Налоговый учет нематериальных активов в 2016 году
Обновлено: 05.07.2024
Первоначальная стоимость нематериальных активов - это фактическая стоимость объекта учета на момент постановки его на баланс предприятия. Законодатель регламентирует порядок формирования первоначальной стоимости исходя из утвержденного перечня расходов, а также возможности изменения этой стоимости. В некоторых случаях возникают сложности из-за разницы требований, предъявляемых к ведению налогового и бухгалтерского учета.
Какие нормативные акты раскрывают понятие первоначальной стоимости НМА
Понятие нематериальных активов (НМА), а также их первоначальной стоимости раскрываются в ПБУ 14/2007, в которое периодически вносятся важные изменения и дополнения. В середине 2016 года в ПБУ были внесены поправки, которые дали право организациям, применяющим упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, списывать стоимость НМА в затраты по обычным видам деятельности в момент осуществления расходов, а не через амортизацию.
Порядок формирования первоначальной стоимости НМА как объекта амортизируемого имущества для целей налогового учета отражен в ст. 257 НК РФ. Принципиальной разницы в составе расходов в налоговом и бухгалтерском учете нет. Исключение составляют расходы на страхование, проценты по кредитам, курсовые разницы, которые увеличат стоимость НМА в бухгалтерском учете, но в налоговом попадут во внереализационные расходы.
И еще одно отличие. Если в налоговом учете установлена минимальная стоимость объекта для включения его в амортизируемое имущество, то для целей бухгалтерского учета никаких стоимостных ограничений нет.
По какой стоимости объекты НМА отражаются в учете, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в путеводитель по налогам, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Расходы, включаемые в первоначальную стоимость НМА
Законодатель дает открытый перечень расходов, которые составят первоначальную стоимость нематериального актива. Это значит, что увеличить стоимость можно на любые расходы, если они оправданы и связаны с приобретением НМА или обеспечением условий для его последующего использования. В пп. 8, 9 ПБУ 14/2007 отражены следующие расходы:
- оплата в рамках договора на отчуждение интеллектуальной собственности или иные виды получения права использования интеллектуальной собственности;
- вознаграждение агентам-посредникам, принимавшим участие в приобретении актива;
- пошлины (в том числе таможенные), сборы, невозвратные налоги;
- консультационные и иные услуги, связанные со сбором и анализом информации перед покупкой нематериального актива;
- оплата труда тех сотрудников, которые принимали участие в создании НМА, исследованиях и технических разработках, а также обязательные социальные отчисления с суммы этой заработной платы;
- оплата в рамках договоров на оказание услуг (выполнение работ), связанных с проведением исследований или разработок.
Данный перечень открыт — возможно включение в стоимость НМА и других аналогичных расходов.
Для целей налогового учета первоначальная стоимость НМА составляет совокупность затрат на их приобретение (создание, изготовление) и доведение до состояния пригодности для использования. Первоначальная стоимость, а также вся дальнейшая информация об объекте НМА отражается в регистрах налогового учета.
РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Учет расходов на приобретение НМА зависит от того, является ли актив амортизируемым имуществом или нет. Как учесть расходы на приобретение НМА при расчете налога на прибыль, узнайте в Готовом решении от К+, получив бесплатный демо-доступ к системе.
В налоговом учете переоценка НМА недопустима. Поэтому при проведении переоценки для целей бухгалтерского учета необходимо понимать, что как следствие этого мероприятия возникнет разница с налоговым учетом.
Случаи постановки НМА на учет, когда невозможно определить стоимость на основании документов
Если нематериальный актив поступает на баланс предприятия в рамках внесения учредителями взноса в уставный капитал, то оценка производится по решению учредителей.
В случае поступления актива на предприятие безвозмездно необходима его рыночная оценка. Предприятие может определить рыночную стоимость на основании экспертной оценки, но такой метод не является обязанностью. Можно воспользоваться иными вариантами, в том числе самостоятельным определением цены. Чаще всего применяется доходный метод, когда для определения рыночной цены оцениваются ожидаемые доходы от использования объекта НМА.
Изменения первоначальной стоимости НМА
Не чаще одного раза в год предприятием может производиться переоценка первоначальной стоимости нематериального актива - это делается для того, чтобы стоимость, по которой НМА учитываются в бухгалтерском учете, соответствовала рыночной. Причем переоценивается остаточная стоимость путем пересчета первоначальной оценки и суммы начисленной амортизации. В результате стоимость НМА может как увеличиться, так и снизиться.
ВАЖНО! В ПБУ 14/2007 прописано, что если переоценка проведена один раз, то необходимо проводить ее в дальнейшем каждый год.
Законодатель вводит также понятие обесценения НМА. Эта процедура проводится по международным стандартам финансовой отчетности и подразумевает обеспечение соответствия балансовой и возмещаемой стоимости НМА. В данном случае понимают:
- под балансовой стоимостью — остаточную стоимость за минусом убытка от обесценения;
- под возмещаемой стоимостью — справедливую стоимость за минусом расходов на продажу или ценность использования НМА.
Ни в каких других случаях изменение первоначальной стоимости не допускается. Это значит и то, что при проведении работ по модернизации (например, модернизации сайта организации) первоначальная стоимость НМА не изменится, а расходы на эти работы будут списываться равномерно в течение оставшегося срока полезного использования в бухгалтерском учете и единовременно в налоговом.
Первоначальная стоимость НМА в проводках
Результаты дооценки увеличивают добавочный капитал предприятия и оформляются проводкой:
Результат уценки в бухгалтерском учете будет выглядеть так:
Если требуется отразить дооценку НМА, которая равна сумме ранее проведенной уценки, то проводка будет следующей:
В обратной ситуации, когда сначала была произведена дооценка, а после нее уценка, результат уменьшает добавочный капитал, что отражается проводкой:
Итоги
Для того чтобы избежать претензий со стороны проверяющих и по возможности облегчить учет на предприятии, следует подробно описать тонкости учета нематериальных активов в учетной политике. Грамотное составление этого документа позволит минимизировать разницу в налоговом и бухгалтерском учете.
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Читайте также:
- Можно ли представить справки 2 ндфл в налоговую инспекцию на бумаге
- Участок в совместной собственности как платить налоги
- К признакам государства не относится наличие гражданства единая система законов налоговая система
- Сбербанк налоговый вычет инвестиционный счет в чем подвох
- Налог на пиратство россия