Оценка эффективности налоговых льгот

Обновлено: 16.05.2024

Учитывая, что в 2020 году отсутствуют налоговые льготы, освобождения и иные преференции по налогам и сборам, установленные решениями представительного органа местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый, возможность оценить результативность их предоставления отсутствует.

Начальник управления финансов и экономического развития Ю.И. Кравченко

Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 01 января 2020 года

Целью проведения оценки эффективности налоговых расходов является выявление и обобщение информации о неэффективных налоговых расходах.

В соответствии с Порядком оценка налоговых расходов включает:

оценку целесообразности налоговых расходов;

оценку результативности налоговых расходов.

Льгота предоставляется физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также самим несовершеннолетним детям в соответствующих семьях.

По данным Отчета о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2019 год (форма № 5-МН) объем налоговых расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый в 2019 году составил 1,0 тыс. рублей.

По итогам оценки эффективности налоговых расходов выявлено следующее.

Налоговый расход соответствует целям социально-экономического развития городского округа ЗАТО Светлый (увеличение доходов населения) посредством поддержки малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, снижения доли их расходов на оплату обязательных платежей, что позволяет отнести его к социальным налоговым расходам.

Уровень востребованности плательщиками налогового расхода оценивается как достаточно низкий и составляет 0,15%.

Вклад налогового расхода в изменение значения показателя (индикатора) достижения целей социально-экономической политики городского округа ЗАТО Светлый, не относящихся к муниципальным программам (среднемесячные денежные доходы на душу населения), оценивается как разница между значением указанного показателя с учетом льгот и значением указанного показателя без учета льгот и составил 13,9 руб.

Управление финансов и экономического развития администрации городского округа ЗАТО Светлый

Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 01 января 2019 года

а) Органов местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый, муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений городского округа ЗАТО Светлый.

Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории - финансовый.

В 2018 году данной льготой воспользовались 10 муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый. Общая сумма предоставленных льгот составила 298,83 тыс. рублей (0,5 процента от налоговых доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый).

Согласно пункту 5 Порядка оценки финансовая налоговая льгота признаётся неэффективной, так как приводит к сокращению доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый.

б) Организаций, являющихся государственными и муниципальными заказчиками строительства (реконструкции) объектов социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта), финансируемого за счет средств федерального бюджета, и (или) областного бюджета, и (или) (местного) бюджета, в отношении земельных участков, выделенных под строительство (реконструкцию) указанных объектов.

Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории – стимулирующий.

По данным Отчёта о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2018 год (форма № 5-МН) указанная налоговая льгота осталась невостребованной. Согласно Порядку оценки коэффициент бюджетной эффективности налоговой льготы равен единице. Рассчитать коэффициент стимулирующей эффективности не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующей категории налогоплательщиков.

Учитывая, что с даты принятия Муниципальным собранием городского округа ЗАТО Светлый решения о предоставлении указанной налоговой льготы (решение от 04 августа 2015 года № 25) сумма льгот составляет 0 рублей, данная льгота признаётся неэффективной.

Льгота предоставляется физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также самим несовершеннолетним детям в соответствующих семьях.

Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории – социальный.

По данным Отчёта о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2018 год (форма № 5-МН) указанной льготой при уплате налога на имущество физических лиц воспользовался один налогоплательщик.

Согласно пункту 3 Порядка оценки эффективность налоговых льгот, предоставленных физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не проводится. Налоговая льгота признаётся эффективной.

Управление финансов, экономического развития и муниципального имущества администрации городского округа ЗАТО Светлый

Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 1 января 2018 года

1) органов местного самоуправления городского округа ЗАТО Светлый, муниципальных казенных, бюджетных и автономных учреждений городского округа ЗАТО Светлый.

Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории - финансовый.

В 2017 году данной льготой воспользовались 9 муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый. Общая сумма предоставленных льгот составила 275,6 тыс. рублей (0,4 процента от налоговых доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый).

Согласно пункту 5 Порядка оценки финансовая налоговая льгота признаётся неэффективной, так как приводит к сокращению доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый.

2) организаций, являющихся государственными и муниципальными заказчиками строительства (реконструкции) объектов социальной сферы (здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта), финансируемого за счет средств федерального бюджета, и (или) областного бюджета, и (или) (местного) бюджета, в отношении земельных участков, выделенных под строительство (реконструкцию) указанных объектов.

Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории – стимулирующий.

По данным Отчёта о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2017 год (форма № 5-МН) указанной льготой при уплате земельного налога никто не воспользовался.

Согласно Порядку оценки коэффициент бюджетной эффективности налоговой льготы равен единице. Рассчитать коэффициент стимулирующей эффективности не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующей категории налогоплательщиков.

Учитывая, что с даты принятия Муниципальным собранием городского округа ЗАТО Светлый решения о предоставлении указанной налоговой льготы (решение от 04 августа 2015 года № 25) сумма льгот составляет 0 рублей, данная льгота признаётся неэффективной.

Льгота предоставляется физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также самим несовершеннолетним детям в соответствующих семьях.

Тип налоговой льготы в зависимости от целевой аудитории – социальный.

По данным Межрайонной ИФНС России № 12 по Саратовской области указанной льготой при уплате налога на имущество физических лиц воспользовался один налогоплательщик.

Согласно пункту 3 Порядка оценки эффективность налоговых льгот, предоставленных физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, не проводится. Налоговая льгота признаётся эффективной.

Управление финансов, экономического развития и муниципального имущества администрации городского округа ЗАТО Светлый

Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 01 января 2017 года

29 августа 2017 года

Порядком оценки определено, что налоговая льгота считается эффективной, если произведение коэффициента бюджетной эффективности и коэффициента социальной эффективности больше либо равно единице.

В 2016 году данной льготой воспользовались 9 муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый. Общая сумма предоставленных льгот составила 1 224,6 тыс. рублей (2 процента от налоговых доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый).

Бюджетная эффективность от предоставления налоговой льготы данным организациям выражается в оптимизации расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый, которая предусматривает сокращение встречных финансовых потоков. Коэффициенты бюджетной и социальной эффективности вышеуказанной налоговой льготы равны единице, что, в соответствии с Порядком оценки, подтверждает ее эффективность.

Таким образом, по результатам проведенной оценки льгота по земельному налогу, предоставленная в 2016 году вышеуказанным отдельным категориям налогоплательщиков, признается эффективной.

Льгота предоставляется физическим лицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также самим несовершеннолетним детям в соответствующих семьях на основании справки установленного образца, которая выдается родителям многодетной семьи органом социальной защиты населения, в заявительном порядке (путем подачи заявления в налоговый орган).

По данной категории льготников бюджетная эффективность не определяется, а социальная эффективность принимается равной размеру предоставленных налоговых льгот.

По данным отчета о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2016 год (форма №5-МН) вышеуказанной льготой по уплате налога на имущество физических лиц никто не воспользовался.

Таким образом, по результатам проведенной оценки льгота по уплате налога на имущество физических лиц в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика, предоставленная в 2016 году, признается неэффективной.

Управление финансов и экономического развития администрации городского округа ЗАТО Светлый

Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 01 января 2016 года

29 июля 2016 года

Порядком оценки определено, что налоговая льгота считается эффективной, если произведение коэффициента бюджетной эффективности и коэффициента социальной эффективности больше либо равно единице.

В 2015 году данной льготой воспользовались 9 муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый. Общая сумма предоставленных льгот составила 1 238,3 тыс. рублей (2 процента от налоговых доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый).

Бюджетная эффективность от предоставления налоговой льготы данным организациям выражается в оптимизации расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый, которая предусматривает сокращение встречных финансовых потоков. Коэффициенты бюджетной и социальной эффективности вышеуказанной налоговой льготы равны единице, что, в соответствии с Порядком оценки, подтверждает ее эффективность.

Таким образом, по результатам проведенной оценки льгота по земельному налогу, предоставленная в 2015 году вышеуказанным отдельным категориям налогоплательщиков, признается эффективной.

Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 01 января 2015 года

24 августа 2015 года

Порядком оценки определено, что налоговая льгота считается эффективной, если произведение коэффициента бюджетной эффективности и коэффициента социальной эффективности больше либо равно единице.

В 2014 году данной льготой воспользовались 9 муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета городского округа ЗАТО Светлый. Общая сумма предоставленных льгот составила 1 224,59 тыс. рублей (2 процента от налоговых доходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый).

Бюджетная эффективность от предоставления налоговой льготы данным организациям выражается в оптимизации расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый, которая предусматривает сокращение встречных финансовых потоков. Коэффициенты бюджетной и социальной эффективности вышеуказанной налоговой льготы равны единице, что, в соответствии с Порядком оценки, подтверждает ее эффективность.

Таким образом, по результатам проведенной оценки льгота по земельному налогу, предоставленная в 2014 году вышеуказанным отдельным категориям налогоплательщиков, признается эффективной.

Управление финансов, экономики и инвестиционной политики администрации городского округа ЗАТО Светлый

Информация по результатам оценки эффективности налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 01 января 2014 года

25 августа 2014 года

Порядком оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот определено, что налоговая льгота считается эффективной, если произведение коэффициента бюджетной эффективности и коэффициента социальной эффективности больше либо равно единице.

Коэффициент бюджетной эффективности и коэффициент социальной эффективности налоговой льготы равны единице. Данные организации обеспечивают выполнение функциональных задач в интересах населения городского округа ЗАТО Светлый, следовательно, социальный эффект предоставленной им льготы выражается в стабильности их работы. Бюджетная эффективность от предоставления налоговой льготы данным организациям выражается в оптимизации расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый, исключающей встречные финансовые потоки. Таким образом, вышеуказанная налоговая льгота признается эффективной.

Управление финансов, экономики и инвестиционной политики администрации городского округа ЗАТО Светлый

Информация по результатам оценки эффективности налоговых льгот городского округа ЗАТО Светлый по состоянию на 01 января 2013 года

Порядком оценки бюджетной и (или) социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот определено, что налоговая льгота считается эффективной, если произведение коэффициента бюджетной и коэффициента социальной эффективности больше либо равно единице.

Общая сумма предоставленных льгот по земельному налогу (объем недополученных доходов в связи с предоставлением налоговых льгот) в 2012 году составила 1 399,76 тыс. рублей.

Коэффициент бюджетной эффективности и коэффициент социальной эффективности муниципальных учреждений, органов местного самоуправления равны единице. Данные организации обеспечивают выполнение функциональных задач в интересах населения городского округа, следовательно, социальный эффект предоставленной им льготы выражается в стабильности их работы. Бюджетный эффект от предоставления налоговых льгот данным организациям проявляется в оптимизации расходов бюджета городского округа ЗАТО Светлый исключающий встречные финансовые потоки. Таким образом, налоговые льготы, предоставленные муниципальным учреждениям, органам местного самоуправления признаются эффективными.

Льготой по земельному налогу, предоставленной ветеранам и бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны за 2012 год данная категория налогоплательщиков не воспользовалась по данным Отчета о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2012 год (форма №5-МН).

Таким образом, по итогам проведенной оценки, предоставленные на территории городского округа ЗАТО Светлый налоговые льготы по земельному налогу организациям, использующим земельные участки для реализации социально-значимых функций, а также льготы, предоставленные ветеранам и бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны в 2012 году являлись не эффективными.

Управление финансов, экономики и инвестиционной политики администрации городского округа ЗАТО Светлый

от 28 сентября 2016 года N 862

____________________________________________________________________
Утратило силу с 21 июля 2020 года на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17 июля 2020 года N 539
____________________________________________________________________

1. Утвердить Методику оценки эффективности налоговых льгот, установленных законами Санкт-Петербурга, согласно приложению.

2. Установить, что Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным осуществлять оценку эффективности налоговых льгот, установленных законами Санкт-Петербурга.

"3.17. Осуществляет ежегодную оценку эффективности налоговых льгот, установленных законами Санкт-Петербурга, в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Санкт-Петербурга".

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Мокрецова М.П.

30 сентября 2016 года

Регистрационный N 20927

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 28.09.2016 N 862

Методика
оценки эффективности налоговых льгот, установленных законами Санкт-Петербурга

1. Общие положения

1.1. Настоящая Методика определяет порядок проведения ежегодной оценки эффективности налоговых льгот, действующих на территории Санкт-Петербурга в соответствии с законами Санкт-Петербурга (далее - налоговые льготы).

1.2. Настоящая Методика применяется в отношении налоговых льгот по следующим налогам:

налог на имущество организаций;

налог на прибыль организаций;

налог на имущество физических лиц;

1.3. Для целей настоящей Методики используются следующие основные понятия:

стимулирующие налоговые льготы - налоговые льготы, предоставляемые организациям и индивидуальным предпринимателям, направленные на стимулирование развития определенных видов деятельности, проектов, территорий;

социальные налоговые льготы - налоговые льготы, предоставляемые физическим лицам, за исключением налоговых льгот, предоставляемых индивидуальным предпринимателям.

2. Порядок проведения оценки эффективности налоговых льгот

2.1. Проведение оценки эффективности налоговых льгот осуществляется с соблюдением последовательности действий, установленной настоящей Методикой.

2.2. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется на основании информации, предоставляемой Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - УФНС), Комитетом финансов Санкт-Петербурга (далее - КФ) в соответствии с соглашениями с указанными органами или по запросу Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (далее - КЭПСП).

2.3. В целях проведения оценки эффективности налоговых льгот за отчетный финансовый год КФ представляет в КЭПСП не позднее пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса данные об объеме налогов, поступивших от физических лиц и организаций, состоящих на налоговом учете в Санкт-Петербурге (далее - организации), отдельно по каждому виду налогов и по уровням бюджетной системы Российской Федерации.

2.4. В течение месяца со дня поступления информации от КФ и УФНС КЭПСП проводит оценку эффективности налоговых льгот за отчетный финансовый год.

2.5. Оценка эффективности налоговых льгот включает в себя проведение:

оценки эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждому налогу в соответствии с разделом 3 настоящей Методики;

оценки эффективности социальных налоговых льгот отдельно по каждому налогу в соответствии с разделом 4 настоящей Методики.

2.6. Оценка эффективности отдельно по каждой налоговой льготе осуществляется при наличии необходимой для проведения оценки эффективности информации в соответствии с разделами 3 и 4 настоящей Методики.

2.7. Оценка эффективности вновь введенной налоговой льготы осуществляется по истечении трехлетнего периода после вступления в силу закона Санкт-Петербурга, устанавливающего соответствующую налоговую льготу.

2.8. По итогам проведенной оценки эффективности налоговых льгот КЭПСП готовит отчет об оценке эффективности налоговых льгот, включающий следующую информацию:

перечень стимулирующих и социальных налоговых льгот по форме согласно приложению N 1 к настоящей Методике;

результаты расчета коэффициентов эффективности стимулирующих налоговых льгот по форме согласно приложению N 2 к настоящей Методике;

результаты расчета коэффициента социальной эффективности социальных налоговых льгот по форме согласно приложению N 3 к настоящей Методике;

аналитическую записку, включающую сведения о перечне предоставленных налоговых льгот, о результатах оценки эффективности стимулирующих налоговых льгот и оценки эффективности социальных налоговых льгот отдельно по каждому налогу.

2.9. КЭПСП в течение 10 рабочих дней после подготовки отчета об оценке эффективности налоговых льгот направляет его на согласование вице-губернатору Санкт-Петербурга, отвечающему за решение вопросов налоговой и финансовой политики Санкт-Петербурга (далее - вице-губернатор Санкт-Петербурга).

2.10. Отчет об оценке эффективности налоговых льгот, согласованный вице-губернатором Санкт-Петербурга, направляется КЭПСП в КФ для представления в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга ежегодно не позднее дня внесения проекта закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и на плановый период в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

3. Порядок проведения оценки эффективности стимулирующих налоговых льгот

3.1. Оценка эффективности стимулирующих налоговых льгот осуществляется путем расчета коэффициентов бюджетной и экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот и сводного коэффициента эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждому налогу.

3.2. Расчет коэффициента бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждому налогу осуществляется по следующей формуле:

- коэффициент бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу;

- объем налоговых платежей, поступивших от организаций по i налогу в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга в отчетном году, тыс.руб.;

- объем налоговых платежей, поступивших от организаций по i налогу в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга в году, предшествующем отчетному году, тыс.руб.;

- объем, предоставленных организациям стимулирующих налоговых льгот по i налогу в отчетном году, тыс.руб.

3.3. Расчет коэффициента экономической эффективности стимулирующих льгот отдельно по каждому налогу осуществляется по следующей формуле:

- коэффициент экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу;

- темп роста (снижения) экономического показателя n по i налогу за отчетный год;

- количество экономических показателей, используемых для расчета коэффициента экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу.

3.3.1. Для расчета коэффициента экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот в зависимости от вида налога используются экономические показатели в соответствии с Базовым перечнем показателей для расчета коэффициентов экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот согласно приложению N 4 к настоящей Методике.

3.3.2. Расчет темпа роста (снижения) экономического показателя по i налогу за отчетный год осуществляется по следующей по формуле:

- темп роста (снижения) экономического показателя по i налогу за отчетный год;

- значение экономического показателя по i налогу за отчетный год;

- значение экономического показателя по i налогу за год, предшествующий отчетному году.

3.4. На основе рассчитанных коэффициентов бюджетной и экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждому налогу производится расчет сводного коэффициента эффективности стимулирующих налоговых льгот отдельно по каждому налогу по следующей формуле:

- сводный коэффициент эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу;

- коэффициент бюджетной эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу;

- коэффициент экономической эффективности стимулирующих налоговых льгот по i налогу.

3.5. В случае, если значение сводного коэффициента эффективности стимулирующих налоговых льгот составляет более 0,6, стимулирующие налоговые льготы оцениваются как высокоэффективные. Если значение сводного коэффициента эффективности стимулирующих налоговых льгот составляет от 0,2 до 0,6, стимулирующие налоговые льготы оцениваются как среднеэффективные. Если значение сводного коэффициента эффективности стимулирующих налоговых льгот составляет ниже 0,2, стимулирующие налоговые льготы оцениваются как низкоэффективные.

4. Порядок проведения оценки эффективности социальных налоговых льгот

4.1. Оценка эффективности социальных налоговых льгот осуществляется путем расчета коэффициента социальной эффективности социальных налоговых льгот отдельно по каждому налогу.

4.2. Расчет коэффициента социальной эффективности социальных налоговых льгот отдельно по каждому налогу осуществляется по следующей формуле:

- коэффициент социальной эффективности социальных налоговых льгот по i налогу;


В статье определено назначение налоговых льгот в экономике РФ, определены признаки, согласно которым производится оценка налоговых льгот и приводится статистические данные по использованию налоговых льгот. Определена значимость мониторинга налоговых льгот для совершенствования законодательства РФ.

Ключевые слова: налоговые льготы, мониторинг, законодательство, налог.

The article defines the purpose of tax benefits in the economy of the Russian Federation, defines the features according to which tax benefits are evaluated and provides statistics on the use of tax benefits. The importance of monitoring tax benefits for improving the legislation of the Russian Federation is determined.

Keywords: tax benefits, monitoring, legislation, tax.

Важным элементом в современной налоговой системе являются льготы, поскольку, благодаря их практическому использованию можно осуществлять государственное стимулирование разнообразных видов деятельности или экономических сфер, которые для органов власти являются наиболее приоритетными и значимыми в целях социально-экономического развития.

Актуальность темы в том, что на сегодня не существует универсального и общепринятого способа для оценки налоговых льгот с учётом всех социально-экономических процессов и изменений на федеральном и региональном уровнях. Однако, в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации налоговая льгота является преимуществом, которое будет предоставлено органами государственной власти или органами местного самоуправления в отношении некоторых категорий налогоплательщиков. Льготы будут ставить их в наиболее выгодное положение в сравнении с другими группами налогоплательщиков.

В ходе оценки эффективности действующей налоговой политики государства особенное внимание необходимо уделять экономическому эффекту от использования различных налоговых льгот к тем затратам, которые способствуют получению конечного практического результата. В этом случае все налоговые правоотношения связаны с развитием общества и государства. Совокупность финансовых процессов, которые происходят в результате управления доходами и расходами, а также финансовое положение государства оказывают влияние на действующую налоговую систему. Вне зависимости от того, что напрямую налоговые льготы не приводят к увеличению расходов бюджетов различных уровней, они представлены как выпадающие доходы. Таким образом, они будут снижать объём доходов государственного бюджета и сокращают ресурсы. Соответственно, в этом случае стоит остро вопрос о возможности повышения эффективности использования налоговых льгот в Российской Федерации. [2]

Благодаря действующему налоговому законодательству льготы могут быть предоставлены на федеральном и региональном уровнях. Исходя из этого тезиса в ходе оценивания уровня эффективности нужно учитывать принадлежность конкретной льготы к установленному уровню управления. Основное количество всех выпадающих доходов единого консолидированного бюджета Российской Федерации приходится на налоговые льготы по налогу на добавленную стоимость. Примерно 98 % налоговых льгот приходится именно на данный налог. На следующем месте находится система льгот по налогу на прибыль организации, и в среднем они составляют примерно 1 % от общего объёма. На третьем месте располагаются налоговые льготы по налогу на имущество организаций.

В соответствии с использованием налоговых льгот существует статистические данные по предоставлению и запланированному выделению налоговых льгот по каждому налогу:

Изменение выделенных и запланированных к выделению налоговых льгот по НДС в млн. рублей [1]

Рис. 1. Изменение выделенных и запланированных к выделению налоговых льгот по НДС в млн. рублей [1]

При использовании налоговых льгот в отношении налога на добавленную стоимость нужно учитывать такие механизмы как полное освобождение от налогообложения или сниженная налоговая ставка. Различные объёмы налоговых льгот по НДС увеличиваются с начала изучаемого на данном рисунке периода. Стоит добавить, что удельный объём налоговых расходов по предоставлению льгот в рамках НДС в соответствии со статистикой, полученной от Федеральной налоговой службы Российской Федерации составил около 38 % от общего количества налоговых поступлений по представленному налогу.

Общий объем налоговых расходов федерального бюджета согласно предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль по итогам 2018 года составил 403 млн. руб. При этом за период с 2015 по 2018 год общий объём налоговых льгот возрос на 17 %. На представленном ниже рисунке отражены данные по объёму предоставления налоговых льгот по налогу на прибыль организации:

Количество предоставленных и плановых к предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль организации в млн. рублей [1]

Рис. 2. Количество предоставленных и плановых к предоставлению налоговых льгот по налогу на прибыль организации в млн. рублей [1]

Стоит отметить, что количество налоговых расходов по всем имущественным налогам имеет разноуровневый характер, о чём говорят данные, представленные на рисунке ниже:

Изменение налоговых расходов по имущественным налогам в млн. рублей [1]

Рис. 3. Изменение налоговых расходов по имущественным налогам в млн. рублей [1]

На основании представленного анализа можно сделать вывод о том, что в рамках выделения налоговых льгот государству нужно в обязательном порядке обеспечивать прямое соблюдение равновесия между фискальной и регулирующей функцией налогообложения. [3]

В соответствии с данными анализа основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 года мероприятия по мониторингу эффективности налоговых льгот не является базовой задачей. Но, стоит заметить, что именно такая оценка будет являться базовым элементом для внедрения новых налоговых льгот в перспективе. Таким образом, именно мониторинг будет играть ключевую роль в ходе оптимизации и совершенствования действующих налоговых льгот с возможностью их динамического изменения на базе смены экономической ситуации. При этом существующие методики по оценке эффективности налоговых льгот имеют некоторые ключевые недостатки. Если их устранить, то можно эффективно использовать данный показатель на практике.

Исходя из этой позиции вопрос, связанный с увеличением эффективности предоставляемых налоговых льгот на территории Российской Федерации, не является полностью решённым. Но, органы власти на каждом уровне занимаются обеспечением реализации данного вопроса путём постепенного совершенствования законодательства. В частности, в некоторых субъектах Российской Федерации все информационные данные о действующей методике анализа и исследовании налоговых льгот распространяются в интернете на официальном сайте Федеральной налоговой службы России. Полагаем, что эта деятельность будет напрямую направлена на общее увеличение эффективности выделяемых налоговых льгот для хозяйствующих субъектов. Поэтому представленная практика должна являться обязательной для всех субъектов на территории Российской Федерации.

  1. Атаян Ю. К. Оценка эффективности налоговых льгот //Синергия Наук. — 2020. — №. 47. — С. 163–178.
  2. Гильфанов Р. М., Евстафьева А. Х. Особенности оценки эффективности налоговых льгот //Инновационное развитие экономики. — 2019. — №. 5–1. — С. 174–177.
  3. Баташев Р. В. Динамика налоговых льгот в России //Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — №. 10–1. –С.1–5.

Основные термины (генерируются автоматически): льгота, Российская Федерация, налог, прибыль организации, данные, добавленная стоимость, орган власти, расход, региональный уровень, Федеральная налоговая служба.

Министерство финансов России разместило на официальном сайте проект методики оценки эффективности налоговых льгот. Документ доступен по ссылке. Мы публикуем методику с официального сайта Минфина без изменений.

I. Общие положения

1.1. Настоящая методика определяет порядок оценки эффективности налоговых льгот, в том числе пониженных ставок налогов, установленных законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (далее – методика, налоговые льготы).

1.3. Оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящей методикой осуществляется в целях повышения прозрачности бюджетной и налоговой политики, повышения эффективности мер социально-экономической политики субъектов Российской Федерации на основе информированного выбора оптимального способа достижения целей, учета результатов оценки при предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, при заключении соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, а также повышения качества прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы.

1.4. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется субъектами Российской Федерации, в том числе на основании информации, предоставляемой Федеральной налоговой службой.

1.5. Результаты оценки эффективности налоговых льгот предоставляются в Министерство финансов Российской Федерации уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня текущего финансового года в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

1.7. В случае не представления в срок до 20 августа текущего финансового года в Министерство финансов Российской Федерации замечаний к исходным данным или представления замечаний после 20 августа текущего финансового года, исходные данные считаются согласованными.

II. Принципы проведения оценки эффективности налоговых льгот

2.1. Для целей оценки эффективности налоговых льгот формируется сводная информация в разрезе субъектов Российской Федерации и видов (направлений) налоговых льгот, включающая законодательный источник, характеристики налоговой льготы (категория льготополучателей, тип льготы, условия предоставления льготы, срок действия льготы, целевая категория налоговой льготы, категории налогоплательщиков, которым предоставляется льгота и др.), оценку объема налоговой льготы, расчетные показатели для оценки эффективности налоговой льготы в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

2.2. Налоговые льготы разделяются на 3 типа в зависимости от целевой составляющей:

1) социальная – поддержка отдельных категорий граждан;

2) финансовая – устранение/уменьшение встречных финансовых потоков;

3) стимулирующая – привлечение инвестиций и расширение экономического потенциала.

2.3. Оценка эффективности налоговых льгот проводится отдельно по каждому виду (направлению) налоговых льгот.

III. Порядок оценки эффективности социальных и финансовых налоговых льгот

3.1. Социальные и финансовые налоговые льготы подлежат распределению по группам полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления согласно Правилам определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 (далее – модельный бюджет региона).

3.2. Распределение социальных и финансовых налоговых льгот по группам полномочий производится одновременно с представлением в Министерство финансов Российской Федерации данных реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

3.3. Оценка эффективности социальных и финансовых налоговых льгот определяется в рамках формирования модельного бюджета региона и определения расчетного объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации в отношении групп полномочий субъекта Российской Федерации.

3.4. В целях обеспечения сопоставимости расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и равных подходов к определению модельного бюджета расходы модельного бюджета региона по каждой группе полномочий подлежат увеличению на объем социальных и финансовых налоговых льгот по соответствующей группе полномочий.

IV. Порядок оценки эффективности стимулирующих налоговых льгот

4.1. Оценка эффективности (совокупный бюджетный эффект) по стимулирующим налоговым льготам производится с периода действия налоговой льготы или за 5 отчетных лет, в случае если налоговая льгота действует более 5 лет на момент проведения оценки эффективности, и определяется по следующей формуле:


, где:


– объем налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков-получателей льготы в i-ом году.

При определении объема налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков, получателей налоговой льготы учитываются поступления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, специальным налоговым режимам (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции) и земельному налогу.

В случае, если налоговая льгота действует менее 5 лет на момент проведения оценки эффективности, объем налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков-получателей льготы в текущем году, очередном году и (или) плановом периоде прогнозируется по данным субъектов Российской Федерации.


– расчетный объем базовых налоговых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от налогоплательщиков-получателей льготы в году, предшествующем i-ому году.

Под базовыми налоговыми поступлениями для целей настоящей методики понимаются налоговые поступления от налогоплательщиков получателей льготы в году, предшествующем году применения льготы.


– номинальный темп прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации в i-ом году по отношению к базовому году.

При определении номинального темпа прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации учитываются поступления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, специальным налоговым режимам (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции) и земельному налогу без учета поступлений по следующим видам экономической деятельности: добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов, добыча металлических руд, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, финансовая деятельность). При определении номинального темпа прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации не учитываются 5 максимальных и минимальных значений по субъектам Российской Федерации.

Номинальный темп прироста налоговых доходов субъектов Российской Федерации в текущем году, очередном году и плановом периоде определяется Министерством финансов Российской Федерации исходя из целевого уровня инфляции (4%) и реального темпа роста валового внутреннего продукта согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.


– расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований субъекта Российской Федерации.4.2. Расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований субъекта Российской Федерации определяется по следующей формуле:


, где:


– целевой уровень инфляции, определяемый на уровне 4 процента;


– реальная процентная ставка, определяемая на уровне 2,5 процента;


– кредитная премия за риск.

Кредитная премия за риск определяется в зависимости от отношения государственного долга субъекта Российской Федерации к налоговым и неналоговым доходам по состоянию на 1 января текущего финансового года:

1) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет менее 30 процентов кредитная премия за риск составляет 1 процент;

2) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет от 30 до 100 процентов кредитная премия за риск составляет 2 процента;

3) для субъектов Российской Федерации, у которых указанное отношение составляет более 100 процентов кредитная премия за риск составляет 3 процента.

4.3. Для целей настоящей методики налоговая льгота:

1) считается неэффективной в случае, если совокупный бюджетный эффект в соответствии с пунктом 3.1 настоящей методики принимает отрицательное значение;

2) считается эффективной в случае, если совокупный бюджетный эффект в соответствии с пунктом 3.1 настоящей методики принимает положительное значение.

4.4. Объем недополученных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате действия неэффективных налоговых льгот подлежит учету при расчете налогового потенциала субъектов Российской Федерации в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 (далее – налоговый потенциал).

Показатели, характеризующие налоговый потенциал субъекта Российской Федерации по видам налогов, подлежат увеличению на объем, указанный в абзаце первом настоящего пункта, по каждому периоду, в котором производится расчет показателей, характеризующих налоговый потенциал субъекта Российской Федерации.

4.5. Объем недополученных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в результате действия эффективных налоговых льгот подлежит учету в модельном бюджете региона аналогично порядку оценки эффективности социальных и финансовых налоговых льгот согласно разделу III настоящей методики.

V. Заключительные положения

5.1. Настоящая методика может применяться федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, в том числе в целях мониторинга и оценки эффективности налоговых льгот.

5.3. По итогам оценки эффективности налоговых льгот Министерство финансов Российской Федерации направляет рекомендации субъектам Российской Федерации в целях мобилизации дополнительных доходов регионов за счет оптимизации неэффективных налоговых льгот.

Читайте также: