Особенности информационного обеспечения аис налоговых органов

Обновлено: 18.05.2024

Задачи информационного обеспечения системы налоговых органов зависят от основных функций, выполняемых ее структурами. Информационное обеспечение должно снабжать пользователей АИС информацией, необходимой для выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Система должна иметь возможность распределенного хранения и обработки информации, накопления информации в банках данных в местах использования, предоставления пользователям автоматизированного, санкционированного доступа к информации, одноразового ее ввода и многократного, многоцелевого использования.

Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного. Внемашинное информационное обеспечение - это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков. Внутримашинное обеспечение - это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов. Показатели характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д. Показатели содержатся в документах, являющихся наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации.

В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами.

Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно-функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируются:

а) по отношению к входу и выходу:

• входные (поступающие в инспекции); • выходные (исходящие из инспекции).

б) по срокам представления:

• регламентные - документы, для которых определен срок исполнения и представления.

• нерегламентированные - документы, исполняемые по запросам.

в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:

• правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ГНС и т.д.);

• документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);

• документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);

• другие виды документов.

Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.

а) общероссийских классификаторов:

• стран мира (ОКСМ);

• экономических районов (ОКЭР);

• объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО);

• органов государственного управления (СООГУ);

• отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

• видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКЦП);

• единиц измерений (СОЕЙ);

б) ведомственных классификаторов:

• форм собственности (КФС);

• организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);

• доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

• типовых банковских счетов (КБС);

в) системных классификаторов:

• налогов и платежей (КНП);

• объектов налогообложения (КОН);

• налоговых льгот (КНЛ);

• типов льгот по налогам (КТНЛ);

• штрафных санкций (КШС);

• идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);

• системы обозначения Государственных налоговых инспекций (СОГНИ).

Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов.

Массивы, также как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменные содержат информацию, объем изменений в которой в течение года превышает 20% годового объема. Массивы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится информация:

• по результатам оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;

• по анализу и прогнозированию базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;

• по результатам контрольной работы налоговых органов;

• по правовой практике налоговых органов и т.д.

В постоянных массивах содержатся:

• тексты законов, постановлений и указов Президента и Правительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;

• тексты решений коллегии ГНС РФ, приказов, распоряжений и планов;

• тексты организационно-методических документов;

• данные Госреестра предприятий и учетные данные налогоплательщиков;

• нормативно-справочная информация финансового, материально-технического обеспечения, учета и движения кадров.

Основной формой организации данных для их накопления, обработки и хранения в ЭВМ должны быть базы данных (БД). Базы данных состоят из массивов. Структурирование данных в информационные массивы БД должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:

• объединения в единую БД данных, характеризующихся общим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процессов деятельности налоговых органов;

• полноты и достаточности обеспечения информацией должностных лиц налоговых органов, в пределах номенклатуры данных, содержащихся во входных документах;

• организации данных в информационные структуры и управления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимости между различными базами данных;

• обеспечения информационной совместимости с данными, поступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;

• выполнение принципа системности и однократного ввода - данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения.

Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и от квалификации специалиста. К профессиональным БД в налоговых органах относятся:

• базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламентированным отчетным формам;

• базы оперативных данных по налоговым поступлениям;

• базы производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;

• базы документов внутреннего пользования различного назначения и т.д.

Работа таких баз данных обеспечивается специальным программным обеспечением.

• БД по законодательным и нормативным актам по налогообложению;

• БД инструктивных и методических материалов;

• БД по общеправовым вопросам.

Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.

Информационное обеспечение автоматизированной системы налогообложения, как и любой другой системы организационного типа, состоит из внемашинного и внутримашинного.

Внемашинное информационное обеспечение – это совокупность системы показателей, системы классификации и кодирования информации, системы документации и документооборота, информационных потоков.

Внутремашинное обеспечение – это представление данных на машинных носителях в виде разнообразных по содержанию и назначению специальным образом организованных массивов, баз данных и их информационных связей.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результативных показателей, которые собираются, преобразуются и выдаются АИС для целей обеспечения деятельности налоговых органов.

Рекомендуемые файлы

В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию, порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К н6им можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения в связи с тем, что с их помощью выявляются пространственно-временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно- функциональную структуру налоговых органов. Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы. Документы и содержащаяся в них информация классифицируется:

а) по отношению к входу и выходу:

- входные (поступающие в инспекции);

- выходные (исходящие из инспекции).

б) по срокам представления:

- регламентные – документы, для которых определен срок исполнения и представления;

- нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.

в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции:

- правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления) и организационно-методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий ГНС и т.д.)4

- документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, налоговые расчеты, декларации);

- документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы);

- другие виды документов.

Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления функционированием налоговых органов.

а) общероссийских классификаторов: стран мира (ОКСМ), экономических районов (ОКЭР), объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО), органов государственного управления (СООГУ), отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), валют (ОКВ), единиц измерения (СОЕИ);

б) ведомственных классификаторов: форм собственности (КФС), организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ), доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ), типовых банковских счетов (КБС), банков (КБ);

в) системных классификаторов: налогов и платежей (КНП), объемов налогообложения (КОН), налоговых льгот (КНЛ), типов льгот по налогам (КТНЛ), штрафных санкций (КЩС), идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН), системы обозначения Государственных налоговых инспекций (СОГНИ).

Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Массивы, также как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменные содержат информацию, объем изменений в которой в течении года превышает 20% годового объема. Массивы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных массивах содержится информация:

- по результатам оперативного контроля, отчетности и др;

- по анализу и прогнозированию базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;

- по результатам контрольной работы налоговых органов;

- по правовой практике налоговых органов и т.д.

В постоянных массивах содержатся:

- тексты законов, постановлений и указов Президента и Правительства РФ, постановления местных органов власти, др. правовых актов;

- тексты решений коллегии ГНС РФ, приказов, распоряжений, планов;

- тексты организационно-методических документов;

- классификаторы, справочники и словари;

- данные Госреестра предприятий и учетные данные налогоплательщ.

- нормативно-справочная информация финансового, материально-технического обеспечения, учета и движения кадров.

Основной формой организации данных для их накопления, обработки и хранения в ЭВМ должны быть базы данных (БД). БД состоят из массивов. Структурирование данных в информационные массивы БД должно осуществляться в соответствии со следующими требованиями:

- объединения в единую БД данных, характеризующихся общим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процессов деятельности налоговых органов;

- полноты и достаточности обеспечения информацией должностных лиц налоговых органов, в пределах номенклатуры данных, содержащихся во входных документах;

- организации данных в информационные структуры и управления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимости между различными БД;

- обеспечения информационной совместимости с данными, поступающими с внешних уровней;

- выполнение принципа системности и однократного ввода – данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения.

Функциональный и информационный состав БД зависит от специфики каждого рабочего места и от квалификации специалиста. К профессиональным БД в налоговых органах относятся:

- базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламентированным отчетным формам;

- базы оперативных данных по налоговым поступлениям;

- базы производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;

- базы документов внутреннего пользования различного назначения и т.д.

Работа таких БД обеспечивается специальным программным обеспечением.

Повышение качества и эффективности автоматизированной информационной технологии в бюджетной и налоговой системах во многом зависит от способа организации (организационных форм) использования технических и программных средств обработки данных.

Проектирование и внедрение основных организационных форм применения вычислительных и программных средств осуществляются в соответствии с:

· выполняемыми функциями и характером решаемых функциональных задач

· типом и мощностью основного парка вычислитель­ной техники;

· территориальным размещением вычислительной техники;

· характером разделения труда;

· объемами обрабатываемой информации;

· количеством и административной подчиненностью пользователей и т.д.

В соответствии с этими требованиями на современном этапе развития автоматизированных информационных технологий в налоговой службе и бюджетной системе наблюдается тенденция развития комбинированной информационной технологии, которая объединяет в себе локальную автоматизированную обработку первичной информации на рабочих местах специалистов в сочетании с объединением их в вычислительные сети. Выделяют следующие организационные формы обработки данных - автоматизированное рабочее место (АРМ), локальную вычислительную сеть (ЛВС), корпоративную вычислительную сеть (КВС).

При внедрении любой организационной формы в бюджетную и налоговую систему руководствуются следующими общими для всех принципами - системностью, гибкостью (открытостью), устойчивостью и эффективностью.

Принцип системности предполагает, что организационная форма использования вычислительной техники является системой, структура которой определяется ее функциональным назначением.

Принцип гибкости (открытости) означает приспособляемость системы к возможным перестройкам, благодаря модульности построения всех подсистем и стандартизации всех элементов.

Принцип устойчивости заключается в том, что система организации вычислительной техники должна выполнять основные функции независимо от воздействия на нее внутренних и внешних факторов. Это значит, что неполадки в отдельных ее частях должны быть легко устранимы, а работоспособность системы - быстро восстанавливаема.

Эффективность организационной формы использования вычислительной техники в налоговой и бюджет ной сферах рассматривается как улучшение экономических показателей управляемого объекта, которое достигается за счет повышения качества управления.

На нижнем уровне управления для автоматизации основных функций специалистов используются автоматизированные рабочие места (АРМ).

Автоматизированное рабочее место в бюджетной и налоговой системах представляет собой совокупность информационных, программных и аппаратных ресурсов для автоматизации решения функциональных задач специалистом и реализации его управленческих функций.

Автоматизированное рабочее место можно рассматривать как инструмент специалиста для реализации функций управления.

Технической базой АРМ в налоговых органах и бюджетной системе являются персональные компьютеры с необходимым набором периферийных средств, отвечающие определенным параметрам и техническим требованиям для решения функциональных финансовых задач.

В основу проектирования автоматизированных рабочих мест положен принцип комплектации конкретного рабочего места из типовых пооперационных функциональных программ с использованием возможностей стандартного интерфейса системы. Это позволяет гибко формировать каждое автоматизированное рабочее место и своевременно его модифицировать в объеме строго необходимых функций, адаптируя офисную систему к реальным потребностям специалиста финансового органа.

Автоматизированная информационная технология бюджетной и налоговой систем содержит в своем составе автоматизированные рабочие места администраторов офисных систем и службы информационной безопасности, руководителей и специалистов, связанных между собой коммуникационным оборудованием для создания единой информационной среды.

Профессиональная ориентация автоматизированного рабочего места определяется функциональной частью Программного обеспечения.

В налоговых органах выделяют автоматизированные Рабочие места специалистов, которые можно разделить на группы:

· АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов физическими лицами.

· АРМ налогового инспектора для ведения информационной базы по уплате налогов юридическими лицами.

· АРМ специалиста по контролю за обеспечением правильности исчисления налогов и платежей и своевременностью их поступления в бюджет.

· АРМ юриста по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и т.д.

Автоматизированные рабочие места в бюджетной и налоговой системах достоверно воспроизводят все нормативные условия создания и обработки документов - от регистрации и организации маршрута обработки до фиксирования принятия решения. В автоматизированной ин формационной технологии бюджетной и налоговых систем жестко организованы процедуры на конкретных автоматизированных рабочих местах, связанных в маршрутные потоки передачи информации с одного рабочего места на другое посредством транспорта файлов, что является основой построения электронного офиса.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при условии использования передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике.

В органах налоговой службы создается АИС, предназначенная для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой.

Каждому уровню налоговой системы соответствует свой состав задач, подлежащих автоматизации.

Важной задачей автоматизации работы налоговой службы являются не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.


Список использованной литературы

1. Амириди Ю.В., Кочанова Е.Р., Морозова О.А. Информационные системы в экономике. Управление эффективностью банковского бизнеса. – М.: КноРус, 2009.

2. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Форум, Инфра-М, 2009.

3. Информационные системы в экономике / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: Юнити-Дана, 2008.

4. Информационные системы в экономике. Практикум. – М.: КноРус, 2008.

5. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / Под редакцией В.В. Трофимова. – М.: Юрайт-Издат, 2009.

6. Корчагин Р.Н., Поленова Т.М., Сафонова Т.Е. Информационные системы в экономике. Методические рекомендации. – М.: РАГС, 2009.

7. Кулемина Ю.В. Информационные системы в экономике. Краткий курс. – М.: Окей-книга, 2009.

8. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008.

9. Федорова Г.В. Информационные технологии бухгалтерского учета, анализа и аудита. – М.: Омега-Л, 2009.

10. Черников Б.В. Информационные технологии управления. – М.: Форум, Инфра-М, 2008.

Раздел: Финансовые науки
Количество знаков с пробелами: 21503
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Информационное обеспечение представляет собой информационную модель налоговых органов .

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями и т.д.

Система показателей состоит из исходных, промежуточных и результатных показателей. Они характеризуют объекты налогообложения, различные виды налогов, ставки налогов, финансовое состояние налогоплательщиков, состояние расчетов налогоплательщиков с бюджетом и т.д.

а) общероссийских классификаторов: стран мира (ОКСМ); экономических районов (ОКЭР); объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО); органов государственного управления (СООГУ); отраслей народного хозяйства (ОКОНХ); видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП); валют (ОКБ); единиц измерений (СОЕЙ);

б) ведомственных классификаторов: форм собственности (КФС); организационно - правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ); доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ); типовых банковских счетов (КБС); банков (КБ);

в) системных классификаторов: налогов и платежей (КНП); объектов налогообложения (КОН); налоговых льгот (КНЛ); типов льгот по налогам (КТНЛ); штрафных санкций (КШС); идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН); системы обозначения государственных налоговых инспекций (СОГНИ).

Используемые в налоговых органах классификаторы разрабатываются по общим

правилам и с учетом требований, предъявляемых к построению кодов. Рассмотрим структуру системного классификатора на примере ИНН юридических и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица представляет собой десятизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования:

ТТ NN ХХХХХ С, где

ТТ - код территории административно-территориального деления России;

NN - код территориальной налоговой инспекции, осуществившей поставку на учет налогоплательщика;

ХХХХХ - собственно порядковый номер налогоплательщика;

С - служебный символ (контрольное число).

Идентификационный номер налогоплательщика - физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования:

ТТ NN ХХХХХХ СС, где

ТТ - код территории административно - территориального деления России;

NN - код территориальной налоговой инспекции, осуществившей поставку на учет налогоплательщика;

ХХХХХХ - собственно порядковый номер налогоплательщика;

СС - служебный символ (контрольное число).

В настоящее время в рамках Министерства РФ по на логам и сборам разрабатывается экспериментальная программа, связанная с использованием технологии штрихового кодирования. Программа предназначена для печати налоговых уведомлений и платежных документов. Штриховое кодирование является одним из типов автоматической идентификации, использующих метод оптического считывания информации. Под штриховым кодированием понимается способ построения кода с помощью чередования широких и узких, темных и светлых полос. Определенная совокупность штрихов (темных полос) и пробелов (светлых полос) - это знак, а соединение ряда знаков образует код объекта. Иными словами можно сказать, что штриховой код - это способ введения информации в компьютер, с помощью которого объект можно быстро идентифицировать и внести информацию о нем в систему обработки.

Применение штриховых кодов предусматривает использование единого кода на всех этапах прохождения и обработки информации о налогах, правильности их исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты.

Документы являются наиболее распространенным носителем исходной и результатной информации. В системе налогообложения функционирует унифицированная система документации, которая отвечает определенным требованиям к форме, содержанию и порядку заполнения документов. Унифицированные документы используются на всех уровнях системы. К ним можно отнести большинство документов, циркулирующих в налоговых органах, начиная от бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов, представляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции, и кончая отчетностью, составляемой налоговыми органами. Информационные потоки представляют собой направленное стабильное движение документов от источников их возникновения к получателям и дают наиболее полную картину информационной системы налогообложения. Это обусловлено тем, что с их помощью выявляются пространственно - временные и объемные характеристики, отражается динамичность информационных процессов и их взаимодействие. Информационные потоки отражают организационно - функциональную структуру налоговых органов.

Документы и содержащаяся в них информация делятся:

а) по отношению к входу и выходу: на входные (поступающие в инспекции); на выходные (исходящие из инспекции);

б) по срокам представления: на регламентные - документы, для которых определен срок исполнения и представления.

в) по функциональным направлениям деятельности налоговой инспекции: на правовые и нормативно-справочные документы (законы, указы, постановления органов государственной власти и управления) и организационно методические документы (приказы, директивы, инструкции, методики, решения коллегий Министерства РФ по налогам и сборам и т.д.); на документы исчисления и учета поступления налогов, сборов и других платежей (лицевые счета плательщиков налогов, банковские документы, на логовые расчеты, декларации); на документы по контрольной работе инспекции (бухгалтерские отчеты, балансы, акты проверок предприятий и организаций, журналы учета контрольной работы) и др.

Группирование документов по функциональным направлениям в соответствии с особенностями и назначением содержащейся в них информации определяет основные потоки информации в структуре управления налоговым органом.

Состав информационных ресурсов МНС России: Информационные ресурсы по учету налогоплательщиков, ЕГРН . Налоговая отчетность Вспомогательные информационные ресурсы. Информационные ресурсы, получаемые из внешних источников.

В процессе выполнения своих основных функций налоговые инспекции взаимодействуют с органами государственной власти, кредитно-финансовыми организациями, правоохранительными органами, таможенной службой.

Органы представительной власти и управления направляют в ГНС следующую информацию: распоряжения; законодательные акты о введении местных налогов; сведения о фактических поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Правоохранительные органы представляют данные о транспортных средствах, о сокрытии доходов, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Департамент финансов обеспечивает материалы из проектов эмиссий, данные по отсрочке налогов, ежемесячные суммы налогов и других платежей в бюджет.

Банки и кредитные учреждения представляют платежные документы, данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков за финансовый год, об открытии или закрытии банковских счетов.

Государственный таможенный комитет делает представления на взыскание сумм с налогоплательщиков (акцизы, НДС), ежемесячно извещает о поступлении акцизов и НДС в Федеральный бюджет Региональные органы ГНС представляют информацию, соответствующую правам доступа к ней, кредитам, финансовым органам, органам госстатистики, управления, МВД, ГИБДД.

Регламент принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных, документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденный Приказом МНС РФ от 14.02.2003 № БГ-3- 06/65, утверждает порядок принятия и ввода налоговой и бухгалтерской отчетности в АИС "Налог". В нем даны требования, которые будут предъявляться к сдаваемым отчетам.

Требования к оформлению деклараций и отчетов, которые должны выполнять бухгалтеры, установлены отдельными приказами МНС и Минфина России. Регламент только поясняет, как налоговики будут проверять сданные им документы. Но это полезно знать и налогоплательщикам. Ведь инспекторы могут просто не принять не устраивающие их отчеты.

Фирмы могут сдавать декларации на бумаге или в электронном виде (п. 2 ст. 80 НК РФ). В последнем случае отчетность можно передавать по каналам связи или на дискетах.

Комментируемый документ дает описание трех стадий обработки отчетов при их вводе в АИС "Налог": принятие документов; ввод документов в базу данных; арифметический контроль.

Принимать отчеты на бумаге будут так же, как и раньше. Налоговый инспектор проверит: комплектность переданных документов (наличие всех деклараций, расчетов и бухгалтерских форм); наличие обязательных реквизитов на документах.

Если все в порядке, то на каждом принятом отчете инспектор поставит отметку.

Обратите внимание: желательно, чтобы инспектор поставил отметку (штамп) и на втором экземпляре отчета. Он остается у фирмы.

Возможно, налоговик обнаружит ошибки в оформлении документов уже после их сдачи. Например, отсутствуют какие-либо реквизиты, нечетко написаны (напечатаны) символы и т. д. В этом случае в течение трех дней налоговая инспекция должна письменно уведомить предприятие о том, какие формы надо сдать вторично. На практике инспектор может просто позвонить на предприятие и сообщить бухгалтеру об имеющейся ошибке.

Через шесть дней с последней даты, когда можно сдавать отчетность, налоговики начнут выявлять нарушителей - фирмы, которые не сдали отчетность вовремя. Им вышлют письменное уведомление. Нарушителю предложат явиться в инспекцию и рассказать, почему он не сдал отчетность.

Приказ МНС России от 31.12.2002 № БГ-3-06/ 756 установил, что при вводе в действие новых налоговых деклараций должны быть утверждены: их формы; инструкции по заполнению; форматы представления деклараций в электронном виде; документы, содержащие контрольные соотношения (для проверки правильности ввода данных).

Таким образом, при разработке новой формы декларации одновременно создается и ее электронный вид.

Показатели для электронного документа определяются по "бумажной" форме декларации или отчета. Если в "бумажную" форму вносятся изменения, то меняется и электронный документ.

Наиболее перспективный способ сдачи отчетности - ее передача по общедоступным каналам связи (например, через Интернет).

Фирма может сама выбрать способ передачи отчетности (ст. 80 НК РФ). Правда, для передачи сведений по каналам связи необходимо, чтобы налоговики могли принять их. К сожалению, не во всех инспекциях достаточно мощные компьютеры для этого. Поэтому вначале нужно спросить у своего инспектора, можно ли направлять отчетность по каналам связи, и только потом делать это. Иначе фирму могут оштрафовать.

Если предприятие решило сдавать декларации в электронном виде (по каналам связи), нужно помнить следующее.

Во-первых, заполнять формы надо в электронном формате, утвержденном МНС России. Заметим, что все основные бухгалтерские программы позволяют делать это.

Во-вторых, передаваемые по каналам связи документы (как правило, весь пакет документов) надо удостоверять электронной цифровой подписью (ЭЦП).

В течение суток после приема декларации налоговая инспекция направит фирме квитанцию о ее получении (также в электронном виде). Квитанция - это полученная отчетность, подписанная ЭЦП налогоплательщика и заверенная ЭЦП руководителя налоговой инспекции.

Именно эту квитанцию следует хранить у себя фирме в компьютере и на дискетах (дисках). Ведь в ней будут не только формы отчетов, но и подпись инспекции о том, что они сданы.

В остальном налоговики работают с "электронной" отчетностью так же, как и с "бумажной". Так, они проверяют, все ли обязательные реквизиты есть в формах, осуществляют арифметический контроль и т. д.

Перечень выходных форм: Выписка из лицевого счета плательщика (сальдо нарастающим итогом). Баланс расчетов плательщика. Баланс расчета плательщика в разрезе бюджетов. Состояние расчетов плательщика. Состояние расчетов плательщика в разрезе бюджетов. Состояние расчетов плательщика по налогам в разрезе бюджета и др.

Внутримашинное информационное обеспечение формирует информационную

среду для удовлетворения разнообразных профессиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает в себя все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде файлов, баз данных, банков данных. По содержанию внутримашинное информационное обеспечение должно адекватно отражать реальную деятельность налоговых органов. Файлы; так же как и содержащиеся в них данные, по степени устойчивости можно разделить на переменные и постоянные. Переменными считаются файлы, содержащие такую информацию, объем изменении в которой в течение года превышает 20% общего объема в год. Файлы, содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными).

В переменных файлах содержится информация: оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности; анализа и прогнозирования базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей; контрольной работы налоговых органов; по правовой практике налоговых органов и т.д.

технического обеспечения, учета и движения кадров.

Основной формой организации данных для их накопления, обработки и хранения в ЭВМ должны быть базы данных (БД). Базы данных состоят из базовых и рабочих файлов, а также файлов связи.

Работа подобных БД обеспечивается специальным программным обеспечением.

Особенностью этих баз данных является то, что они активно используются всеми подразделениями налоговой инспекции.

Подсистема обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами, распоряжениями и другими документами, издаваемыми Правительством РФ, Государственной налоговой службы и другими ведомствами.

Законодательная база формирования единого информационного пространства налоговых органов призвана регулировать отношения между владельцами и потребителями информации как в структуре налоговых органов, так и при обмене информацией с взаимодействующими организациями, гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод граждан РФ.

Для обеспечения информационного взаимодействия на всех уровнях структуры налоговых органов РФ и в соответствии с вышеуказанными документами должны быть разработаны необходимые регламентирующие соглашения по определению прав и обязанностей на предоставление, обработку и обмен информацией.

Формирование и развитие единого информационного пространства является важнейшей целью осуществления государственной политики в области информатизации ГНС.

Необходимо проработать порядок взаимодействия федеральных и региональных органов, создаваемых для координации работ по формированию и развитию единого информационного пространства в ГНС. Такой подход позволит: провести количественный и качественный анализ проблем получения, обработки, накопления и распределения информации в системе ГНС; количественно определить степень удовлетворения информационных потребностей ГНС; оценить экономическую и социальную эффективность различных мероприятий и сроков их реализации.

В процессе выполнения своих основных функций налоговые инспекции взаимодействуют с органами государственной власти, кредитно-финансовыми организациями, правоохранительными органами и таможенной службой.

Основой взаимодействия является обеспечение контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Органы представительной власти и управления направляют в ГНС следующую информацию: распоряжения; законодательные акты о введении местных налогов; сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Правоохранительные органы предоставляют данные о транспортных средствах, о сокрытии доходов, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Департамент финансов обеспечивает материалами из проспектов эмиссий, данные по отсрочке налогов, ежемесячные суммы налогов и других платежах в бюджет.

Банки, кредитные учреждения представляют платежные документы, данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков за финансовый год, об открытии или закрытии банковских счетов. Руководство банков привлекается к административной ответственности в случае непредставления данных о финансово-хозяйственных операциях плательщиков.

Государственный таможенный комитет делает представления на взыскание сумм с налогоплательщиков (акцизы НДС), ежемесячно извещает о поступлении акцизов и НДС в Федеральный бюджет.

Бюро технической инвентаризации обеспечивает налоговые органы данными о недвижимой собственности, а органы землеустройства - о земельной собственности.

В свою очередь, региональные органы ГНС представляют информацию, соответствующую правам доступа к ней, кредитным, финансовым органом, органам госстатистики, управления, МВД, ГИБДД.

Приказ Федеральной налоговой службы
Министерства финансов Российской Федерации
от 23 июля 2020 г. N СД-7-12/462@
"О вводе в промышленную эксплуатацию прикладного
программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего
автоматизацию технологического процесса 103.06.01.04.0010
"Информационное взаимодействие с Федеральной таможенной
службой (ФТС России)"

В целях обеспечения автоматизации в АИС "Налог-3" технологического процесса 103.06.01.04.0010 "Информационное взаимодействие с Федеральной таможенной службой (ФТС России)", реализации функций, возложенных на Федеральную налоговую службу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, в соответствии с Положением об организации выполнения работ по развитию (модернизации) и оказания услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утвержденным приказом ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-6/135@, с учетом решения подкомиссии ФНС России по приемке работ, выполненных в соответствии с пунктом 1.2.8.8 государственного контракта от 13.06.2017 N 5-7-02/76, результатов опытной эксплуатации, проведенной в соответствии с письмом ФНС России от 16.07.2018 N ПА-4-12/13704@, приказываю:

1. Ввести в промышленную эксплуатацию прикладное программное обеспечение АИС "Налог-3", реализующего автоматизацию технологического процесса 103.06.01.04.0010 "Информационное взаимодействие с Федеральной таможенной службой (ФТС России)" (далее - программное обеспечение), в составе компонентов АИС "Налог-3" согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению камерального контроля (А.А. Касянюк) обеспечить:

2.1. Эффективное внедрение в промышленную эксплуатацию программного обеспечения.

2.2. Методологическое сопровождение программного обеспечения при выполнении функций по информационному взаимодействие с Федеральной таможенной службой.

3. Управлению информационных технологий (В.П. Кулешов) организовать и обеспечить сопровождение программного обеспечения в процессе промышленной эксплуатации.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам (исполняющим обязанности начальника) МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам:

4.1. Довести настоящий приказ до нижестоящих территориальных органов ФНС России (при наличии) и обеспечить его исполнение.

4.2. Обеспечить выполнение функций налогового администрирования в ходе промышленной эксплуатации программного обеспечения в соответствии с:

документами (регламентами и инструкциями на рабочие места), размещаемыми на Интранет-портале ФНС России;

эксплуатационной документацией, размещаемой в Фонде алгоритмов и программ ФНС России и на сайтах технической поддержки ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России и исполнителя государственного контракта на сопровождение прикладного программного обеспечения АИС "Налог-3".

5. ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (г. Москва) (Р.В. Филимошин):

5.1. Довести настоящий приказ до филиалов ФКУ "Налог-Сервис" ФНС России (г. Москва) и обеспечить его исполнение.

5.2. Обеспечить в ходе промышленной эксплуатации программного обеспечения выполнение работ по организационно-техническому и информационному обеспечению деятельности ФНС России и ее территориальных органов, определенных Уставом.

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы, включая информационно-вычислительную и телекоммуникационную инфраструктуру, в части пунктов 1, 3 и 5, на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, осуществляющего координацию работы по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов при проведении налоговых проверок, - в части пунктов 2, 4 настоящего приказа.

Читайте также: