Основы бухгалтерского и налогового учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами
Обновлено: 30.06.2024
Цель – изучение нормативного регулирования ведения бухгалтерского учета во внебюджетных фондах действующих на территории Российской Федерации.
Задачи:
- изучить правовое и методическое регулирование бюджетного учета для каждого внебюджетного фонда России;
- изучить особенности бюджетного учета внебюджетных фондов.
Оглавление
2.1.Организация ведения бухгалтерского учета во внебюджетных фондах
Региональные и территориальные отделения внебюджетных фондов – распорядители бюджетных средств бюджетной системы РФ, имеющие право на получение бюджетных средств.
В бюджетном учете внебюджетных фондов на отдельных субсчетах выделен учет внутрибюджетных поступлений и внутрибюджетных перечислений. К этим счетам предусмотрены субсчета аналитического учета по видам поступлений и перечислений (что соответствует бюджетным статьям по этим операциям).
Основными задачами бюджетного учета в исполнительных органах внебюджетных фондов являются:
- формирование полной и достоверной информации о состоянии активов и обязательств учреждений социально-трудовой сферы, а также о финансовых результатах их деятельности;
- формирование полной и достоверной информации об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации во внебюджетных фондах;
- обеспечение контроля за соответствием законодательству Российской Федерации операций, осуществляемых в ходе исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в социально-трудовой сфере, а также контроля за составлением активов и выполнением обязательств внебюджетных фондов;
- обеспечение внутренних и внешних пользователей отчетностью о состоянии активов и обязательств внебюджетных фондов.
Учетная политика внебюджетных фондов РФ реализуется через:
- план счетов бюджетного учета;
- порядок отражения операций по исполнению бюджета внебюджетных фондов РФ на счетах бюджетного учета;
- перечень типовых корреспонденций счетов бюджетного учета во внебюджетных фондах РФ;
- иные вопросы организации бюджетного учета.
За организацию бюджетного учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций в исполнительных органах внебюджетных фондов несет ответственность руководитель учреждения.
За ведение бюджетного учета, своевременное представление полной и достоверной бюджетной отчетности учреждением несет ответственность главный бухгалтер исполнительных органов внебюджетных фондов.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно председателю фонда и обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.
В обязанности бухгалтерских служб в исполнительных органах внебюджетных фондов входит:
- ведение бюджетного учета;
- предварительный контроль соответствия заключенных договоров лимитам бюджетных обязательств;
- контроль своевременного и правильного оформления первичных учетных документов;
- контроль правильного и экономного расходования средств в соответствии с целевым назначением, указанным в бюджетных сметах учреждения;
- контроль сохранности денежных средств и материальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
- контроль своевременного выполнения финансовых обязательств, возникающих в процессе исполнения бюджета;
- контроль исполнения выданных доверенностей на получение имущества;
- участие в проведении инвентаризации имущества и обязательств, отражение в учете результатов инвентаризации;
- инструктаж материально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей, находящихся на их ответственном хранении;
- составление и представление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бюджетной отчетности;
- хранение документов (первичных учетных документов, регистров бюджетного учета, бюджетной отчетности) в соответствии с правилами организации государственного архивного дела.
Все хозяйственные операции, проводимые исполнительными органами внебюджетных фондов РФ, оформляются первичными документами, приведенными в приложении № 2 к приказу № 148н.
Для ведения бюджетного учета применяются регистры, содержащие обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении № 3 к приказу № 148н.
Данные проверенных и принятых к учету первичных учетных документов систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и отражаются накопительным способом в следующих регистрах бюджетного учета:
Записи в журналы операций осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция счетов в журнале операций записывается в зависимости от характера операций по дебету одного счета и кредиту другого счета.
Журналы операций подписываются главным бухгалтером и бухгалтером, составившим журнал операций.
По истечении отчетного периода данные оборотов по счетам из журналов операций записываются в Главную книгу.
По истечении каждого отчетного месяца первичные учетные документы, относящиеся к соответствующим журналам операций, должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за несколько месяцев в одну папку (дело). На обложке следует указать: наименование исполнительного органа внебюджетного фонда РФ; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период - год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).
В случае пропажи или уничтожения первичных учетных документов и регистров бюджетного учета руководитель исполнительного органа внебюджетного фонда РФ назначает приказом комиссию по расследованию причин их пропажи или уничтожения.
При необходимости для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем исполнительного органа внебюджетного фонда РФ. Копия акта направляется в вышестоящий орган внебюджетного фонда РФ.
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится исполнительным органом внебюджетного фонда РФ в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.
Автоматизация бюджетного учета основывается на едином взаимосвязанном технологическом процессе обработки первичных учетных документов и отражения операций по соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета в базах данных используемого программного комплекса. Автоматизация осуществляется с использованием для каждого внебюджетного фонда РФ Единой интегрированной информационной системы.
При ведении бюджетного учета автоматизированным способом обнаруженные в выходных формах документов ошибки исправляются датой обнаружения ошибки с обязательным оформлением Справки (форма 0504833), подтверждающей внесение исправлений. Без документального оформления любые исправления непосредственно в электронных базах данных не допускаются.
При выведении регистров бюджетного учета на бумажные носители допускается отличие выходной формы документа (машинограммы) от утвержденной формы документа, при условии, что реквизиты и показатели выходной формы документа (машинограмме) содержат соответствующие реквизиты и показатели регистров бюджетного учета, предусмотренные Методическими указаниями и соответствующими утверждающими документами внебюджетных фондов РФ.
Отражение операций при ведении бюджетного учета исполнительными органами внебюджетных фондов РФ осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета и Методическими указаниями.
Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из 26 разрядов. При формировании номера счета счетов бюджетного учета используется следующая структура:
1–17 разряд – с 1 по 17 разряды кода классификации доходов бюджета, классификации расходов бюджета, классификации источников финансирования дефицита бюджета (без кода классификации операций сектора государственного управления – (далее - КОСГУ) (Порядок включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета (Приложение № 2 к настоящим Методическим указаниям));
18 разряд - код вида деятельности:
бюджетная деятельность – 1;
приносящая доход деятельность – 2;
деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении – 3;
19 – 21 разряд - код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;
22 - 23 разряд - код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;
24 – 26 разряд – код классификации операций сектора государственного управления, приведенный в приложении № 5 к приказу № 148н.
Разряды 18 – 26 образуют код счета бюджетного учета.
При завершении текущего финансового года обороты по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств, в регистры бюджетного учета очередного финансового года не переходят.
Отчетность составляется и предоставляется вышестоящему органу в порядке, предусмотренном для бюджетных учреждений.
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации дополнительно к типовым формам могут устанавливать специализированные формы бухгалтерской отчетности для организации своей системы по согласованию соответственно с Министерствами финансов Российской Федерации
Для каждого внебюджетного фонда разработаны специализированные приложения к балансу исполнения бюджетов каждого фонда, которые утверждены по согласованию с Министерствами финансов РФ, постановлениями соответствующего внебюджетного фонда. При разработке дополнительных форм отчетности учитывались особенности и специфика каждого внебюджетного фонда и возможность контроля за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением, указанным в бюджетных сметах фондов. За основу были приняты типовые формы отчетности, утвержденные приказом Минфином РФ для бюджетных организации № 128н.
Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером соответствующего внебюджетного фонда. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.
Получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.
Главный распорядитель на основании представленной распорядителями и получателями бюджетных средств бюджетной отчетности составляет консолидированную бюджетную отчетность и представляет ее финансовому органу соответствующего бюджета в установленные сроки.
Финансовый орган на основании представленной ему консолидированной бюджетной отчетности составляет консолидированную бюджетную отчетность об исполнении бюджета и представляет ее финансовому органу, уполномоченному формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета в установленные им сроки.
Бухгалтерская отчетность за соответствующий финансовый год внебюджетных фондов, источниками образования средств, которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами, подлежит обязательной аудиторской проверке.
2.2.Особенности бухгалтерского учета во внебюджетных фондах
Наиболее сложной является мобилизация средств в доходную часть бюджетов внебюджетных фондов. Система платежей включает в себя ЕСН и страховые взносы.
Условия начисления этих платежей и порядок их уплаты в бюджеты внебюджетных фондов в целом для всех фондов одинаковы.
Законом определено, что как ЕСН, так и страховые взносы имеют строго целевые назначения. Вместе с тем, за счет этих платежей образуются доходы, имеющие различное целевое назначение. Так, ЕСН в определенных частях зачисляется и в федеральный бюджет, и во внебюджетные фонды. Но во внебюджетные фонды они зачисляются не напрямую. Сначала эти доходы, как налоговые, поступают в федеральный бюджет, а затем перечисляются во внебюджетные фонды. Так, из федерального бюджета они направляются:
- в федеральный бюджет для финансирования базовой части трудовой пенсии;
- в ФСС РФ для финансирования расходов фонда;
- в ФФОМС и ТФОМС для финансирования соответствующих расходов по оказанию медицинской помощи населению.
Денежные средства внебюджетных фондов хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации и его территориальных учреждений, а также на счетах иных банков, определяемых в установленном порядке.
Для хранения и учета средств внебюджетным фондам, отделениям (филиалам отделений) внебюджетных фондов открываются текущие счета на балансовом счете отделений банка для каждого внебюджетного фонда. Счета открываются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.
На текущие счета отделений (филиалов отделений) Фондов с лицевых счетов органов федерального казначейства зачисляются суммы:
- единого социального налога, пеней, штрафов, а также недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам во внебюджетные фонды Российской Федерации;
- единого сельскохозяйственного налога;
- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- единого налога, уплачиваемого организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения.
На указанные текущие счета отделений (филиалов отделений) Фондов зачисляются также суммы:
- страховых взносов, добровольно уплачиваемых во внебюджетные фонды отдельными категориями страхователей;
- полученные в порядке финансирования от вышестоящих органов Фондов с их текущих счетов, а также в порядке расчетов отделений (филиалов отделений) Фондов с организациями;
- прочих поступлений (в том числе возврат расходов прошлых лет, поступления от реализации в установленном порядке имущества, находящегося в оперативном управлении внебюджетных фондов и их отделений.
Средства, поступившие с лицевых счетов органов федерального казначейства на текущие счета филиалов отделений Фонда, каждый первый рабочий день недели полностью перечисляются платежным поручением на текущие счета отделений Фондов. С текущих счетов внебюджетных фондов, отделений (филиалов отделений) внебюджетных фондов производятся все расходы, установленные законодательно для каждого внебюджетного фонда. Другие операции по расходованию средств с данных счетов не производятся.
2.3.Особенности бухгалтерского учета на примере Территориального фонда обязательного медицинского страхования
С целью обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС территориальный фонд разрабатывает проект бюджета, сбалансированный по объемам государственных обязательств по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, утвержденной в установленном порядке.
Бюджет территориального фонда представляет собой форму образования и расходования денежных средств, который формируется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначен для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Бюджет территориального фонда составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
При составлении проекта бюджета территориального фонда в обязательном порядке должно обеспечиваться соблюдение следующих основных принципов:
- соответствие доходов и расходов (сбалансированность бюджета);
- полнота отражения доходов и расходов бюджета;
- достоверность бюджета (наличие источников доходов, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации);
- принцип адресности и целевого характера средств обязательного медицинского страхования (соответствие расходов основным задачам и функциям территориального фонда, определенным законодательством Российской Федерации);
- эффективность и экономность использования денежных средств обязательного медицинского страхования.
Бюджет территориального фонда в форме проекта закона субъекта Российской Федерации с пояснительной запиской, одобренный правлением территориального фонда, в установленные сроки представляется Федеральному фонду ОМС. В проекте закона о бюджете территориального фонда должны содержаться основные характеристики бюджета.
К основным характеристикам бюджета относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета и дефицит бюджета. В бюджете территориального фонда должны содержаться суммы доходов бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации, установлены расходы бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, а также определены источники финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджета территориального фонда, структура расходов бюджета территориального фонда, а также источники финансирования дефицита бюджета территориального фонда утверждаются отдельными приложениями к проекту закона о бюджете территориального фонда.
В системе обязательного медицинского страхования участники страхового процесса, а именно фонды ОМС, страхователь (работодатель), страховая медицинская организация, медицинское учреждение организуют бухгалтерский учет согласно своей специфики, формы собственности и виду деятельности. Законодательно установлены права, обязанности и ответственность участников.
Бухгалтерский учет и отчетность в учреждениях здравоохранения, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 148н.
Бухгалтерский учет в страховых медицинских организациях по операциям обязательного медицинского страхования ведется применительно к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 г. № 94н. Бухгалтерский учет и отчетность Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования ведется в установленном порядке.
Бухгалтерская отчетность за соответствующий финансовый год внебюджетных фондов, источниками образования средств которых являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые юридическими и физическими лицами, подлежит обязательной аудиторской проверке.
На примере ТФОМС рассмотрим структуру доходов и расходов.
Доходы бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования
2.7. Расчеты с бюджетом и с внебюджетными фондами
Учет расчетов банков с бюджетом и внебюджетными фондами ведется на отдельных лицевых счетах, открываемых на балансовом счете N 904 по каждому виду платежей. Суммы, причитающиеся к уплате платежей, отражаются по К-ту счета N 904. При этом налоги и сборы, которые относятся на себестоимость или финансовые результаты, такие как налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог, налог на приобретение транспортных средств, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, сбор на нужды образовательных учреждений, сбор на содержание милиции, благоустройство территории, сбор за парковку автотранспорта, сбор за уборку территории, налог на пользователей автомобильных дорог, транспортный налог и другие налоги учитываются на балансовом счете N 970 "Операционные и разные расходы" по статье "Прочие расходы". Налоги, уплачиваемые из прибыли, такие как: налог на прибыль, сбор за загрязнение окружающей среды относятся непосредственно на балансовый счет N 950 "Отвлеченные средства за счет прибыли банков отчетного года":
Расчеты с бюджетом:
расчеты с бюджетом по налогу на прибыль
- учет расчетов банков с бюджетом по налогу на прибыль ведется на отдельном субсчете "начисленный налог на прибыль банков" в соответствии с Инструкцией ГНИ РФ от 06.03.92 N 4 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций". Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, ежеквартально отражается банками проводкой
Инструкция Госналогслужбы РФ от 06.03.1992 N 4 утратила силу в связи с изданием Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций.
Д-т счета N 950 "Отвлеченные средства за счет прибыли банков отчетного года"
К-т счета N 904 лицевой счет "Начисленный налог на прибыль"
- образовавшаяся переплата в бюджет по налогу на прибыль до возврата ее от ГНИ отражается по дебету счета N 904 (в соответствии с телеграммой ЦБ РФ от 30.06.94 N 145-94) в корреспонденции со счетом N 950 "Отвлеченные средства за счет прибыли банков отчетного года"
- расчеты с бюджетом по налогу на имущество
- учет расчетов банков с бюджетом по налогу на имущество ведется на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на имущество". Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, ежеквартально отражается банками по дебету балансового счета N 970 "Операционные и разные расходы" по статье "Прочие расходы" и кредиту балансового счета N 904 "Прочие дебиторы и кредиторы"
Перечисленные суммы налога на имущество в бюджет отражается банками в бухгалтерском учете по дебету счета N 904 и кредиту счета N 161 "Корреспондентские счета в рублях российских коммерческих банков и других кредитных учреждений в учреждениях Центрального банка РФ"
- выдача целевых пособий на детей из бюджета отражается проводкой
Д-т N 904 лицевой счет "Пособия на детей"
К-т N 031 "Касса коммерческого, кооперативного банка"
- при поступлении из бюджета средств на корсчет
Д-т N 161 "Корреспондентские счета в рублях российских коммерческих банков и других кредитных учреждений в учреждениях Центрального банка РФ"
- расчеты с бюджетом по НДС (спецналогу)
если банком предоставлялись услуги, в стоимость которых должен быть включен налог на добавленную стоимость и спецналог, то суммы налогов перечисляются на отдельный лицевой счет "Расчеты с бюджетом по НДС (спецналогу)"
К-т N 960 "Операционные и разные доходы"
К-т N 904 лицевой счет "Расчеты с бюджетом по НДС (спецналогу)"
- расчеты с бюджетом по подоходному налогу
удержание подоходного налога отражается проводкой
Д-т N 971 "Расходы на содержание аппарата управления"
К-т N 904 лицевой счет "Расчеты с бюджетом по подоходному налогу"
Расчеты с внебюджетными фондами
Платежи, начисленные в Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, Фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования, относятся на балансовый счет N 971 "Расходы на содержание аппарата управления"
Д-т N 971 "Расходы на содержание аппарата управления"
К-т N 904 по соответствующему лицевому счету
- при начислении на заработную плату работников делается следующая проводка
Д-т N 904 лицевой счет "Расчеты по заработной плате с работниками"
К-т N 904 лицевой счет "Расчеты с Пенсионным фондом", "Расчеты с Фондом занятости", "Расчеты с Фондом медицинского страхования", "Расчеты с Фондом социального страхования"
- при перечислении средств на счета внебюджетных фондов делается проводка
Д-т N 904 лицевые счета "Расчеты с Пенсионным фондом", "Расчеты с Фондом занятости", "Расчеты с Фондом медицинского страхования", "Расчеты с Фондом социального страхования"
- при предъявлении к уплате штрафов и пеней
Д-т N 979 "Штрафы, пени, неустойки уплаченные"
- при перечислении штрафов и пеней:
Д-т N 904 "Прочие дебиторы и кредиторы"
К-т N 161 "Корреспондентские счета в рублях российских коммерческих банков и других кредитных учреждений в учреждениях Центрального банка РФ"
- учет расчетов с дорожным фондом
учет расчетов банков с дорожным фондом по налогу на приобретение автотранспортных средств осуществляется банками на счете N 904 по отдельному лицевому счету "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств". Порядок учета указанных операций регламентирован Инструкцией ГНС РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды". Начисление сумм налога отражается по кредиту счета N 904 в корреспонденции со счетом N 970 "Операционные и разные расходы"
Д-т счета N 970 "Операционные и разные расходы"
К-т счета N 904 лицевой счет "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств"
- перечисление сумм налога в дорожный фонд отражается проводкой
Д-т счета N 904 лицевой счет "Расчеты по налогу на приобретение автотранспортных средств"
Читайте также: