательно удержан соответствующий налог (НДФЛ и страховые отчисления).

Второй случай, по логике, не должен быть крамольным. Теоретически разве не может предприниматель оплатить заработанными в бизнесе деньгами покупки жены, лечение родственника и т.п.? Однако закон говорит о том, что расчетный счет предназначен именно для предпринимательской деятельности. Поэтому ситуация неоднозначная.

Возможные риски

Они, как всегда, заключаются в том, что налоговая должна контролировать движение ваших денег и следить, чтобы все налоги с доходов были уплачены. Перевод с р/с в пользу третьих лиц должен производиться только в личных целях, а если это оплата, то с нее платятся налоги. Таким образом, если вы совершаете такие платежи, то должны быть готовы в любой момент объяснить их цель, а также прояснить отношения с получателем средств – личные, а не деловые. До выяснения этих обстоятельств банк может заблокировать карту как ИП, так и получателя средств.

РАБОТА С БАНКОМ


7 МИН

Риски дробления бизнеса на несколько компаний

Рассказываем, чем чревато для юридических лиц и предпринимателей искусственное дробление бизнеса.


Разберём в качестве примера историю нашего клиента из Барнаула и укажем на ошибки (мы изменили имя и некоторые факты его истории).

У Бориса была небольшая сеть ресторанов. Бизнес приносил неплохой доход и стабильно рос. В какой-то момент количество сотрудников и оборот компании приблизились к порогам для упрощёнки — это значило изменение системы налогообложения и повышение налоговой ставки. Как следствие, снижение маржинальности и потеря существенной части дохода.

Чтобы не пришлось платить больше налогов, наш клиент зарегистрировал второе юрлицо, открыл счёт в том же банке, чтобы сэкономить на комиссиях, и часть денежных потоков пустил через него.

Через 3 месяца к Борису пришла налоговая проверка, которая обнаружила и доказала, что дробление создано искусственно, чтобы уйти от налогов.

Нашего клиента можно понять — у него большая компания, он хотел сократить расходы на налоги и, на его взгляд, ничего противозаконного не сделал. Но банк размышлял иначе: не увидев экономического смысла в однотипных операциях между юрлицами, он направил запрос и ограничил обслуживание. А налоговая доначислила налоги к уплате и выставила штрафы.

Что такое дробление бизнеса

Разберёмся, что это такое с точки зрения закона.

Дробление бизнеса — это деление компании и искусственное распределение выручки между взаимозависимыми лицами для получения необоснованной налоговой выгоды. Цель — сэкономить на уплате налогов при спецрежиме и получить налоговые льготы. Так налоговая видит эту ситуацию.

  1. Снижение налоговой нагрузки компании на ОСН после появления новых партнёров, использующих спецрежимы или льготы.
  2. Перевод сотрудников в новые компании без изменения функций и рабочих мест.
  3. Взаимосвязанные виды деятельности, направленные на достижение общего результата.
  4. Общие поставщики и покупатели, помещения, сайты, контактные телефоны.

Законодательство не запрещает создавать множество взаимозависимых компаний, даже задействованных в общем бизнес-процессе.

Дробление допустимо, если оно сделано не формально и имеет деловую цель. Например, вы решили расширить бизнес и под новый вид деятельности открыли самостоятельное юридическое лицо.

Ошибки при дроблении бизнеса

Наш клиент мог избежать последствий, которые с ним произошли. Вот главные ошибки:

  • Единый производственный процесс для обеих компаний, подконтрольных одному предпринимателю.
  • Общее имущество для ведения хозяйственной деятельности.
  • Создание нового юридического лица незадолго до превышения лимита, прописанном в налоговом кодексе (Лимиты на применение УСН).
  • Одинаковые адреса регистрации, IP-адреса сайтов, счета в одном банке.

Как правильно раздробить бизнес

Чтобы избежать штрафов и ограничений, соблюдайте простые правила:

  1. Арендуйте отдельные офисы для каждой компании.
  2. Покупайте обеим компаниям собственное оборудование и технику.
  3. Придерживайтесь той же налоговой нагрузки, которая была до дробления бизнеса.
  4. Нанимайте разных сотрудников. В каждой организации должен быть свой штат людей, которые не могут работать одновременно в двух компаниях.
  5. Оплачивайте налоги и хозяйственные расходы с расчётного счёта.
  6. Выбирайте разные ОКВЭД для компаний.

Подробнее о нюансах и правилах ведения бизнеса в соответствии с 115-ФЗ, которые помогут избежать таких же ошибок, в статье “Как избежать ограничения операций по счёту”.

Проверить свой бизнес на соответствие нормам 115-ФЗ поможет сервис “Риск блокировки”, а проконсультироваться по результатам мониторинга операций за последние 12 месяцев можно через “Комплаенс-помощник”.


Налоговые риски при ведении бизнеса чреваты пристальным вниманием со стороны налоговых органов, обязанных контролировать достоверность данных для формирования баз, от которых начисляются налоги. Высокий уровень подобных рисков служит основанием для назначения выездной проверки налогоплательщика. Что же относится к числу налоговых рисков и можно ли ими управлять — об этом в нашей статье.

Налоговые риски бизнеса — существует ли перечень?

Возникновение налоговых рисков у бизнеса — явление, обусловленное прежде всего желанием налогоплательщика снизить суммы уплачиваемых налогов законными или незаконными способами. Хотя могут иметь место и иные факторы:

  • неосведомленность о положениях законодательства или их изменении;
  • недостаточность информации о контрагентах или сути проводимых операций;
  • технические ошибки.

То есть налоговые риски имеют место в ситуациях, когда требования законодательства игнорируются либо соблюдаются с нарушениями. Наличие признаков ведения бизнеса с налоговыми рисками является для налогового органа основанием для инициирования процедуры проведения выездной проверки. Руководство к определению наличия/отсутствия налоговых рисков у организации или ИП содержит приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором приведен перечень основных критериев оценки налоговых рисков (приложение № 2). Этот перечень не только не закрыт для налогоплательщиков, но и, наоборот, рекомендован им для самостоятельного использования.

В числе критериев, свидетельствующих о присутствии налоговых рисков у предприятия, отмечено:

  • наличие:
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня налоговой нагрузки;
    • убытков на протяжении ряда налоговых периодов;
    • высокой доли вычетов по НДС;
    • несоответствия в росте доходов и расходов, указывающего на более высокие темпы увеличения последних;
    • низкого в сравнении со средним для отрасли по региону уровня зарплаты;
    • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
    • высокой доли расходов ИП, уменьшающих начисляемый ими НДФЛ от предпринимательской деятельности;
    • необоснованного количества посредников в сделке;
    • действий, свидетельствующих о нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
    • частой смены мест постановки на налоговый учет;
    • низкого в сравнении со средним по отрасли уровня рентабельности осуществляемой деятельности;
    • личного взаимодействия представителей контрагентов при заключении договоров;
    • документов, подтверждающих полномочия руководителя/представителя контрагента;
    • данных, подтверждающих факт госрегистрации контрагента, реальность ведения им хоздеятельности;
    • обоснования разумности применяемых контрагентом цен по сделке и установления длительных отсрочек по оплате;
    • взаимодействия с поставщиками-физлицами, являющимися традиционными производителями продукции определенных видов;
    • попыток взыскания образовавшихся долгов;
    • процентов и обеспечений по выдаваемым/получаемым займам.

    Большую часть этих критериев можно отнести к влияющим на возникновение рисков в момент заключения договора и на расчет наиболее объемных для бюджета налогов (НДС и на прибыль). Несмотря на то что налог на прибыль платят только юрлица, работающие на ОСНО, многие правила учета доходов и расходов по нему применяются при УСН. Поэтому эти правила оказываются значимыми также для организаций и ИП, работающих на вмененке.

    Какие риски относятся к возникающим при заключении договора?

    Налоговые риски при заключении договоров являются следствием либо преднамеренного включения в число контрагентов сомнительных лиц, либо недостаточной проверки данных о партнере. Причем во втором случае ответственность за невыявление сведений, свидетельствующих о ненадежности контрагента, исходя из положений приказа ФНС России № ММ-3-06/333@, тоже возлагается на налогоплательщика.

    Таким образом, заключая договор, надо:

    • собрать максимальное количество информации о партнере и его деятельности, подтвердив ее документальными свидетельствами;
    • саму процедуру согласования условий соглашения сделать абсолютно прозрачной и сопроводить доказательствами реальности контактов представителей сторон;
    • подтвердить документально оправданность выбора именно этого контрагента, в т. ч. в части предложенных им цен и участия его в сделке в качестве посредника;
    • запастись обоснованием включенных в договор условий об оплате, отсрочках, штрафных санкциях.

    Если условия договора окажутся все-таки нарушенными партнером, то подтверждать свою добросовестность при его выборе налогоплательщику придется, предъявляя доказательства попыток взыскать причиненный ущерб.

    Невыполнение этих требований при наличии существенного влияния результатов взаимодействия с таким партнером на объем подлежащих уплате налогов может привести к тому, что контрагент будет сочтен проблемным, а сделка, заключенная с ним, сомнительной. Соответственно, из расчета налоговых обязательств данные по таким сделкам налоговый орган исключит.

    Налоговые риски по НДС в 2018 году

    В оценке налоговых рисков по НДС в 2018 году следует ориентироваться на величину доли вычетов, устанавливаемую:

    • директивно как не превышающую 89% за год в целом (п. 3 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@);
    • как среднюю по регионам ежеквартально на основании данных фактической отчетности, представляемой в налоговые органы.

    Последний показатель учитывает особенности налогообложения в каждом из регионов. Эти особенности могут обусловливаться как возможностью применения определенных налоговых льгот, так и преобладанием того или иного вида деятельности, отражающегося на итоговой величине вычета.

    Налогоплательщику, данные которого по доле вычетов, задействованных при определении суммы НДС, подлежащего уплате за налоговый период, отклоняются от цифры, средней для региона, придется либо давать налоговому органу убедительные объяснения причин такого отклонения, либо принимать меры к тому, чтобы избежать отклонений. Последнего, в частности, можно достичь, используя возможность применения отсроченного вычета (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

    Риски предприятия по налогу на прибыль

    Если налоговые риски, возникающие при заключении договора или при работе с НДС, касаются как юрлиц, так и ИП, то исключительно к налоговым рискам организации относятся налоговые риски по налогу на прибыль (при условии что организация работает на ОСНО).

    В связи с налогом на прибыль риски возникают прежде всего в отношении обоснованности расходов, учитываемых в уменьшение базы по этому налогу. Роль здесь будут играть:

    • наличие/отсутствие поставщиков, относимых к числу проблемных контрагентов, и сомнительных сделок;
    • обоснованность цен, применяемых при сделках с поставщиками;
    • соответствие затрат критериям возможности принятия их в состав расходов, в т. ч. в части ориентира на лимиты, установленные для этого;
    • соотношение доходов и расходов, отражающееся в т. ч. на уровне рентабельности осуществляемой деятельности;
    • обоснованность убытков предшествующих лет.

    Управление налоговыми рисками

    Процесс управления налоговыми рисками предполагает:

    • организацию работы только с проверенными контрагентами;
    • следование в вопросах определения налоговых баз и итоговых сумм налоговых платежей правилам, не выходящим за рамки действующего законодательства;
    • соблюдение соответствия цифровым показателям, считающимся у налогового органа приемлемыми для налога/расхода определенного вида;
    • систематическое проведение анализа результатов деятельности и ее налоговых последствий.

    Налогоплательщику, сомневающемуся в возможности принятия результатов каких-либо операций к налоговому учету, рекомендуется исключать их из налоговых расчетов (п. 12 приложения № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333@). В случае если подобные операции оказались учтенными при составлении налоговой отчетности, эту отчетность следует уточнить, сопроводив ее пояснительной запиской. Такие действия позволят снизить риск проведения выездной налоговой проверки.

    Итоги

    Ведение коммерческой деятельности сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. Перечень признаков, свидетельствующих о наличии рисков, приведен в приказе ФНС России № ММ-3-06/333@. Основные из этих признаков касаются вопросов заключения договоров, начисления НДС и налога на прибыль. Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.

    Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
    Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


    В бизнесе всегда есть риски. Например, финансовые или производственные. Они приводят к потере денег. Но есть и налоговые риски, которые увеличивают шансы незапланированной проверки от налоговиков. Рассказываем, как не допустить эти угрозы и избежать санкций со стороны ФНС.

    Что такое налоговые риски?

    Это негативные ситуации между контролирующими органами и бизнесом. То есть с этими рисками сталкиваются 2 стороны:

    • Государство. Это снижение поступлений налоговых отчислений в бюджет. Поэтому ФНС проводит максимальную автоматизацию, чтобы бизнес не применял схемы для снижения налоговой нагрузки.
    • Предприниматели. Это любые действия со стороны государства, которые увеличивают налоговую нагрузку: изменения законов и актов, повышение ставок, отмена льготных налоговых режимов. Кроме этого, к налоговым рискам приводят ошибки в учете или незаконная оптимизация.

    Виды налоговых рисков для предпринимателей

    В целом в бизнес есть 2 группы рисков:

    • Внутренние. Это ошибки в учете из-за непрофессионализма сотрудников или применения серых схем. Например, компания решила сдать поддельные авансовые отчеты, а налоговики это обнаружили.
    • Внешние. Действия со стороны государства, которые приводят к повышению налоговых отчислений. Например, отмена ЕНВД. На эти действия предприниматели не могут повлиять.

    На что обращает внимание ФНС?

    Если говорить про внешние риски, то налоговики не всегда приходят с проверками к предпринимателям. Но специалисты выделяют 12 признаков, которые вызовут подозрения у сотрудников ФНС.

    Низкая налоговая нагрузка

    Для расчета нагрузки применяют формулу: Сумма уплаченных налогов / Выручка * 100%. Сумму налогов смотрят по декларации, а выручку берут из данных Росстата. Если нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, то это подозрительно.

    Убытки в учете

    Налоговики начнут проверку компании, если в налоговом и бухгалтерском учете есть убытки больше 2 лет подряд.

    Крупные вычеты по НДС

    Если вычет по НДС из суммы налогов равен 89% за 12 месяцев, то это повод начать налоговую проверку.

    Расходы увеличиваются, а доходы нет

    Всегда подозрительно, если бизнес нескольких отчетных периодов работает в минус. Конечно, есть инвестиционные проекты, но в ФНС могут заинтересоваться ситуацией. Поэтому учет должен быть без ошибок.

    Низкая зарплата

    На сайте Росстата и ФНС есть показатели средней зарплаты по отрасли. Если сотрудники получают ниже среднего, то это один из признаков серой зарплаты.

    Показатели приближаются к предельным значениям спецрежимов

    Если за год показатели бизнеса по лимитам выручки, численности сотрудников, стоимости основных средств достигли переделов или меньше только на 5%, то для ФНС это подозрительно.

    Доходы равны расходам

    Этот критерий относится только к ИП. ФНС подозревает предпринимателя в незаконном уменьшении налогов, если бизнес не получает прибыль.

    Сотрудничество с подозрительными контрагентами

    Налоговики отслеживают цепочки поставщиков. Подозрительно, если среди контрагентов есть фирмы-однодневки или компании, которые не смогут выполнить обещанных работ.

    Игнорирование запросов ФНС

    Налоговики присылают требования, чтобы предприниматель объяснил подозрительные моменты в учете. На ответ дают 5-10 рабочих дней. Если этого не сделать, то начислят штраф и заблокируют расчетный счет.

    Частая смена юридического адреса

    Если компания без серьезных причин несколько раз поменяла местонахождение, то это признаком фирмы-однодневки.

    Низкая рентабельность

    Если показатели на 10% ниже средних по отрасли, то это признак недобросовестного учета.

    Высокий налоговый риск

    Если сотрудничать с контрагентами без информации в открытом доступе, с адресом массовой регистрации, то это признак ухода от налогов.

    Как уменьшить налоговые риски?

    Главное, знать свою систему налогообложения с требованиями, лимитами, сроками сдачи отчетов. Разобраться в вопросе можно самостоятельно или с помощью специалистов.

    Выплата дивидендов из российского общества в адрес кипрской компании – практика очень популярная: можно применить пониженные ставки российского налога у источника в рамках договора об избежании двойного налогообложения (ДИДН). Это позволяет увеличить доходы конечного получателя.

    Но только кто является таким получателем? Начиная с 2016 г. в этом вопросе активно разбираются налоговые инспекции. Их активность, как ожидается, достигнет пика в нынешнем году.

    Налоговая практика сейчас активно формируется, но зачастую суды встают на сторону инспекции и подтверждают необоснованное применение налогоплательщиком пониженных ставок. Ему приходится оплачивать не только существенную недоимку по налогу, но и пени.

    Размеры доначислений способны очень сильно расстроить, так что налогоплательщикам самое время начинать бить в колокола и проводить внутреннюю проверку деятельности.

    Оправдались пессимистичные прогнозы консультантов, ведь, похоже, что иностранным холдингам уже не удастся избежать предметного разговора с налоговым инспектором.

    Мы постарались отразить аргументы налоговой инспекции в виде конкретных рекомендаций налогоплательщикам. Прошлое это, конечно, не исправит, но позволит критически посмотреть на свою иностранную холдинговую структуру.

    После определения того, что кипрский холдинг не случаен, речь, скорее всего, пойдет про обоснованность применения пониженных ставок. В связи с этим не лишним будет убедиться в следующем.

    Холдинг – не просто получатель денег

    Органы управления иностранного холдинга должны быть независимы и отличаться по персоналиям от органов управления российского дочернего общества, совершающего выплату, а также от органов управления его материнской компании.

    В момент принятия решений директора холдинговой компании должны находиться в юрисдикции ее учреждения (например, на Кипре). Это значит, что директору надо иметь под рукой все корешки билетов и штампы вылета в паспорте (вне зависимости от гражданства).

    Еще одним важным признаком бенефициарного права на получаемый доход, который выделяет налоговая инспекция, является соразмерность получаемого дохода предпринимательским рискам и расходам холдинговой компании. Иными словами, получаемые от российского общества дивиденды (или иные выплаты, подпадающие под ДИДН) не должны быть единственным источником доходов холдинга, а сам он должен планировать свой бюджет, имея не заранее определенный минимальный набор расходных статей, а полноценный перечень расходов, характерный если не для операционного бизнеса, то для компании, которая владеет рядом бизнес-активов и стремится снизить свои предпринимательские риски. Кроме того, холдинг не должен быть убыточным.

    Расходы холдинговой компании должны быть оплачены с ее счетов, открытых в местном банке, а объем получаемых дивидендов не должен полностью выплачиваться в пользу акционеров холдинга. Подобная выплата будет явным образом свидетельствовать о кондуитном характере деятельности холдинга.

    Требования к холдингу

    Сама холдинговая компания должна обладать рядом характерных технических признаков, без которых доказать ее фактическое право на доход будет практически невозможно. К таким признакам могут быть отнесены, в частности:

    • собственный или арендованный на долгий срок офис (договор аренды или купли-продажи офиса в наличии);

    • офис полностью пригоден для размещения сотрудников, хранения документов, проведения переговоров и т. п. (есть компьютеры, принтеры, телефоны, модем и проч.);

    • сотрудники офиса имеют релевантный опыт и квалификацию, которая позволяет им в полной мере реализовывать их рабочую функцию;

    • трудовые договоры у всех сотрудников холдинга и подтверждение, что холдинг в полном объеме оплачивает за них социальные и пенсионные взносы;

    • в холдинге заблаговременно разработаны и приняты правила оборота и хранения документов;

    • печать компании (при наличии) хранится только в ее офисе и не передается в дочернюю компанию;

    • холдинговая компания имеет счета, открытые в иностранном (например, кипрском) банке, и подписантом по ним является директор холдинговой компании, постоянно находящийся в юрисдикции ее учреждения;

    • холдинговая компания несет расходы на внешних контрагентов (например, на консультантов), и представители последних могут подтвердить факт их привлечения к оказанию услуги сотрудниками холдинга, а также факт оплаты им этих услуг;

    • холдинговая компания своевременно оплачивает налоги с помощью собственных сотрудников или привлеченного бухгалтера.

    После того как налогоплательщик проанализирует вышеуказанные признаки, крайне важно убедиться, что каждый сотрудник холдинга и налогоплательщика правильно понимает, каким образом в группе налажены бизнес-процессы. В противном случае есть риск, что даже холдинг, полностью соответствующий понятию фактического получателя дохода, может представить перед глазами налогового инспектора в противоположном свете.

    Будет сложнее

    Судебная практика конца 2018 г. свидетельствует, что налогоплательщиков скорее всего ждет непростой 2019 год.

    Основных причин три.

    Первая – квалификация налоговых органов в вопросах выплат из России за рубеж сильно возросла.

    Вторая – от теории налоговые инспекции переходят к активной практике, с удовольствием опрашивая директоров иностранных компаний и консультантов, оказывающих холдингу услуги, в надежде найти подтверждение его кондуитности.

    Ввиду того, что риски доначислений высоки, представляется целесообразным срочно проверить деятельность своей иностранной холдинговой структуры с точки зрения тех вопросов, которые могут быть заданы представителями налоговой инспекции. Не лишним будет удостовериться, что все сотрудники российского общества, а также директора и контрагенты холдинга, задействованные в выплате дивидендов (или иных выплат, подпадающих под ДИДН), правильно понимают процесс и основания для применения льготных ставок.

    Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

    Читайте также: