Нужно ли регистрировать имущество в налоговой

Обновлено: 07.07.2024

В 2021 году власти существенно изменили для организаций правила администрирования и уплаты имущественных налогов. Рассказываем, как и в каком порядке компании теперь должны уплачивать транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество организаций.

Отмена налоговых деклараций

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Что касается налога на имущество организаций, то по нему декларации отменяются начиная с отчетности за 2022 год (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Причем обязанность по сдаче деклараций отменяется не для всех компаний, а только для собственников недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость.

В отношении недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, организации продолжат сдавать налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Новый порядок уплаты налогов

  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

Единые сроки уплаты налогов

С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.

Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Налоговые льготы

Из-за отмены налоговых деклараций для организаций с начала 2021 года был введен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогу. Заявление о предоставлении льгот по этим налогам компании подают в любую налоговую инспекцию по их выбору и в любое удобное для них время. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

shutterstock_471727574.jpg

В заявлении указываются объекты налогообложения, полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС в том числе и через МФЦ (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Заявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций вводится с 1 января 2022 года. Заявительный порядок распространяется только на организации, имеющие право на льготы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК РФ).

Заявление о предоставлении льгот по налогу на имущество организаций необходимо будет направлять по форме, утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@.

Прекращение уплаты имущественных налогов

Наряду со всеми перечисленными выше изменениями в 2021 году для организаций был скорректирован и порядок прекращения обязанности по уплате имущественных налогов в случаях гибели и уничтожения облагаемого имущества (транспорта и недвижимости).

По новым правилам при гибели или уничтожении транспортного средства исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Прекращение начисления налога осуществляется на основании заявления, представленного налогоплательщиком. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@.

Вместе с этим заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 3.1 ст. 362 НК РФ). Например, если транспортное средство ликвидируется по инициативе самого собственника, то документом, подтверждающим уничтожение транспорта, может стать свидетельство/акт об утилизации, выданный лицом, выполнившим данные действия (письмо ФНС от 06.07.2021 № БС-4-21/9471@).

Аналогичные нормы в отношении налога на имущество организаций вводятся в действие с 1 января 2022 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). С нового года исчисление налога будет прекращаться не с даты снятия объекта с кадастрового учета, а уже с первого числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ).

Прекращение налогообложения станет осуществляться на основании заявления, представленного налогоплательщиком в любой налоговый орган. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество утв. приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@.

Сверка сведений с данными ИФНС

Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).

Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Сверка сведений об объектах налогообложения

Чтобы у компаний и ИФНС не возникало разногласий по поводу правильности расчета имущественных налогов, организации вправе запросить у налоговиков сверку сведений по принадлежащим им объектам налогообложения (транспортным средствам и земельным участкам). Для этого компании вправе обратиться в любую налоговую инспекцию по их усмотрению с заявлением о предоставлении выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Данный сервис доступен, в частности, в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС .

Запрос составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать сведения:

  • о заявителе (наименование организации, ИНН, адрес);
  • о способе получения сведений (лично или через представителя либо по почте).

Выписка из ЕГРН предоставляется бесплатно не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в ИФНС. В данной выписке будет содержаться полная информация обо всех учтенных транспортных средствах и земельных участках, за которые компания должна платить налоги.


В современных реалиях встречаются случаи, когда продавец передал недвижимое имущество покупателю по договору купли-продажи, стороны зафиксировали передачу в акте приёма-передачи, но действий по регистрации перехода права собственности не совершили. И кому же принадлежит имущество? Такой случай недавно был рассмотрен Верховным Судом РФ. Подробнее об этом – в статье Анастасии Рой.

Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр – это аксиома имущественных отношений, которая закреплена законодателем в пункте 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ.

В пункте 1 статьи 131 Гражданского кодекса установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации .

Соответственно, право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает именно с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.

В современных реалиях встречаются случаи, когда продавец передал недвижимое имущество покупателю по договору купли-продажи, стороны зафиксировали передачу в акте приёма-передачи, но действий по регистрации перехода права собственности не совершили. Происходит ли это в силу забывчивости или юридической безграмотности, сказать сложно, но подобное имеет место.

Аналогичный случай недавно был рассмотрен Верховным Судом РФ: имущество передано, но стороны забыли зарегистрировать переход права собственности. Тем временем прежний собственник ушёл в банкротство.

Так кому же принадлежит имущество? Новому владельцу (право не отражено в реестре, но фактически владеет имуществом) или прежнему (право отражено в реестре, но фактически не владеет имуществом)?

Фабула дела

Впоследствии продавец, ссылаясь на неисполнение покупателем обязательства по оплате имущества, обратился в суд общей юрисдикции с иском о расторжении упомянутого договора.

Более чем через год с даты передачи имущества покупатель был признан банкротом и введена процедура реализации его имущества.

Арбитражные суды трёх инстанций решали, за кем должны остаться объекты недвижимости: суды первой и апелляционной инстанций указали на пропуск срока исковой давности по заявлению финансового управляющего, суд округа согласился и дополнительно отметил, что действия по возврату имущества во исполнение судебного акта не могут быть квалифицированы как совершённые в целях причинения вреда кредиторам должника или со злоупотреблением правом.

В результате имущество оставалось за фактическим владельцем, несмотря на отсутствие соответствующей записи в реестре о его праве.

Решающим и окончательным стало Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ № 310-ЭС21-1061 от 27.05.2021, в котором изложена кардинально отличающаяся от нижестоящих судов позиция.

Поскольку на момент открытия процедуры реализации имущества должника недвижимость не была передана (в силу отсутствия соответствующей записи в государственном реестре о переходе права на имущество), объекты недвижимости на основании приведённого положения входят в конкурсную массу должника.

Верховный Суд РФ обязал фактического владельца передать финансовому управляющему должника все пять объектов недвижимости для последующей их реализации и проведения расчётов с кредиторами.

Соответственно, имущество остаётся за должником, а фактический владелец, в чьём распоряжении находилась недвижимость 1 год и 4 месяца, утрачивает возможность вернуть право собственности на недвижимость в процедуре банкротства должника. Требование о возврате имущества трансформируется в денежное и удовлетворяется наравне с требованиями иных кредиторов в общем порядке.

А если должник не гражданин, а юридическое лицо?

Законодатель предусмотрел аналогичное положение и для банкротства юридических лиц, закрепив его в пункте 1 статьи 131 Закона о банкротстве, согласно которому всё имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Резюмируя вышеприведённое, необходимо выделить главное: подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются права.

Простым языком, вносить соответствующие записи в государственный реестр нужно оперативно и своевременно во избежание плачевных последствий, например включения имущества в конкурсную массу должника, чьё право собственности остаётся отражённым в реестре.

За время существования налога на имущество с ним происходили разные изменения. Преимущественно они касались объектов и базы налогобложения. К примеру, с 2015 налоговая база стала определяться на основании кадастровой стоимости, к уплате налога подключили организации на ЕНВД И УСН. А в 2018 году снова вернулось в объект налогообложения движимое имущество, в 2019г. оно снова было исключено из списка объектов налогообложения. Напомним основные аспекты, касающиеся налога на имущество организаций, который относится к региональным налогам, а также сообщим основные изменения.

01. Налогоплательщики

Налогоплательщиками данного налога являются как российские, так и иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения.

02. Объект налогообложения

В качестве объекта налогообложения выступают:

Налог на имущество организаций

1) для российских организаций – недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (ст. 374 НК РФ);

2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 375 НК РФ);

Критерии недвижимого имущества:

  • наличие прочной связи объекта с землей (например, сооружение объекта на монолитном железобетонном фундаменте, функциональное или технологическое соединение этого объекта с другими объектами подземными коммуникациями (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях и т.п.));
  • перемещение объекта невозможно без несоразмерного ущерба его назначению (в т.ч. способность объекта выступать в гражданском обороте в качестве отдельного объекта гражданских прав (в отличие от объектов, выполняющих исключительно обслуживающую (вспомогательную) функцию по отношению к объектам недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения); наличие у объекта самостоятельных полезных свойств, которые могут быть использованы в экономической деятельности независимо от земельного участка, на котором он находится, и других находящихся на общем земельном участке объектов недвижимости).

Это могут быть здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места, жилые дома, квартиры, комнаты, дачи и гаражи. В соответствии с ГК РФ вещные права на объекты недвижимости подлежат госрегистрации в ЕГРН. При этом недвижимостью может быть признано и имущество, в отношении которого такая госрегистрация не была произведена. Для обоснованного отнесения имущества к недвижимости нужно учитывать не только наличие/отсутствие записи об объекте в ЕГРН, но и наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения его без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства такими основаниями могут быть документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объекта (документы технического учета или технической инвентаризации, разрешение на строительство и/или ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация и т.д.).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Движимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств с 1 января 2019 года налогом на имущество, не облагается.

Список объектов, не подлежащих налогообложению по налогу на имущество организаций указан в НК (п. 4 ст. 374 НК РФ):

03. Критерии основных средств

Основные средства с точки зрения бухгалтерского учета - это активы, которые соответствуют следующим условиям:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг;
  • объект предназначен для использования в течении срока, превышающего 12 месяцев;
  • не предполагается последующая перепродажа объекта;
  • объект способен приносить экономические выгоды.

Критерии основных средств для целей налогообложения несколько отличаются от таковых для бухгалтерского учета и установлены главой 25 НК, а именно – п.1 ст.256. В Налоговом кодексе основные средства относятся к категории амортизируемого имущества. Амортизируемым признается имущество:

  • Находится у организации в собственности или в оперативном управлении. Исключение: основные средства, право на которые подлежит обязательной государственной регистрации, включаются в амортизируемое имущество с момента подачи документов, п.11 ст.258 НК;
  • Используется с целью получения доходов;
  • Предполагается к использованию свыше 12 месяцев;
  • Стоимостью больше 40 000 руб. С начала 2016г. для целей налогообложения амортизируемым будет признано имущество, первоначальной стоимостью от 100 тыс. рублей.

Обратите внимание: То имущество, которое удовлетворяет всем критериям, но меньше стоимостного лимита, списывается как материальные расходы.

Критерии основных средств для бухгалтерского и налогового учета

04. Налогооблагаемая база

В общем случае, налоговая база налога на имущество юридических лиц определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, причем такое имущество должно учитываться по его остаточной стоимости.

Учитывая изменения 2014 г., в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база теперь определяется как их кадастровая стоимость. С 01.01.2020 НК РФ относит к объектам обложения по кадастровой стоимости не только основные средства, но и любую недвижимость, принадлежащую организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения. Таким образом, станет неважно, учтена недвижимость как основное средство или нет - начислять и платить налог по кадастру все равно придется. Правда, если регион не решит иначе. Ранее, если объекты не были поставлены на учет в качестве основных средств, налог, по кадастровой оценке, по ним не платили.

Перечень недвижимости, облагаемой юридическими лицами по кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ):

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  3. объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;
  4. жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

Для оплаты налога по кадастровой стоимости должны быть выполнены два условия:

  1. кадастровая стоимость объектов установлена;
  2. в региональных законах указано, что объекты облагают налогом по кадастровой стоимости.

Если хотя бы одно из этих требований не выполнено, налог с таких объектов надо рассчитывать по среднегодовой стоимости при условии, что в бухучете они учтены как основные средства. Исключение: организации на УСН. Налог по среднегодовой стоимости с новых объектов они не платят (п. 2 ст. 346.11)

Данные о кадастровой стоимости можно узнать:

  • на сайте Росреестра;
  • Публичная кадастровая карта;
  • Госуслуги.

05. Налоговые ставки налога на имущество организаций

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2% (ст.380 НК РФ). В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

  1. для Москвы: в 2014 году - 1,5%, в 2015 году - 1,7%, в 2016 году и последующие годы – 2%;
  2. для иных субъектов РФ: в 2014 году - 1,0%, в 2015 году - 1,5%, в 2016 году и последующие годы – 2%.

06. Особенности начисления и уплаты

Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

07. Cроки сдачи отчетности

С 1 января 2020 года налогоплательщики будут отчитываться по налогу на имущество только по итогам налогового периода. Ежеквартальный расчет авансовых платежей предоставлять в ИФНС больше не нужно. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ СА-7-21/405@ № КЧ-7-21/889 от 09.12.2020.

Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах одного субъекта РФ по месту нахождения объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как среднегодовая стоимость, то за налогоплательщиком закрепляется право представлять единую декларацию по налогу на имущество. Теперь налогоплательщик может выбрать налоговый орган, в который он будет представлять декларацию, но при этом обязан ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, уведомить об этом налоговый орган по субъекту РФ. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@.

Срок представления декларации - не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

08. Расчет налога на имущество юрлиц

В настоящее время расчет налогов в большинстве случаев осуществляется с помощью учетных бухгалтерских программ. Расскажу, как мы это будем делать на коротком примере.

Если же не используете учетной программы или нужно посчитать какой-то частный случай, рекомендуем для расчета налога на имущества организаций онлайн-калькулятор.

09. Как уплачивать налог на имущество организаций

Уплата налога в бюджет производится по месту нахождения каждого из объектов недвижимого имущества в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Обычно, это общеустановленные сроки (авансовые платежи - поквартально, последний день месяца, следующего за кварталом, годовой - до 31 марта), но бывают и отличия. Сроки и ставки налога на имущество по регионам.

Например, в Смоленской области:

  • авансовые платежи - не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода;
  • годовой - не позднее последнего дня срока, установленного для представления налоговых деклараций, т.е. 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

10. Уплата налога на имущество организациями на спецрежимах

Речь идет о вступлении в силу ФЗ №52-ФЗ от 02.04.2014 года, согласно которому устанавливается обязанность указанных налогоплательщиков уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, налоговая база по которым определяется как ее кадастровая стоимость. В отношении кого применяется данное новшество? Новое правило действует как для организаций, находящихся на УСН, так и для организаций, применяющих ЕНВД.

В чем разница нововведений для упрощенцев и фирм на ЕНВД? Для компаний, использующих ЕНВД обязанность по уплате налога на имущество возникла с 1 июля 2014 года в то время, как организации, находящиеся на УСН, началось с 1 января 2015 года.

Местные власти обязаны утверждать в установленном порядке результаты определения кадастровой стоимости объектов. Причем кадастровую оценку недвижимости они должны проводить не реже одного раза в пять лет. Также должен быть определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых действует новый порядок налогообложения. Таким образом важно запомнить, что теперь в отношении отдельных объектов основных средств налоговая база по налогу на имущество организаций рассчитывается, исходя из кадастровой стоимости. И налог по такому имуществу организаций теперь придется заплатить и упрощенцам, и организациям, находящимся на вмененке.

Фирммейкер, август 2014 (актуализировано в марте 2021)
Алина Марина
При использовании материала ссылка обязательна

В ст. 213 Гражданского кодекса установлено право организаций владеть недвижимым имуществом.


Однако, чтобы полноценно использовать его в своей деятельности, юридическое лицо должно в установленном Законодательством порядке зарегистрировать свое право собственности на него.

В противном случае с приобретенными активами нельзя будет проводить какие-либо сделки – права собственника подтверждаются только после прохождения официальной регистрации. Причем касается это всех без исключения объектов, попадающих в категорию недвижимости.

Чтобы регистрация прав собственности юр.лица не отняла лишнего времени и финансов, проводить ее следует по определенному алгоритму. При его соблюдении от подготовки документов до получения свидетельства о праве собственности проходит в среднем около 1 месяца.

Что нужно регистрировать?

  • жилые дома и помещения;
  • коммерческие помещения;
  • сооружения иного назначения;
  • имущественные комплексы;
  • земля и недра;
  • объекты лесного фонда;
  • иные объекты, определяемые как недвижимое имущество.

И в соответствии с Законодательством организации имеют право обладать любыми из перечисленных видов. В то же время количество, масштабы и стоимость имущества, которым распоряжается юр.лицо, могут быть ограничены, если они нарушают интересы общества.

Важно!
не допускается оформление юридическими лицами в собственность объектов, пользоваться которыми имеет право только государство.

Правом на регистрацию недвижимости в собственность в РФ наделены различные категории субъектов:

Как видно из приведенной информации, Законом возможности организаций оформлять в собственность недвижимые объекты практически не ограничиваются. Не имеет принципиального значения ни форма компании, ни место ее регистрации. Однако в Гражданском кодексе прописаны некоторые нюансы, уточняющие особенности прав собственности юрлиц.

Получение ее членами и руководством доли в регистрируемом имуществе возможно только в том случае, если это условие допускается выбранной организационно-правовой формой. Право собственности может быть оформлено не только на покупаемое юрлицом имущество, но и внесенное в качестве доли в уставной капитал.

Коммерческие предприятия могут полноценно распоряжаться принадлежащим им имуществом, в том числе и для выведения прибыли. Некоммерческие же организации в силу характера своей деятельности может выводить доходы чрез недвижимость только для их использования в своей деятельности.

Процедура регистрации

Единственным способом, которым может проводиться регистрация объекта недвижимости юридическим лицом, является внесение соответствующих сведений в ЕГРП. После выполнения данной процедуры право собственности закрепляется официально – в дальнейшем его можно оспорить только в судебном порядке.

Одной из характерных особенностей этой процедуры является то, что недвижимость может быть получена в результате разных действий. В частности, это может быть договор купли-продажи, дарения, получение имущества по праву наследования.

Поэтому и комплект документов, которые надо подать в Росреестр, существенно различается в зависимости от ситуации. Для упрощения процедуры подготовки и непосредственно регистрации рекомендуется своевременно заручиться поддержкой компетентных юристов, имеющих достаточный опыт работы с имущественными правами юридических лиц.

Этапы регистрации

Действующим законодательством процедура регистрации недвижимости на юр.лицо максимально унифицирована. В частности, в Федеральном законе №122-ФЗ отражена единая последовательность действий, которой должны придерживаться все компании независимо от регистрационной формы:

Важно!
При отправке документов Почтой России в обязательном порядке делайте опись всего содержимого – это будет вашим подтверждением отправки полного комплекта документации в спорных ситуациях.

  • Проверка сотрудниками Росреестра полноты поданного пакета документов. Как показывает практика, нехватка какой-либо бумаги в первоначальном комплекте может существенно затянуть процедуру регистрации.
  • После подтверждения полноты пакета документации – получение расписки, подтверждающей принятие заявления к рассмотрению.
  • Экспертная оценка подготавливаемого перехода права собственности на предмет возможности проведения и законности.
  • Анализ ситуации на предмет расхождений между фактическими и заявляемыми правами на регистрируемый объект.
  • Обновление либо добавление сведений об искомом недвижимом имуществе в ЕГРН.
  • При успешном проведении процедуры – предоставление организации-собственнику выписки, подтверждающей ее права.

В определенных случаях в оформлении права собственности будет отказано. Причины отказа в регистрации могут быть различными:

  • предоставление в Росреестр неверных либо изначально сфальсифицированных сведений об имуществе;
  • при подготовке необходимых документов не были соблюдены те или иные законодательные требования;
  • подлинность предоставленных документов вызывает у специалистов Росреестра обоснованные сомнения;
  • на имущество наложен запрет на проведение с ним операций любого характера;

При вынесении отказа в регистрации заявитель имеет право обжаловать его в судебном порядке. Однако для оспаривания негативного решения Росреестра необходимо составить достаточную доказательственную базу, подтверждающую неправомерность отказа.

Для этого рекомендуется заручиться поддержкой компетентных юристов, имеющих достаточный практический опыт разбирательств с регистрирующими органами.

Требуемые документы

Вот стандартный перечень документов, которые необходимо предоставить в Росреестр:

  • заявление, заполненное по установленной форме;
  • квитанция об оплате госпошлины – для юридических лиц она на сегодняшний день составляет 22 000 рублей;

Важно!
Размеры пошлины, уплачиваемой за проведение регистрационных действий, различаются по сумме в зависимости от характера таких действий.

  • паспорт представителя организации-собственника и доверенность на проведение регистрационных действий;
  • документы, подтверждающие правоспособность юрлица, которое заявляет свои права на искомый объект недвижимости;
  • справка о наличии сооружений на земельном участке (если регистрируется право собственности на землю);
  • документы, подтверждающие правомерность эксплуатации регистрируемого объекта;
  • подтверждение прав на земельный участок, на котором планируется вести строительство (если регистрируется право собственности именно на участок под застройку);
  • разрешение на ведение строительства (при регистрации недавно завершенного сооружения);
  • сведения об источниках финансирования приобретения недвижимости;
  • документация, подтверждающая отсутствие каких-либо претензий со стороны третьих лиц;
  • документы из кадастровой службы и БТИ;
  • справка о присвоении регистрируемому объекту недвижимости постоянного адреса.

Предоставление госрегистратору полного пакета необходимых документов – обязательное условие быстрого и легкого проведения процесса регистрации.

В то же время нужно учитывать, что в зависимости от индивидуальной специфики ситуации могут требоваться дополнительные документы.

Поэтому для определения их полного перечня, а также соблюдения всех требований Росреестра рекомендуется обращаться за помощью к опытным юристам, знающим все тонкости регистрации прав юридического лица на объект недвижимости.

При проведении любых сделок и других процедур, сопровождающихся возникновением или изменением права собственности на недвижимое имущество, в кадастровую службу в обязательном порядке должны предоставляться соответствующие сведения.

На сегодняшний день уведомить контролирующий орган можно непосредственно в процессе регистрации имущества в Росреестре – именно эта организация уполномочена на ведение кадастрового учета. Если же проигнорировать это требования, то дальнейшие регистрационные действия станут невозможны.

В то же время Законом №221-ФЗ предусмотрены некоторые случаи, при которых возможна регистрация прав собственности на недвижимость без постановки ее на кадастровый учет. К таким исключениям относятся ситуации, когда недвижимый объект продается либо покупается, меняет собственника по договору дарения, получает обременение или избавляется от него, сдается или берется в аренду.

Важно!
Указанные исключения касаются только тех объектов, сведения о которых уже внесены в ОГРН.

Возможна и обратная ситуация – постановка недвижимости на государственный кадастровый учет без регистрации права собственности. Это возможно в том случае, если искомое имущество физически перестает существовать, не является чьей-либо собственностью либо если меняются его основные параметры.

Читайте также: