Объекты налогового учета информация о которых используется более одного отчетного налогового периода

Обновлено: 18.04.2024

Любой экономический субъект, который ведет деятельность на территории Российской Федерации, обязан периодически сдавать налоговую отчетность, то есть сообщать ФНС о результатах своей деятельности. Периодичность таких отчетов, их состав и порядок представления в контролирующие инстанции различен.

Основные факторы, определяющие порядок сдачи отчетности – это организационно-правовая форма организации, выбранная система налогообложения, наличие или отсутствие экономической деятельности в отчетный период.

Основные особенности, определяющие порядок сдачи отчетности

Согласно Статье 313 НК РФ, режим представления налоговой отчетности определяется каждым субъектом экономической деятельности, исходя из удобной налоговой политики, целей и специфики ведения экономической деятельности. Однако это не значит, что каждая организация может отчитываться в ФНС так, как удобно именно ей. Необходимо соблюдать определенные требования, а именно обеспечить контролирующим инстанциям возможность:

  • Хронологического отображения бухгалтерских сведений, беспрерывного и полного;
  • Определения всех существенных фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта;
  • Систематизации и анализа данных бухгалтерской отчетности;
  • Адекватной оценки доходов и расходов субъекта экономической деятельности;
  • Рассчитать сумму налога на прибыль хозяйствующего субъекта.

Организация системы налогового учета изначально является независимой, так как не подчиняется таким же жестким правилам и требованиям, как система бухгалтерского учета. Так, контролирующие инстанции не требуют от предприятий представления налоговой отчетности по каким-либо унифицированным формам и стандартам.

Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут организовать налоговый учет следующими способами:

    Автономный метод налогового учета.

Эта система никак не связана с бухгалтерским учетом. Все существенные хозяйственные операции отображаются в регистрах налогового учета.

Для многих предприятий такой метод является более целесообразным, поскольку полностью соответствует требованиям Статьи 313 НК РФ, а также занимает существенно меньшее время со стороны бухгалтеров.

Статья 313 определяет налогооблагаемую базу именно на основе данных налогового учета. При этом Глава 25 НК четко разделяет понятие бухгалтерского и налогового учета, определяя для последнего особый порядок систематизации данных и хозяйственных операций.

Если правила ведения налогового и бухгалтерского учета в пределах одного хозяйствующего субъекта совпадают, налогооблагаемая база определяется именно на основе данных БУ. При этом необходимо:

  • Четко определить объекты налогового учета по данным НУ и БУ. Разграничить объекты, по которым правила учета по обеим системам различаются;
  • Определить порядок использования информации для расчета налогооблагаемой базы из данных БУ;
  • Определить формы аналитических регистров для каждого из объектов налогового учета;
  • Определить объекты раздельного НУ при применении каких-либо специальных систем налогообложения.

Если бухгалтер или иной специалист организации смог правильно организовать систему налогового учета, это на порядок упростит процесс формирования и сдачи налоговой отчетности в ФНС.

Не нашли что искали?

Уверенны что сможет Вам помочь, заполните данные ниже и получите ответы на все ваши вопросы.

Что такое налоговая отчетность?

По существу, это комплект документов, который каждое предприятие периодически представляет в ФНС по месту регистрации. В подобный комплект входит информация о налоговой базе предприятия, а также данные, необходимые доя расчета и оплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов.

По периодичности представления:

  • Годовая. Представляется в ФНС по окончании отчетного года;
  • Текущая (внутригодовая). Может быть ежемесячной, квартальной, полугодовой, за 9 месяцев.

По способу подачи:

  • На физических бумажных носителях;
  • В электронно-цифровом формате.

По этапам экономической деятельности хозяйствующего субъекта:

  • Первоначальная. Это первая отчетность юридического лица или ИП, которая сдается после регистрации;
  • Очередная. Подается за каждый отчетный период, определяемый выбранной системой налогообложения;
  • Дополнительная. Подается, если ранее в ФНС была предоставлена недостоверная или неполная информация о деятельности хозяйствующего субъекта;
  • Ликвидационная. Сдается, если деятельность налогового агента прекращается добровольно или принудительно.

По характеру обобщения информации:

  • Индивидуальная;
  • Консолидированная. Применяется в случае, если несколько субъектов экономической деятельности имеют сходные факторы налогообложения, поэтому объединяются в единую группу. Отчетность при этом представляется в ФНС субъектом, который владеет не менее чем 90% уставного капитала в каждой организации.

В состав налоговой отчетности входит:

  • Декларации по налогам, предусмотренным режимом налогообложения;
  • Отчеты по налогам и сборам;
  • Расчеты по налогам и сборам;
  • Среднесписочная численность работников предприятия;
  • Другие обязательные документы, предусмотренные выбранным режимом налогообложения.

Вся суть налоговой отчетности состоит в том, что любое предприятие должно проинформировать контролирующие органы о том, какие доходы оно получило в отчетный период, какие расходы понесло, какие у него имеются налоговые льготы, а также основные источники получения прибыли.

Эта информация представляется в ФНС в формате установленных форм деклараций. Она необходима для того, чтобы корректно рассчитать сумму обязательных налогов и сборов, подлежащую выплате юридическим лицом или ИП. Согласно Статье 80 НК, декларация представляет собой форму заявления экономического субъекта, по которой контролирующие органы могут определить налогооблагаемую базу и сумму сборов к оплате. Для каждого из видов налогов организации необходимо формировать и подавать в ФНС отдельную декларацию по установленной форме.

Кто должен представлять декларации?

Налоговую отчетность сдают все юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют экономическую деятельность, предполагающую оборот денежных средств.

Перечень подлежащих уплате налогов и, соответственно, подготавливаемых деклараций, разнится в зависимости от организационно-правовой формы предприятия и выбранного режима налогообложения. Так, индивидуальные предприниматели могут выбрать 3 режима: основной, упрощенный, единый налог на вмененный доход.

Обратите внимание: индивидуальные предприниматели должны подавать отчетность не только в ФНС, но также во внебюджетные фонды – ПФР, ФСС. В последние инстанции декларации необходимо сдавать ежеквартально, в налоговую службу (по упрощенной системе налогообложения) – ежегодно. Каждый год также необходимо подавать сведения о работниках ИП.

Юридические лица, использующие для расчетов с бюджетом ОСНО, каждый квартал должны представлять расширенный пакет отчетных документов:

  • Бухгалтерская отчетность по 6 установленным формам;
  • Пояснительная записка к БО;
  • Декларации по НДС, налогу на доход физических лиц и другие;
  • Отчеты в ФСС, ПФР, Росстат.

При использовании организацией упрощенной системы налогообложения 6 форм БО подавать не нужно. Вместо деклараций по НДС и другим налогам ежегодно подается только одна – по УСН.

Микропредприятия, среднесписочная численность сотрудников которых не превышает 15 человек, не обязаны вносить авансовые платежи по налогу на прибыль. Также подобные организации планируется освободить от обязанности подавать в контролирующие органы бухгалтерскую отчетность.

Налоговый Кодекс

Глава 6.13 НК регламентирует порядок представления и утверждает формы налоговой отчетности для субъектов экономической деятельности РФ.

В Статье 53 НК приводится определение налоговой базы как прибыли экономического субъекта, полученной по результатам его хозяйственной деятельности.

Министерство финансов РФ разрабатывает и утверждает формы деклараций по каждому налогу, а также инструкции по их заполнению и подаче.

Часть 2 НК определяет сроки представления отчетности и уплаты соответствующих налогов.

Как можно сдавать отчетность?

Статьей 80 НК определяются 4 способа подачи деклараций и других отчетных документов:

  • Лично представителем организации;
  • Через уполномоченное лицо;
  • По почте на бумажных носителях;
  • По электронным каналам связи.

При этом предприятия, среднесписочная численность сотрудников которых превышает 100 человек, могут отчитываться только в электронном виде. При применении УСН организация может сдавать декларации любым удобным способом.

Личное посещение ФНС

Сдать налоговую отчетность может руководитель организации, главный бухгалтер, индивидуальный предприниматель или уполномоченный представитель, имеющий соответствующую доверенность. Этот способ отнимает достаточно много времени, но его преимуществом можно считать то, что специалист ФНС может сразу проверить документы и указать на возможные ошибки.

Лично налоговую службу посещать не нужно, благодаря чему бухгалтер может сэкономить немало времени, особенно в период сдачи годовых отчетов. К письму обязательно нужно приложить опись вложенных документов, а также сохранить чек о приеме отправления. Он может понадобиться при возникновении споров о соблюдении сроков подачи деклараций. Датой представления отчетности считается дата приема письма почтовым отделением.

В электронном виде

Это самый удобный, быстрый и надежный способ. Организации необходимо иметь специальное программное обеспечение, которое позволит формировать декларации и направлять их в ФНС по защищенным каналам связи. При этом статус отчетности можно отследить на любом этапе, вплоть до ее регистрации специалистом ФНС.

Возможные ошибки

Даже малейшие ошибки при заполнении утвержденных форм налоговой отчетности недопустимы. При их большом количестве или несвоевременном исправлении на организацию или конкретное должностное лицо будет наложен штраф.

Бухгалтерская отчетность – это структурированная информация о результатах экономической деятельности организации в отчетный период. Она представляет собой свод таблиц с данными финансового и оперативного учета экономического субъекта. А именно — отчета о прибыли убытках, об изменении капитала, для некоторых организаций — о целевом использовании средств, о движении средств.

Будучи итогом экономической деятельности, налоговая отчетность должна отвечать ряду критериев:

  • Содержать достоверную и полную информацию о финансовом положении налогового агента;
  • Все существенные показатели, которые оказывают прямое влияние на оценку финансовых результатов деятельности организации, должны быть отражены в отчетности отдельными строками;
  • Данные, содержащиеся в отчетности, не должны касаться каких-либо интересов третьих лиц и организаций;
  • Вся информация должна быть приведена в соответствии с утвержденными стандартами, а также быть сопоставимой по времени.

Коды налоговых периодов

Любая декларация обязательно содержит коды, которые указывают на отчетный период и вид налогов. Например, для 2019 года установлены следующие коды:

  • При расчете налогов с нарастающим итогом: 21 – квартал, 31 – 1 полугодие, 33 – 9 месяцев, 34 – календарный год;
  • Для ежемесячных деклараций: коды с 35 по 46 с января по декабрь соответственно;
  • Для консолидированных групп налоговых агентов: с 13 по 16, ежемесячная отчетность начинается кодом 57 и заканчивается 68;
  • При ликвидации организации: 50;
  • Для имущественного налога: 21 – первый квартал, 17 – полугодие, 18 – 9 месяцев, 51 – первый квартал при реорганизации предприятия, 47 – полугодие при реорганизации предприятия, 48 – 9 месяцев при реорганизации предприятия;
  • При упрощенной системе налогообложения: 34 – календарный год, 95 – последний отчетный период при смене системы налогообложения;
  • При едином налоге на вмененный доход: 21 или 51 – первый квартал (и первый квартал при ликвидации), 22 и 54 – второй квартал, 23 и 55 – третий квартал, 24 и 56 – четвертый квартал;

Как упростить процесс сдачи отчетов?

Наиболее простой способ представить отчетность – сдать ее в электронном виде. Сделать это можно несколькими способами:

  • Через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Основной минус этого способа в том, что все данные в декларации придется вносить вручную. Это не только занимает много времени, но и увеличивает риск допущения технических ошибок;
  • Через программное обеспечение, предоставляемое спецоператорами. К примеру, Контур Экстерн. Этот сервис позволяет выгружать данные бухгалтерского учета непосредственно из 1С, быстро формировать декларации в соответствии с используемой системой налогообложения и организационно-правовой формой, отправлять их в инспекцию и отслеживать статус. Немаловажным плюсом является автоматическая проверка отчетных документов на предмет ошибок, поэтому бухгалтер может быть уверен в их приеме ФНС с первого раза.

Все субъекты экономической деятельности должны строго соблюдать установленные сроки сдачи налоговой отчетности, вне зависимости от способа ее представления.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Налоговый период часто путают с отчетным. Оба понятия имеют законодательное определение, их продолжительность утверждается нормативными актами и не может быть изменена субъектами предпринимательства.

Понятие налогового периода

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Налоговый период по длительности не всегда должен совпадать с отчетным.

В одном налоговом периоде может быть сразу несколько отчетных. Для каждого типа налога законодательно утверждается величина налогового периода: от 1 месяца до 1 года. Узнать длительность временного интервала можно из норм НК РФ, в отдельных главах которого расписан порядок начисления налоговых обязательств.

Определение и показатели

Даты начала и окончания налоговых периодов для создаваемых или закрываемых предприятий могут быть изменены. Корректировке подлежат интервалы и в случае реорганизационных мероприятий. Если юридическое лицо ликвидируется или находится в процессе реорганизации, налоговый период для него в последнем году осуществления деятельности будет начинаться 1 января и заканчиваться последним днем существования компании. Аналогичный подход к определению периода выведения налоговой базы используется в отношении прекращающих коммерческую деятельность физических лиц. Об окончании деятельности свидетельствует наличие факта государственной регистрации завершения функционирования.

При реорганизации может быть создан новый субъект предпринимательства. Для него налоговый период начинается не с первых чисел января, а со дня регистрации в государственных органах и постановки на учет в ФНС. Последний день периода будет таким же, как и у других предприятий.

ВАЖНО! Отдельное правило определения налогового периода предусмотрено для субъектов, прошедших регистрацию в декабре и официально прекративших свою деятельность в этом месяце в течение одного года. Для них налоговый период будет равен сроку работы юридического или физического лица.

В случае с квартальными интервалами при создании нового субъекта предпринимательства налоговым будет период со дня образования компании или ИП и по день окончания квартала. Если до конца квартального срока после регистрации юридического лица осталось меньше 10 дней, то оставшиеся от текущего периода дни прибавляются к следующему квартальному отрезку времени.

Прекращение деятельности при поквартальной периодичности начисления налогов создает основания для изменения срока формирования налогооблагаемой базы – итоги должны быть подведены в диапазоне с первого дня квартала по день регистрации прекращения коммерческой деятельности.

Если налоговый период обозначен месячным интервалом, то вновь создаваемые организации должны брать в расчет время со дня открытия бизнеса и по последний день месяца в календарном исчислении. При появлении в единых государственных реестрах информации о прекращении деятельности отдельным субъектом предпринимательства налоговый период при месячной норме будет установлен с первого дня текущего месяца до последнего числа работы предприятия или ИП.

ЗАПОМНИТЕ! Общие правила определения границ налогового периода не распространяются на налоги, которые рассчитываются в связи с применением патентной схемы налогообложения и режима работы с налогом на вмененный вид дохода.

Для иностранных организаций начало налогового периода регулируется датой представления в органы ФНС заявления о статусе налогового резидента с иностранным капиталом. Если в уведомлении будет указано начало работы 1 января, то и налоговый период будет отсчитываться с этого дня. Если заявление подано в течение календарного года и в нем упомянуто, что даты начала деятельности в качестве резидента и подачи документа совпадают, то отсчет времени ведется со дня представления документа.

Налоговый период в расчетной документации указывается в специально отведенном поле. Для обозначения этого показателя предусмотрено 10 ячеек:

  • восемь из них предназначены для символьных значений;
  • две из них используются для постановки разделительных знаков в форме точек.

Указание показателя налогового периода позволяет идентифицировать расчетный временной диапазон, дату, до которой надо произвести платеж по налогу или сбору. Схема обозначения периода в документе:

  1. Первые два символа определяют периодичность осуществления платежей: месячные (МС), квартальные (КВ), полугодовые (ПЛ), годовые (ГВ).
  2. В ячейке третьего символа проставляется разделительный знак – точка.
  3. Четвертая и пятая ячейка нужны для обозначения порядкового номера периода.
  4. Шестым символом является разделительный знак.
  5. Оставшиеся числовые значения указывают на год, за который начислено и уплачивается налоговое обязательство.

Классификация налоговых периодов

Налоговый период классифицируется по видам налогов и по величине временного диапазона. По продолжительности выделяют:

  • месячный период;
  • квартальный;
  • годовой.

Существует понятие неделимого и разделенного периодов. Последние состоят из нескольких отчетных периодов, в этом случае налоги перечисляются авансовыми платежами. По итогам года выводятся окончательные данные:

  • сколько налога начислено за весь налоговый период;
  • в каком размере были перечислены авансовые платежи;
  • какой объем налогового обязательства подлежит погашению (от рассчитанной общей суммы налога отнимаются произведенные в течение года платежи).

В налоговых декларациях для налоговых периодов предусмотрены специальные шифры:

  1. Для декларации по НДС их перечень приведен в Приказе ФНС от 29.10.2014 под №ММВ-7-3/558@.
  2. В декларации по налогу на прибыль коды указываются в соответствии с показателями, закрепленными в приложениях Приказа, изданного ФНС 19.10.2016 под №ММВ-7-3/572@.
  3. В отношении налога на имущество применяются обозначения, утвержденные ФНС в тексте Приказа от 31.03.2017 под №ММВ-7-21/271@.
  4. Для декларационного документа по УСН используются нормы из Приказа от 26.02.2016 г. №ММВ-7-3/99@.
  5. Для тех, кто работает на ЕНВД, предусмотрены отдельные кодовые обозначения налоговых периодов. Они приведены в Приказе от 04.07.2014 г. №ММВ-7-3/353@.
  6. Для отражения сведений в форме 6-НДФЛ шифры надо брать из Приказа от 14.10.15 г. №ММВ-7-11/450@.

Особенности утверждения налогового периода

Для налоговых периодов характерно использование принципа однократности уплаты налога. Это означает, что налоговые обязательства погашаются в течение одного периода только 1 раз. Для нерегулярных налогов (разовых) понятие налогового периода не используют. Установленный в НК РФ порядок корректировки продолжительности налогового периода не является универсальным – его нельзя использовать при работе на режиме ЕНВД.

КСТАТИ, по стандартам НК РФ для субъектов предпринимательства в особенных случаях могут быть отменены отчетные периоды, для налоговых периодов такой возможности не предусмотрено. Это право закреплено за органами государственной власти, норма применима к земельному налогу (ст. 393 НК РФ).

Нельзя путать понятия налогового периода и срока налоговых выплат. В первом случае речь идет о времени, за которое подводятся итоги коммерческой деятельности с последующим расчетом обязательств перед бюджетами разных уровней. Второй термин предназначен для обозначения диапазона дат, в которые начисленный налог должен быть оплачен. Оба срока строго регламентированы НК РФ.

Главная особенность налоговых периодов в том, что они являются обязательным и неотъемлемым элементом системы налогообложения. Без них невозможно установить налог и ввести его в действующую фискальную схему. Норма подкреплена п. 1 ст. 17 НК РФ. Продолжительность налогового периода может изменяться. Для этого необходимо вносить корректировки в Налоговый кодекс. Такой порядок предусмотрен не только для общегосударственных налогов, но и для региональных разновидностей. Даже если местные власти наделены правом самостоятельно определять широкий перечень обязательных элементов налога, они не могут корректировать своим решением и нормативными актами даты начала и окончания налогового периода.

Налоговые периоды и изменение статуса организации

  1. Организация создана после начала календарного года. В этом случае первый налоговый период будет завершен с окончанием года – он будет немного короче, чем следующий, на время от начала года до даты регистрации организации.
  2. Организация создана в конце года. Если дата регистрации близка к концу последнего квартала (с 1 декабря по 31 декабря текущего года), то налоговый период для нее продлевается на время ее создания до конца года, то есть конец налогового периода совпадет с концом следующего года.
  3. Организация ликвидирована или реорганизована в течение года. Ее последним налоговым периодом будет время с начала года до даты ликвидации. Если организация просуществовала меньше года, то и налоговый период закончится вместе с ее существованием, пусть и не в отчетную дату.
  4. Организация создана в течение года и ликвидирована (реорганизована) до его окончания. Если организация просуществовала меньше года, то и налоговый период закончится вместе с ее существованием, пусть и не в отчетную дату.
  5. Организация создана в конце года, а ликвидирована (реорганизована) до окончания следующего. Налоговый период будет представлять собой промежуток от создания до окончания деятельности в прежней форме.

ВАЖНО! Данные принципы будут действовать для налогов с годичным налоговым периодом. Для налоговых периодов в квартал и месяц при изменении статуса организации следует согласовать налоговый период в ФНС по месту регистрации.

Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, с какой периодичностью рассчитываются налоги, чем отчётный период отличается от налогового и почему не беспокоить бухгалтера в отчётный период означает не беспокоить его никогда.


Очередной выпуск налогового ликбеза. Сегодня разберемся с понятиями налогового и отчётного периодов. Их определяет ст. 55 НК РФ.

Налоговый период — период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчётных периодов.

Например, по налогу на прибыль организаций налоговый период — год, отчётные — первый квартал, полугодие и 9 месяцев. То есть с периодичностью 1 раз в квартал нужно отчитываться и платить авансовый платеж, а по итогом года определять окончательную сумму налога. А по НДС отчётный и налоговый периоды совпадают — это кварталы.

Налоговый и отчётные периоды определяются за календарные отрезки времени. Год — это календарный год с 1 января по 31 декабря, а не 12 месяцев с какой-то даты.

Налоговые и отчётные периоды для федеральных налогов

Налог на добавленную стоимость (НДС). Налоговый период — квартал. Отчётный период — квартал (ст. 163 НК РФ).

Акцизы. Налоговый период — месяц. Отчётный период — месяц (ст. 192 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Налоговый период — год. Отчётный период — год (ст. 216 НК РФ).

Налог на прибыль организаций. Налоговый период — год. Отчётные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев года либо месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания года в зависимости от того, как определяется авансовый платеж по налогу (ст. 285 НК РФ).

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Налогового периода как такового нет — сумма сборов рассчитывается и уплачивается при получении разрешения на добычу (ст. 333.5 НК РФ).

Водный налог. Налоговый период — квартал. Отчётный период — квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Государственная пошлина. Налогового периода как такового нет — сумма пошлины рассчитывается и уплачивается при обращении для совершения юридически значимых действий (ст. 333.18 НК РФ).

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Налоговый период — год. Отчётные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев года (ст. 333.53 НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Налоговый период — месяц. Отчётный период — месяц (ст. 341 НК РФ).

Налоговые и отчётные периоды для региональных налогов

Транспортный налог. Налоговый период — год. Отчётные периоды для юрлиц — первый квартал, второй квартал, третий квартал, для физлиц — год (ст. 360 НК РФ).

Налог на игорный бизнес. Налоговый период — месяц. Отчётный период — месяц (ст. 368 НК РФ).

Налог на имущество организаций. Налоговый период — год. Отчётные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев, если налоговая база — это остаточная стоимость, и первый квартал, второй квартал, третий квартал, если налоговая база — это кадастровая стоимость (ст. 379 НК РФ).

Налоговые и отчётные периоды для местных налогов

Земельный налог. Налоговый период — год. Отчётные периоды для юрлиц — первый квартал, второй квартал, третий квартал, для физлиц — год (ст. 393 НК РФ).

Налог на имущество физических лиц. Налоговый период — год. Отчётный период — год (ст. 405 НК РФ).

Торговый сбор. Вместо налогового периода установлен период обложения — год (ст. 414 НК РФ).

Для страховых взносов аналогом налогового периода служит расчётный период — год. Отчётные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев (ст. 423 НК РФ).

Налоговые и отчётные периоды для специальных налоговых режимов

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Налоговый период — год. Отчётный период — полугодие (ст. 346.7 НК РФ).

Упрощённая система налогообложения (УСН). Налоговый период — год. Отчётные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев (ст. 346.19 НК РФ).

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Здесь нет своего налогового периода, потому что нет отдельного объекта налогообложения. Этот спецрежим подразумевает особый порядок расчёта налогов по ОСНО и возможное освобождение от уплаты региональных и местных налогов. Налоговые и отчётные периоды тоже зависят от конкретных налогов (глава 26.4 НК РФ).

Патентная система налогообложения (ПСН). Налоговый период — по умолчанию год, но если патент выдан на срок меньше года, то налоговый период равен сроку действия патента. Отчётный период такой же (ст. 346.49 НК РФ).

Настоящие рекомендации разработаны в целях применения субъектами Российской Федерации единых подходов при формировании информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов субъектов Российской Федерации (далее – Информация), предоставляемой в Минфин России в порядке и в сроки, установленные общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. № 796 (далее – Общие требования):

Сроки предоставления информации взаимоувязаны с процессом распределения межбюджетных трансфертов, осуществляемым Минфином России, в связи с чем обязательны к соблюдению всеми субъектами Российской Федерации.

Обращаем внимание, что Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) дополнена новым пунктом 11, согласно которому в целях урегулирования вопросов, связанных с предоставлением налоговыми органами сведений, необходимых для проведения оценки налоговых расходов в соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, составляющих налоговую тайну, руководителем соответствующего органа власти (в том числе органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления) определяется круг должностных лиц, имеющих доступ к таким сведениям (в форме правового акта).

В информации к 20 августа в Форме уполномоченными органами субъектов Российской Федерации на основе сведений органов Федеральной налоговой службы, сформированных по итогам обработки данных налоговой отчетности за отчетный год, уточняются данные об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетный период. Также при необходимости (в том числе по результатам проведенной сверки) актуализируется информация за предыдущие отчетные периоды. При этом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации может быть уточнена оценка объемов налоговых расходов за текущий год и прогноз на очередной год и плановый период.

Ячейки Формы, в которых проводилась корректировка информации, выделяются цветом (используется заливка ячеек). Если информация корректируется впервые – используется желтая заливка ячеек, при повторной корректировке – оранжевая, третья корректировка – красная.

Начиная с 2021 года, информация о налоговых расходах субъекта Российской Федерации формируется из 2-х блоков:

1. Основной блок информации - действующие налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. действующие с отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному.

2. Дополнительный блок информации - архивные налоговые расходы субъекта Российской Федерации, т.е. утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному.

При этом ежегодно базовым годом в части учета сведений об объемах выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, обусловленных предоставлением налоговых льгот, освобождений и иных преференций, является 2011 год.

Формирование информации по действующим налоговым расходам субъекта Российской Федерации

В текущем году сбор и учет Информации осуществляется в отношении налоговых расходов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями (далее – льготы), установленными законодательством субъектов Российской Федерации и действующими в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году.

В целях объективной оценки выпадающих доходов региональных бюджетов на текущий год и прогнозе на плановый в Информацию также включаются льготы с началом действия с 1 января текущего года и позже. При этом субъектом Российской Федерации по таким льготам необходимо указывать оценку/прогноз выпадающих доходов от их применения.

Учет Информации о льготах в Форме ведется, начиная с шестого года, предшествующего отчетному. При этом следует учитывать, что корректировка данных об объемах налоговых расходов субъекта Российской Федерации за отчетные периоды может проводиться органами Федеральной налоговой службы за три последних года на основе уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками.

В перечень налоговых расходов субъекта Российской Федерации включаются все льготы (включая льготы по инвестиционному налоговому вычету, право на применение которого введено статьей 286.1 Налогового кодекса начиная с 01.01.2018 по 31.12.2027 и реализуется при наличии принятого субъектом Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта (далее – НПА), льготы по налогу на имущество организаций, установленные НПА субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3.2 статьи 380 Налогового кодекса, льготы в соответствии с пунктами 21 и 24 статьи 381 Налогового кодекса, в отношении которых статьей 381.1 Налогового кодекса предусмотрено принятие соответствующего НПА субъекта Российской Федерации), действующие в соответствии с НПА субъекта Российской Федерации в отчетном году и/или в году, предшествующем отчетному году, установленные по следующим видам налогов:

– налог на прибыль организаций;

– налог на имущество организаций;

– налоги, подлежащие уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (УСН, патентная система налогообложения, ЕНВД, ЕСХН);

– земельный налог (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– налог на имущество физических лиц (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя);

– торговый сбор (для городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).

Льготы, утратившие силу до 1 января года, предшествующего отчетному году, в Информации отражаются в блоке архивных налоговых расходов

Для льгот длящегося характера, действующих в отчетном году и в году, предшествующем отчетному году, в Форме отражается информация (структурные единицы НПА, наименование льготы, условия и срок ее применения, код вида экономической деятельности и т.д.), соответствующая редакции положений НПА, действующих в отчетном году.

Данные об оценке и прогнозе объема налогового расхода в Форме указываются в виде целого числа (при этом ячейка не должна содержать формул и ссылок на другие ячейки таблицы).

Расчет совокупного бюджетного эффекта в отношении стимулирующих налоговых расходов по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций осуществляется за год, предшествующий отчетному.

При заполнении Формы следует учитывать следующее.

Льгота длящегося характера, утверждаемая решением субъекта Российской Федерации ежегодно новым НПА, заполняется одной строкой.

Льгота, имеющая разные размеры пониженной ставки в течение срока ее применения, заполняется одной строкой (например, льгота по налогу на прибыль на резидентов ТОСЭР в течение первых пяти налоговых периодов и далее в течение следующих пяти налоговых периодов).

В случае наличия расхождений в сверяемых данных уполномоченному органу субъекта Российской Федерации необходимо инициировать урегулирование проблемы с органом Федеральной налоговой службы по соответствующему региону. При этом необходимо учитывать, что Минфином России к учету принимаются исключительно сведения, предоставляемые Федеральной налоговой службой (в том числе уточненные, при необходимости, на основе данных органов Федеральной налоговой службы в период с 1 по 20 августа текущего года).

Если период действия льготы стимулирующего характера составляет менее 6 лет, то субъект Российской Федерации при расчете совокупного бюджетного эффекта такого налогового расхода использует свои прогнозные данные за отчетный год и позднее, а также данные, представленные органом Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации за отчетный период. В случае отсутствия прогнозных данных субъекта Российской Федерации на отчетный год и позднее совокупный бюджетный эффект по таким годам считается нулевым. Соответственно совокупный бюджетный эффект считается по имеющимся данным.

В отношении льгот, принятых субъектом Российской Федерации в 2020 году в целях поддержки экономики в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и утративших силу по состоянию на 1 января 2021 года, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о нецелесообразности проведения оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых расходов, обусловленных указанными льготами, учитывая 5-летний период самоокупаемости, предусмотренный в Общих требованиях.

Формирование информации по архивным налоговым расходам субъекта Российской Федерации

Ведение информации об архивных налоговых расходах субъекта Российской Федерации осуществляется в сокращенном виде и представляет собой учет нормативных / целевых показателей налогового расхода, а также данных об объемах выпадающих доходах бюджета.

Субъектом Российской Федерации ежегодно проводится инвентаризация дат прекращения действующих налоговых расходов, по результатам которой льготы, утратившие силу по состоянию на 1 января года, предшествующего отчетному, переносятся в блок архивных налоговых расходов субъекта Российской Федерации.

Почепский Олег

Исходя из действующих законодательных норм, закрепленных в рамках п. 1 статьи 17 НК РФ и определяющих порядок налогообложения, обязательными условиями для установления налога являются определение налогоплательщиков (организаций или физических лиц), а также сопутствующих элементов, определяющих конкретные критерии и аспекты применения. Перечень последних включает в себя объект, базу, ставку, принципы исчисления и сроки уплаты. Есть и еще один фактор, который также формирует совокупную структуру — налоговые периоды, достаточно часто путаемые с отчетными. Чтобы не допустить ошибок при подаче декларации, важно знать, в чем конкретно разница между ними и как правильно определять этот показатель.

Общее представление

Дефиниция, приведенная в содержании пункта первого ст. 55 НК РФ, раскрывает содержательную специфику рассматриваемого термина. В соответствии с определением, приведенным законодателем, в данном случае речь идет об ограниченном временном интервале, по истечении которого должны быть подведены итоги осуществлявшейся деятельности и сформирована база, подлежащая налогообложению. Окончание налогового периода означает возникновение у субъектов обязательств, которые должны быть погашены в отведенный срок.

Продолжительность подобных отрезков времени определяется нормами Кодекса, устанавливается для каждого типа налога, и варьируется от одного месяца до года. Стоит отметить, что в законодательных положениях также применяется понятие периодичности по подаче отчетности, и в этом случае временные интервалы могут отличаться. Конкретные требования закреплены в содержании НК РФ.

Сколько длится налоговый период

Особенности утверждения

Один из характерных признаков — применение принципа однократной уплаты обязательного налога. Это означает, что в текущем налоговом периоде обязательства перед государством погашаются только один раз. Подобные правила не распространяются на нерегулярные или разовые сборы. При этом нужно учитывать, что действующий порядок корректировки не универсален, и не может применяться во время работы на ЕНВД. Кроме того, в особых случаях для ряда субъектов допускается отмена отчетных временных рамок, инициированная государственными органами, тогда как в случае с рассматриваемым элементом подобная возможность отсутствует.

Практика показывает, что путаница нередко возникает при рассмотрении понятий налогового периода и срока выплат по налогу. Здесь разница заключается в том, что первое из них характеризует временной промежуток, отведенный на подведение итогов коммерческой деятельности и расчет суммы обязательств, возникших перед бюджетами различного уровня. Второе, в свою очередь, обозначает конкретный диапазон дат, в рамках которого должна быть произведена выплата.

Изменение статуса организации

Учреждение юридического лица или ИП после начала календарного года.

Индивидуальный налоговый период завершится вместе с окончанием общего, и будет короче, чем следующий за ним.

Продление базового срока, объединяющего как оставшийся укороченный, так и будущий нормативный отрезок.

Ликвидация и реорганизация.

Крайний интервал определяется началом стандартного периода и датой окончания существования организации.

Стоит отметить, что, если предприятие было создано после 1 января, и снято с регистрации меньше чем за 12 месяцев, фактическая продолжительность установленного налогового периода будет меньше года. Все указанные принципы действуют в отношении налогов годичного характера, тогда как для квартальной и ежемесячной периодичности корректировка должна согласовываться с территориальной инспекцией ФНС.

Коды в 2021 году

Суммы обязательств перед государственными бюджетами различных уровней фиксируются в содержании подаваемой субъектом хозяйственной деятельности декларации (в тех случаях, когда отчетность предусмотрена), форма которой предусматривает в качестве одного из заполняемых реквизитов конкретный налоговый расчетный период. Важно учитывать, что отражение сведений осуществляется не словами, а в закодированном виде, что обуславливается машинной обработкой представляемых документов, ускоряющей процесс сведения данных в общей учетной системе.

Отчетная периодичность

Рассматривая специфику временных ограничений, нельзя не упомянуть о рамках, определяемых для подачи отчетов. В этом случае речь идет о сроках, отведенных для подведения промежуточных итогов — расчета авансовых платежей, а также подачи отдельной документации, обязательной для некоторых субъектов налогообложения. Основной критерий, определяющий, чем отличается налоговый период от отчетного — это разница в принципах установления, а также общая продолжительность — как правило, первый интервал может включать в себя сразу элементов второго типа.

Кодификаторы для отчетности в 2021 году

В рамках бухгалтерского учета, порядок ведения которого определяется сводом правил ПБУ и федеральными законами, установлено, что основным временным отрезком, отведенным на подачу отчетов, является календарный год. К числу исключений относятся уже упомянутые ранее ситуации, связанные с учреждением, реорганизацией (но не преобразованием!), а также ликвидацией юридического лица. Порядок оформления не предусматривает использование кодировки — в документах, будь то титульный лист, или таблица с показателями, проставляется обычная дата. Таким же образом оформляется и документация, содержащая сведения о финансовых результатах деятельности.

Продолжительность по видам

Для каждой категории бюджетных обязательств сроки определяются отдельно, исходя из специфики. Рассмотрим их подробнее.

На прибыль

В данном случае стандартным показателем, определенным положениями п. 1 ст. 285 Кодекса, считается календарный год. При этом способ, выбранный для уплаты авансовых платежей, в соответствии с содержанием второго пункта статьи НК РФ, определяет длительность отчетного периода по налогу, которая может составлять от одного до двенадцати месяцев.

Только квартальные выплаты

Квартал, полугодие, девять мес.

Ежемесячное, с доплатой по итогу

Один месяц, два, три и т. д. — до завершения годового периода

На основании фактической прибыли

Стоит отметить, что налогоплательщики в данном случае должны представлять декларацию как по истечении каждого из временных интервалов — данное обязательство регламентировано положениями п. 1 ст. 289, и строго контролируется надзорными органами, что обуславливает необходимость соблюдения озвученного порядка.

Налоговый период 34

Этот код обычно используется в отчетности, подаваемой субъектами на УСН, а также декларантами НДФЛ и налога на имущество юридических лиц, и определяет, что установленный срок приравнивается к одному календарному году. Важный нюанс, который следует учитывать при оформлении документации: в рамках подачи годовой декларации кодовое обозначение применяется субъектами, работающими по ежеквартальной системе, тогда как для тех, кто ежемесячно отчитывается по прибыли, используется кодификатор 46, также обозначающий годовой отрезок.

Налоговый период 31

Код, применяемый в рамках декларирования доходов, полученных в результате осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, а также в отчетах по налогу на прибыль. Обозначаемый временной интервал — полугодие.

НП 22

Проставляется в отчетности за второй квартал, и используется при заполнении деклараций по НДС, водному сбору, а также ЕНВД.

Акцизы и косвенное налогообложение

В данном случае критерием для определения служит порядковый номер месяца, за который предоставляются сведения:

01-12 — январь/декабрь;
71-82 — аналогичный отрезок при реорганизации или ликвидации.

Налог на добавленную стоимость

В соответствии с положениями, закрепленными в рамках статьи 163, стандартным временным промежутком считается квартал. При этом отчетная периодичность законодателем не предусматривается.

В случае с физическими лицами используется календарный год, что определено положениями ст. 216. Любопытно, что периоды по отчетам, несмотря на отсутствие в правовых нормах данного регламента, фактически существуют. Так, например, обязанностью работодателей является предоставление расчета по форме 6-НДФЛ не только на момент завершения основного отрезка, но и поквартально — это требование статьи 230 НК РФ.

Упрощенная система налогообложения

Порядок, аналогичный предыдущему, но на этот раз все временные интервалы закреплены законодательно — год для налоговых (ст. 346.19, пункт первый) и квартал для отчетных (там же, п.2).

Имущество организаций

В данном случае для налогов также применяется годовой период (п. 1, статья 379), а вот для промежуточной отчетности все зависит от имущественной стоимости, выступающей в качестве базы для расчета:

Первый квартал, полугодие, девять месяцев

Важно учитывать, что речь идет о региональном сборе, поэтому субъектные власти вправе самостоятельно принимать решения об отказе от установления временных рамок. Для уточнения информации по конкретному региону достаточно ознакомиться с местным законодательством.

Имущество физических лиц

Налоговый период, исходя из ст. 405, составляет один календарный год. Промежуточная отчетность не предусмотрена.

Транспортный сбор

Стандартная схема определяет годовую и поквартальную периодичность, при этом во втором случае допускается отмена ограничений региональными властями.

Земельный налог

Аналогично предыдущему разделу, с учетом возможности местного муниципалитета не вводить обязательные отчетные периоды.

Платная система налогообложения

Для субъектов, работающих по патенту, общими правилами устанавливается налоговый интервал в один календарный год, однако в 2021 году, на основании п. 1.1 статьи 346.49, в качестве временного отрезка определяется один месяц. В тех случаях, когда разрешение на ведение деятельности выдается на меньший срок, дата его истечения является определяющим критерием.

Единый сельскохозяйственный налог

Регламентируется Кодексом в рамках ст. 346.7, и предусматривает годовую и полугодовую периодичность.

Первый и последний периоды

Рассмотрев стандартные регламенты, стоит уделить внимание ситуациям, когда продолжительность хозяйственной деятельности правового субъекта фактически отличается от установленного периода по датам. Подобные расхождения обуславливаются тем, что учреждение или ликвидация крайне редко привязаны к началу или числу месяца — в законодательстве нет подобных требований. Чтобы лучше разобраться в возможных вариантах, и понять, когда следует предоставлять отчетность, представим их в виде сводных таблиц.

Если общий порядок определяет продолжительностью налогового периода календарный год:

При регистрации предприятия

Первый временной интервал

1 января — 30 ноября

Со дня создания и до 31 декабря включительно

Оставшийся промежуток + следующие 12 месяцев

При реорганизации или ликвидации

Прекращение деятельности субъекта, работавшего на начало года

С 1 января до даты регистрации записи в реестре

Создание и расформирование в течение 12 календарных месяцев

Период фактического существования

Учреждение в декабре и внесение изменений в статус на следующий год

Если законом устанавливается квартальная продолжительность:

Первый временной интервал

Со дня оформления и до окончания текущего

Меньший временной интервал

Оставшийся промежуток + следующие 3 месяца

При реорганизации или ликвидации

Прекращение деятельности субъекта, работавшего на начало налогового периода

С первичной даты до момента регистрации записи в реестре

Создание и расформирование в течение квартала

Период фактического существования

Учреждение за 10 дней до окончания и ликвидация в следующий отрезок

Если законом устанавливается месячный интервал, в качестве первого промежутка берется срок с момента регистрации и до завершения месяца. Обратный порядок применяется при внесении изменений иного типа — начальной датой служит 1-е число, а завершающей — день реорганизации или ликвидации.

Стоит также отметить, что указанные правила применяются не только для организаций, но и для индивидуальных предпринимателей, однако не распространяются на налогоплательщиков, применяющих специальные режимы уплаты налогов. В подобных случаях лучше всего дополнительно изучить регламенты, установленные региональными законодателями, в том числе обладающими правом отмены сроков для промежуточного представления.

Читайте также: