Охрана труда в налоговой

Обновлено: 28.03.2024

Трудовая инспекция может прийти к работодателю и проверить, как он соблюдает права работников и трудовое законодательство. Если при проверке найдут нарушения, работодателя могут оштрафовать на сумму до 200 000 ₽ или даже запретить работать.

Рассказываем, что проверяет трудовая инспекция и как подготовиться к проверке, чтобы избежать штрафов и других негативных последствий.

Статья будет полезна ИП с сотрудниками, руководителям компаний и специалистам по персоналу.

Что проверяет трудовая инспекция

Государственная инспекция труда, сокращенно — ГИТ, проверяет, как работодатели соблюдают Трудовой кодекс и правила охраны труда: верно ли оформляют документы, есть ли задержки в выплате зарплаты и в каких условиях трудятся работники.

Если инспекция найдет нарушения, то выпишет работодателю предписание, по которому он обязан будет их устранить. Если проигнорировать предписание, инспекторы придут снова и накажут строже.

Проверить работодателя могут двумя способами: запросить документы или приехать по юридическому адресу. В первом случае это называют документарной проверкой, во втором — выездной.

Документарная проверка. В этом случае трудовой инспектор не приезжает в компанию, а запрашивает документы удаленно. Работодатель должен прислать нужные документы по эл. почте, обычной почтой, курьером или самостоятельно привезти по адресу трудовой инспекции.

Выездная проверка. При выездной проверке инспекторы приедут на место работы: в офис, больницу, школу или на завод.

Например, на работодателя поступила жалоба о том, что в компании по производству красок сотрудникам не выдают рабочую обувь. Проверяющие приедут на производство, посмотрят, в каких условиях работают сотрудники, и могут задать им уточняющие вопросы.

Обе проверки могут проходить как в плановом режиме, так и во внеплановом.

Плановая проверка. Ежегодно Роструд публикует план проверок, где указывает тех работодателей, к которым придут проверяющие. О такой проверке работодателям напоминают за три рабочих дня.

Плановые проверки проводят в зависимости от присвоенной работодателю категории риска.

Чем выше риск работодателя, тем чаще его проверяют:

  • Высокий риск — раз в 2 года.
  • Значительный риск — раз в 3 года.
  • Средний риск — раз в 5 лет.
  • Умеренный риск — раз в 6 лет.

Если работодателя относят к категории низкого риска, то плановых проверок не проводят. К таким работодателям могут приехать только с внеплановой проверкой.

Внеплановая проверка. Причин для внеплановой проверки может быть две:

  1. Жалоба сотрудника или группы сотрудников.
  2. Истек срок предписания на устранение нарушений. Это значит, что трудовая инспекция ранее приходила с проверкой, выявила нарушения и потребовала их устранить в положенный срок, чего работодатель не сделал.

В этом случае работодателя должны уведомить не позднее чем за сутки до начала проверки. Исключение — если жизни и здоровью сотрудников угрожает опасность.

Причины жалоб сотрудников в трудовую инспекцию

За что сотрудники чаще всего жалуются на работодателя:

Другая популярная причина внеплановой проверки: работодателю уже выписали предписание, а он не устранил нарушения в срок. О том, что такое предписание и в какие сроки нужно устранять нарушения, расскажем дальше.

В отличие от плановых, внеплановых проверок может быть сколько угодно. Если на работодателя поступают жалобы, ГИТ приедет снова.

Какие документы проверяет трудовая инспекция

В законе нет точного списка документов, которые требуют инспекторы при проверке. Это могут быть любые документы по кадрам и охране труда за любой период.

В приказе о проведении проверки указывают список документов, которые понадобятся. Их нужно привести в порядок и подготовить заранее.

Пример того, что может запросить ГИТ:

  • учредительные документы;
  • трудовые договоры с сотрудниками;
  • личные карточки;
  • должностные инструкции;
  • штатное расписание;
  • приказы, например при приеме и увольнении;
  • трудовые книжки, если они есть;
  • документы об оплате труда, например положение об оплате труда;
  • график отпусков;
  • расчетные листки;
  • больничные листы;
  • положение о защите персональных данных;
  • табели учета рабочего времени.

Если тема проверки — требования по охране труда, инспекторы могут запросить, например, журнал регистрации инструктажа на рабочем месте или протоколы проверки знаний требований охраны труда работников.

За что трудовая инспекция накажет работодателя

Расскажем о наиболее частых нарушениях, за которые может наказать трудовая инспекция.

Задержка зарплаты. По трудовому договору работодатели обязаны выплачивать зарплату не реже чем дважды в месяц и присылать расчетный листок. Исключение — сдельная оплата, при которой работодатель платит по факту выполненной работы.

Неполный пакет документов. Работодатели обязаны правильно оформлять документы на всех этапах отношений с сотрудниками. Если работодатель не заполнил хоть один из них — это нарушение. Например, если при приеме на работу сотрудника, переводе или увольнении не оформили соответствующие приказы.

Неправильный вид трудового договора. Если неправильно закрепить рабочие отношения с сотрудником и он пожалуется — это повод для проверки. Например, компания оформила сотрудника по договору ГПХ, а по факту требует от него быть в офисе с 9 до 18, соблюдать дресс-код и рабочую дисциплину.

Отсутствие индексации зарплаты. Если сотрудник работает давно, а зарплата не меняется, для трудовой инспекции это повод провести проверку. По закону все работодатели должны индексировать зарплаты сотрудников, но как часто — на усмотрение работодателя, в соответствии с локальным нормативным актом.

Работодатель не индексировал зарплаты и проиграл суд

Инспекторы ГИТ пришли с проверкой к работодателю и выяснили, что он не индексирует зарплаты сотрудникам. За такое нарушение ему выписали предупреждение.

Директор компании не согласился с таким решением и обратился в суд. По его словам, он применял альтернативный способ мотивации сотрудников: платил надбавку за сложность и напряженность.

Суд постановил, что индексация оклада должна быть обязательно, независимо от дополнительных выплат. Предупреждение ГИТ оставили в силе.

Нет графика отпусков. По закону каждый сотрудник должен ежегодно ходить в отпуск. Для этого заранее составляют график отпусков. Если такого нет у работодателя и ему нечем подтвердить, что сотрудники отдыхают, это нарушение.

Неполный расчет при увольнении. В последний день работы сотрудника работодатель обязан подготовить и выдать все необходимые документы при увольнении, а также полностью его рассчитать.

К выплатам при увольнении относятся:

  • зарплата за отработанные дни;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • выходное пособие, если сотрудника увольняют по сокращению или ликвидации организации.

Задерживать расчет нельзя. Если в последний день сотрудник не работал, например по болезни, выплатить деньги нужно не позднее следующего дня после того, как он прислал письменное требование о расчете.

Права работодателей при проверке

По закону работодатель имеет право:

  • присутствовать во время проверки;
  • давать устные и письменные объяснения;
  • получать информацию о цели проверки, основаниях, документах, которые будут проверять;
  • ознакомляться с документами по проверке, например с приказом трудовой инспекции на ее проведение;
  • ознакомляться с результатами проверки и, если нужно, указывать свое несогласие с ее результатами;
  • обжаловать результаты проверки.

Во время проверки не обязательно должен быть руководитель компании. Помимо него контролировать процесс проверки может сотрудник с доверенностью.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции

Плановые и внеплановые выездные проверки проходят по одному сценарию, за исключением некоторых нюансов.

Расскажем об этом подробнее.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции

Обычно проверка ГИТ состоит из четырех этапов

Работодателя уведомляют о проверке. Проверку проводят на основании распоряжения или приказа. Приказ издает руководитель инспекции или другое должностное лицо, например заместитель руководителя. В приказе указывают конкретных сотрудников, которые будут проводить проверку. Люди, которые не указаны в приказе, не могут приходить с проверкой в компанию и смотреть документы.

Что должно быть в приказе:

  • наименование трудовой инспекции, от которой приедут проверяющие;
  • ФИО и должности инспекторов, которые приедут, и приглашенных экспертов, если они будут;
  • цель проверки и срок ее проведения;
  • основания для проведения проверки;
  • список документов, которые должен представить работодатель;
  • дата начала и дата окончания проверки.

Уведомить работодателя могут по эл. почте или заказным письмом по юридическому адресу.

Приказ о проведении проверки трудовой инспекции

Настоящий приказ занимает 3-4 страницы. В этом примере мы собрали основные пункты из приказа, на которые нужно обратить внимание

Трудовые инспекторы приезжают и проводят проверку. Перед тем как допускать проверяющих, работодатель имеет право убедиться, что пришли те люди, которые указаны в приказе. Для этого инспекторы предъявляют свои удостоверения, а работодатель может сверить данные с указанными в приказе.

На общих основаниях срок проверки не может превышать 10 рабочих дней. Но есть исключения: для микропредприятий — от 15 до 40 часов, для малого бизнеса — до 50 часов.

У инспекторов есть ограничения, которых они должны придерживаться при проведении проверки.

Инспекторы не имеют права:

  • запрашивать документы, которые не относятся к данной проверке. Например, запрашивать журнал регистрации несчастных случаев на производстве при проверке задержки зарплат;
  • начинать проверять без руководителя, заместителя или другого работника, у которого есть доверенность;
  • незаконно распространять информацию о проверке. Например, инспектор проверял крупную компанию и потом стал рассказывать размеры зарплат и другую информацию конкурентам этой компании;
  • превышать установленные сроки проверки;
  • требовать оплату с работодателя за проведение проверки.

Работодатель может пожаловаться на незаконные действия инспектора: написать письмо руководителю трудовой инспекции или подать жалобу через интернет.

Например, можно оставить жалобу на сайте госуслуг.

Инспекторы оформляют результаты проверки. По окончанию проверки инспекторы должны составить акт с результатами в двух экземплярах.

Что указано в акте:

  • дата, время и место, где его составили;
  • наименование трудовой инспекции;
  • дата и номер приказа, которым назначили проверку;
  • ФИО и должности проверяющих, в том числе приглашенных экспертов;
  • ФИО ИП или название компании, а также ФИО сотрудника компании, который участвовал в проверке;
  • дата, время, место и продолжительность проверки;
  • результаты проверки: нарушения и информация о тех, кто совершил эти нарушения;
  • сведения о том, что работодатель ознакомлен с результатами проверки и согласен или не согласен с результатами;
  • подписи всех проверяющих инспекторов и приглашенных экспертов.

Если работодатель отказывается принимать и подписывать свой экземпляр акта, ему отправляют его заказным письмом по юридическому адресу с уведомлением о вручении.

Работодателю выдают предписание. Предписание — это документ, где указывают нарушения, которые нашли у работодателя, и срок, в который их нужно устранить. Если компания не исправит нарушения в указанный срок, инспекторы придут снова и смогут выписать штраф и даже запретить работать.

Как продлить срок предписания

Единой формы ходатайства нет, поэтому его можно написать в свободной форме.

Какая информация должна быть в ходатайстве:

  • адресат — инспекция, что выдала предписание;
  • реквизиты работодателя;
  • дата и номер предписания, по которому нужно устранить нарушения;
  • причины, по которым работодатель просит перенести сроки;
  • срок, который просит работодатель на устранение нарушений;
  • подпись руководителя или сотрудника, который имеет право подписи.

ГИТ рассматривает ходатайство в течение 3 рабочих дней с даты получения ходатайства, затем отправляет свое решение.

Как обжаловать результаты проверки

У работодателя есть право обжаловать предписание трудовой инспекции, если он не согласен с ним. Сразу в суд идти нельзя: сначала нужно подать досудебную жалобу.

Что указать в жалобе:

  • наименование инспекции, которая проводила проверку и выдала предписание;
  • данные работодателя: ФИО и адрес ИП или реквизиты и наименование компании;
  • указание, какое решение ГИТ хочет обжаловать работодатель. Можно обжаловать как все решение, так и отдельные пункты. Для этого нужно подробно расписать, почему вы не согласны, и приложить доказательства своей правоты;
  • дата и номер предписания.

Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с того дня, когда выписали предписание. Трудовая инспекция будет рассматривать жалобу в течение 20 рабочих дней и может запросить дополнительные документы.

Как наказывают за нарушение трудового законодательства и охраны труда

В КоАП РФ перечислены штрафы и санкции, которые могут быть за нарушения прав сотрудников. Мы составили таблицу с наиболее частыми видами нарушений трудового законодательства и охраны труда и наказаниями за них.

НарушениеКак накажутПовторное наказаниеОснование
Работодатель не хочет оформлять трудовой договор или оформил неправильноИП — штраф от 5000 до 10 000 ₽

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

Должностные лица — дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽

Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 1000 до 5000 ₽

Должностные лица — штраф от 10 000 до 20 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 5000 до 10 000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 15 000 до 25 000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 20 000 до 30 000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Должностные лица — штраф от 2000 до 5000 ₽

Должностные лица — штраф от 30 000 до 40 000 ₽ или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет

Олег Варушкин

Любая работа влияет на здоровье людей: даже офисный труд портит зрение и осанку. Работодатель старается предотвратить проблемы сотрудников. На языке закона это называется охраной труда, а её особенности прописаны в Трудовом кодексе, в статье 212. У небольшого бизнеса нет освобождения: даже если компания наняла одного сотрудника, она обязана обеспечивать его безопасность.

Что включает в себя охрана труда

— Инструктажи по охране труда.

— Обучения по пожарной безопасности и оказанию первой помощи.

— Ведение документации: журналов о прохождении инструктажей и обучений.

— Забота о специальной оценке условий труда и медосмотрах. О спецоценке читайте специальную статью.

Кто следит за охраной труда

На больших предприятиях работают целые службы по охране труда. Этого требует закон при условии, что численность штата составляет более 50 сотрудников — ст. 217 ТК РФ.

На небольших предприятиях возникает три варианта:

1. Специалистом по охране труда становится руководитель.

2. Руководитель делегирует обязанности сотруднику. Ему доплачивают за совмещение по ст. 151 ТК РФ.

3. Охраной труда занимается внештатный специалист или аккредитованная организация.

Если компания сама организует охрану труда, ответственный сотрудник сначала проходит обучение и только потом проводит инструктажи для всех остальных. Без обучения инструктажи бесполезны и чреваты штрафами до 130 000 ₽ — п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Как пройти обучение по охране труда

Директор или специалист по охране труда проходят платное обучение. Чтобы соблюсти требования закона:

— Найдите аккредитованный сервисный центр, который обучает охране труда. Проверьте аккредитацию на сайте Минтруда.

— Выберите формат обучения: очное или дистанционное.

— Заплатите 3000 — 4000 ₽.

— Пройдите курс — он будет длится не меньше 40 часов.

Раз в три года необходимо проходить обучение заново.

Как провести инструктажи по охране труда

После получения сертификата компания издаёт приказ и назначает ответственного за проведение инструктажей по охране труда.

Инструктажи бывают разные:

— Вводный инструктаж. Проводят в первый день работы каждого сотрудника. Образец приказа.

— Первичный инструктаж. Проводят непосредственные руководители на рабочем месте, чтобы показать, как безопасно пользоваться оборудованием, материалами и сырьём.

— Повторный инструктаж. Проводят по программам первичного инструктажа не реже, чем раз в 6 месяцев.

— Внеплановый инструктаж. Проводят в особенных ситуациях: если изменилось оборудование, работники нарушили требования безопасности или Трудовая инспекция предписала.

— Целевой инструктаж. Проводят, когда сотрудники выполняют разовые работы или устраняют последствия аварии.

Офисных сотрудников освобождают от первичных и повторных инструктажей приказом. Шаблон приказа.

По каждому виду проверок ведут свой журнал инструктажей. Ответственный сотрудник в каждой строке ставит свою подпись, указывает дату и получает подпись коллеги.

Как провести обучение по оказанию первой помощи

Всех сотрудников обучают первой помощи, чтобы они помогли друг другу в случае травмы. Ответственный сотрудник получает необходимые знания в аккредитованной организации. Он проводит тренинги для всех сотрудников, для новичков — в течение первого месяца работы.

Обучение первой помощи повторяют каждые 3 года. Для рабочих специальностей, например, слесарей и токарей — каждый год.

Документы по охране труда

Полный список документов зависит от размеров организации и её деятельности. Представители Трудовой инспекции проверяют основные. Они должны быть в компании, даже если вы ИП с одним сотрудником и вся работа идёт через интернет:

— Положение о системе управления охраной труда. Типовое положение от Минтруда.

— Положение о службе охраны труда.

— Приказ о проведении обучения руководителя по охране труда.

— Перечень инструкций по охране труда для каждой должности. Образец инструкции для продавца.

— Инструкция по пожарной безопасности и журнал инструктажей о проведении обучения.

— Отчет о проведенной спецоценке рабочих мест.

— Приказы о проведении обязательных медосмотров, акты медосмотров и медицинские заключения.

Документов будет больше, если на предприятии есть:

— Вредные условия труда.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Ответственность работодателя за невыполнение условий по охране труда

Соблюдение законодательства контролирует Трудовая инспекция. Штрафы за нарушение требований охраны труда — одни из самых высоких для юрлиц.

Одинаково наказывают по п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за:

— Отсутствие вводного и первичного инструктажей.

— Непрохождение ответственным лицом обучения по охране труда.

— Отсутствие обязательных медосмотров у сотрудников.

Штраф для ИП — от 15 000 до 25 000 ₽.

Штраф для ООО — от 110 000 до 130 000 ₽.

За отсутствие обучения по оказанию первой помощи штрафуют по п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Штраф для ИП — от 2 000 до 5 000 ₽.

Штраф для ООО — от 50 000 до 80 000 ₽.

Статья актуальна на 02.02.2021

Система охраны труда в каждой организации должна отвечать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда (ст. 209 ТК РФ). Основными составляющими системы охраны труда являются следующие мероприятия:

  • создание службы охраны труда;
  • проведение аттестации рабочих мест;
  • создание комитета (комиссии) по охране труда;
  • проведение инструктажа с сотрудниками организации;
  • разработка и утверждение положения и инструкций по охране труда в организации.

Какие документы нужно разработать компании, чтобы соответствовать требованиям охраны труда

В соответствии с ТК РФ и другими нормативными актами на работодателя возлагается обязанность и ответственность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

Что такое охрана труда?

В соответствии со ст. 209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В процессе формирования системы охраны труда в организации должна быть разработана и утверждена документация по вопросам охраны труда. В случае ее отсутствия работодатель может быть оштрафован на сумму от 2 тысяч до 200 тысяч рублей.

Приведем основной перечень документов, которые могут быть нужны в той или иной организации, кстати, документы по охране труда можно создать в 1С:ЗУП.

  • локальные нормативные акты по общим вопросам охраны труда (инструкции по охране труда для работников, технике безопасности отдельных производственных участков (цехов, подразделений, отделов и др.), положение о порядке выдачи работникам средств коллективной и индивидуальной защиты и др.);
  • положение о службе охраны труда (разрабатывается на основании Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации);
  • приказ о создании службы охраны труда или введении в штатное расписание должности инженера по охране труда;
  • приказ о возложении на конкретных работников обязанностей по проведению вводного и первичного инструктажа;
  • должностные инструкции сотрудников службы охраны труда (разрабатываются в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих);
  • личные карточки сертифицированных средств индивидуальной защиты;
  • журнал регистрации инструкций по охране труда для работников;
  • журнал учета выдачи инструкций по охране труда работникам;
  • журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  • приказ об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа (работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, с хранением и применением сырья и материалов, могут не проходить первичный инструктаж на рабочем месте);
  • журналы регистрации проведения инструктажа работников по охране труда (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого);
  • программы проведения вводного и первичного инструктажа работников по охране труда;
  • инструкция по проведению вводного инструктажа работников по охране труда (разрабатывается на основании утвержденной руководителем организации программы проведения вводного инструктажа, утверждается руководителем);
  • график периодических медицинских осмотров (в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными)
  • приказ о проведении аттестации рабочих мест
  • график по аттестации рабочих мест
  • итоговый проток об аттестации рабочих мест

Напоминаем, выдача инструкций по охране труда осуществляется под роспись сотрудника.

Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Ответственность за формирование системы охраны труда и ее функционирование несет работодатель, т.е. руководитель организации или индивидуальный предприниматель.

Сотрудники СОТ (инженер по охране труда) несут ответственность только в рамках выполнения своих должностных обязанностей, которые устанавливаются должностными инструкциями и положением о службе охраны труда. Напомним, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель может применить к нему дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ).

На основании ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства о труде и об охране труда на виновное должностное лицо (руководителя организации) может быть наложен штраф от 2 тысяч до 40 тысяч рублей, либо приостановление ее работы на срок до 90 суток (по решению суда).

Лица, ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за аналогичные нарушения могут быть оштрафованы на сумму от 50 тысяч до 200 тысяч рублей. Для них также предусмотрено такое наказание, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кроме этого на основании указанной статьи КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда к должностному лицу, ранее подвергнутому административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, применяется дисквалификация на срок от одного года до трех лет. С руководителем организации, дисквалифицированным по решению суда, расторгается трудовой договор на основании ст. 32.11 КоАП РФ. Информация о руководителе заносится в специальный реестр дисквалифицированных лиц.

За нарушение правил охраны труда предусмотрена и уголовная ответственность. Так, согласно ст. 143 УК РФ нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:

  • штрафом в сумме до 200 000 руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 18 месяцев;
  • исправительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на срок до года.

Опыт автоматизации Охраны труда на предприятиях компанией Первый БИТ

В рамках одного из проектов по автоматизации охраны труда мы автоматизировали следующие бизнес-процессы:

  • Ведение корпоративного справочника вредных и/или опасных производственных факторов;
  • Ведение структуры производственных объектов (местоположений);
  • Оценка условий труда (включая СОУТ);
  • Ведение гарантий и компенсаций;
  • Ведение медицинских осмотров;
  • Ведение средств индивидуальной защиты;
  • Подготовка и аттестация персонала в области ПБиОТ;
  • Проверки и аудиты в области ПБиОТ (включая проверки органами надзора);
  • Управление мероприятиями в области ПБиОТ;
  • Ведение справочника НД в области ПБиОТ;
  • Ведение деловых партнеров;
  • Организация работ повышенной опасности (по наряду-допуску);
  • Учет технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах;
  • Управление расследованием происшествий;
  • Формирование отчетности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 23.01.2014 № 25.

Для этого в рамках проекта мы выполнили следующие работы:

Первый Бит предлагает автоматизацию предприятий разного уровня.

От внедрения коробочных решений для малых предприятий и заканчивая крупным проектными внедрением филиальных структур.

Основными направлениями в производственной безопасности в части автоматизации являются:

  • Организация и учет оперативной деятельности ключевых сотрудников;
  • Планово-контрольная деятельность;
  • Инструменты регламентированной и аналитической отчетности.

В процессе разработки и внедрения информационной системы в области охраны труда и промышленной безопасности (ОТиПБ) решаются следующие основные задачи:

  • Повышение эффективности работы службы ОТиПБ за счет создания общедоступного информационного ресурса, упрощающего и ускоряющего решение задач, связанных с обработкой больших объемов информации.
  • Сбор и консолидация разносторонней информации из различных смежных информационных систем, эксплуатирующихся на Предприятии:
    • Кадровая служба
    • Медицинская служба
    • Служба подготовки и обучения персонала
    • Служба технического обслуживания и ремонта оборудования

    Ключевыми функциями информационной системы, наиболее востребованными среди пользователей, можно выделить:

    • Учет данных о рабочих местам сотрудников.
    • Планирование и учет результатов проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)
    • Планирование и учет сведений о прохождении медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований
    • Планирование и учет сведений о выданных СИЗ и СиОС
    • Учет сведений о технических устройствах, зданиях и сооружениях, опасных производственных объектах
    • Учет основных документов, требуемых для эксплуатации промышленного оборудования
    • Планирование и учет прохождение экспертизы и освидетельствования оборудования
    • Учет сведений о регламентном обслуживании оборудования
    • Учет сведений об эксплуатируемых на предприятии средствах пожаротушения и пожарной автоматики.
    • Учет сведений о регламентном обслуживании средств пожарной безопасности
    • Учет сведений об источниках негативного воздействия на окружающую среду
    • Учет установленных нормативов по каждому направлению негативного воздействия
    • Первичный учет фактического воздействия предприятия на окружающую среду
    • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду
    • Контроль сроков действия нормативных документов и внутренних приказов
    • Планирование обучения и аттестации сотрудников в по направлениям, проведение инструктажей
    • Планирование и проведение проверок (производственный контроль) по направлениям, формирование плана мероприятий по устранению выявленных нарушений
    • Учет сведений о Происшествиях (несчастных случаях и профессиональных заболеваниях, авариях, инцидентах, пожарах) планирование мероприятий по локализации и недопущению повторных случаев
    • Уведомление ответственных сотрудников и пользователей системы о важных или критичных событиях
    • Формирование регламентированной и аналитической.

    В результате комплексного внедрения информационной системы достигаются следующие цели:


    Каждое мероприятие по охране труда стоит денег, именно поэтому каждый работник службы охраны труда должен предусмотреть затраты, обосновать их, корректировать суммы, следить за исполнением бюджета. В противном случае, затраты будет невозможно ни возместить через ФСС, ни подтвердить их необходимость на следующий год. В статье мы расскажем, как составить бюджет затрат по ОТ, в том числе на обучение работников.

    Из статьи вы узнаете:

    • Как сформировать перечень затрат по охране труда
    • Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

    Как сформировать перечень затрат по охране труда

    Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.

    Как сформировать перечень затрат по охране труда

    Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.

    Внимание! Затраты на охрану труда можно увеличить, а вот уменьшать нельзя. В противном случае, работодателя оштрафуют по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

    Как сформировать перечень затрат по охране труда

    Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей. Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.

    Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация. Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года.

    Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.

    Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).

    Совет эксперта! Чтобы не ошибиться при формировании перечня затрат, руководствуйтесь нормативными правовыми актами, прошедшими регистрацию в Минюсте.

    Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.

    Затраты на охрану труда

    Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.

    Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.

    Как производят финансирование

    Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.

    За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):

    • закупка СИЗ, а также дерматологических очищающих средств
    • проведение СОУТ
    • проведение оценки профрисков
    • устранение замечаний по плану улучшающих мероприятий по результатам СОУТ и оценки профрисков
    • установка систем автоматического и дистанционного управления производственным процессом (в том числе роботизация опасных процессов), установка аварийной сигнализации на технологической линии, кнопок аварийной остановки, опасности
    • затраты на проведение обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников и т.п

    Как подсчитать затраты на обучение по ОТ

    В бюджете по охране труда отдельное место занимает обучение по охране труда. Для этого в приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

    К расходам на обучение относятся: затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ.

    Включите в бюджет по ОТ стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, и является обязательным при приеме на работу, а также при переводе на другую работу).

    Также необходимо в бюджет включить расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по охране труда, к примеру, закупку переплетного устройства для брошюрования. Также можно купить за счет ОТ обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты.

    Эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировке работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации. Также и тренажер по оказанию первой помощи можно закупить за счет средств ОТ. Самое главное, чтобы все эти покупки были сертифицированы, а программы – лицензионными.

    Таким образом, нужно включать каждый год в бюджет затраты на оснащение и поддержание материально-технической базы кабинета по ОТ, уголков охраны труда средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения (но, повторяемся, никак не закупка шкафов и столов).

    Читайте также: