Назовите этапы развития налоговой системы республики казахстан

Обновлено: 02.05.2024

Актуальность работы. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

Работа состоит из 1 файл

Налоговая система РК.docx

Экономисты выводили всякого рода таблицы и графики, демонстрирующие пределы, за которыми рост налогов превращается в фактор, отрицательно воздействующие на экономику. (знаменитые кривая Лаффера и кривая Лоренца и им подобные)

в отношении субъекта налога – налога должен охватывать всех граждан;

в отношении объекта налогообложения – необходимо в качестве налогообложения избирать такой объект, который раскрывает платежные возможности граждан, в качестве чего наилучшим объектом является общий доход, потому что он теснейшим образом связан с платежными возможностями граждан;

в отношении ставки налога – налоговая ставка должна позволить учитывать все, что оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение налогоплательщика, характер объектов обложения, размер объектов обложения – все это должно приниматься во внимание при установлении налоговой ставки.

В соответствии со статьей 154 Налогового Кодекса РК в случае неуплаты налогов в сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан, органы налоговой службы имеют право взимать со счетов налогоплательщиков средства в пределах образовавшейся задолженности, если налогоплательщик согласен с уплатой такой задолженности.

При этом согласием налогоплательщика считается: предоставление им декларации по налогам; необжалование выявленной и начисленной задолженности по налогам в течение 5 банковских дней в орган налоговой службы, вынесший решение о принудительном взыскании задолженности по налогам.

Сумма налога или другого обязательного платежа, не внесенная в установленный срок, в налоговой практике именуется недоимкой. [23]

В разных странах применяются разные способы взимания недоимок: в одних это производится в судебном порядке (путем предъявления налоговыми и другими уполномоченными органами иска о взыскании недоимки в суд); в других взыскание производится во внесудебном порядке на основе распоряжения налогового органа.

Понятно, что предоставление налоговым органом права взыскания недоимки в бесспорном (т.е. во внесудебном административном) порядке значительно упрощает сбор налогов, делает реагирование на налоговые правонарушения более оперативным, разгружает судебную систему от огромного количества дел. Однако этот порядок несет на себе печать антидемократичности, чреват проявлением административного произвола и нарушением прав налогоплательщиков.

Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов, и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, коей у нас в Казахстане еще нет. [24]

Проделанный анализ курсовой работы позволяет сделать выводы о том, что наша налоговая система непостоянна, и на наш взгляд далека от совершенства, если например ее сравнить с Западной системой налогообложения.

Налоги это отношение собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной и исполнительной власти и тем более нет единства мнений и в составе самого правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем примешиваются и политические интересы.

В данной курсовой работе были рассмотрены понятие налоговой системы, принципы ее организации, становление налоговой системы РК, виды налогов, налоговая система на современном этапе, а также основные проблемы налоговой системы и пути их решения. И в заключении несколько выводов для устранения проблем, с которыми сталкивается налогообложение Республики Казахстан.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.

В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этого, налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно- технического прогресса.

Изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы с июля 1995 года, диктуют необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране, и разработки налогового Кодекса на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости законодательной регламентации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков с целью взаимной защиты прав и усиления ответственности.

Таким образом, совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочного экологического базиса и стабильных политических условий общественного развития. От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста. [25]

Беспрецедентный экономический спад все более переходит из финансово-экономической и социально-политическую плоскость. Печальные итоги реформ бросают тень на все прогрессивные хозяйственные и демократические преобразования последних лет, подрывая доверие инвестора населения к государству, питают массовый пессимизм и, в конечном счете, ставят под сомнения исторические перспективы Казахстана в целом. Тем самым проблема оживления производства и достижение на этой основе положительных сдвигов в жизни людей становится первостепенным условием существования и развития казахстанского общества и государства.

Главное, что могут и должны сделать налоги для выхода из катастрофы, это занять принципиальную теоретическую позицию материальной основы государства. Надо увидеть в налогах не арену политических игр, депутатских забав и правительственных упражнений, но, прежде всего фискальный инструмент.

Применявшиеся до сих пор методы стабилизации, опиравшиеся на классические теории, не принесли ожидаемых результатов в силу нестандартности ситуации. Обычные приемы фискальной политики для сглаживания фаз экономического цикла, полезные в условиях кризиса, неприемлемы в катастрофических обстоятельствах.

Усиление государственного регулирования экономики, повышение роли бюджета и налогов в хозяйственной жизни, безусловно, требует ужесточения контроля. Особое значение имеет финансовый контроль. Здесь важно защитить финансовые и налоговые органы от перманентного реформирования, неуверенности, начальственных амбиций, кадровой тряски и реорганизаций.

Осуществление на практике приведенных конкретных мер позволит обеспечить решение трех основных задач:

устранение неплатежей и взаимной задолженности во всех ее видах;

нормализация бюджетной политики;

снижение налогового бремени в сфере производства.

При этом условие только одно: решение этих задач не должно вестись за счет нарушения стабильности денежного обращения.

Налоговая реформа, под которой, в отличие от отдельных поправок к существующей налоговой системе, подразумевается коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ – сложноорганизованная экономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий, являющихся ее подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных элементов – этапов. В норме таких стадий в общей сложности три: подготовительная, непосредственного повсеместного внедрения нового законодательства и значительная. Последовательность и экономическая классификация всех элементов налоговой реформы составляет в совокупности законченный иерархический ряд, каждые последующие стадии и этапы которого по своему конечному результату так или иначе соподчинены предыдущим.

Экономических закономерностей этого процесса, умение, используя системный подход и методы математического анализа, его моделировать и неуклонно, путем периодической корректировки, совершенствовать, позволяют сделать правильный, научно обоснованный выбор стратегических целей, задач и основных параметров налоговой реформы, четче их скоординировать с проводимой государством социально-экономической и бюджетно-финансовой политикой, соизмерить с его национальными и геополитическими интересами, своевременно обеспечить вышеуказанный процесс необходимыми финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, квалифицированно, с наибольшей эффективностью и с наименьшими затратами им управлять.

Нужно продолжить реформирование налогов с населения, в первую очередь, подоходного налога с физических лиц. И делать это следует в тесной увязке с изменениями трудового законодательства и подхода к установлению минимальной заработной платы.

Думается, что надо вернуться к идее социального налога, заменив им страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Проект второй части Налогового Кодекса такую возможность отнюдь не отвергает.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание работы

Введение
1.Основные этапы развития налоговой системы в РК
2. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики
Заключение
Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

налоговая система.doc

Министерство науки и образования Республики Казахстан

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Высшая школа экономики и бизнеса

Выполнила: студентка 2курса заочного

отделения экономического факультета

специальности финансы Турганбаева А.С.

Проверила: старший преподаватель по

Мустафина А.К.

Алмата 2011 учебный год

1.Основные этапы развития налоговой системы в РК

2. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики

Список использованной литературы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.

С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

1.Основные этапы развития налоговой системы в РК

Налоги - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.

Налоговая система Республики Казахстан находится в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 3 этапа:

Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

В республике функционировали более 40 видов налогов:

  1. общегосударственные налоги;
  2. общеобязательные местные налоги;
  3. местные налоги.

Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

Количество налогов и сборов увеличилось до 18 видов.

Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).

Разработка налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

Она включала в себя три группы налогов:

  1. общегосударственные;
  2. общеобязательные местные налоги и сборы;
  3. местные налоги и сборы.

Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 году.

Исходя, из того в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:

Общегосударственные:

  1. Подоходный налог с юридических и физических лиц
  2. Налог на добавленную стоимость
  3. Акцизы
  4. Налог на операции с ценными бумагами
  5. Социальные платежи с недропользователей

Местные налоги и сборы

  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество юридических и физических лиц
  3. Налог на транспортные средства
  4. Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц
  5. Сбор за право занятия отдельными видами деятельности
  6. Сбор с аукционных продаж

С 1 января 1999 г. в состав общегосударственных налогов и сборов включаются: дорожный налог, социальный налог, сбор на социальное обеспечение и сбор за выезд автотранспортных средств на территорию Республики Казахстан. Ранее эти платежи выступали источниками внебюджетных фондов, позже дорожный налог и сбор на социальное обеспечение было отменены.

Налоговая система РК в соответствии с вышеуказанным документом включает в следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет:

Структура нового Налогового Кодекса состоит из трех больших частей:

  1. Общая
  2. Особенная
  3. Налоговое администрирование

2. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики

Цель состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.

В соответствии с целью, в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотрены основные этапы налоговой реформы;

- реформирование структуры налогов;

- рассмотрен подоходный налог с физических и юридических лиц.

Оглавление

1.Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития
1.1 Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы РК…………………..………………………………………………..6

1.Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние
на развитие экономики………………………………………………….13

2 Реформирование структуры налогов

2.1 Налоговые реформы и перспективы налогового обложения. 16

2.2 Действующая налоговая система. 19

3 Подоходный налог с физических и юридических лиц

3.1 Совокупный годовой доход и вычеты из совокупного годового дохода

3.1.1 Порядок исчисления к сроку уплаты подоходного налога

3.1.2 Налоговая декларация и налоговый период………………………….39

3.2 Доходы, облагаемые у источника выплаты по индивидуальному

3.2.2 Декларация по индивидуальному подоходному налогу……. 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Чако курсовая.doc

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет экономики и бизнеса

КУРСОВАЯ РАБОТА

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН: ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Студент 2 курса Тлеукабылова Ш.К.

  1. Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития

1.1 Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы РК…………………..………………………………………………. .6

    1. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние

    на развитие экономики…………………………………………………. 13

    2 Реформирование структуры налогов

    2.1 Налоговые реформы и перспективы налогового обложения. 16

    2.2 Действующая налоговая система. . . .19

    3 Подоходный налог с физических и юридических лиц

    3.1 Совокупный годовой доход и вычеты из совокупного годового дохода

    3.1.1 Порядок исчисления к сроку уплаты подоходного налога

    3.1.2 Налоговая декларация и налоговый период………………………….39

    3.2 Доходы, облагаемые у источника выплаты по индивидуальному

    3.2.2 Декларация по индивидуальному подоходному налогу……. 42

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46

    Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

    Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

    На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.

    С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

    Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

    С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

    С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

    В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

    Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

    Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.

    Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.

    Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.

    Отсюда, столь пристальное неослабевающее внимание ученых-налоговедов и специалистов-аналитиков к вопросам дальнейшего совершенствования теории и практики налогообложения.

    Между тем налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное изменение налоговых отношений в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой системы с одновременным преобразованием прежнего механизма – системы управления налогами, представляет собой тоже систему, причем особую – экономическую.

    Цель дипломной работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.

    В соответствии с целью, в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

    - рассмотрены основные этапы налоговой реформы;

    - реформирование структуры налогов;

    - рассмотрен подоходный налог с физических и юридических лиц.

    Объект исследования – налоговая реформа в Республике Казахстан.

    Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налоговой реформы; материалы международных и республиканских научно-практических конференций.

    В качестве правового и информационного обеспечения дипломной работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан.

    Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    1 РЕФОРМА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РК, И ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

      1. Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в РК

      Налоги – являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.

      Особое внимание современных экономистов чаще всего уделяется изучению и обобщению соответствующего опыта развивающихся стран, где многообразие индивидуальных подоходов и специфических условий проведения таких реформ позволяет лучше изучить их динамику, точней определить основные параметры происходящих при этом процессов, добиться большей сопоставимости полученных результатов. Сделанные, таким образом, оценки и выводы призваны помочь властным структурам других развивающихся стран принимать в аналогичных обстоятельствах, при необходимости, более взвешенные, то есть более экономически мотивированные и только строго научно обоснованные решения, исключающие любые проявления дилетантства, субъективизма и волюнтаризма, повторения допущенных предшествующими реформаторами ошибок.

      Насколько это важно, можно судить хотя бы по тому, что всего за полстолетия, прошедшие после Второй Мировой войны, практически ни одна страна, оказавшись перед лицом международного долгового кризиса, неудержимой, пагубной для экономики инфляции и отсутствия других, сколько-нибудь приемлемых для ее оздоровления альтернатив, не сохранила налоговых систем образца довоенных лет. С 1945 года в Азии, Африке и Латинской Америки, а с некоторых пор и в Восточной Европе, сделано свыше ста попыток проведения крупных налоговых реформ, ставших особенно актуальными и массовыми за последние десятилетия.

      Настоящее исследование является результатом обобщения и системного анализа богатого опыта послевоенных налоговых реформ в развивающихся странах, в том числе начатых сравнительно недавно в бывших республиках Советского Союза и прежде всего – в самом Казахстане. Несмотря на значительные отличия идеологии, и механизмов реализации этих реформ, разную стадию их развития, а порой даже полную приостановку, недостаток по некоторым из них достоверных документальных источников, нам все же удалось выявить то общее, что делает возможным предоставить налоговую реформу как протяженный во времени многовариантный и многоцелевой процесс.

      Именно этим во многом объясняется то, что далеко на все послевоенные программы налоговых реформ в развивающихся странах оправдали амбициозные ожидания своих создателей, а некоторые даже попросту провалились или, в лучшем случае, имели кратковременный успех, после чего постепенно сошли на нет.

      Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
      -определить экономическую сущность налогов и их классификацию;
      -рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;
      -провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;
      -рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;
      -рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

      Содержание работы

      Введение
      1 Сущность налоговой системы и ее организация
      1.1 Понятие налоговой системы
      1.2 Этапы формирования налоговой системы РК
      1.3 Принципы организации налоговой системы и ее элементы
      2 Перспективы развития налоговой системы РК
      2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе
      2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК
      2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы
      Заключение
      Список использованной литературы

      Файлы: 1 файл

      НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РК.docx

      Министерство образования и науки

      ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.Л.Н.ГУМИЛЕВА

      студента 2 курса, группы Ф-22

      1 Сущность налоговой системы и ее организация

        1. Понятие налоговой системы
        2. Этапы формирования налоговой системы РК
        3. Принципы организации налоговой системы и ее элементы

        2 Перспективы развития налоговой системы РК

        2.1 Оценка состояния НС РК на современном этапе

        2.2 Основные направления в реформировании налоговой системы РК

        2.3 Возможность использования опыта зарубежных стран в совершенствовании налоговой системы

        Список использованной литературы

        Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

        Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

        На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.

        С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

        Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

        С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

        С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

        В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

        Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики.

        Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт.

        Но в связи с тем, что налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.

        Неуклонное повышение роли налогов в социально- экономическом развитии большинства государств вполне объяснимо: успех государственного управления в немалой степени зависит от решения все более острых и чрезвычайно сложных бюджетных проблем. Ведь главным инструментом здесь во все времена являлись и сегодня являются именно налоги.

        Отсюда, столь пристальное неослабевающее внимание ученых-налоговедов и специалистов-аналитиков к вопросам дальнейшего совершенствования теории и практики налогообложения.

        Между тем налоговая реформа, означающая, как известно, полное или частичное изменение налоговых отношений в результате соответствующего переустройства существовавшей до этого налоговой системы с одновременным преобразованием прежнего механизма – системы управления налогами, представляет собой тоже систему, причем особую – экономическую.

        Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, реформирование структуры налогов и перспективы развития налогового обложения.

        Объект исследования – налоговая реформа в Республике Казахстан.

        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

        -определить экономическую сущность налогов и их классификацию;

        -рассмотреть понятие и задачи налоговой системы Республики Казахстан, изучить роль и функции налоговой системы государства в экономической системе общества;

        -провести анализ налоговой системы Республики Казахстан в период с 2010 по 2013 гг.;

        -рассмотреть основные проблемы и недостатки налоговой системы Республики Казахстан;

        -рассмотреть перспективы развития и пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан.

        Глава 1 Сущность налоговой системы и ее организация

        1.1 Понятие налоговой системы

        Любое государство может существовать лишь тогда, когда обладает собственной финансовой базой, проще говоря, имеет деньги для содержания своего аппарата и покрытия расходов, возникающих в процессе реализации им своих функций [1, C.177].

        Рисунок 1 – Сущность налогов

        Между тем, деньги являются продуктом сферы материального производства, к которому государственная деятельность, будучи по своей природе разновидностью управленческой деятельности, не относится. Другими словами, труд конкретного государственного служащего, рассматриваемого в отдельности, как и деятельность всего государственного аппарата в целом, имея бесспорно общественно-полезный характер, не создают того продукта, выразителем стоимости которого выступают деньги.

        Добывает себе государство денежные средства различными способами: в одних случаях оно использует метод, основанный на добровольной передаче денег от их собственника (владельца) государству, в качестве классического примера которого выступают государственные займы (как внутренние, так и внешние); в других случаях добывание денег происходит путем их принудительного изъятия, где не менее классическим примерам выступают налоги [1, C.189]

        Налоги являются основным источником существования государства и финансирования его деятельности. Для этого государство формирует свою налоговую систему, которая включает в себя совокупность налогов различного вида.

        Рисунок 2 – Основные (базовые) элементы, включенные в понятие налоговой системы

        В экономической литературе встречаются различные определения налоговой системы, которые собственно различаются между собой только лишь полнотой включения ее отдельно составных частей. Существует мнение, что налоговая система определяется как совокупность налогов, взимаемых в государстве, а также форм методов их построения.

        Читайте также: