Оплата налогов это распределение или обмен

Обновлено: 25.06.2024

В вопросах уплаты любых налогов для каждой категории налогоплательщиков есть ряд общих принципиальных положений. Они действуют и для юридических лиц, и для физических, одинаково касаются и резидентов, и фрилансеров, и нерезидентов.

И эти общие правила, и основные отличия в оплате налоговых сборов предлагаем рассмотреть в отношении физического лица. Представителю организации или индивидуальному предпринимателю рациональнее, даже по общим вопросам, все-таки обращаться к консультантам.

Основные принципы уплаты налогов физ. лица

  • на доходы оплата производится до 15 июля года (здесь и во всех сборах с годовым периодом), следующего за отчетным. Основной параметр — вид дохода. Ставка и окончательная сумма зависят от множества факторов, подробнее об этом — ниже;
  • на транспорт оплачивают по месту регистрации автомобиля (или иного вида транспорта). Годовой налоговый период. Платить налог нужно не позже 1 декабря. Подробности — далее;
  • на имущество (какое может быть подвержено налогообложению — в соответствующей главе статьи) срок внесения — до 1 декабря;
  • на землю, если она документально оформлена, как частная собственность, срок аналогичен двум вышеназванным. Взнос поступает в местный бюджет. Более подробно — также в этой статье.

Территориальный орган Федеральной налоговой службы обязан уведомить налогоплательщика по почте о начислениях. Квитанции для оплаты всех этих сборов должны поступить за 30 дней до даты окончания срока их внесения.

Как начисляются основные налоги и сборы?

Порядок начисления всех налогов и сборов определяется на законодательном уровне. Поэтому платежи в бюджет обязательны для любой категории налогоплательщиков. Сборы с каждой из них отличаются по видам, налоговым периодам, базе, ставкам. По разному рассчитываются, оплачиваются, имеют различные формы отчетности.

Объять всё перечисленное в рамках одной статьи невозможно, да и читать такой текст будет тяжело. Поэтому сегодня мы рассматриваем только налогообложение физ. лиц по вышеуказанным категориям.

Налог на доходы

Самым весомым сбором для рядового гражданина является тот, который он платит за свои доходы. Данный налог вносится в непосредственно в казну государства. Облагаются им все доходы, полученные в отчетном году, как в валюте, так и в натуре. Самые распространенные: заработная плата, премии, прибыль от продажи имущества или сдачи его в аренду, подарки, выигрыши.

Сюда же входят и оплата организацией вашего питания или обучения и т.п. Ставка для налогового резидента — 13%. База этого сбора может иметь различные вычеты (социальные, имущественные). С заработной платы его удерживает и вносит в бюджет ваш работодатель. За все остальные доходы налогоплательщик отвечает лично.

Если вы — нерезидент

Не все граждане РФ — ее налоговые резиденты. Как и не все иностранцы в нашей стране — нерезиденты. Главное — не паспорт, а то, сколько дней в отчетном году прожило в РФ физ. лицо. То есть проживший здесь в течение налогового периода (года) менее 183 дней становится для налоговых органов нерезидентом. Исключение — выезд на лечение или обучение длительностью до полугода.

Сборы в таком случае во многом такие же, как для резидента. Но есть и ряд существенных различий. Чаще всего вопросы вызывает НДФЛ. Любой денежный или имущественный доход, исключая специально оговоренные НК РФ, полученный нерезидентом в нашей стране, подлежит налогообложению. Самые распространенные из таких доходов:

  • продажа движимого и недвижимого имущества;
  • прибыль от работы по найму;
  • получение арендной платы (за оборудование, жилье и т.п.);
  • получение дивидендов, процентов от учредительства (участия) в российских предприятиях;
  • получение ценных вещей и имущества в дар.

Есть и исключения, когда налог на доходы физ. лица не взимается. Список таких доходов также достаточно широк. Если же ваш случай к таковым не относится, скорее всего, вам предстоит отчислить в российскую казну 30% своего дохода. Ставка снижается до 15%, когда нерезидент получает дивиденды от российской организации. А также пониженные ставки (взаимные) устанавливаются договором РФ с иностранным государством.

Налог на имущество

В 2019 году изменены некоторые правила исчисления налога на имущество физических лиц. Постепенно увеличивается ставка и стандартизируется ее определение. Изменяется перечень собственности, им облагаемой. На определенные категории недвижимости вводится налоговый вычет. У налогоплательщика появляется право оспорить кадастровую стоимость. Появляются новые категории льготников. Начинается взимание с населения Крыма.

В перечень налогооблагаемого имущества входит:

  • любое приватизированное жилье;
  • незавершенная стройка;
  • капитальное строение хотя бы с одним помещением, позволяющим проживание;
  • гараж или место для парковки транспорта;
  • хоз. постройки площадью до 50 квадратных метров на участке под строительство дома, а также в саду и огороде.

В 2019 году налоговой базой стала кадастровая стоимость имущества. Ставка — 0,1% (без учета изменений в регионах).

Земельный налог

Налог на землю, вместе с имущественным, вы уплачиваете в бюджет города, села или района, к которому относится участок. Налогоплательщик должен обладать землей на праве постоянного пользования или пожизненно наследуемого владения. Ставка регулируется местной администрацией в пределах до 1,5%. Как и имущественный, земельный взнос исчисляется от кадастровой стоимости. Максимум ставки — 2%. Сумма рассчитывается органом ФНС, налогоплательщику остается лишь внести платеж по уведомлению.

Пенсионерам предоставлен налоговый вычет на 600 кв. м участка. Остальные льготники (инвалиды, ветераны ВОВ и т. д) получают такое же право. Но если у вас несколько таких участков, льготу можно использовать лишь по одному из них. О том, какой участок выбран для льготного налогообложения, нужно уведомить налоговую инспекцию. В ином случае вычет отнесут к участку с большей суммой платежа.

Транспортный налог

Не нужно платить налог за:

  • весельные лодки, а также лодки с мотором мощностью до 5 л. с.;
  • специально оборудованные для инвалидов или маломощные легковые авто, приобретенные через органы соц. защиты.

Размер взноса исчисляется сотрудниками инспекции ФНС на основании сведений, полученных от органов учета транспорта. Произвести оплату можно либо по квитанции, либо через интернет.

Налогоплательщик-фрилансер

В категории физ. лиц существуют виды налогоплательщиков, в отношении которых закон предусматривает дополнительные требования по налогообложению. О некоторых стоит упомянуть особо.

Фриланс становится все более популярным способом самозанятости. И если кому-то это дело начинает приносить заметный доход, появляется повод задуматься о налогообложении. Фискальные органы службу свою знают, и лучше не дожидаться момента, когда они заметят вас самостоятельно.

На практике, время для этого наступает, когда месячный доход достигает 50 тыс. руб. При таком размере затраты на легальное индивидуальное предпринимательство в различных его формах перестанут быть неподъемными. В Российской Федерации у фрилансера есть несколько методов вносить в гос. бюджет свою лепту.

Самозанятость

Даже если фрилансер живет не совсем там, где принято нововведение, отчаиваться рано. Нужно указать любой из этих регионов как место своей деятельности. Так вы сможете делать отчисления со своих доходов по более низкой ставке, в сравнении со стандартной подоходной.

Самостоятельная подача налоговой декларации

Можно работать официально, нигде не регистрируясь, но оплачивать налог на доходы физического лица. Для этого необходимо подавать в территориальный орган ФНС налоговую декларацию 3-НДФЛ и согласно указанным в ней доходам платить подоходный налог.

Работа по договору

Можно составить договор с клиентом на выполнение заказа. В договоре раскрываете характер своей работы. Согласно ему получаете деньги по факту выполнения. Кстати, в случае необходимости это же поможет в суде, если ваши права будут ущемлены.

В случае работы по договору сборы в казну и страховые взносы должен платить клиент. Конечно, не все заказчики пожелают заниматься еще и вопросами вашего налогообложения. На выручку приходят онлайн-сервисы для автоматизации документооборота и выплат между заказчиками и фрилансерами. Можно предложить использовать один из них.

Оформление ИП

Клиенты больше всего предпочитают работать с ИП, так как те полностью самостоятельны: сами вносят все положенные сборы, готовят отчетную документацию и декларации. Фрилансеры могут выбрать один из двух налоговых режимов: упрощенную или патентную систему налогообложения.

Упрощенный режим, в свою очередь, тоже может быть в двух вариантах. В первом налоговая ставка — 6% от дохода. Это для тех, кто в процессе деятельности не несет больших расходов. Во втором варианте взимается 15% от дохода за вычетом документально подтвержденных затрат. Это выгодно для тех, кто много тратит на сырье и комплектующие.

Патентная система

Этот налоговый режим подразумевает покупку у местной власти разрешения на занятие определенным видом индивидуального предпринимательства. Расчет размера платежа основывается на вменённой вам сумме дохода, которая зависит от вида деятельности.

Таким образом, стоимость патента зависит от потенциально возможного, а не фактически имеющегося дохода. Верхняя планка для полученного по факту дохода — 60 млн. руб. Если он выше, то придется выбирать иную систему налогообложения.

Способы уплаты налогов

Наличный расчет

В некоторых случаях выгоднее платить налог наличными средствами. Согласно налоговому законодательству, это не возбраняется даже при внесении платежа юр. лицом (в виде исключения при определенных обстоятельствах). Данная форма оплаты доступна:

Можно при работе с платежным автоматом использовать поиск получателя по номеру платежного поручения. В таком случае часть полей будет заполнена системой. Еще удобнее поиск — по штрихкоду. Тогда достаточно поднести квитанцию к считывающему лазеру, после чего следует проверить реквизиты назначения платежа и лишь после этого уплачивать налог. При оплате сбора через терминал сдача поступает на номер телефона, который вы сами укажете.

Безналичный расчет

Безналичный расчет для физического лица — это либо использование терминала того банка, где вы имеете счет, либо онлайн-оплата. По первому варианту комментарии излишни, поэтому перейдём ко второму. Онлайн-сервисов, на которых вы можете уплачивать налог прямо из дома, с рабочего места, а то и просто с телефона, становится все больше. Перечислим самые проверенные.

  • Сбербанк Онлайн;
  • Госуслуги;
  • портал ФНС;
  • Яндекс.Деньги
  • WebMoney (с рублевым кошельком).

Благодаря прогрессу внесение платежей в бюджет становится несложной и недолгой процедурой. Исчезает все больше бумажных документов, экономится время и налогоплательщика, и гос. служащих. Пока далеко не все уплачивают свои налоги онлайн, но, если у вас такая возможность есть, в налоговой инспекции помогут разобраться со всеми нюансами.

Оплата по уведомлению ФНС

Пришедшая к плательщику квитанция уже полностью заполнена сотрудниками налоговой инспекции. Она предполагает несколько вариантов оплаты:

  • в вашем почтовом отделении;
  • в отделении Сбербанка или через его терминал;
  • в онлайн-сервисах, о которых говорилось выше.

Редко, но бывает так, что уведомление от ФНС не приходит. Законодательно определены случаи, при которых плательщики не уплачивают налог. Так, квитанция на оплату не придет, когда:

  • размер исчисленных сборов не достигает 100 руб.;
  • положенная вам льгота покрывает сумму платежей по всем объектам собственности;
  • не имеется налоговой базы для расчета (земля не имеет кадастровой стоимости или недвижимость — инвентаризационной).

Но в некоторых случаях физ. лицо обязано самостоятельно обратиться в налоговую для получения уведомления. Это требуется от тех, кто ранее платил в бюджет более чем 100 руб. или получил в отчетном году новую налогооблагаемую собственность.

Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.


К началу очередной отчетной кампании мы предлагаем вам шпаргалку о том, куда платить налоги и сдавать отчетность по обособленным подразделениям.

Если у вас возникнут дополнительные вопросы по расчету налогов или заполнению отчетности, обращайтесь к материалам КонсультантПлюс. Ссылки для быстрого перехода к разъяснениям по основным вопросам мы даем в таблице ниже. Смотреть эти и другие материалы системы можно бесплатно, оформив пробный доступ к системе К+.

Налог

Уплата

Отчетность

Ссылка на К+

(бесплатно)

НДФЛ с дохода работников головной организации — по месту учета организации;

НДФЛ с дохода работников обособленного подразделения — по месту нахождения подразделения

6-НДФЛ по доходам работников головной организации — по месту учета организации;

6-НДФЛ по доходам работников обособленного подразделения — по месту нахождения ОП

Можно перечислять НДФЛ и сдавать отчетность централизованно, если в одном муниципальном образовании расположены:

  • головной офис и ОП — по месту нахождения организации;
  • несколько ОП — по месту нахождения ответственного ОП.

О выборе ответственного лица, по месту нахождения которого будет уплачиваться налог и представляться отчетность по НДФЛ, нужно уведомить налоговые органы — не позднее 1 числа отчетного периода.

В общем случае — по месту нахождения организации.

По месту нахождения обособленного подразделения — если ему открыт расчетный счет и оно начисляет и выплачивает вознаграждения физлицам

В общем случае — по месту нахождения организации.

По месту нахождения обособленного подразделения — если ему открыт расчетный счет и оно начисляет и выплачивает вознаграждения физлицам

Не забывайте, что вы должны сообщать налоговикам о том, что у вас есть ОП с банковским счетом, начисляющее выплаты физлицам, а также о закрытии такого подразделения.

Налог на прибыль

Налог в федеральный бюджет уплачивается в ИФНС головной организации без распределения по обособленным подразделениям.

Налог в региональный бюджет распределяется и уплачивается по месту нахождения головной организации и ее обособленных подразделений в определенных долях

Декларация подается по организации в целом и по каждому обособленному подразделению либо по группе подразделений

Платить налог и отчитываться можно централизовано, если:

  • ОП находится в том же субъекте РФ, что и головная организация — по месту нахождения головного офиса;
  • в одном регионе находятся несколько ОП — по месту нахождения ответственного подразделения.

Для этого в налоговую подаются соответствующие уведомления — не позднее 10 рабочих дней после окончания квартала открытия ОП либо до 31 декабря (при переходе на централизованную уплату с нового года)

Налог на имущество

По имуществу, которое облагается налогом по кадастровой стоимости — по месту нахождения недвижимости

Декларация представляется в ИФНС:

  • по месту нахождения недвижимости и (или) по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
  • по местонахождению российской организации в отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ;
  • по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков;
  • указанную в уведомлении о переходе на централизованную сдачу отчетности

По месту нахождения транспортных средств, т. е. в ИФНС головной организации или подразделения

По месту нахождения земельного участка

А зарегистрировать обособленное подразделение вам поможет наша пошаговая инструкция.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как собственнику ООО воспользоваться прибылью, чтобы после уплаты налогов остались средства на развитие

Когда ООО получило прибыль, его владелец не может просто так забрать эти деньги: нужно оформить необходимые документы и заплатить налоги. Собственники хотят получить свои средства как можно быстрее и с минимальными затратами. Кроме того, нередко учредители выводят не всю прибыль, а оставляют часть заработанных денег в обороте, чтобы расширить бизнес.

Расскажем, какие существуют законные варианты вывода прибыли из ООО и как собственнику не только получить доход от бизнеса, но и оставить средства на развитие компании.

Из этой статьи вы узнаете:

Почему деньги компании — это не собственность ее владельцев

Многие учредители ООО думают, что деньги на счетах компании — это их личные средства. Особенно так считают единственные владельцы небольших компаний.

Однако по закону имущество юридического лица обособлено (ст. 48 ГК РФ). Это значит, что все активы компании, в том числе денежные средства, принадлежат самой организации, а не ее учредителям. Поэтому, даже если компания получила прибыль, ее владельцы не могут просто перечислить себе оставшиеся на счете деньги.

При выводе средств владельцы бизнеса должны заплатить налоги, а если выбран вариант с зарплатой — еще и страховые взносы.

За неуплату налогов или взносов при любом варианте вывода придется заплатить штраф в размере 20% от суммы недоимки, а также пени.

Выплата, начисление, договор — три законных варианта вывода прибыли из ООО

Но это выяснится при проверке, и налоговики доначислят на всю сумму выплат НДФЛ и страховые взносы, а также взыщут пени и штрафы.

Законных вариантов три:

  1. Выплата дивидендов.
  2. Начисление зарплаты собственнику.
  3. Управляющий со статусом ИП или самозанятого.

Выбор зависит от того, что для вас важнее: снижение налогов или защита от претензий налоговиков, поскольку есть нюансы использования вариантов.

Выплата дивидендов

Чтобы распределить прибыль ООО, нужно провести собрание участников и оформить решение протоколом. Если собственник один, то он оформляет решение единственного участника.

У выплат дивидендов в ООО есть несколько ограничений (ст. 29 закона № ):

  1. Распределять прибыль можно не чаще, чем раз в квартал.
  2. Нельзя выдавать дивиденды, если не полностью выплачен уставный капитал или не проведены расчеты с участником, который выходит из общества.
  3. Не имеет права выплачивать дивиденды компания, у которой есть признаки банкротства, либо если эти признаки могут появиться после выплаты.
  4. Нельзя распределять прибыль, если чистые активы компании ниже суммы ее уставного капитала и резервного фонда, либо если станут ниже после выплаты.

При получении дивидендов вам придется заплатить налог дважды: сначала за счет компании, а потом удержать НДФЛ из выплаты. Итоговая сумма, которая останется в вашем распоряжении, зависит от налогового режима.

Выплата дивидендов в сумме 100 тыс. рублей

Рассмотрим расчет на примере ОСНО.

Кроме того, со всей суммы прибыли (200 тыс. рублей) нужно заплатить налог на прибыль по ставке 20%. В данном случае неважно, будет ли затем чистая прибыль направлена на выплату дивидендов или останется в компании, — ставка налога не меняется.

НПР = 200×20% = 40 тыс. рублей

Общая налоговая нагрузка при ОСНО будет равна сумме НДФЛ с дивидендов и налога на прибыль:

Н = 14,9 + 40 = 54,9 тыс. рублей

После выдачи дивидендов собственнику и расчетов по всем налогам из 200 тыс. рублей в компании останется на развитие:

Р = 200 — 100 — 54,9 = 45,1 тыс. рублей

Начисление зарплаты владельцам бизнеса

Владелец компании может занять в ней должность директора или другую по своему желанию. Тогда он может получать доход от своего бизнеса в виде зарплаты.

Преимущество этого варианта перед дивидендами в том, что получить деньги намного проще. Зарплату можно начислять ежемесячно, и для этого не требуется оформлять дополнительные документы и проверять финансовое положение компании.

С налогами ситуация сложнее. С одной стороны, с зарплаты нужно не только удержать НДФЛ, но еще и начислить на нее страховые взносы по ставке 30%. Но с другой стороны, зарплату и взносы можно включить в расходы, а затем уменьшить налог на прибыль или УСН.

Выплата зарплаты учредителю в сумме 100 тыс. рублей

Рассмотрим расчет на примере ОСНО. При УСН принцип будет тот же, разница только в ставке налога.

В = 114,9×30% = 34,5 тыс. рублей

Зарплата и взносы — это расходы компании, поэтому они уменьшают налогооблагаемую прибыль, и в итоге налог на прибыль будет меньше, чем при выплате дивидендов:

НПР = (200 — 114,9 — 34,5) х 20% = 50,6×20% = 10,1 тыс. рублей

Общая налоговая нагрузка при этом варианте состоит из НДФЛ, страховых взносов и налога на прибыль:

Н = 14,9 + 34,5 + 10,1 = 59,5 тыс. рублей

На развитие в компании останется:

Р = 200 — 100 — 59,5 = 40,5 тыс. рублей

Но при обоих налоговых режимах выплата зарплаты собственнику будет менее выгодной для бизнеса, чем дивиденды: после уплаты налогов в компании останется меньше средств на развитие.

Договор на управленческие услуги с ИП или самозанятым

Также внешний управляющий может быть и самозанятым. Ст. 6 закона № не запрещает самозанятым деятельность по обычному текущему управлению компанией. Запрещена только деятельность по арбитражному управлению в рамках процедуры банкротства.

Для самозанятых есть еще одно ограничение: они не могут в течение двух лет заключать договоры со своими бывшими работодателями. Поэтому, если собственник ранее был штатным директором или занимал в компании другую должность, стать самозанятым управляющим он сможет только через два года.

Представим, что вознаграждение управляющего составляет 30 тыс. рублей в месяц, то есть его годовой доход равен 360 тыс. рублей.

УСН = 360 000×6% = 21 600 рублей

При этом взносы составят:

В = 40 874 + (360 000 — 300 000) х 1% = 41 474 рублей

Взносы больше налога — платить его не нужно. Но взносы составляют около 11% от годового дохода. Если бы они были меньше налога, заплатить пришлось бы сумму, равную 6% от дохода, — то есть как будто только один налог без взносов. Такое становится возможным, когда доход равен 800 тыс. рублей в год или превышает его.

При доходе в 800 тыс. рублей в год сумма УСН будет равна:

УСН = 800 000×6% = 48 000 рублей

При этом взносы составят:

В = 40 874 + (800 000 — 300 000) х 1% = 45 874 рублей

Налог больше взносов, поэтому после вычета взносов из суммы налога останется 2 126 рублей к уплате. Вместе со взносами они составят сумму в 48 тыс. рублей — такую же, как УСН в 6%.

Таким образом, при годовом доходе ИП от 800 тыс. рублей установится минимальная налоговая нагрузка в 6% и станет такой же, как у самозанятых при любом уровне годового дохода.

А для предприятия, которое выплачивает вознаграждение ИП или самозанятому, сумма выплаты — это расходы. Поэтому компания может снизить налог на прибыль или УСН.

Расчеты с управляющим ИП или самозанятым с вознаграждением в 100 тыс. рублей

Рассмотрим пример для общей налоговой системы.

Чтобы у владельца бизнеса в статусе внешнего управляющего после уплаты налога осталось 100 тыс. рублей, нужно начислить ему 106,4 тыс. рублей вознаграждения. Тогда за вычетом 6% налога (106,4×6% = 6,4 тыс. рублей) у него останется ровно 100 тыс. рублей.

Вся сумма начисленного управляющему вознаграждения (106,4 тыс. рублей) — это расходы компании. Поэтому организация может уменьшить на эту сумму налогооблагаемую прибыль. В итоге налог на прибыль будет равен:

НПР = (200 — 106,4) х 20% = 18,7 тыс. рублей

Общая налоговая нагрузка при выводе средств через управляющего будет более чем в два раза ниже по сравнению с выплатой дивидендов или выдачей зарплаты:

Н = 6,4 + 18,7 = 25,1 тыс. рублей

На развитие в компании останется:

Р = 200 — 100 — 25,1 = 74,9 тыс. рублей

Но налоговики знают эту схему не хуже, чем бизнесмены. При проверке инспекторы будут стремиться доказать, что договор с управляющим фиктивный и на деле имеют место трудовые отношения.

Если им это удастся, то компании придется заплатить за все время действия договора НДФЛ, страховые взносы, а также штрафы и пени. Кроме того, организацию оштрафуют и по п. 4 ст. 5.27 КоАП на сумму до 100 тыс. рублей.

Чтобы обезопасить себя, ответственно подойдите к оформлению документов. Подробно описывайте в договоре и ежемесячных отчетах обязанности управляющего и порядок формирования цены на его услуги.

Как понять, какой вариант вывода денег подходит для вашего бизнеса

Составили для вас сравнительную таблицу. Варианты отсортированы по уменьшению налоговой нагрузки.


Варианты законного вывода прибыли из ООО

  1. Если собственнику выплачивается зарплата, проблем с проверяющими не будет, но этот способ самый невыгодный с точки зрения налоговой нагрузки. Зато зарплату можно выплачивать каждый месяц и при этом не нужно оформлять никаких документов.
  2. При получении дивидендов налоговая нагрузка немного ниже, чем при зарплате, и вопросов у налоговиков тоже не возникнет. Но дивиденды можно выдавать не чаще чем раз в квартал, и они требуют соблюдения ряда условий и специального оформления.
  3. Вывод через управляющего в статусе ИП или самозанятого позволит существенно сэкономить, но у инспекторов, скорее всего, появятся вопросы. Здесь нужно обратить особое внимание на оформление документов.

Фото: DenisProduction.com/shutterstock

Передать недвижимость родственнику или близким людям можно разными способами: по договору купли-продажи, дарственной, завещанию, наследственному договору или ренте. Каждый из способов несет для собственника и получателя различные последствия, расходы за их оформление и регистрацию тоже разные.

Рассказываем, как можно передать квартиру и иную недвижимость родственникам или близким людям, какой способ может оказаться дешевле в зависимости от ситуации.

Содержание статьи:

Как передать имущество

Существует четыре способа передать имущество, в том числе и недвижимость, по наследству

Существует четыре способа передать имущество, в том числе и недвижимость, по наследству (Фото: Jacob Lund/shutterstock)

Завещание

Распространенный способ оформления отношений по поводу наследуемого имущества. Основным минусом является стоимость оформления прав наследника при вступлении в наследство, которая составляет 0,3% от стоимости имущества, но не более 100 тыс. руб. для близких родственников, и 0,6%, но не более 1 млн руб. для других наследников.

В то же время этот способ отличается нестабильностью и отсутствием гарантий для наследника, поскольку с учетом настроения наследодателя завещание может быть в любой момент отозвано либо выдано другое завещание, которое автоматически отменяет предыдущее, считает Шевченко. Кроме того, по его словам, завещание не распространяется на наследников, имеющих обязательную долю в наследстве, к числу которых относятся несовершеннолетние и нетрудоспособные (в том числе пенсионеры) близкие родственники наследодателя.

Завещание — самый распространенный способ оформления наследства

Дарение

Этот способ часто используется для оформления условно наследуемого имущества. Дарение отличается простотой оформления и безвозмездностью. Кроме того, при дарении между родственниками не возникает налоговой базы в отличие от завещания. Если же одариваемый не является близким родственником, то налог на дарение составит 13% НДФЛ от стоимости наследства.

Любая регистрация права собственности на недвижимое имущество включает в себя госпошлину за ее регистрацию, которая составляет 2 тыс. руб., при дарении дома нужно будет дополнительно оплатить передачу земли (от 350 до 2 тыс. руб. в зависимости от назначения участка). Услуга выписки из домовой книги предоставляется бесплатно. За предоставление сведений из ЕГРН взимается плата в размере 300 руб., а стоимость других услуг в любом случае варьируется в зависимости от условий сделки, поясняет Большакова.

Оформление договоров и соглашений об отчуждении недвижимого имущества (продажа, мена, дарение, отступное, внесение в уставный капитал и т. д., кроме договоров ренты и пожизненного содержания с иждивением) стоит 6 тыс. руб.

Это дешевый способ, но дарение представляет особую опасность для дарителя, поскольку после продажи даритель лишается всех прав на имущество, что может использоваться одаряемым во вред дарителю, говорит Шевченко. По словам юриста, часты случаи, когда была договоренность обеспечить дарителю право проживания в подаренном жилье, но после дарения эти договоренности не соблюдались, что приводило к затяжным и в основном безуспешным судебным разбирательствам.

Если недвижимое имущество принадлежит на 100% одному человеку, то договор дарения составить и оформить очень просто

Если недвижимое имущество принадлежит на 100% одному человеку, то договор дарения составить и оформить очень просто (Фото: Suzanne Tucker/shutterstock)

Наследственный договор

Относительно новый способ регулирования наследственных отношений. Позволяет установить условия и обязательства, которые должны быть соблюдены сторонами при жизни наследодателя, что способно гарантировать интересы всех участников наследственного договора. Отрицательным моментом является его относительная дороговизна при вступлении в наследство по аналогии с завещанием, а также наличие обязательной доли в наследстве у других родственников, что не снимается условиями наследственного договора, считает Шевченко.

Чтобы поставить на учет квартиру, в первую очередь необходимо получить свидетельство о праве на наследство. Для этого нужно обратиться к нотариусу по последнему месту жительства наследодателя в течение шести месяцев со дня смерти наследодателя или дня вступления в силу решения суда о признании его умершим, пояснили в отделение Росреестра по Москве. Подготовка нотариусом заявлений, поступающих в наследственное дело, обойдется в 1 тыс. руб. По завещанию, предусматривающему создание наследственного фонда, независимо от вида имущества потребуется 17 тыс. руб. Получение свидетельства об удостоверении полномочий исполнителя завещания — 2 тыс. руб.

Новым способом регулирования наследственных отношений в России стал наследственный договор

Новым способом регулирования наследственных отношений в России стал наследственный договор (Фото: New Africa/shutterstock)

Рента

Договор пожизненной ренты или пожизненного содержания с иждивением нередко используют для оформления отношений к недвижимому имуществу между различными людьми, как родственниками, так и не родственниками. В соответствии с соглашением получатель ренты передает свое имущество в собственность плательщика ренты, тот в свою очередь обязуется в обмен на это периодически выплачивать получателю ренты определенную денежную сумму. Срок обязательства по выплате определяется сроком жизни получателя ренты или указанного им третьего лица (лиц).

Соглашение сторон должно быть удостоверено нотариусом. В нем можно прописать любые варианты и случаи для достижения гарантий каждой из сторон сделки. Размер госпошлины составляет 0,5% от стоимости имущества, но не более 20 тыс. руб.

Купля-продажа

Передача квартиры по договору купли-продажи является возмездной сделкой, которая предполагает уплату. При этом она должна быть совершена по рыночной стоимости. Если сделка пройдет без оплаты или по заниженной стоимости (ниже кадастровой) на 20% и более, то у налоговой инспекции могут возникнуть вопросы. Это грозит доначислением налогов приобретателю недвижимости по ставке 13% на сумму полученной им налоговой выгоды. Также сделку можно будет потом оспорить.

Читайте также: