Объект обложения налога на сверхприбыль недропользователя

Обновлено: 17.05.2024

Вопросы налогообложения сырьевого сектора прокомментировал вице-министр финансов Марат Султангазиев

Во всем мире налоговая нагрузка на сырьевой сектор экономики, как правило, выше чем на несырьевой сектор. В Казахстане же наблюдается тренд на снижение фискальных обязательств недропользователей. Об этом в интервью управляющему партнеру юридической фирмы GK & Partners Габитжану Кудайбергену сообщил вице-министр финансов Марат Султангазиев. Он рассказал о доле поступлений от нефтегазового и горнорудного секторов в бюджете, проблемах и перспективах налогообложения недропользователей в стране.

- Марат Елеусизович, я правильно понимаю, что вы, будучи вице-министром финансов, курируете деятельность Комитета государственных доходов?

- Да, совершенно верно. В мои функциональные обязанности входит курирование деятельности Комитета государственных доходов, который я до этого возглавлял.

- Я хочу поговорить о налогообложении недропользователей: какую долю в бюджете страны занимают поступления от нефтегазового и горнорудного секторов сегодня?

- В среднем доля поступлений в бюджет от нефтегазового и горнорудного секторов составляет около 40%. При этом следует учитывать, что недропользователи обеспечивают хорошими доходами своих поставщиков-сервисников, которые также оплачивают налоги в бюджет. Таким образом, общий эффект от деятельности недропользователей обеспечивает около половины всех поступлений в бюджет страны. Соответственно, налогообложение сферы недропользования имеет важное стратегическое значение.

- При этом политика налогообложения недропользователей часто менялась за всю историю независимости страны.

- Действительно, если вернуться в историю, то на заре независимости Казахстан гарантировал стабильность налогового режима контрактов на недропользование и заключал соглашения о разделе продукции. Это объяснялось тем, что Казахстан был новым игроком на мировом пространстве, взаимоотношение с которым несло в себе определенные риски. По мере развития экономики страны и совершенствования законодательства остро встал вопрос нарушенного баланса интересов государства и недропользователей. По результатам изучения международного опыта, проведения переговоров с недропользователями и независимыми международными консультантами с 1 января 2009 года все недропользователи, за исключением работающих в рамках СРП, начали исчислять налоги по текущему законодательству. Проведенная в этом направлении работа позволила изменить понимание инвесторов, что установление налогов относится к суверенному праву государства.

- Можете ли вы сказать, каким образом повлияла на экономику отмена налоговой стабильности по контрактам на недропользование?

- Анализ налогообложения недропользователей показал, что несмотря на переход на текущее налоговое законодательство, казахстанский сырьевой сектор сохранил привлекательность для иностранных инвесторов. Как нам известно, в отраслевых министерствах нет месторождений, которые не востребованы инвесторами.

- Марат Елеусизович, а если говорить о сегодняшнем налоговом законодательстве. Предусмотрены ли текущим Налоговым кодексом меры налогового стимулирования деятельности недропользования?

- Действующий Налоговый кодекс предусматривает несколько мер, улучшающих инвестиционный климат в сфере недропользования. С 1 января 2018 года отменен налог на сверхприбыль для недропользователей, осуществляющих разведку и добычу твердых полезных ископаемых; с 1 января 2018 года отменен платеж по возмещению исторических затрат для недропользователей, осуществляющих деятельность в рамках лицензии на разведку и добычу ТПИ; с 1 января 2019 года отменен бонус коммерческого обнаружения как вид налога для всех недропользователей; снижена ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на олово с 6% до 3%. Это сделано для запуска разработки первого и пока единственного месторождения олова в Казахстане; для морских и сверхглубоких месторождений введен альтернативный налог на недропользование (АНН) взамен налога на сверхприбыль, НДПИ и платежа по возмещению исторических затрат.

Также есть стимулирующие меры по плате за пользование земельными участками, объектом обложения которой является участок недр. Продолжают действовать послабления по НДПИ для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, высоковязкие, обводненные, малодебитные и выработанные месторождения.

- Какие, на ваш взгляд, проблемные вопросы в налогообложении недропользователей существуют сегодня?

- Сегодня инвесторами периодически поднимается вопрос замены НДПИ роялти с продаж для твердых полезных ископаемых с установлением ставки в зависимости от уровня переработки (чем глубже уровень переработки, тем ниже ставка налога). Но это несет в себе ряд рисков для бюджета. Во-первых, диспропорция налоговой нагрузки на горно-металлургический комплекс (ГМК) – крупнейшие недропользователи ГМК, обеспечивающие свыше 90% всех поступлений, уже находятся на глубокой стадии переработки. Поэтому введение роялти с установлением ставок в зависимости от уровня переработки приведет к общему снижению налоговой нагрузки, поскольку крупнейшие недропользователи ГМК будут платить налоги по низким ставкам, а средние и малые недропользователи – по высоким. В то же время не будут учитываться нормативные и сверхнормативные потери, возникающие в процессе добычи, переработки (металлургии) и транспортировки полезных ископаемых.

Следует учитывать сложность администрирования объекта обложения роялти – определение объема полезных ископаемых в готовой продукции, то есть содержание полезных ископаемых в реализованной готовой продукции будет определяться по данным покупателя, что некорректно, так как завод-приобретатель сырья имеет свои характеристики и особенности. Возможно необложение полезных ископаемых, которые не реализованы, но будут использованы налогоплательщиком для своей деятельности (например, использование добытого угля для производства стальной продукции).

- Можно ли говорить, что введение роялти приведет к потерям бюджета.

- Да, определенно это так.

- Следующий вопрос: как известно, Казахстан планирует применять стандарты Комитета международных стандартов отчетности о запасах твердых полезных ископаемых CRIRSCO (Committee for Mineral Reserves International Reporting Standards). Каким образом введение CRIRSCO отразится на налогообложении?

- Отмечу, что вопрос введения роялти тесно связан с вопросом перехода на международные стандарты подсчета запасов (CRIRSCO), которые учитывают только рентабельные для извлечения полезные ископаемые. То есть, если на сегодня НДПИ основан на ведении Государственного баланса запасов полезных ископаемых и по своей сути уплачивается за весь извлеченный из-под земли объем недр, который утрачивается безвозвратно, то сумма роялти будет зависеть исключительно от успешности недропользователя как предпринимателя, что будет нарушать принцип рационального и комплексного использования недр. Учитывая, что Кодексом о недрах положения о государственной экспертизе недр носят временный характер и действуют до 1 января 2024 года, до истечения данного срока необходимо проработать вопрос введения новой системы государственного учета запасов для целей налогообложения, либо сохранить действующий механизм ведения Государственного баланса запасов полезных ископаемых.

- Марат Елеусизович, какие еще проблемные вопросы есть в отношении налогообложения недропользователей?

- Вопрос по введению альтернативного налога на недропользование (АНН) для всех нефтяных месторождений, расположенных на суше. Целью введения АНН для сверхглубоких и морских месторождений являлось сведение к минимуму налоговой нагрузки, у которых экономика проекта сложная и сверхзатратная. При этом методика расчета АНН, введенного взамен крупнейших трех налогов, заложена таким образом, что АНН возникает только при нахождении цены нефти свыше 50 долларов и наличии налогооблагаемого дохода.

В связи с чем распространение АНН для всех нефтяных месторождений экономически не обосновано и приведет к колоссальным потерям как бюджета, так и Национального фонда. Мы должны думать не только о текущих задачах, но и не забывать о будущих поколениях. Что мы оставим им, если Казахстан откажется от налоговых поступлений от нефти. Инвестиции не должны быть ради инвестиций, нужно получать прибыль от деятельности инвесторов.

- Что вы думаете в отношении предложения по возврату стабильности налогового режима для недропользователей?

- Как я уже сказал, стабильность в мировой практике предоставляется государствами с несовершенной законодательной системой и с нестабильной политической властью. На сегодня Казахстан демонстрирует справедливую законодательную систему и стабильную политическую власть, которые совершенствуются из года в год, не отставая от мировых тенденций. Таким образом, такие предложения могут свести на нет усилия наших лидеров. Казахстан должен оставаться государством, которое оперативно реагирует на изменяющиеся мировые тенденции, а этого не добиться при возврате к стабильности налогового законодательства.

- Какие перспективы развития вы видите в области совершенствования налогообложения недропользователей?

- В целом анализ налоговой нагрузки недропользователей показал, что если в настоящее время уровень нагрузки на нефтегазовый сектор составляет около 25%, то горнодобывающий и горно-металлургический комплекс (ГМК) показывают около 9%. Как видно, нагрузка на ГМК, рассчитанная с учетом возврата НДС, достаточно низкая и находится на уровне несырьевого сектора экономики. Следует отметить, что цены на твердые полезные ископаемые в основном на сегодня превышают докризисный уровень. Мировая практика налогообложения недропользователей устроена таким образом, что налоговая нагрузка на сырьевой сектор экономики, как правило, превышает налоговую нагрузку несырьевого сектора, поскольку недропользователи пользуются стратегическими запасами страны и при подписании контрактов на недропользование берут на себя ряд обязательств, в том числе обязательство оплачивать природную ренту за пользование недрами.

При этом лучшая международная практика в области налогообложения горнорудного сектора (Канада, Австралия и Россия) подтверждает, что основным специальным налогом недропользователей является НДПИ (роялти), который не зависит от фактора производства и уплачивается за фактическое извлечение недр (природная рента). Учитывая, что НДПИ является специальным налогом недропользователей, который зависит от объемов добычи, цены полезного ископаемого/себестоимости, максимально прост и прозрачен в администрировании, считаем, что увеличение налоговой нагрузки на недропользователей горнорудного сектора должно осуществляться путем увеличения ставок НДПИ на биржевые твердые полезные ископаемые/основные экспортные позиции на 60%.

Также отмечу, что увеличение налоговой нагрузки не повлияет на конкурентоспособность данного сектора, поскольку только за 2017-2018 годы предприятиями сектора выплачено дивидендов за рубеж на общую сумму около 3 трлн тенге, что говорит о высокой маржинальности данного сектора экономики.

1. Налог на сверхприбыль исчисляется за налоговый период по каждому отдельному контракту на недропользование, по которому недропользователь является плательщиком налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 347-1 настоящего Кодекса.

2. Для целей исчисления налога на сверхприбыль недропользователь определяет объект обложения, а также следующие объекты, связанные с налогообложением, по каждому отдельному контракту на недропользование в соответствии с порядком, установленным в настоящей главе:

1) чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

2) налогооблагаемый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль;

3) совокупный годовой доход по контракту на недропользование;

4) вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль;

5) корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование;

6) расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование.

Статья 347-1. Плательщики

1. Плательщиками налога на сверхприбыль являются недропользователи по деятельности, осуществляемой по каждому отдельному контракту на недропользование, за исключением контрактов на недропользование, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Не являются плательщиками налога на сверхприбыль, установленного настоящей главой, недропользователи по деятельности, осуществляемой на основании следующих контрактов на недропользование:

В подпункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 21.07.11 г. № 467-IV + (введены в действие с 1 января 2009 г.) (см. стар. ред.)

2) на разведку, разведку и добычу или добычу общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод и (или) лечебных грязей, при условии, что данные контракты не предусматривают добычу других видов полезных ископаемых;

3) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разведкой и добычей.

Статья 348. Объект обложения

2. Для нерезидентов, осуществляющих деятельность по недропользованию в Республике Казахстан через постоянное учреждение, чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль дополнительно уменьшается на расчетную сумму налога на чистый доход постоянного учреждения, связанного с данным контрактом на недропользование, исчисленного в соответствии со статьей 349 настоящего Кодекса.

Совокупный годовой доход по контракту на недропользование определяется недропользователем по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование в порядке, установленном настоящим Кодексом для целей исчисления корпоративного подоходного налога, с учетом корректировок, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса.

1. Для целей исчисления налога на сверхприбыль вычеты по каждому отдельному контракту на недропользование определяются как сумма:

1) расходов, отнесенных в отчетном налоговом периоде на вычеты в целях исчисления корпоративного подоходного налога по контрактной деятельности в соответствии со статьями 100 - 114, 116 - 122 настоящего Кодекса;

2) следующих расходов в пределах:

фактически понесенных в течение налогового периода расходов на приобретение и (или) создание фиксированных активов;

по действующим фиксированным активам, введенным в эксплуатацию с 1 января 2009 года, в пределах суммы оставшейся стоимости данных активов, не отнесенной на вычеты для целей налога на сверхприбыль в предыдущих налоговых периодах;

понесенных в течение налогового периода последующих расходов на фиксированные активы, отнесенных в бухгалтерском учете на увеличение балансовой стоимости фиксированных активов;

расходов недропользователей, подлежащих отнесению на вычеты путем начисления амортизации в соответствии со статьями 111 и 112 настоящего Кодекса;

3) убытков, понесенных недропользователем за предыдущие налоговые периоды по контракту на недропользование, определенных в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса.

2. Отнесение на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль расходов, указанных в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, осуществляется по усмотрению недропользователя частично или полностью в текущем или любом последующем налоговом периоде.

Данные расходы, отнесенные на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в отчетном налоговом периоде, не подлежат отнесению на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в других налоговых периодах.

3. При использовании права, установленного пунктом 2 настоящей статьи, при исчислении налога на сверхприбыль в соответствующем налоговом периоде недропользователь обязан исключить из суммы вычетов, определенных в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 настоящей статьи, сумму амортизационных отчислений, отнесенных на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога такого налогового периода по расходам, относимым на вычеты для целей исчисления налога на сверхприбыль в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 настоящей статьи.

4. В случае, если одни и те же расходы предусмотрены в нескольких видах расходов, установленных пунктом 1 настоящей статьи, то при исчислении налога на сверхприбыль указанные расходы вычитаются только один раз.

Корпоративный подоходный налог по контракту на недропользование определяется за налоговый период по контрактной деятельности по каждому отдельному контракту на недропользование как произведение ставки, установленной пунктом 1 статьи 147 настоящего Кодекса, и налогооблагаемого дохода, исчисленного по такому контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 139 настоящего Кодекса, уменьшенного на суммы доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 настоящего Кодекса, а также на сумму убытков по контракту на недропользование, переносимых в соответствии со статьями 136 и 137 настоящего Кодекса.

Статья 349. Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование

Расчетная сумма налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента по контракту на недропользование для целей настоящей главы определяется за налоговый период как произведение ставки налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, установленной пунктом 5 статьи 147 настоящего Кодекса, и объекта обложения налога на чистый доход постоянного учреждения нерезидента, исчисленного по контракту на недропользование в порядке, установленном статьей 199 настоящего Кодекса.

Статья 350. Порядок исчисления

1. Исчисление налога на сверхприбыль за налоговый период производится посредством применения каждой соответствующей ставки по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, к каждой части объекта обложения налога на сверхприбыль, относящейся к такому уровню, с последующим суммированием исчисленных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням.

2. Для применения положений пункта 1 настоящей статьи недропользователь:

1) определяет объект обложения, а также объекты, связанные с обложением налогом на сверхприбыль по контракту на недропользование;

2) определяет предельные суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль по каждому уровню, установленному статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке:

для уровней 1 - 6 - как произведение процента для каждого уровня, установленного в графе 3 таблицы, приведенной в статье 351 настоящего Кодекса, и суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль;

в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль больше суммы, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль и суммой, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль;

в случае, если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль меньше или равна сумме, равной 70 процентам от суммы вычетов для целей исчисления налога на сверхприбыль - как ноль;

3) распределяет фактически полученный в налоговом периоде чистый доход для целей исчисления налога на сверхприбыль по уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса, в следующем порядке:

если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период превышает предельную сумму распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для первого уровня;

если сумма чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период меньше предельной суммы распределения чистого дохода для первого уровня, то распределенная часть чистого дохода для первого уровня равна сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период. При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится;

для уровней 2 - 7:

если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням превышает или равна предельной сумме распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна предельной сумме распределения чистого дохода для этого соответствующего уровня;

если разница между чистым доходом для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период и общей суммой распределенных частей чистого дохода по предыдущим уровням меньше предельной суммы распределения чистого дохода для соответствующего уровня, то распределенная часть чистого дохода для этого уровня равна такой разнице.

При этом для следующих уровней распределение чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль не производится.

Общая сумма распределенных по уровням частей чистого дохода должна быть равна общей сумме чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль за налоговый период;

4) применяет соответствующую ставку налога на сверхприбыль к каждой распределенной по уровням части чистого дохода в соответствии со статьей 351 настоящего Кодекса;

5) определяет сумму налога на сверхприбыль за налоговый период суммированием рассчитанных сумм налога на сверхприбыль по всем уровням, предусмотренным статьей 351 настоящего Кодекса.

Статья 351. Ставки налога на сверхприбыль, уровни и размеры процентов для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Налог на сверхприбыль уплачивается недропользователем по скользящей шкале ставок, определяемых в следующем порядке:

Шкала распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль, процент от суммы вычетов

Процент для расчета предельной суммы распределения чистого дохода для целей исчисления налога на сверхприбыль

Читайте также: