Несовпадение дат в приказе на командировку и в билетах что с ндфл и взносами

Обновлено: 19.04.2024

Расходы на командировки сотрудников можно учесть при исчислении налога на прибыль. Такие траты относятся к прочим расходам на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При упрощенной системе налогообложения командировочные расходы принимаются в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

При этом к расходам на командировки относятся затраты:

Оформление командировок сотрудников

Оформление командировок регулируется Положением об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.

Фактический срок пребывания в месте командирования определяется по отметкам о дате приезда в место командирования и дате выезда из него, которые проставляются в командировочном удостоверении.

Такие отметки заверяются подписью полномочного должностного лица и печатью организации, в которую командирован работник.

Правда, при заграничных командировках срок такой поездки можно определить по отметкам, проставляемым в загранпаспорте работника.

Даты в билетах не совпадают с датами командировки

Ситуация, когда указанные в билете даты не совпадают с датами в командировочном удостоверении (или загранпаспорте работника), не редкость.

Например, работник решил остаться в месте командирования на выходные или провести там свой отпуск.

Возникает вопрос: можно ли тогда стоимость обратного билета признать в расходах?

По данному вопросу существует две точки зрения.

Рассмотрим их подробнее.

Позиция первая: расходы признать нельзя

В такой ситуации, по мнению Минфина России, выраженном в письме от 20 ноября 2014 г. № 03-03-06/1/58868, сумму возмещения за обратный билет нельзя учесть в расходах для целей налогообложения.

Обосновывают они это тем, что данные расходы не подлежат возмещению. Ведь днем окончания командировки работника следует считать последний день перед отпуском.

Поэтому компания не должна оплачивать обратный билет сотрудника от места проведения отпуска.

Аналогичную точку зрения Минфин России высказывал в письме от 8 ноября 2013 г. № 03-03-06/1/47813. Финансисты подчеркивали, что если сотрудник задерживается в месте командировки в личных целях (из-за того же ухода в отпуск), то расходы на обратный билет базу по налогу на прибыль не уменьшают. Ведь в этом случае компания оплачивает возвращение сотрудника из места отпуска, а не из места командировки. А значит, такие расходы не могут быть признаны экономически обоснованными (ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Однако оба эти письма содержат дежурные оговорки.

Во-первых, о том, что письмо не является нормативным правовым актом. Во-вторых, о том, что мнение, выраженное в письме, имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения налогового законодательства. И в-третьих, мнение чиновников не препятствует руководствоваться нормами Налогового кодекса РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письме.

При этом ни одно из этих писем не отнесено к документам, являющимся обязательным для применения налоговыми органами.

Позиция вторая: расходы можно признать

Однако в ряде писем чиновники высказывали противоположное мнение. А именно: если после выполнения служебного поручения работник из командировки не возвращается, а остается для проведения отпуска, затраты на обратный проезд можно включить в состав расходов по налогу на прибыль.

Но только при условии, что задержка выезда работника из командировки произошла с разрешения его руководителя. И оно подтверждает целесообразность выбытия из командировки в более позднюю дату.

Целесообразность можно подтвердить, скажем, тем, что на дату окончания командировки не было в наличии билетов. Или покупка билета на более позднюю дату позволила сократить расходы на проезд (например, купить авиабилет эконом-класса вместо бизнес-класса или оплатить проезд в купе вместо СВ).

Разрешение руководителя на более позднее возвращение и оплату билета надо оформить письменно распоряжением или приказом.

В любом случае, по мнению чиновников, при оценке целесообразности аналогичных затрат нужно исходить из того, что расходы человека на проезд из места командировки были бы понесены в любом случае, независимо от срока, проведенного сотрудником в месте назначения. Поэтому такие расходы обоснованны (ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Такие выводы содержатся, в частности, в следующих письмах Минфина России:

  • от 11 августа 2014 г. № 03-03-10/39800;
  • от 20 июня 2014 г. № 03-03-РЗ/29687;
  • от 26 августа 2013 г. № 03-03-06/1/34815;
  • от 26 августа 2013 г. № 03-03-06/1/34813.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Командировки сотрудников – одна из распространенных производственных необходимостей. Стоимость поездок работников вне места постоянной работы учитывается при налогообложении в зависимости от характера работы, продолжительности поездки и других факторов. Некоторым вопросам налогообложения НДФЛ, страховыми взносами, налогу на прибыль при командировках посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какие затраты могут быть отнесены к командировочным расходам?

Перечень расходов, возмещаемых в связи со служебной командировкой, носит открытый характер (статья 168 Трудового кодекса). К ним могут быть отнесены любые расходы, произведенные работником с разрешения работодателя. Этим же подходом к перечню расходов можно руководствоваться и при налогообложении.

Пунктом 3 статьи 217 НК РФ, подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ, соответствующими нормами глав НК РФ о ЕСХН, УСН, страховых взносах в расходы на командировки включены:
— суточные;
— расходы на проезд до места назначения и обратно;
— сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы;
— расходы на проезд в аэропорт, на вокзал или иные места отправления, назначения, пересадок и на провоз багажа;
— расходы по найму жилого помещения;
— оплата услуг связи;
— расходы на получение и регистрацию служебного заграничного паспорта, получение виз;
— расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.

Командировочные расходы могут быть признаны, если они фактически произведены, документально подтверждены, носят целевой характер.

Ограничены ли расходы на командировки для целей налогообложения в абсолютном выражении?

Нормируемыми для целей НДФЛ, то есть содержащими предел, выше которого выплаты включаются в доход физического лица, являются: суточные, возмещение при однодневных командировках, оплата найма жилого помещения (при отсутствии документального подтверждения расходов). В доход, подлежащий налогообложению НДФЛ, не включаются суточные, но не более 700 рублей за каждый день командировки на территории России и не более 2 500 рублей за каждый день заграничной командировки. В размере 700 рублей и 2500 рублей в день ( при внутрироссийской и заграничной командировках соответственно) освобождаются от НДФЛ суммы в счет оплаты найма жилого помещения в случае непредставления работником подтверждающих документов. Освобождение от обложения страховыми взносами суточных ограничено размерами, установленными для НДФЛ. Суммы возмещения неподтвержденных командировочных расходов по найму помещения к освобождаемым от обложения страховыми взносами не относятся (пункт 2 статьи 422 НК РФ).

Может ли организация в локальном акте предусмотреть больший или меньший размер суточных?

Может. В расходах по налогу на прибыль учитывается вся сумма суточных, размер которой установлен в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Но сумма свыше 700 рублей для суточных при командировках внутри России и 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами. В коллективном договоре или локальном нормативном акте может определяться порядок расчета размера суточных, выплачиваемых сотруднику, в том числе и за день отъезда в командировку и день возвращения из командировки. При определении суммы суточных следует принимать во внимание пункт 18 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства от 13.10.2008 № 749. В частности, при следовании работника с территории России дата пересечения государственной границы включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте. При возвращении обратно на территорию России дата пересечения государственной границы включается в дни, за которые суточные выплачиваются в рублях.

Полагаются ли суточные при однодневной командировке на территории России?

При командировках, когда имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются. Но при однодневных командировках денежные средства могут выплачиваться в качестве возмещения иных расходов работника.

Допустимо ли суточные по однодневной командировке на территории России учитывать в затратах организации и не учитывать в доходах физического лица?

Такие расходы без их документального подтверждения освобождаются от налогообложения в размерах, установленных статьей 217 НК РФ для суточных.

Данный вывод сделан в постановлении Президиума ВАС от 11.09.2012 № 4357/12.

Таким же подходом можно руководствоваться применительно к освобождению выплаты при однодневных командировках от страховых взносов.

Расходы по возмещению затрат, произведенных работником в служебной однодневной командировке, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо Минфина от 21.05.2013 № 03-03-06/1/18005). Документальным подтверждением расходов являются документы о командировке.

Однако в настоящее время со стороны Минфина есть примеры иного толкования. По мнению Минфина, для освобождения от НДФЛ и страховых взносов необходимо документальное подтверждение расходов работника, в счет возмещения которых выплачиваются денежные средства при однодневных командировках (письмо от 17.05.2018 № 03-15-06/33309).

В свою защиту работодатель может использовать уже упомянутое решение Президиума ВАС, иную судебную практику, в том числе по страховым взносам. Например, согласно определению Верховного Суда от 21.02.2015 № 301-КГ15-2791 денежные средства, выплаченные предприятием своим работникам при направлении их в служебные поездки сроком на один день, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, связанных с необходимостью выполнять трудовые функции вне места постоянной работы. В постановлении АС Западно-Сибирского округа от 04.07.2016 № Ф04-2774/2016 указано на отсутствие дохода (экономической выгоды) у работника при получении выплат за однодневную командировку при наличии в качестве доказательств приказов, маршрутных листов, авансовых отчетов.

Если суточные выплачиваются в иностранной валюте, то как определить размер выплаты, освобождаемый от обложения?

При направлении работника в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов для проезда, найма жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Соответствующая выплата при заграничной командировке может быть произведена в иностранной валюте. Авансовый отчет работник обязан представить работодателю в течение 3 рабочих дней по возвращении из командировки. Срок утверждения авансового отчета устанавливается руководителем организации (подпункт 6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). Датой получения дохода при расчете НДФЛ считается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки (подпункт 6 пункта 1 статьи 223 НК РФ). Таким образом, размер освобождаемых от налогообложения сумм рассчитывается исходя из курса соответствующей валюты к рублю, установленного Центральным банком на дату получения дохода. Этой датой признается последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет (последний день месяца, в котором этот авансовый отчет должен был быть утвержден — для случая его несвоевременного представления). Исчисление и удержание НДФЛ должно производиться на ближайшую дату выплаты работнику дохода. Минфин считает, что применительно к страховым взносам дату утверждения авансового отчета следует считать датой начисления выплаты работнику (письмо от 29.05.2017 № 03-15-06/32796). Тем самым, из-за колебания валютного курса для освобождения от НДФЛ и страховых взносов может различаться размер суточных, выплаченных в иностранной валюте , и пересчитанный в рубли.

Если работник в командировке приобретал валюту, то для налога на прибыль как рассчитывается сумма для выплаты компенсации расходов?

При отсутствии первичных документов на покупку валюты (справки) пересчет суммы осуществленных работником валютных расходов в рубли может быть произведен по курсу, установленному ЦБ на дату выдачи работнику подотчетных сумм (письмо Минфина от 21.01.2016 № 03-03-06/1/2059). Расходы, которые понесены работником за свой счет (в части, не покрытой авансом, то есть в сумме перерасхода), пересчитываются по курсу на дату утверждения авансового отчета (письмо Минфина от 06.06.2011 № 03-03-06/1/324).

Если работник поехал в командировку перед выходными, то какой день считается началом командировки? Нет ли сложностей с учетом расходов по оплате стоимости проезда в этом случае?

Отъезд работника в командировку накануне выходных дней, так и выезд из места командировки после выходных дней, не должен создавать каких-либо сложностей: расходы принимаются в общеустановленном порядке (пункт 2 письма ФНС от 20.08.2014 № СА-4-3/16564).

Споры с налоговыми органами может вызвать ситуация, когда работник в месте командировки до ее начала или после ее окончания проводит отпуск. В этом случае оплата проезда может рассматриваться как доход, полученный физическим лицом в натуральной форме (письмо Минфина от 05.08.2008 № 03-04-06-01/246).

Для учета в качестве командировочных иных расходов, приходящихся на дни перед началом или после окончания командировки, необходимо изменение ее сроков приказом работодателя.

Предусмотрены ли ограничения на выбор вида транспорта, класса его комфорта при отправлении работника в командировку?

По общему правилу, порядок и размеры возмещения работникам коммерческих организаций расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Если специальных норм указанные документы не содержат, то к расходам могут быть отнесены расходы на проезд любым классом, включая пользование залом повышенной комфортности (письмо Минфина от 05.03.2014 № 03-03-10/9545).

Возможно, что ограничения, в частности, на пользование бизнес- классом, установлены организацией для всех или некоторых категорий работников. Однако, при наличии решения работодателя о возмещении работнику расходов на командировку в размерах, превышающих определенные в локальном нормативном акте, от обложения освобождается вся сумма возмещенных работнику расходов (письмо Минфина от 30.12.2011 № 03-04-06/6-364).

Если проезд осуществлялся на служебном или личном транспорте, командированным работником оформляется служебная записка с приложением путевых листов, кассовых чеков о приобретении ГСМ, других оправдательных документов.

Какой документ подтверждает расходы на проезд, если билет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет)?

Оправдательными являются следующие документы:
— для железнодорожного билета − контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети;
— для авиабилета − сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, где указана стоимость перелета (по сути, это договор перевозки). Подтверждает перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту и посадочный талон со штампом о досмотре.

С 25 февраля 2019 года появилась возможность не распечатывать посадочный талон, оформленный в электронном виде, при наличии в аэропорту информационной системы, включающей в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующего штриховой код, содержащийся в посадочном талоне, оформленном в электронном виде (приказ Минтранса от 14.01.2019 № 7). Однако посадочный талон лучше по-прежнему распечатывать, чтобы ставить на нем штамп о досмотре. При отсутствии посадочного талона потребление услуги по перевозке может подтверждаться справкой авиаперевозчика. Если ее нет, то иными документами, напрямую или косвенно подтверждающими фактическое использование приобретенных билетов (письмо Минфина от 28.02.2019 № 03-03-05/12957). Например, счетами на оплату услуг, полученными работником в месте командирования.

Включаются ли в состав командировочных расходы на такси?

В командировке работник может воспользоваться услугами транспорта, включая услуги такси (письма Минфина от 28.09.2011 № 03-04-06/6-241, от 11.07.2012 № 03-03-07/33). Поскольку транспортные услуги произведены в интересах работодателя, то расходы на их оплату возмещаются наравне с прочими командировочными расходами. Для подтверждения расходов на оплату такси работник должен иметь кассовый чек. Квитанция в форме бланка строгой отчетности, подтверждающая оплату пользования легковым такси, возможна по услугам, оказанным до 1 июля 2019 г. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении № 5 к Правилам перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным постановлением Правительства от 14.02.2009 № 112. Электронные кассовый чек или бланк строгой отчетности, сформированные автоматизированной системой для БСО следует распечатать на бумажном носителе.

Могут компенсироваться расходы на питание в командировке?

В числе самостоятельного вида командировочных расходов оплата питания как выплата, освобождаемая от НДФЛ, страховых взносов, не предусмотрена. Однако предоставление питания в составе другой услуги закреплено, например, правилами оказания услуг по перевозке. Оплата работодателем командированным сотрудникам стоимости проезда в вагонах повышенной комфортности с включенной в нее стоимостью сервисных услуг, предоставляемых в таких вагонах, освобождается от обложения НДФЛ. Стоимость дополнительных сервисных услуг (набор питания, предметы первой необходимости и гигиены), формирующая единую стоимость услуги по проезду (билета), учитывается для целей налога на прибыль в полном объеме (письмо Минфина от 19.06.2017 № 03-03-06/1/37945). Аналогичный подход следует применять в отношении распространенной в большинстве гостиниц практики включения в стоимость проживания завтрака. В этой ситуации налоговые риски фактически исключаются при предъявлении налогоплательщиком счета, в котором никакие дополнительные услуги не выделены. Если в гостиничный счет отдельно включена стоимость дополнительных услуг, например, посещение бассейна, то оплата работодателем подобных расходов не уменьшает налоговую базу по прибыли и формирует подлежащий налогообложению доход физического лица (статьи 211, 270 НК РФ). Иное регулирование действует при участии командированного работника в представительских мероприятиях. Доходы работника, полученные в связи с проведением такого мероприятия (обеда, ужина), не подлежат налогообложению (письмо Минфина от 11.12.2012 № 03-04-06/4-348). Участие работника в представительских мероприятиях в интересах организации определяется отчетом о проведении представительского мероприятия, наличием непосредственной связи между предметом переговоров, которые проводятся в рамках представительского мероприятия, и служебными обязанностями, предусмотренными в трудовом договоре (контракте) с работником - участником мероприятия.

Какими документами подтверждается продолжительность командировки?

Как быть, если документы о проезде и найме жилья отсутствуют?

Для установления фактического срока пребывания в месте командирования, а тем самым для расчета суточных, может быть использован документ, на котором имеется отметка принимающей стороны о прибытии и убытии работника. Для получения соответствующей отметки документ может быть отправлен в принимавшую организацию и получен от нее по почте. Такой вариант для случаев подтверждения фактического срока пребывания в командировке при отсутствии проездных билетов предусмотрен пунктом 7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки и приказом Минфина от 10.03.2015 № 33н. На практике срок командировки может подтверждаться совокупностью имеющихся документов: проездными документами, документами о найме жилого помещения, письменным подтверждением принимающей стороны о прибытии и убытии командированного работника.

Какие документы требуются для признания в налоговом учете командировочных расходов?

Авансовый отчет выступает первичным документом, на основании которого принимается к учету хозяйственная операция в виде командировочных расходов: начисление организацией задолженности перед работником на сумму понесенных расходов или списание подотчетной суммы с работника (письмо Минфина от 14.09.2009 № 03-03-05/169). Датой признания расходов на командировки признается дата утверждения авансового отчета (подпунктом 5 пункта 7 статьи 272 НК РФ). Для утверждения авансового отчета, в свою очередь, необходимы первичные документы о расходах во время командировки: счета, квитанции, кассовые чеки, путевые листы. Представление чеков, квитанций, подтверждающих расходование работником суточных, не требуется (письмо Минфина от 11.11.2011 №03-03-06/1/741). Цель командировки должна подтверждать направленность деятельности на извлечение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ). Количество учетных форм, составляемых при командировках, было сокращено за счет отмены командировочного удостоверения, служебного задания для направления в командировку, отчета о его выполнении. Не применяется также порядок ведения журналов учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации и прибывших в организацию, в которую они командированы. Командировочное удостоверение по форме № Т-10, утвержденной постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1, может продолжать оформляться при условии, что принимающая сторона будет его заполнять.

А если работником после командировки не представлены оправдательные документы на средства, выданные под отчет?

Если оправдательные документы не представлены в связи с их утерей, то рекомендуется предпринять меры по их восстановлению. В соответствии с трудовым законодательством работодатель может производить удержание из заработной платы работника для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой (статья 137 Трудового кодекса). Следовательно, выданные под отчет суммы становятся задолженностью работника перед работодателем. При возврате работником денежных средств, полученных под отчет, доходов, подлежащих налогообложению, у работника возникать не будет (письмо Минфина от 01.02.2018 № 03-04-06/5808).

Компания отправляет работника в командировку: куплены билеты, оплачена гостиница, получены визы. Но пандемия COVID-19 меняет планы, и поездка срывается. Рассказываем, как бухгалтеру учесть расходы в такой ситуации.

В каком случае можно учесть расходы на отменённую командировку

Для отмены командировки нужно издать приказ руководителя, отменить брони и сдать билеты, утвердить авансовый отчёт со всеми документами, подтверждающими расходы.

Оформляем приказ об отмене командировки

Руководитель оформляет отмену командировки из-за COVID-19 приказом. Чтобы обосновать отмену, приложите копии рекомендаций Роспотребнадзора, Ростуризма и иных органов.

Приказ об отмене составляйте в произвольной форме. Он должен отменять или переносить на другую дату прошлое распоряжение о служебной поездке. В приказе укажите:

  • причины отмены командировки. Если в регионе или в другой стране ограничено посещение из-за угрозы заражения, сошлитесь на решение главы региона или рекомендации Роспотребнадзора;
  • реквизиты приказа о направлении работника в командировку, который отменяется;
  • порядок возврата неизрасходованных средств, а также порядок отмены брони гостиниц, возврата билетов.

Работник должен ознакомиться с приказом и подписать его. Если он работает дистанционно или уже находится в месте командировки, можно:

Оригинал он подпишет, как только это будет возможно.

Отменяем бронь отеля и покупку билета

Отменять бронь и сдавать билеты должен тот, кто их покупал. Это может быть компания или командированный сотрудник.

Если сотрудник покупал билеты и бронировал отель на свои деньги, нужно компенсировать ему неустойки и невозвратные тарифы (ст. 168 ТК РФ). НДФЛ и взносы на эту сумму не начисляются (п. 1 ст. 217 НК РФ). Если на покупку выдавали аванс, по расходам работник сдаёт авансовый отчёт с подтверждающими документами (п. 1, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Дальнейшие действия зависят от тарифа, по которому сделана бронь или приобретён билет.

Отмена по возвратному тарифу

Стоимость билета или отеля с возвратным тарифом рассматривайте как предоплату. Когда сдадите билет и заберёте деньги, у компании не возникнет доход. Поэтому цену возвращённого билета не нужно учитывать в целях налогообложения (п. 1 ст. 41, п. 1 ч. 2 ст. 247 НК РФ).

НДС, предъявленный перевозчиком в стоимости билетов, нет оснований принимать к вычету, так как услуги перевозки не оказаны. Начислять НДС к уплате тоже не нужно (п. 7 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Отмена по невозвратному тарифу и штрафы

Деньги за билет могут не вернуть совсем или удержать штраф. Разницу между ценой покупки и суммой возврата можно списать во внереализационные расходы (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Для этого затраты должны быть подтверждены документами и связаны с деятельностью компании (письма Минфина России от 18.05.2018 № 03-03-07/33766, от 08.09.2017 № 03-03-06/1/57890).

Расход на невозвратный билет можно подтвердить билетом, в котором прописан тариф. Подтверждение брони отеля вы получите на почту, там тоже указан тариф. Штраф за возврат подтверждается чеком с суммой удержания.

Учитываем расходы на визу — для заграничных поездок

Минфин рекомендует ориентироваться на причины отмены командировки. Они должны быть объективны и связаны с деятельностью компании: болезнь сотрудника, письменная просьба о переносе от принимающих лиц, пандемия и т.п. Тогда расходы можно учесть в составе внереализационных.

Стоимость визы не нужно облагать НДФЛ и взносами (письма Минфина от 18.05.2018 № 03-03-07/33766, Минтруда России от 27.11.2014 № 17-3/В-572).

Утверждаем авансовый отчёт и учитываем расходы на командировку

Сотрудник должен отчитаться по затратам и вернуть неизрасходованный аванс. Расходы на отменённую поездку он подтверждает авансовым отчётом, к которому прилагает документы. Срок сдачи отчёта и возврата неизрасходованных подотчётных средств определите в приказе об отмене командировки.

Расходы можно признать для расчёта налога на прибыль только после издания приказа руководителя об отмене командировки, возврата билетов (отмены броней) и сдачи авансового отчёта (п. 1, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Конечно, вы без всякой регистрации можете покупать билеты, узнавать расписания, бронировать отели и т.п.

Но после регистрации все это станет удобнее и быстрее.

В любой момент вы сможете

  • распечатать бланк заказа или маршрутной квитанции,
  • заказать звонок оператора и т.п.,
  • посмотреть историю заказов.

Личный кабинет мы сделали совсем недавно. Уже скоро его возможности ощутимо расширятся.

Командировка — это поездка по делам компании, в ходе которой работник должен выполнить служебное поручение. Командировка проходит вдалеке от обычного места работы, а её срок оговаривается работодателем. Не считается командировкой работа проводника поезда или курьера.

Согласно ст. 167 ТК РФ, на время командировки за работником сохраняется место (его нельзя уволить) и средний заработок. Ст. 168 Кодекса обязывает работодателя компенсировать траты сотрудника на жильё, проезд, а также оплатить другие расходы, связанные со служебной поездкой.

Этапы оформления командировки

В каждой компании в дополнение к трудовому законодательству может быть составлен локальный акт, регулирующий процесс командирования сотрудников. В нём указывают:

  • что может быть целью рабочей поездки;
  • кого могут отправлять в командировку;
  • каков размер суточных для командировочных по России и за границей;
  • какие виды расходов покрывает фирма, в том числе дополнительные (например, расходы на деловые ужины, трансфер, такси).

Перед рабочей поездкой важно ознакомиться с положением о командировках в компании, чтобы точно знать, какие расходы возместят, а какие нет.

Процесс оформления деловой поездки в каждой компании имеет свои нюансы. Но есть и общие моменты, которые характерны для большинства организаций.

1. Выбор сотрудника

Согласно российскому законодательству, не все работники обязаны ездить по делам компании. Нельзя направлять в служебные поездки беременных, даже если они не против (статья 259 ТК РФ). Командировать сотрудника с ограниченными физическими возможностями допускается, если обеспечиваются соответствующие его потребностям условия труда: например, колясочнику необходимы пандусы.

Категория сотрудников

Ссылка на законодательство

Можно, если речь идёт о спортсменах и творческих работниках

Сотрудники, работающие по ученическому договору

Можно, только если командировка связана с ученичеством

Сотрудники с ограниченными физическими возможностями

Можно, если командировка не противоречит индивидуальной программе реабилитации

Также есть ограничения при направлении в командировку следующих категорий сотрудников:

  • женщины, имеющие детей до 3 лет;
  • отцы и матери или опекуны, единолично воспитывающие детей до 14 лет;
  • родители детей с ограниченными физическими возможностями;
  • родитель ребёнка до 14 лет, если второй родитель работает вахтовым методом;
  • многодетные родители (трое и более детей до 18 лет), пока младшему не исполнится 14 лет;
  • сотрудники на больничном по уходу за членами семьи.

Кроме того, сотрудника не могут послать в командировку, пока он находится в отпуске или на больничном. Чтобы вызвать работника с отдыха, понадобится заручиться его согласием в письменной форме.

В остальных случаях работник, отказавшийся от командировки, рискует получить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

2. Согласование командировки

В некоторых организациях, чтобы согласовать рабочую поездку и сопутствующие траты, принято составлять служебную записку начальству — обычно это делает руководитель командированного. В документе прописывают сроки и цель поездки, ФИО и должность командированного.

Однако оформлять служебную записку по закону необязательно. Во многих компаниях процесс согласования командировок упрощён и автоматизирован — сотрудник создает заявку в корпоративной системе, после чего задача на оформление документов переходит на ответственных сотрудников: в секретариат, отдел кадров, бухгалтерию.

3. Составление заявления на выплату аванса

Следующим шагом сотрудник должен написать заявление на перечисление авансовых средств, чтобы он мог купить билеты и забронировать гостиницу. Сумма рассчитывается исходя из примерной стоимости аренды жилья и транспортных расходов. Кроме того, в авансовый платеж включаются суточные. Не забудьте свериться с положением о командировках — не стоит бронировать люкс в пятизвездочном отеле, если лимит на гостиницу составляет 2000 рублей в сутки.

4. Выпуск приказа о командировке

После согласования поездки готовится приказ, который сотрудник должен подписать. Документ составляется в свободной форме, принятой в компании, или по унифицированной официальной форме Т-9 или Т-9а (для нескольких командированных). Раньше требовалось оформлять служебное задание и командировочное удостоверение, но Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 № 1595 сделало применение этих документов необязательным. Хотя некоторые компании используют их и по сей день, это не запрещено.

В приказе пишут:

  • кого отправляют в командировку (ФИО сотрудника, должность, подразделение);
  • куда;
  • в какие даты и на сколько календарных дней;
  • зачем (цель поездки).
  • кто финансирует поездку (работодатель).

Также в документе могут быть строки для комментария. Например, если работодатель захочет прописать размер суточных.

5. Бронирование жилья и билетов

В различных организациях это происходит по разным схемам. Где-то билеты и гостиницу бронируют сами командированные из перечисленного аванса, а где-то — уполномоченные сотрудники компании, например, сотрудники отдела кадров.

Многим организациям удобнее заключить договор с определённым сервисом и покупать билеты с корпоративного счёта. На Туту.ру можно оплатить билет личной банковской картой, а можно завести корпоративный аккаунт и оформлять билеты всем сотрудникам с корпоративного баланса. Подробнее о сервисе Туту Командировки

Некоторые компании разрешают ехать не общественным транспортом, а на собственном или служебном автомобиле. В этом случае вместо билетов сотруднику оформляют путевой лист. Каждая компания разрабатывает форму путевого листа самостоятельно.

6. Выплата суточных

Суточные перечисляют заранее, за несколько дней до командировки. Эти деньги предназначены для оплаты дополнительных расходов, связанных с командировкой, например питания. Отчитываться за то, на что ушли суточные, закон не требует.

Размер суточных организация определяет самостоятельно. Его указывают в положении о командировках или коллективном договоре. Сумма выплаты в командировках по России и за границей различается. Согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ, НДФЛ и страховые взносы удерживаются с суточных в том случае, если их размер составляет 700 рублей в день при командировках по России и 2500 рублей — в поездках за рубежом. Большинство работодателей используют эти суммы как максимальный размер суточных. Но есть и те, кто выплачивает больше денег, всё зависит от политики компании.

Если командировка проходит недалеко от места жительства работника и он каждый день возвращается домой, то суточные не выплачиваются.

7. Командировка

После того как приказ о командировке подписан, билеты куплены, жильё забронировано, суточные перечислены, можно отправляться в командировку. Служебная поездка, как правило, начинается с дороги в день командировки, но в каждой компании этот вопрос решают на своё усмотрение. В некоторых организациях в день командировки на работе можно не появляться, хоть и самолёт в 9 вечера. В иных прийти в офис необходимо, пусть даже на пару часов.

Главная задача командированного — сохранять все посадочные талоны, чеки и документы, подтверждающие расходы во время командировки: на жильё, транспорт и другие служебные цели.

8. Отчёт о командировочных расходах

После поездки командированного остаётся только отчитаться о потраченных средствах. Для этого нужно:

  • собрать все отчётные документы (договоры, чеки, посадочные талоны); ;
  • если сотрудник потерял какой-либо чек или посадочный талон на самолет, то ему нужно составить служебную записку на возмещение потраченных средств.

В отчёте нужно указать, сколько денег получено на командировку, сколько израсходовано, есть ли остаток или перерасход. Когда бухгалтеры получат все документы и сверят траты с выданным авансом, будет произведён перерасчёт. Если командированный получил больше, чем потратил, придётся вернуть лишние средства. Если наоборот, трат было больше, чем выдано денег (и это не противоречит положению о командировках), оставшиеся средства перечислят на счёт командированного.

Авансовый отчёт вместе с чеками надо принести в бухгалтерию в течение 3 дней после возвращения.

Отчётные документы

На жильё

В качестве подтверждения проживания в гостинице нужно предоставить распечатку брони гостиницы или ваучера, а также чек об оплате или счёт-фактуру.

Если сотрудник арендует частную квартиру, нужно приложить к отчету договор о найме жилого помещения. Лучше заранее уточнить у хозяина, сможет ли он оформить договор. И не помешает узнать, примут ли в бухгалтерии такой отчётный документ.

На транспорт

Если вы покупаете билет на самолет, поезд или автобус онлайн, обязательно сохраните электронные чеки. При покупке билета на Туту.ру на электронную почту придут два чека — на билет и на сервисный сбор. К отчёту надо приложить оба распечатанных чека, а также распечатанный электронный билет.

Тем, кто летит самолетом, надо иметь распечатанную маршрутную квитанцию и посадочный талон со штампом о досмотре. Это документы строгой отчётности.

Также нужно сохранить билеты на общественный транспорт, чек на трансфер или такси, если положение о командировках предусматривает компенсацию этих расходов.

На другие расходы

Остальные расходы определяются положением о командировках в компании. Например, некоторые организации могут компенсировать стоимость деловых ужинов. В этом случае нужно сохранить чек из ресторана.

Еще можно почитать

Часто ездите в рабочие поездки или оформляете командировки другим? Зарегистрируйте на Туту.ру корпоративный аккаунт и оплачивайте билеты с баланса компании. Подробнее

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Ведущая рубрики

Расчет 6-НДФЛ — один из самых запутанных, даже в автоматическом режиме программы учета не всегда заполняют его корректно. В отличие от него, РСВ выглядит вполне безобидно, но тоже требует внимательности.

По завершении каждого периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) отчетность передается в налоговую инспекцию. При камеральной проверке (обычно годовых расчетов) налоговики сравнивают суммы в отчетах, при помощи контрольных соотношений и, если, по их мнению, что-то не сходится, направляют организации требование о предоставлении пояснений или внесении уточнений.

В 2020 году сроки сдачи отчетности за первый квартал сдвинулись: РСВ — на 15 мая, 6-НДФЛ — на 31 июля, хотя обычно в течение года расчеты подаются почти в одно и то же время. Фактически в июле можно сдать отчет по НДФЛ сразу за два периода – первый квартал и полугодие.

Разрыв между квартальными отчетами дает возможность отреагировать на уже поступившие запросы ФНС и подготовиться к ответам в будущем. Если разницы возникают постоянно по одним и тем же причинам, рекомендую составить стандартный бланк, в котором придется менять только периоды и цифры. Примерные формулировки приведу в конце статьи.

6-НДФЛ

Важно! В 6-НДФЛ первый раздел заполняется нарастающим итогом, а сведения во втором разделе указываются за квартал.

Во втором разделе фиксируются операции по выплате доходов за последние три месяца отчетного периода, т.е. за определенный квартал. Каждая операция вводится блоком из 5 строк:

  • Даты – фактического получения дохода, удержания НДФЛ и срок перечисления налога.
  • Суммы ­– фактически полученный доход и удержанный налог.

Значит, надо указать одновременно три даты, которые почти никогда не будут сходиться. Пример трех одинаковых дат: выплата отпускных, когда она осуществляется в последний день месяца (являющийся также рабочим днем) и с нее удержан НДФЛ.

Обратите внимание! Если какая-то из дат выходит за предел периода отчета, значит, вся операция будет отражаться в следующем расчете.

Вернемся к суммам. В отчете 6-НДФЛ отражаются доходы, подлежащие полностью или частично обложению этим налогом, иногда в нем указывают и необлагаемые выплаты. Показатели раздела 2 и данные в разделе 1, как правило, не совпадают.

Пример: в строке 020 указывается начисленная заработная плата за период январь – март, а в строках 130 – фактически выплаченная. Учитывая, что зарплату за март работники получат в апреле, а возможно, в отчет попадет и декабрьская (полученная в январе), то суммы совпадать не будут.

В отчете указываются доходы, подлежащие обложению налогом в соответствии со статьей 209 НК, но по различным ставкам (на каждую ставку необходимо составить отдельный раздел 1, строки с 060 по 090 заполняются сводно). Допустим, нерезиденты (не все) уплачивают 30% вместо 13%.

Что необязательно указывать в отчете:

  • Материальную помощь или подарок до 4000 рублей.
  • Суточные в необлагаемых пределах – 700 рублей по России и 2500 за границей.
  • Возмещение расходов по проживанию и проезду в командировке.
  • Оплата проезда к месту отдыха и обратно для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  • Другие необлагаемые доходы.

Учтите, если выплачиваете что-то сверх этих сумм, то должны обложить превышение налогом. Как быть в этом случае с необлагаемой частью? Есть два варианта:

  1. Указываем в 6-НДФЛ только доход, подлежащий обложению налогом (к примеру, при материальной помощи, равной 10000 рублей, в отчет включаем 6000).
  2. В качестве дохода отражаем всю сумму, а необлагаемую часть включаем в строку с вычетами (используя пример с матпомощью: 10000 – в строке 020, а 4000 — в строке 030).

ФНС проводит сверку показателей по контрольным соотношениям, подробнее в Письме № БС-4-11/3852@ от 10.03.2016 г.

Кстати! Проверяют не только внутреннее соответствие данных, сравнивают среднюю зарплату (по годовым НДФЛ-отчетам) с МРОТ и среднеотраслевой по субъекту РФ.

В ходе камеральной проверки расчета инспекция сверяет сведения с РСВ и, когда находит отличия в базах, отправляет требование. Если получаете документы в электронном виде, то необходимо прислать подтверждение, с его подачи начинает течь срок, установленный для ответа. При неготовности сразу писать объяснения, оставляйте время для маневра – подтверждайте в последний день. Главное, не упустите момент, а то рискуете блокировкой счета (пп. 1.1 п. 3 статьи 76 НК).

У 6-НДФЛ есть много нюансов в заполнении, вернемся к ним в следующих материалах и более подробно разберем самые сложные ситуации.

Заполнение РСВ

Расчет по страховым взносам выглядит гораздо объемнее за счет множества приложений к разделам, которых, по сути, всего три. Всеми заполняются титул, раздел 1 (сводные данные по начисленным взносам), приложение 1 к первому разделу (в части подразделов 1.1 – пенсионное страхование и 1.2 – медицинское страхование), приложение 2 (ФСС в части нетрудоспособности и пособий по материнству), раздел 3.

Важно! При подаче уточняющего (корректирующего) РСВ, где не затрагивается раздел 3, последний не включается в состав расчета. Программы проверки могут указывать на возможную ошибку, но ее в данном случае не будет.

Остальные приложения включаются в отчетность при условии, что есть соответствующие показатели: дополнительные или льготные тарифы, больничные и т.д. Пройдемся по основным разделам.

Раздел 1

Для каждого вида взносов предназначен отдельный блок сведений, содержащий следующую информацию:

  • КБК.
  • Сумма к уплате (т.е. начисленная!) накопительно с начала года (нарастающий итог).
  • Суммы за последние три месяца периода (помесячно).

Часто встречающаяся ошибка – несовпадение данных в первом разделе и рассчитанных в третьем по отдельным сотрудникам (в совокупности по всем). Это результат округлений и особенностей работы программ учета. В пункте 1 статьи 431 НК РФ сказано, что расчет ведется нарастающим итогом с начала года.

Пример: при подсчете взносов на ОПС за май 2020 года берем базу за период январь-май включительно, умножаем на тариф, из получившего результата вычитаем взносы, рассчитанные за январь, февраль, март и апрель, получаем сумму за май.

При заполнении РСВ как автоматизировано, так и вручную иногда возникает ситуация, когда контрольные соотношения выполняться не будут. Например, вы рассчитали взносы, просто умножив начисления текущего месяца на тариф, не применяя накопительный метод, разница в одну копейку формально станет поводом в отказе в приемке отчета (абзац 2 пункта 7 статьи 431 НК).

Подразделы 1.1 и 1.2

Расчет взносов на ОПС с начала года и за три последних месяца. Здесь указывается:

  • количество застрахованных лиц (обратите внимание, что берется не среднесписочное значение, а фактическое количество работников);
  • начисленные доходы;
  • доходы, не подлежащие обложению и вычеты (они мало кого касаются – это расходы по правам на результаты интеллектуальной деятельности, лицензии и т.п.);
  • облагаемая база.

Разбивка производится также в разрезе предельной величины годовой базы (и взносов) и превышения. Предельные величины в 2020 году согласно Постановлению №1407 от 06.11.2019 года:

Кстати! Для отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования пределов не установлено.

Подраздел 1.2 заполняется аналогично, но без разбивки по предельной базе и превышению.

Раздел 3

Заполняется по данным сотрудников или работников по договору ГПХ. Потребуются личные данные физического лица:

  • ИНН
  • СНИЛС.
  • Паспортные данные (номер, серия).
  • ФИО.
  • Дата рождения.
  • Пол.
  • Гражданство.

Очень часто, заключая договор подряда или оказания услуг, забывают получить информацию для заполнения расчета. Если возникли сомнения или не хватает данных, проверьте их с помощью сайта ФНС и личного кабинета.

Скриншот: личный кабинет юридического лица

Расхождения между отчетами

Теперь те, кто не был знаком, немного представляет себе два расчета. Пора перейти к сравнению показателей и возникающим расхождениям в двух документах.

Облагаемые базы для налога на доходы физических лиц и взносов разные для отдельных видов выплат. Есть такие начисления, которые в одну базу не попадают в принципе, т. к. даже не относятся к предмету обложения, а в другую, напротив, включаются.

Возьмем самые распространенные случаи:

Несмотря на обычно смешные суммы, ФНС настаивает, что они должны облагаться взносами, поскольку не носят характер компенсации за исполнение работником его должностных обязанностей (как возмещение командировочных расходов, например). При этом прямо противоположную позицию занимают судебные органы. Выбор остается за налогоплательщиком – идти на поводу у ФНС или судиться в будущем.

А теперь внимание, изменения с 2020 года! Компенсации не облагались НДФЛ в соответствии с п. 3 статьи 217 НК в 2019 году, но с 01.01.2020 года вступили в силу изменения в НК и п.3 признан утратившим силу. Я не смогла найти ни одного подходящего пункта в статье, который бы говорил о том, что норма сохранилась, поэтому считаю, что в 2020 году компенсация за задержку заработной платы должна облагаться налогом.

Обратите внимание! Доходы участников при выходе из организации – выплата действительной части доли – облагаются НДФЛ, если не соблюдаются условия для освобождения от налога: доля приобретена после 1 января 2011 года и принадлежала участнику непрерывно более 5 лет. Взносы не нужно рассчитывать в любом случае.

Ответ на требование ФНС

Самое главное – не паниковать. Писать пояснения налоговой совсем не страшно, но я хочу дать несколько рекомендаций, которых придерживаюсь сама:

  • Не давать лишнюю информацию. Ответ лаконичный, в общих чертах без конкретики. Захотят – попросят уточнение. Почему так – требования иногда носят чисто формальный характер и инспектору достаточно получить ответ в принципе.
  • Не понимаешь – позвони. Проверяешь отчеты – вроде все в порядке, чего от тебя хотят, не ясно, показатели в норме, расхождений нет. В требовании указывается номер исполнителя, свяжитесь и узнайте, что имел в виду инспектор. Возможно, требование отправлено по ошибке (у меня такое бывало).

Если отсутствуют документы – тяните время. Подтверждайте получение впритык к сроку, просите отсрочки, отправляя часть документов, сообщите об отсутствии ответственного сотрудника (кадровика, главбуха, руководителя) и наличия пароля на компьютере с данными.

Напишите, что в связи с болезнью, нахождением в отпуске заграницей (нет связи) и т.п. невозможно связаться с человеком и получить доступ. Конечно, врать не нужно, но если причины реальные, почему нет?

Читайте также: