Незаконное продление выездной налоговой проверки

Обновлено: 18.05.2024

Нередки ситуации, когда в итоге налоговой проверки, выездной или камеральной, инспекторы налоговой службы делают вывод, что компания нарушила налоговое законодательство. В этом случае проверяющий фиксирует нарушение, составляет соответствующий акт и передает его налогоплательщику.

Но, даже в том случае, когда ИФНС доначислила большие суммы налогов, да еще выписала штраф, руки опускать не стоит. Предприниматель может обжаловать такое решение, если считает, что его права нарушены. Как это сделать и в какие сроки, рассказываем ниже.

Действия налоговой службы может обжаловать любой человек, который считает, что они были неправомерны. Для этого нужно обратиться в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС). Причиной для жалобы может служить:

  • Несогласие с суммой начисленного налога.
  • Несогласие с выводами выездной проверки в офисе компании или после камеральной в налоговом органе.
  • Несогласие с применением пени и штрафов к организации.
  • Нарушение ФНС сроков возврата излишне уплаченных налогов.
  • Несоблюдение проверяющими сроков проведения налоговой проверки.
  • Проведение по одним и тем же основаниям повторной проверки.
  • Неправомерное требование лишних документов во время проведения проверки.
  • Рассмотрение документов с превышением допустимого срока (более 3 лет).
  • Непринятие возражений на проверочный акт.

Мы перечислили основные положения законодательства, которые позволяют жаловаться на проверяющих и итоги проведенной проверки. На практике таких случаев гораздо больше. Поэтому, если предприниматель считает, что проверка была проведена не в соответствии с законодательством, он имеет право обжаловать ее результат, а также действия или бездействие должностных лиц, которые нарушили его права.

По закону предприниматель имеет право подать жалобу в течение одного года с того момента, когда он узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены. УФНС может продлить этот срок в том случае, когда руководитель компании вовремя не подал заявку по уважительной причине, например, по состоянию здоровья.

Важно! Предприниматель имеет право отозвать свою жалобу, если передумал. При этом повторно ее подать по тем же самым основаниям будет уже нельзя.

Помимо экономической целесообразности, это стоит сделать по следующим причинам:

  • Для дальнейшего рассмотрения жалобы в суде.
  • Это бесплатная возможность отстоять свои права.
  • Не нужно освобождать время для разбирательств. Присутствие инициатора жалобы не обязательно при ее рассмотрении.
  • Можно понять причину в отказе обжалования и тщательно подготовиться к защите своей позиции в суде, если в жалобе отказали.
  • Если решение налоговой удалось обжаловать, его действие приостановят.

Кроме перечисленных причин нужно иметь в виду, что без обжалования в вышестоящую инстанцию нельзя подать в суд. Он ее просто не примет. Поэтому иногда это буквально необходимая мера.

В самой жалобе обязательно должны быть следующие сведения:

  • Полное наименование и юридический адрес с индексом организации, которая подает жалобу или ФИО предпринимателя, а также ИНН.
  • Наименование ИФНС, которая в ходе проверки нарушила права юридического лица.
  • Данные о том, что конкретно хочет обжаловать предприниматель. Например, какой-то определенный акт, сумму доначисленного налога или неправомерно выписанный штраф. Важно! Если заявитель не укажет в заявлении одно из нескольких нарушений, суд в дальнейшем его учитывать не будет.
  • Ссылки на законодательные акты, согласно которым предприниматель считает, что его права были нарушены.
  • Указание на то, что в итоге хочет получить инициатор жалобы — отмену штрафа, изменение суммы налога, возмещение морального вреда и т.д.
  • Каким способом юридическое лицо хочет получить решение УФНС по его вопросу: в бумажном виде, электронном или в личном кабинете налогоплательщика.

Кроме того, в жалобе нужно указать номер телефона и адрес электронной почты, по которой сотрудники ФНС при необходимости могут связаться с предпринимателем. Также желательно приложить любые документы, которые могут подтвердить, что действия проверки были незаконны. Важно не забыть поставить в заявлении личную подпись.

Примечание: даже в том случае, когда жалоба подается по нескольким основаниям, не обязательно на каждое из них составлять отдельное заявление. Можно указать все в одном документе.

Статьей 138 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на обжалование решения инспекции в вышестоящем налоговом органе или в суде. Однако обратиться сразу в суд не получится, заявление предпринимателя просто не примут. Для обжалования нужно обращаться в тот налоговой орган, который вынес неправомерное решение или в вышестоящий налоговый орган.

Обратиться в вышестоящий налоговый орган можно, если документы по проверке подписаны начальником налогового органа или его заместителем. Если они подписаны другими сотрудниками налоговой, например, самим инспектором, проводившим проверку или начальником отдела, обжаловать их можно только в том же налоговом органе, который вынес это решение.

У налоговой инспекции по закону есть один месяц на рассмотрение жалобы. По итогам проверки предпринимателя уведомляют о принятом решении или сообщают, что срок рассмотрения продлили до одного месяца. Чаще всего продляют не более чем на 15 дней. УФНС может как признать факт нарушения, так и опровергнуть его. Если предприниматель не согласен с принятым решением, он может обжаловать его с помощью апелляционной жалобы.

УФНС не всегда рассматривает направленные жалобы. По какой причине это происходит?

  • Инициатор жалобы не подписал заявление или не указал, каким образом были нарушены его права.
  • Жалоба уже подавалась ранее на тех же основаниях или допустимый срок ее подачи истек.
  • Налоговая инспекция уже устранила все нарушения, указанные в обращении, до принятие УФНС решения.

Если предпринимателя не удовлетворило решение УФНС, он имеет право его обжаловать, подав апелляционную жалобу. Она пишется по таким же правилам, как и первая. Подать ее нужно в течение 3 месяцев с момента вынесения УФНС решения. Суд может продлить этот срок при наличии уважительной причины.

Для подачи апелляции нужно обратиться в арбитражный суд в том же регионе, в котором находится налоговый орган. В заявлении указывают наименование организации, от имени которой составляется жалоба, номер акта, который обжалуется, а также ссылки на законы, в соответствии с которыми были нарушены права юридического лица. Кроме того, как и в первом случае, к заявлению нужно приложить подтверждающие документы. Их список есть в ст.126 АПК РФ.

По общепринятым правилам жалобу рассматривают без участия ее инициатора. Исключением будут только те ситуации, когда в материалах, представленных ИФНС, будут обнаружены противоречия или несоответствия.

До того момента, как будет принято решение, налогоплательщик имеет право:

  • Предоставить дополнительные документы для обоснования своей позиции.
  • Подать письменное заявление в УФНС, чтобы частично или полностью отозвать жалобу. Важно! По части отозванных пунктов подать в дальнейшем повторную жалобу будет невозможно.

Налогоплательщик может обжаловать решение ИФНС в арбитражном суде в регионе нахождения инспекции. Сделать это он может в следующих случаях:

  • Жалоба была оставлена без удовлетворения.
  • Решение ИФНС отменено частично.
  • УФНС не приняло решение по жалобе в установленные сроки.

Напомним, обжаловать решение ИФНС в суде можно только в той части, в которой оно обжаловалось в УФНС. В том случае, когда УФНС по итогам рассмотрения жалобы отменила решение ИФНС и приняло другое решение, обжалованию в суде подлежит новое решение.

Обратиться в суд можно не позднее 3 месяцев с момента принятия решения УФНС.

Итак, нарушения налоговиков на выездных проверках, и как с ними бороться?

Необоснованно продлевают проверку

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013г. по делу №А43-17631/2012. Налоговики решили продлить выездную проверку до 6 месяцев. Почему?

Потому что, для квалификации проведенных строительно-монтажных работ нужно привлечь специалиста. Налоговики искали-искали недорогого профи в этой области и нашли, но он не мог сиюминутно приступить к своей работе, а только после окончания выездной проверки. Стоимость услуг аналогичных специалистов в других компаниях в 4 раза дороже, поэтому проверяющие решили, что целесообразно подождать экономного эксперта и продлить проверку;

Потому что, налоговики не могли провести допрос сотрудников на рабочих местах, т.к. они либо уволены, либо находились в административном отпуске.

Законны ли данные основания для продления сроков выездной проверки?

Суд, руководствуясь ст.89 НК РФ, Приказом ФНС от 25.12.2006г. №САЭ-3-06/892@, Решением ВАС РФ от 21.07.2010г. по делу №ВАС-7688/10, пришел к выводу, что такие основания для продления срока выездной налоговой проверки не являются исключительными.

В Постановлении АС Северо-Западного округа от 11.09.2015г по делу №А21-6006/2014 налоговики продлили выездную проверку, аргументируя принятое решение огромным документооборотом и большим объемом продукции. Что тоже не является аргументом для продления.

А в Постановлении АС Московского округа от 17.07.2015г. по делу №А41-46433/14 налоговики решили, что выездную проверку можно затянуть на год. Например, приостановить, чтобы проверить контрагентов второго и третьего звена, которые ничего не знали о налогоплательщике. Также сотрудники фискальной службы ссылались на получение важной информации от правоохранительных органов, которые подозревают налогоплательщика в схеме по уклонению от уплаты налогов в особо крупном размере. Однако, подтвердить эти данные проверяющие не смогли.

Повторно проводят проверку

Постановление АС Центрального округа от 03.04.2017г. №А54-3304/2016. Налоговики назначили одну выездную проверку, а затем спустя 3 месяца еще одну. Доначислили во время повторной. Причем первая проверка была не завершена, справка о проведении не составлена, доказательств того, что срок проведения первой проверки продлен либо приостановлен у налоговиков не было. Проверяющие ссылались на перенос сроков и отмены своего решения, однако весомые основания отсутствовали. Поэтому, руководствуясь ст.89 НК РФ, суд пришел к выводу, что налоговики нарушили сроки проведения выездной проверки. В п.5 ст.89 НК РФ четко прописано, что налоговый орган не вправе проводить более двух выездных проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Штрафуют не по делу

Штрафовать налоговики, ой как, любят… Был бы повод, а он всегда найдется. Но соответствует ли этот повод требованиям НК РФ?

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.04.2014г. по делу №А81-271/2013. Предприниматель не успел представить 992 документа, и налоговики его оштрафовали. Причем требование представить эти бумаги было предъявлено одновременно с решением о приостановлении выездной проверки. Суд решил, что принятая в отношении ИП мера ответственности по ст.126 НК РФ неправомерна.

  • инспекция запросила у организации большой объем документов (например, Определения ВАС РФ от 22 сентября 2009 №ВАС-12510/09, от 31 августа 2009 №ВАС-11530/09);

  • организация представила документы с небольшим опозданием (например, Определение ВАС РФ от 22 сентября 2009 №ВАС-12510/09);

  • инспекция не удовлетворила просьбу организации о продлении срока представления документов (например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 октября 2009 №А05-1221/2009);

  • в организации отсутствует бухгалтер (например, требование о представлении документов поступило в организацию, когда прежний бухгалтер уволился, а новый еще не был принят на работу) (например, Постановление ФАС Московского округа от 8 октября 2008 № КА-А41/9303-08);

Проводят как попало выемку документов

Постановление ФАС ВСО от 01.08.2014г. №А74-6105/2013. ИП-шник во время выездной проверки представил в налоговую оригиналы документов, при этом указал, что не имеет технической возможности сделать копии. Проверку приостановили. Все это время документы были в целости и сохранности у налоговиков, да и предприниматель был не против такого места хранения. Затем бизнесмен опомнился: ему срочно понадобились эти бумаги. И дальше события развивались молниеносно… Проверку возобновили, в 14-10 на основании сопроводительного письма провели возврат оригиналов документов, через 5 минут вручили постановление о производстве выемке документов, а еще через 5 минут эта выемка успешно началась. Возврат был формальным, а в ходе выемки изъяли черновики. Суд пришел к выводу, что налоговая инспекция не доказала необходимость и обоснованность действий, касающихся возвращения и выемки документов и признал, что оспариваемые действия налоговой инспекции не соответствует целям проведения выемки документов, предусмотренным ст.94 НК РФ.

  • понятых;

  • представителей организации, в которой проводится выемка;

  • специалистов (при необходимости).

Путаются, когда, куда и кому вручать документы

Постановление ФАС СЗО от 02.02.2012г. №А66-6/2011. Инспекция отправила предпринимателю почтовые уведомления о вручении акта, о рассмотрении материалов проверки. Но письма ИП-шник не получил, и они вернулись обратно. Проверяющие решили не заморачиваться и отправили акт таким же методом. Никаких попыток вручить акт лично налоговики не предприняли, только ссылались на то, что налогоплательщик уклонялся от вручения акта. Суд решил, что сотрудники фискальной службы нарушили процедуру проверки.

Постановление ФАС УО от 24.01.2011г. №Ф09-10932/10-С2. В этом деле налоговики подумали, что требование о представлении уточненки и уведомление о времени и месте ознакомления и получения акта проверки можно вручить кому угодно, в том числе охранникам, которые не являлись сотрудниками компании. Не тут-то было: налоговики не соблюли требования п.5 ст.100 НК РФ.

Ищут новые нарушения в ходе дополнительных мероприятий

  • дополнительных разъяснений;

  • дополнительных (недостающих) сведений.

  • истребование документов как у самой организации, так и у ее контрагентов или иных лиц (например, банков);

  • проведение экспертиз;

  • допрос свидетелей.

Лишают возможности представить возражения

Постановление ФАС ДВО от 28.04.2014г. №Ф03-1579/2014. Сотрудники фискальной службы не представили компании материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, поэтому общество не смогло заявить возражения, что нарушает права налогоплательщика.

Делают ошибки в документах

Больше всего ошибок налоговики совершают в вопросах, связанных с документацией. Сотрудники фискальной службы требуют от налогоплательщиков грамотно оформленных документов, а сами порой забывают о грамотности в оформлении своих бумажек. Например:

В решении о проведении выездной проверки указано одно должностное лицо, а на проверку приходит другое;

Запрашивают документы, не относящиеся к периоду проведения проверки и т.д.

Постановление ФАС МО от 22.03.2013г. №А40-38385/12-91-211. Проверяющие забыли указать точный адрес здания и номер кабинета, в котором будут рассмотрены материалы выездной проверки. А т.к. здания было два, налогоплательщик запутался, куда ему нужно идти и не попал на рассмотрение. Неточность налоговиков сыграла в пользу бизнесмена.

Не допускают на рассмотрение материалов проверки

Постановление ФАС ВСО от 28.05.2014г. №А19-10260/2013. Налоговики не пустили на рассмотрение материалов проверки представителя налогоплательщика. Хотя с документами все в порядке, есть соответствующая доверенность, оформленная нотариально. Суд счел недопуск нарушением.

В Постановлении АС Центрального округа от 03.02.2015г. по делу №А54-2952/2013 налоговики, напротив, не углядели полномочия и сроки доверенностей исполняющего обязанности генерального директора. Некоторые доверенности были просрочены, а действующие наделяли его правом подписывать постановление о выемке документов и протокол осмотра. В свою очередь сотрудники фискальной службы вручили И.О. решение о проведении проверки, а т.к. доверенности отсутствовала, значит компания не была оповещена. Уведомление о рассмотрении материалов проверки также вручили этому сотруднику. В общем, суд решил, что проверка прошла с грубыми нарушениями.

image_pdf
image_print

Налоговый кодекс ограничивает срок проведения проверок двумя месяцами для основной организации, и одним — для филиалов и представительств. Это закреплено в пунктах 6 и 7 статьи 89 НК РФ. О том, какие дни считаются датой начала и конца проверки, сказано в пункте 8 статьи 89 и пункте 8 статьи 89.1. Согласно этим нормам, первым днем проверки считается дата принятия решения о ее начале, а последним — дата составления справки о ее проведении.

При необходимости налоговая проверка может быть продлена, причем неоднократно. Об этом говорится в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Основания для продления содержится в приказе ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Вот некоторые из них:

  • налогоплательщик относится к категории крупнейших;
  • ФНС получила информацию о нарушениях, которую нужно дополнительно изучить;
  • произошли стихийные бедствия или прочие форс-мажорные обстоятельства, которые затронули территорию проверяемого налогоплательщика;
  • субъект не предоставил вовремя документы, которые специалисты ФНС запросили в рамках проверки;
  • в организации имеются обособленные подразделения.

Кроме того, можно продлить ВНП и при возникновении прочих обстоятельств, которые связаны, например, с большим объемом подлежащих проверке документов, большим количеством налогов и иных платежей, которые под нее попадают, с большим количеством разных видов деятельности, осуществляемой налогоплательщиком, со сложностью технологических процессов и так далее.

Таким образом, оснований для продления выездной налоговой проверки очень и очень много. Но есть и ограничения. Например, когда проводится самостоятельная проверка филиала, ее срок не может превышать месяц. Если осуществляется ВНП консолидированной группы налогоплательщиков, ее можно продлить на срок, не превышающий количества месяцев, в течение которого налогоплательщики входят в группу (кроме ответственного участника). При этом срок ВНП в любом случае не должен превышать один год.

Процедуры, возможные при выездной проверке

Инвентаризация (п. 13 ст. 89 НК РФ)

Эта процедура нужна, чтобы проверить достоверность информации, которую указал налогоплательщик в своих документах. Здесь же ещё можно выяснить другие обстоятельства, которые могут оказаться важными при налоговой проверке.

Осмотр (ст. 91, 92 НК РФ)

Налоговый орган может изучать помещения и территории, которые:

  1. Налогоплательщик использует, чтобы получать доход.
  2. Нужны, чтобы содержать объект налогообложения.

Независимо от их местонахождения.

Истребование документов (информации) (ст. 93, 93.1 НК РФ)

Налоговый орган назначает компетентного сотрудника для проверки налогоплательщика. Проверяющий может потребовать нужные для ревизии документы.

Выемка (ст. 94 НК РФ)

Выемка нужна, чтобы доказать, что налогоплательщик нарушил налоговое законодательство. Тогда производится изъятие документов, а также предметов.

Экспертиза (ст. 95 НК РФ)

Если во время выездной налоговой проверки возникла необходимость в экспертизе, заключается договор с экспертом.

Допрос (ст. 90 НК РФ)

Свидетеля могут допросить во время выездной налоговой проверки, если возникла такая потребность в рамках налогового контроля.

Вызов в качестве свидетеля (ст. 90 НК РФ)

Налоговые органы могут брать показания каждого физлица, которое знает важное для проведения налогового контроля обстоятельство.

Получение экспертного заключения (ст. 95 НК РФ)

Если эксперт в ходе работы узнал информацию, которая важна для дела, но относительно которой не были заданы вопросы, он может указать это в своём заключении.

Привлечение переводчика (ст. 97 НК РФ)

При необходимости можно заключить договор с переводчиком.

Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.

Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).

Приостановка

Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.

Общий срок приостановления выездной налоговой проверки (максимально возможный) — полгода. Вот и получается: 6 месяцев проверки + 6 месяцев приостановки = 1 год. Ровно столько, и ни днем больше, может длиться выездная проверка. Срок исчисляется с даты вынесения решения о проверке и до даты составления справки об окончании проверки.

Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.

Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.

Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.

Почему проверки затягиваются

Хотя закон устанавливает для ВНП вполне конкретный срок — 2 месяца, на практике этот мероприятие порой затягивается более чем на полгода, и это не предел. Причем это происходит на вполне законных основаниях. Ведь приостановку и продление проверки можно применять совместно.

Например, спустя полтора месяца после начала проверки, инспекция принимает решение о приостановке процесса сроком на два месяца. В это время будет производиться истребование информации у контрагентов проверяемого субъекта. После окончания этого срока проверку решено возобновить на оставшиеся 2 недели плюс продлить еще до 3 месяцев. В итоге с одной приостановкой и с одним продлением по факту вместо двух месяцев проверка занимает 7-месячный период.


Срок проведения выездной налоговой проверки отдельной организации согласно общему правилу составляет 2 месяца. Для филиалов и представительств длительность срока проведения выездной налоговой проверки иная — 1 месяц. Однако на практике эти временные промежутки могут продлеваться многократно и на значительные периоды. В статье пойдет речь о том, каковы сроки проведения этого контрольного мероприятия и в каких пределах его разрешено продлевать.

Когда начинается и когда должна закончиться выездная налоговая проверка

Сроки выездной налоговой проверки регулируются п. 6 и абз. 5 п. 7 ст. 89 НК РФ. Согласно нормам Налогового кодекса, содержащимся в этих пунктах, продолжительность выездной проверки не должна превышать 2 месяцев для организации в целом и 1 месяца для отдельной проверки филиала или представительства.

Правда, эти сроки разрешено продлевать до 4 месяцев, а в порядке исключения и до 6. Подробнее об этом говорится в письме Минфина России от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516 (п. 2). Иногда случается, что с учетом приостановления общая продолжительность контрольных мероприятий может достичь года, а то и больше.

Временные рамки выездной налоговой проверки таковы:

  • ее началом, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда принято решение о начале проверки.
  • окончанием, согласно п. 8 ст. 89, п. 8 ст. 89.1 НК РФ, считается день, когда составлена справка о проведении налоговой проверки.

Продление срока выездной проверки

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) указала, что продлевать срок проведения выездной проверки можно, и не раз. Однако для этого нужны веские основания, которые приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Для каких выездных налоговых проверок предусмотрены специальные сроки пояснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переодите к Готовому решению бесплатно.

Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по мероприятиям, проводимым в период, на который проверка продлена. Потому налоговые органы активно пользуются возможностью по приостановке выездных проверок. Именно такой вывод делают авторы письма ИФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27.

Вместе с тем налоговые органы не всегда имеют право на продление. Это следующие случаи:

  • Если проводится самостоятельная налоговая проверка филиалов или представительств. Для них установлен срок в 1 один месяц, и исключений п. 7 ст. 89 НК РФ не предусматривает.
  • Если проводится проверка консолидированной группы налогоплательщиков. Для них этот срок, согласно п. 5 ст. 89.1 НК РФ, должен составлять не более 2 месяцев. Увеличиваться он может на столько месяцев, сколько налогоплательщиков входит в группу, не считая ответственного участника. Но в любом случае общий срок не должен быть более 1 года.

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) проанализировала данную норму и указала, что срок проверки для КГН установлен изначально и не может быть продлен.

По каким основаниям продлеваются сроки выездной налоговой проверки

Для продления выездной проверки нужны основания, оговоренные в подп. 1–6 п. 2 Оснований и порядка продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки, утвержденных приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Основания). Приведем их вкратце:

1. Проверяется деятельность налогоплательщика, входящего в категорию крупнейших.

2. В налоговый орган поступила информация о нарушениях налогового законодательства, которая требует дополнительного исследования.

3. Территория, на которой производится проверка, подверглась стихийным бедствиям, или возникли другие обстоятельства непреодолимой силы.

4. Проверяемый налогоплательщик владеет несколькими обособленными подразделениями.

5. Проверяемый налогоплательщик нарушил срок (установленный п. 3 ст. 93 НК РФ) представления документов, запрошенных инспекцией.

6. Возникли другие обстоятельства, определенные подп. 6 п. 2 Оснований и связанные:

  • с продолжительностью проверяемого периода;
  • объемом документов, которые надо проверить;
  • количеством налогов и сборов, правильность начисления и уплаты которых надо проверить;
  • количеством видов деятельности, которые осуществляет проверяемый налогоплательщик;
  • разветвленностью организационно-хозяйственной структуры проверяемой организации;
  • сложностью технологических процессов;
  • иными обстоятельствами.

Что такое исключительный случай

Как уже было сказано выше, согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, продление срока проверки до 6 месяцев возможно только в исключительных случаях. Подп. 4 п. 2 Оснований конкретно определяет лишь один такой случай — когда у проверяемой компании насчитывается 10 и более обособленных подразделений.

Планируете открыть обособленное подразделение – узнайте полезную информацию из материалов:

В других обстоятельствах исключительные случаи зависят от конкретной ситуации. В п. 2 определения Конституционного суда РФ от 09.11.2010 № 1434-О-О говорится, что налоговый орган самостоятельно оценивает целесообразность продления контрольного мероприятия.

Впрочем, иногда налоговики злоупотребляют такой возможностью и в ответ получают судебные процессы. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012 показывает, что причины продления, приводимые инспекторами, не всегда убедительны не только для налогоплательщика, но и для арбитров.

В каких случаях выездная проверка приостанавливается

Налоговый орган, в соответствии с нормами п. 9 ст. 89 НК РФ, вправе приостановить выездную проверку. Возникает перерыв, по окончании которого проверка возобновляется.

Если приостановить на 15 дней выездную проверку, длившуюся до этого момента 1 месяц, то через 15 дней инспекторы возобновят проверку. Причем у них останется еще месяц до окончания контрольного мероприятия.

Налоговый кодекс в абз. 9 п. 9 ст. 89 указывает, что должны сделать инспекторы в случае приостановления проверки:

  • покинуть территорию налогоплательщика;
  • перестать требовать у налогоплательщика документы;
  • вернуть все подлинники, ранее затребованные у налогоплательщика, но документы, изъятые при выемке, при этом не возвращаются.

В письмах от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.2) список запретов расширен. Налоговикам в период приостановки запрещено, кроме сказанного:

  • производить выемку документов и предметов;
  • производить осмотр (полагаем, что и инвентаризацию имущества);
  • знакомиться с подлинниками документов на территории налогоплательщика.

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства тоже может приостанавливаться, поскольку п. 9 ст. 89 Налогового кодекса не содержит запрета на это.

В каких случаях выездная проверка приостанавливается

Что разрешено делать инспекторам в период приостановления

Налоговый орган в период перерыва в процессе проверки может рассылать запросы третьим лицам для получения информации о налогоплательщике в порядке, определенном ст. 93.1 НК РФ. Такие действия не противоречат Налоговому кодексу, поскольку проводятся вне территории налогоплательщика. Подтверждение данного тезиса можно найти в письме Минфина России от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156.

Среди налоговых инспекторов распространено мнение, что допрос свидетелей тоже не возбраняется проводить в этот период. Они вызывают таких лиц в инспекцию, формально не нарушая законодательство. Однако правомерность такого подхода спорна и вызывает неоднократные жалобы налогоплательщиков.

Отдельно стоит отметить, что выездную проверку можно сначала продлить, а потом приостановить. Можно совершить такие действия и в обратном порядке. Нарушений закона при этом не возникает. Подтверждение тому можно отыскать в письме УФНС России по городу Москве от 21.02.2008 № 16-27.

1. Налоговая инспекция решила возобновить выездную налоговую проверку.

2. Областное управление ФНС решило продлить выездную проверку до 3 месяцев.

Решения налоговых инстанций вполне правомерны.

Итоги

Установленный в ст. 89 НК РФ срок выездной проверки (2 месяца) может продлеваться до 4 месяцев: если проверяется крупный налогоплательщик, на территории компании произошло стихийное бедствие, в структуре проверяемого лица несколько обособленных подразделений и в некоторых других случаях.

В исключительных случаях срок выездной проверки допускается продлевать до 6 месяцев: если у проверяемой фирмы 10 и более обособленных подразделений и в иных случаях по усмотрению налоговиков с учетом конкретных обстоятельств.

НК РФ допускает приостановление выездной проверки с последующим ее продолжением. В этот период налоговики обязаны покинуть территорию налогоплательщика, не могут производить выемку документов и предметов, осуществлять ряд иных процедур, право на которые возникает только в период проведения выездной проверки.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: