Нко декларация по налогу на прибыль

Обновлено: 17.05.2024

По гражданскому законодательству все организации, в зависимости от цели, для которой они созданы, делятся на коммерческие и некоммерческие. Если компания осуществляет свою деятельность ради систематического получения прибыли, то она является коммерческой. Если же юридическое лицо ставит перед собой иные задачи, его статус - некоммерческая организация (НКО).

Согласно общему правилу все российские организации (кроме бюджетных учреждений культуры) обязаны подавать в налоговые органы декларации по налогу на прибыль за каждый отчетный и налоговый период. НКО - не исключение. Правда, для них законодатель установил некоторые послабления (что вполне объяснимо, ведь данные организации работают не для извлечения прибыли). При отсутствии обязательств по уплате налога НКО разрешено отчитываться раз в год, к тому же путем представления декларации упрощенной формы. Но что следует подразумевать под отсутствием обязательств по уплате налога? Не так давно чиновники Минфина разъяснили, как они понимают эту фразу. Сразу оговоримся, что у судов совсем другое мнение.

Какие организации являются некоммерческими?

Прежде чем перейти к правилам представления некоммерческими организациями отчетности по налогу на прибыль, обратимся к гражданскому законодательству, которое в 2014 г. претерпело значительные изменения , в том числе в части квалификации юридических лиц в качестве НКО. Напомним, что в силу п. 1 ст. 50 ГК РФ таковыми являются организации, которые:

  • не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;
  • не распределяют прибыль (если она все же была получена) между участниками.

Начнем с того, что с 01.09.2014 юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гл. 4 ГК РФ (п. 5 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ). При этом в отношении некоммерческих организаций впервые установлен конкретный и закрытый перечень организационно-правовых форм (кстати, он уже дважды изменялся), в которых могут создаваться НКО. Приведен этот перечень в п. 3 ст. 50 ГК РФ . Изложим его содержание в схематичном виде.

Ранее в указанной норме говорилось, что НКО могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (причем не уточнялось, каким именно законом).

Отметим, что положения п. 4 ст. 50 ГК РФ по-прежнему позволяют некоммерческим организациям вести предпринимательскую деятельность. Однако из обновленной редакции данной нормы следует, что для этого требуется соблюсти два условия:

  • право на осуществление деятельности, приносящей доход, должно быть зафиксировано в уставе НКО;
  • ее ведение может быть обусловлено лишь тем, что это служит достижению целей, ради которых создана НКО, и если это соответствует таким целям.

Еще одно нововведение в ст. 50 ГК РФ: решение некоммерческой организации (исключение касается казенных и частных учреждений) заниматься предпринимательской деятельностью обязывает ее иметь достаточное для этого имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного законодательством для ООО (п. 5).

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" размер уставного капитала ООО должен быть не менее 10 000 руб.

Некоммерческие организации, созданные позже официального опубликования Федерального закона N 99-ФЗ (то есть после 05.05.2014), должны соответствовать указанному требованию с момента их государственной регистрации. В свою очередь, к действующим на упомянутую дату НКО положения п. 5 ст. 50 ГК РФ стали применяться с 01.01.2015.

Добавим, что в случае ведения некоммерческой организацией деятельности, приносящей доход, на нее (в части этой деятельности) распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 6 ГК РФ).

К сведению. Пунктом 2 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что некоммерческие организации не учитывают при определении налоговой базы по прибыли доходы в виде целевых поступлений на их содержание и ведение уставной деятельности. В названной норме приведен исчерпывающий перечень таких поступлений. Для освобождения этих сумм от налогообложения НКО обязана вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Порядок представления отчетности по прибыли

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 80 НК РФ, каждый налогоплательщик обязан представлять декларации по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком. Из данного правила есть исключения , но на некоммерческие организации они не распространяются. Причем отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате в бюджет само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации за этот период (если иное не установлено нормами НК РФ).

К примеру, от декларирования ряда налогов освобождены налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Такая правовая позиция сформировалась достаточно давно. Озвучена она в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71. В п. 7 указанного документа разъяснено, что обязанность налогоплательщика подавать в налоговые органы декларации по тому или иному налогу обусловлена не наличием его суммы к уплате, а положениями закона об этом налоге, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.

В силу п. 1 ст. 246 НК РФ все российские организации, применяющие общую систему налогообложения, являются плательщиками налога на прибыль. НКО, безусловно, тоже входят в их число.

Порядок представления отчетности по налогу на прибыль регламентирован положениями ст. 289 НК РФ. В п. 1 обозначенной нормы закреплено, что, независимо от наличия обязанности по внесению в бюджет налога на прибыль и (или) авансовых платежей, особенностей их исчисления и уплаты, организации, признаваемые плательщиками данного налога, обязаны подавать в налоговые органы соответствующие декларации . Эти декларации представляются по итогам каждого отчетного и налогового периода в инспекции по месту нахождения организации и месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений (при их наличии). Правда, в норме есть оговорка: если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Актуальная форма декларации по налогу на прибыль и Порядок ее заполнения (далее - Порядок) утверждены Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.

Проанализировав это "иное", положений, имеющих отношение к некоммерческим организациям, вы не обнаружите. Получается, что НКО должны отчитываться по налогу на прибыль на общих основаниях.

Но! Пунктом 2 ст. 289 НК РФ для некоммерческих организаций установлены специальные правила представления отчетности (а они, как известно, имеют приоритет перед общими). Эти правила касаются периодичности сдачи налоговых деклараций и их состава. В упомянутой норме дословно сказано: некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.

Что представляет собой эта форма, разъяснено в п. 1.2 Порядка. Здесь сказано, что в подобной ситуации НКО подают годовую декларацию в составе:

  • титульного листа (листа 01) с кодом 229 по реквизиту "по месту нахождения (учета)";
  • листа 02;
  • Приложений 1 и 2 к декларации при наличии подлежащих отражению в них доходов и расходов;
  • листа 07 при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в п. п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ.

К сведению. Статья 289 НК РФ не содержит положений, свидетельствующих об освобождении некоммерческих организаций от представления налоговых деклараций в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений (если, конечно, они имеются). Такой вывод сделан в Письме ФНС России от 15.09.2015 N ГД-4-3/16258@.

Авторы Письма напомнили, что состав декларации по налогу на прибыль, подаваемой за налоговый период в инспекцию по месту нахождения НКО, определен п. 1.2 Порядка. В свою очередь, состав налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений организации, установлен в абз. 2 п. 1.4 названного Порядка. Данное положение распространяется и на некоммерческие организации.

Итак, вроде бы все понятно: отсутствие налога на прибыль к уплате в бюджет (то есть нулевые показатели в разд. 1 декларации) является основанием для освобождения некоммерческой организации от декларирования доходов и расходов в течение года. Однако, как оказалось, у чиновников финансового ведомства иное мнение на сей счет.

Минфин: обязательства по уплате налога отсутствуют, если доходы и расходы равны нулю

Нарушение порядка и сроков декларирования может привести к негативным последствиям: привлечению налогоплательщика к ответственности, предусмотренной ст. 119 или ст. 126 НК РФ, приостановлению движения денежных средств на его счетах в банках по правилам ст. 76 НК РФ.

Поэтому НКО не раз обращались в компетентные органы с вопросами, касающимися правил представления отчетности, в том числе по налогу на прибыль. Отвечая на них, чиновники Минфина обычно только исправно цитировали положения п. 2 ст. 289 НК РФ. Пример - Письмо от 17.04.2012 N 03-02-08/41.

Налоговая служба - надо отдать ей должное - пошла дальше. В Письме от 20.05.2011 N АС-4-3/8106@ она высказала свое мнение о том, что следует понимать под отсутствием обязанности по уплате налога. В данном документе разъяснено: некоммерческие организации, при отсутствии налоговой базы по налогу на прибыль организаций, могут представлять в налоговый орган декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода, то есть не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Иными словами, если у организации нет налоговой базы (то есть она равна нулю), эта организация ничего не должна бюджету. Логично? Безусловно.

Продолжим. Раз разговор зашел о налоговой базе, напомним, что под ней подразумевается. Согласно п. 1 ст. 274 НК РФ таковой признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли, которая определяется по правилам, закрепленным в ст. 247 НК РФ.

Обратимся к названной норме. Из нее следует, что для российских организаций прибылью является положительная разница между доходами и расходами, определяемыми в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. Причем если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, то налоговая база в этом периоде признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ).

Резюмируем сказанное. Налоговая база по прибыли может быть равна нулю, если:

  • расходы превышают доходы (получен убыток);
  • величина ненулевых расходов совпадает с доходами;
  • доходы и расходы отсутствуют как таковые.

Судя по разъяснениям ФНС, у некоммерческих организаций во всех указанных случаях не возникает обязательств по уплате налога на прибыль, что позволяет им отчитываться один раз в год - по окончании налогового периода.

А что же Минфин? Ведомство, видимо, решило не отставать от налоговиков и наконец-то поведало свою точку зрения по обозначенной проблеме. Изложена она в Письме от 19.08.2015 N 03-03-06/4/47832. Так вот, по мнению финансистов, только в последнем из вышеперечисленных случаев НКО вправе декларироваться раз в год. В указанном Письме сделан следующий вывод.

Вывод Минфина. Положения п. 2 ст. 289 НК РФ применяются в том случае, если некоммерческая организация за налоговый период не имела доходов (расходов), учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ. В противном случае представление деклараций по налогу на прибыль производится в общеустановленном порядке.

Иными словами, ведомство считает, что льготный порядок декларирования распространяется только на те некоммерческие организации, которые осуществляют исключительно уставную деятельность за счет целевых поступлений. Если же НКО занимается бизнесом (то есть имеет доходы и несет соответствующие расходы для получения этих доходов), она обязана ежеквартально показывать сведения о данных доходах и расходах в декларациях по прибыли за каждый отчетный период. Причем результат предпринимательской деятельности, выражающийся в наличии или отсутствии обязательств по уплате налога, по версии Минфина, значения не имеет.

Согласитесь, несколько вольная трактовка положений п. 2 ст. 289 НК РФ. А что по этому поводу думают судьи?

Позиция арбитров: налоговые нормы надо трактовать буквально

Приведем несколько примеров из судебной практики. Разумеется, касается она вопросов привлечения НКО к налоговой ответственности за нарушение сроков декларирования.

В Постановлении ФАС СЗО от 05.08.2011 по делу N А42-7828/2010 арбитры сочли необходимым отметить вот что. Из буквального толкования п. 2 ст. 289 НК РФ следует, что некоммерческие организации, у которых не возникло в течение года обязанности по уплате налога на прибыль, должны представлять только годовую налоговую декларацию. При наличии же обязанности по уплате налога на прибыль таким организациям необходимо подавать поквартальную отчетность нарастающим итогом в общем порядке, предусмотренном п. 1 ст. 289 и ст. 285 НК РФ .

Согласно названной норме налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года или месяц, два месяца, три месяца и т.д. до окончания календарного года, если налогоплательщик исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли.

Арбитры ФАС ВВО (Постановление от 13.04.2010 по делу N А29-9948/2009) установили, что в декларации, представленной некоммерческой организацией (муниципальным учреждением) за отчетный период, отражены получение дохода в сумме 300 руб. и несение расходов в той же сумме. Из этого следует, что прибыль равна нулю, а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, отсутствует.

В связи с вышесказанным суд пришел к выводу: обязательств по уплате налога за спорный отчетный период у НКО не возникло. Значит, в силу положений п. 2 ст. 289 НК РФ у нее отсутствовала обязанность представлять декларацию по налогу на прибыль за этот период.

Аналогичные обстоятельства явились предметом судебного разбирательства, итогом которого стало Постановление ФАС ВВО от 31.03.2010 по делу N А29-9945/2009. В данном случае судьи выявили, что некоммерческая организация (администрация городского поселения) подала в инспекцию нулевую декларацию по налогу на прибыль за отчетный период (сумма полученного дохода равнялась сумме понесенных расходов - 87 520 руб.). С учетом этого в спорном отчетном периоде у налогоплательщика не возникло обязанности по уплате налога и, следовательно, по представлению декларации.

Как видим, судебные органы трактуют положения рассматриваемой нами нормы - п. 2 ст. 289 НК РФ - так, как они изложены в законе. По мнению арбитров, отсутствие налога к уплате в бюджет означает, что нулю равняется сумма исчисленного налога на прибыль, а не величина доходов и расходов.

Подведем итоги. Полагаем, если налоговики на местах возьмут на вооружение позицию Минфина России, изложенную в Письме N 03-03-06/4/47832, неминуемо появятся новые споры. Как их будут разрешать арбитры, неизвестно. Но что-то нам подсказывает: их позиция вряд ли будет отлична от той, что высказана в рассмотренных выше судебных актах. Ведь анализируемые нормы закона за прошедшее время не претерпели изменений.

Если возникла необходимость уточнить налоговые обязательства за отчетный период

В заключение хотелось бы остановиться на такой ситуации. Допустим, некоммерческая организация, которая, помимо уставной, осуществляет предпринимательскую деятельность, отчитывается перед налоговиками только по итогам налогового периода, поскольку ее доходы от бизнеса не превышают расходы (то есть налоговая база равняется нулю).

Впоследствии обнаружилось, что часть расходов, понесенных НКО в течение отчетных периодов, не может быть документально подтверждена. Что делать в такой ситуации? Добросовестная коммерческая организация в подобном случае скорректировала бы свои налоговые обязательства путем представления уточненных деклараций за соответствующие отчетные периоды. А как быть некоммерческой организации, ведь первичную отчетность за эти периоды она не сдавала? Ответить на поставленный вопрос поможет судебная практика.

В упоминавшемся выше Постановлении ФАС СЗО по делу N А42-7828/2010 арбитры рассмотрели похожую ситуацию. Суть данного дела такова.

Представляя налоговую отчетность, некоммерческое партнерство воспользовалось особым порядком декларирования, предусмотренным п. 2 ст. 289 НК РФ (поскольку сумма доходов, расходов и налог к уплате за год составили 0 руб., была сдана только годовая декларация). Спустя время главный бухгалтер НКО выявил, в частности, что в одном из отчетных периодов (в I квартале) часть средств, полученных в рамках целевого финансирования, была использована не по назначению. Значит, эти средства в силу п. 14 ст. 250 НК РФ следовало учесть в составе внереализационных доходов и, соответственно, включить в облагаемую базу по налогу на прибыль.

Инспекция декларации за отчетные периоды расценила как первичные и на основании той из них, в которой был заявлен налог к уплате в бюджет, начислила организации штрафные санкции, предусмотренные ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление отчетности. Следует отметить, что сумма штрафа была значительна - 44 170 руб. (и это с учетом снижения размера санкции вдвое ввиду применения смягчающих обстоятельств).

НКО, разумеется, с проверяющими не согласилась и обратилась в суд. По ее мнению, в описанной ситуации нарушается предусмотренный п. 1 ст. 3 НК РФ принцип равенства налогоплательщиков. Получается, что некоммерческие организации, которым п. 2 ст. 289 НК РФ предоставлены льготные условия сдачи отчетности, при обнаружении ошибок в ней лишены возможности без применения налоговых санкций вносить исправления в налоговые декларации по правилам ст. 81 НК РФ.

Окружные арбитры признали данные доводы налогоплательщика обоснованными. Учитывая, что некоммерческие организации при отсутствии налога на прибыль к уплате в бюджет должны подавать в налоговые органы декларацию по упрощенной форме только по истечении налогового периода, судьи расценили представленную партнерством декларацию за отчетный период как уточненную. А поскольку сроки сдачи уточненных деклараций законом не установлены, предусмотренная ст. 119 НК РФ ответственность не может быть применена.

"Налог на прибыль:

учет доходов и расходов"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

otchetnost_nko_sroki_sdachi_i_formy_otchetnosti.jpg


Похожие публикации

В отличие от коммерческих фирм, основной задачей функционирования которых является получение максимальной прибыли, некоммерческие организации (НКО) подобную цель не преследуют. Их деятельность не связана с извлечением прибыли, а доходы, получаемые в процессе работы, не распределяются между участниками, как это практикуется в коммерческих компаниях. Тем не менее, деятельность НКО, как и коммерческого юрлица, сопровождается ведением налогового и бухгалтерского учета, взаимодействием с кредитными учреждениями и массой контрагентов, множеством других привычных процессов. Они регистрируют собственные эмблемы, имеют печати и штампы.

Различие в статусе предприятий не отражается на объеме необходимой отчетности, которую представляют и те, и другие копании в различные органы контроля. Как и коммерческие фирмы, НКО обязаны обеспечить сдачу грамотно и достоверно заполненной финансовой, статистической и налоговой отчетности, расчетов по обязательным страховым взносам и специальных отчетов в Минюст. Напомним, в какие сроки и инстанции осуществляется сдача отчетности НКО по окончании 2019 года.

Бухгалтерская отчетность НКО за 2019

• отчета о целевом использовании средств.

Если НКО получает от предпринимательской деятельности существенный доход, без учета которого невозможно оценить финансовое состояние компании, то бухгалтерская отчетность НКО дополняется отчетом о финансовых результатах.

Специфика деятельности НКО влияет на форму баланса и формирование других отчетов. Так, в 3-м разделе баланса НКО отражают не капитал и резервы, а остатки целевых поступлений, а для фондов обязательным является условие публикации отчетов об использовании своего имущества.

Налоговая отчетность НКО

В ИФНС всем организациям следует представить стандартный набор отчетов по персоналу:

сведения о среднесписочной численности сотрудников;

расчет страховых взносов (РСВ), в т. ч. при отсутствии работников;

справки 2-НДФЛ на каждого работника;

Пакет остальных налоговых форм формируется в зависимости от применяемого предприятием налогового режима. Так, НКО на ОСНО сдают декларации по налогу на прибыль, имущество, НДС. При наличии объектов, облагаемых соответствующим налогом, формируют и сдают декларации по земельному, водному, транспортному и другим налогам.

В некоторых ситуациях НКО на УСН приходится декларировать:

стоимость имущества, учитываемого по кадастровой стоимости;

НДС, если НКО становится налоговым агентом, арендующим гос- или муниципальное имущество.

Не освобождается НКО и от сдачи отчетов в фонды (4-ФСС, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ).

Минюст: отчетность НКО

НКО обязаны подавать набор специальных форм в Минюст, утвержденных этим Департаментом. К ним относят отчеты по формам (Приказ Минюста РФ от 16.08.2018 № 170 в ред. от 06.12.2019):

№ ОН0001 - с информацией о руководителях компании, характере и профиле деятельности;

№ ОН0002 - со сведениями об использовании целевых средств и активов;

№ ОН0003 - с отражением денежных потоков и стоимости активов, полученных от зарубежных компаний, иностранцев и лиц без гражданства.

Если НКО не контактирует с зарубежными партнерами, не получала средств от них, ее учредители/сотрудники не являются иностранцами, а общая сумма поступлений за отчетный год не превышает 3-х млн. руб., то она освобождается от сдачи в Минюст первых двух отчетов. Вместо них подается заявление, составленное в произвольной форме и информирующее о продолжении деятельности.

Существует еще ряд отчетов, который заполняют НКО, занимающиеся отдельными видами деятельности (их мы перечислим в таблице ниже).

Статистическая отчетность НКО в 2020 году

Состав статотчетности НКО также зависит от вида его деятельности, и, как правило, точный перечень необходимых форм конкретному предприятию следует уточнять в территориальном органе статистики или на официальном сайте, поскольку его определяют исходя из характера работы. Так, деятельность, связанная с социальными проектами, освещается в форме № 1-СОНКО, а форма № 11(краткая) отражает данных о наличии ОС, их количестве и движении.

Сроки сдачи отчетности НКО

Представляем табличный вариант основных отчетных форм, которые следует представить НКО в разные инстанции:

Читайте также: