Объект является вновь образованным что значит для налога на имущество

Обновлено: 16.05.2024

Налоговой базой по налогу на имущество может быть либо среднегодовая, либо кадастровая стоимость основных средств. Что бы произвести расчет среднегодовой стоимости имущества для налога на имущество, нужно руководствоваться правилами бухучета. Кадастровая стоимость конкретных объектов устанавливается решениями региональных властей.

Такой порядок предусмотрен статьей 374 и пунктами 1, 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по налогу на имущество является календарный год.

Отчетными периодами по этому налогу являются:

  • в отношении объектов, по которым налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости, – I квартал, первое полугодие и девять месяцев;
  • в отношении объектов, по которым налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, – I квартал, II квартал, III квартал.

По окончании отчетных периодов организация должна перечислять авансовые платежи по налогу (если региональное законодательство не предусматривает иное). Об этом сказано в статье 379 и пункте 1 статьи 383 Налогового кодекса РФ.

Никаких исключений из правил определения налоговой базы для организаций и обособленных подразделений, созданных (ликвидированных) в течение налогового периода, глава 30 Налогового кодекса РФ не содержит. Поэтому если организация создана в период с 1 января по 30 ноября (включительно), то первым налоговым периодом по налогу на имущество для нее будет время с момента создания до конца года. Первым отчетным периодом будет время с момента создания до конца текущего квартала.

Если организация создана в декабре, то первым налоговым периодом для нее будет время с момента создания до конца следующего года. Первым отчетным периодом будут четыре месяца: с декабря по март следующего года включительно.

Такой порядок применяйте независимо от того, как определяется налоговая база: исходя из среднегодовой или из кадастровой стоимости объектов.

Это следует из положений пункта 2 статьи 55 Налогового кодекса РФ.

Пример определения первого срока уплаты налога на имущество вновь созданной организацией

  • налоговой базой для которых является среднегодовая стоимость;
  • налоговой базой для которых является кадастровая стоимость.

Среднегодовая стоимость . В отношении объектов недвижимости первой группы бухгалтер определил налоговую базу как среднегодовую стоимость основных средств, отраженных в балансе по состоянию на 1 января, 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 2016 года.

Кадастровая стоимость . В отношении объектов недвижимости второй группы бухгалтер определил налоговую базу как сумму:

  • 1/4 кадастровой стоимости объектов на 1 января 2015 года с учетом коэффициента владения 1/3;
  • 1/4 кадастровой стоимости этих же объектов на 1 января 2016 года с учетом коэффициента владения 3/3.

Если в течение года организация была ликвидирована, то последним налоговым периодом для нее является время с начала года до дня завершения ликвидации. Если организация была создана и ликвидирована в течение одного года, то налоговым периодом для нее является время со дня создания по день ликвидации. Такие правила установлены пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса РФ.

Включение объектов в налоговую базу

Если налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, основные средства, признаваемые объектом налогообложения, включайте в расчет налоговой базы начиная с месяца, следующего за тем, в котором они были приняты на баланс организации. Исключение составляют основные средства, приобретенные в декабре. Их нужно включать в расчет налоговой базы с месяца принятия на учет. Такой порядок следует из пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ. Подробнее см. статью про налог на имущество основных средств.

Дальнейшие внутренние перемещения основных средств между подразделениями организации на расчет налога на имущество не влияют. Это следует из положений пункта 82 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Дату постановки объектов на учет определяйте на основании актов приемки-передачи основных средств, утвержденных руководителем организации (п. 7, 38, 78, 80 и 81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Формы первичных документов по учету основных средств ( ОС-1 , ОС-1а , ОС-1б и т. д.) утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Если налоговой базой является кадастровая стоимость имущества, объекты недвижимости включайте в расчет налоговой базы с месяца:

  • возникновения права собственности, если регистрация произведена до 15-го числа (включительно);
  • следующего за месяцем возникновения права собственности, если регистрация произведена после 15-го числа.

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 382 Налогового кодекса РФ.

Внимание: неполный период в зависимости от даты регистрации недвижимости (до и после 15-го числа) при расчете налога за 2015 год не применяется.

При расчете налога за 2015 год основные средства, признаваемые объектом налогообложения, включайте в расчет налоговой базы начиная с месяца, следующего за тем, в котором они были приняты к учету на балансе организации. Исключение составляют основные средства, приобретенные в декабре. Их нужно включать в расчет налоговой базы с месяца принятия на учет. Такой порядок следует из пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: с какого момента налогом на имущество облагаются нежилые объекты недвижимости, построенные организацией ?

Если налоговой базой является среднегодовая стоимость – с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором основное средство было принято к бухучету. Если налоговой базой является кадастровая стоимость:

  • либо с месяца возникновения права собственности на объект недвижимости (при условии, что регистрация права состоялась до 15-го числа включительно);
  • либо со следующего месяца (при условии, что регистрация права состоялась после 15-го числа).

Начислять налог на имущество нужно по любым объектам недвижимости, которые отвечают критериям основных средств (п. 4 ПБУ 6/01).

Объекты должны быть включены в расчет налоговой базы следующим образом.

Среднегодовая стоимость недвижимости

Если налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, построенный объект включите в расчет с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором основное средство было принято к бухучету.

Это следует из положений пункта 1 статьи 375, пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

При этом не имеет значения:

Такой подход объясняется следующим. Объектами обложения налогом на имущество являются основные средства, учитываемые на балансе организации (п. 1 ст. 374 НК РФ). В состав основных средств включаются не только фактически эксплуатируемые объекты, но и объекты, предназначенные для использования в предпринимательской деятельности (п. 4 ПБУ 6/01). Свидетельства о госрегистрации прав на объекты недвижимости для признания их основными средствами, а следовательно, и для включения в налоговую базу по налогу на имущество не требуются.

Кадастровая стоимость недвижимости

Если налоговой базой является кадастровая стоимость, построенный нежилой объект включите в расчет с 1-го числа месяца:

  • в котором возникло право собственности на объект, если регистрация произведена до 15-го числа (включительно);
  • следующего за месяцем, в котором возникло право собственности на недвижимость, если регистрация произведена после 15-го числа.

Это следует из положений пункта 5 статьи 382 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: с какого момента налогом на имущество облагаются приобретенные нежилые объекты недвижимости?

Если налоговой базой является среднегодовая стоимость – с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором основное средство было принято к бухучету. Если налоговой базой является кадастровая стоимость:

  • либо с месяца возникновения права собственности на объект недвижимости (при условии, что регистрация права состоялась до 15-го числа включительно);
  • либо со следующего месяца (при условии, что регистрация права состоялась после 15-го числа).

Организация может приобрести в собственность нежилое здание (сооружение):

  • пригодное к использованию (дополнительные капитальные вложения не требуются);
  • непригодное к использованию (требуются дополнительные капитальные вложения).

В обоих случаях право собственности на приобретенный объект недвижимости подлежит обязательной госрегистрации (ст. 131 ГК РФ, ст. 4 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).

Среднегодовая стоимость недвижимости

Если налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, объект недвижимости включается в налоговую базу независимо от госрегистрации права собственности. Поэтому приобретенный объект включите в расчет с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором основное средство было принято к бухучету.

Это следует из положений пункта 1 статьи 375, пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ.

Основные средства принимаются к учету, если они соответствуют определенным критериям (п. 4 ПБУ 6/01). При этом включение объекта недвижимости в состав основных средств не зависит от наличия (или отсутствия) у организации свидетельства о госрегистрации права собственности на этот объект (письма Минфина России от 17 декабря 2015 г. № 03-07-11/74052, ФНС России от 29 августа 2011 г. № ЗН-4-11/13999, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148).

Если покупатель приобретает нежилое здание, непригодное к использованию (недостроенное, недооборудованное, требующее дополнительных капитальных вложений), то включать его в расчет налоговой базы по налогу на имущество нужно при выполнении двух условий:

  • первоначальная стоимость здания (с учетом расходов на доведение объекта до состояния, пригодного к использованию) сформирована;
  • здание введено в эксплуатацию.

Опираясь на информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148, арбитражные суды признают, что обязанность по уплате налога на имущество не зависит от того, кто именно выполняет капитальные работы в недостроенном здании – его владелец или арендатор. Если такое здание сдали в аренду с условием, что все необходимые капитальные работы по доведению объекта до состояния, пригодного к эксплуатации, выполнит арендатор, то арендодатель не признается плательщиком налога на имущество. Он вправе не включать этот объект в расчет налоговой базы до тех пор, пока арендатор не закончит реконструкцию (достройку, дооборудование) здания. То есть до того момента, пока не будет сформирована первоначальная стоимость основного средства, используемого в качестве доходных вложений в материальные ценности. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении ФАС Поволжского округа от 25 октября 2013 г. № А55-15817/2012.

Пример включения приобретенного объекта недвижимости в налоговую базу по налогу на имущество исходя из среднегодовой стоимости. Организация приобрела здание, зарегистрировала на него право собственности и проводит капитальные вложения, связанные с доведением объекта до состояния, пригодного к использованию

Дебет 08 Кредит 60
– 30 000 000 руб. (35 400 000 руб. – 5 400 000 руб.) – отражены затраты на покупку здания;

Дебет 19 Кредит 60
– 5 400 000 руб. – отражен входной НДС;

Дебет 60 Кредит 51
– 35 400 000 руб. – оплачено здание.

Дебет 08 Кредит 60
– 2 000 000 руб. (2 360 000 руб. – 360 000 руб.) – отражена стоимость подрядных работ по доведению здания до состояния, пригодного к использованию;

Дебет 19 Кредит 60
– 360 000 руб. – отражен НДС по подрядным работам;

Дебет 01 Кредит 08
– 32 015 000 руб. (30 000 000 руб. + 15 000 руб. + 2 000 000 руб.) – включено в состав основных средств приобретенное здание.

Кадастровая стоимость недвижимости

Если налоговой базой является кадастровая стоимость, приобретенный объект включите в расчет налога на имущество с 1-го числа месяца:

  • в котором возникло право собственности на объект, если регистрация произведена до 15-го числа (включительно);
  • следующего за месяцем, в котором возникло право собственности на недвижимость, если регистрация произведена после 15-го числа.

Например, организация покупает здание, налоговой базой для которого является кадастровая стоимость. Акт приема-передачи объекта подписан 1 июня, а госрегистрация перехода права собственности к покупателю состоялась 16 июня. В данном случае заплатить налог на имущество по этому объекту за II квартал должен продавец. Покупатель станет плательщиком налога на имущество с III квартала.

Это следует из положений пункта 5 статьи 382 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 2 февраля 2016 г. № 03-05-04-01/4770.

Исключение объектов из налоговой базы

Если налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, такие объекты исключайте из расчета налоговой базы начиная с месяца, следующего за тем, в котором имущество было списано со счетов бухучета (п. 4 ст. 376 НК РФ).

При этом внутренние перемещения основных средств между подразделениями организации выбытием не признаются (п. 82 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н).

Дату выбытия объектов определяйте на основании актов приемки-передачи (списания) основных средств, утвержденных руководителем организации (п. 7, 38, 78, 80 и 81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Формы первичных документов по учету основных средств ( ОС-1 , ОС-1а , ОС-1б и т. д.) утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Если налоговой базой является кадастровая стоимость имущества, такие объекты исключайте из расчета налоговой базы с месяца:

  • прекращения права собственности, если регистрация произведена до 15-го числа (включительно);
  • следующего за месяцем прекращения права собственности, если регистрация произведена после 15-го числа.

Такой порядок следует из положений пункта 5 статьи 382 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: с какого момента можно исключить из налоговой базы по налогу на имущество стоимость выбывших объектов недвижимости? Налоговая база – среднегодовая стоимость.

Объект недвижимости исключите из расчета налоговой базы по налогу на имущество с месяца, следующего за его выбытием из состава основных средств.

Если выбытие имущества не связано с его реализацией (например, имущество выбывает в связи с ликвидацией), то дату его списания с баланса определяйте по первичным документам, подтверждающим выбытие (п. 78, 80, 81 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). При выбытии объект недвижимости ликвидируется и не может удовлетворять требованиям пункта 4 ПБУ 6/01. Поэтому его нельзя учитывать в качестве основного средства. Таким образом, из налоговой базы по налогу на имущество стоимость этого объекта должна быть исключена начиная с месяца, следующего за его выбытием. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 26 октября 2005 г. № 03-03-04/1/301.

Со следующего месяца продавец прекращает начисление налога на имущество по этому основному средству.

На дату регистрации перехода права собственности в учете нужно отразить доход от реализации объекта недвижимости и списать его остаточную стоимость в расходы:

Дебет 62 Кредит 91-1
– отражена выручка от реализации основного средства;

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 17 декабря 2015 г. № 03-07-11/74052.

Следует отметить, что если впоследствии договор купли-продажи объекта недвижимости будет признан недействительным, то в соответствии с пунктом 2 статьи 167 Гражданского кодекса РФ каждая из сторон обязана будет вернуть другой все полученное по сделке (покупатель возвращает продавцу здание, а продавец покупателю – средства, полученные в оплату). Некоторые суды считают, что в подобных ситуациях восстанавливать начисление налога на имущество продавец должен не с даты первоначальной реализации этого объекта, а с даты его возврата покупателем. ВАС РФ считает такой подход правомерным (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. № 148).

Пример исключения выбывшего объекта недвижимости из налоговой базы по налогу на имущество

Дебет 62 Кредит 91-1
– 35 400 000 руб. – отражен доход от продажи здания;

Дебет 51 Кредит 62
– 35 400 000 руб. – получена оплата за проданное здание.

Внимание: по мнению ВАС РФ, до тех пор, пока покупатель не зарегистрирует свое право собственности на приобретенный объект недвижимости, плательщиком налога на имущество по этому объекту признается его продавец (постановление Президиума ВАС РФ от 29 марта 2011 г. № 16400/10). Если при проверке налоговая инспекция будет руководствоваться не разъяснениями Минфина России, а позицией ВАС РФ, у продавца, исключившего реализованный объект из состава основных средств до госрегистрации перехода права собственности, могут возникнуть споры с проверяющими.

Ситуация: с какого момента можно исключить из налоговой базы по налогу на имущество стоимость демонтируемого основного средства? Налоговая база – среднегодовая стоимость.

Основные средства исключите из налоговой базы по налогу на имущество с месяца, следующего за их выбытием (списанием с баланса).

Это следует из положений пункта 4 статьи 376 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 26 октября 2005 г. № 03-03-04/1/301.

Пример определения налоговой базы по налогу на имущество. Основное средство поступило и выбыло в течение одного налогового периода

Остаточная стоимость здания равна:

  • на 1 июня 2016 года – 5 000 000 руб.;
  • на 1 июля 2016 года – 4 979 167 руб. (5 000 000 руб. – 20 833 руб.);
  • на 1 августа 2016 года – 4 958 334 руб. (4 979 167 руб. – 20 833 руб.);
  • на 1 сентября 2016 года – 4 937 501 руб. (4 958 334 руб. – 20 833 руб.);
  • на 1 октября 2016 года – 4 916 668 руб. (4 937 501 руб. – 20 833 руб.);
  • на 1 ноября 2016 года – 4 895 835 руб. (4 916 668 руб. – 20 833 руб.).

Налоговая база по налогу на имущество за 2016 год равна:
(5 000 000 руб. + 4 979 167 руб. + 4 958 334 руб. + 4 937 501 руб. + 4 916 668 руб. + 4 895 835 руб.) : 13 мес. = 2 283 654 руб.

За время существования налога на имущество с ним происходили разные изменения. Преимущественно они касались объектов и базы налогобложения. К примеру, с 2015 налоговая база стала определяться на основании кадастровой стоимости, к уплате налога подключили организации на ЕНВД И УСН. А в 2018 году снова вернулось в объект налогообложения движимое имущество, в 2019г. оно снова было исключено из списка объектов налогообложения. Напомним основные аспекты, касающиеся налога на имущество организаций, который относится к региональным налогам, а также сообщим основные изменения.

01. Налогоплательщики

Налогоплательщиками данного налога являются как российские, так и иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

02. Объект налогообложения

В качестве объекта налогообложения выступают:

Налог на имущество организаций

1) для российских организаций – недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ст. 374 НК РФ);

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 375 НК РФ);

Критерии недвижимого имущества:

  • наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на монолитном железобетонном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях и т.п.));
  • перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (в т.ч. способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения); наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).

Это могут быть здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места, жилые дома, квартиры, комнаты, дачи и гаражи. В соответствии с ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат госрегистрации в ЕГРН. При этом недвижимостью может быть признано и имущество, в отношении которого такая госрегистрация не была произведена. Для обоснованного отнесения имущества к недвижимости нужно учитывать не только наличие/отсутствие записи об объекте в ЕГРН, но и наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства такими основаниями могут быть документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объекта (документы технического учета или технической инвентаризации, разрешение на строительство и/или ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация и т.д.).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Движимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств с 1 января 2019 года налогом на имущество, не облагается.

Список объектов, не подлежащих налогообложению по налогу на имущество организаций указан в НК (п. 4 ст. 374 НК РФ):

03. Критерии основных средств

Основные средства с точки зрения бухгалтерского учета - это активы, которые соответствуют следующим условиям:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
  • объект предназначен для использования в течении срока, превышающего 12 месяцев;
  • не предполагается последующая перепродажа объекта;
  • объект способен приносить экономические выгоды.

Критерии основных средств для целей налогообложения несколько отличаются от таковых для бухгалтерского учета и установлены главой 25 НК, а именно – п.1 ст.256. В Налоговом кодексе основные средства относятся к категории амортизируемого имущества. Амортизируемым признается имущество:

  • Находится у организации в собственности или в оперативном управлении. Исключение: основные средства, право на которые подлежит обязательной государственной регистрации, включаются в амортизируемое имущество с момента подачи документов, п.11 ст.258 НК;
  • Используется с целью получения доходов;
  • Предполагается к использованию свыше 12 месяцев;
  • Стоимостью больше 40 000 руб. С начала 2016г. для целей налогообложения амортизируемым будет признано имущество, первоначальной стоимостью от 100 тыс. рублей.

Обратите внимание: То имущество, которое удовлетворяет всем критериям, но меньше стоимостного лимита, списывается как материальные расходы.

Критерии основных средств для бухгалтерского и налогового учета

04. Налогооблагаемая база

В общем случае, налоговая база налога на имущество юридических лиц определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, причем такое имущество должно учитываться по его остаточной стоимости.

Учитывая изменения 2014 г., в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база теперь определяется как их кадастровая стоимость. С 01.01.2020 НК РФ относит к объектам обложения по кадастровой стоимости не только основные средства, но и любую недвижимость, принадлежащую организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Таким образом, станет неважно, учтена недвижимость как основное средство или нет - начислять и платить налог по кадастру все равно придется. Правда, если регион не решит иначе. Ранее, если объекты не были поставлены на учет в качестве основных средств, налог, по кадастровой оценке, по ним не платили.

Перечень недвижимости, облагаемой юридическими лицами по кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ):

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Для оплаты налога по кадастровой стоимости должны быть выполнены два условия:

  1. кадастровая стоимость объектов установлена;
  2. в региональных законах указано, что объекты облагают налогом по кадастровой стоимости.

Если хотя бы одно из этих требований не выполнено, налог с таких объектов надо рассчитывать по среднегодовой стоимости при условии, что в бухучете они учтены как основные средства. Исключение: организации на УСН. Налог по среднегодовой стоимости с новых объектов они не платят (п. 2 ст. 346.11)

Данные о кадастровой стоимости можно узнать:

  • на сайте Росреестра;
  • Публичная кадастровая карта;
  • Госуслуги.

05. Налоговые ставки налога на имущество организаций

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% (ст.380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

  1. для Москвы: в 2014 году - 1,5%, в 2015 году - 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;
  2. для иных субъектов РФ: в 2014 году - 1,0%, в 2015 году - 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

06. Особенности начисления и уплаты

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

07. Cроки сдачи отчетности

С 1 января 2020 года налогоплательщики будут отчитываться по налогу на имущество только по итогам налогового периода. Ежеквартальный расчет авансовых платежей предоставлять в ИФНС больше не нужно. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ СА-7-21/405@ № КЧ-7-21/889 от 09.12.2020.

Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах одного субъекта РФ по месту нахождения объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, то за налогоплательщиком закрепляется право представлять единую декларацию по налогу на имущество. Теперь налогоплательщик может выбрать налоговый орган, в который он будет представлять декларацию, но при этом обязан ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.

Срок представления декларации - не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

08. Расчет налога на имущество юрлиц

В настоящее время расчет налогов в большинстве случаев осуществляется с помощью учетных бухгалтерских программ. Расскажу, как мы это будем делать на коротком примере.

Если же не используете учетной программы или нужно посчитать какой-то частный случай, рекомендуем для расчета налога на имущества организаций онлайн-калькулятор.

09. Как уплачивать налог на имущество организаций

Уплата налога в бюджет производится по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Обычно, это общеустановленные сроки (авансовые платежи - поквартально, последний день месяца, следующего за кварталом, годовой - до 31 марта), но бывают и отличия. Сроки и ставки налога на имущество по регионам.

Например, в Смоленской области:

  • авансовые платежи - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;
  • годовой - не позднее последнего дня срока, установленного для представления налоговых деклараций, т.е. 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

10. Уплата налога на имущество организациями на спецрежимах

Речь идет о вступлении в силу ФЗ №52-ФЗ от 02.04.2014 года, согласно которому устанавливается обязанность указанных налогоплательщиков уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость. В отношении кого применяется данное новшество? Новое правило действует как для организаций, находящихся на УСН, так и для организаций, применяющих ЕНВД.

В чем разница нововведений для упрощенцев и фирм на ЕНВД? Для компаний, использующих ЕНВД обязанность по уплате налога на имущество возникла с 1 июля 2014 года в то время, как организации, находящиеся на УСН, началось с 1 января 2015 года.

Местные власти обязаны утверждать в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов. Причем кадастровую оценку недвижимости они должны проводить не реже одного раза в пять лет. Также должен быть определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых действует новый порядок налогообложения. Таким образом важно запомнить, что теперь в отношении отдельных объектов основных средств налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости. И налог по такому имуществу организаций теперь придется заплатить и упрощенцам, и организациям, находящимся на вмененке.

Фирммейкер, август 2014 (актуализировано в марте 2021)
Алина Марина
При использовании материала ссылка обязательна

Верховный Суд России фактически установил с 2021 года новый критерий разграничения движимого и недвижимого имущества для целей налога на имущество организаций. И сразу скажем, что он имеет прямое отношение к бухгалтерам и бухгалтерскому учёту. Рассказываем, из чего теперь исходить при налогообложении строений, сооружений, производственного оборудования, машин и т. п.

Решение Верховного Суда РФ

По мнению налоговиков, компания неправомерно отнесла энергоустановку в состав движимого имущества и применила льготу (освобождение), установленную п. 21 ст. 381 НК РФ. Стоимость энергоустановки должна быть включена в базу по налогу на имущество организаций, поскольку данный объект должен рассматриваться в качестве недвижимого имущества – части здания энергоцентра, предназначенного для обслуживания гостиницы.

Однако Верховный Суд РФ признал правомерным включение инспекцией стоимости энергоустановки в налоговую базу для исчисления налога на имущество организаций.

Он заключил, что общество законно приняло энергоустановку к бухгалтерскому учету в качестве отдельного инвентарного объекта и не включало стоимость этого объекта в базу по налогу на имущество организаций, считая её движимым имуществом. То есть, оборудованием. И прочная связь с землёй здесь – не самый главный критерий.

Аргументация у ВС РФ такая:

  • сами по себе критерии ГК РФ прочной связи вещи с землей, невозможности раздела вещи в натуре без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения, а также соединения вещей для использования по общему назначению в сложную вещь не позволяют однозначно решить вопрос о праве налогоплательщиков на льготу. Дело в том, что они не позволяют разграничить инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости – зданий и капитальных сооружений;
  • в обоих случаях приобретаемые активы до окончания монтажа не имеют прочной связи с землей, а после начала эксплуатации – могут образовывать сложную вещь с объектом недвижимости, разделение которой без разрушения или повреждения становится невозможным или экономически нецелесообразным;
  • наличие (отсутствие) сведений об объекте основных средств в ЕГРН нельзя использовать в качестве безусловного критерия оценки правомерности применения льготы.

В итоге, ВС РФ пришёл к выводу, что необходимо использовать установленные в бухгалтерском учете критерии признания имущества налогоплательщика (движимого и недвижимого) в качестве соответствующих объектов ОС.

Основа классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете:

Согласно этим классификаторам, оборудование не относится к зданиям и сооружениям и формирует самостоятельную группу основных средств. Исключение – прямо предусмотренные ОКОФ случаи, когда отдельные объекты признаются неотъемлемой частью зданий и включаются в их состав (например, коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации; оборудование встроенных котельных установок, водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации).

Соответственно, исключение из объекта налогообложения применимо к машинам и оборудованию, выступающим движимым имуществом при их приобретении. Они правомерно приняты на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий.

Позиция ФНС

В письме от 21.05.2021 № БС-4-21/7027 “О критериях разграничения видов имущества (движимое или недвижимое) в целях применения гл. 30 НК РФ” ФНС России фактически согласилась с Верховным Судом: разделять движимое и недвижимое имущество при расчете налога на имущество организаций нужно по ОКОФ.

Заключение

Согласно позиции ВС РФ 2021 года, поддержанной налоговиками, связь с землей и госрегистрация в ЕГРН не могут быть безусловными критериями отнесения объекта к недвижимости. Нужно исходить из правил бухучета: если имущество по ОКОФ – оборудование, а не здание или сооружение, то оно движимое.

Направляем полученное в связи с обращением письмо Минэкономразвития России от 12.02.2020 N Д23и-4183 с рекомендациями по вопросу разграничения движимого и недвижимого имущества в целях определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций.

Ознакомьте с письмом сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налогообложения имущества организаций, в т.ч. обеспечивающих проведение камеральных налоговых проверок.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 12 февраля 2020 г. N Д23и-4183

ОБЪЕКТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

АТОМНОЙ СТАНЦИИ, К ОБЪЕКТАМ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение относительно разграничения движимого и недвижимого имущества и сообщает, что согласно пункту 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, если на них возложена соответствующая обязанность.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации в данной части.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Понятие объектов капитального строительства предусмотрено в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и определено как "здание. сооружение . за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)".

В данном понятии присутствует некоторая неопределенность, которая не позволяет достоверно отделить "настоящие" объекты капитального строительства от "ложных", которые являются улучшением земельного участка (гражданское законодательство также использует для обозначения этого правового явления понятие "составная часть"), из-за отсутствия ясности в вопросе, что является улучшением. Однако из приведенного ряда примеров следует, что к объектам капитального строительства не относятся такие сооружения, которые хотя и имеют прочную связь с землей, не требуют разрешения на строительство или декларации о начале строительства. Следовательно, под объектами капитального строительства нужно понимать те здания и сооружения, которые строятся на основании разрешений на строительство (уведомлений о начале строительства).

Что касается соотношения между понятием "объект капитального строительства" и "недвижимая вещь", то следует отметить отсутствие полного соответствия.

Во-первых, указанные понятия разные по своему объему: недвижимой вещью является не только постройка, но и земельный участок, и образованные из постройки помещения, и машино-места.

Во-вторых, указанные понятия применяются для разных целей. Используемое в градостроительном законодательстве понятие "объект капитального строительства" применяется прежде всего для описания общественных отношений в ходе строительства здания или сооружения, его ремонта, реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ). В то же время гражданское законодательство употребляет понятия "недвижимая вещь", "недвижимость", "недвижимое имущество" для определения зданий и сооружений как вещей, по поводу которых возникают права и обязанности участников гражданского оборота. При этом представляется возможным отождествить оба понятия, когда они применяются к уже построенному зданию (сооружению). Другими словами, вероятность признания капитального объекта после завершения его строительства объектом недвижимости (или образования из него объекта недвижимости) весьма высока, в то время как некапитальная постройка, как правило, не становится недвижимостью. Эти доводы подкреплены решениями Верховного Суда Российской Федерации (далее - ВС РФ).

В частности, в определении от 22 декабря 2015 г. по делу N 304-ЭС15-11476, А27-18141/2014 при решении вопроса о признании вещи недвижимостью предлагалось представить доказательства возведения здания в установленном законом и иными нормативными актами порядке на земельном участке, предоставленном для строительства объекта недвижимости, с получением разрешительной документации с соблюдением градостроительных норм и правил. В определении от 1 апреля 2019 г. N 309-ЭС19-2232 было указано, что дополнительным признаком недвижимой вещи является признак самостоятельности недвижимой вещи. Указанные выводы ВС РФ позволяют сделать заключение, что для признания объекта недвижимостью нужны такие же условия, что и для признания здания (сооружения) объектом капитального строительства: наличие разрешения (уведомления) о строительстве и наличие самостоятельной хозяйственной ценности, т.е. возможности быть отдельным предметом в гражданском обороте.

Учитывая изложенное, представляется, что строения и сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию, относятся к объектам капитального строительства и с большой степенью вероятности - к объектам недвижимости.

Некапитальная постройка, то есть сооружение, которое не имеет прочной связи с землей и конструктивные характеристики которого позволяют осуществить его перемещение и (или) демонтаж, последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения его основных характеристик (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) можно отнести, с точки зрения гражданского права, к отделимым улучшениям.

Что касается улучшений земельного участка, которые ГрК РФ не признает ни объектами капитального строительства, ни объектами некапитального строительства, то гражданское право их с большей вероятностью считает неотделимыми улучшениями (составными частями) земельного участка.

Согласно Перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300 (далее - постановление N 1300), использование земель и земельных участков без предоставления и установления сервитута может осуществляться с целью размещения объектов, для большинства из которых предусмотрено условие об отсутствии необходимости получения разрешения на строительство, то есть являющихся либо неотделимыми улучшениями земельного участка, либо некапитальными объектами.

В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности также могут быть установлены дополнительные случаи, когда получение разрешения на строительство не требуется.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, объекты, попадающие под регулирование части 17 статьи 51 ГрК РФ, не могут являться объектами капитального строительства.

Обращаем внимание на мнение ВС РФ, изложенное в определении от 2 августа 2019 г. N 306-ЭС19-12084, согласно которому земельным законодательством и постановлением N 1300 не предусмотрено в качестве основания для использования публичных земель в особом порядке (без их предоставления) строительство капитальных объектов.

Учитывая изложенное, в случае если объекты, речь о которых идет в обращении, построены и введены в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, то такие объекты с большей степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Дополнительно отмечаем, что ранее позиция Департамента недвижимости относительно критериев отнесения отдельных видов объектов к недвижимому имуществу была изложена в письме от 11 октября 2016 г. N Д23и-4847 (размещено в сети "Интернет", а также в справочно-правовой системе "КонсультантПлюс") и исходит из того, что сооружения, построенные и введенные в эксплуатацию с получением разрешительной документации, т.е. как объекты капитального строительства, с большой степенью вероятности относятся к объектам недвижимости.

Также для сведения сообщаем, что в целях полноценного вовлечения в гражданский оборот объектов недвижимого имущества, совершенствования вопросов их государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на них Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с участием представителей предпринимательского сообщества разработаны и внесены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе" и "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации в части совершенствования законодательства о недвижимом имуществе", направленные на совершенствование сложившегося гражданского оборота недвижимости.

Действующее законодательство, предусматривающее детальное регулирование порядка образования земельных участков, не регламентирует механизм образования объектов капитального строительства из уже существующих объектов. В связи с этим на практике возникает значительное количество споров относительно того, в каком порядке должны проводиться учетно-регистрационные действия при образовании таких объектов, в частности при разделе или объединении исходных объектов капитального строительства.

В настоящей статье остановимся на отдельных аспектах правового регулирования кадастрового учета объектов недвижимости при их образовании, вопросах правоприменительной практики и законодательных инициативах.

Образование путем реконструкции

Для вовлечения объекта в гражданский оборот как самостоятельного объекта недвижимости необходимо осуществление его кадастрового учета, который подтверждает существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.

Таким образом, основным документом, необходимым для совершения учетно-регистрационных действий в отношении образованного объекта, является разрешение на ввод в эксплуатацию, получаемое в результате выполнения строительных работ (реконструкции объекта) и отражающее произведенные изменения его основных характеристик.

Изложенный вывод согласуется с позицией Росреестра. Росреестр разъясняет, что объекты капитального строительства не могут быть образованы в результате раздела исходного объекта без проведения его реконструкции. Для кадастрового учета и регистрации прав на объект, образованный из единого исходного объекта капитального строительства, необходимо представить разрешение на ввод в эксплуатацию, подтверждающее, что образованный объект соответствует установленным градостроительным требованиям и проектной документации.

Изложенная позиция регистрирующего органа поддерживается судами.

Вместе с тем данный подход не учитывает специфику отдельных объектов недвижимости, преобразование которых возможно по иным правилам. Минэкономразвития России выпустило разъяснения относительно возможности раздела отдельных видов объектов капитального строительства для целей кадастрового учета и государственной регистрации прав без осуществления их фактической реконструкции.

Так, согласно позиции Минэкономразвития России, в определенных случаях, если в отношении объекта не требовались и не производились строительные работы по его физическому разделу, учетно-регистрационные действия могут быть осуществлены на основании технического плана, содержащего описание характеристик объекта и подтверждающего, что реконструкция исходного объекта не осуществлялась. В этом случае приложением к техническому плану может быть заключение по итогам проведенного технического обследования образованного объекта, подтверждающее возможность автономной эксплуатации такого объекта, независимо от иных образованных в результате раздела объектов. При этом, согласно указанной позиции Минэкономразвития России, проведение кадастровых работ для целей внесения в ЕГРН сведений об образованных объектах может допускаться только в случае, если исходный объект является делимой вещью.

Кроме того, в практике признается допустимым раздел без проведения реконструкции такого специфического объекта как производственно-технологический комплекс (ПТК) железнодорожного транспорта: выдел автономной части ПТК осуществляется на основании решения собственника комплекса и технического плана.

Необходимо учитывать, что приведенные позиции были сформированы в целях осуществления кадастрового учета в отношении специфических объектов недвижимости – индивидуальных жилых домов (для кадастрового учета и регистрации прав на которые законодательством предусмотрены упрощенные процедуры), автомобильных дорог, разделяемых без фактического ведения строительных работ, а также ПТК железнодорожного транспорта, исторически сформированных как совокупность самостоятельных объектов, для удобства учтенных ранее в качестве единого объекта недвижимости.

В то же время вопрос о возможности применения аналогичного подхода в иных случаях остается дискуссионным. С учетом приведенной выше основной позиции регулирующих органов и судов использование такой аналогии представляется маловероятным. Допустимо ли изменение вида объекта? Особого внимания заслуживает вопрос о том, могут ли в результате преобразования объекта (объектов) капитального строительства образовываться объекты разного вида. Например, могут ли быть образованы из здания в результате раздела здание и сооружение, а также может ли быть изменено назначение исходного объекта?

Согласно разъяснениям контролирующих органов в результате раздела объекта капитального строительства могут быть образованы только объекты того же вида, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости. В то же время существуют разъяснения, подтверждающие, что при образовании объекта в результате его реконструкции может происходить изменение вида данного объекта. Так, например, в результате реконструкции здания (сооружения) может быть образован объект незавершенного строительства.

Отметим также, что Росреестр прямо указывает на невозможность изменения вида объекта в порядке учета изменений его характеристик. Госорган рассматривает в качестве единственно возможного механизма такого изменения исключительно прекращение существования исходного объекта одного вида и образование иного объекта другого вида в результате реконструкции с постановкой нового объекта на кадастровый учет.

Законопроект о порядке образования объектов недвижимости

В целях совершенствования вопросов государственного кадастрового учета и регистрации прав на образуемые объекты недвижимости Минэкономразвития России разработало законопроект, который предусматривает регулирование порядка образования объектов недвижимости, не являющихся земельными участками.

Данным законопроектом устанавливается общий порядок образования объектов недвижимости –вследствие завершения их строительством или вследствие реконструкции объектов. Законопроект предусматривает условия допустимости образования объектов, например условие об обеспечении доступа к образуемым объектам. Кроме того, он закрепляет специальные правила образования отдельных видов объектов. Так, без проведения строительных работ могут быть образованы сооружения – путем раздела или объединения иных сооружений. Законопроект предлагает урегулировать вопросы возникновения и сохранения прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные объекты недвижимости в зданиях, сооружениях, устанавливает требования к соглашениям сособственников об образовании объектов недвижимости, а также случаи образования объектов по решению суда.

Отсутствие должной правовой регламентации образования объектов капитального строительства влечет многочисленные затруднения для собственников объектов недвижимости в пользовании своим имуществом, в связи с чем разработка соответствующего регулирования является давно назревшей необходимостью.

На данный момент не представляется возможным определить, будут ли приняты предлагаемые министерством изменения и если будут, то в какой редакции. Вместе с тем сам факт ведения соответствующей законотворческой работы вселяет надежду на разрешение проблем образования объектов капитального строительства.

Читайте также: