Обмен налоговой информацией с украиной

Обновлено: 07.05.2024

Анализ обмена налоговой информацией и инвестирования в обмен на гражданство с учетом первых результатов дискуссии, организованной ОЭСР

17 апреля 2018 года на сайте ОЭСР был опубликован документ объемом в 96 страниц (PUBLIC INPUT RECEIVED ON MISUSE OF RESIDENCE BY INVESTMENT SCHEMES TO CIRCUMVENT THE COMMON REPORTING STANDARD), который, по факту, обобщил первые результаты дискуссии и содержание официальных писем в адрес организации. Докладчиками выступили более 20 структур, в числе которых:

  • офис AFME в Лондоне (Ассоциация финансовых рынков в Европе, объединяет крупнейших агентов на рынках капитала в регионе);
  • консалтинговые компании Италии Pirola Pennuto Zei & Associati и Lexhack;
  • неправительственные организации (Transparency International);
  • FBF (Federation Bancaire Francaise) из Франции, которая интегрирует финансовые институты и банки;
  • Министерство финансов Доминики;
  • ассоциации карибских низконалоговых юрисдикций (Гренада, Антигуа и Барбуда);
  • крупнейшие мировые компании, предоставляющие услуги в сфере консалтинга и аудита (BDO, KPMG);
  • компании-лидеры в сфере предоставления услуг СBI и RBI (CS Global Partners и Henley&Partners) и т.д.

В процессе дискуссии участники выступили с контраргументами и встречными предложениями по спорным вопросам. Давайте попробуем разобраться и зафиксировать самые важные моменты по итогам первого раунда дискуссии.

Для начала следует с сожалением отметить, что в списке участников обсуждения есть только один представитель государства (Министерство финансов Доминики), опять-таки, только один представитель гражданских неправительственных организаций (Transparency International) и вообще не представлены лидеры программ СBI (Австрия), RBI (Греция, Испания, Латвия, Португалия) и европейских стран-участниц ОЭСР.

В процессе обсуждения темы ОЭСР получила достаточно большое количество предложений. К примеру, панамское отделение BDO (глобальная аудиторская компания, занимает пятое место после Big 4) выступила с предложением имплементировать новую норму, которая будет сохранять за покупателем прежний налоговый статус еще 2 года после покупки ВНЖ или гражданства через инвестиции без возможности смены налоговой юрисдикции. Кроме этого, субъекты налогового декларирования будут обязаны давать присягу и, если она будет содержать недостоверные сведения, то последуют жесткие санкции.

KPMG выступила с предложениями в том же ключе: рекомендует между новой и старой юрисдикцией налогового резидента организовать обмен (причем обязательный) личной информацией (taxpayer ID number [налоговым номером] претендента и датой его рождения).

Transparency International в вышеуказанных процессах вообще настоятельно рекомендует мониторить такие источники, как базы данных Интерпола, и проводить тщательный анализ аккаунтов в социальных сетях.

Также представители юридического подразделения KPMG настаивают на взаимной передаче финансовой отчетности (прежде всего в тех случаях, когда резидент преимущественно находится в старой юрисдикции и не торопится изменить место жительства).

Чем вызван интерес к программам RBI и СBI?

Документ ОЭСР от 17 апреля 2018 года (далее – документ) примечателен еще и тем, что содержит результаты анализа компании Henley&Partners в отношении главных причин выбора программ RBI и СBI. Компания провела опрос сотен своих клиентов по всему миру, а результаты сгруппировала по категориям: выбор с ПМЖ (постоянным проживанием) или без него.

Причины инвестирования в СBI и RBI программы*


*По данным компании Henley&Partners

30% (абсолютное большинство) клиентов-участников опроса – граждане стран Юго-Восточной Азии (вероятнее всего, китайцы, однако Henley&Partners не предоставляет настолько детальную информацию). В числе главных причин для инвестирования:

  1. снятие визовых ограничений для свободного перемещения (22%);
  2. безопасность, лучшие условия для жизни, возможности для развития карьеры (20%);
  3. более качественное и престижное образование для детей (17%).

Исходя из изложенной в документе позиции, можно заключить, что Henley&Partners:

  • полностью поддерживает меры для блокирования возможных лазеек, а также общую стратегию ОЭСР по повышению эффективности CRS;
  • при этом отмечает несовершенство Common Reporting Standard в существующем виде и рекомендует принять меры по устранению недостатков, в т. ч. юридической нетождественности статуса налогового резидента и, собственно, гражданства. Этот момент является одним из концептуально важных положений документа ОЭСР.

Основные сложности и явные проблемы CRS: итоги первого раунда открытых дискуссий

Подводя итоги первого раунда обсуждения, эксперты выделяют следующие сложности и проблемы:

Итак, что же дальше?

Конечно, нельзя считать указанный список недостатков Common Reporting Standard полным. И можно признать очевидным, что экспертные консультации будут продолжаться еще долго. При этом проявляется глобальное структурное нарушение баланса между мировыми экономикой и политикой.

Для ряда небольших стран остается единственный объективный шанс продолжать развитие – привлекать инвестиции, предлагая взамен резидентство или гражданство. Да и сами эксперты ОЭСР соглашаются с тем, что инвесторы могут быть мотивированы участвовать в программах RBI и СBI из законных соображений, включая стремление снять визовые ограничения для свободного перемещения, а также вполне безобидное желание добиться улучшения условий для жизни, возможностей для развития карьеры и т. д. Но при этом также заявляется о существовании вероятности злоупотреблений.

Читайте также: