Освобождение от налогов приусадебных хозяйств колхозников

Обновлено: 18.05.2024

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Установить с 1 июля 1953 г. обложение сельскохозяйственным налогом хозяйств колхозников по твердым ставкам с одной сотой гектара приусадебной земли, находящейся в личном пользовании колхозного двора, независимо от размера общей суммы доходов хозяйств колхозников, получаемых ими от личного хозяйства, предусмотрев значительное уменьшение сельскохозяйственного налога.

I. Общие положения

Статья 1. Сельскохозяйственный налог уплачивают:

а) хозяйства колхозников - членов сельскохозяйственных артелей, смешанных промысловых сельскохозяйственных артелей (промколхозов) и рыболовецких артелей;

б) единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства других граждан, не состоящих членами колхозов, которым отведены земельные участки в сельской местности, подчиненной в административном отношении сельским Советам.

Статья 2. Налог исчисляется с каждого хозяйства по площади земельного участка, находящегося в его пользовании.

При определении размера налога из общей площади земельного участка исключаются земли, занятые постройками, а также кустарниками, лесами, дорогами общественного пользования, оврагами и балками.

II. Обложение хозяйств колхозников

Статья 3. С хозяйств колхозников налог исчисляется по ставкам с одной сотой гектара земельной площади.

Для союзных республик устанавливаются следующие средние и предельные ставки налога:

Ставки налога с одной сотой гектара в руб.

средняя ставка по республике

предельные отклонения от средней ставки для областей

* Карело-Финская ССР Законом от 16 июля 1956 г. преобразована в Карельскую АССР (том 1, стр. 163).

Совету Министров СССР разрешается в необходимых случаях изменять указанные выше ставки налога для отдельных союзных республик.

Статья 4. Советы Министров союзных республик, имеющих областное деление, исходя из средних ставок налога, установленных статьей 3 настоящего Закона для союзной республики, устанавливают средние ставки налога для отдельных автономных республик, краев и областей с изменениями в сторону увеличения или уменьшения в указанных пределах, в зависимости от экономических особенностей автономных республик, краев и областей.

Советы Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты краевых и областных Советов депутатов трудящихся, исходя из средних ставок налога, установленных для республики, края или области, устанавливают ставки налога для отдельных районов, а в необходимых случаях и для отдельных селений, в зависимости от их экономических особенностей.

Ставки налога устанавливаются для данной местности с учетом использования земельных участков под посевы отдельных сельскохозяйственных культур, урожайности, наличия рынков сбыта и размеров дохода.

Статья 5. В целях поощрения обзаведения хозяйств колхозников, рабочих и служащих коровами на праве личной собственности понижать сумму налога хозяйствам, не имеющим коров, в 1953 году на 50 процентов и в 1954 году на 30 процентов. С 1955 года обложение этих хозяйств производить на общих основаниях.

Статья 6. Хозяйства колхозников, отдельные члены семьи которых без уважительных причин не выработали в истекшем году установленного минимума трудодней в колхозе, уплачивают налог с повышением на 50 процентов.

Статья 7. Хозяйства, выбывшие (исключенные) в текущем году из колхозов, привлекаются к уплате налога на одинаковых основаниях с единоличными крестьянскими хозяйствами, независимо от времени выбытия (исключения) из колхоза.

Если в составе колхозного двора отдельные трудоспособные члены семьи не состоят членами колхозов или выбыли (исключены) из колхоза и не работают по найму, то исчисленная в соответствии с настоящим Законом сумма сельскохозяйственного налога с такого хозяйства повышается на 75 процентов.

III. Обложение хозяйств не членов колхоза

А. Обложение хозяйств рабочих, служащих и членов промысловых кооперативных артелей, имеющих земельные участки в сельских местностях

Статья 8. Хозяйства рабочих и служащих не членов колхоза и хозяйства членов промысловых кооперативных артелей, в том числе перешедших на пенсию по старости или по инвалидности, имеющие земельные участки, привлекаются к уплате сельскохозяйственного налога по ставкам, установленным для хозяйств колхозников, при условии:

а) если основной трудоспособный работник к 1 января текущего года состоит не менее года на постоянной работе по найму или в течение этого времени является членом промысловой кооперативной артели, а остальные трудоспособные члены семьи, кроме домашней хозяйки и учащихся, также работают по найму или состоят членами промысловой кооперативной артели;

б) если в хозяйстве поголовье скота не превышает норм, установленных законодательством союзных республик;

в) если в хозяйстве размер земельного участка не превышает норм, установленных законодательством союзных республик, а в случаях, когда действуют нормы, установленные законодательством СССР, - если размер земельного участка не превышает этих норм.

Если при проведении налога будет выявлено, что размер земельного участка в хозяйстве превышает установленные нормы, финансовые органы, наряду с обложением такого хозяйства на одинаковых основаниях с единоличными крестьянскими хозяйствами, обязаны сообщать об этом исполнительным комитетам районных Советов депутатов трудящихся для принятия установленных Законом мер к устранению нарушений в землепользовании*(1).

Статья 9. На одинаковых основаниях с хозяйствами колхозников облагаются налогом хозяйства работников лесной охраны и линейных эксплуатационных работников водного хозяйства, если их хозяйства полностью отвечают условиям, предусмотренным статьей 8 настоящего Закона, а имеющаяся у них для служебных разъездов лошадь не используется для получения заработков на стороне.

Статья 10. На одинаковых основаниях с хозяйствами колхозников облагаются хозяйства не членов колхоза, в которых глава или другой член семьи находится на действительной службе в Советской Армии, Военно-Морском Флоте, в пограничных и внутренних войсках, если остальные трудоспособные члены семьи, кроме домашней хозяйки и учащихся, работают по найму или состоят членами промысловой кооперативной артели и количество скота и размер земельного участка в хозяйстве не превышает норм, указанных в статье 8 настоящего Закона.

Б. Обложение единоличных крестьянских хозяйств

Статья 12. Сельскохозяйственный налог с единоличных крестьянских хозяйств исчисляется по ставкам, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, с увеличением сумм налога на 100 процентов.

Статья 13. Единоличные крестьянские хозяйства, вступившие в колхозы до первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, облагаются по ставкам, установленным для колхозников.

Хозяйствам, вступившим в колхоз после первого срока уплаты сельскохозяйственного налога, производится перерасчет налога по ставкам колхозников по тем срокам, которые еще не наступили ко времени вступления в колхоз.

IV. Льготы по сельскохозяйственному налогу*(2)

Статья 14. Освобождаются от уплаты налога:

а) хозяйства колхозников и хозяйства не членов колхоза, член семьи которых, числящийся в составе хозяйства, находится на действительной службе в Советской Армии, Военно-Морском Флоте или в пограничных и внутренних войсках, если в семье не осталось других трудоспособных, кроме жены или матери военнослужащего, имеющей детей в возрасте до 8 лет;

б) хозяйства, в состав которых входят инвалиды Отечественной войны I группы, при наличии в семье только одного трудоспособного;

в) хозяйства, в состав которых входят инвалиды Отечественной войны II группы, если в семье при одном трудоспособном имеются дети в возрасте до 16 лет;

г) хозяйства, имеющие в своем составе инвалидов Отечественной войны I или II группы и двух трудоспособных членов семьи при наличии пяти и более детей в возрасте до 16 лет.

Для других хозяйств, в состав которых входят инвалиды войны и труда I и II групп инвалидности, сумма налога понижается наполовину, а при отсутствии трудоспособных эти хозяйства полностью освобождаются от налога.

Льготы для хозяйств инвалидов труда предоставляются хозяйствам, в состав которых входят граждане, работавшие по найму и ставшие инвалидами труда, отнесенными органами социального обеспечения к I или II группе инвалидности.

В случае смерти инвалида предоставленная хозяйству льгота сохраняется до конца года*(3).

Статья 15. От уплаты налога освобождаются колхозники и единоличники в возрасте - мужчины 60 лет и старше, женщины 65 лет и старше, если в хозяйстве не принимают участия личным трудом другие трудоспособные члены семьи.

Статья 16. Освобождаются от уплаты налога:

а) учителя сельских начальных, неполных средних школ и средних школ (в том числе учителя этих школ, перешедшие на пенсию); директора, заместители директоров по учебно-воспитательной части, воспитатели и инструкторы по труду детских домов, находящихся в сельской местности;

б) агрономы, зоотехники, гидротехники, землеустроители, мелиораторы, ветеринарные врачи и фельдшеры, медицинские врачи, средний медицинский персонал, государственные санитарные инспекторы, имеющие специальное образование и работающие по специальности в предприятиях, учреждениях и организациях, находящихся в сельской местности;

в) директора, заместители директоров по политической части, технические руководители, инженеры, техники, агрономы, старшие механики и механики машинно-тракторных станций, межрайонных мастерских капитального ремонта сельскохозяйственных машин, а также совхозов, конных заводов, и государственных плодопитомников, находящихся в сельской местности.

Указанная льгота предоставляется при условии:

если граждане, перечисленные в настоящей статье Закона, являются главой семьи;

если в хозяйстве поголовье скота не превышает норм, установленных законодательством союзных республик;

если в хозяйстве размер земельного участка не превышает нормы, указанной в статье 8 настоящего Закона*(4).

Статья 17. Хозяйства граждан, переселяющихся в установленном порядке, освобождаются от уплаты налога на сроки в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР.

Статья 18. Хозяйства, пострадавшие от стихийных бедствий (гибель посевов сельскохозяйственных культур, многолетних плодовых насаждений или основного имущества вследствие градобития, наводнения, урагана, ливня, пожара, землетрясения, обвала и оползня; падеж крупного скота), могут освобождаться полностью или частично от уплаты сельскохозяйственного налога исполнительными комитетами районных Советов депутатов трудящихся, в зависимости от размеров понесенного ущерба.

В таком же порядке могут освобождаться полностью или частично от уплаты налога хозяйства в случаях смерти или длительной тяжелой болезни основного работника в семье.

Исполнительным комитетам районных Советов депутатов трудящихся предоставляется право в отдельных случаях уменьшать размер налога за счет исключения площади многолетних насаждений, на которой урожай погиб от весенних заморозков в текущем году.

Статья 19. При предоставлении льгот по сельскохозяйственному налогу к числу нетрудоспособных относятся:

а) инвалиды, отнесенные органами социального обеспечения к I и II группам инвалидности;

б) калеки, не могущие принимать участие в полевых и других работах.

При предоставлении льгот члены семьи - мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше и дети до 16 лет, достигшие этого возраста в текущем календарном году, а также военнослужащие и учащиеся учебных заведений со сроком обучения не менее года в числе трудоспособных не учитываются.

Статья 20. Совету Министров СССР предоставляется право в целях стимулирования развития отдельных отраслей народного хозяйства и в других необходимых случаях устанавливать дополнительные льготы по сельскохозяйственному налогу.

Статья 21. Сумма налога, исчисленного с хозяйства в соответствии со статьями 3 и 12 настоящего Закона, уплачивается в следующие сроки:

к 1 марта - 20 процентов, к 1 июня - 20 процентов, к 1 сентября - 30 процентов и к 1 ноября - 30 процентов от годовой суммы налога.

V. Ответственность за неуплату налога и порядок рассмотрения жалоб на неправильное обложение налогом

Статья 22. Плательщики, своевременно не обложенные налогом, привлекаются к уплате налога не более чем за два предшествующих года. Пересмотр неправильно произведенного обложения допускается также не более чем за два предшествующих года.

Статья 23. В случае привлечения плательщиков к налогу за предшествующие годы в порядке статьи 22 настоящего Закона уплата налога производится равными долями в два срока: через месяц по вручении платежного извещения и через три месяца после первого срока.

Статья 24. В случаях неуплаты налога в установленные сроки в отношении недоимщиков применяются меры взыскания:

а) за просрочку платежа налога взимается пеня в размере 0,2 процента за каждый день просрочки;

б) по истечении срока уплаты налога составляется опись имущества недоимщика и дело о неуплате налога передается в народный суд, по решению которого производится изъятие имущества неплательщика в количестве, необходимом для погашения недоимок;

в) утратил силу (Указ от 19 января 1961 г., стр. 653).

Статья 25. Жалобы на неправильное обложение налогом подаются заведующему районным финансовым отделом в месячный срок со дня вручения платежного извещения.

Решение заведующего районным финансовым отделом может быть в 10-дневный срок обжаловано в краевой (областной) финансовый отдел или в министерство финансов республики, не имеющей областного деления.

Статья 26. Подача заявлений и жалоб не приостанавливает уплаты и взыскания налога.

В тех случаях, когда вынесено решение в пользу плательщика, неправильно взысканные суммы и изъятое имущество должны быть возвращены в 10-дневный срок.

В случае невозможности возвратить имущество вследствие его продажи, должна быть возмещена его стоимость в размере сумм, фактически вырученных от реализации.

Статья 27. Инструкция по применению настоящего Закона издается Министерством финансов СССР.

Статья 28. Настоящий Закон вводится в действие с 1 июля 1953 года.

Сельскохозяйственный налог за I полугодие 1953 года исчисляется на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1952 года "О сельскохозяйственном налоге" и взимается в размере 40 процентов годового оклада с зачетом предъявленных в 1953 году авансовых платежей.

За II полугодие 1953 года сельскохозяйственный налог исчисляется в соответствии с настоящим Законом и предъявляется в размере 60 процентов годового оклада, с уплатой его равными долями к 1 октября и к 15 ноября 1953 года.

Статья 29. С введением в действие настоящего Закона считать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1952 года "О сельскохозяйственном налоге, кроме раздела VI (надбавка к налогу для хозяйств, в состав которых входят одинокие и малосемейные граждане), который оставить в силе до конца 1953 года.

Статья 30. Поручить Совету Министров СССР привести ранее принятые постановления Правительства СССР по сельскохозяйственному налогу в соответствие с настоящим Законом.

*(1) Пункты "б" и "в" статьи 8 настоящего Закона даны в редакции Указа от 7 апреля 1964 г., а вторая часть этой статьи - с учетом изменений, внесенных тем же Указом (Ведомости Верховного Совета СССР, 1964 г., N 16).

*(2) См. Указ от 26 марта 1957 г. (стр. 329) и статью 2 Указа от 6 сентября 1967 г. (стр. 7).

*(3) О дополнении статьи 14 см. Указ от 6 февраля 1968 г. в приложении к настоящему тому.

*(4) Вторая часть статьи 16 настоящего Закона дана в редакции Указа от 7 апреля 1964 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1964 г., N 16).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Закон СССР от 8 августа 1953 г. "О сельскохозяйственном налоге"

Текст закона опубликован в "Сборнике законов СССР", 1968 г., N 2

Настоящий закон фактически прекратил действие

О взимании сельскохозяйственного налога, см. Налоговый кодекс РФ

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 августа 1984 г. N 759-XI в настоящий Закон были внесены изменения. Текст Указа опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1984 г., N 45, ст. 790

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1983 г. в настоящий Закон были внесены изменения. Текст Указа опубликован в журнале "Бюллетень текущего законодательства СССР", 1983 г., N 11-12

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1961 г. в настоящий Закон были внесены изменения. Текст Указа опубликован в Ведомостях Верховного Совета СССР, 1961 г., N 4, ст. 35

Бельский Константин Степанович, доктор юридических наук, профессор Российской академии правосудия.

В истории человечества не было более произвольного, жесткого и тяжкого налогового бремени, чем то, которое легло на русское крестьянство по приказу Сталина в 20 - 30 гг. XX века. Индустриализация страны, начатая Сталиным и его окружением в середине 20-х гг. и решавшая задачу создания в стране мощной военной промышленности для распространения марксизма по всему миру, требовала огромных денежных накоплений, которые могло дать сельское хозяйство.

С переходом к нэпу прекратилось со стороны власти разжигание классовой войны в деревне ("богатые - бедные"), была раскрепощена хозяйственная инициатива старательных крестьян, восстановлен рынок на продукты сельского хозяйства, а доходы крестьянских хозяйств были обложены вполне сносным сельскохозяйственным налогом, впервые введенным декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 10 мая 1923 г. .

См.: Собрание узаконений Правительства РСФСР. 1923. N 42. Ст. 451.

Однако затруднения, связанные с заготовками хлеба и других сельхозпродуктов у индивидуальных крестьян по рыночным ценам, привели партийное руководство к выводу, что добывать хлеб и другое продовольствие можно эффективно и почти задаром путем создания коллективных хозяйств (колхозов), которые, подобно национализированным фабрикам, находились бы в полном подчинении государства и отдавали ему по приказу необходимое количество хлеба, технических растений и продуктов животноводства по твердым (крайне заниженным) государственным ценам.

Так как Сталин и его сподвижники понимали, что значительная часть крестьянства, особенно предприимчивая и трудолюбивая, поймет уловку руководства страны и не пойдет добровольно в колхозы, то в целях устрашения было использовано старое понятие "кулак" , но в его худшей марксистской трактовке, т.е. в качестве жупела. "Фактически в кулаки была записана главная масса крестьян, производивших хлеб на продажу и кормивших им городское население Союза Советских Социалистических Республик" , - писал видный русский экономист С.Н. Прокопович. Проводя коллективизацию сельского хозяйства в 1926 - 1932 гг., добровольно и принудительно организуя колхозы, сталинское руководство осуществляло одновременно политику ограничения и вытеснения "кулачества", а затем и ликвидации его как класса. Эта политика выражалась прежде всего в форме непосильного налогового обложения доходов зажиточных крестьян ("кулаков"). При этом местные налоговые органы, пользуясь отсутствием точно закрепленных в законе признаков определения "кулацких" хозяйств и выслуживаясь перед вышестоящими властями, относили к таким хозяйствам и высокозажиточные и, как правило, средне-зажиточные, даже бедные.

Вот что писал видный русский предприниматель В.А. Кокорев в первой половине XIX в. о кулаке: "Русский человек несправедливо заклеймил кулака его не очень лестным прозвищем. Все есть у кулака - ум, и знание дела, и добросовестность, и предприимчивость" // Москвитянин. 1848. Ч. 5. С. 2 - 15.
См.: Прокопович С.Н. Народное хозяйство Союза Советских Социалистических Республик. Т. 1. Нью-Йорк, 1952. С. 195 - 196.

В 1926 г. была проведена реформа сельскохозяйственного налога, общим принципом которой являлся высокий процент изъятия из доходов зажиточных жителей деревни благодаря крупной прогрессии в обложении . С учетом постоянных указаний партийного руководства о "систематическом росте налогового обложения кулачества" в основу Закона "О сельскохозяйственном налоге" на 1928/29 год был введен специальный порядок обложения "единоличных хозяйств, особо выделяющихся из общей крестьянской массы в данной местности своей доходностью". По-другому эти хозяйства в партийных и нормативных документах будут называться "кулацкими". Если некулацкие хозяйства облагались сельхозналогом по нормам, построенным по средним показателям условного чистого дохода, то "кулацкие хозяйства" облагались в индивидуальном порядке, что значительно повышало уровень обложения .

См.: Собрание законов Союза Советских Социалистических Республик. 1926. N 30. Ст. 192.
См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 4. М., 1984. С. 368.
См.: Собрание законов Союза Советских Социалистических Республик. 1928. N 24. Ст. 212.

Постановление ЦИК и СНК Союза Советских Социалистических Республик от 23 февраля 1930 г. "О едином сельскохозяйственном налоге" закрепляло понятие "кулацкое хозяйство" и указывало, правда, в расплывчатой форме, на его признаки, а также устанавливало повышенную прогрессию ставок налога с этих хозяйств, которая, по существу, была направлена на ликвидацию их производства . Постановление ЦИК и СНК Союза Советских Социалистических Республик от 23 декабря 1930 г. "Об обложении кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом в индивидуальном порядке" предоставляло право органам власти на местах по своему усмотрению расширять признаки таких хозяйств и предписывало наркомфину Союза Советских Социалистических Республик усилить налоговое обложение с их доходов . Размеры обложения "кулацких хозяйств" в 1931 г. с учетом всех видов налогов и сборов показывают, что уже при доходе в 1500 руб. и выше налоговые платежи превышали весь доход, и для их уплаты изымалась часть имущества, орудия и средства производства. На один такой двор в среднем приходилось сельскохозяйственного налога в 100 раз больше, чем на один колхозный двор .

См.: Собрание законов Союза Советских Социалистических Республик. 1930. N 13. Ст. 144; N 37. Ст. 399.
См.: Собрание законов Союза Советских Социалистических Республик. 1931. N 1. Ст. 6.
См.: Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). М., 1994. С. 184 - 185.

Говоря о непосильном налоговом гнете на доходы зажиточных крестьян ("кулаков"), следует учитывать и такие, по существу, налоговые меры, как обложение их твердыми заданиями по основным видам заготовок сельскохозяйственных продуктов. Твердые задания давались властями всем хозяйствам, облагаемым в индивидуальном порядке. В случае невыполнения, к примеру, хлебозаготовок имущество крестьянина подлежало продаже; к нему также могли быть применены другие репрессивные меры: конфискация всего имущества и выселение за пределы своего района или области; переселение в районы Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока со всей семьей; высшая мера наказания как в процессе коллективизации, так и позже - в 1937 г. - "по разнарядке" .

См.: Судьбы российского крестьянства. М., 1996. С. 373 - 375.

Налоговые платежи колхозов. Налоговое обложение зажиточных крестьян ("кулаков") имело не столько фискальное, сколько политическое значение. Хозяйства таких крестьян должны были навсегда сойти с хозяйственной сцены России, чтобы уступить место коллективным хозяйствам, которые создавались по модели промышленных предприятий как фабрики продовольственного изобилия, в которых входящие в них крестьяне превращались в простых рабочих, утративших хозяйственную предприимчивость и исполняющих свою работу под страхом дисциплинарных, административных и уголовных наказаний. Эти сельскохозяйственные фабрики обязаны были работать не на основе частноправового договора продажи своей продукции, а по государственному плану и выполнять тяжкие публично-правовые обязанности по целому ряду налоговых платежей.

Во-первых, в соответствии с требованиями Примерного устава сельскохозяйственной артели, принятого в 1935 г., колхоз должен был вести свое хозяйство, выполняя все обязательства перед государством по поставкам сельскохозяйственных продуктов . Причем советское законодательство рассматривало эти обязательства как "имеющие силу налога твердые обязательства" по сдаче продукции государству по установленным государственным ценам. Цены на колхозную продукцию были настолько низкими, что позже, в 50-х годах XX в., Н.С. Хрущев осудил сталинскую "по существу антиколхозную политику цен" и, повысив их, несколько улучшил материальное положение колхозов.

См.: Собрание законов Союза Советских Социалистических Республик. 1935. N 11. Ст. 82.
См.: Собрание законов Союза Советских Социалистических Республик. 1933. N 4. Ст. 25.

Во-вторых, в соответствии с требованиями того же Примерного устава колхоз по договору контрактации обязан был сдать соответствующему государственному предприятию сельхозпродукцию (сахарную свеклу, хлопок-сырец, лен и др.), а государственное предприятие - оплатить ее стоимость по государственной цене. Договору контрактации была придана сила закона, и за его невыполнение председатель колхоза, члены правления несли ответственность как должностные лица. Заключение договора контрактации являлось для колхоза публично-правовой обязанностью, представлявшей собой, по существу, еще одну форму уплаты натурального налога государству.

В-третьих, важным денежным обязательством колхоза перед государством являлось обязательство по уплате сельскохозяйственного налога, а затем пришедшего ему на смену подоходного налога, установленного Постановлением ЦИК и СНК Союза Советских Социалистических Республик от 20 июля 1936 г. . Объектом обложения по этому налогу стал валовый доход от всех отраслей сельского хозяйства. Тяжесть обложения усугублялась тем, что прежнее льготное обложение доходов от технических культур и освобождение доходов от животноводства отменялись.

См.: Собрание постановлений Правительства Союза Советских Социалистических Республик. 1962. N 8. Ст. 66.

После выполнения колхозом названных обязательств перед государством, а также обязательства по внесению страховых платежей и созданию внутриколхозных фондов (семенных, социальных и др.) колхоз распределял оставшуюся продукцию по трудодням колхозников.

Тяжелое материальное положение колхозов в 30-х гг. XX в. приводило к тому, что распределять по трудодням было нечего и колхозникам зачастую приходилось работать бесплатно. Из такого положения крестьяне-колхозники выходили, работая на небольшом личном подсобном хозяйстве, доходы с которого также облагались сельскохозяйственным налогом. Следствием непосильного налогового обложения русской деревни в период коллективизации сельского хозяйства и после нее стало бегство крестьян в города. Ни введение паспортной системы в городах в 1932 г., ни применение других административных мер не могли удержать мужика в сельской местности. В период с конца 20-х и до середины 30-х гг. XX века из деревни в город переехало 18,5 млн. человек. Бегство крестьян в города продолжалось и в последующие десятилетия, особенно после 1956 г., когда они получили право иметь паспорта.

Сталин назвал коллективизацию сельского хозяйства "революцией сверху". В ходе нее вождь и его соратники с помощью налогов, армейских подразделений и ОГПУ разгромили один из самых самостоятельных, а потому враждебных для них классов - русское крестьянство, которое составляло оплот русского народа и Российского государства.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

.
"Для горожан" потому, что пишет сельский житель, и пишет о послевоенном селе, точнее, колхозе. "Самоучитель" же потому, что именно горожане возомнили себя главными спецами в сельско-колхозной теме. Оно бы и ладно, но по некоторым вопросам я "не могу поступиться принципами", поэтому попытаюсь кое-что изменить в устоявшихся "городских", да и "сельских" зачастую, стереотипах относительно Никиты Сергеевича Хрущева.

Предупреждаю сразу - я не буду трогать период тридцатых без крайней надобности, буду говорить только о том времени, в котором жил сам. Я также не намерен обличать Сталина, хотя упоминать о нем буду - я намерен оправдывать Хрущева в той части предъявляемых ему обвинений, в которой позволяет это делать моя компетенция. Если и сейчас позиция автора непонятна - перечитайте эпиграф к статье.

====Главная отличительная особенность закона о сельскохозяйственном налоге 1952 г. состояла в том, что впервые к оплате привлекались доходы колхозников, получаемые от общественного хозяйства по трудодням в денежной и натуральной форме, чего не делалось даже в годы войны. В республиках Прибалтики применяли 50%-ную надбавку к хозяйствам, трудоспособные члены которых не вырабатывали обязательный минимум трудодней без уважительных причин. В целом сумма сельхозналога с учетом всех повышений возросла в 1952 г. по сравнению с 1951 г. в среднем в 1,5-2 раза. Закон о сельскохозяйственном налоге 1952 г. отменил льготы для хозяйств сельских учителей, врачей, агрономов и др. сельских специалистов====

Новым стало и то, что пленум признал неоправданно высокими налоги, собиравшиеся с приусадебных участков и указал на связь между этими налогами и снижением числа коров, свиней и овец в хозяйстве колхозников. В постановляющей части решений пленума были предусмотрены реальные меры поддержки деревни. Были предусмотрены налоговые льготы, которые должны были способствовать восстановлению поголовья скота в хозяйствах колхозников, с колхозников, рабочих и служащих списывалась задолженность по обязательным поставкам продуктов животноводства.

В 1954 г. отменены налоги на владение коровами и свиньями, в 1958 г. отменили обязательные поставки продуктов сельского хозяйства с личных приусадебных участков колхозников, рабочих и служащих. Были значительно повышены государственные закупочные цены на мясо, молоко, масло, зерновые. В период 1952-1958 гг. они выросли: на крупный рогатый скот - в 12 раз, на пшеницу - в 6 раз. Выросли и денежные доходы колхозников.=====
====Констатируем первые итоги - в стране в середине 50-х гг. продовольственное обеспечение населения страны несколько улучшилось, и это улучшение произошло за счет двух разнородных факторов - прежде всего, за счет мер по ослаблению налогов на личное подсобное хозяйство и, во-вторых, за счет развития целинных совхозов, крупного государственного сельскохозяйственного производства. В течение первых пяти лет после сентябрьского (1953 г. ) Пленума ЦК КПСС валовая продукция сельского хозяйства увеличилась на 50%, в том числе - продукция земледелия - на 54%, животноводства - на 24%.====
По цитатам - кое-что я взял отсюда http://ricolor.org/history/rsv/aft/hr/3/ но, уважаемый читатель, это для тебя и для придания солидности материалу - я и так все это неплохо знаю.
.
Мы жили в государстве, где многое, если не все, зависело от воли и способностей одного, "Генерального", человека. И не стоит судить строго этих "человеков" - рулили они нами как умели, и как сами считали нужным. И, главное, как позволяли им обстоятельства, заложниками которых были и мы, и они, "генеральные".

Уважаемый Иван! Очень рад, что познакомился с Вашим воспоминаниями и мнением. Думаю Вам будет интересно познакомиться с моими статьями - "В защиту Хрущеб" и "Сталинские лимиты".Все о чем Вы пишете подтверждаю. Но хочу кое что уточнить.
-Сталинские снижения: размеры снижения были мизерными. В один из годов на соль снизили на 20% а на сахар 2 или 3%. Вышел анекдот - "Жить стало слаще на 3% а солоней на 20%." Пользовались этими снижением только Москва, Ленинград да Киев. Остальная часть страна, из-за пустых полок в магазинах жила рынком, где эти снижения не действовали. В 1949-1950 годах я свои студенческие каникулы проводил в городе Тихвин Лен обл. И все каникулы с 4-х утра до 15 часов стоял в очереди за хлебом. Давали в руки 2 кг, т.е. в такие очереди приходилось ходить через день. Хрущев ликвидировал грабительские займы. О пенсиях Вы сказали, подчеркну лишь величие этого решения. Ранее на обычную пенсию было прожить, даже голодая, невозможно. Даже совнархозы, за которые я тогда ругал Хрущева, сейчас осмыслив историю других стран, я понял, что прогресс экономики может быть эффективен, при большей самостоятельности отдельных регионов, так живут и Канада, и США, и Германия, Зря Украина этому противодействует.
Простить Хрущеву нельзя по моему мнения три греха: Новочеркаск, Крым и сворачивание личных крестьянских хозяйств.
А теперь об отношении к крестьянам, я также Вас поддерживаю. Я с 1951 по 1990 годы работал в электрических сетях Ленэнерго. И активно участвовал в упомянутой вами электрофикации села. Пять лет в сельской глубинке, затем двенадцать лет в пригороде Ленинграда и наконец остальное время в Ленинграде. И всегда образцом рабочего были сельские жители. Человек, выросший в деревне воспитан в понятием,что он должен уметь все - и огород вскопать. и корову подоить, и валенки подшить и т.д. И он приходя на работу в электрохозяйство, даже в сложную автоматику, из кожи лезли вон, чтобы это освоить. Ему внутренне стыдно признаться, что он чего то не может. Городские работники наоборот бравируют - "А я это не умею". Извините за длинное дополнение. С уважением Артем.

Читаю, Артем, ваше все и с огромным удовольствием. То, что вы пишете, история в первую голову. Правда без купюр и без цензуры.
К сожалению, далеко не всегда могу вовремя ответить - Донбасс. Перебои со всем, что можно перебить, и что нельзя тоже перебить.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


Экономической основой сталинского СССР, который сейчас культивирует в РФ госпропаганда, являлась сверх-эксплуатация села. По уровню экономического и административного прессинга это были самые тяжелые времена для русских крестьян. Блог Толкователя просуммировал общие повинности советских "аграриев".

В конце 20-х годов прошлого века свыше 80% населения СССР проживало в сельской местности, с учетом малых городов - до 90%. Практически все они в сталинском СССР были превращены в нечто среднее между государственными рабами-илотами, как в древней Спарте, и позднеримскими колонами, отбывающими бесчисленное количество экономических, трудовых и прочих повинностей. Выкачивание средств из русской деревни большевики прекратили лишь в 60-70-х годах прошлого века (когда были разработаны нефтегазовые и рудные месторождения Сибири), а паспорта колхозники получили окончательно лишь к концу 70-х - началу 80-х годов XX века.

В 90-х - начале 2000-х годов в РФ небольшими тиражами были выпущены несколько монографий и сборников документов о реальной жизни сталинской деревни. Одним из таких изданий была работа РАН и Вологодского пединститута "Повинности российского крестьянства в 1930-1960-х годах" М.А. Безнина, Т.М. Димони и Л.В. Изюмовой, изданная в 2001 году (скачать ее можно здесь). По мнению авторов, советское крестьянство фактически жило в условиях государственного феодализма, отдавая оброк - госпоставки (отменены лишь в 1958 году), отрабатывая барщину (регулируемый минимум отработки), который исчез лишь к концу 60-х годов, и выплачивая денежные налоги.


Как пишут ученые, созданная коммунистами в 30-х годах прошлого века система сверх-эксплуатации русского крестьянства условно делилась на три части:

Отработки

Каждый советский крестьянин был обязан отработать определенный минимум "трудодней" как в колхозе, так и на общественных работах. В трудовую повинность также включались вполне себе средневековые "обязательства" по гужевым, строительным отработкам, работе на лесоповале, ремонте дорог и так далее. В 1939 году постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР было определено, что обязательный годовой минимум трудодней для женщин в возрасте от 16 до 55 и мужчин от 16 до 60 лет в колхозах устанавливается в размере 60-100 в год. В 40-50-х годах этот минимум был увеличен и к моменту смерти Сталина составлял уже усреднено 150 трудодней в год для женщин и 200 - для мужчин.

Окончательно такая система принудительных отработок исчезла лишь в 1969 году, когда колхозникам была гарантирована зарплата не реже 1 раза в месяц.

Колхозникам за трудодни полагалось, конечно, некоторое вознаграждение, однако его размер обычно был весьма и весьма низким, а часто они вовсе не оплачивались (об этом на примере ряда колхозов в сталинской России блог Толкователя рассказал ранее). К примеру, из оплаты трудодней колхозников, работавших возчиками на лесозаготовках, до 50% забирал себе колхоз. Зимой 1940-1941 годов на лесозаготовках трудилось до 1 миллиона советских крестьян.

Ряд отработок был бесплатным. Так, в сталинской России каждый колхозник с 30-х годов должен был отработать 6 дней в году на строительстве и ремонте местных дорог (единоличники - 12 дней). Эта повинность была отменена лишь в 1958 году. В 1933-1937 годах всего на строительство и ремонт дорог было мобилизовано 79 миллионов человек, а также 161 тысяча автомобилей и 35 тысяч тракторов.

Натуральный оброк

В 1932-1933 годах советские колхозники получили "обязательства" по государственным поставкам. Как правило, это был перечень видов сельскохозяйственной продукции, которые производили колхоз и личные подворья крестьян. С 1934 года размер поставок с дворов крестьян-единоличников и колхозников был уравнен, а с 1940 года в стране был введен погектарный принцип исчисления обязательных поставок с колхозов, который затем распространился и на приусадебные участки крестьян.

Уровень оброка в сталинском СССР в ходе его истории неуклонно повышался. Если в 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники - от 62 до 90 килограммов), то в 1948 году - уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. В 1948 году колхозный двор также был обязан сдавать ежегодно от 30 до 150 куриных яиц. Госпоставки также регламентировали количество шерсти, картофеля, овощей и т.п. продуктов с каждого колхозного приусадебного участка.

При этом, что немаловажно, от уплаты обязательных поставок, например, по мясу и яйцам, не освобождались дворы, которые не имели мясных животных (это произошло лишь в 1954 году) или кур (их можно было заменить денежными выплатами или иными продуктами). Лишь после смерти Сталина в 1953 году государство снизило объемы таких поставок, в связи с чем советские колхозники на радостях даже сочинили поговорку - "пришел Маленков, поели блинков". Окончательно оброк у советских крестьян был отменен в 1958 году.


Денежная повинность

Эти повинности делились на государственные, местные налоги, "добровольно-принудительные" сборы и займы. Самым "древним" в СССР был сельскохозяйственный налог, введенный еще в 1923 году. После "угара" НЭПа, он был приспособлен для новых реалий. Этим налогом облагались все возможные доходы крестьянской семьи в любой сфере. В 1933-1938 годах каждое хозяйство платило в среднем 15-30 рублей в год. С 1939 года твердые ставки сельхозналога были заменены прогрессивной шкалой, что позволило государству постоянно увеличивать его размеры. В среднем размеры налога с вмененного денежного дохода составляли около 7-11%. Такие относительно небольшие, на современный взгляд ставки, не должны вводить в заблуждение - ведь налогооблагаемая база рассчитывалась по придуманной государством "доходности".

С началом войны в 1941 году для крестьян была введена дополнительная надбавка к этому налогу в размере 100% от его объема (заменена военным налогом в 1942 году, который составлял от 150 до 600 рублей в год с члена хозяйства). Суть этого налога заключалась в том, что государство устанавливало размер получаемого с подворья объема производства сельскохозяйственной продукции и так называемые расчетные нормы ее доходности. По сути, это был инструмент открытого грабежа крестьян со стороны государства.

К примеру, большевики считали в 1940 году, что годовая доходность коровы - 600 рублей. Помимо того, что крестьянин с нее был обязан уплатить натуральный оброк (обязательные госпоставки в виде молока и мяса), а также госзакупки (как правило, это касалось более колхозов, но часто эти сборы платили и сами крестьяне) по мясу и молоку по специально заниженным ценам, он еще должен был выплатить до 50-60 рублей деньгами за нее. В таком свете видно, что ни о каком "малом" давлении налогового пресса говорить не приходится.

Как правило, реальное состояние хозяйства крестьян финансовые органы мало волновало.

В 1942-1943 годах нормы доходности были увеличены в 3-4 раза, соответственно, вырос объем вмененного сельхозналога. Затем этот налог (точнее, нормы доходности) четырежды возрастали в 1947-1948 годах. Следующее увеличение пришлось на 1950 год. А в 1952 году состоялся апофеоз сталинской налоговой живодерни - налогом были обложены цыплята, новорожденные поросята, телята и ягнята. Кроме того, сельхозналог колхозники были обязаны платить и с продуктов (овощи, картофель), которые им выплачивались в колхозе за трудодни (причем с этих выплат колхоз брал налоги, поэтому получалось как бы двойное налогообложение для каждого агрария).

Если в 1940 году расчетная норма доходности коровы, как уже было указано выше, составляла 600 рублей, то в 1948 году - 3500 рублей, свиньи - 300 и 1500 рублей, соответственно, сотки картофельного огорода - 12 и 120 рублей, козы или овцы - 40 и 350 рублей, соответственно. Многие советские крестьяне вынуждены были переходить на содержание так называемых "сталинских коров" - коз, которые в налоговом плане обходились дешевле.

Стоит также отметить, что льготы по сельхозналогу, которые имели инвалиды, ветераны войны, нетрудоспособные крестьяне и ряд других категорий советских илотов, во второй половине 40-х годов по большей части были упразднены. Если в 1947 году средний двор в РСФСР в год платил до 370 рублей сельхозналога, то в 1951 году - уже 519 рублей. Необходимо понимать, что продать на колхозном рынке какие-либо продукты, чтобы расплатиться с налогом было непросто - во-первых, из-за снижения цен на продукты, во-вторых, из-за административных и налоговых сложностей. В результате постоянно росло число должников (их задолженность была прощена лишь в 1953-1954 годах).

Лишь после смерти Сталина размеры сельхозналога были существенно уменьшены, а к 1965 году они в среднем составили лишь около трети от уровня 1951 года.

Помимо этого налога, советские крестьяне были обязаны покупать облигации государственных займов (они выпускались в 1927-1958 годах, СССР их не оплатил, произведя по сути дефолт по этим обязательствам). Кроме того, каждая колхозная семья была обязана уплачивать "добровольные сборы" - так называемое самообложение.

В области косвенных сборов сталинский СССР был местом, где мало кто из современных неосталинистов захотел бы жить. Так, крестьяне и даже горожане были обязаны платить налог за рыбалку (что сегодня почему-то возмущает патриотическую общественность, когда с подобными предложениями выступает кто-либо из тандема), налог на холостяков и малодетных, налог на собак, налог на транспортные средства (платить надо было даже за велосипеды) и так далее.


Личные подворья крестьян, которые постоянно подвергались урезанию, были самым эффективным поставщиком продуктов в СССР - несмотря на скромную долю в общем фонде сельскохозяйственных земель (не более 5-7%), они давали по обязательным государственным поставкам в 1940 году до 30% всего картофеля в стране, мясу скота и птицы - 25 %, яйцам - 100%, молоку - 26%, шерсти - 22%.

В заключение необходимо сказать, что за отказ от выполнения повинностей государству крестьян ожидали как штрафы, так и высылка. Несмотря на декларируемые современными сталинистами и госпатриотами тезисы о якобы бесплатном образовании в СССР, сельские школы (в которых училось абсолютное большинство населения тогдашнего СССР) были обязаны содержать сами колхозники и за свой счет платить довольствие учителям, а также оплачивать учебники и прочие материалы. Это же касалось детских садов (если они вообще были в колхозе), больниц и других учреждений социальной сферы.


Иллюстрации Валерия Барыкина

На днях премьер Дмитрий Медведев велел Минсельхозу, Минэкономразвития и Минфину при участии регионов за полтора месяца решить вопрос об ограничениях на количество скота и птицы, которые могут выращиваться в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). О чем же еще говорить на совещании по уборке урожая, как не о повышении налогов на аграриев? Урожай, наверное, лучше не бывает. Это катастрофически глупая и вредная инициатива: ее полноценная реализация могла бы привести к сокращению выращивания крупного рогатого скота чуть ли не вдвое. Наблюдатели сразу вспомнили, что чем-то подобным почти под самый конец своей противоречивой карьеры занимался Никита Хрущев.

Губернаторская инициатива

Лимитировать скот и птицу Медведева уговорили губернаторы. Проблема в том, что ЛПХ, пережиток социалистической экономики, в России не считается предпринимательством. Поэтому у граждан в связи с выращиванием и продажей сельхозпродукции не возникает вообще никаких налоговых обязанностей. Закрыв глаза руками и отключив разум, законодатель предполагает, что в ЛПХ продукция производится сугубо для членов семьи, а продаются только случайно выросшие излишки. ЛПХ не платят даже НДФЛ – только налоги на землю и имущество, как обычные дачники. Губернаторам от этого горько и досадно. Держат в ЛПХ 14 000 овец, быков под 1500, а бюджет не пополняют – такой вербальной сельхозинтервенцией возбудил премьера ставропольский губернатор Владимир Владимиров, с чьей подачи скот впал в немилость. С его точки зрения, 5 коров и 20 овец для ЛПХ более чем достаточно.

Введением лимитов власть рассчитывает подтолкнуть аграриев хотя бы немного пополнять региональные бюджеты, став фермерами или индивидуальными предпринимателями. Не обсуждать же всерьез обоснование аналогичного законопроекта, внесенного в 2009 г. ставропольскими депутатами: они писали, что многотучные стада доставляют неудобства соседям ЛПХ, особенно антисанитарией. Побочная цель – подкормить сельхозбюрократию, проверяющую качество продукции: в ЛПХ ей входа нет, а надо контролировать ветеринарные и санитарные нормы. ЛПХ в аграрном бизнесе – нежелательный для власти элемент, как индивидуальные предприниматели в обычном бизнесе. Вроде работают, продают что-то, а где налоги?

Сколько аграрии платят государству

Чем государство платит аграриям

Закон экономической политики: если вы ввели тотальное налоговое освобождение для кого-то, затем приходится ограничивать его использование бюрократическими рогатками. Первая – запрет ЛПХ на использование наемных работников. Только члены семьи. Проконтролировать его в условиях малых хозяйств, разумеется, невозможно, и отличие ЛПХ от фермерства по этому критерию – не более чем коррупционная кормушка.

Вторая рогатка – введенное в 2011 г. (действует с 2012 г.) в Налоговый кодекс и закон об ЛПХ ограничение размера хозяйств: 0,5 га (50 соток) при возможности регионов увеличивать этот лимит до 2,5 га. Это в разы меньше земельных долей (паев), полученных ЛПХ при разделе социалистической собственности (12–16 га). Ограничение распространяется не только на приусадебную землю, но на всю используемую ЛПХ: наделы, сенокосы, пастбища. Как же удается ставропольским животноводам, тревожащим губернатора Владимирова и премьера Медведева, выращивать по 14 000 овец и 1500 быков на предельных 250 сотках? В этом месте читателю рекомендуется представить себе ровно 336 овец и 36 быков на стандартном дачном участке в 6 соток. Получилось, не тесно?

Медведевское поручение – это очередное мелкое предательство крестьян. И очередной подарок коррупционерам. Для продажи своей продукции на рынке глава ЛПХ должен получить справку в сельской администрации: эту продукцию он вырастил сам. Чиновники и сейчас должны отказывать в таких справках ЛПХ с большими участками и наемными работниками. Но можно оформить разрешение на соседа или нелегально продать продукцию посреднику, который решит проблему со справкой самостоятельно. Правда, в случае чего еще придется прикармливать полицию, налоговую инспекцию, санэпиднадзор и т. д. Если введут лимит и на скот, коррупционный прикорм подорожает, на прикорм для скота останется меньше денег, и сельхозпродукция подорожает еще сильнее.

А вот полноценная реализация поручения Медведева и действующего с 2012 г. закона привела бы к резкому сокращению крупного рогатого скота. Сейчас в ЛПХ выращивается около половины коров. Но для выращивания одной коровы нужно 2 га земли, а с теленком – 3 га. Получается, выращивать крупный рогатый скот в ЛПХ в России уже запрещено с 2012 г. Просто и чиновникам, и крестьянам забыли сообщить, что это правило нужно исполнять. Если теперь это делать придется, надо половину коров пустить под нож и запретить использовать в ЛПХ до 40 млн га сельхозугодий – более 20% используемых в стране. Но поголовье крупного рогатого скота и так сокращается (с 1990 по февраль 2015 г. – почти втрое, с 57 млн до 19,5 млн). В последние годы темп убыли замедлился, но составляет 3–4% в год. Силясь переломить этот тренд, еще в сельскую госпрограмму 2013–2020 Минсельхоз вписывал субсидии на каждую корову – 5000–7000 руб. за голову, но нехватка денег вынудила исключить этот пункт. Воистину правая рука ничего не знает о левой!

Предыдущая попытка государства ограничить число ЛПХ потерпела полный крах. Задумавшись о причинах этого, чиновники неизбежно придут к выводу: статус фермеров и индивидуальных предпринимателей для аграриев совершенно не привлекателен, а даже плоский НДФЛ, не говоря об остальных налогах, кажется завышенной платой за услуги, которые они получают от государства. Действительно, российское государство давно ушло из российской деревни – так что не стоит удивляться, что российские крестьяне не хотят платить налоги и сдавать громоздкую и непонятную отчетность забывшему о них государству.

Как собирать налоги с сельского хозяйства

В-третьих, собирая деньги с ЛПХ, надо перестать совмещать заботу о налогах с звучной бессмысленной риторикой о продовольственной безопасности и поддержке сельхозпроизводителя и, в-четвертых, отказаться от ставшей издевательством словесной заботы об отечественных потребителях. За 18 месяцев по май 2015 г. включительно продовольственная инфляция достигла 28,7%. В этой ситуации государство, заботящееся об интересах едоков, должно снижать налоги на кормящих. Но у нас финансовые интересы государства все дальше расходятся с экономическими интересами страны – вот оно думает о повышении налогов, а не о снижении цен.

И пятый, главный пункт. Раз главная цель – деньги, унифицировать нужно не только налоговые правила, но и всю аграрную политику. Совершенно неразумно одной рукой собирать деньги с ЛПХ, другой – раздавать близким бюрократии аграриям субсидии и дотации на сельхозудобрения, третьей (Левиафан многорук) – одаривать их льготными и почти безвозвратными сельхозкредитами, четвертой – госгарантиями для проектов по переработке сельхозпродукции, а пятой вводить и продлевать импортное эмбарго и отправлять заморскую еду в геенну огненную. Наконец, совсем двусмысленной вся эта ситуация становится на фоне обсуждений отмены единого сельхозналога (ЕСХН).

Читайте также: