Налоговый вычет за нотариальные услуги

Обновлено: 30.06.2024

Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ с изменениями в НК РФ ввёл с 1 января 2022 года (2021) упрощённое получение социальных, имущественных и инвестиционного налоговых вычетов по НДФЛ. Это новая ст. 221.1 Налогового кодекса и другие нормы. В данной статье даём инструкцию, как получить вычеты по новым правилам.

Общий подход

С подачи Минфина России законодатели упростили и ускорили порядок получения вычетов по НДФЛ. Это Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ с изменениями в НК РФ. Для некоторых их них не нужны подтверждающие документы и визит в налоговую.

Например, действующий до мая 2021 года механизм получения вычетов требует подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ с подтверждающими право на вычеты документами. Только после этого человек может вернуть 13% подоходного налога от суммы ипотечного кредита и уплаченных процентов.

Упрощённый порядок подразумевает бесконтактное общение с налоговыми органами через личный кабинет на сайте ФНС. Право на получение вычета в таком формате налоговики будут проверять сами с помощью автоматизированной информационной системы.

Налоговый вычет при покупке недвижимости: если гражданин покупает имущество с использованием банков, налоговая берёт данные от кредитных организаций, предрассчитывает вычет и выкладывает его в личный кабинет. Останется только выбрать, на какой счет перевести средства. Это касается и вычетов на покупку, и на проценты по кредитам, и инвествычета с ИИС.

Работодатели станут получать подтверждение социального/имущественного вычета напрямую от налоговой, а не от сотрудника.

Новый подход сокращает сроки оформления и получения вычетов с 4-х до полутора месяцев.

Указанный Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ начинает действовать с 1 января 2022 года, но многие ключевые нормы уже с мая 2021 года.

На какие виды вычетов распространяется новый порядок

Это несколько видов налоговых вычетов по НДФЛ:

ВИД ВЫЧЕТА

НОРМА НК РФ

  • по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо покупку жилья;
  • по кредитам (займам), полученным от банков либо организаций на рефинансирование кредитов на новое строительство либо покупку жилья.

Упрощённое получение имущественных и инвествычета

Чем руководствоваться

Упрощенный порядок получения инвестиционного и имущественных налоговых вычетов (на покупку жилья, уплату процентов по ипотеке и в сумме внесенных на ИИС денежных средств) с 20 (21) мая 2021 года регулирует новая ст. 221.1 НК РФ. Что касается социальных вычетов за обучение, лечение и добровольное страхование, то нормы о них просто уточнены.

Новый порядок распространяется на вычеты, право на которые возникло у физлица с 1 января 2020 года. То есть, нормы ст. 221.1 НК РФ имеют обратную силу (Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).

Заявление

Для получения вычетов в упрощённом порядке нужно подать заявление.

Срок подачи – по окончании налогового периода (календарного года), не более чем за 3 года, предшествующие году подачи заявления.

Условие предоставления вычетов в упрощённом порядке – наличие в налоговом органе сведений о доходах физлица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом в бюджет. Это расчеты по форме 6-НДФЛ и справки о доходах и налоге, представленные работодателем(-ями) за соответствующие периоды.

Для вычета за внесение денег на ИИС нужно наличие в налоговом органе сведений, подтверждающих факт зачисления плательщиком средств на этот счет. Их сообщает налоговый агент.

В заявлении для возврата денежных средств нужно указать реквизиты открытого физлицом счета в банке (не путать с номером на банковской карте).

Заявление заполняют и отправляют через личный кабинет налогоплательщика по формату, который утверждает ФНС России.

О самой возможности получения вычета в упрощенном порядке укажет автоматически предзаполненное заявление на вычет в личном кабинете на сайте ФНС, сформированное по итогам 20-дневной проверки полученных от банка сведений. Там же можно отследить процесс получения вычета – с момента подписания предзаполненного заявления до возврата НДФЛ.

Таким образом, до появления предзаполненного заявления в личном кабинете от налогоплательщика не требуется никаких действий.

Отметим, что с 2021 года действует новый подход: право на имущественный вычет возникает с момента госрегистрации права собственности, а не с момента получения документа (свидетельства) на объект.

Другие документы для получения имущественных и инвествычета упрощённо по общему правилу не нужны. Необходимые и актуальные сведения налоговая в рамках обмена информацией получает от налоговых агентов, банков, Росреестра. Перечень банков – участников будет актуализироваться в специальном разделе на сайте ФНС.

Сроки рассмотрения заявления

  • не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, – в отношении сведений, представленных налоговым агентом или банком до 1 марта;
  • в течение 20 рабочих дней после дня представления сведений – в отношении представленных налоговым агентом или банком сведений после 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Камеральная проверка заявления – это анализ налоговиками соблюдения требований ст. 221.1 НК РФ и иных условий получения налоговых вычетов. По общему правилу она длится 30 календарных дней со дня подачи заявления.

Срок проверки заявления на вычеты могут продлить до 3-х месяцев, если до её окончания налоговый орган установит признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства. Такое решение будет отражено в личном кабинете в течение 3-х дней с даты принятия.

При одновременной подаче заявления (нескольких заявлений) и декларации 3-НДФЛ за один налоговый период – камеральная проверка в отношении каждого документа начинается с даты регистрации согласно очередности их направления в налоговый орган.

Решение по заявлению

ЕСЛИ НЕТ НАРУШЕНИЙ

ЕСТЬ НАРУШЕНИЯ

  • о привлечении к налоговой ответственности;
  • об отказе в привлечении к ней;
  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

А также одно из решений:

  • о предоставлении вычета полностью;
  • об отказе в предоставлении вычета полностью;
  • о предоставлении вычета частично;
  • об отказе в предоставлении вычета частично.

Закон не предусматривает возможности дать пояснения или внести соответствующие исправления в заявление на вычет.

Возврат вычета

При наличии недоимки по НДФЛ, иным налогам, задолженности по пеням и/или штрафам налоговый орган самостоятельно делает зачет суммы налога, подлежащей возврату в связи с предоставлением налогового вычета. Срок принятия такого решения – 2 дня после дня принятия решения о предоставлении вычета полностью или частично.

Если есть что возвращать, налоговый орган в течение 10 дней со дня принятия решения направляет его в территориальный орган Федерального казначейства. Тот, в свою очередь, в течение 5 дней делает возврат.

При нарушении срока возврата вычета с 16-го дня после принятия решения о его предоставлении начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ, актуальной в дни нарушения срока возврата.

Отмена решения о вычете

Налоговый агент или банк могут представить уточненные сведения, приводящие к уменьшению суммы налога, возвращенной физлицу в связи с предоставлением вычета. Тогда ИФНС в течение 5 дней принимает решение об отмене полностью или частично решения о предоставлении вычета полностью или частично.

В течение 3-х дней такое решение с суммой подлежащих возврату физлицом налога и/или процентов размещают в личном кабинете.

Возместить бюджету излишне полученное в рамках вычета нужно в течение 30 календарных дней со дня направления указанного решения через личный кабинет.

На суммы, которые физлицо должно вернуть, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ в период пользования бюджетными средствами. Это происходит с даты поступления денег на счет или даты решения о зачете до даты принятия решения об отмене вычета.

В случае неуплаты или неполной уплаты в течение 30 календарных дней подлежащих возврату сумм налога в личный кабинет в течение 20 дней направят требование об уплате налога и/или процентов. Если его проигнорировать, налоговая запустит процедуру взыскания по ст. 48 НК РФ.

При прекращении доступа налогоплательщика к личному кабинету документы ИФНС направляет по почте заказным письмом.

Особенности упрощенного получения социальных вычетов

С вычетами за обучение, лечение и по взносам на добровольное страхование жизни порядок несколько иной. Согласно новой редакции ст. 219 НК РФ, для их получения нужно не только заявление в налоговую, но и подтверждающие документы.

Заявление и документы можно подать 3 способами:

  • в письменной форме;
  • в электронной по ТКС;
  • через личный кабинет на сайт ФНС.

Срок рассмотрения заявления – 30 календарных дней со дня подачи. В этом же срок налоговая сообщает через ЛК о результатах рассмотрения, а также сама предоставляет налоговому агенту (а не плательщику, как сейчас) подтверждение права физлица (работника) на получение соцвычетов. Естественно, возможен и отрицательный исход, когда выявлено отсутствие права на такой вычет.

Выводы

Упрощённый порядок получения имущественных и инвестиционного вычета по НДФЛ не отменяет действие общего порядка их предоставления – посредством подачи декларации 3-НДФЛ. Эти нормы тоже были соответственно уточнены.

Основное изменение в том, что при обращении физлица с письменным заявлением к работодателю (налоговый агент) подтверждение права на получение имущественных и социальных вычетов приходит сразу налоговому агенту, а не сначала работнику. Так, конечно, более логично.

Для уточнения возможности получения налоговых вычетов в упрощенном порядке можно обратиться к налоговому агенту (банку), с которым заключен договор на ведение ИИС или договор по приобретению имущества.

Налогоплательщики, имеющие личный кабинет на сайте ФНС, могут получить вычеты на покупку жилья, уплату процентов по ипотеке и в сумме внесенных на ИИС денежных средств в 2 раза быстрее и без необходимости направления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих право на вычет документов.

Для социальных вычетов на обучение и лечение даже при упрощённом порядке их получения помимо документов нужны подтверждающие документы. По имущественным и инвествычету налоговая должна собрать все сведения сама – от налоговых агентов, банков, Росреестра.

Не исключение, что порядок получения социальных вычетов на обучение и лечение будет упрощён ещё более. ФНС пока ищет механизмы, чтобы гражданам не собирать договоры и чеки.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Вопрос: Вправе ли нотариус требовать оплаты в обязательном порядке услуг правового и технического характера при совершении нотариального действия?
Посмотреть ответ

Отражение расходов предприятия на нотариальные услуги в учете

За обязательные процедуры нотариального обслуживания предприятие должно заплатить государственную пошлину (специалисту, работающему в государственной структуре) или тарифную плату частному нотариусу (ее размер будет идентичен госпошлине).

Для необязательной группы услуг предусмотрены тарифные платежи. В налоговом учете перечисления в пользу нотариусов принимаются в сумме законодательно установленных тарифов, все оплаченные средства сверх нормы не учитываются в расчете налога на прибыль.

КСТАТИ! Стоимость услуг государственного нотариуса погашается в бюджет, а оплата счета частного нотариуса производится путем перевода денег на его расчетный счет.

Первичная документация для отражения нотариальных услуг в учете

Факт получения нотариусом денег от клиента должен подтверждаться первичной документацией. Унифицированных форм законодательством не предусмотрено. Платежные бланки заверяются подписью нотариуса и печатью. В тексте документа должны содержаться формулировки о назначении платежа, точно характеризующие суть оказанной услуги.

ВАЖНО! Чтобы предприятие могло принять в учете затраты на нотариальное обслуживание, оно должно получить от нотариуса подтверждающую документацию, в которой будут присутствовать все обязательные реквизиты (набор неотъемлемых элементов первички приведен в ст. 9 Закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ).

Понесенные расходы на погашение задолженности перед нотариусами организации могут подтвердить при помощи выписки из реестра регистрации нотариальных действий. Этот реестр составляется по унифицированному шаблону и должен вестись всеми нотариусами без исключения. Чтобы получить выписку из него, необходимо составить письменное обращение к нотариусу. Основанием для признания расходов может стать акт, в котором будут указаны примененные тарифы и расценки за осуществленные нотариальные действия.

Вопрос: Как отразить в учете организации затраты, связанные с оплатой нотариальных услуг, если их оплата произведена через подотчетное лицо? Частным нотариусом выполнены нотариальные действия (удостоверение сделки и свидетельствование копий документов), а также оказаны услуги правового и технического характера (консультационные услуги, составление проекта договора, изготовление копий документов).
Посмотреть ответ

Подтвердить факт платного оказания услуг можно при помощи:

  1. Справки-расшифровки, в которой будут указаны предоставленные предприятию нотариальные услуги с их регистрационными кодами.
  2. Квитанции ПКО.

При оформлении справки-расшифровки обязательно надо выполнять такие условия:

  • перечень услуг должен содержать информацию о видах совершенных нотариальных действий, их тарификации и количестве составленных или заверенных документов;
  • в бланке должны быть все присущие первичной документации реквизиты;
  • операции по предоставлению услуг технического или юридического характера в справке обязательно должны выделяться в отдельную группу, чтобы их можно было показать в налоговом учете обособленно от стандартных нотариальных операций.

Правила признания расходов, связанных с нотариальным обслуживанием

При отражении в учете затрат в форме платежей нотариусам их сумма может быть разбита на две части:

  • отдельно показывается объем перечислений, соответствующий законодательно установленным нормативам (не больше суммы госпошлины);
  • сверхнормативные платежи.

По правилам налогового учета в нотариальных затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу, можно учитывать только расходы в сумме действующего нотариального тарифа. Осуществляется это при условии, что полученные услуги были необходимыми, их результатом стало оформление документов, без которых невозможно дальнейшее осуществление деятельности компании, направленной на извлечение прибыли.

Если организация обращалась к нотариусу за юридической помощью, консультационным обслуживанием или информационной поддержкой, то такие услуги не могут быть причислены к нотариальным. Этот тип затрат отражается компанией в составе прочих расходов, которые непосредственно связаны с производством и реализацией (Письмо от 26.08.2013 г. №03-03-06/2/34843, составленное Минфином).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Затраты, которые были осуществлены в связи с регистрацией юридического лица или в результате иных операций до момента официального создания предприятия, не могут быть отнесены на счет компании (правило касается и бухгалтерского, и налогового учета).

Суммы превышения нотариального тарифа не могут быть признаны в налоговом учете, если:

  • нотариус при оказании услуг по реализации обязательных процедур выставил счет в размере, превышающем величину госпошлины;
  • в сумме оплаченного необязательного действия были заложены завышенные тарифные расценки.

Чтобы учесть весь объем понесенных затрат по счетам нотариуса, в справке-расшифровке необходимо выделить сверхтарифные платежи. Их включить в расчет при выведении базы по налогу на прибыль можно, если причислить к одной из расходных групп:

  • к юридическим услугам нотариальных контор можно отнести подготовку доверенностей или договорной документации (Письмо Минфина от 16.11.2007 №03-03-06/2/217);
  • в качестве консультационных операций разрешается показывать изготовление и заверку выписок, копий документов.

ЗАПОМНИТЕ! В налоговом учете затраты на нотариальные услуги должны быть признаны на момент их начисления или с привязкой ко дню утверждения авансового отчета (если оплата производилась через подотчетное лицо).

В ситуациях, когда услуги нотариуса были необходимы предприятию для реализации сделки по приобретению основных средств, сумма оплаченного счета за нотариальные действия должна быть отнесена на итоговую стоимость покупаемого актива.

Счет и типовые проводки

Отражение оплат в пользу нотариальных контор в бухгалтерском учете может быть осуществлено двумя способами:

Выбор одного из вариантов зависит от цели обращения к нотариусу и величины примененного тарифа. Если размер платежа соответствует законодательно установленной госпошлине, то начисление обязательства перед нотариусом будет показано на 68 счете.

К СВЕДЕНИЮ! При использовании 68 счета для отражения расчетов с нотариусом необходимо открывать отдельный субсчет для учета государственных пошлин.

Счет 68 можно применять только в отношении средств, перечисляемых в бюджет, если получателем является другое юридическое лицо или самозанятое лицо, то в учете должен использоваться 76 счет. Дебетовые обороты по субсчетам 68 счета отражают факт перечисления средств.

Нотариальный тариф относится на 76 счет. В корреспонденции с ним могут вступать 26 счет, 44 или 91. Нормативное регулирование бухгалтерских операций в этой сфере осуществляется через ПБУ 10/99. Для отражения расчетов с нотариальными конторами надо обеспечить обособленное ведение учета по каждой из них.

При учете нотариальных услуг компания может использовать такие типовые записи:

При наличной форме расчетов и проведении операции через подотчетное лицо корреспонденции составляются между Д71 и К50 в момент выдачи денег сотруднику и Д44 и К71 при отражении фактических затрат в учетных данных. Выдача наличности сотруднику в этой ситуации будет оформляться при помощи РКО.

Для подтверждения факта оплаты нотариальных действий подотчетное лицо составляет авансовый отчет. Основанием для признания затрат в учете будет бланк, выданный нотариусом с перечислением совершенных им действий для предприятия-заказчика. Если подотчетное лицо потратило не все выданные ему средства, остаток должен быть возвращен в кассу. Эта операция фиксируется в учете через дебетование 50 счета и кредитование 71 и оформление ПКО.

“Ъ” поможет разобраться, кому положен и как оформить налоговый вычет за лечение, учебу, покупку квартиры, ребенка, какие документы нужно получить для заявления на вычет.


Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ / купить фото

Что такое налоговый вычет, за что его получают

Налоговый вычет — это определенная сумма дохода, которая не облагается налогом, или возврат части уже уплаченного налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в связи с некоторыми понесенными расходами. Виды этих расходов определены Налоговым кодексом РФ. Получить налоговый вычет может любой гражданин РФ или иностранный гражданин, если он проживает на территории России более 183 дней в году и платит налог с полученного дохода.

Пример! Предположим, вы заработали за год 1 млн руб. и 13% уплатили в виде подоходного налога. В тот же год вы потратили 100 тыс. на обучение ребенка в университете. Эти 100 тыс. вычитаются из дохода, и получается, что налог вы должны были уплатить не 130 тыс., а 13% от 900 тыс., то есть 117 тыс. Переплата составила 13 тыс. руб.— вот их вам и вернут.

Регионы—лидеры по количеству предоставленных налоговых вычетов (тыс.)

Источник: ФНС, данные по итогам 2017 года.

Существуют пять видов вычетов по НДФЛ:

Требовать налоговый вычет за конкретный год допустимо одновременно по нескольким категориям, например, получить его сразу за детей, лечение, благотворительность и продажу жилья. Обращаться за вычетом можно в течение трех лет после налогового периода. То есть, например, в 2019 году получится вернуть деньги за 2016, 2017 и 2018 годы.

Вычет за покупку квартиры: документы, порядок действий для получения

Необходимые документы:

Важно! При подаче в налоговый орган копий бумаг, подтверждающих право на вычет, необходимо иметь при себе их оригиналы для проверки. Половина всех проблем при получении денег связана с тем, что у потребителя нет каких-либо документов.

При приобретении недвижимости налоговая база для вычета ограничена суммой 2 млн руб. Таким образом, налоговая льгота составляет 260 тыс. руб. Каждый гражданин имеет право на льготу до 2 млн руб. только один раз. Если она была полностью использована при покупке первого жилья, то при приобретении второй недвижимости льгота предоставляться не будет.

Если квартира была приобретена за счет средств работодателя, материнского капитала или бюджета, то вычет забрать нельзя.

Имущественный вычет допустимо использовать для погашения процентов по ипотечному кредиту. В этом случае предел вычета увеличивается с 260 тыс. до 390 тыс. руб.

Под вычет попадает не только сама покупка или строительство, но и отделка квартиры, прокладка коммуникаций и разработка проекта.

Как рос объем полученных в России налоговых вычетов (млрд руб.)

Российское налоговое законодательство предполагает два способа получения налогового вычета:

  • через налоговую инспекцию;
  • через работодателя.

Первый способ предполагает возврат уплаченного в прошлом налога на банковский счет лица.

При втором варианте налоговый вычет погашается за счет отмены отчислений из заработной платы работника налога на доходы. Какой из них удобнее — решать вам.

Порядок действий:

  1. Заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ).
  2. Взять справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за год по форме 2-НДФЛ.
  3. Собрать копии бумаг, подтверждающих право на жилье (см. выше).
  4. Собрать копии платежных документов (см. выше).
  5. При приобретении квартиры в совместную собственность собрать копии свидетельства о браке и письменное заявление о договоренности сторон—участников сделки о распределении размера вычета между супругами. Соглашение о распределении вычета не нужно заверять нотариально.
  6. Представить в налоговый орган по месту жительства заполненную налоговую декларацию с копиями всех документов. В налоговой инспекции вам дадут составить заявление (требуйте два экземпляра, один останется вам) и отправят документы на трехмесячную проверку. Следить за результатом удобно в личном кабинете на сайте ФНС — там появится информация о переплате налога. После этого уже можно ждать поступления денег на счет — не больше месяца.

Вычет за лечение: документы, порядок действий

Общий список необходимых документов:

  • Копия паспорта РФ;
  • Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ (заполняется налогоплательщиком);
  • Справка о доходах по основному месту работы (форма 2-НДФЛ), справки о доходах по совместительству (если есть, выдаются работодателями);
  • Заявление в Федеральную налоговую службу с реквизитами (на бланке банка с печатью), на которые будет возвращен налог.

При лечении в стационаре или поликлинике:

При покупке лекарств:

При заключении договора добровольного медицинского страхования физлицом:

  • Копия договора добровольного страхования;
  • Копия лицензии страховой компании;
  • Квитанция за оплату страховой премии.

Порядок действий (при обращении к работодателю):

  1. Написать заявление на получение уведомления от налогового органа о праве на социальный вычет.
  2. Подготовить копии бумаг, подтверждающих право на вычет (см. выше).
  3. Подать в налоговый орган по месту жительства заявление на уведомление о праве на социальный вычет.
  4. По истечении 30 дней взять в налоговом органе уведомление о праве на социальный вычет.
  5. Представить выданное налоговиками уведомление работодателю, оно станет основанием для неудержания НДФЛ из суммы выплачиваемых доходов до конца года.

Какими налоговыми вычетами пользуются россияне (%)

Источник: ФНС, данные по итогам 2017 года.

Вычет на ребенка: документы, порядок действий

Вычет на ребенка (детей) предоставляется до месяца, в котором доход налогоплательщика, облагаемый по ставке 13% и исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 350 тыс. руб. Вычет отменяется с месяца, когда доход сотрудника превысил эту сумму.

На первого и второго ребенка положен вычет 1400 руб.; на третьего и каждого последующего ребенка — 3000 руб. На каждого ребенка-инвалида до 18 лет, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы,— 12 000 руб. родителям и усыновителям (6000 руб.— опекунам и попечителям).

Общий перечень необходимых документов:

  • Письменное заявление на имя своего работодателя с просьбой о предоставлении налогового вычета на ребенка (детей);
  • Свидетельство о рождении ребенка (или детей). Это касается также усыновленных и удочеренных детей, здесь нужна копия свидетельства об усыновлении (удочерении);
  • Справки о детской инвалидности, если ребенок таковым является;
  • Справки с места обучения ребенка (при условии получения вычета на ребенка старше 18 лет, обучающегося в учебном заведении на очной форме обучения);
  • Свидетельство о браке.

Порядок действий:

  1. Написать заявление на стандартный налоговый вычет на ребенка (детей) на имя работодателя.
  2. Подготовить копии бумаг (см. выше).
  3. Если сотрудник является единственным родителем, надо дополнить комплект копией документа, подтверждающего этот факт (возможно, свидетельство о смерти второго родителя).
  4. Если сотрудник является опекуном или попечителем, надо дополнить комплект копией документа об опеке или попечительстве.
  5. Обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении стандартного налогового вычета и копиями всех бумаг.

Важно! Если налогоплательщик имеет несколько работодателей, то придется выбирать. Если родитель только один, он имеет право на двойной размер вычета. Двойной размер может получать и один из супругов, если второй письменно от вычета откажется. Однако если второй супруг просто не имеет налогооблагаемого дохода, а соответственно, и права на вычет, то тогда первый не может рассчитывать на двойной размер.

Вычет на обучение: документы, порядок действий

В стандартный пакет для оформления налогового вычета за обучение входят:

  • Копия паспорта РФ;
  • Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ;
  • Справка о доходах по всем местам работы в отчетном году, где работодатель уплачивал за вас подоходный налог (форма 2-НДФЛ), выдается в бухгалтерии организации, где вы работали;
  • Копия договора с образовательным учреждением на имя плательщика;
  • Копия лицензии образовательной организации, заверенная ее печатью (при наличии сведений о лицензии в договоре прикладывать эту копию не надо);
  • Копии квитанций, чеков или других платежек, подтверждающих оплату образовательной услуги;
  • Заявление в ФНС с просьбой вернуть сумму налога и реквизитами, куда ее следует перечислить.

Порядок действий:

  1. Заполнить налоговую декларацию (по форме 3-НДФЛ) по окончании года, в котором была осуществлена оплата обучения.
  2. Взять справку из бухгалтерии по месту работы о суммах начисленных и удержанных налогов за год по форме 2-НДФЛ.
  3. Подготовить копию договора с образовательным учреждением на оказание образовательных услуг, в котором указаны реквизиты лицензии на осуществление образовательной деятельности. В случае увеличения стоимости обучения — копию документа, подтверждающего рост стоимости, например дополнительное соглашение к договору.
  4. Подготовить копии платежек, подтверждающих уплаченные средства на обучение (чеки контрольно-кассовой техники, приходно-кассовые ордера, платежные поручения).
  5. Представить в налоговый орган по месту жительства заполненную налоговую декларацию с копиями всех собранных бумаг.

Важно! Вычет полагается только при оплате очного обучения. Получится возместить траты на свое обучение, обучение детей, в том числе опекаемых, а также братьев и сестер. А вот на внуков, племянников, супругов — нельзя.

Далеко не все знают, что при крупных тратах – покупке квартиры, оплате обучения или лечения, оформлении страховки – можно получить часть денег назад, оформив налоговый вычет. О том, когда это актуально и что нужно сделать, расскажем в этой статье.

Как получить налоговый вычет: пошаговое руководство

Кто и за что может его получить

На налоговый вычет могут рассчитывать граждане (или резиденты) РФ, которые трудоустроены и платят НДФЛ. Если официальный источник доходов отсутствует, то и налоговый вычет получить нельзя.

Вычеты бывают следующих видов:

1. Стандартные (для определенных категорий граждан – инвалидов, чернобыльцев), а также вычеты на детей.

2. Социальные (на лечение и обучение)

3. Имущественные (выплачиваются после покупки недвижимости)

4. Вычеты по индивидуальным инвестиционным счетам (особый случай, который актуален только в том случае, если у вас есть такой счет, мы его рассматривать в данной обзорной статье не будем)

Важно! На руки вы сможете получить только 13% максимального налога, устанавливаемого Налоговым кодексом. Например, максимальная сумма налога на обучение – 120 000 рублей, получить из нее вы сможете 15 600 рублей.

Имущественный налоговый вычет не может составлять больше 2 млн. рублей. Из них собственник может вернуть только 13%, то есть, до 260 тыс. рыб.

Важно! Если недвижимость покупалась в ипотеку, то можно получить вычет и с процентов, которые были заплачены по кредиту. В данном случае НДФЛ высчитывается с суммы 3 млн. руб., то есть, эта часть вычета может составить 390 тыс. руб. Итого владелец квартиры или дома, приобретенных с привлечением ипотечного кредита, может получить 650 тыс. руб. налогового вычета.

Уплата налогов физических лиц: что нужно знать

Как получить налоговый вычет? Пошаговое руководство

Шаг первый. Соберите документы

Пакет документов немного разнится в зависимости от типа вычета.

Стандартный вычет на детей потребует подготовки следующих документов:

  • Заявление работодателю на получение налогового вычета.
  • Свидетельство о рождении или усыновлении.
  • Справка об инвалидности (если ребенок – инвалид).
  • Справка из учебного заведения (если ребенок – студент).
  • Документ о регистрации брака родителей.

Естественно, будут определенные нюансы в тех случаях, если вы воспитываете ребенка в одиночку или являетесь опекуном. В данном случае вам необходимо уточнить в отделениях ФМС, какие еще документы необходимо предоставить.

Вычет за лечение можно получить в том случае, если вы потратили деньги на медицинские услуги для себя, родителей, супруга, детей до 18 лет в лицензированном медицинском учреждении. Также на вычет можно рассчитывать в том случае, если вы покупали лекарства или оформляли полис ДМС. Важно! Далеко не за все услуги можно получить вычет, а за страховку вы вернете часть денег только в том случае, если оформляли ее в компании, имеющей соответствующую лицензию.

Документы, которые нужны для вычета на лечение:

  • Декларация 3-НДФЛ.
  • Справка об оплате медицинских услуг.
  • Договор с медицинским учреждением.
  • Справка из бухгалтерии по месту работы.
  • Чеки, подтверждающие ваши расходы.

Документы, которые нужны для получения налогового вычета на обучение:

  • Декларация 3-НДФЛ.
  • Документ, подтверждающий оплату услуг за образование.
  • Договор с учебным заведением.
  • Справка из бухгалтерии по месту вашей работы.

Имущественный вычет можно получить в том случае, если вы приобрели квартиру, дом, комнату в коммунальной квартире, земельный участок.

Чтобы получить его, потребуются следующие документы:

  • Декларация по форме 3-НДФЛ.
  • Заявление на получение налогового вычета.
  • Заявление на перечисление денег – в нем должны быть указаны банковские реквизиты.
  • Справка 2-НДФЛ – за тот год, на который вы хотите получить имущественный вычет. Получить такую справку можно в бухгалтерии по вашему месту работы.
  • Договор купли-продажи квартиры, дома, участка, комнаты в коммунальной квартире.
  • Свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.
  • Банковские выписки, которые подтвердят, что вы переводили деньги за недвижимость на счет продавца.
  • Копия всех страниц паспорта.

Как получить налоговый вычет: пошаговое руководство рис-2

Если квартира в строящемся доме…

В этом случае получить налоговый вычет вы сможете только в том случае, когда дом будет сдан (а вы, соответственно, станете собственником квартиры). К пакету документов нужно будет добавить акт приема-передачи квартиры, а также договор участия в долевом строительстве (вместо договора купли-продажи).

Если недвижимость покупалась с привлечением ипотечных средств

Пакет документов расширяется – нужно будет предоставить копию договора ипотечного кредитования. Если вы уже начали гасить кредит, также предоставьте документы о внесении этих сумм. В случае с ипотекой вы можете каждый год подавать заявление на учет суммы, уплаченной по кредиту. Возвращаться будут сравнительно небольшие суммы, но в любом случае эти деньги ваши по закону, и вы имеете на них право.

Целевой и нецелевой кредит: в чем разница и какой выгоднее?

Шаг второй. Подайте документы в отделение ФНС

Шаг третий. Дождитесь камеральной проверки документов

Она должна занять не более 3 месяцев. /Если возникнут какие-либо вопросы, с вами свяжутся – поэтому обязательно оставляйте контактные данные, чтобы процесс не начал буксовать на этом этапе.

Если обозначенный срок вышел, а вы не получили ответа, обратитесь в ФНС сами, чтобы уточнить, как проходит проверка.

Шаг четвертый. Дождитесь перечисления средство на ваш счет

На это может уйти еще один месяц. Деньги переводятся по тем банковским реквизитам, которые вы указали в документах.

Подводя итог…

Фактически для получения любого вычета порядок действий один и тот же, разница только – в пакете документов, который нужно предоставить. Посмотреть перечни всех документов можно на портале Госуслуг, также получить информацию можно, обратившись в ФНС.

И помните: получить вычет можно по истечению календарного года, в который производились соответствующие расходы.

Читайте также: