Особенности аудита налогообложения на примере проверки страховые взносы на травматизм

Обновлено: 17.05.2024

Платежи в соцстрах обязательны, если в компании работает хотя бы один наемный сотрудник. Причем не имеет значения, как он оформлен: в штат или по договору ГПХ.

Для чего нужны страховые взносы и кто должен их платить?

Они необходимы, чтобы при наступлении страхового случая работник получил все полагающиеся по закону выплаты.

Существует 2 вида взносов в ФСС:

  1. Социальные — оплата больничных, декретных
  2. Травматизм — несчастные случаи на производстве, профзаболевания

Примечание: первый из них подчиняется Налоговому кодексу (статья 34). Второй — травматизм — регулируется ФЗ № 125 и ФЗ № 179.

Плательщики взносов — организации, предприниматели (ИП, ЧП, ООО, частнопрактикующие специалисты — адвокаты, медики), то есть все те, кто имеет официально работающих сотрудников: в штате или занятных на подрядных работах.

До 2021 года все соцвыплаты (больничные, декретные, травматизм) работники получали от работодателя. С этого года порядок изменился: теперь деньги ФСС будет платить напрямую.

Что касается размера выплат: социальные зависят от величины зарплаты и стажа, а возмещение за полученный травматизм регламентируется тарифами. Они отличаются в зависимости от вида деятельности: чем выше класс профессионального риска, тем больший процент начисляется.

В 2021 году тарифы остались на уровне 2020 года. Предполагается, что такими они сохранятся до 2023 года. Основание — ФЗ № 434 от 22.12.2020 года. Однако здесь есть нюанс: в феврале 2021 года была проведена индексация, и фактический размер взносов вырос на 3,8% по сравнению с предыдущим годом.

С каких выплат делают взносы?

  1. зарплата;
  2. премия;
  3. отпускные, включая компенсацию за неиспользованный отпуск и прочее

Примечание: отчисления делаются даже в том случае, когда зарплата работникам выдается продукцией.

  1. пособия;
  2. компенсационные выплаты при увольнении, возмещении вреда, оплате жилья и питания;
  3. единовременная помощь;
  4. призы, доплаты к пенсиям;
  5. оплата обучения работников, связанная с производственной необходимостью.

Но есть и спорные моменты. Они касаются начислений на доходы, не связанные с получением зарплаты (компенсация путевок, материальное вознаграждение, приуроченное к юбилею сотрудника и подобное). Страхователи считают, что эти выплаты не должны облагаться взносами. Однако ФСС с этим не согласен. Поэтому часто эти споры доходят до арбитражного суда, но вынесенные им решения тоже оказываются противоречивыми.

Взносы на травматизм

Платежи производятся индивидуально на каждого сотрудника. Сумма, которую предприятие обязано перечислять в Фонд, зависит от тарифа. В свою очередь тариф определяется степенью опасности производства: компания, специализирующаяся на предоставлении юридических консультаций будет платить меньше, чем руководство завода по изготовлению химических удобрений.

Определение страхового тарифа

Чтобы определить тариф, по которому будут уплачиваться взносы на травматизм, нужно ориентироваться на класс, к которому относится основная деятельность предприятия (список ОКВЭД).

  1. составить заявление о подтверждении деятельности;
  2. подготовить справку—подтверждение;
  3. оформить пояснительную записку к балансу за прошедший год (малым предприятиям разрешается не предоставлять этот документ).

Если компания совмещает несколько видов деятельности, то в качестве основной указывается та, по которой за год был получен наибольший доход.

Если сведения не будут переданы, то ФСС самостоятельно назначит тариф, основываясь на степени рисков деятельности, указанной в отношении организации в ЕГРЮЛ. При этом выберут самую высокую ставку, по которой придется делать отчисления весь отчетный период — оспорить решение, принятое Фондом, невозможно (ПП № 551 от 17.06.2016).

Скидки и льготы

  1. если предприятие ведет свою деятельность более трех лет;
  2. за это время компания не накопила задолженности по уплате взносов;
  3. за предыдущий год на предприятии не было ни одного случая тяжелого травматизма

При рассмотрении заявки на скидку (максимально 40%), служащие Фонда учитывают количество травм, полученных работниками на производстве, длительность бюллетеней по этим травмам, а также соотношение взносов и выплат.

Важно: если на предприятии заняты инвалиды 1, 2 и 3 группы, то скидка может достигать и 60%.

Платежи на соцстрах

Отчисления на случай нетрудоспособности и материнства — еще один вид взносов в ФСС. Именно с этих платежей сотрудникам оплачиваются больничные и декретные. Размер выплат определяется индивидуально для каждого сотрудника.

  1. категории плательщика — начисляет ли предприятие взносы по общим тарифам, или же применяются пониженные тарифы;
  2. категории сотрудника, в пользу которого производятся выплаты;
  3. величины суммы выплат, начисленных сотруднику в течение года (больше предельной базы или меньше нее).

Если у компании нет права на использование сниженных тарифов, то выплаты начисляются по общей ставке (статья 426 НК РФ). Для социального страхования она равна 2,9% с выплат, не превышающих предельную базу (в 2021 году она составляет 966 000 рублей). Если база превышена, то взносы не платятся.

Пониженный тариф соцвзносов доступен только определенным категориям работодателей: ИТ-компаниям, предприятиям, работающим по упрощенной системе налогообложения, НКО и благотворительным компаниям. Полный список таких организаций указан в статье 427 НК РФ. В этом же НПА зафиксированы и условия применения льготных ставок.

Что изменилось в 2021 году?

С 1 января 2021 года изменился формат выплат из ФСС РФ в случае временной нетрудоспособности работника или рождения ребенка. С этой даты начала действовать система прямых выплат: работодатели по-прежнему обязаны платить взносы в соцстрах в полном размере, но положенные деньги работник теперь будет получать напрямую из Фонда.

  1. взносы теперь не уменьшаются на сумму больничного;
  2. наниматель должен передавать в соцстрах данные о сотрудниках — размер их зарплаты, величину страхового стажа, СНИЛС, банковские реквизиты для получения выплаты, дополнительные расчетные данные, необходимые для расчета выплаты (наличие инвалидности или стажа работы в сложных условиях).

Однако работодатель по-прежнему должен выплачивать сотрудникам пособие по больничному за первые три дня болезни и материальную помощь на погребение. Остальные виды компенсаций платит соцстрах.

Как делать отчеты?

Оплата должна проводиться ежемесячно, не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным. Например, за июль деньги надо перечислить не позднее 15 августа, а за август — до 15 сентября. Если эта дата выпадает на выходной или праздник, то разрешается оплачивать в следующий день — просрочкой это не считается.

Для каждого из видов взносов оформляется отдельная платежка, то есть ФСС получает два документа: первый по уплате взноса по травматизму, второй — на больничные и декретные.

Отчет по травматизму делается по форме 4-ФСС (она будет применяться уже с первого квартала 2021 года, отчеты за предыдущие периоды делаются по старой форме).

Отчет должен быть на бумаге, если численность сотрудников на фирме не превышает 25 человек. Передать документ нужно не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным (за апрель до 20 мая, за май — до 20 июня и т.д.).

Если работников больше 25 человек, то сведения передаются в электронном виде, но до 25 числа.

Если при проверке сведений находят ошибку, которая не приводит к занижению суммы взноса, то бухгалтерия предприятия подает уточняющий расчет. В этом случае формально окажется, что отчет сдан позже установленного срока, однако это не будут считать нарушением.

Если предприятие пропустит сроки отчетности и вовремя не передаст в ФСС сведения об уплате взносов, то это может привести к штрафным санкциям. Размер штрафа от 5% до 30% от суммы взносов за последние три месяца, но не менее 1 000 рублей.

Более полную информацию можно получить у специалистов нашей компании. Они помогут разобраться со всеми нововведениями, ответят на возникшие вопросы, а также, при необходимости, помогут составить отчетность.

В последние годы количество выездных налоговых проверок сократилось. При этом их результативность возросла до 98 %. Это говорит о том, что налоговые органы применяют риск-ориентированный подход: проверки назначаются только при наличии достаточных оснований полагать, что налогоплательщик нарушает законодательство.

По результатам выездных проверок минимальное доначисление в бюджет составляет 16,5 миллионов рублей в Москве, 5 миллионов рублей в регионах.

ФНС России использует современные электронные способы контроля правильности исчисления и уплаты налогов. Это позволяет уже на стадии камеральной проверки деклараций выявить потенциальные нарушения и составить общее представление о налогоплательщике. Интеллектуальная программа ФНС России автоматически анализирует цепочки взаимодействия контрагентов, выявляя неблагонадежных субъектов, определяет несоответствия между сведениями, указанными в декларациях, и налоговой базой по налогу на прибыль и НДС. Система также оценивает прибыль, выручку, рентабельность и другие финансовые показатели компаний.

Если отчетность организации не вызывает никаких подозрений со стороны инспекции, то нет оснований для назначения выездной налоговой проверки. Репутация добросовестного налогоплательщика также ведет к сокращению запросов в рамках проведения камеральных проверок. Прозрачная отчетность и точные данные налоговых деклараций — залог спокойствия руководителя и учредителей предприятия.

Что такое налоговый аудит?

Аудит налогового учета — внутренняя независимая проверка правильности исчисления и уплаты налогов, контроль оформления деклараций и отчетов. Главная цель этой процедуры — минимизация потенциальных финансовых потерь путем устранения налоговых рисков.

При доначислении налогов предприятию дополнительно грозит штраф в размере 20 % от суммы неуплаты и пеня за каждый день просрочки, а если будет доказано, что налоги не были уплачены умышленно, то штраф составит 40 %. Кроме того, руководитель, главный бухгалтер, учредитель или иное должностное лицо организации могут быть привлечены к уголовной и субсидиарной ответственности. Чтобы всего этого избежать, нужно действовать на опережение: не ждать, когда налоговая инспекция назначит проверку, а регулярно проверять правильность ведения учета и контролировать точность составления отчетности.

Налоговый аудит инициируется по решению руководителя или собственников юридического лица. Помимо устранения проблем в учете, он позволяет оценить квалификацию и качество работы бухгалтерии, а также найти возможные финансовые резервы. Иногда налоги переплачивают из-за ошибок в расчетах налоговой базы, неправильного применения дифференцированных ставок, неиспользования льгот и вычетов, предоставленных законом.

Виды налогового аудита

  • Комплексный — проверка всего учета за определенный период. Это самый сложный и затратный по времени и деньгам вид аудита налоговой отчетности. Он подходит организациям, находящимся в преддверии проверки. Его также используют для наведения порядка в бухгалтерии, структурирования учета и оптимизации затрат в будущих периодах.
  • Тематический — проверка документов и отчетности в пределах отдельной области или выбранного налога. Этот вид аудита подходит тем, кто знает, где находятся слабые места в учете; позволяет сэкономить время на поиске проблем и их устранении. Он дает возможность досконально проверить выбранную область.
  • Структурный — проверка правильности заполнения деклараций по отдельным видам налогов, которые уплачиваются по месту нахождения филиалов и иных структурных подразделений. Это оптимальный способ проверить отчетность крупных предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет сравнить и сбалансировать налоговую нагрузку в разных регионах.

Экспресс-аудит налоговой отчетности — отдельный вид услуги, объединяющий в себе преимущества комплексного и тематического контроля. Он проводится в сжатые сроки путем анализа всей документации и статей учета выборочным способом. Это удобно, когда для проведения комплексного аудита не хватает времени или средств. Кроме того, может использоваться для оценки налоговых и иных финансовых рисков перед покупкой предприятия полностью или долей в уставном капитале общества.

Особенности аудита по отдельным налогам

При необходимости по желанию клиента аудит может быть проведен в отношении всех или конкретных налогов за любой период (месяц, квартал, год и более). Такой подход позволяет локализировать проблемную область для глубокого анализа и устранения всех нарушений.

Аудит НДС

Самый сложный с точки зрения учета и наиболее контролируемый налог. Именно он чаще всего приводит к доначислениям по результатам проверок. В ходе аудита НДС проверяется правильность определения налоговой базы, применения льготных ставок, своевременность оплаты и обоснованность освобождения от него.

Аудит налога на прибыль

Проверка правильности исчисления налога на прибыль необходима организациям, применяющим общую систему налогообложения. При определении налоговой базы важно учитывать все расходы, так как они уменьшают налогооблагаемую базу. Для этого должны быть правильно оформлены расходные документы.

Аудит налога на прибыль важен для организаций, привлекающих финансирование из-за рубежа и ведущих бизнес с иностранными партнерами. Аудиторы проверяют правомерность использования ставок и исполнение обязанностей налогового агента.

Аудит налога на имущество организаций

Если у юридического лица есть недвижимость, возникает обязанность уплаты налога на имущество организаций. Аудит позволяет выявить случаи занижения налоговых сумм из-за неправильного определения стоимости объектов; устранить переплаты в бюджет из-за исчисления налога по недвижимому имуществу, не являющемуся объектом обложения.

Аудит НДФЛ и страховых взносов

Законодательством установлено, что наниматель обязан выполнять функции налогового агента, удерживая из заработной платы и уплачивая за работников в бюджет НДФЛ и обязательные, и страховые взносы. Аудит позволяет проверить правильность их исчисления и своевременность уплаты, применение налоговых вычетов и льгот как в отношении граждан России, так и иностранных сотрудников.

Аудит иных налогов и сборов

Аудит налогового учета может быть проведен в отношении специальных режимов налогообложения, транспортного и налога на игорный бизнес, компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также местных налогов и сборов. В ходе проверки также могут быть установлены переплаты государственных пошлин.

Порядок проведения аудита налоговой отчетности

Налоговый аудит проводится в административном офисе организации-заказчика, где находятся все документы. На продолжительность проверки влияет объем и глубина исследования поставленных вопросов. Комплексный аудит годовой отчетности обычно длится от одной до двух недель.

В процессе работы аудиторы проверяют:

  • устав, договоры и первичные учетные документы;
  • налоговую политику;
  • правовую оценку организационной структуры предприятия;
  • порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
  • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Сбор информации сопровождается анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по устранению найденных проблем.

Результаты исследований оформляются аудиторским заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:

  • сведения об аудиторской компании и аудиторах, проводящих проверку;
  • перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
  • оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
  • возможные риски и их суммовое выражение;
  • выявленные финансовые резервы;
  • рекомендации по устранению ошибок, оптимизации налогообложения и минимизации рисков.

Результаты налогового аудита обсуждаются с заказчиком. Это позволяет урегулировать спорные моменты и прояснить возникающие вопросы с целью эффективного исправления найденных ошибок, исключения их повторения в будущем.


А. В. Нестерович
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

ФСС РФ разработал 8 критериев для планирования выездных налоговых проверок страхователей, которые опубликовал для ознакомления на своем официальном сайте в Информации.

Ранее подобные критерии отдельно по данным взносам не раскрывались, и поэтому интересно ознакомиться с документом. Это поможет понять, есть ли интерес к вашей организации от Фонда социального страхования, и заранее подготовиться к проверке.

В процессе планирования анализируются расчеты по форме 4-ФСС и Расчеты по страховым взносам.

Итак, критерии рисков следующие:

  1. Средняя заработная плата у данного страхователя ниже ее среднего уровня в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности)
  2. Непредставление страхователем в ходе камеральных проверок, проводимых региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации, необходимых пояснений о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление в региональное отделение Фонда запрашиваемых документов.
  3. Неоднократное представление страхователем уточненных расчетов, в которых изменяется величина облагаемой базы от ранее заявленной более чем на 10%.
  4. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в связи с изменением места его нахождения ("миграция" между региональными отделениями Фонда).
  5. Изменение размера страхового тарифа на травматизм без изменения основного вида экономической деятельности.
  6. Фонд оплаты труда, сформированный для обложения взносами на страхование от несчастных случаев на производстве, меньше фонда оплаты труда для обложения взносами по ВНиМ.
  7. Наличие начисленных страховых взносов с выплат работающих инвалидов в размере 60% от установленного страхового тарифа.
  8. Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляют 50% от начисленных страховых взносов.

Для каждого критерия в Информации приведена своя формула расчета и это сильно облегчает работу бухгалтеру. Не приходится догадываться, какими формулами и нормативными актами ФСС руководствуются.

Отмечу, что по общему правилу выездная проверка проводится не чаще чем один раз в три года. (п. 8 ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ).

Целью выездной проверки является контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на травматизм, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения

(п. 2 ст. 26.14 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").

Изменения 2022 года

С 1 января 2022 года будет расширен предмет проводимой выездной проверки в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30.04.2021 N 126-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования". На сегодняшний день в рамках выездной проверки территориальный орган ФСС РФ проверяет правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность произведенных расходов на выплату страхового обеспечения.

Со следующего года проверяться будут также:

  • полнота уплаты страховых взносов на травматизм,
  • правильность подтверждения основного вида экономической деятельности,
  • полнота и достоверность представляемых сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию,
  • правильность расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Важно! Вне плана ФСС РФ может провести выездную проверку в следующих случаях (п. 3 ст. 26.14, п. п. 20, 24, 26 ст. 26.16 Закона N 125-ФЗ):

  • ваша организация реорганизуется или ликвидируется;
  • вы подали уточненный расчет по взносам на травматизм с суммой к уменьшению за период, по которому уже была выездная проверка;
  • вышестоящее отделение ФСС проводит повторную проверку для контроля за деятельностью нижестоящего подразделения.

С января 2022 года тем же Федеральным законом от 30.04.2021 N 126-ФЗ дополнены случаи проведения внеплановых проверок:

  • на основании полученной от правоохранительных либо контролирующих органов информации, свидетельствующей о наличии у страхователя нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний,
  • в случае поступления жалобы застрахованного (лица, имеющего право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного) на непредставление страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты обеспечения по страхованию,
  • в случае неподтверждения государственными органами, органами государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями сведений, представленных страхователем или застрахованным (лицом, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного).

А также на основании норм Федерального закона от 30.04.2021 N 126-ФЗ повторную выездную проверку с 2022 года будут проводить не только вышестоящий орган страховщика или страховщик, ранее проводивший проверку, но и назначенный иной территориальный орган страховщика.

Воспользуйтесь доступом к КонсультантПлюс на 3 дня бесплатно. В системе есть готовые решения, которые помогут избежать штрафов и принять решение в любой ситуации.


А. В. Нестерович
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Бухучет, налогообложение, ФСБУ, отчетность за 2021 год

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

В программе 1С 8.3 Бухгалтерия 3.0 есть некоторый функционал по ведению кадрового учета и начислению заработной платы. Он конечно не такой расширенный, как в 1С:Зарплата и управление персоналом, но все же, в небольших организациях его вполне достаточно. Ведение документов и отчетность соответствует законодательству и постоянно поддерживается и обновляется. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты учета страховых взносов в 1С 8.3 и рекомендации что делать, если они не начисляются.

Предварительная настройка

Прежде, чем приступать к начислению страховых взносов, необходимо провести небольшую настройку программы. От нее зависит корректность расчетов. Страховые взносы – вещь серьезная, поэтому не пренебрегайте настройками и будьте внимательны.

Если ранее вы не указали систему налогообложения вашей организации, обязательно сделайте это в учетной политике.

Настройка учета

настройки зарплаты в 1С

параметры расчета страховых взносов

порядок учета зарплаты

В самом низу открывшейся формы перейдите по ссылке для настройки страховых взносов.

Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:

настройки учета зарплаты

параметры учета взносов

Тариф по НС и ПЗ проставляется в зависимости от основного вида деятельности за прошлый год. Минимальный тариф — 0,2 процента. Он утверждается ФСС в который каждый год подаются документы для подтверждения основного вида деятельности.

Так же здесь можно настроить дополнительные взносы для тех профессий, кому они положены, и указать, есть ли работники с вредными условиями труда. В самой нижней части можно поставить отметку о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с ФЗ №56 от 30.04.2008 года.

Статьи затрат

статьи затрат по страховым взносам

Перед вами откроется уже заполненный по умолчанию список. При необходимости его можно дополнить или откорректировать.

соответствия статей

По умолчанию счет дебета будет 26, кредита — 69.

Начисления

Существует много различных видов начислений. Это оплата по окладу, больничный, отпуск и прочие. Для каждого из них необходимо настроить, должны ли с них уплачиваться страховые взносы.

начисления

Перед вами откроется перечень всех начислений. Их можно редактировать или добавлять новые.

вид дохода в начислениях

Начисление страховых взносов в 1С 8.3

взносы в начислении зарплаты

Посмотрим, какие же проводки по взносам сформировал этот документ начисления зарплаты.

проводки

Смотрите также небольшой видеоурок про начисление зарплаты в 1С 8.3:

Отчеты

отчеты по зарплате

Данный отчет подробно и сводно отражает данные о суммах взносов по их видам с указанием начислений. Период формирования отчета задается пользователем.

анализ взносов в фонды

Данный отчет очень удобен для ежемесячного формирования. Он выводится в разрезе сотрудников.

налоги и взносы

Этот отчет рекомендован ПФР. Он очень удобен для ежегодной проверки начисления взносов. Суммы взносов разбиваются помесячно.

карточка учета

Перерасчет страховых взносов


В шапке документа заполните месяц начисления и расчетный период. В случае, когда доначисление нужно совершить, не затрагивая прошлые периоды, установите флаг в первом поле (см. рисунок ниже). Если изменения должны быть произведены задним числом, то установите флаг на втором поле (при необходимости формирования уточненного РСВ-1 за прошлый период).

Читайте также: