Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования
Обновлено: 18.05.2024
1. Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. Налоговый контроль представляет собой специальный способ обеспечения законности и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанных лиц. Специфика налогового контроля зависит от сферы деятельности налогоплательщика, видов налогов, правового статуса налогоплательщика.
Предметом налогового контроля выступают денежные операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот бухгалтерская документация.
Состав субъектов налогового контроля определяется ст. 82 НК РФ и прежде всего к ним относятся налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы.
Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Основная цель налогового контроля реализуется путем решения следующих задач:
- пересечение и профилактика правонарушений в налоговой сфере. Эффективность налогового контроля зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.
2. Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой можно понимать:
- текущий , проводится во время отчетного налогового периода, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщика;
- последующий - проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.
- тематический ограничивается проверкой отдельных видов налогов (например, проверка по уплате страховых взносов).
5) по месту проведения : камеральный и выездной контроль. Согласно ст. 88, 89 НК РФ - камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, выездные - с выездом на место получения дохода.
Он имеет место, когда при проведении проверок налоговые органы получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика от лиц, осуществляющих с ним деятельность.
Налоговой проверкой в соответствии со ст. 87 Кодекса могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года (ст. 113 НК РФ).
3. Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течении трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и документов. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащихся в документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести исправления в установленный срок. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам календарной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате суммы налога и пени.
Выездная проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Проверка может проводится в отношении одного плательщика по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течении года две выездные проверки по одним и тем же налогам. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях до 3 месяцев). Если у организации есть филиалы и представительства, срок проведения увеличивается на 1 месяц для каждого филиала.
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.
При необходимости налоговые органы могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также проводить осмотр производственных помещений, используемых для извлечения дохода.
При наличии оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, производится выемка этих документов.
В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень документов.
Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления. Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований.
В целях объективной оценки роли и сущности налогового контроля его понятие следует рассматривать в двух аспектах:
- в широком аспекте — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов;
- в узком аспекте — это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.
Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ (т.е. рассматривает налоговый контроль в узком смысле).
Цель налогового контроля:
- обеспечение законности и эффективности налогообложения.
Объекты налогового контроля:
- движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов;
- материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предмет налогового контроля:
- валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т.д.
Субъекты налогового контроля:
- налоговые органы;
- таможенные органы;
- органы внутренних дел;
- следственные органы.
Отдельными контрольными полномочиями относительно сферы налогообложения обладают Счетная палата РФ и Министерство финансов РФ.
Подконтрольными субъектами выступают организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Налоговый контроль за законностью распространяется и на совершение действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении налоговым органам информации, необходимой для осуществления контроля за правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов.
В сферу налогового контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые хотя и влияют на фискальные интересы государства, но не относятся к финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и импортных квот и т.д.).
Налоговый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу выполнения денежных обязательств перед государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования налоговых льгот, соблюдение установленных государством правил ведения бухгалтерского учета, а также выполнение законных требований уполномоченных органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.
Эффективность налогового контроля во многом зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.
Формы и виды налогового контроля
Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Основные формы налогового контроля:
- проверки;
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверки данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы, предусмотренные НК РФ.
Виды налогового контроля:
1) В зависимости от времени проведения:
- предварительный;
- текущий (оперативный);
- последующий.
Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Например, обязательным условием предоставления налогового кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика со стороны уполномоченного государственного органа.
Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.
Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.
Читайте также: