Отношение общей суммы налоговых платежей к совокупному национальному продукту это

Обновлено: 17.05.2024

уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение Н.б. между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например, дорожный налог платят владельцы транспортных средств. Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей; б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо.

Определение термина "налоговое бремя" не закреплено в законодательстве, однако широко используется в научной, учебной, практической, экономической и юридической литературе, а также встречается в подзаконных нормативно-правовых актах и судебной практике.
До настоящего времени не выработано какой-либо схожей дефиниции данного термина. Не в последнюю очередь это связано с тем, что понимание налогового бремени чрезвычайно сложно и неоднозначно. Можно говорить, например, о налоговом бремени отдельного налогоплательщика - физического лица, налоговом бремени предприятия или налоговом бремени в целом по стране.
Налоговое бремя определяют как:
- обобщенную характеристику действия налогов, указывающую на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также дохода отдельных категорий налогоплательщиков [9, с. 31; 10, с. 393];
- отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета [5, с. 80];
- меру экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налога или налогов [16, с. 166];
- совокупность исчисленных в денежном выражении налогов, сборов и иных обладающих признаками налога или сбора платежей, обязанность уплаты которых возложена действующим законодательством на налогоплательщика в связи с совершением им конкретных финансово-хозяйственных операций и (или) иных юридически значимых действий, в своем единстве и взаимосвязи определяющих общую сумму денежных средств, подлежащих безусловному, безвозмездному и безвозвратному изъятию в бюджет в течение налогового периода [2, с. 43];
- сумму выплаченных или начисленных денежных средств [17, с. 23].
Представляется, что единого понятия налогового бремени выработано быть не может. Прежде всего налоговое бремя необходимо определять на двух уровнях, в зависимости от круга субъектов, в отношении которых оно рассчитывается.
На макроэкономическом уровне налоговое бремя представляет собой обобщающий показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества, и определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту [7, с. 54]. Схожее понимание налогового бремени представлено в Международном налоговом глоссарии, а именно - доля или процент общей суммы налоговых платежей за конкретный фискальный год от валового национального продукта или национального дохода за этот год [18, с. 420].
На микроэкономическом уровне налоговое бремя определяется долей изъятия доходов конкретных налогоплательщиков - физических или юридических лиц.
Говоря о микроэкономическом уровне, следует отметить, что ни в отношении юридических лиц, ни в отношении физических лиц не существует универсального показателя или методики определения количественной оценки налогового бремени. Для хозяйствующих субъектов налоговое бремя рассчитывается различными способами - как отношение налогов к выручке от реализации либо к расчетной, чистой или балансовой прибыли, а также как отношение налогов к добавленной или вновь созданной стоимости [14, с. 141]. Е.С. Вылкова, например, определяет налоговое бремя на уровне хозяйствующего субъекта как относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога [4, с. 574].
При этом некоторые ученые и практики отмечают, что налоговое бремя не исчерпывается только лишь суммой уплаченных налогов, а включает в себя и те затраты, которые налогоплательщики понесли в связи с уплатой налогов (затраты труда, содержание штата специалистов, мобилизация денежных средств, судебные издержки в случае защиты нарушенных прав и др.) [8, с. 60].
Неоднократно высказывалась точка зрения о том, что в силу эффекта переложения налогов говорить о "налоговом бремени на юридическое лицо" не вполне корректно. Несмотря на это, данное понятие получило широкое употребление. Один из аргументов в пользу целесообразности его применения заключается в том, что юридическое лицо является "отдельным субъектом", который с юридической точки зрения отличается от физических лиц, владеющих им. Обезличенные налоги, которые платит в бюджет юридическое лицо, нельзя сравнивать с налогами, которые уплачивает физическое лицо [6, с. 165].
Расчеты налогового бремени физических лиц крайне сложны в силу того, что население уплачивает как прямые, так и косвенные налоги. То есть налоговое бремя физических лиц не сводится к суммированию налогов, уплаченных в связи с полученным доходом и располагаемой недвижимой и движимой собственностью. Авторский коллектив И.А. Майбурова, например, указывает, что налоговое бремя на физическое лицо измеряется суммой уплаченных им налогов (абсолютный показатель) и их долей в доходе налогоплательщика (относительный показатель) [12, с. 109].
Интересен подход к определению налогового бремени физических лиц М.Е. Косова и Л.А. Крамаренко. Авторы определяют его как вызванное налогообложением ухудшение благосостояния налогоплательщика, проявляющееся в уменьшении его дохода (и, соответственно, потребления рыночных благ), не компенсируемое предоставлением общественных благ, профинансированных за счет уплаченных налогов, а также в изменении структуры благосостояния (потребления) налогоплательщика [6, с. 165 - 166].
Помимо термина "налоговое бремя" в специальной литературе, подзаконных нормативно-правовых актах используется термин "налоговая нагрузка".
Вопрос о соотношении понятий "налоговое бремя" и "налоговая нагрузка" не являлся предметом отдельных исследований, хотя в научной и учебной литературе анализ их соотношения встречается. Так, Л.В. Попова и авторский коллектив приводят определения термина "налоговая нагрузка" в работах ученых - экономистов и правоведов, указывая, что в большинстве случаев налоговая нагрузка отождествляется с налоговым бременем [16, с. 169]. Действительно, в работах, затрагивающих налоговое бремя или нагрузку, можно встретить прямое указание на то, что это синонимы [13, с. 29], либо использование обоих терминов без указания на различия между ними [11, с. 90 - 95].
Авторы, использующие только один из анализируемых терминов, как правило, не аргументируют свой выбор, оставляя без внимания существование другого понятия. По мнению Е.А. Бабякиной, термин "налоговое бремя" применяется учеными для характеристики тяжести налогообложения, т.е. на экономику в целом, в то время как микроэкономический аспект исследования проблемы тяжести налогообложения связан с использованием термина "налоговая нагрузка" [1, с. 25 - 26].
С приведенной позицией сложно согласиться полностью, однако для экономических исследований в действительности в большей степени характерно использование понятия "налоговая нагрузка" при изучении именно количественного выражения налогового бремени на предприятия, отрасли экономики, регионы, население.
На объективную необходимость разделения понятий "налоговое бремя" и "налоговая нагрузка" указывает в исследовании формирования социально-ориентированной налоговой системы А.В. Боброва. Ею сформулировано понятие налоговой нагрузки как совокупности всех налогов и сборов, уплачиваемых конкретным плательщиком, как эквивалент обязательства налогоплательщика перед государством (т.е. абсолютная величина), а налогового бремени как относительной, частной от деления налоговой нагрузки на финансовый показатель деятельности предприятия, уровня его обременения государством [3, с. 21].
Определения налогового бремени и налоговой нагрузки, позволяющие разграничить данные понятие и определить их соотношение, были предложены Н.А. Соловьевой. Так, налоговое бремя налогоплательщика было определено как совокупность прямо и косвенно возложенных на него обязанностей по уплате налогов, а налоговая нагрузка - как сумма денежных средств, фактически уплаченных налогоплательщиком в результате исполнения прямо и косвенно возложенных на него обязанностей по уплате налогов [15, с. 239].
Список литературы:
1. Бабякина Е.А. Налоговое бремя в экономике РФ: особенности формирования и перспективы оптимизации: Дис. . канд. юрид. наук. Ставрополь, 2008.
2. Барташевич С.В. Понятие налогового бремени как правовая категория // Налоги и налогообложение. 2010. N 6. С. 37 - 44.
3. Боброва А.В. Формирование социально ориентированной налоговой системы России: Автореф. дис. . докт. экон. наук. Екатеринбург, 2008.
4. Вылкова Е.С. Налоговое планирование: Учебник. М.: Юрайт, 2011. 639 с.
5. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: Учебное пособие. М.: Проспект, 2013. 520 с.
6. Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Экономическое равновесие налоговой системы: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 199 с.
7. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997.
8. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / П.В. Аникин, Е.Ю. Жидкова. М.: ЭКСМО, 2008. 496 с.
9. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. 6-е изд. СПб.: Питер, 2007. 496 с.
10. Налоги и налогообложение: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
11. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Б.Х. Алиева. М., 2008. 448 с.
12. Налоговая политика. Теория и практика: Учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 519 с.
13. Налоговые реформы. Теория и практика: Монография для магистрантов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / Под ред. И.А. Майбурова. М., 2010. 463 с.
14. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2010. 680 с.
15. Соловьева Н.А. Налоговое бремя и налоговая нагрузка: понимание и соотношение // Налоги и финансовое право. 2012. N 6. С. 235 - 239.
16. Теория и история налогообложения: Учебник / Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, И.А. Маслова, М.М. Коростелкин. М.: Дело и Сервис, 2011. 368 с.
17. Юрзинова И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения // Налоговая политика и практика. 2008. N 11. С. 23.
18. International Tax Glossary / Amsterdam: IBFD Publications BV, 2010. Revised 6th edition. 550 p.

Читайте также: