Отчеты о задолженности по налогам и сборам страховым взносам пеням и налоговым санкциям

Обновлено: 17.05.2024

Порядок расчета пени установлен ст. 75 НК РФ. Размер пени зависит от следующих показателей:

  • суммы недоимки;
  • процентной ставки пени;
  • ставки рефинансирования ЦБ РФ в периоды просрочки уплаты налога (взноса);
  • количества дней просрочки.

Процентная ставка пени

С 01.10.2017 процентная ставка зависит от количества дней просрочки уплаты налога (п. 4 ст. 75 НК РФ):

  • до 30 дней (включительно) — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • с 31 дня — 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Правило действует в отношении недоимки, образовавшейся с 01.10.2017 (Письмо Минфина РФ от 10.07.2017 N 03-02-07/1/43489). Процентная ставка по задолженностям, образовавшимся до 01.10.2017, составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Для физических лиц, в том числе ИП, расчет пени производится, независимо от длительности просрочки уплаты налога (взносов), исходя из 1/300 ставки рефинансирования, действующей в периоде задолженности (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Что такое ставка рефинансирования и откуда ее брать?

Ставка рефинансирования — процентный показатель, определяющий размер пеней и штрафов. С 1 января 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).

В 2019 – 2020 годах ключевая ставка ЦБ РФ:

  • с 09.01.2019 — 7,75%;
  • с 17.06.2019 — 7,5%;
  • с 29.07.2019 — 7,25%;
  • с 09.09.2019 — 7%;
  • с 28.10.2019 — 6,5%;
  • с 16.12.2019 — 6,25%;
  • с 10.02.2020 — 6%

За изменением ключевой ставки ЦБ РФ можно следить на сайте Центрального Банка России.

Период задолженности

До 27.12.2018 период задолженности для расчета пеней считался со дня, следующего за сроком уплаты налога по день, предшествующий уплате недоимки в бюджет (Письмо Минфина РФ от 05.07.2016 N 03-02-07/39318). Такое правило сохранилось и применяется по сей день для недоимки, образовавшейся до 27.12.2018 (Письмо Минфина РФ от 17.01.2019 N 03-02-07/1/1861).

C 27.12.2018 пени по налогам и взносам, администрируемым в соответствии с Налоговым кодексом, рассчитываются со дня, следующего за установленным днем для уплаты налога по день, фактической уплаты налога включительно (п. 3 ст. 75 НК РФ). Данное правило применяется в отношении недоимки, образовавшейся с 28.12.2018.

Для пени по недоимкам в ФСС период задолженности уже давно определяется со дня, следующего за днем уплаты страховых взносов, по день уплаты недоимки включительно (п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

  • процентная ставка – 1/300 ставки рефинансирования;
  • период задолженности – по день уплаты недоимки включительно.

Формула расчета

Для пеней по долгам до 01.10.2017 и с 01.10.2017 сроком до 30 дней (включительно):


Для пеней по долгам с 01.10.2017 сроком с 31 дня:


  • Кд — количество дней задолженности;
  • СР — ставка рефинансирования.

С 27.12.2018 сумма пеней не должна превышать размер недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ). Данное ограничение применяется к задолженности по налогам и взносам, образовавшейся с 28.12.2018.

Учет пеней

В БУ начисленные пени по налогам и страховым взносам могут учитываться:

Порядок учета пеней организация определяет в учетной политике самостоятельно.

В зависимости от принятого порядка, пени отражаются в Отчете о финансовых результатах:

В НУ пени по налогам и взносам не учитываются в расходах, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ) и единому налогу при УСН (ст. 346.16 НК РФ).

Освобождение от уплаты пеней

Пени не начисляются в случаях:

  • Невозможности уплатить недоимку по причине наложения ареста на имущество налогоплательщика или приостановления операций по его счетам по решению налогового органа или суда (п. 3 ст. 75 НК РФ). Правило применяется в периоде, в течение которого действовали данные ограничения.
  • Если недоимка образовалась в результате исполнения налогоплательщиком письменных разъяснений налогового органа, данных ему лично или неопределенному кругу лиц (п. 8 ст. 75 НК РФ).
  • Если возможность принудительного взыскания по задолженности утрачена (п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
  • Когда имеется переплата по другому налогу в тот же бюджет (п. 5 ст. 78 НК РФ).

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    Исчисление пеней по налогу на прибыль имеет ряд особенностей, связанных.В данной статье мы расскажем о том, как осуществить расчет.К такому выводу пришли судьи по делу, в котором компания..

Карточка публикации

(7 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Все комментарии (1)

Благодарю за полезную информацию

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

Практический переход на ФСБУ 25 в 1С - Часть 1

Александр, спасибо за вебинар, такой сложный для понимания, Вы нам так досконально разжевываете, мега полезно, интересно, вовремя, спасибо

Уплата налогов – бремя бизнесмена и его личная ответственность. Если подоходный налог и прочие общеобязательные платежи взимаются с обычного гражданина автоматически, то предприниматель обязан самостоятельно рассчитывать причитающиеся налоги и уплачивать их в бюджет.

Чтобы избежать неприятностей, необходимо иметь представление о причинах возникновения долгов по налогам, о методах недопущения их появления, а также о способах избавления от нависающей над предприятием задолженности.

Долги по налогам возникают не только у тех, кто хочет обмануть государство, но и у добросовестных налогоплательщиков, ведь не каждый в силах разобраться во всех хитросплетениях налогового законодательства.

Нам известно три основных причины возникновения задолженности по налогам:

  • несвоевременная уплата налогов –налоговые декларации заполняются в определенные законом сроки, поэтому даже минимальная задержка подачи отчетности служит основанием для перевода причитающейся выплаты в статус долга, на сумму которого налоговики тотчас начислят пени. Даже если сразу же уплатить всю сумму налога, пеня не спишется – её придется перечислять дополнительно.
  • некорректный расчет базы налогообложения –предприниматель может неправильно рассчитать сумму налогового платежа в силу собственной некомпетентности вначале бизнес-пути либо, когда им одновременно ведется несколько видов хозяйственной деятельности, находящихся на разных режимах налогообложения. Соответственно, ошибка в расчетах потянет за собой уменьшение или увеличение налоговой базы, а это –дополнительные финансовые издержки. Минимизировать риски допущения всевозможных ошибок помогут профессиональные бухгалтеры (нанятые в штат или приглашенные по договору аутсорса) либо самостоятельное пользование специализированной онлайн-бухгалтерией.
  • ошибки в отчетах –некорректно заполненная налоговая декларация может привести к тому, что уплаченная сумма налога попросту не поступит на расчетные счета ФНС, а это, соответственно, послужит основанием для образования долга.

Чтобы исключить вышеуказанные ситуации, необходимо тщательно изучать налоговое законодательство, внимательно оформлять отчетную документацию, а также контролировать сроки перечисления налоговых платежей в соответствующий бюджет.

Как проверить отсутствие налоговых долгов?

Внимательность и щепетильность – верная защита бизнесмена от возможной налоговой задолженности.

Исключить проблемы с контролирующими органами поможет систематическая сверка данных по уплате причитающихся с предприятия налогов.

Проверить фактическое положение дел предприятия по отношению к налоговым платежам можно следующими способами:

  • личный визит в ИФНС – бизнесмен отправляется к налоговым инспекторам, которые проверяют поступление налоговых платежей от предприятия и, в случае наличия непогашенной задолженности, объясняют, каким образом от нее можно избавиться;
  • дистанционная сверка – на официальном сайте ФНС каждый предприниматель с помощью ИНН может создать личный кабинет, в котором отслеживать поступление средств и отсутствие долгов за предприятием;
  • работа в интернет-бухгалтерии – бухгалтерские онлайн-сервисы держат бизнесменов в курсе всех событий, в том числе, напоминают о приближающихся сроках уплаты налогов, а также оповещают о наличии задолженности, связанной с просрочкой или иными причинами неуплаты налога;
  • ожидание налоговых предписаний – если у предпринимателя нет желания обращаться к налоговикам либо проверять уплату налогов в онлайн-режиме, можно продолжать работать в неведении, дожидаясь письменного оповещения ИФНС с требованием уплатить задолженность по налогам, а с ней – и штрафные санкции за просрочки.

Санкции за налоговые просрочки

Несвоевременная уплата или некорректный расчет налогов зачастую тянут за собой финансовые издержки. Мера наказания зависит не только от суммы долга, но и от того, увидят ли налоговые инспекторы умысел в действиях предпринимателя.

Так, за умышленное уклонение от уплаты налогов на бизнесмена могут наложить штраф в размере 40% от рассчитанной суммы налога. Кроме того, может быть арестован расчетный счет предприятия, вследствие чего будут принудительно списаны денежные средства в счет погашения долговых обязательств перед бюджетом. Если налоговые долги потянут на особо крупные размеры, предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности.

Если будет доказано, что бизнесмен уклонился от уплаты налога неумышленно (просрочил на пару дней по весомым основаниям или просчитался в сумме), санкции будут менее жесткими. Как правило, можно отделаться легким испугом, уплатив штраф в размере 10-20% от суммы выставленной задолженности.

Способы погашения налоговой задолженности

Выявленный долг требует немедленной оплаты. Что же нужно сделать, чтобы избавиться от бремени налоговой задолженности? Существует несколько способов погашения долгов перед бюджетом.

Формирование и оплата платежного поручения

Чтобы оплатить налоговый долг, достаточно составить платёжное поручение в банке, обслуживающем расчётный счёт предприятия. Для этого необходимо личное присутствие уполномоченного лица компании либо регистрация в онлайн-банкинге для дистанционного получения указанного документа.

Для оформления платежного поручения в личном кабинете необходимо указать реквизиты предприятия, данные банковского учреждения, сумму к уплате, а также вид платежа. Если предприниматель не дружит с онлайн-банкингом, можно скачать бланк платежки с сайта банка, распечатать и заполнить его вручную, а после – оплатить наличными деньгами в банковском отделении.

Распечатка квитанции с официального сайта ФНС

Оплата через терминалы

Оплата через интернет-сервисы

Бухгалтерские онлайн-платформы соединяются с серверами налоговых органов посредством электронных каналов связи, поэтому в личном кабинете каждый бизнесмен может ознакомиться с текущим положением дел по уплате налогов, в том числе и увидеть непогашенную задолженность. Более того, благодаря инновационным технологиям произвести оплату долгов можно дистанционно через интернет-бухгалтерию.

Что делать с крупной задолженностью?

Как правило, налоговики направляют должнику официальное требование о погашении долга, строк оплаты которого составляет 10 дней . Просрочка хоть на день потянет за собой арест банковского счета предприятия с последующим снятием с него денежных средств для погашения налоговой задолженности. Если на счету нет денег или их не хватает для полного покрытия долга, скорее всего, дело дойдет до судебного разбирательства.

Судебная инстанция не станет церемониться с должником, обязав его уплатить не только долги, но и внушительные штрафные санкции. В критической ситуации суд своим решением может уполномочить налоговиков арестовать имущество и предприятия, и бизнесмена. Это точка невозврата, после таких санкций предприятию будет крайне тяжело вернуться к нормальному функционированию.

В целях осуществления Федеральной налоговой службой бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказываю:

1. Утвердить форму "Реестр сумм задолженности по доходам бюджетов, администрируемым ФНС России", формируемую в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Методику формирования информации по форме "Реестр сумм задолженности по доходам бюджетов, администрируемым ФНС России" согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Установить, что "Реестр сумм задолженности по доходам бюджетов, администрируемым ФНС России" представляется ежегодно не позднее 15 января года, следующего за отчетным, по состоянию на 1 января с учетом всех соответствующих операций отчетного года в электронном виде и на бумажных носителях соответствующими структурными подразделениями управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в финансовые отделы (отделы обеспечения) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

4. Управлению информатизации (В.Г. Колесников) в установленном порядке организовать проведение работ:

4.1. по доработке и размещению в ФАП ФНС России программных средств, реализующих формирование "Реестра сумм задолженности по доходам бюджетов, администрируемым ФНС России";

5. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить организацию работ по формированию и передаче реестра соответствующими структурными подразделениями управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в финансовые отделы (отделы обеспечения) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации по форме и в порядке, установленными пунктами 1 - 3 настоящего приказа.

6. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 27.12.2007 N ММ-3-19/701@ "Об организации работы по ведению реестра сумм задолженности по доходам бюджетов, администрируемых ФНС России".

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В. Наумчева.

налог (КБК с кодом подвида доходов 1000, 1001, 1010, 1020, 1011, 1013, 1100, 1110, 2000 , 6000 (кроме раздела 116

3.7.1 + сумма положительных значений (3.12.1, 3.13.1, 3.14, 3.15, 3.16.1, 3.17.1, 3.18.1, 3.19.1, 3.20.1, 3.22.1, 3.23.1, 3.25.1, 3.26.1, 3.27.1, 3.28.1, 3.31.1, 3.32.1) ИР РСБ

3.8.1 - сумма отрицательных значений (3.12.1, 3.13.1, 3.14, 3.15, 3.16.1, 3.17.1, 3.18.1, 3.19.1, 3.20.1, 3.22.1, 3.23.1, 3.25.1, 3.26.1, 3.27.1, 3.28.1, 3.31.1, 3.32.1) ИР РСБ

3.7.2 + сумма положительных значений (3.12.2, 3.13.2, 3.16.2, 3.17.2, 3.18.2, 3.19.2, 3.20.2, 3.22.2, 3.23.2, 3.25.2, 3.26.2, 3.27.2, 3.28.2, 3.31.2, 3.32.2) ИР РСБ

3.8.2 - сумма отрицательных значений (3.12.2, 3.13.2, 3.16.2, 3.17.2, 3.18.2, 3.19.2, 3.20.2, 3.22.2, 3.23.2, 3.25.2, 3.26.2, 3.27.2, 3.28.2, 3.31.2, 3.32.2) ИР РСБ

3.7.4 + сумма положительных значений (3.12.4, 3.13.4, 3.14.1, 3.15.1, 3.16.4, 3.17.4, 3.18.4, 3.19.4, 3.20.4, 3.25.4, 3.26.4, 3.27.4, 3.28.4, 3.31.4, 3.32.4) ИР РСБ

3.8.4 - сумма отрицательных значений (3.12.4, 3.13.4, 3.14.1, 3.15.1, 3.16.4, 3.17.4, 3.18.4, 3.19.4, 3.20.4, 3.25.4, 3.26.4, 3.27.4, 3.28.4, 3.31.4, 3.32.4) ИР РСБ

налоговые санкции (КБК с кодом подвида доходов 0000, 0001, 0002, 0003, 0004, 0005, 0006, 0007, 0008, 0009, 0010, 0011, 0012, 0013, 0014, 0015, 0016, 0017, 0018, 0019, 0020, 0021, 0031, 0041, 0051, 0101, 0111, 0121, 0131, 0401, 3000, 3010, 3011, 3013, 6000 (для раздела 116), 9000

3.7.3 + сумма положительных значений (3.12.3, 3.13.3, 3.16.3, 3.17.3, 3.18.3, 3.19.3, 3.20.3, 3.25.3, 3.22.3, 3.23.3, 3.26.3, 3.27.3, 3.28.3, 3.31.3, 3.32.3) ИР РСБ

3.8.3 - сумма отрицательных значений (3.12.3, 3.13.3, 3.16.3, 3.17.3, 3.18.3, 3.19.3, 3.20.3, 3.25.3, 3.22.3, 3.23.3, 3.26.3, 3.27.3, 3.28.3, 3.31.3, 3.32.3) ИР РСБ

Заполняется по КБК с кодами элемента дохода, имеющими значение "03", "04", "05", "10", "11", "12", "13". Данные формируются только по муниципальным образованиям, имеющим самостоятельный бюджет на текущий финансовый год. Если подведомственные территории муниципального района не имеют самостоятельного бюджета, сведения по бюджету получателю (муниципальному району) формируется путем суммирования начисленных сумм по муниципальным образованиям, входящим в состав данного муниципального образования.

Заполняется на основании показателей информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" регионального уровня.

Расчет сумм кредиторской и дебиторской задолженности, относящихся к разделу 112 (Платежи при пользовании природными ресурсами), осуществляется по строке "налог"; расчет сумм кредиторской и дебиторской задолженности, относящихся к разделу 109 (Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам), осуществляется как сумма показателей по строкам "пени" и "проценты".

Реестр формируется в целом и в том числе отдельно по каждому коду элемента доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

налог (КБК с кодом подвида доходов 1000, 1001, 1010, 1011, 1013, 1020, 1100, 1110, 2000 , 6000 (кроме подраздела 116)

п. (2.15.1 + 2.16.1 + 2.22.1 + 2.23.1 + 2.24.1 + 2.25.1 + 2.27.1 + 2.29.1 + 2.30.1 + 2.31.1 + 2.32.1 + 2.33.1 + 2.34.1 + 2.35.1 + 2.36.1 + 2.37.1 + 2.38.1 + 2.39.1) ИР "РСБ" регионального уровня

п. (2.15.2 + 2.16.2 + 2.22.2 + 2.23.2 + 2.24.2 + 2.25.2 + 2.27.2 + 2.29.2 + 2.30.2 + 2.31.2 + 2.32.2 + 2.33.2 + 2.34.2 + 2.35.2 + 2.36.2 + 2.37.2 + 2.38.2 + 2.39.2) ИР "РСБ" регионального уровня

п. (2.15.4 + 2.22.4 + 2.23.4 + 2.24.4 + 2.27.4 + 2.31.4 + 2.32.4 + 2.33.4 + 2.34.4 + 2.35.4 + 2.36.4 + 2.37.4 + 2.38.4 + 2.39.4) ИР "РСБ" регионального уровня

налоговые санкции (КБК с кодом подвида доходов 0000, 0001, 0002, 0003, 0004, 0005, 0006, 0007, 0008, 0009, 0010, 0011, 0012, 0013, 0014, 0015, 0016, 0017, 0018, 0019, 0020, 0021, 0031, 0041, 0051, 0101, 0111, 0121, 0131, 0401, 3000, 3010, 3011, 3013, 6000 (для раздела 116), 9000

п. (2.15.3 + 2.16.3 + 2.22.3 + 2.23.3 + 2.24.3 + 2.25.3 + 2.27.3 + 2.29.3 + 2.30.3 + 2.31.3 + 2.32.3 + 2.33.3 + 2.34.3 + 2.35.3 + 2.36.3 + 2.37.3 + 2.38.3 + 2.39.3) ИР "РСБ" регионального уровня

Заполняется по КБК с кодами элемента дохода, имеющими значение "03", "04", "05", "10", "11", "12", "13". Данные формируются только по муниципальным образованиям, имеющим самостоятельный бюджет на текущий финансовый год. Если подведомственные территории муниципального района не имеют самостоятельного бюджета, сведения по бюджетополучателю (муниципальному району) формируются путем суммирования начисленных сумм по муниципальным образованиям, входящим в состав данного муниципального образования.

КБК, по которым суммы начислений отражаются по декларациям (расчетам, сведениям из регистрирующих органов и т.п.). Перечень КБК определяется по признаку учета (поле PRIZNAK в классификаторе "Коды классификации доходов бюджетов, администрируемых Федеральной налоговой службой" (ADM_FNS.TXT)).

Показатель графы определяется расчетным путем, исходя из данных за период с начала года на текущую отчетную дату за минусом данных за период с начала года на предыдущую отчетную дату.

Расчет сумм списанной задолженности, относящихся к разделу 112 (Платежи при пользовании природными ресурсами), осуществляется по строке "налог"; расчет сумм кредиторской и дебиторской задолженности, относящихся к разделу 109 (Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам), осуществляется как сумма показателей по строкам "пени" и "проценты".

Реестр формируется в целом и в том числе отдельно по каждому коду элемента доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данные "Реестра сумм задолженности по доходам бюджетов, администрируемым ФНС России" (далее - Реестр задолженности) формируются по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным периодом, с учетом всех соответствующих операций отчетного года, а также данные "Реестра сумм списанной задолженности, нереальной к взысканию" (далее - Реестр списания) формируются по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным, в том числе за отчетный месяц, в структурных подразделениях управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, к функциональным обязанностям которых относится учет сумм задолженности, сумм списанной задолженности и формирование отчетности по данным вопросам, на основании данных информационного ресурса "Расчеты с бюджетом" регионального уровня, утвержденного приказом ФНС России от 29.11.2016 N ММВ-7-1/645@ (с изменениями, внесенными приказом ФНС России от 08.08.2017 N СА-7-22/611@), в рублях с двумя десятичными знаками после запятой.

Данные Реестров формируются по доходам, администрируемым налоговыми органами, в порядке возрастания кодов элементов доходов (12 - 13 разряд КБК).

Реестры представляются в разрезе кодов классификации доходов бюджетов в целом по субъекту, без разбивки по инспекциям. По кодам классификации доходов бюджетов (КБК) с кодами элемента дохода, имеющими значение "03", "04", "05", "10", "11", "12", "13" информация представляется в разрезе муниципальных образований, имеющих самостоятельный бюджет на текущий финансовый год, с указанием в графе 1 Реестра соответствующих кодов ОКТМО.

Если подведомственные территории муниципального района не имеют самостоятельного бюджета, сведения по бюджетополучателю (муниципальному району) формируются путем суммирования начисленных сумм по муниципальным образованиям, входящим в состав данного муниципального образования.

по коду классификации доходов бюджетов без учета кода подвида доходов (14 - 17 разряд КБК равен "0000");

по ОКТМО муниципальных образований, имеющих самостоятельный бюджет (для кодов элементов доходов 03, 04, 05, 10, 11, 12, 13);

Показатели Реестра задолженности должны соответствовать данным отчета по форме N 4-НМ "Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации" (далее - отчет по форме N 4-НМ) по коду классификации доходов бюджетов (КБК) с кодом элемента дохода 01 по контрольным соотношениям, указанным в приложении N 1 к настоящей методике.

В случае наличия расхождений показателей Реестра задолженности и отчета по форме N 4-НМ на отчетную дату необходимо направлять информацию в соответствии с приложением N 2 к настоящей методике в Управление по работе с задолженностью ФНС России ежеквартально, не позднее 5-и дней после передачи Реестра задолженности в финансовые отделы (отделы обеспечения) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.

Реестры формируются по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, налоговым санкциям и иным платежам в бюджет, по которым абсолютное значение сумм задолженности не равно нулю.

Реестры подписываются начальником отдела, на который приказом руководителя УФНС России по субъекту Российской Федерации возложены соответствующие полномочия, и Руководителем (заместителем руководителя) УФНС России по субъекту Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 59 НК РФ, безнадёжными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам (далее – недоимка), числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами (далее – налогоплательщик), уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании такой недоимки.

  • как налогоплательщику (налоговому агенту) – организации, индивидуальному предпринимателю, получить данный судебный акт?
  • какие действия предпринять, чтобы налоговым органом впоследствии такая недоимка была списана с лицевого счёта?

Основания выявления и сроки взыскания недоимки

Инспекция может выявить недоимку либо по результатам камеральной или выездной налоговой проверки, либо вне налоговой проверки.

С момента выявления налоговой задолженности начинает течь срок на взыскание долга.

Если недоимка была установлена налоговыми органами в результате проведения налоговой проверки (камеральной, выездной), моментом выявления и началом отсчёта сроков её взыскания будет день вступления в силу решения по результатам такой проверки.

Общий срок, в течение которого возможно взыскание недоимки, состоит из совокупности сроков:

а) Срок направления требования об уплате налога, пени, штрафа (п. п. 2, 6 ст. 6.1, ст. 70 НК РФ): три месяца со дня выявления недоимки (п. 1 ст. 70 НК РФ).

Если сумма недоимки менее 500 рублей, срок направления требования - не позднее одного года со дня выявления недоимки.

б) Срок добровольного исполнения требования налогоплательщиком (п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ) - Восемь дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в требовании.

в) Срок обращения инспекции в суд зависит от вида взыскания (п. п. 2, 3, 5 ст. 6.1, п. 3 ст. 46, абз. 3 п. 1 ст. 47, абз. 2 п. 1 ст. 115 НК РФ).

До обращения в суд инспекция выносит решение о взыскании недоимки (внесудебное/бесспорное взыскание)[2].

1. Если налоговый орган выносит решение о взыскании задолженности за счёт денежных средств на счетах налогоплательщика, то такое решение выносится не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

2. Если налоговый орган выносит решение о взыскании недоимки за счёт иного имущества[3] налогоплательщика, то такое решение выносится в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счёт иного имущества налогоплательщика, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика недоимки в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

3. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 НК РФ:

  • если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей,
  • в целях взыскания недоимки, возникшей по итогам проведённой налоговой проверки, числящейся более трёх месяцев, за организации, являющиеся зависимыми и т.п.,
  • если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика,

налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании налога/пени/штрафа с налогоплательщика в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Считаем поэтапно:

Иногда самостоятельно определить/выявить наличие задолженности по налогам/пеням/штрафам налогоплательщику не так просто.

Поэтому для начала следует запросить у налогового органа акт совместной сверки расчётов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам (Приложение к приказу ФНС России от 16.12.2016 г. N ММВ-7-17/685@).

На основании акта сверки определяем, имеется ли задолженность перед налоговым органом в принципе и определяем период (дату) возникновения такой задолженности.

Для более детальной расшифровки даты возникновения задолженности необходимо запросить выписку операций по расчётам с бюджетом.

Далее, к дате возникновения задолженности (периоду) прибавляем:

  • 3 месяца – срок для направления требования;
  • 8 рабочих дней - на добровольное исполнение;
  • 6 месяцев (если принято решение о взыскании за счёт денежных средств, а также в случаях обязательного судебного взыскания) и 2 года (если принято решение о взыскании за счёт иного имущества) - на обращение в суд.

Итого общие сроки для взыскания недоимки:

1. 9 месяцев, 8 рабочих дней – если принято решение о взыскании за счёт денежных средств (иного решения не принималось),

2. 2 года, 3 месяца, 8 рабочих дней – если принято также решение о взыскании за счёт иного имущества.

Таким образом, в случае, если указанные выше сроки прошли, то недоимка, задолженность по пеням и штрафам должна быть признана безнадёжной к взысканию.

Вправе ли сам налогоплательщик обратиться в суд с заявлением о признании задолженности безнадёжной к взысканию?

Данное право не ограничено каким-либо сроком, в том числе сроком исковой давности (Постановление АС ДВО от 21.09.2016 N Ф03-4261/2016 по делу N А59-684/2016).

Более того, вывод о том, что налоговый орган не вправе взыскивать налоговые платежи, поскольку истекли предельные сроки их взыскания, может содержаться не только в резолютивной, но и в мотивировочной части любого судебного акта по налоговому спору (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, пп. "а" п. 4 Приложения 2 к Приказу ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).

Таким актом может быть:

  • решение суда по существу спора, например, об отказе налоговому органу во взыскании с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока взыскания (ч. 1 ст. 167 АПК РФ);
  • определение суда об отказе налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки, пеней, штрафов (пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);
  • иной судебный акт по любому налоговому спору, где будет содержаться вывод об утрате инспекцией права взыскания с налогоплательщика платежей в бюджет в связи с истечением срока их взыскания.

Порядок подачи заявления в суд

Заявление подаётся в арбитражный суд по общим правилам подсудности и рассматривается по общим правилам искового производства в соответствии с главой 13 АПК РФ.

К заявлению прикладываются письменные доказательства истечения срока для взыскания недоимки/пени/штрафа: акт сверки с бюджетом, выписка операций по расчётам с бюджетом, налоговые декларации, решение по проверкам, требования об уплате налога, решения об исполнении обязанности об уплате налогов, иные документы.

Такое заявление облагается государственной пошлиной в размере 6 000 рублей.

При этом по рассматриваемой категории дел (дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений) налоговый орган не лишён права на предъявление встречного иска о взыскании спорной задолженности с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на её взыскание (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 28.09.2017 N 306-КГ17-13794).

При наличии уважительной причины суд может восстановить пропущенный инспекцией срок судебного взыскания недоимки.

Дальнейшие действия налогоплательщика

После получения одного из указанных выше решений/определений, согласно которому налоговый орган не вправе взыскивать налоговые платежи, налогоплательщику необходимо подать в инспекцию заявление о признании недоимки безнадёжной к взысканию и её списании.

К данному заявлению необходимо приложить копию вступившего в силу судебного решения (определения), заверенного гербовой печатью соответствующего суда.

В течение шести рабочих дней со дня получения этих документов налоговый орган должен вынести решение о признании задолженности безнадёжной к взысканию и её списании (п. п. 4, 5 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадёжными к взысканию, утвержденного Приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@).

Информировать налогоплательщика о вынесении данного решения налоговый орган не обязан, поэтому налогоплательщику сразу необходимо запросить в инспекции копию решения о признании задолженности безнадёжной к взысканию и её списании.

Кроме того, налоговый орган обязан отозвать частично или полностью не исполненные поручения на списание и перечисление денежных средств со счётов (на перевод электронных денежных средств) налогоплательщика, выставленные при взыскании задолженности, которая признана безнадёжной.

Согласно абз. 4 п. 9 Постановления от 30.07.2013 N 57: после вступления в силу любого из перечисленных судебных актов налоговый орган должен немедленно исключить запись о задолженности из лицевого счёта налогоплательщика.

[1] Указанные сроки взыскания недоимки применяются и в отношении страховых взносов (п. 10 ст. 46, п. 9 ст. 47 НК РФ). Недоимку по страховым взносам, которая образовалась на 1 января 2017 г., а также страховые взносы, начисленные по результатам проверок за периоды до этой даты, взыскивают налоговые органы в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ).
[2] Взыскание производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика поручения на списание денежных средств. Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после вынесения указанного решения.
[3] При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика инспекция вправе произвести взыскание за счет иного имущества налогоплательщика.

Читайте также: