Органы местного самоуправления имеют право владеть собственностью собирать налоги

Обновлено: 09.05.2024

Местные налоги — это определенный вид налогового обязательства, правила применения которого устанавливают органы муниципалитетов, то есть муниципальные власти. О том, какие налоги относятся к местным, расскажем в нашей статье.

Ключевая характеристика

Все налоговые обязательства классифицируют на три большие группы: федеральные, региональные и местные налоги (вводятся в действие нормативно-правовым актом органа власти соответствующего уровня). Ключевое отличие между этими видами в том, что ФН поступают полностью в федеральный бюджет, а после распределяются между нижестоящими бюджетами в виде дотаций и субсидий. А вот региональные и местные налоги и сборы устанавливаются для пополнения казны субъекта, муниципального образования.

Следовательно, местным налогом является платеж или сбор, который налогоплательщики перечисляют в казну муниципального образования. Помимо этого, ключевой порядок уплаты местных налогов устанавливается исключительно муниципальными властями. То есть ставка, порядок и сроки расчетов, периодичность предоставления отчетности и состав льгот определяет муниципалитет.

Могут ли органы местного самоуправления устанавливать налоги в индивидуальном порядке

Нет, не могут. Полномочия муниципалитетам даны исключительно в рамках действия фискального законодательства. Иными словами, муниципальные власти не могут ввести новые обязательства, которые не предусмотрены НК РФ . Однако они могут существенно сократить налоговое бремя. Например, ввести налоговые льготы, сократить ставки и т. д.

Как классифицируют платежи

Все платежи, администрируемые ФНС, при зачислении в казну классифицируются по коду бюджетной классификации. То есть при перечислении средств в бюджет налогоплательщик в платежном поручении или в квитанции указывает КБК, который соответствует конкретному фискальному обязательству.

Какие налоги идут в местный бюджет

Повторимся, что зачисляются практически все налоги в местный бюджет, перечень приводить не имеет смысла. Так как часть поступлений федерального или регионального бюджета возвращается субсидиями или иными трансфертами в муниципальную казну. Однако считать все фискальные обязательства и сборы муниципальными в корне неправильно.

Определим, какие платежи к местным налогам относятся. То есть какие налоговые обязательства зачисляются напрямую в казну муниципалитета. Итак, местные налоги, перечень:

  • земналог;
  • торговый сбор;
  • НО на имущество физических лиц.

Теперь рассмотрим характеристику каждого из перечисленных налоговых обязательств.

Земельный налог

Ключевые положения о земналоге регламентированы в 31 главе НК РФ . Его обязаны уплачивать все организации, индивидуальные предприниматели, частники и простые граждане, в собственности которых имеются земельные участки.

Объект налогообложения по местному налогу устанавливается как кадастровая стоимость участка, определенная на 1 января отчетного периода, то есть года.

Ставки земналога муниципальные власти устанавливают самостоятельно. Однако их максимальное значение регламентировано в НК РФ. Иными словами, муниципалитет не может утвердить ставку по земналогу выше, чем значение, регламентированное НК РФ.

Максимальные значения закреплены в ст. 394 НК РФ :

  • 0,3 % — для земель сельхозназначения, а также для участков, используемых под личные подсобные хозяйства и садоводство, занятые жилыми домами и сопутствующими строениями, сооружениями и инфраструктурами. Также в данную категорию включены земли, ограниченные в обороте, используемые для нужд обороны, таможни и безопасности;
  • 1,5 % — применяют для остальных категорий земельных участков.

Муниципалитет вправе утвердить отчетные периоды, а также предусмотреть авансовые платежи для организаций-налогоплательщиков. На физлиц такие исключения не распространяются.

Утверждение перечня льготников, как и порядка получения налоговых вычетов и послаблений, устанавливают власти мунобразования.

Торговый сбор

Действующее фискальное обязательство применяется исключительно на территории нашей столицы. Только власти г. Москвы регламентировали, что все компании и предприниматели, ведущие торговую деятельность, должны уплачивать в муниципальную казну дополнительный взнос. Данные местные налоги и сборы вводятся законом г. Москвы № 62 в ред. от 23.11.2016.

Не платить ТС могут только ИП, применяющие патентную систему налогообложения, а также производители сельхозпродукции.

Налоговые ставки по местным налогам устанавливаются в зависимости от площади и(или) размера, вида объекта налогообложения. Напомним, что объектом признают движимое и недвижимое имущество, используемое для торговли, как оптовой, так и розничной.

Имущественные обязательства для граждан

Так, к местным налогам и сборам относятся обязательства, регламентированные в 32 главе НК РФ . ИН должны уплачивать все граждане, в собственности которых имеется недвижимость. Например, жилые дома, квартиры, гаражи, прочие сооружения и здания, а также объекты незавершенного строительства.

Предельно допустимые имущественные местные налоги и сборы 2020, перечень ставок:

  • 0,1 % — для объектов незавершенного строительства площадью до 50 м², власти могут снизить ставку до 0 %, или увеличить до 0,3 %;
  • 2 % — для недвижимости, стоимость которой свыше 300 мнл рублей, либо недвижимости, которая закреплена в перечне п. 10 ст. 378.2 НК РФ;
  • 0,5 % — для остальной недвижимости.

Повторимся, что это только рекомендованные значения. Власти МО могут утвердить иные процентные ставки либо утвердить перечень льгот.

Конкретные значения: как узнать

Как мы определили выше, в каждом муниципалитете могут быть индивидуальные правила и нормы налогообложения. Следовательно, налогоплательщикам необходимо своевременно узнавать конкретные значения и установленные порядки, чтобы избежать наказания.

Узнать, какие нормы установлены в конкретном МО или регионе можно в ближайшем отделении ФНС либо на специальном портале. Электронный сервис разработан Федеральной налоговой службой и позволяет бесплатно и без регистрации получить информацию об установленных нормах налогообложения.

Чтобы получить интересующие сведения, потребуется выбрать регион (место нахождения налогоплательщика) и определить вид фискального обязательства. Система формирует сведения на основании утвержденных нормативно-правовых актов.

Под имущественными правами муниципальных образований понимается совокупность норм, осуществляющих регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью (имуществом муниципальных образований).

В современном мире самостоятельность экономического субъекта невозможна без наличия у последнего прав собственности, в особенности это касается муниципальных образований.

Муниципальные образования обладают комплексом видов вещных прав, в частности, к ним относятся непосредственно право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом.

Содержание права собственности муниципальных образований включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципальных образований.

Данное положение находит свое подтверждение в Гражданском кодексе РФ, в ст. 209 ГК РФ:

«1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 124 ГК РФ, муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. В подобных случаях применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Правомочие владения предполагает юридически обеспеченную возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Правомочие пользования предполагает юридически обеспеченную возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе её личного или производственного потребления. Правомочие пользования обычно опирается на правомочие владения, но иногда можно пользоваться вещью и не владея ею. Правомочие распоряжения – это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.

Право собственности обеспечивает возможность муниципальным образованиям как субъектам экономики участвовать в экономических отношениях и в этих отношениях проявляется их социально-ориентированная сущность.

Поскольку общими целями муниципальных образований является удовлетворение потребностей местного населения в различного рода социальных потребностях: образовании, жилье, работе и др. Безусловно, муниципальное образование, как и любое другое образование, обладает и собственными потребностями, необходимыми для его нормального функционирования.

В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды муниципальных унитарных предприятий:

1) муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

2) муниципальные казенные предприятия (учреждения), основанные на праве оперативного управления.

Ст. 295 Гражданского кодекса РФ наделяет собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении, правом создания, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Распоряжение имуществом без согласия собственника запрещено, также запрещена продажа принадлежащего на праве хозяйственного ведения недвижимого имущества, сдача его в аренду, передача в залог и т.д.




Право хозяйственного ведения используется для обозначения объема вещных прав унитарного предприятия на закрепленное за ним муниципальное имущество. Общие ограничения правомочий унитарного предприятия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом определяются предметом и целями его деятельности, закрепленными в уставе.

Что касается права оперативного управления, то ст. 296 Гражданского кодекса РФ относит данное право в основном к казённым предприятиям и учреждениям. Распоряжение недвижимым имуществом предприятия с согласия собственника запрещено, также запрещено и распоряжение движимым имуществом, при этом разрешено распоряжение произведенной продукцией.

Как правило, муниципальные учреждения, основанные на праве оперативного управления, создаются собственником (муниципальным образованием) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Право оперативного управления предоставляет возможности ограниченного владения и пользования муниципальным имуществом.

Следует обратить внимание и на бюджетные полномочия муниципальных образований, ведь в процессе осуществления бюджетных полномочий происходит расходование денежных средств и поэтому право собственности на деньги, а точнее, определение его границ имеет огромное значение. Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 130 относит деньги к движимому имуществу, поэтому правомочия муниципального образования как собственника вещи по владению, пользованию и распоряжению относятся и к деньгам.

Бюджетные полномочия муниципальных образований отражены в ст.9 Бюджетного кодекса РФ.

Так, муниципальные образования осуществляют бюджетные полномочия при: установлении порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; установлении и исполнении расходных обязательств муниципального образования; осуществлении муниципальных заимствований, предоставлении муниципальных гарантий и бюджетных кредитов, управлении муниципальным долгом и муниципальными активами, иными полномочиями, предусмотренными Бюджетным кодексом РФ.

Таким образом, органы местного самоуправления в пределах собственной компетенции осуществляют все полномочия собственников. Они от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в их развитие нормативными актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов Федерации, органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления осуществляют правомочия собственника в отношении муниципального имущества в рамках своей компетенции.

Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, а исполнительные органы местного самоуправления исходя из заданной нормативной программы непосредственно владеют, пользуются, распоряжаются этим имуществом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какой состав финансово-экономической основы местного самоуправления?

2. Охарактеризуйте местные финансы.

3. Что может находиться в собственности муниципальных образований?

4. Назовите бюджетные полномочия (компетенцию) муниципальных образований.

5. Назовите виды муниципальных учреждений и охарактеризуйте их.

6. Что составляет правовую основу бюджетных полномочий (компетенции) муниципальных образований.

7. Какова роль местного бюджета?

8. В чем заключается специфика бюджетного устройства на уровне муниципальных образований?

9. В какой правовой форме утверждаются местные бюджеты?

10. Перечислите бюджеты, входящие в состав консолидированного бюджета муниципального района.

11. Каковы основные направления местных бюджетных расходов?

12. В результате чего возникают расходные обязательства муниципального образования?

13. В соответствии с каким документом осуществляются расходы местных бюджетов?

14. Какой порядок установления местных налогов предусмотрен законодательством?

15. Назовите нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Читайте также: