Объединение налоговых инспекций в 2020

Обновлено: 13.05.2024

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 10 февраля 2021 года N БС-4-21/1583

Об основных задачах и функциях отделов УФНС России по субъектам Российской Федерации, обеспечивающих налогообложение имущества, после перехода на двухуровневую систему управления

В связи с распоряжением ФНС России от 27.01.2021 N 9@ "Об утверждении Стратегии модернизации организационно-функциональной модели ФНС России на 2021-2026 годы", письмом ФНС России от 08.02.2021 N 12-3-03/0004@ "О направлении рекомендуемых структур УФНС России по субъектам РФ в условиях двухуровневой системы управления" направляем перечень типовых основных задач и функций отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества, НДФЛ и СВ (в части налогообложения имущества)/отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества УФНС России по субъекту Российской Федерации после перехода на двухуровневую систему управления (далее - отделы).

Руководителям (и.о. руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации после перехода на двухуровневую систему управления поручается:

1) в месячный срок привести положения об отделах в соответствие с типовым перечнем их основных задач и функций;

2) не допускать возложение на отделы задач и функций по администрированию иных налогов (помимо имущественных), а также сборов и страховых взносов, за исключением отделов камерального контроля в сфере налогообложения имущества, НДФЛ и СВ (в части налога на доходы физических лиц и страховых взносов);

3) при принятии решений о распределении средств материального стимулирования учитывать, что отделы относятся к структурным подразделениям, обеспечивающим выполнение контрольных функций налоговых органов.

По решению руководителя УФНС России по субъекту Российской Федерации допускается создание нескольких номерных отделов (к наименованию отдела добавляется порядковый номер 1, 2 и т.д.). При этом основные задачи и функции отделов целесообразно распределить исходя из категорий налогоплательщиков, видов налогов либо по иным закреплённым в положении об отделе критериям.

Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса
С.Л.Бондарчук

Приложение
к письму ФНС России
от 10 февраля 2021 года N БС-4-21/1583

Перечень типовых основных задач и функций отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества, НДФЛ и СВ (в части налогообложения имущества)/отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества УФНС России по субъекту Российской Федерации после перехода на двухуровневую систему управления

1. Основные задачи Отдела:

1.1. Осуществление в автоматизированной информационной системе ФНС России (далее - АИС) мероприятий регионального уровня по реализации технологических процессов при администрировании имущественных налогов (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог);

Далее - имущественные налоги.

1.2. Обеспечение исчисления имущественных налогов, формирования и направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (в части, касающейся имущественных налогов);

1.3. Проведение в соответствии с законодательством о налогах и сборах мероприятий налогового контроля в части камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по имущественным налогам;

1.4. Информирование налогоплательщиков и иных лиц по вопросам, относящимся к задачам и функциям Отдела;

1.5. Обеспечение межведомственного взаимодействия по вопросам, относящимся к задачам и функциям Отдела;

1.6. Формирование статистической налоговой отчётности, аналитической, справочной и иной информации по вопросам деятельности Отдела.

2. Отдел в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

2.1. Обеспечение в АИС исчисления имущественных налогов в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

Указанное исключение не указывается для отдела камерального контроля в сфере налогообложения имущества, НДФЛ и СВ.

2.3. Проведение в соответствии с законодательством о налогах и сборах камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по имущественным налогам;

2.4. Формирование и ведение в АИС нормативно-справочной информации, ведомственных классификаторов/справочников, используемых для администрирования налогообложения имущества (на региональном уровне), подготовка и направление в ФНС России предложений об актуализации указанных классификаторов/справочников федерального уровня;

2.6. Рассмотрение обращений по вопросам налогообложения имущества в порядке, установленном законодательством;

2.7. Обеспечение предусмотренного законодательством о налогах и сборах и межведомственными соглашениями информационного взаимодействия регионального уровня:

2.7.2. с органами (подразделениями) Пенсионного фонда Российской Федерации в части предоставления и обработки сведений о лицах, в отношении которых приняты решения о назначении пенсии, прекращении выплаты пенсии, о лицах, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, о лицах, относящихся к ветеранам боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения, а также о лицах, сведения о которых внесены в федеральный реестр инвалидов;

2.7.4. с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

2.7.5. с потребительскими кооперативами в части предоставления в налоговый орган сведений о полном внесении паевых взносов за недвижимое имущество, предоставленное членам потребительских кооперативов и иным лицам, имеющим право на паенакопления;

2.8. Организация деятельности межведомственных рабочих групп с участием УФНС России по субъекту Российской Федерации и органов (организаций, должностных лиц), информационное взаимодействие с которыми относится к функциям отдела, мониторинг форматно-логического контроля прохождения сведений, полученных от указанных органов и лиц (если проведение такого контроля предусмотрено нормативными правовыми актами), и обеспечение исправления выявленных ошибок;

2.10. Формирование статистической налоговой отчётности, аналитических материалов, справок и иной информации по вопросам деятельности Отдела в соответствии с нормативными правовыми актами, организационно-распорядительными документами и поручениями ФНС России, руководства УФНС России по субъекту Российской Федерации;

2.11. Обеспечение загрузки и актуализации данных информационного ресурса "Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам" для размещения на официальном сайте ФНС России;

2.12. Участие в подготовке заключений по жалобам налогоплательщиков на акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, связанным с вопросами исчисления и уплаты имущественных налогов;

2.13. Участие в публичных информационных кампаниях, проводимых налоговыми органами по темам, касающимся налогообложения имущества;

2.14. Осуществление иных функций при реализации задач Отдела в соответствии с нормативными правовыми актами, организационно-распорядительными документами и поручениями ФНС России, руководства УФНС России по субъекту Российской Федерации.

Российскую налоговую систему в ближайшие три-четыре года ждет революция. Такой вывод можно сделать на основе анализа изменений в цифровых взаимоотношениях ведомства с бизнесом. Федеральная налоговая служба (ФНС) последовательно идет по пути отказа от интерпретаций Налогового кодекса (НК) к полной стандартизации налогового учета. Итогом станет то, что не компании будут самостоятельно исчислять налоги, а налоговая служба, получив всю полноту данных, будет выставлять уведомление об уплате налогоплательщику. Что ждет бизнес и как заранее подготовиться к изменениям, разбираемся с заместителем директора продукта T1 EasyTax Лидией Черновой и методологом продукта Майей Воробьевой.


Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Что нового ждет систему налогового мониторинга?

Законодательные новеллы 2020–2021 годов подводят правовую основу для дальнейшей эволюции налогового мониторинга. При этом меняется и способ цифрового взаимодействия. В начале ноября ФНС объявила о том, что с 2023 года начнется постепенный переход к прямому контакту налоговиков с юрлицами.

Сейчас налоговый мониторинг, в соответствии с Налоговым кодексом, может осуществляться тремя способами, напоминает заместитель директора продукта T1 EasyTax Лидия Чернова. Первый вариант: инспектору ФНС может быть открыт непосредственный доступ к учетной ИТ-системе предприятия, к необходимой отчетности и документам для осуществления контроля. Второй вариант — это витрина данных, тот же самый функционал с доступом к отчетности, только не внутри учетной системы, а во внешней среде и где инспектор может все проанализировать и проверить. Третий вариант — электронный документооборот, подразумевающий, что соответствующие файлы оперативно отправляются по телекоммуникационному каналу (ТКС) через операторов ЭДО в адрес ФНС.

Но на текущий момент фактически возможны только два сценария: от общения посредством ТКС налоговая служба отказалась в конце прошлого года, когда было сделано заявление, что этот способ будет работать только до 2024 года. Официальные причины отказа — существенные финансовые и временные затраты, снижение безопасности передачи информации и скорости обмена данными.

Бизнес, который мыслит более чем годовыми стратегиями, оказался на развилке: открывать прямой доступ в учетную систему или на витрину данных. Пока размышляли и выбирали ИТ-решение, изменилась парадигма.


Фото: Игорь Харсеев, Коммерсантъ

Фото: Игорь Харсеев, Коммерсантъ

Во-вторых, передавать по защищенным каналам связи они будут не привычную налоговую отчетность. Если сейчас российские компании сдают декларации и пакет регистров, подтверждающих данные деклараций, то вскоре они обязаны будут предоставлять стандартные файлы налогового аудита (SAF-T). Их формат еще только разрабатывается ведомством. По сути, это срез учетной системы в отношении какого-то конкретного налога, содержащий полную аналитику по всем операциям, событиям, проводкам, документам. Огромный массив данных, не сгруппированных в декларацию, а представляющих собой слепок с учетной системы, будет отправляться в адрес ФНС.

Этот метод налогового администрирования также используется при налогообложении самозанятых: онлайн-сервисы по контролю за поступлением выручки каждого участника системы позволяют автоматически рассчитать налоги и контролировать сроки их оплаты.

Эти методы используются и в других странах, например в Норвегии, Казахстане, Польше, но точечно. Например, в Норвегии SAF-T-файлы используются в целях налога на прибыль, в Польше — НДФЛ. Те скорости и те масштабы, которые предлагает наша ФНС, можно назвать беспрецедентными, считает Майя Воробьева.

Что сделать, чтобы подготовиться?

Во-первых, серьезным образом модернизировать существующие ИТ-системы компании, уверена Лидия Чернова. Это касается как учетных систем предприятия, так и биллингового ПО для расчетов с клиентами и электронных архивов. Их однозначно придется перестраивать, после того как ФНС выдаст требования к стандартным файлам налогового аудита. Сейчас предполагаемый объем данных в полном объеме не формируется ни в одной из учетных систем.


Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Фото: Сафрон Голиков, Коммерсантъ

Во-вторых, автоматизировать систему внутреннего контроля, так как данный механизм становиться основным критерием доверия получаемой ФНС информации. Проверять работоспособность и эффективность системы будет само ведомство.

В-третьих, неизбежны кадровые изменения. Функционал традиционной бухгалтерии по отражению фактически совершенных операций будет смещаться в сторону рискориентированного анализа операций до их фактического осуществления.

В любом случае, уверена Лидия Чернова, нужно быть готовым к революционным изменениям в части налогового администрирования — функция ФНС по контролю за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов будет заменена на контроль за правильностью отражения операций в целях налогообложения и своевременностью уплаты налогов. При этом функцию исчисления налогов и сборов налоговые органы возьмут на себя, и она будет полностью автоматизирована. Ждать, по-видимому, недолго.

Преимущества решения T1 EasyTax:

• Комплексное решение
Т1 EasyTax — это решение под ключ для клиента

• Импортонезависимость
Продукт является разработкой российской компании

• Размещение
Возможность размещения продукта: cloud и on-premise

• Универсальность
Может взаимодействовать с любой учетной системой: SAP, 1С и другими.

• Актуальность
Полное соответствие актуальным требованиям ФНС РФ

• Удобство
Возможность настроить интерфейсы и ИТ составляющую под каждого клиента

• Техническая поддержка
Осуществление технической поддержки на всех этапах работы продукта

• Методологическое сопровождение
Опытная команда методологов, работающая с ФНС и в области налогового мониторинга с 2016 года, сопровождает весь процесс внедрения.

Читайте также: