Ночное время налоговый кодекс

Обновлено: 14.05.2024


Очевидно, что перед выездной налоговой проверкой необходимо проверить документацию и проинструктировать сотрудников о поведении во время визита проверяющих. Но очень часто проверка налоговых органов проходит не так, как ожидается. В ходе проверки могут быть обнаружены документы и информация, выставляющие проверяемую организацию в невыгодном свете. Таким образом, важно не только подготовиться к приезду сотрудников налоговых органов, но и не совершить ошибок в ходе проверки.

Когда все уже подготовлено и руководителю организации вручено решение о проведении выездной налоговой проверки, нужно контролировать соблюдение со стороны проверяющих правил ее проведения и фиксировать все нарушения.

Сперва необходимо сверить список лиц, указанных в решении о выездной налоговой проверке, с личностями тех, кто действительно приехал в составе комиссии. В случае присутствия должностных лиц, не уполномоченных проводить налоговую проверку, в некоторых компаниях сразу указывают на это нарушение и не допускают их к проведению проверки.

Однако рекомендуется не озвучивать ошибку сразу, а лишь зафиксировать данное нарушение, чтобы впоследствии использовать этот аргумент при оспаривании результатов выездной налоговой проверки. Данная рекомендация касается не только присутствия неуполномоченных проверяющих, но и других процедурных нарушений. С каждым зафиксированным нарушением увеличивается вероятность успеха при обжаловании результатов проверки.

Следующий совет — проследить, чтобы проверка проводилась только в присутствии руководителя организации или уполномоченного лица. Не стоит ругаться с проверяющими, но также и не стоит их недооценивать.

Известен случай, когда инспектор специально показывал свою некомпетентность и несерьезность, благодаря чему сотрудники проверяемой компании теряли бдительность в ходе проверки и переставали тщательно контролировать передаваемые налоговому органу документы и ответы на вопросы проверяющих. Как оказалось, такая тактика поведения была выбрана специально с целью получения информации, полезной для вычисления нарушений со стороны организации.

Из предыдущего примера вытекает следующий совет — необходимо обеспечить контроль за передачей документов проверяющим. Для этого следует назначить ответственное лицо, через которого и будет осуществляться передача. Таким образом, у данного сотрудника будет возможность проверить, все ли передаваемые документы соответствуют запросу налогового органа и нет ли среди них лишних, которые поставят организацию в невыгодное положение.

Также не стоит забывать про право налогоплательщика на отсрочку предоставления документов, запрошенных налоговым органом. В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ проверяемое лицо может подать письменное уведомление проверяющих его инспекторов об отсутствии возможности своевременно предоставить документы, при этом указав причины и даты, когда представление документов будет возможным. Однако стоит иметь в виду, что налоговая вправе отказать в отсрочке.

Если истребуемые документы не предоставлены налогоплательщиком своевременно, согласно пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 4 ст. 93 НК РФ инспекция может расценить это как попытку уничтожить или скрыть документы, что дает ей право произвести их выемку без уведомления об этом налогоплательщика, а также доначислить налоги невыгодным для налогоплательщика расчетным методом (пп.7 п.1 ст.31 НК РФ).

Следует отметить, что для выемки документов при выездной налоговой проверке требуется мотивированное постановление должностного лица налогового органа, проводящего проверку. Этот документ должен быть утвержден руководителем соответствующего налогового органа или его заместителем (п. 1 ст. 94 НК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 94, п. 2 ст. 98 НК РФ выемка осуществляется в присутствии налогоплательщика с участием минимум двух понятых. Согласно п.2 ст. 94 НК РФ производить выемку документов и предметов в ночное время (с 22.00 до 06.00 по местному времени — ст. 5 УПК РФ) незаконно. Однако это ограничение по времени не распространяется на оформление результатов выемки (Письмо Минфина России от 05.10.2017 № 03-02-08/64830).

На деле проверяющие часто не отражают точное количество изъятых документов, вместо этого указывая количество папок или коробок с документацией, что является нарушением.

Еще одной частой ошибкой, совершаемой проверяющими, является нарушение сроков проведения выездной налоговой проверки, поэтому рекомендуется вести журнал посещений проверяющих, чтобы точно знать, не было ли визита представителей налоговых органов в не предназначенное для этого время.

По общему правилу срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами, но этот период может быть увеличен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести (п.6 ст.89 НК РФ). Ведение журнала посещений инспекторов также поможет восстановить картину событий в случае возникновения спорных ситуаций.

После окончания налоговой проверки инспекторы обязаны оформить ее результаты в виде документа (акта налоговой проверки). При этом, если вы не согласны результатами, важно не отказываться от подписания акта, а подписывать документ с добавлением комментария о несогласии с информацией, изложенной в акте, и планируемой подаче возражений в установленном законом порядке.

Ошибочно полагать, что отказ от подписания акта сделает документ недействительным и освободит от обязательств по нему, поскольку в таком случае на основании п.3 ст. 91 НК РФ в акте будет сделана соответствующая запись.

Несмотря на огромное количество рекомендаций, опубликованных в СМИ, невозможно предвидеть все потенциальные проблемы и ошибки, возникающие во время выездной налоговой проверки. Однако обращение за помощью к специалистам с опытом проведения налоговых проверок поможет успешно пройти этот непростой период в деятельности организации.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Вадим Чимидов

Выемка документов и предметов – чуть ли не самое популярное мероприятие налогового контроля при проведении выездных проверок. Процедура выемки документов и предметов подробно прописана в статье 94 НК РФ .

Основания для выемки документов:

  • Инспекторы подозревают, что нужные им подлинники документов могут быть уничтожены, подправлены или перепрятаны;
  • Компания отказалась предоставить документы по требованию инспекции или не успела это сделать в отведенные сроки;
  • Налоговики хотят провести экспертизу подписей на документах.

Процедура выемки документов довольно неприятна. Но если знать о ней чуть больше, чем написано в НК РФ, можно минимизировать ее негативные последствия. Ниже мы дадим несколько рекомендаций, как правильно вести себя в ходе выемки, чтобы инспекторы не заполучили лишние доказательства или не смогли их использовать против вашей компании.

Итак. Выемка документов при выездной налоговой проверке может проводиться только на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем или зам.руководителя ИФНС. Отсюда

Совет №1. Проверьте наличие постановления и нужной подписи

Выемка документов проводится при обязательном участии понятых, их должно быть не менее 2-х. Пригласить понятым могут любого не заинтересованного в исходе мероприятия человека. Это значит, что сотрудники ИФНС понятыми быть не могут. Поэтому

Совет №2. Не соглашайтесь на предложенных вам понятых

Кроме того, в присутствии независимых понятых налоговики в ходе выемки будут вынуждены соблюдать требования закона. Ведь эти люди в дальнейшем смогут своими свидетельскими показаниями подтвердить реальные обстоятельства проведения выемки, в том числе и факты нарушений со стороны инспекторов. А это поможет при обжаловании выемки документов.

Кого лучше сделать понятыми

Если ваш офис расположен в административном здании, предложите пригласить в качестве понятых дружественных вам сотрудников соседних предприятий или предпринимателей. Зачастую работники разных организаций, офисы которых расположены по соседству, знакомы между собой и поддерживают приятельские отношения. Участие таких понятых при проведении выемки документов для вас будет более предпочтительным: ведь эти люди настроены к вам лояльно и не заинтересованы в результатах проводимой у вас выемки. А в случае необходимости будет проще пригласить их в качестве свидетелей.

По закону, за действиями лица, которое проводит выемку, должны наблюдать не менее двух понятых. Но зачастую выемка документов проводится двумя инспекторами и более, которые действуют каждый по отдельности. Например, один инспектор обыскивает стол и тумбочку в одном углу кабинета, а другой – шкаф в другом.

Двое присутствующих понятых просто не в состоянии одновременно вдвоем наблюдать за действиями обоих инспекторов. Поэтому, если эти понятые наблюдают за действиями одного инспектора, требуйте пригласить еще двух понятых, которые будут следить за действиями второго. И так далее – в зависимости от числа проверяющих.

Кстати, оттянуть начало выемки документов также можно, заявив ходатайство о проведении выемки в присутствии адвоката компании.

Совет № 4. Не говорите лишнего

При выемке документов необходимо сохранять спокойствие и самообладание. Разговаривать с инспекторами, проводящими выемку документов, а также с лицами, их сопровождающими (чаще всего это оперативные сотрудники ОБЭП), нужно корректно и сдержанно. Не следует давать какие-либо письменные либо устные пояснения по вопросам, не касающимся непосредственно предмета выемки.

Например, если инспектор спрашивает сотрудника о том, где его рабочее место, какую занимает должность, принадлежит ли имущество, находящееся в помещении, ему лично или это имущество предприятия, – отвечать на эти вопросы необходимо.

Если же инспектор заявляет, что ему необходимо получить у должностных лиц либо работников предприятия пояснения (письменные либо устные) о взаимоотношениях с тем или иным контрагентом, то давать такие пояснения в ходе выемки документов не следует. Раз инспектору хочется позадавать вопросы – пусть вызывает в ИФНС официально, повесткой. В этом случае будет возможность подготовиться к допросу и давать пояснения спокойно и в присутствии адвоката, а не в стрессовом состоянии в ходе проведения выемки документов и без поддержки адвоката.

Совет № 5. Будьте находчивы и креативны

При данной модели поведения у налоговиков не будет оснований для самостоятельного вскрытия помещения. Если же проверяющие все же примут решение взломать замок и проникнуть в кабинет, важно обратить внимание понятых на тот факт, что от Вас отказа открыть данное помещение не поступало. Этот момент важно отразить в протоколе выемки документов.

Еще один пример, где можно проявить находчивость. Если в ходе выемки документов налоговыми органами будут обнаружены какие-либо документы или предметы (печати, штампы, клише, бланки, чековые книжки и т.д.) другой организации, то знайте, – они не могут их забрать, если данные документы или предметы не поименованы в Постановлении о проведении выемки документов и предметов. В противном случае их действия также расцениваются как превышение должностных полномочий.

Совет № 6. Отражайте нарушения в замечаниях к протоколу выемки

Аналогичная ситуация с другими положениями НК РФ. В частности, если изымают подлинники документов (и не делают сразу копии), требуйте нумерацию изъятых документов (именно документов, а не папок с ними) и детализацию информации об изъятых документах в протоколе выемки, т.е. не просто документы за такой-то период, а отдельно по видам. Основание – п. 9 статьи 94 НК РФ. Это поможет вам обезопасить себя от потери документов инспекторами.

Обратите внимание!

Налоговое законодательство запрещает производить выемку документов в ночное время, а это, в соответствии со статьей 96 Трудового кодекса, – период времени с 22.00 до 6.00 утра. Поэтому, если выемка производится в этом временном интервале, действия инспекторов можно оспорить в суде.

Выемка документов налоговой инспекцией – это довольно длительная процедура, поэтому не стоит полагаться на свою память. Если видите нарушение – сразу записывайте. Потом все эти пометки нужно будет перенести в протокол.

В ходе выемки документов периодически напоминайте понятым о необходимости тщательно наблюдать за действиями налоговиков. А в конце обязательно проследите, чтобы в протоколе выемки были отражены все нарушения, которые, по вашему мнению, допустили проверяющие.

И наконец, совет, который на самом деле должен быть на первом месте, но ему сложно следовать, если инспекторы уже на пороге вашего офиса.

Совет № 7. Готовьтесь к выемке документов заранее

Кстати, несмотря на то, что налоговики имеют право осмотреть любые помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, они не имеют права вторгаться на территорию сторонней организации, не названной в постановлении о выемке.

Поэтому на случай визита непрошенных гостей лучше заранее заключить договор на аренду какого-нибудь соседнего кабинета, который будет оформлен на другое юр.лицо или другого арендатора. Естественно вы будете пользоваться этим помещением (по договоренности), однако по документам оно будет считаться территорией другого хозяйствующего субъекта. А незаконный доступ туда грозит инспектору статьей за превышение должностных полномочий ( ст. 286 УК РФ ).

Читайте также: