Ответственность налоговых агентов за нарушение законодательства о налогообложении физических лиц

Обновлено: 27.06.2024

1. Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

3. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 35 НК РФ

Комментируемая статья регулирует возмещение налогоплательщикам убытков, причиненных налоговыми и таможенными органами, а также их должностными лицами.

Правила возмещения убытков применяются не только в сфере гражданско-правовых отношений, но и в налоговом законодательстве.

В силу статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В случае если налоговый орган допустил неправомерное действие (бездействие) и (или) принял неправомерное решение, он несет гражданско-правовую ответственность в установленном статьей 35 НК РФ порядке, то есть убытки, причиненные налогоплательщику соответствующим неправомерным действием (бездействием) и (или) решением, подлежат возмещению за счет федерального бюджета.

В отношении непосредственно возмещения убытков применяется порядок, предусмотренный в статье 103 НК РФ, статьях 16, 1069 ГК РФ: лицо, требующее их возмещения, должно доказать наличие вреда, его размер, противоправность поведения и вину причинителя вреда, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.

Недоказанность одного из элементов состава правонарушения влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.

При этом налогоплательщик должен доказать факт причинения убытков и их размер, налоговый орган обязан доказать отсутствие в его действиях вины. Вопрос о наличии причинной связи решается судом.

Как разъяснено в письме Минфина России от 29.04.2011 N 03-02-08/50, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки.

Согласно принципу иммунитета бюджетов (пункт 1 статьи 239 БК РФ) обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, указанных в этом пункте.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов, могут быть возмещены на основании судебного акта.

В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ, статьей 35 НК РФ источником возмещения вреда является казна Российской Федерации (федеральный бюджет).

Российская Федерация, возместившая потерпевшему вред, причиненный незаконными действиями (решениями) должностного лица налогового органа, приобретает право обратного требования (регресса) к должностному лицу, непосредственно виновному в совершении неправомерных действий (принятии незаконных решений). В этом случае должностное лицо несет регрессную ответственность в полном объеме, если иное не установлено законом.

В силу пункта 3 статьи 158 БК РФ по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и является главным распорядителем средств федерального бюджета.

Следовательно, ответчиком по иску о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) должностных лиц налоговых органов, должна выступать ФНС России, с исковым заявлением обращаться налогоплательщику следует в Арбитражный суд г. Москвы.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предъявление иска о возмещении вреда непосредственно к госоргану, допустившему нарушение, не может служить основанием ни для отказа в принятии искового заявления, ни для его возвращения без рассмотрения. Иными словами, в качестве ответчика можно указать и инспекцию, чьи действия послужили основанием для разбирательств. Однако необходимо учитывать, что при обжаловании судебного решения ненадлежащим ответчиком суду вышестоящей инстанции все равно придется это решение отменить (см. Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2009 N Ф09-8322/09-С2).

В этом смысле если необходимо, чтобы дело рассматривалось в своем регионе, то привлекать в качестве ответчика целесообразно и непосредственно инспекцию, и ФНС России (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 11.11.2008 N А55-10040/2007).

Дополнительно следует обратить внимание, что должностное лицо налогового органа не может быть ответчиком по данному иску - в силу изложенного выше такое должностное лицо подлежит дисциплинарной ответственности (в случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностные лица налоговых органов могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, на это указано в статье 12 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1, статьях 57, 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ), а ответственность гражданско-правовая наступает не перед лицом, которому причинен вред, а перед налоговым органом в порядке регресса. Если должностное лицо налогового органа будет указано в исковом заявлении в качестве ответчика, то в удовлетворении иска в данной части точно будет отказано.

Должностное лицо налогового органа, допустившее неправомерные действия или бездействие, может быть указано только в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 АПК РФ) - в случае удовлетворения иска налогоплательщика о возмещении убытков решение суда будет влиять на его права и обязанности по отношению к налоговому органу.

Необходимо отметить, что исполнительский сбор, представляющий собой санкцию штрафного характера, возникающую в процессе исполнительного производства, не может быть признан связанным с действиями налогового органа и его решениями, признанными недействительными, и не может быть отнесен к убыткам, возмещение которых налоговыми органами предусмотрено НК РФ.

В письме Минфина России от 29.04.2013 N 03-02-08/29 рассмотрено обращение, из которого следует, что в возмещении морального вреда было отказано судом в связи с тем, что НК РФ не предусмотрено возмещение морального вреда.

Минфин России отметил, что вступившие в законную силу судебные акты, в том числе об отказе в возмещении морального вреда, являются обязательными для всех органов государственной власти, в том числе для налоговых органов, и потому поддержал указанную позицию.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 06.02.2003 N А57-6261/02-3 суд также указал, что законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено право налогоплательщика на возмещение морального вреда, мотивировав свой вывод следующим.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ под моральным вредом понимаются физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, то есть размер компенсации морального вреда определяется с учетом степени физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Однако в соответствии со статьей 2 ГК РФ гражданские правоотношения в случаях, прямо не предусмотренных в законодательстве о налогах и сборах, не распространяются на налоговые правоотношения, а законодательством о налогах и сборах Российской Федерации не предусмотрено право налогоплательщика на возмещение морального вреда.

Налогоплательщики согласно положению подпункта 14 пункта 1 статьи 21 НК РФ имеют право требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями либо действиями (бездействием) налоговых органов и их должностных лиц, а налоговые органы в соответствии со статьей 35 НК РФ несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей.

Налоговый агент по НДФЛ обязан исчислить налог, удержать его у налогоплательщика и перечислить в бюджет. При этом агент несет ответственность за неисполнение возложенных на него обязанностей. Эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Елена Орлова рассказывает, какие риски подстерегают налоговых агентов и как они отвечают за свои промахи.

Статус налогового агента по НДФЛ

Налогоплательщиками по НДФЛ (п.п. 1, 2 ст. 207, ст. 209 НК РФ) являются физлица – налоговые резиденты РФ, получающие доход от источников в РФ и за ее пределами; и физлица – нерезиденты РФ, получающие доходы от источников в РФ. НДФЛ они платят за свой счет.

Налоговый агент по НДФЛ – лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику. Он обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить налог в бюджет (п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ). Налоговыми агентами по НДФЛ являются, в частности, российские организации и ИП.

Права и обязанности налогового агента по НДФЛ

Свои обязанности налоговые агенты должны исполнять безвозмездно: взимание за это с налогоплательщиков вознаграждения не предусмотрено НК РФ (письмо Минфина от 01.02.2011 № 03-02-07/1-31).

Уплата НДФЛ за счет средств налогового агента

Может ли работодатель заплатить НДФЛ за своего работника из собственных средств?

До 1 января 2020 года в Налоговом кодексе был прямой запрет на перечисление НДФЛ за счет средств организаций и ИП, которые производили выплаты физическим лицам. С 1 января 2020 года уплата НДФЛ за счет средств налогового агента разрешена в случае доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом (п. 9 ст. 226 НК РФ). Указанная норма может применяться в т.ч. и в рамках ст. 226.1 НК РФ.

При этом норма п. 9 ст. 226 НК РФ обратной силы не имеет (п. 2 ст. 5 НК РФ). Поэтому у налоговых органов нет оснований для взыскания с налогового агента сумм доначисляемого НДФЛ, обязанность по удержанию, исчислению и перечислению которого возникла до 1 января 2020 года.

Выплата зарплаты ниже среднеотраслевой

Не все компании могут платить своим работникам высокие зарплаты. Но при выплате среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ возможно включение организации в план выездных налоговых проверок (п. 5 разд. 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Сам факт выплаты зарплаты ниже средней по региону не обязательно приведет к назначению выездной налоговой проверки. Но если налоговый агент соответствует еще каким-то критериям отбора для проведения такой проверки или у налоговой инспекции есть информация и о других его нарушениях, то вероятность проверки высока.

Также налоговые органы могут вызвать компанию-налогового агента по НДФЛ для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) им НДФЛ (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Штрафов или обязанности поддерживать зарплату, равную среднеотраслевой или превышающую ее, закон не устанавливает. Административная ответственность установлена только за выплату зарплаты ниже МРОТ или МЗП в регионе (ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ).

И вызов на межведомственную комиссию по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам налоговому агенту теперь не грозит. Письмом ФНС России от 07.07.2020 № БС-4-11/10881@ отменены письма ФНС России от 26.07.2017 № ЕД-4-15/14670@ и от 19.06.2019 № БС-4-11/11785@, в которых давались разъяснения о работе комиссий. Ранее налогоплательщиков вызывали для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими НДФЛ и страховых взносов (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, письмо ФНС России от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@, утратившее силу). Предметом рассмотрения комиссий являлись вопросы правильности формирования налоговой базы и базы для исчисления страховых взносов, а также полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами, плательщиками страховых взносов) НДФЛ и страховых взносов. При этом отбору для рассмотрения на заседании комиссии подлежали налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Особое внимание обращалось на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума.

С отменой указанных писем ФНС России в налоговых органах эти комиссии упразднены. Они могут остаться или продолжать формироваться органами местного самоуправления субъектов РФ, поскольку находятся не под руководством налоговых органов.

Ответственность налогового агента по НДФЛ

За невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей налогового агента по НДФЛ может наступить налоговая, административная и уголовная ответственность.

Налоговая ответственность

Штраф является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой санкцией). Размер штрафа зависит от вида нарушения.

Налогового агента могут оштрафовать за неуплату (неудержание, неполное удержание, неполную и (или) несвоевременную уплату) НДФЛ. Размер штрафа – 20% от суммы налога, подлежащей удержанию и (или) перечислению (п. 1 ст. 123 НК РФ). По решению налогового органа и (или) суда размер штрафа может быть уменьшен как минимум в 2 раза, но не до нуля (п. п. 1, 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).

Налоговый агент может быть освобожден от ответственности при одновременном соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 123 НК РФ, письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10852@):

  • расчет 6-НДФЛ представлен в налоговый орган в установленный срок;
  • в расчете 6-НДФЛ правильно отражена сумма НДФЛ, которая должна быть удержана и перечислена в бюджет, без занижения;
  • налоговый агент перечислил недоимку по налогу и пени до того, как узнал, что налоговый орган обнаружил задолженность или назначил выездную проверку по НДФЛ за тот же период.

Также налоговый агент освобождается от ответственности в следующих случаях:

  • при самостоятельном выявлении ошибки и представлении уточненных документов до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (п. 2 ст. 126.1 НК РФ);
  • при самостоятельном выявлении несвоевременной уплаты (неполной уплаты) НДФЛ и перечислении задолженности и пеней до завершения камеральной проверки, а также до составления акта по ее результатам (письмо ФНС России от 02.08.2021 № ЕА-4-15/10852@).

Налогового агента оштрафуют, если недоимка по НДФЛ возникла из-за грубого нарушения правил учета доходов и/или объектов налогообложения. Штраф составит 20% от суммы недоимки, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ). Привлечь налогового агента к ответственности могут:

  • за грубое нарушение правил учета, которое привело к занижению налоговой базы и возникновению недоимки по НДФЛ (п. 3 ст. 120 НК РФ);
  • за неуплату (неполную уплату) налога (п. 1 ст. 123 НК РФ).

Оштрафовать налогового агента одновременно по указанным нормам нельзя. В противном случае налоговый агент будет наказан дважды за одно и то же неправомерное деяние, т.к. основным квалифицирующим признаком правонарушения обе нормы называют занижение налогооблагаемой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату НДФЛ. Аналогичная позиция дана в Определении КС РФ от 18.01.2001 № 6-О при сопоставлении норм п. 3 ст. 120 и ст. 122 НК РФ.

Помимо штрафа за неперечисление (несвоевременное перечисление) в бюджет удержанного у налогоплательщика НДФЛ налоговому агенту будут начислены пени (ст. 75 НК РФ, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты налога начиная со следующего за установленным законом дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Размер пеней за неуплату НДФЛ рассчитывается исходя из суммы недоимки, количества дней просрочки и ставки для расчета пени. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер самой недоимки.

Административная ответственность

За совершение административных правонарушений предусмотрены, в частности, такие виды наказания, как предупреждение, административный штраф, дисквалификация.

За грубое нарушение правил бухучета, которое привело к занижению суммы НДФЛ не менее чем на 10%, должностное лицо налогового агента может быть привлечено к ответственности в виде (ч. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ):

  • при первичном нарушении – штрафа от 5 000 до 10 000 руб.;
  • при повторном нарушении – штрафа от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификации на срок от 1 года до 2 лет.

Также должностное лицо налогового агента могут привлечь к административной ответственности за непредставление в установленный срок (отказ от представления в налоговые органы, представление в неполном объеме/искаженном виде) документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (например, расчета 6-НДФЛ, регистров налогового учета для расчета НДФЛ). Размер штрафа – от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

При этом НК РФ не установлена ответственность налогового агента за невыдачу справки о доходах и суммах налога физлицам, получившим от налогового агента доход, если они обратились с заявлением о ее выдаче (п. 3 ст. 230 НК РФ, письмо Минфина России от 21.06.2016 № 03-04-05/36096). Выдача такой справки работнику как документа, связанного с работой, в течение 3 дней со дня получения от него заявления является обязанностью работодателя (ч. 1 ст. 62 ТК РФ, письмо Минфина от 21.06.2016 № 03-04-05/36096). Невыдача работодателем справки работнику может быть расценена инспектором ГИТ как нарушение трудового законодательства, ответственность за которое установлена ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ:

  • при первичном нарушении – предупреждение или штраф на должностное лицо от 1 000 до 5 000 руб.; на ИП – от 1 000 до 5 000 руб.; на организацию – от 30 000 до 50 000 руб.;
  • при повторном нарушении – штраф на должностное лицо от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; на ИП – от 10 000 до 20 000 руб.; на организацию – от 50 000 до 70 000 руб.

Уголовная ответственность

Налогового агента по НДФЛ могут привлечь к уголовной ответственности, если он в личных интересах не начислял, не удерживал или не перечислял в бюджет НДФЛ в крупном или особо крупном размере.

Субъект преступления – руководитель организации (ее уполномоченный представитель) либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя организации, ИП, иное лицо (в частности, главный/старший бухгалтер), на которое в силу закона либо на основании доверенности возложены обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению НДФЛ (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48, подразд. 4 разд. II Методических рекомендаций по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики и против порядка управления, совершенных сторонами исполнительного производства, утв. ФССП России 15.04.2013 № 04-4, далее – Методические рекомендации).

Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении виновного лица извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, получение взаимной услуги и т.п. (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48, подразд. 4 разд. II Методических рекомендаций).

Крупным размером признается сумма НДФЛ, превышающая 15 млн руб. за 3 финансовых года подряд, а особо крупным размером – сумма НДФЛ, превышающая 45 млн руб. за 3 финансовых года подряд (п. 1 примечаний к ст. 199.1 УК РФ). Этот размер одинаков для налоговых агентов – организаций и для налоговых агентов-ИП. В расчет принимаются только те налоги, которые подлежат перечислению в бюджет самим налоговым агентом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48).

За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению НДФЛ в крупном размере судом может быть назначено следующее наказание (ч. 1 ст. 199.1 УК РФ):

  • штраф от 100 000 до 300 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода) осужденного за период от 1 года до 2 лет;
  • принудительные работы на срок до 2 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на срок до 2 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению НДФЛ в особо крупном размере суд может назначить такое наказание (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ):

  • штраф от 200 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты (иного дохода осужденного) за период от 2 до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • лишение свободы на срок до 6 лет, в том числе с лишением на срок до 3 лет права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Налоговый агент может избежать уголовной ответственности в следующих случаях:

  • НДФЛ уплачен в полном объеме не позднее 2 месяцев со дня, когда истек срок его уплаты по требованию налогового органа по итогам проверки (п. 3 ст. 32 НК РФ);
  • при уплате НДФЛ позднее указанного срока освобождение от ответственности возможно, лицо совершило это преступление впервые и недоимка по НДФЛ, пени и штраф согласно НК РФ полностью уплачены (ч. 1 ст. 76.1, п. 2 примечаний к ст. 199.1 УК РФ, ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Если налоговый агент пропустил срок уплаты НДФЛ и пропуск не связан с его личными интересами, то уголовной ответственности не будет.

Налоговый Кодекс РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать налоги, взносы и сборы. Уклонение от их уплаты рассматривается как налоговое правонарушение. А уклонение от уплаты в крупных размерах – как преступление, ответственность за которое устанавливает уже не Налоговый Кодекс, а Уголовный. Из статьи вы узнаете, какими могут быть налоговые преступления юридических лиц, и ознакомитесь с несколькими примерами из судебной практики.

Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база

Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.

Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.

Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.

Уклонение от уплаты налогов

Уклоняться от уплаты налогов можно по-разному:

путём непредставления в налоговый орган деклараций и других налоговых документов;

путём указания в декларации или другой налоговой документации заведомо ложных сведений.

Теперь подробнее остановимся на каждом виде уклонения от уплаты налогов и посмотрим, как привлечение к ответственности за это преступление выглядит на практике.

Непредставление декларации в налоговый орган


Непредставление декларации в налоговый орган

К уголовной ответственности за непредставление деклараций в налоговый орган может привлекаться не только юридическое лицо (руководитель организации), но и главный бухгалтер компании.

Обычно в такой ситуации суд внимательно изучает должностные обязанности лиц и пытается выяснить:

на ком лежала обязанность исчислять налоги и отчитываться в налоговый орган после их уплаты;

кто должен был контролировать этот процесс;

был ли у юрлица/главбуха преступный умысел или непредставление декларации – результат обыкновенной невнимательности.

И в том, и в другом деле суд выявил факт неправомерного применения организацией спецрежима. Несмотря на это, главный бухгалтер компании так и не подал в налоговый орган декларации по НДС и налогу на прибыль за те периоды, когда организация уже была не вправе применять выбранный спецрежим.

В ходе судебного разбирательства не было выявлено ни одного факта, подтверждающего, что главный бухгалтер совершил преступление по указанию своего руководителя.

Итог: привлечение главного бухгалтера к уголовной ответственности.

Указание в декларации заведомо ложных сведений


Указание в декларации заведомо ложных сведений

Чтобы вы лучше понимали, указание каких ложных сведений может привести к привлечению юридического лица к уголовной ответственности, проиллюстрируем данный вид налоговых преступлений примером из судебной практики.

В ходе судебного разбирательства был доказан факт составления руководителем организации фиктивных договоров, на основе которых составлялись счета-фактуры и другие документы бухгалтерского учёта. После этого заведомо ложные сведения из этих документов указывались в налоговых декларациях по НДС и налогу на прибыль.

Важное значение в этом деле имел сам факт умышленного составления фиктивных договоров. Ведь очевидно, что лицо, составлявшее такие документы, вряд ли могло не знать, что это повлечёт за собой указание в декларациях ложных сведений. И как следствие – неуплату налогов.

Итог: привлечение руководителя организации к уголовной ответственности.

Отвественность за налоговое преступление

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

арест сроком до шести месяцев;

лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

То же преступление, совершённое в особо крупном размере либо группой лиц по предварительному сговору, может иметь такие последствия:

штраф от 200 000 до 500 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

принудительные работы сроком до пяти лет – как с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, так и без такового;

лишение свободы сроком до шести лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Для сравнения: максимальный срок лишения свободы за то же преступление, совершённое физлицом (индивидуальным предпринимателем) – три года (ст. 198 УК РФ).

Важная пометка в ст. 199 УК РФ

Юридическое лицо полностью освобождается от уголовной ответственности в случае, если соблюдаются два критерия:

1. Данное налоговое преступление было совершено им впервые.

2. Полностью выплачена сумма недоимки, пеней и штрафа в соответствии с Налоговым кодексом.

За совершение налогового правонарушения действующее российское законодательство предусматривает налоговую, административную и уголовную ответственность. Налоговым правонарушением ст. 106 НК РФ признает виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Привлечение налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени (перечислить причитающиеся суммы налога и пени).

Имеются установленные ст. 109 НК РФ обстоятельства, исключающие привлечение к налоговой ответственности:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статьей 113 НК РФ установлен срок привлечения лица к ответственности за налоговые правонарушения. Он составляет:

• 3 года с момента совершения правонарушения – в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ;

• 3 года со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, – в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 120 и 122 НК РФ.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 или 18 НК РФ за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 114 НК РФ).

При наличии отягчающего обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100% (п. 4 ст. 114 НК РФ), а при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

С 2007 г. налоговые штрафы взыскиваются во внесудебном порядке. Применительно к организациям НК РФ делает только следующие исключения – взыскание налога в судебном порядке производится в случаях, названных в п. 2 ст. 45 НК РФ.

Одни и те же правонарушения в области налогообложения могут предусматривать наряду с санкциями, установленными НК РФ, меры административной и уголовной ответственности.

Ответственность за нарушение положений законодательства о земле

Ответственность за нарушение положений законодательства о земле При рассмотрении вопроса о правомерности изъятия местной администрацией земли у пользователя участка необходимо проверить, соответствует ли такое решение закону, и не нарушаются ли при этом права других

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Законодательные и иные нормативные акты2. Нормативные акты министерств и ведомств, официальные разъяснения3. Судебная

78. Виды ответственности за нарушение обязательств

78. Виды ответственности за нарушение обязательств Виды ответственности за нарушение обязательств принято классифицировать по двум основаниям – по основанию возникновения обязательств (договорная и внедоговорная) и по распределению ответственности (долевая,

§ 3 Ответственность за нарушение жилищного законодательства

§ 3 Ответственность за нарушение жилищного законодательства Ответственность за нарушение жилищного законодательства предусмотрена в актах различных отраслей российского законодательства. Конечно же, в первую очередь следует указать на нормы, содержащиеся в

Глава 7. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства

Глава 7. Налоговый контроль и ответственность за нарушение налогового законодательства 7.1. Понятие налогового контроля. Его формыНалоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового

Статья 101.2. Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Статья 101.2. Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения 1. Решение о привлечении к ответственности

Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

Статья 101.3. Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения 1. Решение о привлечении к ответственности за

Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Глава 16. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе

Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной

Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Статья 419. Виды ответственности за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе КонсультантПлюс: примечание.По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение

Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе КонсультантПлюс: примечание.По вопросу, касающемуся административной ответственности должностных лиц за нарушение срока

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Штрафы за нарушение налогового законодательства повышены

Штрафы за нарушение налогового законодательства повышены В Налоговый кодекс РФ внесены поправки, которые существенно изменили ответственность организаций и ИП за те или иные нарушения. В частности, введены новые штрафы и значительно увеличены размеры ранее

Читайте также: