Определение размера налогов какой банк осуществляет

Обновлено: 19.05.2024

Федеральные региональные и местные налоги — это основные виды налогов, существующие в РФ. Нормы, правила и виды налогообложения установлены на законодательном уровне. От уровня законодательной власти, установившей ключевые правила применения фискальных обязательств, зависит их классификация.

Основная характеристика и различия

Итак, все фискальные платежи можно разделить на три вида: федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Ключевое отличие между этими платежами — это уровень власти, который устанавливает основные нормы и правила применения налогообложения. То есть если полномочия по определению ставки, льготы, периода и принципов переданы властям субъекта России, то и платеж считается региональным.

Однако нужно отметить, что фискальные платежи регламентированы в Налоговом кодексе РФ . То есть НК РФ является правовой основой действующей налоговой системы государства. Это значит, что муниципальные органы управления, а также власти субъекта России не вправе вводить дополнительные (новые) обязательства. В их полномочия входит конкретизация порядка налогообложения по действующим фискальным сборам.

Второе отличие — это уровень бюджета (казны), в который зачисляется платеж. Так, налоги и сборы по уровню бюджетов бывают:

  • федеральные — зачисляемые напрямую в казну Федерации (первый уровень);
  • региональные — поступающие в казну субъекта (второй);
  • местные — перечисляемые в бюджет муниципального образования (третий).

Третьим отличием является территориальный признак, то есть территория, на которой действуют основные принципы налогообложения. Не само обязательство, а именно порядок его применения.

Так, обязательства первого ранга применяются на территории всего государства. Принципы, правила и нормы, закрепленные в НК РФ, едины для исполнения для всей России.

Особенности обременений второго ранга устанавливаются для конкретного региона. Например, власти одной области вводят региональные налоговые льготы, снижают ставки, утверждают отчетные периоды и авансовые платежи, обязательные для жителей данного региона. Следовательно, в ином субъекте могут быть приняты иные нормы.

Для сборов третьего, местного, ранга алгоритм и особенности налогообложения действуют только на территории муниципального образования. Следовательно, в отличие от местных налогов, федеральные налоги и порядок их применения не может быть изменен на муниципальном или региональном уровнях. Далее приведем закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налогов в России

Итак, мы определили, что налоги бывают федеральные, региональные и местные. Также установили их ключевые отличия. Теперь определим, какие фискальные платежи следует относить к конкретному виду. Для этого распределим все действующие платежи и сборы в таблицу.

Федеральные, региональные и местные налоги, таблица:

  • акцизы ;
  • НДФЛ ;
  • НДС ;
  • на прибыль ;
  • водный ;
  • госпошлина ;
  • специальные режимы ( УСН , ЕНВД , ЕСХН , СРП , патенты );
  • страховые взносы ;
  • на добычу полезных ископаемых ;
  • сборы за пользование объектами животного мира .

Подведем итоги

Все налоговые обязательства разделены на три уровня в зависимости от того, в какой бюджет они зачисляются. Общие правила налогообложения регламентирует НК РФ, который является основной действующей фискальной системой России.

Для местных и региональных сборов характерные особенности применения налогообложения устанавливают власти соответствующего ранга. Однако отступить от общих норм, закрепленных в НК РФ, власти второго и третьего уровней не вправе.

Фискальные платежи формируют доходную часть бюджета, в который средства зачисляются напрямую. Для обязательств первого и второго уровней допустимо перераспределение между нижестоящими бюджетами. То есть предоставление средств в виде субсидий, субвенций и прочих трансфертов.

Отметим, что данное распределение определяется в соответствии с действующим федеральным бюджетным законодательством. А именно Бюджетным кодексом России. Такое дробление обязательств используется для стимулирования развития регионов России.

Компания, которая оказывает финансовые услуги: например, открывает вклады, выдает кредиты, помогает бизнесу выпускать ценные бумаги

Банк — это компания, которая занимается операциями с деньгами, ценными бумагами и драгоценными металлами. Он оказывает финансовые услуги государству, физическим и юридическим лицам.

Рассказываем, какие банки бывают, чем они занимаются и на чем зарабатывают.

Что делают банки

Банки делают три вещи: хранят деньги, дают их в долг и проводят платежи. Они зарабатывают на комиссиях, процентах и обслуживании.

Вклады. Организации, предприниматели и физлица могут сдать деньги в банк на хранение. Вклад помогает обеспечить безопасность денег и заработать проценты, которые могут частично или полностью покрыть обесценивание средств — инфляцию.

Когда вкладчик приносит деньги, банк переводит определенный процент на специальный счет в Центральном банке: там деньги хранят до тех пор, пока клиент не решит их забрать. Остальную сумму банк пускает в оборот и зарабатывает на ней. Например, выдает кредит другому клиенту. Отсюда берутся проценты по вкладу: банк делится с вкладчиком частью прибыли, которую получил за то время, пока использовал его деньги.

Деньги со вклада можно забрать в любой момент, если в договоре не прописаны другие условия. Но банку это невыгодно: он успел заработать меньше, чем рассчитывал. Поэтому процент, который получит клиент, будет маленьким.

Кредиты. У банка можно взять деньги в долг под проценты и постепенно возвращать. Это может сделать даже государство, но не у любого банка. Если деньги не вернуть, назначат штрафы и запретят выезд за границу.

Виды банков

В России двухуровневая банковская система: первый уровень — Центральный банк, второй — коммерческие банки. У каждого свои функции.

Центральный банк. Банк России — главная кредитная структура государства. Он помогает власти разрабатывать меры сдерживания инфляции, но остается независимым: правительство не отвечает по обязательствам Центробанка, а Центробанк — по обязательствам правительства.

Банк России может выдавать кредиты другим государствам, а населению — нет. Вот что он делает внутри страны:

  1. Принимает решение об эмиссии, то есть выпуске денег, определяет вид банкнот и номинал.
  2. Контролирует уровень инфляции: удерживает курс рубля стабильным и устанавливает ключевую ставку.
  3. Контролирует кредитные организации. ЦБ проверяет, чтобы все участники финансового рынка соблюдали закон. Он выдает лицензии и выпускает нормативно-правовые акты, которые регулируют финансовые отношения. Например, составляет инструкции и положения о порядке работы банков.

В кризисной ситуации Центробанк может кредитовать коммерческие банки.

Коммерческий банк. Это частный банк, который оказывает услуги физическим и юридическим лицам: размещает денежные средства на вклады, выдает кредиты, обслуживает счета, обменивает валюту и консультирует по финансовым вопросам.

Коммерческие банки бывают государственными, муниципальными и частными — форма собственности зависит от того, кто создал организацию и владеет ее акциями.

Чтобы банк мог работать, он должен получить лицензию Центробанка. Есть два вида лицензии: базовая и универсальная.

В базовой лицензии есть ограничения: например, нельзя обслуживать иностранных клиентов и открывать филиалы за рубежом. Минимальный уставный капитал при базовой лицензии — 300 млн рублей.

Универсальная лицензия позволяет совершать все виды банковских операций, в том числе и международные. Минимальный уставный капитал при такой лицензии — 1 млрд рублей.

Банки могут быть специализированными и универсальными. Специализированные банки выбирают одно направление. Выделяют три вида таких банков:

  1. Сберегательные. Сберегательные банки предлагают самые выгодные условия по вкладам. Чтобы получить прибыль, они используют полученные деньги для оформления кредитов другим клиентам.
  2. Инвестиционные. Это кредитные организации, которые специализируются на фондовых операциях. Они не выдают кредиты и не предлагают вклады. Инвестиционные банки помогают бизнесу выпускать акции и облигации.
  3. Ипотечные. Ипотечные банки предлагают бизнесу и физлицам крупные кредиты для покупки недвижимости.

Иногда выделяют еще один вид — банк потребительского кредита. Такие банки берут кредит в другой организации и из этой суммы предлагают клиентам-физлицам рассрочку на короткий или средний срок. Например, на покупку кофемашины для дома.

Универсальные банки работают со всеми направлениями.

Операции коммерческих банков

Коммерческие банки могут выполнять несколько видов операций.

Депозитные. Банки размещают вклады, обслуживают счета клиентов, начисляют проценты и обеспечивают возврат средств.

Кредитные. Банки предоставляют кредиты, зачисляют заемные средства на счет, принимают платежи по договору, реструктуризируют кредиты.

Обслуживание счетов. Банки обслуживают клиентские счета, проводят безналичные и наличные расчеты, выводят, зачисляют, переводят средства, исполняют платежные поручения.

Обслуживание карт. Банки проводят операции, связанные с использованием банковской карты: выпускают и перевыпускают карту, проводят платежи и зачисления.

Валютные операции. Банки продают и покупают иностранную валюту, конвертируют ее по запросу клиентов.

Денежные переводы. По поручению клиентов банки переводят деньги на счета других граждан или юридических лиц.

Правовые формы банков

Есть два вида банков по правовой форме: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Учредителями таких банков могут быть компании и физлица. Количество участников общества ограничено: их не может быть больше 50.

Чтобы открыть ООО, участники делают вклад в уставный капитал — деньгами, ценными бумагами или имуществом. Чем больше вклад, тем больше доля участника в компании и тем большую часть прибыли он получит. Минимальный размер доли — 10 000 ₽. Если участник захочет выйти из состава держателей капитала, он может потребовать выплатить сумму доли согласно уставу банка.

Акционерное общество (АО). Выделяют НАО (АО) и ПАО — непубличные и публичные акционерные общества. Капитал таких банков делят между собой акционеры: чем больше акций у держателя, тем больше у него прав.

Основные различия между непубличным и публичным акционерным обществом:

Отличия банков в форме АО и ПАО

Акции и ценные бумаги акционерного общества можно продавать и дарить.

Что такое веб-банкинг

Это форма дистанционного обслуживания клиентов. Чтобы получить услугу, физлицу или юрлицу достаточно установить официальное мобильное приложение и зарегистрироваться в личном кабинете.

Обычно в приложении или личном кабинете есть дополнительные услуги:

  • открыть или продлить карту;
  • оформить заем;
  • открыть вклад;
  • проанализировать финансы;
  • установить автоматические платежи
  • совершить покупки и оформить доставку на дом;
  • уплатить налог.

Веб-банкинг нужен, чтобы клиент мог видеть состояние счетов, легко управлять ими и получать услуги без похода в отделение или звонка оператору.

Банковская тайна

Закон и профессиональная этика обязывают сотрудников соблюдать банковскую тайну — не разглашать персональную информацию о клиентах, счетах, вкладах и операциях.

Раскрыть банковскую тайну можно по запросу суда, антимонопольного комитета, арбитражного управляющего, налоговых или следственных органов, страховых компаний при наступлении страхового случая. Еще банки обязаны информировать Росфинмониторинг обо всех переводах частных лиц на разовую сумму более 100 000 ₽, компаний — от 600 000 ₽.

В других случаях за разглашение конфиденциальных сведений закон предусматривает административную, гражданскую и уголовную ответственность.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

КС РФ в качестве критерия для определения соответствия установленных механизмов регулирования налогообложения нормам Конституции РФ, руководствуется направленностью регулирования на обеспечение полного и всестороннего изучения обстоятельств, имеющих значение для выявления действительного размера налогового обязательства[1].

Исходной посылкой для определения данного понятия является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). По смыслу данной нормы, обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право каждого не быть принужденным к уплате налогов и сборов, не отвечающих указанному критерию[2].

Соответствие данному критерию означает, что обязанность платить налоги должна пониматься как обязанность платить налоги в размере не большем, чем это установлено законом[3].

Соблюдение данного критерия возможно при двух условиях:

  1. Установленный механизм налогообложения, который обеспечивает полноту и своевременность взимания налогов и сборов с обязанных лиц, и одновременно
  2. Надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанный с изъятием средств налогообложения.

Эффективность налогообложения и реальность его целей возможна только при формальной определенность[4], полноте элементов налогового обязательства и учете объективных характеристик экономико-правового содержания налога, что позволяет налогоплательщикам своевременно уплачивать налог, а налоговым органам осуществлять контроль за действиями налогоплательщиков по уплате налоговых сумм в бюджет[5].

Обеспечение полноты и своевременности взимания налогов и сборов с обязанных лиц означает установление федеральным законодательством надлежащих условий исполнения налоговой обязанности, что предполагает определение всех элементов налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, порядок исчисления и уплаты налога[6]. При этом, налоги устанавливаются законодателем в соответствии с сущностью каждого из них и как элементы единой налоговой системы, параметры и условия функционирования которой применительно к каждому налогоплательщику определяются объективными закономерностями и требованиями, включая их экономическую обоснованность и недопустимость произвольного установления[7].

Надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанных с изъятием средств налогообложения означает определение федеральным законодательством системы налоговых органов, относящихся к федеральным экономическим службам, их задачи, функции, формы и методы деятельности, порядок проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов[8].

Конституция РФ, закрепляя обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, непосредственно не предусматривает обеспечительный механизм ее исполнения. В качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, выступает система мер налогового контроля, каковой в соответствии с НК РФ признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ)[9].

Одной из форм проведения налогового контроля являются налоговые проверки – камеральные и выездные[10]. Налоговые проверки, с точки зрения КС РФ, представляют собой механизм определения действительного размера налоговой обязанности налогоплательщика[11].

Указание в данном случае на исчерпывающие меры представляется неслучайным и содержание данных мер может быть выявлено при обращении к практике КС РФ по вопросам, связанным с оглашением показаний, данных не явившимся в суд потерпевшим или свидетелем.

Ввиду того, что именно налогоплательщик обязан уплачивать налог в размере не большем, чем это предусмотрено законом, на налоговый орган возложена обязанность обеспечить надлежащее исполнение данной обязанности, предпринимая для этого достаточные попытки (проявляя немалую настойчивость). При таком толковании, КС РФ рассматривает налоговый орган не только в качестве лица, действия которого направлены на обеспечение фискальных интересов государства, а рассматривает действия налогового органа как направленные на защиту налогоплательщика от возможной уплаты налога в размере большем, чем это предусмотрено законом.

Это свидетельствует о том, налоговые органы должны предпринимать действия, которые по своей направленности соответствуют действиям налогоплательщика, исполняющего обязанность уплаты налога в размере не большем, чем это предусмотрено законом. Налоговый орган в рамках налогового контроля должен установить размер налогового обязательства таким образом, как бы его самостоятельно исчислил налогоплательщик в соответствии с нормами закона.

Иными словами, действия налогового органа, предпринимаемые в рамках налогового контроля, не могут быть им произвольно ограничены в той мере, в какой данные действия необходимы для установления действительного размера налогового обязательства налогоплательщика. При этом данный довод не означает возможность налогоплательщика произвольно отказываться от возложенных на него законом обязанностей, ввиду того, что налоговый орган должен предпринимать исчерпывающие меры, направленные на установление действительного размера налогового обязательства.

Налогоплательщик представляет налоговую декларацию, что является одним из элементов обеспечительного механизма исполнения обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы[16].

Для исполнения обязанности по уплате налога одним из элементов является обязанность налогоплательщиков представлять необходимые для уплаты налогов документы и сведения[17]. Вместе с этим, на налоговые органы возложена обязанность воспользоваться правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию и налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов[18].

Вместе с этим налоговый орган должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные целями налогового контроля меры, в противном случае налоговый контроль может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности[20].

Следовательно, допустимые, исчерпывающие и не чрезмерные действия налогового органа в рамках налогового контроля являются необходимым условием для определения действительного размера налогового обязательства.

На основании вышесказанного, под действительным размером налогового обязательства понимается уплата налогов в размере не большем, чем установлено законом, что возможно, если единовременно соблюдаются следующие требования:

  1. Установлены элементы налогового обязательства (Формальная определенность, полнота элементов налогового обязательства и учет объективных характеристик экономико-правового содержания налога);
  2. Соблюдается надлежащий правовой характер деятельности налоговых органов, который:
    1. Обеспечивается формами налогового контроля (камеральная и выездная налоговые проверки);
    2. Реализуется исчерпывающими мерами, предпринимаемыми налоговым органом, которые направлены на определение действительного размера налогового обязательства.

    [1] Участие свидетеля (п. 1 ст. 90 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 № 1770-О), выездная налоговая проверка (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2672-О, Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 571-О), выездная налоговая проверка за период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 № 2670-О), повторная выездная налоговая проверка (п. 10 ст. 89 НК РФ) и дополнительные мероприятия налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 № 1781-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.11.2015 № 2551-О), вынесение решения по результатам ВНП (п. 3 ст. 89, п. 8 ст. 101 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2017 № 2470-О), применение расчетного метода (Определение Конституционного Суда РФ от 25.11.2020 № 2823-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2021 № 150-О, Определение Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 № 185-О), Совместная с налоговым органом сверка расчетов по налогам (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ) (Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 № 2461-О)

    [2] П. 3 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 № 5-П

    [3] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 13-П, п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2014 № 17-П, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 3531-О, Определение Конституционного Суда РФ от 23.10.2014 № 2320-О, Определение Конституционного Суда РФ от 04.06.2013 № 966-О, Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 № 384-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2009 № 1553-О-П

    [4] Формальная определенность налоговых норм предполагает их достаточную точность, чем обеспечивается их правильное понимание и применение (п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 28.03.2000 № 5-П).

    [5] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П, п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П

    [6] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П

    [8] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П

    [9] Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 № 933-О-О

    [10] П. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 № 14-П

    [12] Определение Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 526-О

    [13] Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 3312-О, Определение Конституционного Суда РФ от 25.06.2019 № 1782-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 № 513-О, Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 № 1969-О, Определение Конституционного Суда РФ от 27.03.2018 № 802-О, Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2018 № 196-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 № 2827-О, Определение Конституционного Суда РФ от 23.11.2017 № 2739-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.12.2017 № 2893-О, Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 № 2252-О

    [14] Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 № 2252-О

    [15] Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 № 2252-О

    [16] Определение Конституционного Суда РФ от 15.11.2007 № 817-О-О, Определение Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 № 1497-О-О

    [17] Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 № 1650-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2020 № 1114-О, Определение Конституционного Суда РФ от 16.03.2006 № 70-О, Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 № 301-О, Определение Конституционного Суда РФ от 19.02.1996 № 5-О

    [18] Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О

    [19] Определение Конституционного Суда РФ от 26.02.2021 № 185-О, Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2021 № 150-О, Определение Конституционного Суда РФ от 25.11.2020 № 2823-О, Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2020 № 2314-О, Определение Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 № 301-О

    [20] п. 2 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 5-П, п. 3 Мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 № 3-П


    Все мы привыкли к карточным переводам. Не надо снимать наличные, бежать в банкомат. Мы не задумываясь даем номер своего карточного счета, или высылаем фото карты по мессенджеру. Еще бы, это так удобно и быстро! Но, к сожалению, не безопасно в плане налогообложения, если вы не имеете статус ИП. Платится ли налог с поступлений на банковскую карту физических лиц или нет, какие риски существуют и как их избежать? Давайте разбираться.

    Вопрос с НДФЛ отпадает, если деньги пришли от юр. лиц или ИП. Они являются налоговыми агентами самостоятельно удерживают и уплачивают НДФЛ в бюджет. Что касается поступлений от физических лиц, то законодательно платежи между физлицами не запрещены и не ограничены. Итак, попробуем разобраться, как избежать лишних доначислений.

    Согласно ст. 209 НК РФ , при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Физическое лицо может получить на банковский счет от физического лица денежные средства по различным основаниям:

    1. Возврат долга от друга, родственника;
    2. Деньги взаймы от друзей на время;
    3. Поступление за оказанную услугу;
    4. Поступление от продажи чего-то, возможно б/у, возможно новое;
    5. И т.д, перечень можно продолжать.

    Ни налоговая, ни банк не разберется на какие цели и по каким причинам получены денежные средства, если нет достаточной информации о назначении платежа. Таким образом, все поступления на счет будут считаться вашим доходом, если такая информация при отправке платежа не указывается.

    Не каждый банковский перевод физических лиц облагается налогом.

    Ст. 217 НК РФ перечисляет доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ. Не облагаются налогом следующие поступления на счет если:

    1. Вы получили доход от продажи физическому лицу имущества, находящегося в собственности более (3-5 лет, исчисление срока имеет особенности, ст. 217, 217.1 НК. РФ);
    2. Вы получили доход от продажи наследства;
    3. Вы получили доход в виде алиментов, перечисленный вам физ. лицом;
    4. Вы получили доход по договору дарения от близких родственников (прямо поименован п.18.1. с. 217 НК РФ)
    5. Вы получили доход по договору дарения не от близких родственников (кроме недвижимого имущества). Доход не подлежат налогообложению НДФЛ. Это разъясняют письма Минфина России от 05.09.2012 N 03-04-05/1-1065, от 04.06.2012 N 03-04-05/5-684, от 20.04.2012 N 03-04-05/6-532, ФНС России от 10.07.2012 N ЕД-4-3/11325@. ФНС придерживается аналогичной точки зрения.
    6. Иные доходы, смотрим ст. 217 НК РФ .

    Должен ли договор дарения или Займа быть составлен в письменной форме? Сделки граждан между собой на сумму, превышающую десять тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных законом, – независимо от суммы сделки желательно оформлять в письменной форме. Эта мера предосторожности поможет доказать свою правоту перед проверяющими в случае возникновения проблем.

    Итак:

    – С должника берем расписку в получении денег, либо сохраняем платежное поручение с отметкой банка и банковскую выписку.

    – Составляем договор займа в письменной форме.

    Откуда налоговики узнают о поступлениях денежных средств на счета физических лиц?

    Информацию о полученных доходах налоговики получают от банков по инициативе банка, либо при проведении собственных мероприятий налогового контроля в рамках камеральных и выездных проверок физических лиц. Как известно, в случае получения информации о поступающих доходах налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в отношении физических лиц (ст. 89 НК РФ). Кроме того, в рамках проверок юридических лиц и ИП информация о движении денежных средств на счетах физиков также всплывает очень часто.

    С 1 января 2018 года во многих регионах страны, в том числе в Москве, уже работает система АСК НДС-3, которая позволяет налоговикам видеть платежи не только юр. лиц и ИП, но и платежи физиков почти в режиме он-лайн. Все данные анализируются системой, которая в свою очередь подключена к системе АИС налог со встроенным блоком ЗАГС. Из доходной базы сразу исключаются платежи между близкими родственниками. Все оставшиеся платежи, не отброшенные системой находятся в зоне риска, особенно если они регулярные и безликие, т.е без назначений платежа.

    Риски и санкции в случае обнаружения незадекларированного дохода по НДФЛ.

    В случае обнаружения незадекларированных доходов, к физическому лицу, помимо доначисления НДФЛ применяются дополнительные штрафы в размере 20% от неуплаченной суммы налога, а также пеня.

    Известны случаи, когда регулярные поступления от физических лиц расценивались, как незаконная предпринимательская деятельность, возможна уголовная ответственность. Несмотря на то, что физические лица не являются предпринимателями, инспекции часто инициируют выездные проверки и доначисляют НДФЛ и НДС. Суды поддерживают проверяющих.

    Апелляция по определению Санкт-Петербургского городского суда от 10.11.2014 № 33-17691/2014) указала, что физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП, при неисполнении обязанностей, возложенных на них НК, не вправе ссылаться на то, что оно не является ИП ( статья 23 ГК и статья 11 НК ) и не является плательщиком НДС. Проанализировав договоры аренды, суд установил, что в договорах учтены возможные риски предпринимательской деятельности. Свидетели показали, что проверяемое лицо в течение длительного времени систематически получало прибыль от сдачи помещений в аренду. Таким образом, истец попал под статью о незаконной предпринимательской деятельности. К нему применили нормы права, применимые к ИП, являющимся плательщиками НДС. С налогоплательщика был взыскан НДС, НДФЛ, штрафы, пеня.

    Аналогичное мнение содержится в определении Новосибирского областного суда от 14.10.2014 по другому делу – № 33-8775/2014 – по результатам выездной налоговой проверки физического лица инспекция доначислила НДФЛ, НДС, пеню и штрафы.

    Вывод:

    Один из основных критериев, по которому следует определять отношение доходных операций к предпринимательской деятельности, связан с “систематическим получением прибыли” . Если однотипные операции по расчетному счету, попадающие под критерий дохода, проходят 1-2 раза в год, то, конечно же, это не предпринимательская деятельность.

    Итак, чтобы не стать объектом доначислений налогов, пени и штрафов, постарайтесь выполнять рекомендации, описанные ниже, это сэкономит вам деньги и сбережет нервы.

    Читайте также: