Ошибочное письмо из налоговой

Обновлено: 16.05.2024

Когда необходимо предоставить пояснения

При проведении проверки инспектор вправе затребовать письменные разъяснения. Ситуации, в которых налогоплательщики обязаны пояснить результат контроля, прописаны в п. 3 ст. 88 НК РФ:

Ответить на запрос инспекции следует в течение 5 рабочих дней с момента официального вручения требования — такие нормы закреплены в п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ. В особенных случаях ФНС придется уведомить о получении налогового запроса (письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).

На некоторых запросах ИФНС отсутствует гербовая печать. Отвечать на такие требования все равно придется — такие указания даны в письме ФНС РФ от 15.07.2015 № ЕД-3-2/2739@.

Как составить

Общий порядок, как написать письмо в налоговую о разъяснении, таков:

  1. Составляем ответ на фирменном бланке организации. Если такового бланка нет, в шапке документа указываем полное наименование учреждения, ИНН, КПП, ОГРН и адрес.
  2. Указываем номер и дату требования, на которое составляется пояснение. Допустимо составить ответ сразу на несколько налоговых запросов.
  3. Если в отчете есть ошибки и несоответствия, перепроверьте отчетность, чтобы исключить опечатки или описки.
  4. В описательной части ответного письма детально и последовательно раскрываем обстоятельства ситуации, которую требуется объяснить.
  5. Отвечая на запрос, опирайтесь на факты, подтвердите обстоятельства документально. Приложите копии документов к ответу, если таковые имеются. Например, копию дополнительного соглашения к договору с условием о повышении цен.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, нужно ли сдавать пояснительную записку с бухотчетностью. Используйте эти инструкции бесплатно.

Что будет, если не ответить на требование ФНС

Как бы ни грозили сотрудники инспекции наказаниями, оштрафовать или выписать административное взыскание за отсутствие пояснительного письма налоговики не могут:

Бланк и готовые образцы для разных ситуаций

Унифицированная форма пояснительной записки не предусмотрена. Используйте в работе типовой шаблон:

В ИФНС России № 16 по городу Санкт-Петербургу

Адрес места нахождения:

400000, г. Санкт-Петербург, ул. Примерная, д. 18

В ответ на требование о предоставлении пояснений от … № … сообщаем следующее:

  1. Основной деятельностью организации является ….
  2. За … квартал (или иной период) … года доходы организации от (указать убыточный вид деятельности) составили … руб.,

в т. ч. выручка от продажи … руб.

в т. ч. прямые расходы — … руб.,

косвенные расходы — … руб.,

внереализационные расходы — … руб.

Можно привести иную, значимую для вашей ситуации, или более детальную расшифровку расходов. Вообще, чем подробнее и детальнее вы представите ситуацию, тем лучше.

  1. По итогам отчетного периода убыток составил … руб.
  2. Причинами, повлекшими образование убытка, являются:

НДФЛ начислен неверно

Ошибка редкая, но все же встречается на практике. Если налоговики обнаружили некорректно исчисленный налог, то организации придется не только подготовить пояснительное письмо, но и сформировать корректирующую отчетность (справку 2-НДФЛ).

образец как правильно написать пояснительную записку

Ошибки и расхождения по НДС

Налог на добавленную стоимость — это фискальное обязательство, в котором бухгалтеры допускают большую часть ошибок. В результате расхождения и неточности в отчетности неизбежны.

Самые частые ошибки, когда суммы начислений налога меньше суммы налогового вычета, заявленного к возмещению. По сути, причина данного расхождения — невнимательность лица, ответственного за выставление счетов-фактур или техническая ошибка при выгрузке данных.

Пояснения в налоговую по НДС

Расхождения в отчетности

Довольно часто встречаются ситуации, когда один и тот же экономический показатель имеет разные значения в предоставленных формах фискальной отчетности. Такие расхождения вызваны тем, что для каждого налога, сбора, взноса установлены индивидуальные правила определения налогооблагаемой базы. И если налоговики требуют предоставить разъяснения по этому вопросу, предоставьте разъяснения в свободной форме. В тексте укажите конкретные причины, из-за чего образовались расхождения.

Также причиной такой нестыковки являются разные нормы и правила налогового учета в отношении ряда конкретных ситуаций. Пропишите сложившиеся обстоятельства в письме.

Указывать пояснения со ссылками на нормы действующего фискального законодательства приветствуется. Даже если компания не права (неверно истолковала нормы НК РФ), то ФНС предоставит подробные разъяснения, что позволит избежать более крупных ошибок и штрафов в дальнейшей деятельности.

Снижение налоговой нагрузки

Этот вопрос у налоговиков пользуется особым интересом. Так, представители ФНС беспрестанно следят за объемами поступлений в государственный бюджет. При их снижении реакция незамедлительная: требования с предоставлением пояснений, приглашение руководителя к личной встрече с представителем ФНС либо выездная камеральная проверка (крайняя мера).

В такой ситуации медлить нельзя, необходимо сразу предоставить пояснения в ФНС. В ответном письме опишите все обстоятельства и факты, которые повлияли на снижение налоговых платежей. Подтвердите факты документально либо предоставьте экономические обоснования. В противном случае ФНС инициирует выездную проверку, которая затянется на несколько месяцев.

Что писать в пояснительной записке:

  1. Снижение зарплатных налогов. Причины: сокращение штата, реструктуризация предприятия, снижение уровня заработной платы.
  2. Снижение прибыли обычно происходит из-за расторжения договора с покупателями. Следует приложить к письменным разъяснениям копию дополнительного соглашения о расторжении договора.
  3. Рост затрат как результат снижения прибыли. Обоснование: расширение деятельности (увеличение объемов производств, открытие нового филиала, подразделения, торговой точки), смена поставщиков или увеличение цен на материальные запасы и сырье (приложите копии договоров).

Причин снижения налоговой нагрузки довольно много. Необходимо детально разбираться в каждом конкретном случае.

образец пояснительной записки в ифнс по требованию

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Какое заявление подать для исправления ошибок в ЕГРЮЛ

Ошибка ошибке рознь

Ошибка в ЕГРЮЛ может быть допущена практически в любых сведениях: наименовании ООО, юридическом адресе, данных директора и участников, размере уставного капитала и т.д.

Такая некорректная информация о компании может доставить массу проблем, ведь сведения в ЕГРЮЛ по умолчанию считаются достоверными. Например, если список участников, который ведёт ООО, не соответствует данным государственного реестра юридических лиц, то приоритетными считаются официальные сведения.

Достоверная выписка из ЕГРЮЛ нужна при открытии расчётного счёта, получении лицензии, заключении сделок, участии в торгах и многих других ситуациях. Это своего рода паспорт компании, и в нём не должно быть неточностей или ошибок.

Сведения в реестр юридических лиц заносит ФНС, но делает она это на основании данных, полученных от учредителей, директора, нотариуса. Сбои в подаче информации, в том числе технические, могут произойти на разных этапах, как по вине налоговой службы, так и по вине заявителей.

Как обнаружить ошибку в ЕГРЮЛ

После регистрации ООО стоит сразу проверить информацию о компании. Сделать это можно легко и быстро – с помощью бесплатного официального сервиса ФНС.

Просто введите данные организации: коды ИНН/ОГРН или полное наименование. Скачайте полученный документ и проверьте, все ли сведения соответствуют действительности. Такую же проверку стоит проводить после каждого изменения данных об ООО: смене директора, адреса, составе участников и др.

Если ошибка в ЕГРЮЛ действительно есть, то о ней надо сообщить в ИФНС и убедиться, что исправления внесены. А вот порядок действий зависит от того, что стало источником неверных данных.

Что делать, если ошибку допустила ФНС

Чтобы сообщить об ошибке, надо подать в ИФНС заявление в свободной форме, где указать, какие данные должны были быть внесены. В качестве заявителя выступает директор ООО.

После получения заявления налоговый орган должен проверить информацию об ошибке. Если это действительно так, то в течение пяти рабочих дней данные должны быть исправлены. После этого ИФНС направляет заявителю уведомление, где подтверждает внесение корректной информации, а также новый лист записи ЕГРЮЛ.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Исправление ошибок, допущенных организацией

Если ошибочные данные внесены в реестр по вине самой организации, то сообщить об этом надо по форме Р13014. Это универсальный документ, который подаётся при изменении любых данных об ООО.

В зависимости от категории ошибки, заявление Р13014 оформляется по-разному, но во всех случаях заполняется титульный лист и лист Н на заявителя.

  • фирменное наименование ООО – лист А;
  • юридический адрес – лист Б;
  • данные участника-физического лица – лист Г;
  • данные директора – лист И.

Тем не менее, на практике случается, что налоговая требует какой-то документ, подтверждающий внесение изменений в ЕГРЮЛ. В этом случае можно приложить к заявлению Р13014 копию приказа директора, где он распоряжается провести регистрацию изменений в EГPЮЛ для исправления имеющихся ошибок.

Заполненное заявление Р13014 заверяется у нотариуса, даже если подает его в налоговую сам руководитель. Избавить от этой необходимости может только наличие ЭЦП. Пошлина за исправление ошибок не взимается, поскольку в этом случае нет изменения устава.

Ошибка в ЕГРЮЛ должна быть исправлена в течение пяти рабочих дней со дня приема заявления Р13014. Такой срок установлен пунктом 1 статьи 8 закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

И конечно, после этого стоит ещё раз проверить корректность сведений о компании, содержащихся в ЕГРЮЛ. Для этого используется сервис ФНС, ссылка на который есть выше.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Спасибо!

Ваша заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Елена Тарасова

С 1 января 2022 года меняются правила возврата и зачета переплаты по налогам и взносам. Теперь переплату по налогам можно будет зачесть в счет страховых взносов и наоборот. Расскажем, как вернуть деньги, излишне уплаченные в бюджет.

Как узнать о переплате

Чаще всего причиной переплаты становятся ошибки в платежном поручении или декларации, двойное списание налога по требованию ФНС, ранее уплаченные авансовые платежи, превышающие итоговую сумму налога за год.

Узнать о переплате можно после сверки с налоговой инспекцией или из справки по форме КНД 1160081. Если ФНС обнаружит переплату первой, она обязана уведомить налогоплательщика о том, что на его лицевом счету есть излишне уплаченная сумма по налогу, в 10-дневный срок с момента ее выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Как можно распорядиться деньгами

Распорядиться переплатой можно тремя способами (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • вернуть на свой расчетный счет;
  • зачесть в счет будущих платежей;
  • погасить задолженность по другим платежам, уплатить пени или штрафы.

Раньше переплату по налогу можно было зачесть только в счет налога одного уровня. Это правило отменили еще в 2020 году, а с 1 января 2022 года появится еще больше возможностей для использования переплаты. Зачесть ее можно будет по следующим направлениям:

  • предстоящие платежи по налогам, сборам, страховым взносам;
  • погашение недоимки по иным налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по пеням по налогам, сборам, страховым взносам;
  • задолженность по штрафам за налоговые правонарушения.

Имеющаяся задолженность по налогам, сборам и страховым взносам не позволит вернуть переплату. По новым правилам инспекторы должны будут сначала зачесть излишне уплаченную сумму в счет погашения не только недоимок, пеней и штрафов по налогам, но и аналогичных платежей по страховым взносам и сборам (п. 6 ст. 78 НК РФ). Оставшуюся после зачета сумму можно будет вернуть на свой счет или зачесть в счет будущих платежей.

Сроки для подачи заявления о возврате или зачёте

Подать заявление о возврате или зачете денег нужно не позднее 3 лет с момента образования переплаты, который определяется по дате перечисления средств в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из этого правила есть исключения.

Если переплата образовалась из-за превышения авансовых платежей, например по налогу на прибыль, к сумме налога, рассчитанного по итогам года, то срок начинает отсчитываться со дня подачи годовой налоговой декларации (постановление президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10 ).

Сейчас, когда ФНС обязана уведомлять об обнаружении переплаты, срок для подачи иска о возврате денег необходимо отсчитывать с момента получения налогового уведомления или сверки с бюджетом.

Механизм возврата или зачета переплаты

Налоговая не возвращает излишне уплаченные суммы автоматически. Это происходит только по заявлению налогоплательщика. Для вашего удобства мы подготовили подробную схему проведения зачёта по налогам или возврата переплаты.

Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией

Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачета или возврате переплаты

Направьте заявление о проведении зачета или возврате денег в налоговую инспекцию по месту регистрации или по месту нахождения налогоплательщика. Заявление можно подать в произвольной форме или на бланке, рекомендованном в приложении 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению приложите платёжные поручения и документы, подтверждающие переплату. Если переплата возникла из-за ошибок в налоговой декларации — сдайте уточненный расчет.

Этап 3. Дождитесь решения налоговой инспекции

В течение 10 рабочих дней, но не ранее дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации, инспектор примет решение о проведении зачета по налогам или возврате денег.

Срок для возврата переплаты — 1 месяц со дня подачи заявления или со дня окончания камеральной проверки по уточненной декларации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если в возврате денежных средств отказано, в течение одного года можно обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орг ан (ст. 137 , 138 НК РФ) . Когда обжалование не помогло, верните переплату через суд. Срок исковой давности для подачи заявления — 3 года.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: