Основания приостановления и прекращения налоговой обязанности

Обновлено: 02.07.2024

Сащихина Т.Ю., аспирантка Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России.

Основания прекращения налоговой обязанности в данной связи рассматриваются как юридические факты, влекущие прекращение прав и обязанностей; к таким фактам можно отнести следующие основания прекращения обязанности по уплате налога (сбора):

  1. уплата налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора);
  2. смерть налогоплательщика или признание его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством;
  3. ликвидация организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (государственными внебюджетными фондами);
  4. иные обстоятельства, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате (данного) налога (и сбора) (подп. 2 п. 3 ст. 44 НК РФ) .

Рассмотрим подробнее некоторые из приведенных оснований прекращения обязанности по уплате налога и сбора.

Уплата налога (сбора) налогоплательщиком (плательщиком сбора).

И.И. Кучеров отмечает, что уплата налога (сбора) означает "своевременное и в полном объеме исполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора) соответствующей обязанности по отношению к государству" .

Кучеров И.И. Указ. соч. С. 142.

Помимо того, Ю.А. Крохина подчеркивает, что "уплата налога может пониматься в двух значениях:

  1. в качестве действия самого налогоплательщика (добровольного или на основании требования уполномоченных органов государства);
  2. в качестве действия налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога" .

Однако следует отметить, что в данной статье в силу ее специфики и акцентировании лишь на добровольном исполнении налоговой обязанности налогоплательщиком, уплата налога нами рассматривается как добровольное действие (комплекс действий) самого налогоплательщика по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.

В.Ф. Евтушенко в своем диссертационном исследовании отмечает, что "уплата налога представляет собой активные действия налогоплательщика по передаче денежных средств в собственность государства и муниципальных образований; в этом процессе реализуется потенциал экономической категории "налог", выступающей как платеж, то есть как определенный процесс отчуждения собственности налогоплательщика в пользу публичных субъектов; уплата налогов (сборов) представляет собой конечную цель, на достижение которой направлена налоговая политика государства" .

Причем В.Ф. Евтушенко указывает на то, что, исходя из положений ст. 45 НК РФ, уплату налога можно рассматривать в двух аспектах: ". как процесс, в результате которого погашаются налоговые претензии государства; и как результат действий налогоплательщика по исполнению налоговой обязанности"; причем она отмечает, что "с точки зрения государственных интересов важное значение имеет как порядок уплаты налога налогоплательщиками, так и факт поступления денежных средств налогоплательщиков в бюджет" (см.: Евтушенко В.Ф. Правовое положение налоговых агентов: Дис. . канд. юрид. наук. Специальность 12.00.14. М., 2006. С. 30).
Евтушенко В.Ф. Правовое положение налоговых агентов: Дис. . канд. юрид. наук. С. 29.

В данной связи необходимо обратиться к позиции, изложенной в учебном пособии под редакцией Н.П. Кучерявенко, в котором уплата налога рассматривается как "совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению сумм налога, подлежащих уплате в соответствующий бюджет или целевой фонд" .

См.: Основы налогового права: Учебное пособие / Под ред. Н.П. Кучерявенко. Харьков: Легас, 2003. С. 142 - 145 (автор главы 17 - Г.В. Бех).

Ликвидация организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (государственными внебюджетными фондами).

В налоговом праве ликвидация юридического лица является одним из законодательно установленных оснований прекращения обязанности по уплате налога (п. 3 ст. 44 НК РФ ). Под ликвидацией юридического лица понимается его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст. 61 ГК РФ) .

См.: Гражданское право. Часть первая: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М.: Юристъ, 2001. С. 119.

Министерство финансов Российской Федерации в письме от 17 марта 2006 г. N 03-02-07/1-57 отмечает, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Применительно к теме данной статьи необходимо отметить, что п. 1 ст. 49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Однако п. 2 ст. 49 НК РФ предусмотрена субсидиарная ответственность учредителя (собственника) юридического лица исключительно в случае его ликвидации и недостаточности средств ликвидируемой организации.

В данной связи Федеральный арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 7 февраля 2006 г. N А14-6682-2005/216/33 также обращает внимание на то, что иных случаев субсидиарной ответственности собственника юридического лица (помимо вышеуказанного случая ликвидации и недостаточности средств ликвидируемой организации) законодательство о налогах и сборах не содержит. И в данном Постановлении суд пришел к выводу об отсутствии оснований для применения ст. 49 НК РФ и ст. 120 ГК РФ к рассматриваемым правоотношениям, в том числе в силу того, что не было представлено доказательств ликвидации муниципального учреждения.

СПС.
В ч. 2 ст. 120 ГК РФ установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.

Иные обстоятельства, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате данного налога (и сбора).

И.И. Кучеров указывает, что к числу иных обстоятельств, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога и сбора, в частности, относятся:

а) удержание суммы налога налоговым агентом;

б) взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке со счета налогоплательщика в банке;

в) погашение налоговой обязанности посредством обращения судом взыскания на имущество налогоплательщика;

г) исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизованного юридического лица его правопреемником;

д) исполнение обязанности по уплате налогов (сборов), причитающихся с физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом налогоплательщика;

е) погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика (решению налогового органа, суда) посредством зачета соответствующей суммы по другому излишне уплаченному или взысканному налогу .

Кучеров И.И. Указ. соч. С. 143.

Кратко рассмотрим данные обстоятельства, с которыми законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора).

А) Удержание суммы налога налоговым агентом. В Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 октября 2005 г. N Ф04-7551/2005(16169-А46-34) указывается, что действующим налоговым законодательством не предусмотрено взыскание с налогового агента сумм неудержанного налога и пеней, исчисленных с этих сумм, поскольку в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ до момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике.

Пункт 4 ст. 24 НК РФ предусматривает обязанность налогового агента перечислять в бюджет удержанные с налогоплательщика налоги, следовательно, нормы НК РФ, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов.

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом .

Б) Взыскание налога (сбора) налоговым органом в бесспорном порядке со счета налогоплательщика в банке. В силу того что обращение взыскания налога на денежные средства (находящиеся на счетах в банке) налогоплательщика, предусмотренное ст. 46 НК РФ, относится к мерам принудительного исполнения налоговой обязанности , названное обстоятельство, с которым законодательство связывает прекращение обязанности по уплате налога (сбора), не будет нами подробно рассматриваться в данной статье, в которой исследуются лишь вопросы, связанные с добровольным исполнением налоговой обязанности.

См.: Кучеров И.И. Указ. соч. С. 205 - 206.

В) Погашение налоговой обязанности посредством обращения судом взыскания на имущество налогоплательщика. Обращение взыскания на иное имущество (помимо денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке) относится также (как и вышеуказанная мера) к мерам принудительного исполнения налоговой обязанности , которые ввиду вышеобозначенных причин нами не рассматриваются в данной статье.

См.: Кучеров И.И. Указ. соч. С. 205, 209.

Г) Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов) реорганизованного юридического лица его правопреемником. Следует отметить, что анализ норм законодательства (п. 2 ст. 50 НК РФ, абз. 2 п. 4 ст. 57 ГК РФ) позволяет сделать вывод о том, что с даты составления передаточного акта к правопреемнику переходят в том числе обязанности по уплате налогов, штрафов и пеней и что реорганизация юридического лица считается завершенной с даты внесения записи о прекращении деятельности юридического лица .

Данный вывод содержится в Постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 октября 2005 г. N Ф04-7329/2005(15969-А45-37).

Помимо того, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 13 апреля 2006 г. N А72-2849/05-6/285 N А72-2329/05-6/180 А72-8617/03-Сп597 А72-8326/03-Л590 указывает на то, что согласно ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов и пеней реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника, причем независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей; при этом правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

Вместе с тем п. 9 ст. 50 НК РФ установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов и пени признается вновь возникшее юридическое лицо. Следовательно, по мнению суда, по смыслу закона такая реорганизация юридических лиц не влечет изменения размеров налоговых поступлений в бюджет и порядка их уплаты.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 июля 2006 г. N А14-18964/2005782/24 отмечается, что в соответствии с п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица несет обязанность по уплате налоговых санкций, наложенных на реорганизованное лицо до завершения процедуры реорганизации.

Д) Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов), причитающихся с физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом налогоплательщика. В соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

Что касается лица, уполномоченного органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, то оно определяется в соответствии с положениями ст. 43 ГК РФ - имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им, передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом. Из указанного имущества погашается задолженность гражданина, в том числе по налогам и сборам.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом истечения срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года (ст. 42 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 51 НК РФ лицо, которое уполномочено управлять имуществом безвестно отсутствующего, обязано:

уплатить всю причитающуюся с налогоплательщика (безвестно отсутствующего лица) сумму налогов и сборов;

уплатить причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим (то есть на день вступления в силу решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим) пени и штрафы;

уплатить указанные суммы за счет денежных средств лица, признанного безвестно отсутствующим.

Е) Погашение налоговой обязанности по заявлению налогоплательщика (решению налогового органа, суда) посредством зачета соответствующей суммы по другому излишне уплаченному или взысканному налогу. Необходимо подчеркнуть, что, как указал Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в Постановлении от 8 августа 2003 г. N Ф03-А16/03-2/1759 , из буквального толкования п. 5 ст. 78 НК РФ следует, что налоговый орган может произвести зачет излишне уплаченной суммы на уплату пеней не только по этому налогу, если эта сумма направляется в тот же бюджет, но и вправе самостоятельно произвести зачет, в случае если имеется недоимка по другим налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам.

В данной связи Федеральный арбитражный суд Уральского округа в Постановлении от 4 июля 2006 г. N Ф09-5690/06-С7 отмечает, что из анализа указанной нормы, а также определения понятия "недоимка", данного в ст. 11 НК РФ, следует, что при наличии задолженности по пеням сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на ее погашение по решению налогового органа на основании заявления налогоплательщика; самостоятельно налоговые органы вправе произвести зачет в отношении недоимки по налогам.

Вместе с тем, как отмечает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации , согласно п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа; а зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 августа 2005 г. N 5735/05 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2006. N 1.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также подчеркивает, что зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм налоговых платежей, подлежащих уплате; возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога.

Как следует из п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ, суммы излишне уплаченных налоговых платежей подлежат зачету в счет предстоящих платежей либо в счет погашения налоговой задолженности при условии, что суммы переплаты направляются в бюджет того же уровня. В связи с этим вышеизложенные нормы НК РФ позволяют налоговым органам указывать на невозможность зачета налоговых платежей бюджета одного уровня за счет бюджета другого уровня .

См.: Брызгалин А.В., Бабанин В.А., Штромвассер И.Р. Актуальные вопросы налогового, гражданского и корпоративного права // Приложение к журналу "Налоги и финансовое право". 2004. N 7.

В данной связи необходимо обратить внимание на позицию Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, содержащуюся в Постановлении от 30 сентября 2003 г. N А19-4396/03-45-Ф02-3150/03-С1 , заключающуюся в том, что суд подтвердил правомерность отказа налогового органа в проведении зачета на основании п. 5 ст. 78 НК РФ, поскольку налоги (налог с продаж и единый налог на вмененный доход) направляются в разные бюджеты, и в данной связи зачет имеющейся переплаты по налогу с продаж в счет погашения недоимки по единому налогу на вмененный доход невозможен.

В заключение следует подчеркнуть, что указанные основания прекращения налоговой обязанности представляют собой правопрекращающие юридические факты, то есть те юридические факты , которые влекут прекращение прав и обязанностей участников правоотношений.

На данный момент под юридическими фактами принято понимать "жизненные обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают наступление юридических последствий прежде всего различных правовых отношений в любой отрасли права" (см.: Теория государства и права / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. М.: Издательский Дом "Городец", 2003. С. 373).

Как отмечает В.Б. Исаков, основная функция юридических фактов в правовом регулировании состоит в обеспечении возникновения, изменения и прекращения правовых отношений; они обеспечивают переход от общей модели прав и обязанностей, содержащейся в юридической норме, к конкретной, воплощенной в правоотношении .

См.: Исаков В.Б. Юридические факты в советском праве. М.: Юридическая литература, 1984. С. 57 - 58.

В данной статье нами были рассмотрены лишь отдельные аспекты, связанные с основаниями прекращения налоговой обязанности, вместе с тем ввиду как теоретической, так и практической значимости данного вопроса изучение рассматриваемой проблематики нами будет продолжаться в рамках последующих статей.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

2) утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ;

3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;

5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов.

Комментарии к ст. 44 НК РФ

Текст комментария: "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ()

Положения комментируемой статьи регулируют основания возникновения обязанности по уплате налога, а также освобождения от его уплаты и прекращения обязанности по его уплате.

Обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика только с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату такого налога. Иными словами, как только такие обстоятельства возникают и пока они продолжают действовать, продолжает действовать и обязанность по уплате налога. При этом основанием для возникновения обязанности по уплате налога не может являться не указанное в НК РФ обстоятельство.

Например, НК РФ предусмотрено участие несовершеннолетних налогоплательщиков в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законных представителей, в качестве которых в соответствии с ГК РФ признаются родители, усыновители и опекуны.

Обязанность по уплате налога на доходы физических лиц и представлению налоговой декларации обусловлена фактом получения налогооблагаемых доходов и не зависит от возраста налогоплательщика.

Как указано в письме Управления ФНС России по г. Москве от 16.04.2012 N 20-14/033206@, если индивидуальный предприниматель прекратил осуществлять деятельность, подлежащую налогообложению единым налогом на вмененный доход, в связи с уходом за новорожденным ребенком и не привлекал в целях ведения предпринимательской деятельности наемных работников, то такой предприниматель должен подать заявление в налоговые органы о снятии с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход в целях снятия с себя обязанности по исчислению и уплате указанного налога за период времени, в котором такая деятельность не осуществлялась.

До снятия с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход данный налог должен уплачиваться налогоплательщиком в порядке, установленном главой 26.3 НК РФ.

Основания, по которым обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, предусмотрены положениями пункта 3 статьи 44 НК РФ.

Официальные органы и суды периодически дают разъяснения относительно данных положений.

В пункте 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" указано, что в силу главы 25.3 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрен возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

В пункте 10 Постановления указано, что, поскольку в силу положений статьи 44 НК РФ утрата возможности принудительного взыскания суммы налога сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по ее уплате, суммы задолженности по налогу, пеням, штрафу, самостоятельно перечисленные налогоплательщиком в бюджет до момента их списания в порядке, определенном в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Кодекса, не являются излишне уплаченными в смысле НК РФ и поэтому не подлежат возврату по правилам статьи 78 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что при применении данного пункта Постановления N 57 следует учитывать, что, поскольку в силу положений статьи 44 НК РФ утрата возможности принудительного взыскания суммы налога не является основанием для прекращения обязанности по ее уплате, взысканная службой судебных приставов до вынесения судом решения об утрате права взыскания сумма налога и соответствующих пеней не может рассматриваться как излишне уплаченная (взысканная). Вопрос о возврате данных сумм может быть рассмотрен в случае вынесения судом соответствующего решения.

В письме ФНС России от 23.07.2012 N ЕД-4-3/12132@ указано, что законодательство о налогах и сборах четко указывает на права и обязанности исключительно самого налогоплательщика - физического лица, не передавая и не возлагая их на его правопреемников, в том числе наследников, за исключением задолженности по имущественным налогам.

В письме от 06.07.2012 N БС-3-11/2359 ФНС России отметила, что истечение срока давности в качестве основания для прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налогов не предусмотрено.

В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 N А41-36817/12 указано, что по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

Из взаимосвязанного толкования норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ следует, что исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

При этом вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части такого акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.

При толковании подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной.

Устоявшейся также является позиция о том, что утрата статуса индивидуального предпринимателя не предусмотрена в качестве основания прекращения обязанности налогоплательщика по уплате налога.

ФНС России в письме от 22.09.2010 N ШС-37-3/11731 разъяснила, что в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя у физического лица сохраняется обязанность представления налоговых деклараций и уплаты налогов за тот период, в котором оно осуществляло свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Соответственно, суммы налогов (сборов), начисленные к уплате (уменьшению) по декларациям, представленным физическими лицами за налоговый период, в котором они осуществляли деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, должны быть отражены в информационных ресурсах налоговых органов.

В этой связи налоговыми органами не производится закрытие карточек "Расчеты с бюджетом" индивидуальных предпринимателей, прекративших свою деятельность, до завершения их расчетов с бюджетом и закрытия налоговых обязательств.

В письме от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ ФНС России отметила, что положения НК РФ не содержат запрета на проведение выездных налоговых проверок физических лиц, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.

Налоговые органы вправе осуществлять выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуальных предпринимателей, за период их деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

Также следует обратить внимание, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с полной ликвидацией организации-налогоплательщика.

НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения его в стадии ликвидации.

Начисление пеней при ликвидации юридического лица в порядке, предусмотренном ГК РФ, прекращается с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Данная позиция изложена в письме Минфина России от 17.03.2006 N 03-02-07/1-57.

Таким образом, у налогоплательщиков - ликвидируемых организаций по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций и другим налогам обязанность по уплате соответствующих налогов прекращается с ликвидацией.

Аналогичные выводы изложены в письме Минфина России от 29.11.2011 N 03-02-07/1-410.

В Постановлении ФАС Московского округа от 19.10.2012 N А40-21342/12-75-101 суд, применив положения статьи 44 НК РФ, пришел к выводу о том, что длительное неисполнение банками инкассовых поручений налоговых органов по причинам недостатка средств на счетах налогоплательщиков, а также списание суммы задолженности со счетов налогоплательщика за пределами двухмесячного срока, предусмотренного статьей 46 НК РФ, не является основанием для прекращения обязанности по уплате сумм задолженностей. При этом НК РФ не ограничивает названным сроком действие выставленных инкассовых поручений.

Списанная с налогоплательщика задолженность не была признана в установленном указанной статьей порядке безнадежной к взысканию на момент взыскания, в связи с чем доводы налогоплательщика о том, что ее списание имело неправомерный характер, судом отклонены.

Утверждение налогоплательщика об истечении на момент списания средств сроков, установленных статьей 46 НК РФ, признано необоснованным, поскольку данное обстоятельство не влечет обязанности по их возврату как излишне взысканных.

В Постановлении ФАС Московского округа от 06.07.2012 N А40-90825/11 суд разъяснил, что ни положения статьи 79 НК РФ, ни иные его нормы не допускают возможности проведения зачета излишне взысканного налога в счет погашения задолженностей, в том числе по пеням и штрафам, по которым сроки принудительного взыскания, установленные статьями 46 - 48, 69, 70 НК РФ, истекли.

Данный правовой подход следует также из Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П, Постановления Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 6544/09, многочисленной судебной практики (в частности, Постановлений ФАС Московского округа от 06.03.2012 N А40-58460/11, от 06.10.2010 N А40-132421/09, от 02.06.2009 N А40-57374/08, ФАС Уральского округа от 31.08.2011 N А50-22963/10).

Ссылки на статью 44 НК РФ, которая не содержит таких оснований прекращения обязанности по уплате налога, как нарушение налоговым органом порядка взыскания налога, по мнению ФАС Московского округа, основаны на ошибочном толковании данной правовой нормы без учета положений иных, вышеприведенных, норм НК РФ.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.07.2012 N А56-44217/2011 суд разъяснил, что признание гражданско-правовой сделки недействительной само по себе не может изменять налоговые правоотношения, если законодательство о налогах и сборах не предусматривает это обстоятельство в качестве основания возникновения, изменения или прекращения обязанности по уплате налогов.

С учетом изложенного признание судом договора купли-продажи земельного участка недействительным не является основанием для признания организации неплательщиком земельного налога за период с момента государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок до момента вступления в законную силу решения суда о признании сделки купли-продажи земельного участка недействительной.

Задайте вопрос юристу:


Ст. 76 НК РФ регулирует процедуру блокировки налоговиками счета налогоплательщика. Рассмотрим, какие вопросы на практике вызывает применение данной меры, и ответим на них в данной статье.

Ст. 76 НК РФ: официальный текст

Ст. 76 НК РФ: вопросы и ответы

Статья 76 НК РФ — для кого она?

Приостановление операций по счетам — один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов, регламентируемых Налоговым кодексом. Ст. 76 НК РФ детально прописывает эту процедуру для организаций-налогоплательщиков. О них и пойдет речь в нашей статье. Однако следует иметь в виду, что согласно пп. 11, 13 ст. 76 НК РФ данные правила применяются также в отношении:

Кроме того, ст. 76 НК РФ затрагивает обязанности банков. Ну и, конечно, она касается налоговиков, ведь, блокируя счет, они должны строго следовать установленной процедуре.

В чем суть блокировки счета?

Приостановление операций по счету означает прекращение всех расходных операций. Исключением являются следующие платежи:

  1. Платежи, очередность исполнения которых предшествует очередности налоговых платежей. У взыскиваемых налогов 3-я очередь. А значит, даже с заблокированного счета банк будет проводить платежи:
  • по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требованиям о взыскании алиментов (1-я очередь);
  • по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (2-я очередь);
  • по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу зарплаты, если они поступили в банк до решения о приостановлении.
  1. Перечисление в бюджет налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов по ним (письмо Минфина России от 03.06.2010 № 03-02-07/1-266).

Инспекция может также приостановить переводы электронных денег, то есть все операции, влекущие уменьшение остатка средств на счете.

Что может повлечь блокировку?

Ст. 76 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для блокировки счета. К ним относятся (пп. 2, 3, 3.2 ст. 76 НК РФ):

  • неуплата налогов, сборов, страховых взносов;
  • непредставление декларации, расчета 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам;
  • непередача налоговикам квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений или уведомлений в порядке п. 5.1 ст. 23 НК РФ;
  • обеспечение исполнения решения по итогам проверки.

Как действует инспекция при выявлении недоимки по налогу, вы во всех подробностях можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.

Какие счета могут заморозить?

Налоговики могут заблокировать только те счета, которые открыты по договору банковского счета, а именно расчетные счета — рублевый и валютный.

  • транзитный валютный счет (письма Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722, ФНС России от 21.03.2013 № АС-4-2/4846);
  • ссудные счета (постановление ФАС Московского округа от 18.08.2005, 15.08.2005 № КА-А41/7704-05);
  • депозитные счета;
  • залоговые счета.

Как блокируют счет по п. 2 ст. 76 НК РФ?

Прежде чем наложить приостановление, ИФНС должна начать процедуру взыскания налоговых долгов, а именно:

  • выставить требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов;
  • подождать его исполнения (напомним: срок исполнения требования — 8 рабочих дней с даты получения, если в нем не установлен более продолжительный период);
  • если требование не исполнено, принять решение о взыскании долга за счет денежных средств налогоплательщика.

Алгоритм взыскания налоговой задолженности детально описали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.

И только после этого инспекция вправе блокировать счет.

В рамках взыскания есть еще один этап — направление инспекцией в банк поручения на взыскание недоимки во исполнение решения о взыскании. Однако в процедуре блокировки счета данный этап и данный документ (поручение) не фигурируют. Вправе ли налоговики применить приостановление, если такое поручение в банк не направлялось, смотрите в подборке судебной практики от КонсультантПлюс.

Если указанная выше последовательность действий нарушена, запрет на расходование денег можно оспорить.

Какая сумма блокируется?

Блокировка распространяется только на сумму, указанную в решении. Расходовать деньги сверх нее можно без ограничений (письма Минфина России от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167, от 09.07.2008 № 03-02-07/1-268, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 № А56-75387/2009).

Если под приостановление попал валютный счет, замораживается валютный эквивалент суммы, указанной в решении, исходя из курса ЦБ РФ на дату начала действия приостановления (п. 2 ст. 76 НК РФ, письма Минфина России от 30.12.2008 № 03-02-07/1-542, от 15.04.2009 № 03-02-07/1-186, от 21.09.2009 № 03-02-07/1-434).

Налоговики должны передать копию решения о приостановлении операций налогоплательщику в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. Она передается под роспись или иным способом, позволяющим засвидетельствовать дату получения (п. 4 ст. 76 НК РФ), например, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Если вы не получили копию решения, блокировку счета можно попытаться обжаловать. Однако стоит иметь в виду, что в практике арбитражных судов нет единого мнения по данному вопросу.

Нам удалось найти решения, в которых суды вставали на сторону налогоплательщиков и признавали данное обстоятельство основанием для отмены приостановления операций по счетам (постановления ФАС Московского округа от 20.05.2011 № КА-А40/4435-11 по делу № А40-85562/10-20-435, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2009 № Ф04-1374/2009(1902-А46-34) по делу № А46-15309/2008).

Также есть решения и в пользу контролеров (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2012 по делу № А10-3116/2011). Справедливости ради стоит сказать, что в последнем деле поддержанный судом налоговый орган предпринял необходимые действия по вручению решения по известному ему адресу налогоплательщика, исчерпав тем самым все имеющиеся для этого возможности.

Инспекция направляет решение в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Срок направления ст. 76 НК РФ не определен, но, как правило, оно попадает по назначению оперативно.

Как действует банк?

Получив решение, банк:

  • Сообщает налоговикам, сколько денег имеется на замороженном счете.
  • Приступает к исполнению решения, чем занимается вплоть до получения решения об отмене блокировки (п. 7 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина России от 11.06.2010 № 03-02-07/1-276). Если в решении приведено одновременно несколько счетов налогоплательщика, банк должен заблокировать все эти счета в пределах суммы, указанной в решении (письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-6).
  • Не имеет права открывать клиенту новые счета, корпоративные средства платежа, вклады и депозиты. Причем открыть новый счет банк не вправе даже в том случае, если решение о приостановлении получено в отношении счетов, к моменту блокировки уже закрытых (письмо Минфина России от 17.12.2008 № 03-02-07/1-517, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.02.2013 по делу № А19-12728/2012).
  • Не может закрыть счет, если на нем есть деньги (письмо Минфина России от 11.05.2007 № 03-02-07/1-225). Если же деньги на счете, в отношении которого имеется решение о приостановлении, отсутствуют на протяжении 2 лет, самостоятельное закрытие счета банком допускается (письмо Минфина России от 01.08.2008 № 03-02-07/1-334).

Если до поступления решения о приостановлении банк получил от вас расчетные документы, но не успел их исполнить, он может сделать это только в отношении тех платежей, на которые блокировка не распространяется (письма Минфина России от 10.11.2008 № 03-02-07/1-459, от 15.04.2008 № 03-02-07/1-149).

Каковы особенности блокировки счета по п. 3 ст. 76 НК РФ за неподачу декларации?

Если крайний срок представления декларации истек, прошло еще 10 рабочих дней, а вы ее так и не подали, инспекция может заблокировать ваш счет. Право на блокировку сохраняется за ней в течение 3 лет со дня истечения указанного 10-дневного срока (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

В отличие от приостановления, осуществляемого при взыскании налоговой недоимки, в данном случае замораживается не часть, а все деньги на счете (письма Минфина России от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167, от 17.04.2007 № 03-02-07/1-182). Но и в этом случае могут проводиться платежи 1–3-й очереди. Например, со счета может выплачиваться зарплата или списываться деньги по решению суда.

Когда блокировка по подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ незаконна?

Блокировка по данному основанию применяется только за неподачу деклараций, в том числе налоговыми агентами (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Она не распространяется на случаи неподачи:

Подробнее об этом читайте в этой статье.

К тому же счет не могут заморозить из-за ошибки в декларации, которая не влечет отказ в ее принятии (письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25589), или из-за подписания декларации неуполномоченным лицом (постановления ФАС Уральского округа от 06.05.2013 № Ф09-3372/13 по делу № А60-31906/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 по делу № А45-8704/2011).

Также поводом для блокировки не является подача декларации по неактуальной, устаревшей форме.

Что сделать, чтобы инспекция отменила приостановление?

Устранить нарушения, за которые вас наказали. Так, приостановление должно сниматься:

Если контролеры заблокировали сразу нескольку счетов и замороженная сумма превышает сумму, указанную в решении о приостановлении, подайте заявление об отмене приостановления, указав в нем счета, денег на которых хватает для исполнения решения о взыскании налога, и счета, которые просите разблокировать. Излишне заблокированные суммы освободят в течение 2 дней, и вы сможете ими пользоваться (п. 9 ст. 76 НК РФ). Не забудьте приложить к заявлению документы, подтверждающие размеры денежных остатков. В этом случае налоговикам не придется запрашивать информацию об остатках в банке, что сократит время разблокировки.

Во всех указанных случаях для отмены приостановления инспекцией принимается соответствующее решение. Оно передается в банк, а его копия — налогоплательщику.

О действиях по разблокировке читайте также в материалах:

Какие еще есть основания для разблокировки счета?

Основания для отмены приостановления операций по счетам могут содержаться в отдельных федеральных законах. При этом решения налоговиков для разблокировки счета не требуется. К таким случаям, в частности, относятся:

  • Ликвидация организации (письмо Минфина России от 16.09.2013 № 03-02-08/38179). При утрате статуса ИП физлицом решение о приостановлении операций по его счетам в банке продолжает действовать (письмо Минфина России от 24.07.2012 № 03-02-07/1-187);
  • Признание налогоплательщика банкротом арбитражным судом и открытие в отношении него конкурсного производства (письмо Минфина России от 16.11.2010 № 03-02-07/1-534).

Заметим, что приостановление не отменяется в связи с реорганизацией. После ее окончания решение продолжает действовать в отношении счетов правопреемника (письмо Минфина России от 24.07.2012 № 03-02-07/1-187).

Можно ли наказать контролеров за затягивание с разблокировкой?

Сроки принятия решения о разблокировке счетов и его направления в банк четко прописаны в ст. 76 НК РФ. За нарушение этих сроков с ИФНС можно взыскать проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Их уплата полагается за каждый календарный день просрочки принятия или направления решения в банк на сумму, которая была заморожена.

Если блокировка была незаконной, также начисляются проценты за весь период с момента получения банком решения о приостановлении до получения решения о его отмене.

Если денег на заблокированном счете не было, проценты не начисляются (постановления ФАС Московского округа от 13.02.2013 № А40-59298/12-99-342, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2012 № А53-9126/2011).

  • Налоговый кодекс РФ
  • Приказ ФНС России от 13.02.2017 ММВ-7-8/179@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Основания для приостановления операций по счетам

Перечень оснований для принятия налоговой инспекцией решения о приостановлении операций по счетам в банке, а также переводов электронных денежных средств налогоплательщика является исчерпывающим, и на сегодняшний день он состоит из следующих пунктов:

  • не исполнено требование об уплате налога, пеней или штрафа (п. 2 ст. 76 НК РФ);
  • налоговая декларация не представлена в течение 10 рабочих дней после наступления срока, установленного для ее подачи (п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • обеспечение исполнения решения налогового органа по результатам проверки об уплате налогов, пеней, штрафов (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).

Таким образом, в настоящее время приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, пеней, штрафов), а также по предоставлению налоговой декларации (п. 1 ст. 72, пп. 1—3 ст. 76 НК РФ; пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11).

Решение о приостановлении операций в связи с неисполнением требования об уплате налога, пеней или штрафа является дополнительным к решению о взыскании налога (сбора) и принимается именно для целей обеспечения его исполнения. Оно может быть принято не ранее истечения срока добровольного исполнения требования об уплате налога и вынесения решения о взыскании налога. Если такое решение вынесено без направления в адрес организации требований об уплате налога и решения о его взыскании, то это расценивается как нарушение действующего налогового законодательства. Незаконность вынесенного решения о взыскании влечет незаконность обеспечительных мер в виде приостановления операций и соответствующих решений налогового органа.

Допускается возможность приостановить операции по счетам организации в сумме, составляющей разницу между суммой, отраженной в решении о привлечении к налоговой ответственности, и стоимостью имущества, не подлежащего отчуждению (передаче в залог). Здесь имеется в виду стоимость имущества, определенная решением о принятии обеспечительных мер в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса (т. е. до истечения срока на добровольную уплату налога). При этом в случае приостановления операций на основании указанной нормы необходимо соблюдать общие требования, предусмотренные пунктом 2 статьи 76 Кодекса.

Однако в случае непредставления налоговой декларации в течение десяти дней по истечении установленного срока ее подачи руководитель налогового органа (его заместитель) принимает решение о приостановлении операций по счетам плательщика налога на всю сумму денежных средств, находящихся на его счетах.

Приостановление операций может применяться в том числе в случаях, когда:

В то же время приостановление недопустимо в связи с выявлением факта:

  • заполнения представленной декларации с нарушением требований законодательства;
  • неполноты сведений, отраженных в представленных декларациях;
  • непредставления иных сведений, налоговой отчетности (например, сведений о среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год, налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу, представляемых в налоговую инспекцию по итогам отчетных периодов).

Приостановление операций и переводов в связи с неподачей налоговой декларации лицом, не являющимся плательщиком налога, в настоящее время также признается неправомерным. Однако с 1 января 2015 года приостановление операций по этой причине будет применимо в том числе и в отношении организаций (ИП), которые обязаны представлять декларации по соответствующему налогу, но не являются его плательщиками или налоговыми агентами (подп. 3 п. 11 ст. 76 в ред. Закона № 134-ФЗ). Например, это могут быть организации, применяющие УСН, которые выставили счета-фактуры с выделенной суммой НДС. Отметим, что начиная с января 2014 года такие организации, наряду с плательщиками НДС (в т. ч. являющимися налоговыми агентами), должны будут представлять в инспекцию декларации по НДС в электронном виде (п. 5 ст. 173 НК РФ, п. 5 ст. 174 НК РФ в ред. Закона № 134-ФЗ).

Новое основание для приостановления операций по счетам

  • требования о представлении документов (п. 1 ст. 93, пп. 2, 4 ст. 93.1 НК РФ);
  • требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ);
  • уведомления о вызове в налоговый орган (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Отмена решения о приостановлении должна быть произведена не позднее одного дня после передачи квитанции или истребованных документов или явки вызванного в инспекцию представителя организации.

Еще раз обратим внимание на то, что обязанность по обеспечению получения документов, направленных налоговой инспекцией, распространяется и на лиц, которые, не являясь плательщиками налога, должны подавать налоговые декларации. Следовательно, порядок приостановления операций по счетам в банках распространяется и на них.

Особенности осуществления платежей в период ограничения пользования счетом

Приостановление операций по счетам в банках означает прекращение только расходных операций, за исключением категорий платежей, прямо предусмотренных Налоговым кодексом (пост. Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1836/11). Действие режима приостановления операций распространяется и на денежные средства, внесенные на счет после введения процедуры приостановления.

Статьей 76 Налогового кодекса не предусмотрено правомочие банка по собственному усмотрению приостанавливать расходные операции по счетам организации (решение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-3674/11). Банк вправе производить списание денежных средств со счета организации по поручениям налогового органа в очередности, установленной гражданским законодательством.

Так, списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 Гражданского кодекса в первую и во вторую очередь.

Налоговый кодекс не содержит ограничений для направления инкассовых поручений на взыскание задолженности по налогам, сборам, пени, штрафам на счет, по которому приостановлены операции. Приостановление операций по счетам не препятствует и исполнению обязанностей по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в том числе по оплате и перечислению:

  • государственной пошлины;
  • налогов, удержанных организацией в качестве налогового агента с ее работников;
  • налогов в бюджетную систему РФ по исполнительным документам судебных приставов-исполнителей;
  • страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;
  • страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Важно отметить, что на сумму налоговой задолженности в период действия приостановления операций и переводов налогоплательщика продолжают начисляться пени.

Приостановление распространяется, в частности, на операции по списанию банком денежных средств со счета клиента банка:

  • для оплаты банковской комиссии;
  • по платежам, совершенным с использованием платежных карт до момента приостановления операций по счету;
  • по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение денежных требований другой организации;
  • по оплате таможенных пошлин и сборов, исполнительского сбора, штрафов, налагаемых судебными приставами.
  • по счетам ликвидируемой организации;
  • по счетам, открытым банком в нарушение установленного запрета на открытие новых счетов налогоплательщику;
  • по банковским счетам, открытым в небанковской кредитной организации, по которым расчеты осуществляются в безналичном порядке.

Также следует учесть, что при приостановлении операций по счетам в банке в связи с деятельностью управляющей компании возможно применение данного ограничения и к счетам, на которых учитываются денежные средства, принадлежащие управляющей компании, но приостановление не распространяется на счета доверительного управления, на которых учитываются и хранятся денежные средства третьих лиц.

Действующее законодательство вводит ряд ограничений на возможности приостановления операций и переводов организаций, имеющих признаки финансовой несостоятельности и рискующих стать банкротами.

Так, налоговая инспекция не вправе принимать решение:

  • ограничивающее право должника с даты введения конкурсного производства (признания должника банкротом) распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами при наличии текущей задолженности, подлежащей взысканию вне рамок дела о банкротстве;
  • ограничивающее право должника с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами;
  • о приостановлении в отношении любых средств (включая текущие платежи) на этапе введения в организации внешнего управления.

Налоговая инспекция вправе приостановить операции по всем известным ей расчетным счетам организации в различных банках. Согласно Налоговому кодексу приостановление осуществляется не для обеспечения исполнения направленного в банк инкассового поручения. Поэтому допускается принимать решения о приостановлении операций по тем счетам в банках, на которые не выставлялись (и не планируются к выставлению) инкассовые поручения. Допустимо и выставление инкассовых поручений к одному счету в одном банке и принятие решения о приостановлении операций по другим счетам организации.

Закрытие банком счетов, в отношении которых принято решение налоговой инспекции о приостановлении операций, не является основанием для признания этого решения утратившим силу или прекратившим действие, а также не отменяет запрет на открытие организации новых счетов в этом банке. Этот запрет действует до момента отмены решения о приостановлении операций организации по счетам в банке.

Возобновление операций по счету

Действие решения о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов ее электронных денежных средств может быть прекращено только самим налоговым органом путем его отмены. Положения Налогового кодекса предусматривают возможность отмены указанного решения лишь в прямо предусмотренных случаях (п. 8 ст. 76 НК РФ). Отмена решения по иным основаниям не допускается. Выявленный факт нарушений при применении норм материального права не является достаточным основанием для отмены такого решения. Отзыв налоговой инспекцией принятого решения о приостановлении операций по счету налогоплательщика также не допускается.

В случае реорганизации или ликвидации инспекции, вынесшей решение о приостановлении, решение об его отмене вправе принять ее правопреемник, а также вышестоящий налоговый орган.

В случае исключения из ЕГРЮЛ организации, прекратившей деятельность, автоматическая (без решения инспекции) отмена приостановления операций по счетам в банке не допускается.

Следует учесть, что получение кредитными организациями определения суда о введении наблюдения также влечет прекращение действия имеющихся в данном банке решений о приостановлении операций и переводов в отношении данного налогоплательщика. Достаточным основанием для отмены решения о приостановлении операций по расчетному счету является и решение суда о признании должника банкротом и об открытии в его отношении конкурсного производства. В этих случаях для снятия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке не требуется дожидаться дополнительного вынесения налоговой инспекцией решения об отмене приостановления.

Обязанность инспекции вручить решение об отмене приостановления операций по счету в банк считается исполненной только с момента, когда решение получено банком. Если налоговым органом нарушен установленный срок направления в банк решения об отмене приостановления операций по счетам организации в банке, проценты начисляются на сумму непосредственно заблокированных денежных средств за каждый календарный день нарушения срока (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Стоит отметить, что данные проценты подлежат обложению налогом на прибыль (письмо Минфина России от 14.02.2011 № 03-03-06/1/101).

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Александр Зрелов, член экспертного совета при Торгово-промышленной палате РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, к. ю. н.

Читайте также: