Ответственность за нарушение налогового законодательства в рб

Обновлено: 28.06.2024

Ответственность за налоговые правонарушения многоаспектна. Основная, налоговая, предусмотрена НК РФ. Но возможны и другие, например административная ответственность за налоговые правонарушения. Материалы данной рубрики нашего сайта посвящены именно ей.

Ответственность за разглашение банковской тайны — это достаточно широкий спектр санкций. Кого и в каких размерах могут наказать по Уголовному кодексу и другим законодательным актам, узнайте из нашего материала.

Как обжаловать штраф Роспотребнадзора, полезно знать как обычным людям, так и руководителям компаний — в условиях распространения коронавирусной инфекции количество наказаний за несоблюдение санитарно-эпидемиологических норм существенно возросло. В статье расскажем об основных основаниях для обжалования штрафов, а также о том, в каком порядке происходит обжалование.

Штрафы для бухгалтера в 2021 году регламентированы Кодексом об административных правонарушениях. Подробнее об ответственности и санкциях на главбуха читайте в материале далее.

Ответственность за налоговые правонарушения: чем грозит недисциплинированность в отношении налогов

Нарушения в налоговой сфере влекут за собой не одну только налоговую ответственность. Помимо нее действующее законодательство предусматривает следующие виды ответственности за налоговые правонарушения:

  • административную — согласно КоАП РФ;
  • уголовную — по Уголовному кодексу;
  • дисциплинарную — по правилам трудового законодательства.

В данной рубрике мы рассказываем об административной ответственности, причем только сферой налогов не ограничиваясь. Но начнем все же именно с них.

Останавливаться на всех принципах адм. ответственности не будем. Отметим только ключевые для налоговой сферы.

1. Административная ответственность — дополнительная.

О том, что ответственность за налоговые правонарушения может следовать не только по НК РФ, непосредственно в нем и говорится. В ст. 108 есть положение, согласно которому наложенный на организацию налоговый штраф не снимает с ее должностных лиц иной ответственности, установленной законом, в том числе КоАП РФ.

Это значит, что за одно и то же нарушение из числа перечисленных в НК РФ штраф может следовать одновременно:

  • для организации — по соответствующей статье Налогового кодекса;
  • лично для кого-то из должностных лиц (директора, главбуха и др.) —уже по статье КоАП РФ.

2. Должностное лицо как субъект административной ответственности за налоговые правонарушения.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать и организации. Но только не в случае с налогами. Для данной категории нарушений санкции по КоАП РФ установлены только для должностных лиц. Что, впрочем, вполне объяснимо. Наложение дополнительного административного штрафа на организацию, которая уже подверглась налоговому штрафу, означало бы нарушение принципа однократности привлечения к ответственности. А это недопустимо.

3. Основная мера ответственности за налоговые правонарушения по КоАП РФ — денежный штраф.

КоАП РФ предусмотрен целый спектр административных наказаний, начиная с предупреждения и заканчивая обязательными работами и даже административным арестом. Но за налоговые проступки в большинстве случаев налагается штраф. За некоторые нарушения предусмотрено и предупреждение, но его на практике применяют редко.

4. Для административного штрафа обязателен налоговый состав.

В ситуации, когда есть действующее решение ИФНС о привлечении организации к ответственности за налоговое правонарушение, все достаточно ясно. Нарушение выявлено, решение принято, ответственность легла на организацию и, например, ее руководителя.

А как быть, если решение контролеров обжаловано и налоговый штраф снят? Административный при этом остается?

Ответ вы узнаете из данной публикации.

Когда применяют административную ответственность за налоговые правонарушения

Случаи, когда применяется административная ответственность за налоговые правонарушения, собраны в гл. 15 КоАП РФ.

Административные протоколы по таким проступкам составляют налоговики, а дела рассматриваются по правилам гл. 29 КоАП РФ.

Рассмотрим вкратце каждый из таких случаев. Начнем с самых частых. И сразу оговоримся, что все это касается только организаций. На ИП ответственность за налоговые правонарушения по указанным ниже административным статьям не налагается.

  1. Просрочка декларации. Это, пожалуй, самый распространенный случай применения административной ответственности за налоговые правонарушения.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф 300–500 руб.;
  • возможно предупреждение
  • штраф за каждый, в т. ч. неполный, месяц просрочки —по 5% от размера налога, не уплаченного на основании задержанной декларации (максимум 30% от этой суммы, минимум 1 000 руб.)

Подробную информацию ищите здесь.

Важно! За аналогичное нарушение при сдаче бухотчетности в органы статистики штраф будет уже по другой статье.

Об этом читайте здесь.

  1. Неподача документов и информации, необходимых налоговикам для контрольных мероприятий.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • за просрочку сдачи документов и информации;
  • отказ их подать;
  • представление в неполном объеме или с искажениями
  • 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1);
  • 10 000 руб. (п. 2).

О разграничении составов ст. 126 и 129.1 НК РФ при встречных проверках читайте в этой статье.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

Ст. 15.11 КоАП РФ:

Налагается, если сумма фискальных платежей занижена не менее чем на 10%, а причина тому — искажение бухгалтерских данных.

Освободит от ответственности за налоговое правонарушение в данном случае:

  • подача уточненки с уплатой налога и пеней;
  • исправление ошибки до утверждения бухотчетности
  • штраф 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом

О штрафе по ст. 122 НК РФ читайте здесь.

А штрафу по ст. 123 НК РФ посвящен этот материал.

Ответственность за налоговое правонарушение

По КоАП РФ

По НК РФ

  • штраф от 10 000 руб.;
  • за деятельность без регистрации могут взыскать 10% доходов (минимум 40 000 руб.)

Важно! Помимо указанных, в КоАП РФ есть также ст. 15.4, устанавливающая штраф за просрочку оповещения налоговиков об открытии или закрытии счетов в банках. Однако с 02.05.2014 ответственность за налоговое правонарушение аналогичного характера из НК РФ исключена, поэтому и административная статья больше не применяется.

Фактически на этом меры административной ответственности за налоговые правонарушения исчерпываются. Далее поговорим о неналоговых грехах.

За что еще накажут по КоАП РФ

Итак, органы госвласти могут привлечь по КоАП РФ компанию к ответственности за налоговые правонарушения. Но это только незначительная часть нарушений.

Особенная часть кодекса содержит 17 глав, где упоминаются проступки в сфере природопользования и строительства, сельского хозяйства и транспорта, предпринимательства и таможенных правил. Перечислять все мы не будем. Остановимся только на тех сферах, которые важны для нашей ключевой аудитории, то есть специалистов финансового и кадрового профиля.

Итак, за что же еще, кроме налогов, может быть ответственна бухгалтерия?

Во-первых, за кассу. А точнее, за нарушение кассовой дисциплины.

Подробнее о кассовой дисциплине и ответственности за нее читайте в наших статьях:

Во-вторых, за нарушения при работе с ККТ. Например, административный штраф предусмотрен за нарушения:

Об одном из них читайте здесь.

О том, какая настройка на кассовом аппарате может создать проблемы и повлечь штраф, узнайте из этой публикации.

Кроме того, ответственность часто возникает из-за отношений с органами статистики. Необходимо помнить о том, что для данного штрафа могут быть 2 основания, а соответственно, и 2 разные статьи КоАП РФ:

  • несдача бухотчетности, о которой мы упоминали выше;

Размер штрафа ищите здесь.

  • несдача непосредственно статистических отчетов.

Напомним, что в конце прошлого года эти штрафы существенно выросли. Подробнее см. здесь.

Что опасного в незапланированном отпуске, узнайте из этой статьи.

Налоговые правонарушения — это совершенные умышленно или по неосторожности действия либо бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, которые нарушают законодательство о налогах и сборах и порождают ответственность по НК РФ. Расскажем о понятии, функциях и признаках налоговой ответственности, ее основаниях. Поясним, в каком порядке к ней привлекают, какие обстоятельства от нее освобождают. Расскажем и о том, что может ее смягчить или, наоборот, усугубить. Также разберемся в видах ответственности, грозящей за нарушение налогового законодательства.

Что говорит НК

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение — так буквально называется раздел VI части первой НК РФ ( гл. 15 - 18 ). Первая из них регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Налоговая ответственность НК РФ урегулирована в гл. 16 и 18, где описаны конкретные нарушения со следующими за их совершение штрафами.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).

Основания налоговой ответственности

По п. 3 ст. 108 НК , основание для привлечения лица за нарушение фискального законодательства — это фактическое доказывание вступившим в силу решением налоговиков совершения данного нарушения.

Таким образом можно выделить три основания:

Виды ответственности за нарушение налогового законодательства

Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:

  • налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры ( гл. 11 НК ) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК . Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК ;
  • дисциплинарные ( ст. 192 ТК ) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
  • административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП ;
  • уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ ).

Порядок привлечения к налоговой ответственности

Обозначенный режим состоит из четырех этапов:

  1. Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
  2. Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120 , 122 и 123 НК . Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК .
  3. Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. 19 , 20 НК , а именно ст. 137 , частично 138 , о праве и режиме обжалования — ст. 139 —– порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, 140 — рассмотрение жалобы.
  4. Исполнение решений налоговиков ( ст. 101.3 НК ).

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК , нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности ( ст. 113 НК ).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК , являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Смягчение и отягчение

Ответственность за налоговые нарушения смягчается или отягчается благодаря наличию обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК . Смягчают ее:


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

Налоговое правонарушение — это несоблюдение норм налогового права лицом, у которого имеются определенные обязательства по уплате налогов. Действующий НК РФ определяет исчерпывающий перечень таких нарушений (гл. 16 НК РФ).

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

Основаниями для признания деяния правонарушением и наложения на виновника определенной санкции являются:

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут не только организации, но и физлица, причем последние не привлекаются к ответственности в том случае, если в момент нарушения закона они не достигли 16-летия.

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Ответственность за налоговые правонарушения зависит от ряда факторов, оценить которые необходимо при вынесении решения о наказании, применяемом к налогоплательщику. Причем действующий НК РФ не является единственным нормативным документом, устанавливающим санкции и порядок их применения к нарушителю. КоАП и УК РФ также определяют меры ответственности за налоговые правонарушения.

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, мера ответственности выражается в наложении на виновное лицо налоговой санкции. При этом п. 2 этой же статьи указывает на то, что в качестве санкции применяется наложение на виновника денежного взыскания в размере, установленном НК РФ.

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Описание налоговых правонарушений и ответственности за их совершение содержится в статьях, содержащихся в гл. 15 КоАП РФ. При этом к административной ответственности, в соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ, могут быть привлечены только должностные лица, которые нарушили закон в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Физлица (в том числе имеющие статус ИП) к административной ответственности за налоговые правонарушения по ст. 15.4–15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

К уголовной ответственности за совершение налогового преступления может быть привлечено только физическое лицо. В том случае, если нарушение законодательства было допущено организацией, санкция будет наложена на ее директора или главного бухгалтера, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответственности учредителей или иных лиц, которые оказывали непосредственное влияние на осуществляемую ей деятельность.

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст. 198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

За налоговые правонарушения возникает ответственность не только у налогоплательщиков, но и у налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, обязанное своевременно производить расчет размера налоговых платежей, удерживать средства с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ). Ярким примером налогового агента является работодатель, который удерживает с зарплаты своих работников НДФЛ и самостоятельно передает его в ФНС.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В ст. 199.2 УК РФ устанавливается ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов).

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

  • Выборы Президента
  • Обзоры судебной практики
  • Постановления Пленума Верховного Суда
    • по общим вопросам судебной деятельности
    • по гражданским делам
    • вопросы гражданского процессуального права
    • по уголовным делам
      • Преступления против государства и порядка осуществления власти и управления
      • Преступления против общественной безопасности и здоровья населения
      • Преступления против экологической безопасности и природной среды
      • Преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности
      • Преступления против человека
      • Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
      • Назначение наказания и иные меры уголовной ответственности

      Электронное судопроизводство по экономическим делам


      Банк данных судебных постановлений

      Образцы документов для обращения в суд

      Актуально

      О практике применения судами законодательства по делам об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов (статья 243 УК)

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
      26 марта 2015 г. № 1

      Обсудив судебную практику, в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении судами уголовных дел об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

      1. Обратить внимание судов, что уклонение от уплаты сумм налогов, сборов влечет за собой непоступление денежных средств в бюджетную систему Республики Беларусь, осложняет финансирование государственных расходов и своевременное выполнение социальных программ.

      Рассмотрение судами в строгом соответствии с законом дел о преступлениях, предусмотренных статьей 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК), призвано способствовать надлежащему исполнению плательщиками налоговых обязательств, укреплению законности в сфере налоговых правоотношений.

      2. Судам следует иметь в виду, что система налогов, сборов и основные принципы налогообложения закреплены в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее – НК). Этим же Кодексом урегулированы властные отношения, связанные с установлением, введением, изменением, прекращением действия налогов, сборов, и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства.

      3. Разъяснить судам, что уголовную ответственность влечет уклонение от уплаты сумм налогов, сборов, совершенное умышленно способами, указанными в диспозиции части 1 статьи 243 УК, и повлекшее причинение ущерба в крупном (часть 1 статьи 243 УК) либо особо крупном (часть 2 статьи 243 УК) размере.

      При этом под сокрытием налоговой базы следует понимать умышленное неотражение в документах налогового учета и (или) отчетности, представляемых налоговым органам, фактических данных об объектах налогообложения.

      Умышленное занижение налоговой базы, как правило, выражается во внесении в документы налогового учета и (или) отчетности заведомо не соответствующей действительности информации, касающейся стоимостной, физической или иной характеристик объекта налогообложения, скорректированной в сторону уменьшения величины налоговых начислений.

      Уклонение от представления налоговой декларации (расчета) заключается в умышленном непредставлении ее в налоговый орган в установленный срок при наличии такой возможности.

      Под внесением в налоговую декларацию (расчет) заведомо ложных сведений следует понимать умышленное указание в ней любых не соответствующих действительности данных, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога, сбора.

      4. Судам следует учитывать, что преступление, предусмотренное статьей 243 УК, признается оконченным со дня фактической неуплаты сумм налога, сбора за соответствующий налоговый период в срок, установленный налоговым законодательством.

      При определении размера причиненного ущерба, являющегося основанием для квалификации содеянного по соответствующей части статьи 243 УК, судам следует исходить не из величины налоговой базы, сокрытой или заниженной виновным, а из суммы фактически неуплаченного налога, сбора. Оценивая ущерб соответственно как крупный или особо крупный, надлежит руководствоваться критериями, указанными в примечании к этой статье.

      Если уклонение от уплаты сумм налогов, сборов продолжалось в течение нескольких налоговых периодов, причиненный ущерб в денежном выражении суммируется за все время уклонения от их уплаты за все налоговые периоды и юридически оценивается исходя из размера базовой величины на день истечения срока уплаты налогов, сборов по последнему налоговому периоду.

      В случае уклонения от уплаты сумм нескольких видов налогов, сборов размер ущерба определяется путем сложения всех неуплаченных сумм налогов, сборов.

      5. В случае уклонения от уплаты сумм налогов, сборов, которые по закону относятся к таможенным платежам, ответственность наступает по статье 231 УК.

      Внесение заведомо ложных сведений в бухгалтерские и иные документы, совершаемое с целью уклониться от уплаты сумм налогов, сборов, полностью охватывается статьей 243 УК и дополнительной квалификации по статьям 380 или 427 УК не требует.

      6. Обратить внимание судов, что субъектами преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 243 УК, выступают лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь возложены обязанности по исчислению и уплате в соответствующий бюджет сумм налогов, сборов, а также по представлению в налоговые органы документов налогового учета и (или) отчетности.

      К ним следует относить физических лиц – налоговых резидентов Республики Беларусь, индивидуальных предпринимателей, руководителей организаций-плательщиков, в обязанности которых входит подписание документов налогового учета и (или) отчетности, обеспечение полной и своевременной уплаты сумм налогов, сборов, а равно иных лиц, если они были специально уполномочены органом управления организации-плательщика на совершение таких действий.

      Субъектами преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 243 УК, могут признаваться физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, поскольку в соответствии со статьями 24–27 НК плательщик вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Республики Беларусь, а также являющиеся налоговыми агентами физические лица, индивидуальные предприниматели, в том числе руководители и иные уполномоченные лица юридического лица – налогового агента.

      7. Лицо, фактически осуществлявшее руководство организацией-плательщиком, может признаваться исполнителем преступления, предусмотренного статьей 243 УК, при условии, что уполномоченное лицо данной организации, в обязанности которого входило подписание документов налогового учета и (или) отчетности, не было осведомлено о своем участии в уклонении от уплаты сумм налогов, сборов.

      В то же время лицо, организовавшее совершение преступления, предусмотренного статьей 243 УК, либо склонившее к его совершению действующего руководителя организации-плательщика или иных сотрудников этой организации, а равно содействовавшее совершению преступления советами, указаниями и т.п., несет ответственность в зависимости от содеянного им как организатор, подстрекатель либо пособник по соответствующей части статьи 16 и статьи 243 УК.

      8. Необходимо учитывать, что при рассмотрении дел, связанных с уклонением от уплаты сумм налогов, сборов, источниками доказательств могут являться налоговые декларации (расчеты); документы бухгалтерского учета; другие документы, необходимые для исчисления и уплаты сумм налогов, сборов; акты проверок исполнения налогового законодательства; справки о результатах мероприятий по контролю за уплатой сумм налогов, сборов, проведенных органами, уполномоченными на это законодательством.

      Для оказания содействия в исследовании указанных материалов в судебное заседание могут быть вызваны соответствующие специалисты. При наличии оснований, предусмотренных статьей 226 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), следует разрешать вопрос о назначении экспертизы.

      9. Судам надлежит иметь в виду, что в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, а также в приговоре либо ином итоговом решении суда приводятся описание вмененных лицу способов уклонения от уплаты сумм налогов, сборов; ссылки на соответствующие нормы налогового законодательства, действовавшие на день совершения преступления, которые им нарушены; указание на налоговый период (периоды), в который имело место уклонение; объект (объекты) налогообложения; вид (виды) неуплаченных налогов, сборов; размер причиненного ущерба в денежном выражении с указанием базовых величин.

      10. Обратить внимание судов на необходимость правильного разрешения гражданского иска при постановлении приговора по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 243 УК.

      Приняв решение об удовлетворении гражданского иска, суд указывает в приговоре, в какой бюджет (республиканский, местный) уплачиваются суммы, подлежащие взысканию с обвиняемого.

      В случае, когда иск по делу не заявлен, судам при постановлении обвинительного приговора следует обсуждать возможность взыскания причиненного ущерба с виновного по собственной инициативе (часть 8 статьи 149 УПК).

      11. Назначая наказание лицам, признанным виновными в уклонении от уплаты сумм налогов, сборов, судам надлежит строго соблюдать требования статьи 62 УК об индивидуализации наказания. Обсуждать необходимость применения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а при осуждении по части 2 статьи 243 УК – и применения конфискации имущества и приводить в приговоре мотивы принятого решения.

      12. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь, областным, Минскому городскому судам осуществлять постоянный надзор за рассмотрением дел об уклонении от уплаты сумм налогов, сборов, периодически обобщать судебную практику по данной категории дел, своевременно принимать меры к устранению выявленных недостатков и ошибок в применении законодательства.

      Читайте также: