Негосударственный пенсионный фонд налоговые льготы

Обновлено: 16.05.2024

Возникает два основных вопроса: будет ли пользоваться такой пенсионный инструмент спросом и что нового он несет по сравнению с уже действующими.

Неверный расчет

Отрицательный ответ на первый вопрос следует из позиции самих авторов ГПП, которые в течение более чем трех лет настаивали на необходимости автоподписки, обосновывая ее тем, что в добровольном порядке желающих накапливать на пенсию будет мало.

Действительно, у подавляющего большинства российских работников доходы не таковы, чтобы они могли 20, а лучше 30 лет подряд отчислять на будущую пенсию что-то значимое. Тем более в условиях затяжного падения доходов населения. А узкую прослойку высокооплачиваемых работников результаты, которые пока что демонстрировали НПФ, вряд ли воодушевят. Если брать период с 2005 года, когда пенсионные фонды начали активно работать, отражавшаяся на счетах граждан доходность накоплений в среднем по всем НПФ составила 5–6%, при среднегодовой инфляции за тот же период около 8–9%. Депозиты в крупных российских банках, инструменты более понятные и простые, приносили доходность примерно на уровне инфляции. Но они обладают большей ликвидностью: их можно получить в любой момент, пусть с некоторой потерей процентов. И если банки гарантируют фиксированную ставку по депозиту, то НПФ этого не делают и не могут в силу закона. Каковы предпосылки, что в будущем НПФ обеспечат большую доходность? По крайней мере, в законопроекте они не просматриваются.

В дополнение к экономическим факторам есть, конечно, не менее значимый в российских условиях фактор доверия. Для развития добровольных пенсионных накоплений наличие у людей высокого уровня доверия к предложенному механизму просто суперкритично. Неготовность россиян копить на пенсию подтверждают два состоявшихся натурных эксперимента.

Первый — это программа софинансирования пенсионных накоплений, действующая с 2009 года. По всем признакам она была крайне выгодна: на каждые 1000 руб., которые вносил человек, государство вносило свою тысячу. При этом предоставлялся вычет по НДФЛ на сумму внесенных средств. Доходность — больше 100%. В этой программе номинально — кто внес хотя бы копейку — участвовали около 2,5 млн человек. Казалось бы, не так мало. Но средняя сумма взносов, которые за все годы внесли сами участники, составляет около 20 тыс. руб. в расчете на одного человека. Если поделить эту сумму на ожидаемый период получения пенсии (сейчас это 252 месяца), то получатся менее 80 руб. в месяц. Нельзя сказать, что это значимая прибавка. Люди не начали копить даже при, казалось бы, очень выгодных условиях.

Второй эксперимент — негосударственное пенсионное обеспечение (НПО). Участниками НПО сейчас являются около 6,5 млн человек. Но в подавляющем большинстве это работники крупнейших российских компаний. За них платежи в НПФ либо делают работодатели, либо работники вносят свои деньги при софинансировании со стороны компании. Тех, кто действительно добровольно заключил договоры с НПФ, максимум десятки тысяч на всю страну, во всяком случае, тех, кто делает отчисления на постоянной основе.

Бонусный план

ГПП, как подчеркивали его разработчики, это разновидность негосударственного пенсионного обеспечения, но с рядом привлекательных для людей особенностей: налоговые льготы, право собственности на пенсионные накопления, возможность досрочного востребования накоплений в кризисных жизненных ситуациях и государственные гарантии сохранности накоплений.

Рассмотрим эти бонусы подробнее.

Законодательством уже предусмотрены налоговые льготы участникам НПО: на каждую вложенную в рамках НПО тысячу рублей предоставляется на ту же сумму вычет из НДФЛ, тем самым человеку возвращается 130 руб. Максимальная сумма вычета — 120 тыс. в год. Справедливости ради надо уточнить, что этот вычет распространяется также на расходы на здравоохранение и образование. Но если использовать его только на пенсионные инструменты, то и сегодня можно отчислять до 10 тыс. руб. ежемесячно и получить в полной мере возврат НДФЛ. Однако систематически направлять на пенсионные накопления 10 тыс. руб. могут себе позволить менее 3% работников — те, у кого зарплата больше 150 тыс. руб. Таким образом, нельзя утверждать, что предлагаемый в законопроекте налоговый вычет будет реальным стимулом к участию в ГПП.

Да и сама целесообразность такого вычета в российских условиях сомнительна. Этот опыт позаимствован у зарубежных стран с прогрессивным налогообложением. Там человек с высокими доходами, участвуя в пенсионных накоплениях, получает возможность снизить налоговую нагрузку, но все равно платит налог по большей ставке, чем лица с низкими и средними доходами. В российской же ситуации это будет означать сокращение налогового бремени исключительно для высокооплачиваемых работников: воспользовавшись вычетом, они смогут снизить эффективную ставку НДФЛ ниже 12%, а те, кто не может откладывать себе на старость, будут платить 13%.

ГПП предусматривает налоговые льготы для работодателей, финансирующих будущую пенсию своих работников. Но практически такие же льготы есть и сейчас: расходы на софинансирование накоплений, в пределах до 12% от фонда оплаты труда, можно отнести на затраты, уменьшающие базу по налогу на прибыль. Законопроект предусматривает повышающий коэффициент к этой льготе, в результате если сегодня работодатель, затратив один рубль на пенсию своего работника, может на 20 копеек снизить налог на прибыль, то благодаря законопроекту он сэкономит 20,6 копейки! Вряд ли это можно считать значимым стимулом для бизнеса.

Декларируются государственные гарантии сохранности накоплений. Но это, если ориентироваться на действующий механизм гарантий по обязательным пенсионным накоплениям, — обязательство государства в случае банкротства НПФ вернуть сумму внесенных средств без накопленного инвестиционного дохода. Соответственно, при инфляции 3–4% человек в реальном выражении получит на 30–50% меньше, чем он направил за десятки лет в НПФ. Так что такие гарантии без гарантий доходности пенсионных накоплений, а они недопустимы по закону, вряд ли могут стимулировать к участию в ГПП.

Таким образом, предложенные льготы ГПП либо реально не являются льготами, либо есть и сейчас и, как показал весь предыдущий опыт, не создают значимых стимулов к инвестированию в свою будущую пенсию. Хорошо, что чиновники отказались от обязательности участия работников в формировании пенсионных накоплений. Дело за малым — сделать так, чтобы у россиян были эффективные инструменты для пенсионных накоплений.


НДФЛ — это налог на доходы физических лиц, иначе — подоходный налог, который Вы уплачиваете в бюджет государства с таких видов дохода, как заработная плата, наследство, сдача/продажа недвижимости и т.д. В том числе в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены * специальные правила налогообложения доходов физических лиц по договорам НПО, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

Налогообложение выкупных сумм

Если выкупная сумма выплачивается Вкладчику, то налогообложению подлежит только та ее часть, которая превышает сумму пенсионных взносов Вкладчика, т.е. разница между суммой пенсионных взносов и выкупной суммой.

Если выкупная сумма выплачивается Участнику, который не является Вкладчиком по договору НПО, то налогообложению подлежит вся выкупная сумма в полном объеме.

Налогообложение пенсионных выплат

Если Вкладчик — гражданин (физическое лицо), заключивший договор НПО в свою пользу, то он же является Участником. В таком случае негосударственная пенсия не облагается * НДФЛ.

Если Вкладчик — гражданин (физическое лицо), заключивший договор в пользу третьего лица, то выплачиваемая третьему лицу негосударственная пенсия облагается * НДФЛ.

Если Вкладчик — организация (юридическое лицо), то выплачиваемая в таком случае Участнику негосударственная пенсия облагается * НДФЛ.

Социальный налоговый вычет

Социальный налоговый вычет в пенсионном обеспечении — это налоговая льгота, которую государство предоставляет налогоплательщикам, формирующим негосударственную пенсию в НПФ. Сумма пенсионных взносов, уплаченных по договору НПО, исключается * из налоговой базы по НДФЛ.

Льгота распространяется на договоры НПО, заключенные Вами как в свою пользу, так и в пользу супруга(и), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных или находящихся под опекой/попечительством). СНВ предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но в общей сложности не более 120 000 рублей в год.

Пример расчета социального налогового вычета

Социальный налоговый вычет составляет 13% от уплаченных Вами взносов по договору НПО за год. Чтобы узнать размер СНВ, нужно умножить общую сумму средств, внесенных за год в НПФ, на размер подоходного налога 13% *

Допустим, Вы ежегодно перечисляете в НПФ взносы на общую сумму 12 000 рублей. Соответственно, Вы имеет право на СНВ в размере 1 560 рублей.

Максимальная годовая сумма пенсионных взносов, с которых предоставляется СНВ, не может быть больше 120 000 рублей. Таким образом, даже если Вы делаете пенсионные взносы на сумму, например, 200 000 рублей за год, размер СНВ составит 15 600 рублей (13% от 120 000).

Как получить социальный налоговый вычет

С января 2010 года социальный налоговый вычет в отношении взносов в НПФ по договорам НПО возможно получить через работодателя, но только за текущий налоговый период.

Клиенты НПФ, уплачивающие взносы через работодателя, могут оформить СНВ через бухгалтерию, не дожидаясь окончания календарного года. Для этого необходимо подать в бухгалтерию по месту работы соответствующее заявление и предоставить справку из налогового органа, подтверждающую право на получение вычета.

Если Вы хотите получить вычет за последние три года, то Вам необходимо обратиться в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту жительства и предоствить следующие документы:

  • заполненную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)
  • справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за соответствующий год (форма 2-НДФЛ)
  • копию договора с НПФ
  • платежные документы, подтверждающие факт уплаты пенсионных взносов
  • копию лицензии НПФ с подписью исполнительного органа Фонда и печатью
  • выписку с именного пенсионного счета
  • копии документов, подтверждающих степень родства с лицом, в пользу которого Вы оплатили пенсионные взносы

При подаче в налоговый орган копий документов, подтверждающих право на СНВ, необходимо иметь при себе их оригиналы для проверки налоговым инспектором.

Организация заключила договор негосударственного пенсионного обеспечения, по которому обязуется делать взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников ежемесячно. По достижении пенсионного возраста сотрудником негосударственный фонд будет производить выплату из накопленных средств. Каким образом нужно учитывать перечисляемые суммы в бухгалтерском и налоговом учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При соблюдении определенных условий (указаны в тексте) взносы в негосударственный пенсионный фонд за своих сотрудников:

могут быть учтены в расходах при налогообложении прибыли;

не облагаются НДФЛ;

не облагаются страховыми взносами.

В бухгалтерском учете взносы работодателя отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности.

Обоснование вывода:

Договором негосударственного пенсионного обеспечения признается соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ))*(1).

Налог на прибыль

На основании п. 16 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения, далее - НПО), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами, далее - НПФ), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в РФ. Указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии:

уплата взносов в НПФ должна быть предусмотрена трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;

у НПФ должна быть лицензия, выданная в соответствии с законодательством РФ на ведение соответствующего вида деятельности в РФ;

пенсионная схема по договору с НПФ должна предусматривать учет пенсионных взносов на именных счетах работников (участников НПФ);

договор с НПФ должен предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее 5 лет, или пожизненно;

договор должен быть заключен в пользу работников. Суммы взносов в негосударственные пенсионные фонды, перечисленные за участников, которые не являются работниками налогоплательщика, не могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли (смотрите письмо Минфина России от 15.04.2011 N 03-03-06/1/239).

Кроме того, необходимо учитывать требование о предельном размере взносов в НПФ, которые могут быть учтены для целей налогообложения. Так, совокупная сумма взносов работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни, добровольного пенсионного страхования и НПО работников, учитывается в расходах в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда (седьмой абзац п. 16 ст. 255 НК РФ).

Поэтому если организация, кроме взносов по договору НПО, уплачивает взносы по указанным выше договорам, то суммы выплат признаются в составе расходов в размере, не превышающем в совокупности 12% от суммы расходов на оплату труда.

При несоблюдении вышеперечисленных условий взносы на НПО не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 7 ст. 270 НК РФ).

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с п. 16 ст. 255 НК РФ, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные этой нормой.

Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (НПО) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов.

Если по условиям договора предусмотрена уплата взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде*(2).

Если в отношении отдельных видов расходов предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для определения предельной суммы расходов рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам, связанным с пенсионным обеспечением, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде начиная с даты вступления такого договора в силу (п. 3 ст. 318 НК РФ).

Платежи (взносы) по бессрочным договорам НПО, предусматривающим выплату пенсий пожизненно, по мнению Минфина России, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций равномерно исходя из порядка и условий внесения пенсионных взносов (в частности, за какой период уплачиваются взносы), содержащихся в пенсионном договоре и пенсионных правилах фонда, но в течение не менее пяти лет (смотрите письмо от 08.07.2010 N 03-03-06/1/454)*(2).

Порядок определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения регулируется положениями ст. 213.1 НК РФ.

Абзацем шестым п. 1 ст. 213.1 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.

Иными словами, суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, уплаченные обществом (вкладчиком) в пользу работников (участников) в НПФ, в порядке и на условиях, установленных Законом N 75-ФЗ, не подлежат обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212).

Страховые взносы

Подпунктом 1 п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений.

В соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в соответствии со ст. 422 НК РФ.

При этом в силу пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы пенсионных взносов плательщиков по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Таким образом, суммы пенсионных взносов, уплачиваемых организацией (вкладчиком) в пользу своих работников (участников) в НПФ по договору негосударственного пенсионного обеспечения, не облагаются страховыми взносами на основании пп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ (письмо Минфина России от 26.06.2019 N 03-04-06/47212). Аналогичная норма содержится в пп. 5 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Бухгалтерский учет

Расходы по уплате пенсионных взносов работодателем отражаются в бухгалтерском учете в составе расходов по обычным видам деятельности (п.п. 5 и 8 ПБУ 10/99).

При этом расходы организации, в частности, признаются:

в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) (п. 18 ПБУ 10/99);

с учетом связи между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов) (п. 19 ПБУ 10/99);

путем их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 19 ПБУ 10/99).

Если условиями договора негосударственного пенсионного обеспечения предусмотрена уплата пенсионного взноса разовым платежом, а относятся эти расходы ко всему сроку действия договора, заключенного на срок более одного отчетного периода, они могут быть учтены в бухгалтерском учете равномерно, в течение срока действия договора.

В этом случае сумма, подлежащая ежемесячному включению в состав текущих расходов, может быть рассчитана пропорционально количеству календарных дней в каждом месяце к сроку действия договора негосударственного пенсионного обеспечения, выраженному в днях.

Для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 97 "Расходы будущих периодов".

На наш взгляд, в бухгалтерском учете организации операции могут быть отражены следующим образом:

Дебет 76 *(3) Кредит 51
- перечислены страховые взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения;

Дебет 97 Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- суммы страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения отражены в составе расходов будущих периодов;

Дебет 20 (26, 44) Кредит 97
- списана часть расходов по договору негосударственного пенсионного обеспечения за соответствующий период.

Если платежи производятся равномерно (как в рассматриваемой ситуации ежемесячно), можно не использовать счет 97:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"
- суммы ежемесячных страховых взносов по договору негосударственного пенсионного обеспечения учтены в расходах за соответствующий период.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Платежи работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников;

- Вопрос: Руководство организации приняло решение заключить договор с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). По его условиям компания будет перечислять взносы в НПФ в счет формирования будущих пенсий работников. Какие последствия будут в отношении таких платежей по НДФЛ и страховым взносам? Как учитываются платежи для целей налогообложения прибыли, если в будущем компания переведет пенсионные средства из одного НПФ в другой? (журнал "ЭЖ Вопрос-Ответ", N 10, октябрь 2019 г.);

- Энциклопедия решений. Налоговая база по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с НПФ.

21 февраля 2020 г.

*(1) Участником является физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Вкладчиком может быть как физическое, так и юридическое лицо. Вкладчик - физическое лицо вправе заключить договор в отношении себя (тогда он выступает и участником) или другого человека.

Пенсионный договор должен содержать, в частности, вид пенсионной схемы; положения о правах и об обязанностях сторон; положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов. При этом порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам определяются пенсионными правилами фонда (п. 2 ст. 9, п. 1 ст. 12 Закона N 75-ФЗ).

*(2) Если учет пенсионных взносов изначально предусмотрен на солидарном счете вкладчика, то расходы на негосударственное пенсионное страхование признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они зачисляются на именной пенсионный счет работника. Такая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 9061/12. Отметим, что ранее нижестоящие арбитражные суды в своих решениях указывали, что в целях признания расходов на пенсионное страхование дожидаться момента, когда средства будут распределены с солидарного счета на именные счета участников, не нужно (смотрите постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.12.2011 N А33-17476/2010, ФАС Московского округа от 30.03.2011 N КА-А40/2605-11).

*(3) В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации предназначен счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".

То есть организация может использовать не счет 76, а счет 69. Порядок применения счетов бухгалтерского учета, как и порядок отражения операций в учете, следует закрепить в учетной политике организации.

Налоговые льготы для долгосрочных вложений граждан в ценные бумаги могут стать новым вариантом добровольных пенсионных накоплений. На Биржевом форуме глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что "чувствительная" тема формы пенсионных накоплений постоянно обсуждается, по ней очень много вопросов, но нужно думать и об альтернативных способах долгосрочных сбережений, одним из них является индивидуальный инвестиционный счет третьего типа (ИИС-3). Министр финансов Антон Силуанов подчеркнул, что любые механизмы пенсионных накоплений могут быть только добровольными.

Антон Силуанов, Эльвира Набиуллина и Максим Решетников сошлись на том, что бороться с инфляцией административными мерами опасно. Фото: Moscow exchange

Антон Силуанов, Эльвира Набиуллина и Максим Решетников сошлись на том, что бороться с инфляцией административными мерами опасно. Фото: Moscow exchange

Как будут работать "пенсионные" инвестсчета

Концепцию ИИС третьего типа ("длинного", "пенсионного") Банк России представил в октябре прошлого года. Этот вариант накоплений мог бы подойти людям с высокими зарплатами. Законопроект о введении таких счетов в высокой степени готовности для внесения в Госдуму, в нем сохранилась предложенная ЦБ концепция налоговых льгот, рассказал "Российской газете" глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Он рассчитывает на принятие закона в этом году с тем, чтобы предусмотренные им налоговые льготы заработали с начала 2022 года.

Вполне возможно, что ИИС-3 появится раньше, чем гарантированный пенсионный план, считает Аксаков. "Наработаем опыт, чтобы потом его можно было применить к пенсионным накоплениям, - сказал он. - По ИИС-3, на мой взгляд, надо побыстрее двигаться и освобождать часть дохода, которая направляется на эти счета от подоходного налога".

Еще ранее, в 2016 году, минфин и Банк России предложили систему льгот для добровольных пенсионных накоплений, которая должна была прийти на смену обязательным пенсионным накоплениям. По мере изменения концепции новой системы ее название менялось, последний вариант назывался гарантированным пенсионным планом, однако законопроект о нем так и не был внесен в Госдуму.

Мораторий на обязательное формирование накопительных пенсий введен в 2014 году и ежегодно продлевается, сформированные до этого обязательные пенсионные накопления при этом сохраняются, но прирастают только за счет инвестиционного дохода. Из-за их незначительных объемов большинству граждан при достижении пенсионного возраста они будут выплачены единовременно.

Что еще можно сделать с "пенсионными" деньгами

Стоит подумать о льготах для негосударственных пенсионных фондах (НПФ) и страховщиков, если они будут вкладывать деньги в инфраструктурные проекты, финансируемые в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния, предложил Антон Силуанов. В пример он привел возможные вложения в строительство высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург.

Эльвира Набиуллина на это ответила, что сам факт вложений государства в определенный проект не гарантирует возвратности и доходности, и НПФ не должны автоматически соинвестировать деньги пенсионеров в проект, в который идет ФНБ. Она считает, что для этого нужны прежде всего прозрачные условия для инвесторов.

Концепция индивидуальных инвестиционных счетов третьего типа предполагает, что они будут открываться как минимум на десять лет (и все это время с них нельзя выводить деньги) в обмен на сильные стимулы - сочетание налогового вычета по взносам на счет и освобождение от налога дохода по счету. Причем граждане смогут одновременно владеть и ИИС-3 и "обычным" ИИС. Льготы по ИИС-3 будут доступны при условии покупки за счет средств с этого счета жилья, либо пенсионного плана или пожизненного аннуитета. Вычет по взносам на ИИС-3 будет возможен в двух вариантах: вычет на ежемесячно вносимую сумму через работодателя, но не более 6% от дохода, или на самостоятельно сделанный взнос, но ограниченный 120 тысячами рублей в год. Это должно стимулировать внесение средств на ИИС не из ранее сделанных накоплений, а из текущих доходов.


Начинающим инвесторам не следует вкладывать все свободные деньги в известные компании только лишь на том основании, что они раньше показывали хорошую доходность, считает глава ЦБ.

По словам Набиуллиной, сейчас на фоне массового наплыва частных инвесторов на фондовый рынок прослеживается тенденция, когда физлица выходят просто начинают инвестировать в "известные имена" на основании их предыдущей хорошей доходности. "Но, как известно, предыдущая доходность - это не всегда гарантия будущей доходности", - подчеркнула глава ЦБ.

Фото: iStock

По словам Набиуллиной, чтобы не разочароваться в фондовом рынке, начинающим инвесторам стоит делать диверсифицированные вложения через фонды коллективного инвестирования. "Когда это делают профессионалы, риски разложены по разным типам активов", - считает председатель Банка России.

По данным Московской биржи, только в марте брокерские счета открыли 754,5 тыс. человек, число частных инвесторов превысило 11 млн человек. Их активность все время растет: сделки в марте совершали более 1,8 млн человек по сравнению с 606,7 тыс. человек в марте прошлого года. Статистика биржи говорит о в целом рациональном отношении граждан к риску: частные инвесторы вложили в марте в российские акции 14,6 млрд рублей, в облигации - 58 млрд рублей, в биржевые фонды (биржевые ПИФы и ETF) - 11,3 млрд рублей.

Читайте также: