Отец политической экономии и теории налогов адам смит обоснованно утверждал что налоги для граждан

Обновлено: 10.05.2024

Налоги становятся одной из важнейших стратегических проблем нашего столетия. В предвыборной борьбе Барак Обама обещал бороться с налоговыми оазисами, и это обещание стало одним из ключевых элементов его успеха 1 . За его инаугурацией в начале 2009 г. последовал неожиданный шквал уступок со стороны частных финансовых центров, вызванный мощным политическим давлением по поводу этого вопроса в преддверии апрельского саммита Группы двадцати. Швейцария, Гонконг, Сингапур, Люксембург, Австрия, Лихтенштейн и другие страны согласились принять стандарты прозрачности системы налогообложения и систему обмена информацией Организации экономического сотрудничества и развития. Этим переменам предшествовала десятилетняя кампания ОЭСР, постепенно создававшая готовность общества к реформе.

Эти уступки были с воодушевлением встречены правительствами стран, входящими в Группу двадцати, которые уже давно обвиняли оффшорные зоны в том, что они потворствуют в уклонении компаний и граждан от уплаты налогов в соответствии с налоговым законодательством своих стран и позволяют скрывать средства в этих регионах. Тем не менее, некоторые критики указали, что налоговым органам придется предоставить весьма обстоятельные доказательства, прежде чем они смогут потребовать предоставления информации из таких налоговых оазисов.

Анализ

Опираясь на эти актуальные проблемы, из-за которых вопросы налогообложения вошли в политическую повестку дня, Ассоциация дипломированных присяжных бухгалтеров ( ACCA ) считает, что настало время детально изучить и наконец понять, каковы основы эффективного и справедливого налогообложения.

I . Подданные каждого государства должны по возможности участвовать в содержании правительства соответственно своей способности и силам, то есть соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. (ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ)

II . Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно как для плательщика, так и для любого другого лица. (ПРИНЦИП ОПРЕДЕЛЕННОСТИ)

III . Каждый налог должен взиматься в то время, когда и таким способом, каким плательщику должно быть удобнее всего платить его. (ПРИНЦИП УДОБСТВА)

IV . Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов людей как можно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. (ПРИНЦИП ЭКОНОМИИ)

В наше время наиболее спорным остается первый принцип, поскольку он отстаивает систему прогрессивного налогообложения, в соответствии с которой сумма взимаемого налога определяется платежеспособностью налогоплательщика. С точки зрения принципа справедливости, оспорить такой подход весьма проблематично, и большинство современных систем налогообложения построены в соответствии с этим принципом. Тем не менее, если во времена Смита необходимость введения такого подхода была обусловлена огромным разрывом в уровне благосостояния, сегодня не до конца очевидно, является ли такой подход скорее политической позицией, нежели констатацией факта.

Остальные принципы представляются менее спорными. Принцип II лежит в основе нашего пункта 5. Принятая в обществе система налогообложения должна быть известна и понятна всем совершеннолетним членам общества; в противном случае, они не смогут в полной мере выполнять свои общественные обязанности. Против принципа III практически невозможно возразить, хотя следует признать, что его не всегда удается реализовать на практике. Принцип IV лежит в основе нашего пункта 7. В отношении этого принципа тем не менее можно возразить, что именно в этой области теория Смита максимально далека от современных реалий, особенно если учесть затраты на государственный аппарат налогообложения и последующие затраты на консультантов, представляющих интересы налогоплательщиков.

На основании изложенного становится очевидным, что сложная структура современной экономики и современного общества значительно затрудняют возможность практического применения в области налогообложения даже тех принципов, которые были предложены величайшими мыслителями. В отличие от Смита, ACCA не предлагает рассматривать разработанные ей политики налогообложения как универсальные истины, но полагает, что при реализации на практике эти 12 политик смогут составить основу эффективного налогообложения для разных стран мира.

Двенадцать ключевых принципов налогообложения с точки зрения ACCA

1. Минимизация / уклонение от уплаты налогов

Любое лицо может организовать ведение дел таким образом, чтобы платить как можно меньше налогов; никто не обязан выбирать схему уплаты налогов с максимальными отчислениями в казну. Не существует такого патриотического долга – увеличивать сумму налога. Суды снова и снова повторяют, что нет ничего дурного в том, чтобы максимально снизить сумму уплачиваемых налогов. Это делают все – и богатые, и бедные, и никто не обязан из моральных побуждений уплачивать больше, чем это требуется по закону: налоги взимаются принудительно, а не уплачиваются на добровольной основе. Требовать больше во имя морали – обыкновенное ханжество (Достопочтенный Лернд Хэнд ( Learned Hand ), судья апелляционного суда США, дело Хелверинг против Грегори ( Helvering v . Gregory ), 69 F .2 d 809 (1934)).

Существует четкая разница между минимизацией (уменьшением суммы налога) и неуплатой налогов, являющейся нарушением законодательства. Минимизация – это законное использование налогового режима к выгоде налогоплательщика, попытка уменьшить сумму уплачиваемого налога законными средствами, при этом полностью раскрывая налоговым органам существенную информацию. Неуплата налогов, напротив, является нарушением закона, при котором налогоплательщик стремится уклониться от законных обязательств, скрывая доход путем утаивания информации или незаконно уменьшая сумму к налогообложению.

Как было указано выше, нет ничего неэтичного в том, чтобы максимально снизить сумму уплачиваемого налога. Большинство компаний действуют в рамках закона; тем не менее, нередко встречаются и сложные налоговые схемы, призванные использовать лазейки в законе в нелегальных целях. ACCA выступает против таких искусственных схем, которые можно сравнить с созданием некоторых чрезвычайно сложных финансовых продуктов с целью обойти банковские нормы, что столь отрицательно повлияло на состояние банковской сферы 3 . Нельзя поддерживать действия, которые могут привести к извлечению краткосрочной выгоды за счет долгосрочных преимуществ.

2. Налог как процент от ВВП

ACCA признает, что в условиях сегодняшнего беспрецедентного экономического кризиса от правительств могут потребоваться особые меры. Несмотря на нынешнее состояние экономики, мы полагаем, что уровень налогообложения должен быть по возможности четко указан как процент от валового внутреннего продукта.

В таких странах как Великобритания и США в последние годы перед экономическим кризисом наблюдалась тенденция к увеличению налоговых поступлений 4 . В других странах приоритетной задачей органов власти (например, Международного валютного фонда) было увеличение соотношения налоговых поступлений к ВВП за счет ужесточения требований системы налогообложения 5 .

ACCA не ставит перед собой цель начать политические дебаты о приемлемом уровне налогов и государственных расходов. Тем не менее, существенное увеличение налогов представляет собой большое бремя для компаний и физических лиц и перед введением такой меры надо серьезно оценить необходимость этого шага. Оценка его последствий помогает выявить потребность введения новых законодательных положений и точно и актуально оценить затраты. При внедрении новых мер необходимо использовать средства оценки их последствий с точки зрения целей, преследуемых в рамках официальной общественной политики.

Правительство должно рационально подойти к определению налоговых ставок как процента от ВВП в рамках экономической политики, и следить за положением дел при помощи объективных измерений и вариационного анализа.

3. Простота и стабильность системы налогообложения

По мнению ACCA , налоговое законодательство и налоговая система должны быть максимально простыми для понимания и выполнения предъявляемых требований. По данным исследований, компании во всем мире тратят примерно два месяца в год на выполнение требований налогового законодательства: 15 дней на налог на доходы юридических лиц; 21 день – на налоги и отчисления социального характера и 21 день – на налоги на потребление 6 .

4. Открытость, прозрачность и возможность учета

Политики налогообложения должны быть прозрачными и недискриминационными, за исключением случаев, когда они являются частью официальной дискриминационной торговой политики, например, с целью поощрения организации новых предприятий. В политике широко обсуждается вопрос, в какой степени допустимо использовать налогообложение как инструмент социальной политики (например, введение больших штрафов для курящих, или экологические налоги, введенные с целью уменьшить масштабы климатических изменений). Позиция ACCA на этот счет такова: такое использование налогов избранными правительствами законно, но эти налоги должны соответствовать принципам прозрачности, простоты и эффективности. Правительства должны с осторожностью подходить к усложнению налоговой системы в своем стремлении создать благоприятные условия для определенных групп налогоплательщиков.

Довольно часто процесс консультирования по вопросам налоговой политики является по сути надуманным, так как правительством уже принято однозначное решение, и в этих ситуации консультации носят сугубо формальный характер. По основным вопросам налоговой политики, в которых существуют альтернативные варианты налогообложения, должны предоставляться четкие консультации; сделанный выбор должен подтверждаться аудиторскими проверками на основании объективных протоколов и письменной документации.

5. Определенность

6. Налоговая конкуренция

Глобализация экономической деятельности означает, что каждая страна должна обеспечить конкурентоспособность налоговых ставок и приемлемость налогового режима. Налоги – это ключевой фактор, определяющий общую привлекательность страны с точки зрения притока мобильного капитала юридических или физических лиц. При этом важно учитывать общую структуру налоговой системы страны, а не только налоговую ставку. Например, ставка основного налога для юридических лиц может быть снижена, но если другие аспекты налогообложения компаний, например, вычеты из налоговых обязательств в связи с затратами капитальных активов фирмы, устранены, в целом компания может уплатить больше налогов.

Однако налоговая конкуренция таит в себе опасность введения слишком низких налоговых ставок. В этом случае оффшорный налоговый рай или система налогообложения на базе единой ставки могут привести к отрицательным последствиям, когда инвесторы переманиваются из одной страны в другую. Это может навредить реализации согласованных международных программ по вопросам финансового регулирования. В результате наблюдается скорее регресс, чем прогресс в области налогообложения при укреплении имущественного неравенства.

ACCA считает, что каждое государство имеет право определять систему налогообложения в контексте глобальной конкурентной экономической среды, но правительства должны с осторожностью подходить к вопросу значительного сокращения налоговых ставок для юридических лиц, так как это может привести к ответным мерам со стороны других государств и объявлению торговых войн.

7. Эффективность

Налоговая система должна быть эффективна с точки зрения правительства в плане способности обеспечить приток причитающихся поступлений и предотвратить утечку налогов и образование теневой экономики. С другой стороны, она должна быть эффективна и для налогоплательщиков в плане возможности соблюдать предъявляемые требования. Не следует забывать, что в большинстве стран основную массу компаний составляют компании малого бизнеса, и в ряде случаев налоговое законодательство может непропорционально обременять именно этот сектор экономики, так как чем меньше компания, тем тяжелее ей нести необходимые расходы. По данным исследования, для самых небольших компаний бремя административных платежей из расчета на сотрудника в пять раз больше, чем для более крупных компаний 9 ; поэтому необходимо прилагать все усилия для повышения эффективности системы налогообложения. В связи с этим необходимо учесть следующие вопросы:

Можно ли рассматривать соответствующие компании как единую группу в целях взимания НДС и других налогов, и в связи с этим ввести уплату единого налога?

Практикуют ли разные налоговые органы многочисленные запросы в адрес одного и того же налогоплательщика?

Является ли разумным объем налоговой отчетности и количество новых или пересмотренных форм, которые необходимо заполнить?

Может ли налогоплательщик выбирать между подачей документов на бумажном носителе или в электронном виде?

8. Положения о пересмотре и отмене законов

Налоговые системы должны периодически пересматриваться, как и налоговое законодательство, которое должно периодически претерпевать консолидацию, чтобы отвечать современным требованиям и быть проще для граждан. Неактуальные законы нужно отменять.

Должно существовать однозначное основание для существования закона. Законодательство по борьбе против уклонения от уплаты налогов должно включать положения о пересмотре и отмене неактуальных законов. Таким образом, будет обеспечен регулярный пересмотр законов, и всякий раз будет активно рассматриваться актуальность и необходимость конкретного закона. Правительства и налоговые органы должны разработать четкие параметры, позволяющие определить эффективность переоценки действующего законодательства.

9. Четкая связь между налогом и расходом

В настоящее время существует определенное недоверие в отношении налоговых систем, вызванное тем, что налогоплательщики не знают, почему с них взимают налоги и на что тратятся эти средства. Обществу, гражданам и компаниям полезно знать, существует ли четкая взаимосвязь между взиманием налога и его использованием. Например, идея экологического налога (см. пункт 12 ниже) вызвала циничное отношение, поскольку общество не могло быть уверено, что полученные государством поступления пошли на внедрение мер по защите окружающей среды. Хотя мы не убеждены, что такая однозначная связь конкретных налогов с определенными областями их применения является целесообразной, мы все же считаем, что расходование государственных средств должно быть представлено с большей ясностью, включая предполагаемые сферы расходования средств и источники их финансирования.

10. Исключение двойного налогообложения

Основной принцип налогового законодательства сводится к тому, что прибыль должна облагаться налогом только один раз. Это относится и к прямым налогам, которые уплачиваются физическими или юридическими лицами единолично, и к налогам на потребление, таким как НДС, когда налог на производственную деятельность компенсируется на каждом этапе цепи поставок и, в конечном счете, уплачивается только конечным пользователем, которым является физическое лицо.

Для прямых налогов необходимо разработать эффективный действующий во всех странах механизм освобождения компании от уплаты налога, который она уже уплатила в другой юрисдикции до вычета налогов из того же дохода или его части. На практике слишком многие страны не признают освобождение от двойного налогообложения приоритетной задачей, и этот аспект мирового финансового режима приводит к возникновению дополнительного бремени расходов для международных компаний.

Основой международного налогообложения должен стать разумный и общепринятый принцип правовой и коммерческой самостоятельности, в соответствии с которым налоговые органы рассматривают сделки между объединенным участниками, учитывая размер прибыли, которая была бы получена, если бы точно такая же сделка была заключена независимыми сторонами.

В соответствии с режимом взимания налогов с оборота предполагается, что налог должен уплачиваться только конечным пользователем; однако правительства часто налагают ограничения или сильно задерживают компенсацию по уплате налогов на производственную деятельность, что создает неправомерные издержки для компаний. Далее, если налог не компенсируется полностью, несправедливым оказывается взимание НДС по полной ставке с конечного пользователя, что только ухудшает условия ведения бизнеса.

11. Права человека

Налогоплательщики наделены как обязанностями, так и правами. Они обязаны выполнять налоговые обязательства полностью и вовремя. Благодаря этому механизму государство имеет возможность создавать фонды для обеспечения коммунальных услуг, необходимых для всех жителей страны. В этом смысле налог – это часть общественного договора любого цивилизованного общества.

Тем не менее, по причине огромной разницы в ресурсах и возможностях различных правительств и отдельных налогоплательщиков, ответственность государств состоит в том, чтобы не навязывать свои требования в сфере налогообложения любым удобным им образом. К примеру, после инкорпорации 2 октября 2000 г. Европейского Акта о правах человека в законодательство Соединенного Королевства налогоплательщики получили право оспаривать налоговое законодательство в тех случаях, когда возможно доказать наличие существенной неопределенности или неоправданных дополнительных эксплуатационных затрат в отношении принципа работы одной компании по сравнению с другой.

Подобный подход должен стать нормой для всех налоговых юрисдикций.

Правительства должны использовать политику налогообложения как инструмент поощрения позитивных изменений, предоставляя определенные налоговые льготы при вложении компаниями средств в новые экологичные технологии для различных областей производства. В сочетании с налоговыми льготами экологические налоги должны восприниматься налогоплательщиками не как угроза, а как положительная мера. Правительства во всем мире делают значительные шаги на пути создания зеленой экономики 10 , и бухгалтеры должны способствовать разработке схем налоговых льгот, которые являются важнейшей частью такой экономической системы.

Заключение

По мнению ACCA, налогообложение – это динамичный экономический и социальный инструмент, подлежащий неизбежному изменению в соответствии с развитием национальной экономики и торгово-промышленного сектора. К примеру, еще 20 лет назад об экологических налогах не было даже слышно. Однако существуют определенные принципы, существующие со времен Смита, чья актуальность остается непоколебимой по сей день. ACCA с удовольствием обсудит затронутые в настоящей статье вопросы с высшими должностными лицами и другими заинтересованными сторонами.

4 OECD (2006 г.), Статистический отчет о поступлениях.

5 Отчет заместителя директора Международного валютного фонда Такатоши Като ( Takatoshi Kato ) в рамках завершения визита в Мозамбик 26 июля 2005 г. Отчет Международного валютного фонда, подготовленный директором департамента по вопросам Ближнего Востока и Центральной Азии Мосхином С. Кан ( Mohsin S .

Khan ), на Форуме по вопросам развития Пакистана, (Исламабад, 25 – 26 апреля 2005 г.).

8 В деле Arctic Systems фигурировал IT -консультант Джеофф Джонс и его жена Диана, которая выиграла затянувшееся судебное разбирательство с налоговыми органами Великобритании в 2007 г. См. .

9 OECD (2001 г.), Взгляд компаний на бюрократический аппарат.

Целью данной работы является рассмотрение роли А. Смита в развитии мировой экономической теории.
Задачи:
1. Рассмотрение основных понятий в теории Смита;
2. Характеристика основного вклада Смита в развитие мировой экономической мысли.

Содержание
Вложенные файлы: 1 файл

история экономических учени.docx

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра мировой экономики

1. Классическая политическая экономия: условия возникновения, этапы развития, особенности предмета и метода исследования………………………. 4

2. Вклад А. Смита в развитие политической экономии…………………. 9

3. Критика и значение работ А. Смита …………………………………….11

4. Практическая часть

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………. 18

Учение Смита стало популярно благодаря социальным и политическим реформам, происходящим в Европе в XVIII веке. В то время развивался рынок, оформлялись обменные отношения.

Целью данной работы является рассмотрение роли А. Смита в развитии мировой экономической теории.

1. Рассмотрение основных понятий в теории Смита;

2. Характеристика основного вклада Смита в развитие мировой экономической мысли.

1.Классическая политическая экономия: условия возникновения, этапы развития, особенности предмета и метода исследования.

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей. 1

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости.

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.

Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли переосмыслению и углубленной переработке основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Среди представителей данного этапа следует выделить французов Ж. Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т. Мальтуса иН. Сениора и др.

Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в., когда Дж. С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Эти авторы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму. Маркс подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре пролетариата, отмиранию государства и экономике бесклассового общества. Выделим характерные признаки классической школы:

  1. Неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.
  2. Преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.
  3. Выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно- следственный, дедуктивный и индуктивный методы, логическую абстракцию.
  4. Опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм

Основной метод исследования в политической экономии - метод логической абстракции. Выделив в экономике ряд основных исходных категорий и связав их принципиальными зависимостями, можно далее анализировать все более сложные и конкретные общественные явления. Смит пытался проникнуть во внутреннюю связь явлений, обнаружить за внешней и поверхностной картиной глубинные закономерности. Адам Смит пытался построить свою систему, положив в основу такие категории, как разделение труда, обмен, меновая стоимость, и идя далее к доходам основных классов.

Между тем величие А. Смита как ученого состоит в его экономических прогнозах и фундаментальных теоретико-методологических позициях, которые более чем на целое столетие предопределили и последующую экономическую политику многих государств, и направление научного поиска огромной когорты ученых-экономистов. Чтобы объяснить феномен успеха А. Смита, прежде всего необходимо обратиться к особенностям его методологии.

2.Вклад А. Смита в развитие политической экономии

Одним из важных моментов творчества А. Смита является важный вклад в развитие методологии научных исследований в области политической экономии.

Адам Смит внес также большой вклад в разработку понятий основного и оборотного капитала. Основной капитал Адам Смит оценивал как “производительные запасы” общества, его материальное богатство: “Назначение основного капитала, - по его мнению, - увеличивать производительную силу труда, т.е. позволять тому же количеству рабочих выполнять гораздо большее количество работ”.

Смит склонен был исключать основной капитал из числа элементов, постоянно участвующих в обращении. При этом помимо орудий производства, материалов и т.п. в состав основного капитала Смит включал и факторы нематериальные - способности людей, идеи и т.п. Для него было очевидно, что инвестиции в основной капитал в конечном итоге более выгодны для развития экономики, чем аналогичные вложения в оборотные средства: “Средства, надлежащим образом вложенные в какой-либо основной капитал, - утверждал автор “Богатства народов” - всегда возвращаются с большей прибылью и увеличивают головой продукт на гораздо большую величину, чем расходы на поддержание основного капитала." 4

Читайте также: