Ответственность налогового агента за неудержание ндфл

Обновлено: 17.05.2024

В статье представлен анализ арбитражной практики, касающейся вопросов ответственности организаций и предпринимателей, выступающих в качестве налоговых агентов при выплате доходов физическим лицам.

Организация или индивидуальный предприниматель могут выступать налоговым агентом по НДФЛ в случае выплаты дохода физическим лицам, например, в виде заработной платы по заключенным трудовым договорам; вознаграждений по гражданско-правовым договорам; арендных платежей за арендованное у физического лица имущество. Налоговыми агентами в перечисленных случаях признаются все организации и индивидуальные предприниматели, в том числе и те, которые применяют специальные режимы налогообложения.

Исключение из этого правила составляют следующие выплаты:

В общем случае налоговые агенты имеют те же обязанности, что и налогоплательщики. Они обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующие налоги.

Кроме того, они должны вести внутренний учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику, а также письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

Для того, чтобы исполнить свои обязательства, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.

В Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 даны следующие разъяснения. Если доход, который подлежит налогообложению у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, то налоговый агент не обязан удерживать налог с налогоплательщика. Он должен сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 28.02.2001 N 5 пришел к выводу, что правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если последний имел возможность удержать налог у налогоплательщика, но не удержал, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

За неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Под неисполнением обязанности понимается невыполнение возложенной обязанности в полном объеме. Под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока.

Таким образом, понятия "неисполнение обязанности" и "несвоевременное исполнение обязанности" не являются идентичными. Несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных налогов в бюджет нельзя расценивать как неисполнение обязанности по перечислению налогов. Ответственность по ст. 123 НК РФ установлена только за ее полное неисполнение.

Несвоевременное перечисление влечет начисление пени, а не применение налоговых санкций. В Определении ВАС РФ от 15.12.2008 N 16206/08 также указано, что ст. 123 НК РФ не предусматривает ответственности налогового агента за несвоевременное перечисление НДФЛ.

Удержание НДФЛ при выдаче денежных средств под отчет

Налоговые органы при проверках доначисляют НДФЛ в следующих ситуациях. Когда работник своевременно не представил в бухгалтерию авансовый отчет по расходованию выданных ему денежных средств, а работодатель в свою очередь не предпринял никаких действий по взысканию с работника образовавшегося долга. Следовательно, неизрасходованные денежные суммы оставлены в распоряжении работника, а также в случаях отсутствия или неправильного оформления первичных документов, приложенных к авансовому отчету.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2010 по делу N А17-7346/2008 суд признал позицию налоговой инспекции неправомерной. Налоговый орган квалифицировал денежные средства, полученные работником под отчет, как его доход в связи с нарушениями в оформлении документов, подтверждающих расходование наличных денежных средств на представительские расходы. Как указал суд, налоговый агент выдавал под отчет работнику денежные средства на приобретение ТМЦ (на представительские расходы), авансовые отчеты, первичные документы, подтверждающие расходование денежных средств, были представлены подотчетным лицом и приняты налоговым агентом. Доказательств того, что приобретенные по подотчетным денежным средствам ТМЦ не приходовались налоговым агентом, инспекция не представила. Представление первичных документов, подтверждающих расходование подотчетных средств и содержащих технические ошибки, не свидетельствует о получении дохода (материальной выгоды) физическим лицом и не изменяет основания их выдачи.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11714/08 указано, что подотчетные денежные средства, частично не возвращенные работником, не являются его доходом, облагаемым НДФЛ.

Уплата налога налоговым агентом за счет своих средств

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ в бюджет. При этом уплата налога за счет их собственных средств не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Налоговый агент своевременно и в полном объеме перечислил в бюджет из собственных средств суммы НДФЛ, не удержанные у налогоплательщиков. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2007 N Ф04-7817/2007(40014-А45-19) по делу N А45-1793/2007-16/69 суд указал, что в этом случае в действиях налогового агента отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ.

Правда, существует и другая позиция, согласно которой взыскивать налог за счет собственных средств налогового агента неправомерно. В Постановлении ФАС Уральского округа от 14.10.2010 N Ф09-8263/10-С2 по делу N А07-22686/2009 отмечено следующее. Инспекцией необоснованно доначислен налогоплательщику НДФЛ, поскольку он не является источником фактической выплаты заработной платы физическим лицам, денежные средства при выплате заработной платы через службу судебных приставов-исполнителей в распоряжение налогового агента не поступали, у него не имелось возможности удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет.

Несвоевременное перечисление налога

В Письме ФНС России от 26.02.2007 N 04-1-02/145@ указано, что налоговый агент подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, независимо от перечисления сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки (при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения или исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения).

Подлежащую уплате сумму налога налоговому агенту следует уплачивать в установленные сроки. Например, согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Соответственно, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, т.е. налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, имеет место при удержании налога у налогоплательщика, а не при его перечислении.

По мнению налоговой службы, налоговый агент, удерживая налог у налогоплательщика, но не перечисляя его в установленный срок, осознает противоправный характер своих действий (бездействия), желает либо сознательно допускает наступление вредных последствий таких действий (бездействия), а также заведомо очевидно должен и может это осознавать.

Перечисление налоговым агентом сумм налога, удержанного у налогоплательщика, но не перечисленного в установленный срок, в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки, на наличие вины налогового агента не влияет.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.09.2010 по делу N А32-14406/2010-58/215 суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, указал, что под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока. Несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных налогов в бюджет нельзя расценивать как неисполнение обязанности по перечислению налогов. Ответственность по ст. 123 НК РФ установлена только за неисполнение указанной обязанности.

Налогоплательщик самостоятельно уплатил налог, подлежащий уплате налоговым агентом

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что налоговый орган не вправе привлекать налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ, если налогоплательщик самостоятельно исчислил и своевременно уплатил налог.

Уплата пени за нарушение сроков уплаты налога из собственных средств налогового агента

При нарушении сроков уплаты налога агент должен уплатить пени. В общем случае начисление пеней на сумму неудержанного налога, а также привлечение налогового агента к налоговой ответственности являются правомерными.

Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность.

Официальная позиция налоговых органов заключается в том, что они вправе взыскивать пени за счет средств агента в случаях, когда НДФЛ не удержан из доходов физического лица (Письмо ФНС России от 25.07.2006 N ВЕ-6-04/728@, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05).

В Постановлении от 12.01.2010 N 12000/09 по делу N А56-48706/2007 Президиум ВАС РФ указал, что, если налоговый агент не удержит НДФЛ с доходов налогоплательщика и при этом инспекции будет отказано во взыскании с него пени, такой отказ не обеспечит государству возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога. Исходя из этого, суд признал решение налогового органа о взыскании с организации пени правомерным.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.05.2007 N 16499/06 по делу N А47-16231/2005АК-25 указано, что налоговый агент, не удержавший НДФЛ с физического лица, должен уплатить пени за счет собственных средств. Это связано с тем, что обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена именно на налоговых агентов.

Ответственность за непредставление сведений или представление недостоверных сведений по объектам налогообложения

Согласно положениям ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, суммах исчисленного и удержанного налога не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.

За непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных предусмотренных сведений инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

За непредставление по запросу налогового органа сведений о налогоплательщике либо подачу документов с заведомо недостоверными сведениями инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 10 000 руб.

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что ответственность на основании п. 2 ст. 126 НК РФ применяется к организациям, которые отказались по запросу инспекции представить сведения о другом налогоплательщике, в том числе при проведении встречной проверки.

Привлечение налогового агента к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц либо подачу недостоверных сведений неправомерно (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2010 по делу N А19-8589/09, ФАС Поволжского округа от 26.04.2007 по делу N А72-8739/06-14/319).

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 13.06.2007 N Ф09-4360/07-С2 по делу N А60-2300/07 отметил, что по п. 2 ст. 126 НК РФ к ответственности привлекается не налогоплательщик или налоговый агент, а третье лицо, у которого имеются сведения об интересующем инспекцию налогоплательщике. Доказательств непредставления по запросу налогового органа сведений (подачи недостоверных сведений) о таком налогоплательщике нет. На основании этого суд пришел к выводу, что ответственность за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ по п. 2 ст. 126 НК РФ не наступает.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ не разъясняет, может ли ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ быть применена к налоговым агентам, в отличие от п. 1 ст. 126 НК РФ, где на это прямо указано.

ООО "Аудит Консалт Право"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

В статье представлен анализ арбитражной практики, касающейся вопросов ответственности организаций и предпринимателей, выступающих в качестве налоговых агентов при выплате доходов физическим лицам.

Организация или индивидуальный предприниматель могут выступать налоговым агентом по НДФЛ в случае выплаты дохода физическим лицам, например, в виде заработной платы по заключенным трудовым договорам; вознаграждений по гражданско-правовым договорам; арендных платежей за арендованное у физического лица имущество. Налоговыми агентами в перечисленных случаях признаются все организации и индивидуальные предприниматели, в том числе и те, которые применяют специальные режимы налогообложения.

Исключение из этого правила составляют следующие выплаты:

В общем случае налоговые агенты имеют те же обязанности, что и налогоплательщики. Они обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет соответствующие налоги.

Кроме того, они должны вести внутренний учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику, а также письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

Для того, чтобы исполнить свои обязательства, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. Для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.

В Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 даны следующие разъяснения. Если доход, который подлежит налогообложению у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, то налоговый агент не обязан удерживать налог с налогоплательщика. Он должен сообщить в налоговый орган о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 28.02.2001 N 5 пришел к выводу, что правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, если последний имел возможность удержать налог у налогоплательщика, но не удержал, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

За неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 20% суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Под неисполнением обязанности понимается невыполнение возложенной обязанности в полном объеме. Под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока.

Таким образом, понятия "неисполнение обязанности" и "несвоевременное исполнение обязанности" не являются идентичными. Несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных налогов в бюджет нельзя расценивать как неисполнение обязанности по перечислению налогов. Ответственность по ст. 123 НК РФ установлена только за ее полное неисполнение.

Несвоевременное перечисление влечет начисление пени, а не применение налоговых санкций. В Определении ВАС РФ от 15.12.2008 N 16206/08 также указано, что ст. 123 НК РФ не предусматривает ответственности налогового агента за несвоевременное перечисление НДФЛ.

Удержание НДФЛ при выдаче денежных средств под отчет

Налоговые органы при проверках доначисляют НДФЛ в следующих ситуациях. Когда работник своевременно не представил в бухгалтерию авансовый отчет по расходованию выданных ему денежных средств, а работодатель в свою очередь не предпринял никаких действий по взысканию с работника образовавшегося долга. Следовательно, неизрасходованные денежные суммы оставлены в распоряжении работника, а также в случаях отсутствия или неправильного оформления первичных документов, приложенных к авансовому отчету.

В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2010 по делу N А17-7346/2008 суд признал позицию налоговой инспекции неправомерной. Налоговый орган квалифицировал денежные средства, полученные работником под отчет, как его доход в связи с нарушениями в оформлении документов, подтверждающих расходование наличных денежных средств на представительские расходы. Как указал суд, налоговый агент выдавал под отчет работнику денежные средства на приобретение ТМЦ (на представительские расходы), авансовые отчеты, первичные документы, подтверждающие расходование денежных средств, были представлены подотчетным лицом и приняты налоговым агентом. Доказательств того, что приобретенные по подотчетным денежным средствам ТМЦ не приходовались налоговым агентом, инспекция не представила. Представление первичных документов, подтверждающих расходование подотчетных средств и содержащих технические ошибки, не свидетельствует о получении дохода (материальной выгоды) физическим лицом и не изменяет основания их выдачи.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.02.2009 N 11714/08 указано, что подотчетные денежные средства, частично не возвращенные работником, не являются его доходом, облагаемым НДФЛ.

Уплата налога налоговым агентом за счет своих средств

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ в бюджет. При этом уплата налога за счет их собственных средств не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).

Налоговый агент своевременно и в полном объеме перечислил в бюджет из собственных средств суммы НДФЛ, не удержанные у налогоплательщиков. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2007 N Ф04-7817/2007(40014-А45-19) по делу N А45-1793/2007-16/69 суд указал, что в этом случае в действиях налогового агента отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ.

Правда, существует и другая позиция, согласно которой взыскивать налог за счет собственных средств налогового агента неправомерно. В Постановлении ФАС Уральского округа от 14.10.2010 N Ф09-8263/10-С2 по делу N А07-22686/2009 отмечено следующее. Инспекцией необоснованно доначислен налогоплательщику НДФЛ, поскольку он не является источником фактической выплаты заработной платы физическим лицам, денежные средства при выплате заработной платы через службу судебных приставов-исполнителей в распоряжение налогового агента не поступали, у него не имелось возможности удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет.

Несвоевременное перечисление налога

В Письме ФНС России от 26.02.2007 N 04-1-02/145@ указано, что налоговый агент подлежит привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, независимо от перечисления сумм налога в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки (при отсутствии обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения или исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения).

Подлежащую уплате сумму налога налоговому агенту следует уплачивать в установленные сроки. Например, согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

Соответственно, неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, т.е. налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, имеет место при удержании налога у налогоплательщика, а не при его перечислении.

По мнению налоговой службы, налоговый агент, удерживая налог у налогоплательщика, но не перечисляя его в установленный срок, осознает противоправный характер своих действий (бездействия), желает либо сознательно допускает наступление вредных последствий таких действий (бездействия), а также заведомо очевидно должен и может это осознавать.

Перечисление налоговым агентом сумм налога, удержанного у налогоплательщика, но не перечисленного в установленный срок, в более поздние сроки, в том числе во время или после выездной налоговой проверки, на наличие вины налогового агента не влияет.

В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 14.09.2010 по делу N А32-14406/2010-58/215 суд, признавая позицию налогового органа неправомерной, указал, что под несвоевременным исполнением обязанности понимается ее исполнение с нарушением установленного срока. Несвоевременное перечисление налоговым агентом удержанных налогов в бюджет нельзя расценивать как неисполнение обязанности по перечислению налогов. Ответственность по ст. 123 НК РФ установлена только за неисполнение указанной обязанности.

Налогоплательщик самостоятельно уплатил налог, подлежащий уплате налоговым агентом

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что налоговый орган не вправе привлекать налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ, если налогоплательщик самостоятельно исчислил и своевременно уплатил налог.

Уплата пени за нарушение сроков уплаты налога из собственных средств налогового агента

При нарушении сроков уплаты налога агент должен уплатить пени. В общем случае начисление пеней на сумму неудержанного налога, а также привлечение налогового агента к налоговой ответственности являются правомерными.

Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер, за несвоевременную уплату налога в бюджет и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на которого возложена такая обязанность.

Официальная позиция налоговых органов заключается в том, что они вправе взыскивать пени за счет средств агента в случаях, когда НДФЛ не удержан из доходов физического лица (Письмо ФНС России от 25.07.2006 N ВЕ-6-04/728@, Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05).

В Постановлении от 12.01.2010 N 12000/09 по делу N А56-48706/2007 Президиум ВАС РФ указал, что, если налоговый агент не удержит НДФЛ с доходов налогоплательщика и при этом инспекции будет отказано во взыскании с него пени, такой отказ не обеспечит государству возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога. Исходя из этого, суд признал решение налогового органа о взыскании с организации пени правомерным.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.05.2007 N 16499/06 по делу N А47-16231/2005АК-25 указано, что налоговый агент, не удержавший НДФЛ с физического лица, должен уплатить пени за счет собственных средств. Это связано с тем, что обязанность по уплате в бюджет НДФЛ возложена именно на налоговых агентов.

Ответственность за непредставление сведений или представление недостоверных сведений по объектам налогообложения

Согласно положениям ст. 230 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, суммах исчисленного и удержанного налога не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.

За непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных предусмотренных сведений инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

За непредставление по запросу налогового органа сведений о налогоплательщике либо подачу документов с заведомо недостоверными сведениями инспекция может взыскать с налогового агента штраф в размере 10 000 руб.

Из анализа судебной практики можно сделать вывод, что ответственность на основании п. 2 ст. 126 НК РФ применяется к организациям, которые отказались по запросу инспекции представить сведения о другом налогоплательщике, в том числе при проведении встречной проверки.

Привлечение налогового агента к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ за непредставление в установленный срок сведений о доходах физических лиц либо подачу недостоверных сведений неправомерно (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.01.2010 по делу N А19-8589/09, ФАС Поволжского округа от 26.04.2007 по делу N А72-8739/06-14/319).

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 13.06.2007 N Ф09-4360/07-С2 по делу N А60-2300/07 отметил, что по п. 2 ст. 126 НК РФ к ответственности привлекается не налогоплательщик или налоговый агент, а третье лицо, у которого имеются сведения об интересующем инспекцию налогоплательщике. Доказательств непредставления по запросу налогового органа сведений (подачи недостоверных сведений) о таком налогоплательщике нет. На основании этого суд пришел к выводу, что ответственность за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ по п. 2 ст. 126 НК РФ не наступает.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ не разъясняет, может ли ответственность по п. 2 ст. 126 НК РФ быть применена к налоговым агентам, в отличие от п. 1 ст. 126 НК РФ, где на это прямо указано.

ООО "Аудит Консалт Право"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Организация обязана удерживать НДФЛ с выплат, в отношении которых она является налоговым агентом (п. 1 и 2 ст. 226, ст. 226.1 НК РФ). Однако возможность удержать НДФЛ у налогового агента есть не всегда.

Например, возможность удержания ограничивается, если сотрудник получил материальную выгоду, доход в натуральной форме или стал нерезидентом (НДФЛ в этом случае нужно пересчитать по ставке 30 процентов). Если сотрудник не получал других доходов в денежной форме или уволился сразу после этих событий, возможность удержания НДФЛ организацией – источником дохода исключается совсем. Об этом сказано в письме Минфина России от 19 марта 2007 г. № 03-04-06-01/74. Такая же ситуация возникает, если доход в натуральной форме получил человек, не являющийся сотрудником организации (например, покупатель).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении выплаты премии в натуральной форме (НДФЛ удержать невозможно)

В декабре 2015 года организация выдала экономисту А.С. Кондратьеву премию по итогам работы за год. Премия выдана на основании приказа руководителя организации. В качестве премии сотруднику передан автомобиль.

Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

За декабрь сотруднику начислено 630 000 руб., из них:

  • 30 000 руб. – оплата по окладу;
  • 600 000 руб. – премия, выданная в натуральной форме.

НДФЛ, рассчитанный с дохода сотрудника за декабрь, составил:
630 000 руб. × 13% = 81 900 руб.

Начисления сотруднику в денежной форме составили 30 000 руб. Бухгалтер организации рассчитал максимальную сумму НДФЛ, которую можно удержать с дохода сотрудника:
30 000 руб. × 50% = 15 000 руб.

Информирование налоговой инспекции

Помимо налоговой инспекции, о невозможности удержания НДФЛ нужно уведомить и самого налогоплательщика, получившего доход.

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 226 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-04-06/7337, ФНС России от 19 октября 2015 г. № БС-4-11/18217.

Размер штрафа составит:

Кроме того, если в ходе выездной налоговой проверки будет обнаружено, что организация не сообщила в налоговую инспекцию о доходах, с которых не был удержан НДФЛ, помимо штрафных санкций, проверяющие могут начислить пени (письмо ФНС России от 22 ноября 2013 г. № БС-4-11/20951).

Совет: Начисление пеней в тех случаях, когда организация не могла удержать НДФЛ, но не направила в инспекцию соответствующее уведомление, можно оспорить в суде.

Если налоговый агент не имел возможности удержать НДФЛ, основания для начисления пеней отсутствуют в принципе. Такой вывод содержится в определении Верховного суда РФ от 19 марта 2015 г. № 304-КГ14-4815. Этот вывод соответствует пункту 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, согласно которому начисление пеней налоговому агенту возможно, если НДФЛ был удержан, но не перечислен в бюджет. ФНС России разделяет такую позицию, но предупреждает, что пени не начисляются, если налоговый агент уведомил инспекцию о невозможности удержать налог (письмо от 22 августа 2014 г. № СА-4-7/16692). На самом деле пени не могут быть взысканы, даже если такого уведомления налоговый агент не направлял. Ведь пени – это санкция за несвоевременную уплату налога, а не за то, что налоговый агент не исполнил свою обязанность по информированию инспекции (п. 1 ст. 75 НК РФ). Следовательно, пени в таком случае начисляться не должны – применяется только ответственность по статье 126 Налогового кодекса РФ. Все же ознакомьтесь, к ак заполнить справку 2-НДФЛ, если налог удержан, но не перечислен.

– истек месяц со дня окончания налогового периода, в котором не был удержан налог;

– истек срок действия последнего договора между человеком и налоговым агентом, в рамках которого был начислен НДФЛ.

Об этом сказано в пункте 14 статьи 226.1 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: обязана ли организация уведомлять сотрудника о необходимости самостоятельно заплатить НДФЛ, если он уже был извещен о невозможности удержать налог с его доходов?

Нет, не обязана. Но по собственной инициативе организация может довести до сотрудника такую информацию.

Ситуация: нужно ли повторно подавать форму 2-НДФЛ по окончании года, если ранее налоговый агент известил инспекцию о невозможности удержать НДФЛ с выплаченных доходов? Дополнительные доходы в течение года человеку не выплачивались.

Совет: есть основания, освобождающие налоговых агентов от повторной подачи справок 2-НДФЛ в отношении доходов, с которых невозможно удержать налог. Они заключаются в следующем.

Если организация информировала налоговую инспекцию о доходах человека, с которых невозможно удержать налог, и если до конца года никаких дополнительных доходов этому человеку организация не выплачивала, направлять в инспекцию повторную справку 2-НДФЛ не нужно. Наличие различных признаков для классификации одних и тех же доходов не влияет на состав сведений, отраженных в первоначальной справке. Сдав справку 2-НДФЛ с признаком 2, налоговый агент исполнил требования, установленные пунктом 5 статьи 226 и пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ. Дублировать те же самые сведения в справке 2-НДФЛ с признаком 1 организация не должна: повторное исполнение одних и тех же обязанностей налоговым законодательством не предусмотрено. Поэтому штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации применяться не должны.

Пример уведомления налоговой инспекции о том, что организация не может удержать НДФЛ из доходов сотрудников, ставших нерезидентами

Гражданин Молдавии А.С. Кондратьев работает в организации по трудовому договору с января 2014 года. В период с января по июль и с ноября по декабрь 2014 года Кондратьев проживал в России.

По состоянию на 1 января 2015 года Кондратьев признается резидентом.

Организация ежемесячно начисляет Кондратьеву зарплату в сумме 10 000 руб.

С января по март 2015 года (включительно) сотрудник находился в загранкомандировке.

За период с января по июнь Кондратьеву была начислена зарплата в сумме 60 000 руб. Других доходов, облагаемых НДФЛ, Кондратьев не получал.

Детей у Кондратьева нет, поэтому стандартные налоговые вычеты ему не предоставляются.

Сумма НДФЛ, удержанная и перечисленная в бюджет, составила 7800 руб. (60 000 руб. × 13%).

С 1 по 4 июля 2015 года сотрудник находился в отпуске за рубежом.

30 июля 2015 года сотрудник уволился по собственному желанию.

По состоянию на 30 июля 2015 года Кондратьев утратил статус налогового резидента (в течение предыдущих 12 следующих подряд месяцев он находился в России менее 183 календарных дней).

В связи с изменением налогового статуса Кондратьева ранее рассчитанный НДФЛ бухгалтер пересчитал по ставке 30 процентов.

В июле Кондратьеву начислили зарплату в сумме 10 000 руб.

Рассчитанная сумма НДФЛ к удержанию за июль составила:
(60 000 руб. + 10 000 руб.) × 30% – 7800 руб. = 13 200 руб.

Удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов от суммы выплаты в денежной форме (абз. 2 п. 4 ст. 226 НК РФ). Поэтому максимальная сумма НДФЛ, которую организация может удержать из доходов Кондратьева за июль 2015 года, составляет 5000 руб. (10 000 руб. × 50%).

Ситуация: нужно ли подавать в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать НДФЛ с доходов физлица, у которого купили автомобиль ?

Подавать сведения по форме 2-НДФЛ требуется, только если обязанность удерживать НДФЛ в принципе есть и исполнить ее не удается. В рассматриваемом же случае эти обязанности у покупателя не возникают. НДФЛ с дохода от продажи автомобиля продавец-физлицо должен заплатить самостоятельно.

Организация-покупатель же не обязана рассчитывать, удерживать, перечислять НДФЛ и тем более отчитываться перед налоговой инспекцией об этих суммах. Обязанности налогового агента при покупке имущества у физлиц не возникают. Это прямо следует из пунктов 1 и 2 статьи 226, подпункта 2 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса РФ.

Разобраться с тем, когда нужно исполнять обязанности налогового агента, помогут рекомендации:

Ситуация: как поступить с суммой НДФЛ, которую невозможно взыскать в связи со смертью сотрудника?

Налоговую инспекцию о невозможности удержания НДФЛ в связи со смертью сотрудника не уведомляйте.

Если до смерти сотрудника НДФЛ с его доходов не был удержан, то после смерти его удерживать не нужно. Смерть сотрудника приводит к прекращению его обязанностей по уплате НДФЛ (п. 3 ст. 44 НК РФ). При подаче сведений о доходах сотрудника по итогам года желательно указать, по какой причине не был удержан НДФЛ. Такие разъяснения дал Минфин России в письме от 18 января 2006 г. № 03-05-01-04/4.

Налоговый агент несет ответственность как за нарушения срока перечисления НДФЛ, так и за неуплату (неполную уплату) удержанного налога: и в том и в другом случае налогового агента оштрафуют. Кроме наложения штрафа возникают и другие неблагоприятные последствия. Во-первых, агент должен уплатить пени. Их размер зависит от суммы НДФЛ, на которую они начисляются, периода просрочки и размера ставки рефинансирования Банка России. Во-вторых, с налогового агента взыщут сумму удержанного, но неуплаченного (не полностью уплаченного) налога, если он не перечислит ее добровольно. Задолженность взыщут в бесспорном порядке за счет списания денежных средств с его банковских счетов.

Налоговый орган может взыскать недоимку, штрафы и пени со счетов в драгоценных металлах, если денежных средств на счетах налогового агента окажется недостаточно. При недостаточности денежных средств (драгоценных металлов) на банковских счетах задолженность взыщут за счет электронных денежных средств. А если и их не хватит, то НДФЛ будет взыскан за счет имущества налогового агента. Также налоговый орган может заблокировать счета налогового агента в банке.

Штраф за неуплату НДФЛ налоговым агентом

Если вы должны были удержать и перечислить в бюджет НДФЛ, но не удержали и (или) не перечислили его, то налоговый орган вас оштрафует. В том числе вас могут оштрафовать (ст. 123 НК РФ):

за неудержание налога или неполное удержание налога;

неперечисление налога (удержали, но не перечислили налог);

несвоевременное перечисление налога (удержали, но не перечислили налог в срок);

неполное перечисление налога (удержали, но перечислили не всю сумму налога).

Размер штрафа – 20% от суммы налога, которую вы не удержали и (или) не перечислили в бюджет (ст. 123 НК РФ).

Какой штраф установлен за неудержание, неполное удержание НДФЛ

Если вы не удержали или не полностью удержали налог, то вас оштрафуют на 20% от суммы налога, которую вы не удержали.

При этом имеет значение, была ли у вас возможность удержать налог. Если такой возможности не было (например, доход выплачен в натуральной форме и иных выплат дохода в денежной форме не было), то привлечь вас к ответственности нельзя. Такой вывод следует из п. 4 ст. 226 НК РФ, п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.

Но если до конца года выплачен доход в денежной форме, то обязательно доудержите НДФЛ и уплатите его в бюджет. В противном случае вам грозит штраф (ст. 123, п. п. 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Если же возможность удержать НДФЛ до конца года так и не предоставилась, то доудерживать налог из последующих доходов не нужно (п. п. 4, 5 ст. 226 НК РФ). Оштрафовать вас в такой ситуации нельзя.

В случае привлечения к ответственности размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда.

Какой штраф установлен за то, что налог удержан, но не перечислен в бюджет

Если НДФЛ вы удержали, но не перечислили в бюджет, то вас оштрафуют на 20% от суммы налога, которую вы не перечислили в бюджет (ст. 123 НК РФ). Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда.

Какой штраф установлен за несвоевременное перечисление НДФЛ налоговым агентом

За несвоевременное перечисление налоговым агентом НДФЛ в бюджет предусмотрен штраф. Размер штрафа – 20% от суммы налога, не перечисленной в срок (ст. 123 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.03.2013 N 03-02-07/1/8500). При этом не имеет значения, на сколько пропущен срок уплаты НДФЛ (на один день или на год). Размер штрафа будет рассчитан со всей суммы НДФЛ, которая не была перечислена в срок. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы НДФЛ был перечислен вовремя. Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда.

Вместе с тем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 06.02.2018 N 6-П (направлено Письмом ФНС России от 09.02.2018 N СА-4-7/2548 для использования в работе налоговым органам, приведено в п. 2 Обзора практики Конституционного Суда РФ за первый квартал 2018 года) отметил, что налоговый агент может быть освобожден от ответственности за несвоевременное перечисление НДФЛ в бюджет, если:

не исказил налоговую отчетность;

уплатил налог и пени до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом несвоевременной уплаты налога или о назначении выездной проверки;

при перечислении соответствующих сумм произошла техническая или иная ошибка, которая носила непреднамеренный характер.

Какой штраф установлен за недоплату НДФЛ налоговым агентом

Если вы недоплатили НДФЛ, то есть удержали, но перечислили не всю сумму налога, которую должны были, вас привлекут к ответственности в виде штрафа. Размер штрафа – 20% от недоплаченной суммы налога (ст. 123 НК РФ). Размер штрафа может быть уменьшен по решению налогового органа и (или) суда.

Как уменьшить размер штрафа

Если вы нарушили срок уплаты НДФЛ и вас оштрафовали, вы можете просить налоговый орган и (или) суд об уменьшении размера штрафа, ссылаясь на смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 112 НК РФ). Их нужно подтвердить документально. Чем больше таких обстоятельств вы приведете, тем больше шансов на то, что штраф будет уменьшен.

Смягчающими обстоятельствами могут быть признаны, например:

незначительная просрочка уплаты НДФЛ (на один – два дня);

отсутствие штрафов за аналогичные налоговые правонарушения ранее (то есть нарушение совершено впервые);

тяжелое финансовое положение организации;

осуществление социально значимой деятельности.

Признавать ли обстоятельства смягчающими ответственность, будет решать налоговый орган и (или) суд. Если обстоятельства будут признаны смягчающими, то размер штрафа должен быть уменьшен как минимум в два раза (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Как заполнить платежное поручение на уплату штрафа по НДФЛ

Платежное поручение на уплату штрафа заполняется в общем порядке. При этом нужно учитывать следующие особенности (п. п. 4, 5, 7 – 10, 12, 13 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н, Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/[email protected]).

Штраф по НДФЛ уплачивается по самостоятельному КБК, поэтому в реквизите “104” укажите – 182 1 01 02010 01 3000 110.

Если штраф уплачивается по требованию налогового органа, то отразите:

в реквизите “106” – значение “ТР”;

в реквизите “107” – срок уплаты штрафа по требованию;

в реквизите “108” – номер требования;

в реквизите “109” – дату требования.

Если штраф уплачивается по акту проверки, то укажите:

в реквизите “106” – “АП”;

в реквизите “107” – “0” (ноль);

в реквизите “108” – номер решения (знак номера (“N”) не проставляется);

в реквизите “109” – дату решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В реквизите “22” отразите значение уникального идентификатора начисления (УИН). Если его нет в требовании либо штраф уплачивается до получения требования, проставьте “0” (ноль).

В реквизите “24” укажите назначение платежа. Например, штраф за неперечисление НДФЛ по требованию налогового органа от 08.11.2018 N 1177.

Пример заполнения платежного поручения на уплату штрафа по НДФЛ

Пени по НДФЛ

Если вы удержали НДФЛ, но не перечислили (несвоевременно перечислили) его в бюджет, то помимо штрафа вам начислят пени (п. 1 ст. 75 НК РФ). Далее подробно рассмотрим порядок расчета и уплаты пени по НДФЛ.

Расчет пени по НДФЛ

Налоговый кодекс РФ не предусматривает особенностей начисления пени по НДФЛ. Поэтому сумму пени следует рассчитать в общем порядке.

Размер пени по НДФЛ, сумму которой вы рассчитаете и уплатите, зависит от нескольких условий: размера неуплаченной (недоплаченной при неполной уплате, уплаченной не вовремя) суммы НДФЛ, периода просрочки и действовавшей на тот момент ставки рефинансирования Банка России.

Пример расчета пени по НДФЛ, который уплачен позже установленного срока

5 июня организация выплатила своим работникам зарплату за май. При этом она удержала НДФЛ в сумме 260 000 руб. Удержанная сумма налога перечислена в бюджет 20 июня.

Удержанный НДФЛ организация должна была перечислить в бюджет не позднее 6 июня (п. 6 ст. 226 НК РФ). Следовательно, период просрочки составляет 13 календарных дней.

Ставка рефинансирования Банка России в этом периоде составила 9% (условно).

Расчет пени: 1 014 руб. 00 коп. (260 000 руб. x 9% / 300 x 13).

Уплата пени по НДФЛ

Особого порядка уплаты пени по НДФЛ не установлено, поэтому перечислите ее так же, как и сам НДФЛ.

Так, в первую очередь определите налоговый орган, в адрес которого нужно уплатить пени. При этом учитывайте, что пени уплачиваются в адрес того же налогового органа, что и задолженность, на сумму которой они начислены (п. 11 Приложения N 1 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н). Например, задолженность по НДФЛ по обособленному подразделению вы должны перечислить в тот налоговый орган, где оно состоит на учете (п. 7 ст. 226 НК РФ). В адрес этого же налогового органа и нужно перечислить пени с такой задолженности.

Для уплаты пени по НДФЛ оформите отдельное платежное поручение (п. п. 1, 8 ст. 45 НК РФ, п. 3 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н).

Уплатить пени нужно вместе с суммой недоимки по НДФЛ либо после уплаты всей суммы такого налога (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Как заполнить платежное поручение на уплату пеней по НДФЛ

Порядок заполнения платежки на уплату пеней схож с правилами заполнения при перечислении самого НДФЛ. Но есть свои особенности (п. п. 4, 5, 7 – 10, 13 Приложения N 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 N 107н, Приложение N 3 к Приказу ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/[email protected]):

Пени по НДФЛ нужно уплатить по отдельному КБК – 182 1 01 02010 01 2100 110.

Если пени вы уплачиваете по требованию налогового органа, то:

в реквизите “106” отразите значение “ТР”;

в реквизите “107” укажите срок уплаты пени по требованию;

в реквизите “108” отразите номер требования;

в реквизите “109” укажите дату требования.

Если пени вы уплачиваете добровольно (то есть не по требованию налогового органа и не по акту проверки), то:

в реквизите “106” отразите значение “ЗД”;

в реквизитах “107”, “108” и “109” укажите “0” (ноль).

Если пени вы уплачиваете по акту проверки, то:

в реквизите “106” отразите значение “АП”;

в реквизите “107” укажите “0” (ноль);

в реквизите “108” отразите номер решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения;

в реквизите “109” укажите дату решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Проводки по начисленным пеням по НДФЛ

Начисление пеней отразите проводкой:

Дебет счета 99 – Кредит счета 68, субсчет “НДФЛ”.

Уплату пеней отразите проводкой:

Дебет счета 68, субсчет “НДФЛ” – Кредит счета 51.

Это следует из Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Порядок взыскания задолженности по НДФЛ

Взыскать с вас НДФЛ налоговый орган может только в том случае, если налог вы удержали, но не перечислили в бюджет (п. 6 ст. 226 НК РФ, Письмо ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4-2/13600, п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Процедура взыскания задолженности по НДФЛ в бесспорном порядке такая же, как и по другим налогам. Она начинается с выставления налоговым органом в ваш адрес требования об уплате задолженности по налогу, а также пени и штрафа (п. 3 ст. 46 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04).

При неисполнении требования налоговый орган взыщет задолженность по НДФЛ за счет денежных средств (драгоценных металлов) на ваших банковских счетах (п. 1 ст. 46 НК РФ). Для этого налоговый орган направит в банк поручение на списание денежных средств и перечисление их в бюджет (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Если средств на банковских счетах не хватит, налоговый орган вправе взыскать задолженность за счет электронных денежных средств (п. 6.1 ст. 46 НК РФ).

Кроме того, налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по вашим счетам в банке либо приостановлении переводов электронных денежных средств (п. 8 ст. 46 НК РФ).

Срок на взыскание задолженности по НДФЛ в бесспорном порядке составляет не более двух месяцев после истечения срока на уплату задолженности по требованию. Если такое решение не вынесено до этой даты, то задолженность с вас налоговый орган может взыскать только в судебном порядке (п. п. 3, 9, 10 ст. 46 НК РФ).

Если денежных средств (драгоценных металлов) на ваших банковских счетах либо электронных денежных средств для погашения задолженности недостаточно, то налоговый орган будет взыскивать задолженность за счет вашего имущества (п. 7 ст. 46 НК РФ). Для этого налоговый орган направит судебному приставу-исполнителю постановление о взыскании задолженности за счет вашего имущества. Судебный пристав-исполнитель производит необходимые действия для взыскания задолженности (накладывает арест на имущество, производит его оценку и т.д.). Взыскание будет производиться последовательно в отношении конкретных видов имущества (п. п. 1, 5 ст. 47 НК РФ, ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”).

Срок на взыскание задолженности по НДФЛ за счет имущества – один год после окончания срока исполнения требования. Если такое решение не вынесено в этот срок, то задолженность с вас можно взыскать только в судебном порядке (п. п. 1, 8 ст. 47 НК РФ).

Срок исковой давности по НДФЛ

Если налоговый орган пропустил срок для бесспорного взыскания налога, то у него есть право взыскать его в судебном порядке. При этом срок исковой давности взыскания налога зависит от того, на каком этапе бесспорного взыскания пропущен срок:

если пропущен срок взыскания за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банке и электронных денежных средств, то срок исковой давности составит шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности по НДФЛ (п. 3 ст. 46 НК РФ);

если пропущен срок взыскания за счет имущества, то срок исковой давности составит два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности по налогу (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Вместе с тем указанные сроки могут быть восстановлены судом, если налоговый орган пропустил их по уважительной причине (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Если налоговый орган не направил налоговому агенту требование об уплате налога, то он не может обратиться в суд, чтобы взыскать задолженность. В этом случае налоговый орган утрачивает возможность взыскать НДФЛ.

Пример. Исчисление срока исковой давности по НДФЛ

Налоговый орган выявил задолженность организации по НДФЛ. 15 июня 2018 г. организация получила требование об уплате налога со сроком его исполнения не позднее 27 июня 2018 г. включительно.

Организация в указанный срок требование не исполнила. Решение о взыскании задолженности по НДФЛ за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах в банках (а при их недостаточности – за счет электронных денежных средств) налоговый орган должен принять не позднее 27 августа 2018 г.

Однако в этот срок решение о бесспорном взыскании налоговый орган не принял, хотя средства, на которые могло быть обращено взыскание, у организации были. В такой ситуации взыскать задолженность по НДФЛ налоговый орган может в судебном порядке. Для этого он должен подать заявление в суд не позднее 27 декабря 2018 г.

Как заполнить справку 2-НДФЛ с признаком 2


  1. Получение гражданства Польши через Карту поляка. ВНЖ, ПМЖ в Польше.

Читайте также: