Организация русь лен не представила налоговой декларации

Обновлено: 16.05.2024

Истребование документов и информации относится к мероприятиям налогового контроля, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и является одним из способов оперативного получения проверяющими налоговыми органами ключевых сведений о финансово-хозяйственной деятельности вашей компании, чтобы установить возможные факты нарушения налогового законодательства.

В последнее время налоговые органы очень часто злоупотребляют своими полномочиями и требуют те документы и информацию, которые требовать недопустимо.

Общий фон всего того, что касается истребования у компаний документов (информации) таков — с каждым годом оно становится все более изощренным.

Но к этому чуть позже, когда будем рассматривать истребование документов и информации через призму отдельных проверочных мероприятий (выездных и/или камеральных проверок).

Более детально рассмотрим, как и в каких случаях налоговые органы, при возникновении необходимости могут затребовать представить нужные им документы и информацию.

Истребование налоговым органом документов и информации о деятельности компании в двух случаях:

15 топ-менеджеров , которые вывели свои компании на лидирующие позиции в рейтинге ESG.

Когда налоговый орган потребует у компании представить документы (информацию)

Начнем с того, что истребование документов при любой налоговой проверке — это стандартная первичная процедура получения налоговым органом базовой информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.

Сразу возникает вопрос, а какие документы вправе истребовать налоговый орган, только те, ведение которых предусмотрено Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законодательством о бухгалтерском учете или те, ведение которых не является обязательным и не предусмотрено законодательством? Однозначный ответ на данный вопрос не дает даже арбитражная практика.

В идеале любой законопослушный предприниматель должен придерживаться позиции неправомерности истребования налоговым органом документов, не предусмотренных НК РФ и законодательством о бухгалтерском учете. Право обязывать компанию вести те документы, ведение которых не предусмотрено действующим законодательством, у налогового органа отсутствует.

Как истребуются документы при камеральных и выездных проверках (на практических примерах)

  • Истребование документов при выездных проверках

Вопросы регламентации проведения выездных проверок раскрывать не будем, а лишь обратим внимание, что в соответствии со статьей 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться, как на территории компании, так и по месту нахождения налогового органа.

Налоговый орган вправе затребовать у проверяемой им компании необходимые для проверки документы на основании соответствующего требования. Требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю компании лично под расписку либо в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ. Статья 93 НК РФ нам об этом и говорит.

Срок для представления документов — 10 дней со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

Рассмотрим на конкретном примере, что может попросить налоговый орган при проведении выездной проверки:

Налоговый орган кроме стандартного набора первичных документов по сделке с вашим партнером может попросить у компании и другие документы и информацию.

Так, например, налоговому органу могут быть интересны различные приказы с работниками (приеме, увольнение и перевод), их должностные инструкции и регламенты, действующие в компании.

Кроме того, они могут попросить вас подготовить для них различные справки об имущественном положении, пояснительные записки со информацией об отдельных сотрудниках и аналитические таблицы со сведениями о платежеспособности компании.

Перечень истребуемых документов в нашей практике, как правило, ограничивается только фантазией проверяющего налогового инспектора.

К сожалению, в практике очень много негативных примеров, где налоговые органы и суды намеренно не отличают друг от друга мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговой проверки от мероприятий, которые уже вне рамок таких проверок.

Необходимо понимать, что в рамках выездной проверки проверяющие должны следовать только положениям статей 89 и 93 НК РФ при их взаимном применении и помнить, что в рамках выездной проверки могут истребоваться только документы, а не информация.

Однако, это идеальная картина, которая в угоду конъюнктурным выгодам крайне неинтересна юрисдикционным органам нашего государства.

Яркий пример тому — три относительно свежих кейса (Арбитражные дела №№ А40-49615/2020, А40-49591/2020, А40-31193/2020), где компания проиграла спор с налоговым органом.

Указанные выше кейсы лишь маленькое напоминание о том, как легко противозаконные действия проверяющих становятся законными. Увы, но на подобную негативную практику необходимо обращать пристальное внимание.

Однако есть и другая практика судов на основании разъяснений, данных самой же ФНС России, все-таки предлагающая идеальный алгоритм, который гипотетически может сработать.

В этом случае все индивидуально, поэтому детально разбирать данный алгоритм не будем, а лишь рассмотрим его ключевые моменты:

  1. Письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/[email protected] отмечается, что налоговые органы вправе требовать от проверяемого лица только документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налогов, а также документы, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания, перечисления) налогов, сборов (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы только документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (ст. 23 НК РФ). Вывод: права на истребование у компании документов, не являющиеся первичными, в том числе отчетов или аналитических справок (обобщений), у налоговых органов нет. Постановление Верховного Суда РФ от 09.07.2014 N 46-АД14-15 вышеуказанную позицию полностью подтверждает.
  2. Согласно нормам статей 93 и 93.1 НК РФ законодатель разделяет права налогового органа по основаниям и объему запрашиваемых у налогоплательщика документов в зависимости от проводимой в отношении самой компании или ее контрагентов формы налогового контроля (Арбитражное дело № А40-211149/2018).

При принятии решения об отказе в представлении налоговому органу истребуемых им документов (информации) адекватно оценивать негативные последствия такого отказа, которые будут уже связаны с возможным привлечением к участию сотрудников полиции в выездной проверке вашей компании.

При выборе такого варианта идти до последней судебной инстанции и все-таки попытаться преодолеть порочную практику злоупотреблений со стороны проверяющих налоговых инспекторов.

  • Истребование документов и информации при камеральных проверках

Исходя из пунктов 1 и 7 статьи 88 НК РФ смысл камеральной проверки состоит в том, что такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком вместе с налоговой декларацией.

При этом обязанность по представлению налогоплательщиком иных документов должна быть прямо предусмотрена НК РФ. Проверяющий налоговый инспектор при камеральной проверке налоговой декларации может попросить у компании только те документы, которые указаны в статье 88 НК РФ.

Однако налоговому органу могут быть интересны и другие документы и информация. Например, налоговые органы часто запрашивают анализы счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, а также оборотно-сальдовые ведомости.

Во всех двух спорах суды были единогласны и соответственно смело выводим общую позицию:

Анализ счетов и карточек счетов бухгалтерского учета в разрезе субсчетов и контрагентов, оборотно-сальдовые ведомости не относятся к первичным документам.

Хоть статья и одна, но полномочия налоговых органов по ней четко дифференцированы по объему запрашиваемых у компании документов в зависимости от проводимой в отношении ее контрагента формы налогового контроля:

  • в ходе налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать у компании документы (информацию), касающиеся деятельности его проверяемого контрагента компании или иных лиц (пункт 1 статьи 93.1 НК РФ);
  • вне рамок проведения налоговых проверок проверяющий налоговый инспектор вправе истребовать лишь документы (информацию) в отношении конкретной сделки (пункт 2 статьи 93.1 НК РФ).

Срок для представления документов — 5 дней или 10 дней (зависит от основания истребования) со дня получения требования, но может быть продлен по после соответствующего уведомления от проверяемой компании.

В общих чертах получение проверяющим налоговым инспектором документов по пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ представляет собой перекрестную (или встречную) проверку.

Практика классических перекрестных (встречных) проверок не стоит на месте и подвержена влиянию соответствующие экономической конъюнктуры.

На сегодняшний день в практике налогового контроля происходит отраслевая и функциональная специализации направлений налогового контроля, что позволяет выделить несколько причин возможного интереса налоговых органов к вашей компании, которые важно знать и понимать.

Вот примеры некоторых из них:

В указанных выше случаях важно понимать главное — насколько само требование проверяющего налогового инспектора о представлении документов или информации соответствует требованиям налогового законодательства. Разъяснения судов могут в этом помочь.

Важно знать, что основная цель у налоговых органов — это не получение информации и документов, как таковых, а в перспективе вменение вам претензий по не уплаченным кем-то из ваших контрагентов налогов. Здесь имеют место намеренные нарушения со стороны налоговых органов при истребовании документов в рамках статьи 93.1 НК РФ.

Вот несколько возможных примеров, где налоговые органы, либо нарушают порядок получения нужной информации, либо находятся на грани разумных пределов своих полномочий:

  • 1. Налоговый орган запрашивает у компании документы по деятельности его проверяемого контрагента и указывает в требовании, что документы нужны в связи с иными мероприятиями налогового контроля, а запрашивает, при этом, документы и информацию, которые касаются деятельности компании в целом, не конкретной сделки, как того требует пункт 2 статьи 93.1 НК РФ.

В первом случае требование является незаконным. В случает отказа от представления документов и информации по нему будет шанс признать его незаконным. В практике такие случае имеются (Арбитражное дело № А76-15894/2019);

  • 2. Налоговый орган запрашивает у компании документы и информацию о конкретном вашем контрагенте, но за период до начала отношений с ним.

Второй случай — это случай, который, как сказано выше, находятся на грани разумных пределов полномочий налоговых органов. Грань состоит в том, что если в соответствующий период у компании не было отношений с конкретным контрагентом, то достаточно сообщить об этом налоговому органу, и это будет означать надлежащее исполнение такого требования.

Здесь мы также можем обратиться к соответствующей практике применения налогового законодательства (Арбитражное дело № А12-43960/2019).

Рекомендации директору и бухгалтеру компании при взаимодействии с налоговыми органами

Рекомендации при общении с налоговым органом при истребовании у компании документов и информации будут похоже на рекомендации при непосредственном (коммуницированном) общении с налоговыми органами, например, при вызове директора или бухгалтера компании для дачи пояснений или на допрос в качестве свидетеля.

В случае отказа от представления документов и информации статьями 126 и 129.1 Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность компании. Кроме того, за отказ от представления налоговому органу документов и информации директор компании может быть привлечен к ответственности в соответствии со статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если компания действует добросовестно и уверена в своих контрагентах, не ставила целью получить необоснованную налоговую выгоду и готова это подтвердить, то представлять документы нужно обязательно.

Если требование является необоснованным и противоречит налоговому законодательству, то такое требование необходимо оспаривать.

Давать или не давать документы и информацию налоговому органу — зависит от конкретных обстоятельств. Адекватная оценка, лицами, принимающих решения в компании, последствий неполного представления документов и информации или отказа от представления их в будущем может помочь избежать негативных последствий для компании при общении с налоговыми органами.


Разрыв по НДС — неприятная ситуация, которая может произойти с налогоплательщиком. Обнаружение разрыва всегда сопровождается общением с налоговой, зачастую итогом становится доначисление налога. Как находят разрывы, какие они бывают и что делать в случае их обнаружения, опишем в нашем материале.

Как налоговая проверяет корректность НДС

Прежде чем пояснить, что значит разрыв по НДС, расскажем, как налоговики проверяют корректность исчисления НДС.

Российские налоговики снабжены современным программным обеспечением, которое из года в год совершенствуется.

А теперь расскажем, как проверяют разрывы по НДС. Разрыв по НДС выявляют с помощью АСК НДС.

Чтобы понять, что это - разрыв в цепочке НДС, обратимся к налоговой декларации по НДС.

В декларацию по НДС помимо общих цифр входят разделы 8–12, которые, по сути, являются книгами продаж, покупок и журналами учета счетов-фактур. То есть у налоговиков есть данные счетов-фактур, которые были выставлены и по которым налог был принят к вычету.

Получается, что налоговый разрыв по НДС - это несоответствие в данных, отраженных в книгах покупок и продаж у контрагентов. Какие несоответствия имеются в виду, рассмотрим ниже.

Какие бывают разрывы по НДС

Разрывы по НДС можно условно разделить на прямой разрыв по НДС и сложный разрыв по НДС.

Снова обратимся к декларации по НДС. Итак, налоговики с помощью программного обеспечения сопоставляют данные книг покупок и книг продаж. Любой счет-фактура, отраженный в книге покупок одного хозсубъекта, должен быть отражен в книге продаж другого хозсубъекта. Если этого не происходит, то можно говорить о прямом разрыве по НДС.

Однако не всё так просто, и на прямом сравнении дело не заканчивается. АСК НДС сопоставляет данные не только в паре продавец/покупатель, программа отслеживает всю цепочку по поставщикам, анализируя заявленные вычеты и фактическую уплату НДС в бюджет. Такой глубокий анализ и выявление несоответствий на втором, третьем и так далее уровнях принято называть сложным разрывом по НДС.

Какие именно несоответствия относятся к разрывам:

  • отсутствие контрагента в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие отчетности у контрагента или нулевая отчетность;
  • неуплата налога в бюджет.

Также разрывы можно охарактеризовать как технические и разрывы по схеме.

Технический разрыв может быть вызван технической ошибкой. Например, неверно указаны значимые реквизиты счетов-фактур, случайно не отражены счета-фактуры в книге продаж.

Схемные разрывы по НДС — это неправомерное применение налогоплательщиком вычетов, использование незаконных схем оптимизации налогообложения. Однако и добросовестный налогоплательщик может быть уличен в разрыве по НДС.

Обнаружен разрыв: действия налоговиков

Обнаружен разрыв по НДС - последствия для компании почти всегда одинаковы. Налоговики будут делать всё, чтобы закрыть разрыв по НДС. Вернее, закрытием разрывов по НДС будет заниматься, конечно, сама компания.

Если разрыв технический и прямой, то вопрос, как убрать разрыв по НДС в этом случае, не стоит остро. В ответ на требование налоговой компания просто исправляет свою ошибку, подав уточненную декларацию.

А что предпринимается для устранения разрывов по НДС более сложного характера?

При обнаружении разрыва НДС - схемы контролеры начинают производить действия, соответствующие внутренней инструкции налоговиков по разрывам по НДС. Эти правила не отражены в законодательных актах, они представлены в налоговой методичке, поэтому ориентироваться налогоплательщикам на них не требуется, но знать, о чём идет там речь, полезно.

При выявлении разрыва налоговики начинают досконально проверять всю цепочку поставщиков/покупателей. Налог должен быть уплачен в бюджет в любом случае. Раз обнаружен разрыв, значит, налог не уплачен. Налоговики усматривают в этом схему уклонения от уплаты налогов и ищут выгодоприобретателя. А при разрыве по НДС как узнать выгодоприобретателя?

Налоговики делают это начислением баллов, проверяя данные за два года, предшествующие проверке:


Анализу подвергаются следующие параметры:


Из приведенной схемы видно, что почти любую активно функционирующую компанию можно назначить выгодоприобретателем по разрыву в налоговой декларации по НДС.

Затем с выгодоприобретателем начинают работать.

Обнаружен разрыв: действия налогоплательщика

Что делать при разрыве по НДС, зависит от того, как действуют налоговики.

Они могут прислать требование о даче пояснений по налоговому разрыву по НДС или внесении исправлений в декларацию.

Как ответить на требование о разрыве НДС, зависит от того, в чём выявлена ошибка. Повторимся, если ошибка носит технический характер, то надо подать уточненную декларацию или представить пояснения налоговой.

Как проверить корректность декларации по НДС по контрольным соотношениям, мы писали в статье.

Если проблема со стороны контрагента (не указан искомый счет-фактура, не уплачен налог в бюджет и пр.), то дальнейшие действия налогоплательщика зависят от того, насколько он уверен в своей правоте и способности защищать свои права.

Как видим, претензии со стороны налоговиков в части разрывов по НДС могут прилетать не только после камералки собственной декларации по НДС, но и после проверок деклараций контрагентов даже не первого уровня.

Как отбиться от налоговой по разрыву по НДС? Проще всего выполнить требование налоговиков, убрать спорный вычет и доплатить налог. Это можно сделать даже в том случае, если сделка реальная и налогоплательщик ни в чём не виноват. Многие поступают именно так, опасаясь более глубоких проверок.

Но если цена вопроса высока и никаких нарушений налогоплательщик не совершал, то надо, конечно, бороться за свои права в виде вычета.

В ответе на требование можно указать следующее:


Далее может последовать вызов в налоговую по разрыву НДС, если требования налоговиков по доплате налога не были удовлетворены.


Подводим итоги

Требования по разрывам в цепочке НДС могут прийти налогоплательщику не только после камеральной проверки его собственной декларации, но и после проверок деклараций контрагентов второго, третьего и так далее уровней. При выявлении разрыва — несоответствия в декларациях по НДС — налоговики ищут выгодоприобретателя. Как правило, таковым становится компания, способная доплатить налог в бюджет. Налогоплательщик может доплатить налог, даже если не согласен с претензиями. Но может и добиваться права на вычет, если имеет железные доказательства своей правоты и ресурсы на спор с налоговой.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

В случае выявления ошибок, несоответствий или противоречий при проверке налоговой декларации по НДС налогоплательщику направляется требование о представлении пояснений.

Открыв приложенный файл в формате .pdf в самом требовании, можно определить с чем именно связано требование:

Налогоплательщик вправе отказаться от приема поступившего требования в следующих случаях:

  • ошибочного направления требования;
  • несоответствие требования утвержденному формату;
  • отсутствие (несоответствие) электронной подписи уполномоченного должностного лица налогового органа.

Для формирования и отправки квитанции о приеме нажмите кнопку Подтвердить прием в самом требовании:



Открывшаяся форма содержит вкладки с номерами разделов, сведения в которых необходимо уточнить в соответствии с поступившим требованием, а также вкладки для формирования других пояснений (по контрольным соотношениям; по сведениям, отсутствующим в книге продаж; по иным основаниям).

На каждой вкладке по разделам находятся строки, которые содержат сведения, поступившие из ФНС и нуждающиеся в перепроверке.

Если в базе найдена отправленная декларация за тот период, год, с тем видом корректировки и по той организации, которые указаны в требовании, то в строке "Декларация" значение будет проставлено автоматически. Если такая декларация не найдена, то выберите вручную отправленный файл декларации по гиперссылке Выбрать из базы или Выбрать файл:


В поле Ответ необходимо выбрать один из двух пунктов:

  • Сведения верны - выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных в соответствующей строке Раздела 8 налоговой декларации, представленной в налоговый орган.
  • Выявлены расхождения - выбирается в том случае, когда после проверки налогоплательщик обнаружил ошибки в показателях соответствующей регистрационной записи Раздела 8.

После выбора пункта Выявлены расхождения в табличной части появится дополнительная строка, в которой необходимо указать правильные значения:


Проверьте все нуждающиеся в уточнении строки каждого из разделов. После проверки части сведений сохраните результат, нажав кнопку Записать. Все изменения будут сохранены, и в следующий раз вы сможете продолжить проверку с того места, на котором остановились.


Для обработки оставшейся части записей далее будет необходимо повторить процедуру подготовки пояснений, нажав кнопку Подготовить пояснения внутри требования.

В табличной части открывшейся формы Пояснения к декларации будут размещены только необработанные записи, т.е. те, которые еще не были отправлены в налоговый орган. Ранее подготовленные и направленные налоговому органу пояснения можно просмотреть, пройдя по гиперссылке Пояснения на другие строки требования.

При необходимости представить пояснения не только по выявленным несоответствиям в разделах 8–12 налоговой декларации, но и по нарушениям контрольных соотношений показателей, откройте документ о представлении пояснений и перейдите на закладку КС, где с помощью кнопки Добавить внесите в графы:

  • Номер соотношения — номер контрольного соотношения из полученного Требования, соответствующий приложению к письму ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.
  • Пояснение расхождений по контрольному соотношению (1000 символов) — текстовую информацию, поясняющую возникшие расхождения:


Если в результате проверки требования по контрольным соотношениям будут выявлены ошибки, приводящие к изменению стоимостных показателей налоговой декларации, следует представить уточненную налоговую декларацию.

В случае если налогоплательщику было направлено требование о представлении пояснений только по контрольным соотношениям показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, то поступивший файл требования не будет содержать файлы приложений по разделам 8–12.

При подготовке ответа на требование в документе Пояснения к декларации необходимо вручную указать налоговую декларацию, к которой и представляются пояснения, пройдя по гиперссылкам Выбрать из базы или Выбрать файл.

Далее на закладке "КС" нужно представить пояснения, как было описано выше. При этом в документе закладки, предназначенные для исправления показателей Разделов 8–12 декларации по НДС, будут отсутствовать.

Если согласно требованию необходимо представить пояснения по отсутствию тех или иных регистрационных записей в книге продаж (или по иным ошибкам/противоречиям, выявленным в ходе камерального контроля декларации по НДС), то для формирования пояснений перейдите на соответствующие закладки документа Пояснения к декларации.

Например, в случае отсутствия в Разделе 9 налогоплательщика регистрационной записи по счету-фактуре, по которому контрагентом была отражена соответствующая регистрационная запись в разделе 8 налоговой декларации, на вкладке Нет в книге продаж:

  • по кнопке Добавить вручную перенести в каждую строку информацию из поступившего от налогового органа Требования в формате .pdf (об этом напоминает текст над табличной частью документа);
  • представить пояснения по каждой строке, выбрав один из двух возможных вариантов ответа: Не подтверждается или Выявлены расхождения.

Значение Не подтверждается выбирается в том случае, если после проверки налогоплательщик уверен в достоверности сведений, отраженных им в Разделе 9 налоговой декларации (или в Приложении 1 к Разделу 9 уточненной налоговой декларации), представленной в налоговый орган, подтверждая тем самым отсутствие у него соответствующей операции, являющейся объектом налогообложения по НДС, и выставления данного счета-фактуры.

При выборе такого варианта ответа графы Вид операции, Раздел, Всего (в руб.), Всего (в валюте счета-фактуры), Посредник (ИНН/КПП) не заполняются.

Значение Выявлены расхождения выбирается, если в результате проверки налогоплательщик обнаружил ошибку в отражении/неотражении данного счета-фактуры в декларации. После выбора этого вида ответа в табличной части для соответствующей регистрационной записи появляется дополнительная строка.

В строку По данным ФНС необходимо вручную перенести информацию из поступившего от налогового органа требования в формате .pdf, а в строке Уточненные данные указать исправленные значения:


Если в результате проверки было выявлено неправомерное отсутствие регистрационной записи по данному счету-фактуре в книге продаж (дополнительном листе книги продаж), то для исправления допущенной ошибки будет необходимо представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, внеся недостающую запись в Приложение 1 к Разделу 9.

На вкладке Иные пояснения можно представить любую текстовую информацию, поясняющую те или иные несоответствия (расхождения), выявленные при камеральном контроле:


Всю информацию, направленную налоговому органу, можно также увидеть в разделе Отчеты - Письма. Подгружать дополнительные файлы или скан-копии документов к ответу на требование о представлении пояснений по НДС нельзя.

ФНС России говорит о ежегодном увеличении поступлений налогов в бюджет при одновременном сокращении проводимых выездных налоговых проверок. Причем растут показатели начислений в связи с добровольным уточнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств (прежде всего по НДС).

Ведущий налоговый юрист, эксперт по сопровождению налоговых проверок и судебному представительству в спорах

Далее в статье для удобства рассматриваемые вызовы в налоговый орган для побуждения налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств названы нами обобщено — комиссиями по НДС.

Хотя на практике они сейчас называются налоговыми органами по-разному:

Как построена работа комиссий по НДС

Следует отметить, что вызов на комиссию оформляется уведомлением, в котором, как правило, налоговый орган уже указывает тех контрагентов налогоплательщика, по которым у него имеются вопросы.

По результатам проведения комиссии налоговый орган, как правило, составляет протокол комиссии (рабочей группы), где инспекторы отражают информацию о том, в связи с чем была проведена комиссия, кто на ней присутствовал от налогового органа и от налогоплательщика, а также рекомендации по представлению уточненных налоговых деклараций по НДС и срок на такое представление (на практике, как правило, это срок в пределах двух недель с момента заседания комиссии).

Тем самым, по сути, такие налоговые комиссии на сегодняшний день уже представляют собой самостоятельную форму налогового контроля, при этом примечательно, что в НК РФ вообще не закреплен порядок проведения этой формы контроля.

Вместе с тем нормы статьи 31 НК РФ дают налоговому органу право вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов, либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.

При этом зачастую вызов налогоплательщика на подобную комиссию является признаком того, что налоговый орган имеет достаточные сведения о налогоплательщике и его спорных операциях, которые позволяют налоговикам выйти с выездной налоговой проверкой (в том числе с тематической, когда налоговым органом проверяется лишь один какой-либо налог, как правило НДС, за определенный налоговый период) с целью доначисления налогов по операциям с проблемными контрагентами.

При этом налоговые органы в таких ситуациях ссылаются на статью 54.1 НК РФ.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы в рамках проверок обоснованности полученной налогоплательщиком налоговой выгоды руководствуются положениями ст. 54.1 НК РФ, в которой закреплены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов.

В частности, уменьшение налоговой базы (налога) недопустимо, если оно произошло в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения (п. 1 ст. 54.1 ГК РФ).

Налоговый орган может отказать налогоплательщику в праве на уменьшение налоговой базы (налога) в случае наличия сомнений в деловой цели такой сделки (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Также в пп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК содержится требование о том, что обязательство по сделке должно быть исполнено непосредственным контрагентом налогоплательщика и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.

При обнаружении сомнительных контрагентов инспекторы грозят налогоплательщикам проведением выездной налоговой проверки либо (реже) — передачей информации в правоохранительные органы, в случае отказа представить уточненные декларации по НДС.

Что делать, если вызвали на комиссию по НДС

Следует помнить, что на рассматриваемую комиссию вправе явиться не только генеральный директор и главный бухгалтер налогоплательщика, но и представитель по доверенности (например, юрист).

Можно дать следующие рекомендации, как вести себя, если ваша компания получила вызов на комиссию по НДС.

Во-первых, не следует игнорировать вызов на комиссию, лучше явиться в налоговый орган согласно уведомлению.

Получив вызов на комиссию, необходимо подготовить все либо часть истребуемых документов и информации (если было получено соответствующее требование о представлении документов и информации вместе с уведомлением о вызове), а также проанализировать ситуацию и возможные вопросы, подготовиться к ним. Важно дать понять налоговому органу, что налогоплательщику нечего скрывать, и он открыт к диалогу и взаимодействию.

В-третьих, надо проанализировать результаты комиссии (в том числе вместе с налоговым юристом) и сделать выводы, есть ли основания для добровольного уточнения налоговых обязательств по НДС.

Стоит отметить, что на практике многих налогоплательщиков пугает перспектива проведения выездной налоговой проверки и предупреждение налогового органа о дальнейшей передаче сведений в органы полиции. Такая тактика контролеров нередко приносит свои плоды в виде незамедлительного предоставления уточненных налоговых деклараций и доплаты НДС в бюджет.

Однако не следует поспешно исполнять пожелания инспекторов по уточнению своих налоговых обязательств. Необходимо понять, действительно ли есть налоговые риски, проконсультироваться с налоговым юристом, взвесить все за и против и принять наиболее правильное для компании решение.

Как оценить налоговые риски

Надо отметить, что решение зависит от того, как сам налогоплательщик и его руководство смотрит на сложившуюся ситуацию и спорные сделки с сомнительными контрагентами, вызвавшими интерес у налогового органа.

Так, если в действительности спорные контрагенты являются реально действующими организациями, а у вас имеются доказательства реальности самой сделки и ее исполнения именно спорным контрагентом (например, журналы учета пропусков транспорта, свидетельские показания и др.), а также доказательства проявления вами должной коммерческой осмотрительности (в частности, деловая переписка с контрагентом, полученные от него документальные доказательства наличия трудовых ресурсов, транспортных средств, соответствующего опыта и т.д.), то в такой ситуации необходимо занимать позицию об отсутствии правовых оснований для добровольного уточнения налоговых обязательств по спорным операциям и соблюдении налогоплательщиком положений ст. 54.1 НК РФ.

Ситуация из практики

После направления такого письма в налоговый орган, налогоплательщика не вызывали на комиссии по данному контрагенту. Выездная налоговая проверка также не назначалась.

Задача 1. При исполнении кредитной организацией поручения налогоплательщика о перечислении сумм налогов в бюджет была допущена техническая ошибка, повлекшая зачисление данных средств на счет другого клиента банка. Выявлено это было лишь по прошествии некоторого времени, когда срок уплаты данного налога уже истек. Кто должен нести ответственность за неуплату налога? С кого будут взысканы суммы неуплаченного налога и в каком порядке?

Ошибка в оформлении платежного поручения на уплату налогов или страховых взносов не редкость в практике налогоплательщиков. Налоговый кодекс РФ не дает прямого ответа на вопрос о том, что делать, если налогоплательщик неверно указывает КБК в платежном поручении. Однако налогоплательщик может руководствоваться положениями абзаца 2 п. 7 ст. 45 НК РФ. Эта норма устанавливает порядок действий налогоплательщика в ситуации, если в оформлении поручения он обнаружит ошибку, которая не привела к тому, что налог не был перечислен в бюджет на соответствующий счет. В таком случае налогоплательщик может подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие уплату указанного налога и его перечисление в бюджет, с просьбой уточнить основания, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус налогоплательщика.

Шаг 1: пишем заявление в налоговую инспекцию

Бухгалтеру следует обратиться в налоговую инспекцию с заявлением. В нем нужно сообщить о допущенной ошибке и попросить уточнить КБК.

К заявлению стоит приложить платежные поручения на перечисление налогов.

Шаг 2: получение решения об уточнении платежа

О подаче заявления в налоговую инспекцию следует сообщить сотруднику ИФНС России, с которым проводится сверка расчетов. Налоговый кодекс РФ не содержит указаний на то, в какой срок решение об уточнении платежа должно быть принято и направлено налогоплательщику. На практике решение принимается в течение нескольких дней после подачи заявления. В соответствии с п. 7 ст. 45 НК РФ на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогов (если она проводилась) налоговый орган принимает решение об уточнении платежа. Решение принимается на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.

При этом налоговый орган пересчитывает сумму пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Шаг 3: проверяем правильность расчетов


  • решение об уточнении платежа получено на руки;

  • акт сверки расчетов с инспекцией получен после получения решения об уточнении платежа, при этом в нем все операции по лицевому счету налогоплательщика отражены верно, с учетом уточнения платежей.

Задача 2. Главный бухгалтер предприятия до сдачи отчетности по авансовым платежам по налогу на прибыль попала в больницу. Налоговый орган, учитывая уважительную причину, освободил только главного бухгалтера от административной ответственности, наложив на предприятие штраф за несвоевременное представление отчетности по ст. 119 НК РФ. Прав ли налоговый орган? В каком порядке можно обжаловать действия налоговой инспекции?

Главный бухгалтер предприятия является его должностным лицом и в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" N 402-ФЗ несет ответственность за своевременность представления бухгалтерской отчетности.
В случае непредставления или несвоевременного представления в налоговые органы документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов РФ, предприятия несут ответственность в виде штрафа в размере 20% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога. Кроме того, законодательством РФ предусмотрена ответственность и должностных лиц предприятий, виновных в нарушении налогового законодательства.

На должностных лиц предприятий, виновных в непредставлении или в несвоевременном представлении форм бухгалтерского отчета, балансов и т.п., может быть возложена административная ответственность.

Задача 4. При проведении выездной налоговой проверки инспектор истребовал у налогоплательщика необходимые для проведения налоговой проверки документы. В требовании не было указано конкретное количество истребованных документов, а расчет производился исходя из количества наименований документов, определенных только родовыми признаками. В связи с непредставлением в установленный срок истребованных документов в количестве 97 штук было принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения на основании п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 4 850 рублей. При этом указанные в требовании во множественном числе документы (например, банковские выписки, счета-фактуры, авансовые отчеты, договоры) при расчете штрафа определялись как один документ. В отношении руководителя организации был составлен протокол об административном нарушении законодательства о налогах и сборах. Правомерно ли привлечение к ответственности организации и ее руководителя? Правильно ли исчислен штраф?
В данном случае налоговый орган неправильно, на мой взгляд, исчислил сумму штрафа. Документы налогоплательщиком возможно не были представлены, потому что из требования невозможно было понять, какие конкретно документы нужны.

Таким образом, прав налоговый орган.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от фактического наличия данного транспортного средства у налогоплательщика.

Прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

Задача 9. Индивидуальный предприниматель Громов, состоящий на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя по месту жительства в г. Угличе Ярославской области, 1 июня 2015 г. в связи с началом своей предпринимательской деятельности в г. Ярославле подал заявление в межрайонную ИФНС г. Ярославля о постановке его на учет в качестве плательщика единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Налоговый орган решением от 10 ноября 2015 г. привлек его к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ. Оцените правомерность решения налогового органа. Изменится ли решение задачи, если Громов состоит на налоговом учете по месту жительства и здесь решил перейти с общего режима налогообложения на специальный режим ЕНВД?

Индивидуальный предприниматель, изъявивший желание перейти на уплату ЕНВД, подает в течение пяти дней со дня начала применения указанной системы налогообложения заявление о постановке на учет по форме № ЕНВД-2 в налоговую инспекцию по месту осуществления предпринимательской деятельности.

На это отводится 5 дней со дня начала применения этой системы налогообложения.

В настоящее время плательщики ЕНВД не обязаны сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет о каких-либо изменениях в ранее сообщенных сведениях о видах и местах осуществления деятельности. Вместе с тем, налогоплательщик вправе сообщить налоговому органу о таких изменениях с использованием формы заявления о постановке на учет / заявления о снятии с учета .

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

Считаем, что выводы проверяющих противоречат действующему законодательству РФ о налогах и сборах по следующим основаниям. У организации есть факт неуплаты (неполной уплаты) сумм НДС.

Но расчет штрафа неверен.

. На основании вышеизложенного в соответствии со статьей 140 Налогового кодекса РФ просим отменить решение ИФНС № 18 по г. Кирову и прекратить производство по делу в связи с отсутствием оснований для привлечения организации к налоговой ответственности. Директор ______________ А.В. Иванов (должность руководителя организации) М.П.
Задача 12. Налоговый орган провел выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя Корнеева по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период 2012–2013 гг. В акте проверки от 25.01.2014, составленном по результатам выездной проверки и врученном 26.01.2014, установлено систематическое неправильное отражение в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, хозяйственных операций. Налоговый орган вынес решение от 30.01.2014 о привлечении к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ. Оцените правомерность решения налогового органа и порядок его обжалования.

В ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается ответственность за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. С 1 января 2014 года из ст. 120 Налогового кодекса РФ исключено указание на субъект правонарушения. В предыдущей редакции данной статьи субъектами налогового правонарушения, привлекаемыми к ответственности, являлись организации и индивидуальные предприниматели. Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается: - отсутствие первичных документов;

- отсутствие счетов-фактур; - отсутствие регистров бухгалтерского учета или налогового учета; - систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета;

- систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций;

- систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Решение налогового органа правомерно.

Задача 13. Должностные лица налогового органа по итогам проведенной выездной налоговой проверки организации составили акт, согласно которому налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ. Организация представила свои возражения на акт проверки. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки руководителем налогового органа было принято решение о привлечении организации к налоговой ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 122 НК РФ. В письменных возражениях налогоплательщик просил учесть смягчающее обстоятельство — тяжелое финансовое положение организации. Вправе ли руководитель налогового органа при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки ужесточать меру ответственности за совершение налогового правонарушения? Составьте жалобу на решение налогового органа.

Читайте также: