Налоговый учет для начинающих самоучитель

Обновлено: 25.06.2024

Денис Александрович Шевчук

Бухучет, налогообложение, управленческий учет: самоучитель

Раздел 1. Основы бухгалтерского учёта (то, чему учат на курсах)

Данный раздел будет полезенкак для начинающих изучать бухгалтерский учет, так и для повторяющих. Позволяет систематизировать основы бухучета.

Для более качественного изучени рекомендую прочитать данное пособие несколько раз, желательно не менее трех.

Вначале вы привыкаете к тексту и новым терминам, потом понимаете суть и наконец запоминаете материал.

С уважением, Шевчук Денис

Часть 1. Ликбез по бухучету, обязательный минимум

Основы бухгалтерского учёта

Виды хозяйственного учёта:

– статистический учёт (количество работ, учёт основных фондов, учёт структуры себестоимости)

Задачи экономической статистики: определение динамики развития, тренда, определение зависимости от внешних и внутренних факторов.

Бухгалтерский учёт представляет собой систему сбора, обработки и передачи информации о характере деятельности предприятия для внешних и внутренних пользователей.

Оперативный учёт – текущая информация о ходе деятельности предприятия для принятия решений.

Виды бухгалтерского учёта

В зарубежной практике под словом account (произносится [экаунт]) понимают три вида учёта:

– финансовый учёт (обязательный вид учёта, регламентируемый государством), все пять форм – результат финансового учёта. Предназначен для составления бухгалтерской отчётности и преимущественно для внешних пользователей (налоговая инспекция, органы статистики, учредители, инвесторы и пр.)

– управленческий учёт (стратегический) – интегрированная система планирования, учёта, контроля, анализа в хозяйственной деятельности предприятия. Предназначена для внутренних пользователей и является коммерческой тайной. Не является обязательной и не регулируется государством.

– Налоговый учёт тесно связан с финансовым, предназначен для внешнего пользователя.

Отличие финансового учёта от налогового:

Финансовый учёт отдаляет налоговые платежи в бюджет, а налоговый – приближает.

Существует три организационных формы взаимосвязи (в зависимости от предприятия, особенности системы бухгалтерского учёта):

1) ближе к американской: параллельное ведение финансового и налогового учёта; составляются две формы отчётности.

2) Германия: и финансовый, и налоговый учёт ведутся по единым правилам.

3) Россия: ведётся один вид учёта – финансовый, а затем по определённым правилам составляется налоговая отчётность.

Основные принципы бухучёта

Бухучет, налогообложение, управленческий учет: самоучитель - i_001.jpg

Обобщённая модель деятельности предприятия. Эта модель замкнута, кругооборот хозяйственных средств. D’ – Д = П.

ст – средство труда |

пт – предмет труда | – производственные факторы

I – стадия заготовления

II – стадия производства

III – стадия реализации

Прибыль – учредителей. Прежде, чем распределить прибыль, смотрят, нет ли долга.

Для устойчивой и успешной работы предприятия необходимо знать:

– где они, что они собой представляют

– за счёт каких источников получены

Основной принцип предприятия – рассмотрение хозяйственных средств предприятия с двух сторон:

1) по составу, форме и размещению в процессе производства

2) за счёт каких источников приобретены хозяйственные средства.

Классификация хозяйственных средств проводится по двум принципам:

– по форме, составу и размещению в процессе производства

– по источнику хозяйственных средств

Основные средства – особенность – используются многократно в производственном цикле, стоимость начисления передаётся в процессе амортизации.

Классификация по первому признаку

Бухучет, налогообложение, управленческий учет: самоучитель - i_002.jpg

Классификация по второму признаку

Бухучет, налогообложение, управленческий учет: самоучитель - i_003.jpg

Бухучет, налогообложение, управленческий учет: самоучитель - i_004.jpg

Балансовая прибыль является источником собственных и отвлечённых средств.

Измерители хозяйственных средств:

1. Натуральные (кг, литр и пр.)

2. Трудовые (нормо-час, станко-часы и пр.)

3. Стоимостные, денежные (рубли)

В бухучёте используется стоимостной измеритель, поскольку требуется финансовая отчётность.

Для оперативного учёта используют натуральные измерители. Бухучёт иногда называют денежным.

Основным документом является бухгалтерский баланс.

Хозяйственные средства – активы классификации по первому признаку.

Хозяйственные средства представляются в виде активов-пассивов.

Следствием основного принципа бухучёта является равенство активов и пассивов: А = П.

Пассив представляют как капитал + обязательства: П = К + О, актив – так же.

Предмет, объект и метод бухучёта

Предмет – хозяйственная деятельность предприятия с замкнутым кругооборотом хозяйственных средств.

Объект – хозяйственные средства предприятия и источники их образования как материальная основа деятельности предприятия, хозяйственные процессы и хозяйственные операции как содержание хозяйственной деятельности предприятия.

С 1994 г. новый объект в условиях рыночной экономики – ценные бумаги.

Результаты деятельности предприятия:

1) Выручка (оборот) как материальный результат

2) Прибыль как финансовый результат

Метод бухучёта представляет собой совокупность способов и приёмов ведения бухгалтерского учёта.

Элементы метода бухучёта:

Каждый бухгалтерский документ должен иметь следующие реквизиты:

1) наименование предприятия, на котором осуществляют хозяйственную операцию или которое её осуществляет

2) наименование самого первичного документа

3) номер, дата свершения хозяйственной операции

4) содержание хозяйственной операции

5) измерение хозяйственной операции (в натуральном или денежном выражении)

6) лица, ответственные за данную операцию

7) печать предприятия для финансового документа

Инвентаризация представляет собой способ документального оформления неучтённых операций, уточнения показателей учёта и контроля за сохранностью средств предприятия

Неучтённые операции – усушка, утруска, испарение, кража, порча.

2. Инвентаризация проходит раз в месяц, обязательно – перед составлением бухгалтерской отчётности.

3. Счета бухгалтерского учёта предназначены для вторичной регистрации и систематизации хозяйственных операций.

4. Метод двойной записи (см. далее)

5. Оценка хозяйственных средств – важный элемент. В зависимости от различных методов можно получить разный результат.

В период социализма предприятие могло выбрать любую оценку. Бухгалтер должен знать стратегию развития предприятия: для привлечения инвесторов, завоевания имиджа должен показать максимальные прибыли; для завоевания рынка при том же уровне хозяйственной деятельности можно снизить прибыль для снижения налогов, продать акции и заполучить деньги обратно.

Ведение бухгалтерии – первое, о чем стоит задуматься при планировании собственного дела. Все по-разному относятся к этому: кто-то считает, что для ИП это не нужно, а кто-то подходит со всей ответственностью. В статье мы покажем, что это важно и несложно.

Как ИП вести бухгалтерию самостоятельно: пошаговая инструкция в 2021 году

Два года назад Елена уволилась из салона красоты и начала работать на себя. У нее была собственная клиентская база, а увеличить ее помогла реклама в соцсетях.

Муж предложил ей оформить ИП, но Елена всегда боялась вопроса ведения бухгалтерии – она ничего об этом не знала. На что нужно обратить внимание прежде всего?

Для начала внесем ясность: правы и те, кто считает, что предпринимателям не нужна бухгалтерия, и те, кто думает, что нужна.

Елена посчитала, что это звучит не так сложно. Но все же ей хотелось разобраться в вопросе до конца. Ведь не зря вокруг этого ведется столько обсуждений.

Специалисты рекомендуют определиться с ведением финансов сразу после того, как вы решили открыть свой бизнес.

Аргументы в пользу такого решения:

  • своевременный выбор формы налогообложения помогает сделать выплаты максимально комфортными;
  • вы заранее усвоите схемы учета и не пропустите сроки уплаты налогов;
  • у вас не будет проблем с налоговыми службами, ведь за просрочки грозят штрафы, а это негативно скажется на имидже предпринимателя;
  • после регистрации ИП дается всего лишь 30 дней, чтобы перейти на упрощенное налогообложение (в противном случае вас автоматически поставят на общую систему, а для начинающего предпринимателя это намного сложнее).

Совет от банка:

Бухгалтерский учет – это не прихоть бюрократов. Смотрите на него как на способ объективной оценки вашего бизнеса. Учет покажет реальную прибыль и поможет выбрать направление развития для улучшения работы.

Главный вопрос, который волнует всех начинающих предпринимателей: с чего начать?

  1. Выберите способ ведения бухгалтерии.
  1. Определились со способом? Прекрасно. Теперь решите, какая форма налогообложения вам подходит.

Существует два варианта: упрощенная форма налогообложения (УСН) и общая форма налогообложения (ОСНО). Изучите правила ведения каждой из них, организацию отчетности, сроки и главные отличия.

  1. Наберитесь знаний, изучите основы ведения бухгалтерии.

Прозвучит банально, но при отсутствии знаний и опыта постарайтесь узнать о бухгалтерском учете самостоятельно. Ресурсов, которые помогут познать основы учета, на самом деле больше, чем вы думаете. Расспросите знакомых, прочитайте нашу статью, и даже это уже даст вам общие сведения и поможет не бояться самостоятельной бухгалтерии.

Вы работаете на себя и хотите развить собственное дело? Для таких целей можно оформить кредит для самозанятых. Вы получите деньги на развитие бизнеса быстро и без лишних формальностей. Переходите по ссылке и узнайте, сколько вам одобрят прямо сейчас.

Если что-то не понятно, то сразу спрашивайте. Многие онлайн-бухгалтерии предоставляют бесплатные консультации

Ведение бухгалтерии ИП на ОСНО

Пошаговое руководство о выборе способа учета показалось Елене не таким сложным. Но она сразу задумалась: что такое УСН и ОСНО? Чем они отличаются?

ОСНО – общая система налогообложения. Ее смысл заложен в названии, т.е. система является главной формой налогообложения в России. Она не обладает никакими ограничениями и распространяется на все виды предпринимательской деятельности. Это значит, что после регистрации ИП вас автоматически припишут именно к ОСНО, если вы не подали заявление на переход на специальную систему.

Совет от банка:

Сразу после регистрации ИП или в течение 30 дней перейдите на упрощенную систему отчетности. Если у вас нет опыта, то общая покажется слишком сложной для самостоятельного ведения.

Можно посвятить целую статью рассказу об общей системе уплаты налогов, но сейчас обратим внимание только на ее функциональную роль в деятельности ИП.

Предприниматели на ОСНО платят три вида налогов:

  • НДФЛ в размере 13% по итогам года;
  • НДС 20% ежеквартально;
  • Налог на имущество, земельный или транспортный: зависит от того, чем вы пользуетесь для ведения дела.

Почему предприниматели ведут учет бухгалтерии по общей системе:

  • ИП не знал о существовании специальных систем или не подал вовремя заявление на переход;
  • Предприниматель изначально не соответствует требованиям льготной формы уплаты налогов или перестал соответствовать в ходе деятельности;
  • Есть необходимость платить НДС.

Можно ли добровольно перейти на общую систему? А в каких случаях предпринимателя могут заставить?

Все зависит от дохода бизнеса и контрагентов, с которыми вы сотрудничаете.

Например, в пункте 3 говорится, что если вы решили самостоятельно перейти на общую систему уплаты налогов, то сначала вы дожидаетесь окончания текущего налогового периода, а затем уже переходите на иной режим.

Если же ваши доходы за отчетный период превысили 200 млн рублей, либо в течение года ваших сотрудников стало больше 30 человек, то вы обязаны перевести организацию на общий режим налогообложения. Об этом подробнее говорится в пункте 4 ст. 346.13.

Иногда роль в предпочтении ОСНО могут сыграть ваши подрядчики и контрагенты. Компании зачастую предпочитают сотрудничать с организациями, которые выплачивают НДС, поэтому предприниматели меняют систему налогообложения ради развития и приобретения партнеров.

Совет от банка:

Вам могут сказать, что уведомлять о переходе на общую систему никого не нужно. Но это не так. Режим ОСНО действует для всех предпринимателей РФ, но закон требует сообщить об изменении системы налогообложения в налоговый орган. Для этого напишите заявление и отправьте в налоговую службу не позднее 15 января того года, в котором планируете перейти на новую систему.

Ведение бухгалтерии ИП на УСН

Елена поняла, что ее бизнес еще слишком мал, и она не готова платить налоги на общих основаниях. И из-за отсутствия опыта не справится с бумажной работой. Поэтому она решила узнать о специальных системах, которые призваны упростить уплату налогов.

УСН – это упрощенная система налогообложения, и она не зря так называется. Все сводится к подаче лишь одного документа за целый год – налоговой декларации.

Этот режим очень удобен тем, что обеспечивает небольшую финансовую нагрузку, а также избавляет от волокиты. Предприниматель освобождается от всего, что было перечислено выше: НДФЛ, НДС и налог на транспорт/землю/имущество.

Совет от банка:

Хотя от ИП на УСН требуется всего лишь сдавать налоговую декларацию, вести учет доходов и расходов все равно нужно. Подается отчетность по адресу проживания предпринимателя.

Есть два варианта упрощенной системы, которые можно выбрать:

Доходы Доходы минус расходы
Учитываются только доходы, с которых удерживается 6% налогов. В зависимости от региона может отличаться и составлять от 1% до 6%. В расчет берется разница между доходами и расходами за отчетный период. Удерживается налог 15%, но в зависимости от регионов может меняться от 5% до 15%.
Выгодно только для тех, у кого расходы небольшие, т.к. они просто не учитываются. Доход производится за весь расчетный год, а вот оплата происходит раз в квартал в качестве авансов. Это помогает разгрузить уплату налогов, а поступление платежей происходит равномерно. Выгодно в том случае, если расходы составляют больше половины от суммы доходов. Оплата также осуществляется поквартально. Главное – собирать все документы, которые подтверждают факт расходов: чеки, выписки и т.д.

Кому не подходит упрощенная система:

  • банки и другие финансовые организации (инвестиционные фонды, страховые, ломбарды и т.д.);
  • организации, у которых есть филиалы;
  • организации, деятельность которых связана с азартными играми;
  • нотариусы с частной практикой;
  • организации с численностью сотрудников более 100 человек.

Сроки сдачи отчетности ИП в 2021 году

Важно помнить, что для упрощенной и общей систем разные сроки подачи и виды документов для отчетности:

УСН:

  • 1 квартал: авансовый платеж 25.04;
  • 2 квартал: 25.07;
  • 3 квартал: 25.10;
  • сдача декларации и налог за весь период: не позднее 30.04.

ОСНО:

  • 1 квартал: декларация НДС 25.04, налог – 25.06;
  • 2 квартал: НДС – 25.07, налог – 25.09, аванс по НДФЛ – 15.07;
  • 3 квартал: НДС – 25.10, налог – 25.12, НДФЛ – 15.10;
  • 4 квартал: НДС – 25.01, налог – 25.03, декларация НДФЛ – 30.04, налог по итогам года – 15.07.

Если у вас есть сотрудники, независимо от налоговой системы, не забудьте подать следующие отчеты:

Сдача отчетности онлайн

С развитием интернета сдача отчетности заметно упростилась. Для ИП есть множество сервисов, которые не только помогут составить документы, но и сами отправят их в нужный налоговый орган.

В чем плюсы онлайн-сервисов:

Заполняйте отчетность там, где вам комфортно. Для этого даже не обязательно пользоваться одним и тем же компьютером: вы можете подключиться с любого устройства.

Онлайн-бухгалтерия напомнит о сроках сдачи отчетности и избавит вас от переживаний. Если сделать определенные предварительные настройки, служба будет отправлять документы автоматически . Даже если вы отправите документ за пять минут до окончания срока, это не будет считаться опозданием.

ПФР, ФСС, ФНС, РОССТАТ и многие другие службы доступны в сервисах онлайн-отчетности.

Если у вас есть вопросы по оформлению документов, то всегда можно проконсультироваться с техническим специалистом. Сервис свяжется с вами и по собственной инициативе, если возникнут какие-то вопросы или проблемы.

Онлайн-бухгалтерия – альтернативный вариант привычному бумажному способу подачи отчетности. Прекрасно подойдет и для новичков, которые только учатся заполнять свою первую декларацию, и для опытных предпринимателей, которые ценят свое время.

Инструменты для ведения бухгалтерии для ИП

Елене очень понравилась идея вести бухгалтерию онлайн. Это и правда удобно, особенно когда с утра до вечера она занята клиентами. Но какой сервис выбрать?

Существует множество вариантов, которые позволяют вести отчетность онлайн и самостоятельно:

Это лишь несколько примеров из множества предложений на рынке. Какой из них выбрать – решать вам.

Изучите тарифы, акции с условием бесплатного периода использования (где-то они могут достигать года), закажите пробную отчетность, почитайте истории других ИП о тех или иных сервисах, узнайте, можно ли подключиться к системе со смартфона. Возможно, вы смените один или два сервиса, но в конце концов найдете удобный для себя.


Программа производственной практики для студентов экономического факультета по специальности 06.05.00 - ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов, обучающихся по специальности 08010965 ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Методические указания по производственной практике для студентов, обучающихся по специальности 08010965 ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Бухгалтерский учет в банках: Методическое пособие для практических занятий


Бухгалтерский управленческий учет для бизнес-решений: Учебное пособие


Бухгалтерский учет: Методические указания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов. Часть 1


Бухгалтерский учет и аудит: Методические указания к выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения

Бухгалтерский учет: Методические указания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов. Часть 2


Основы бухгалтерского учета: Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальности ''Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте''


Методические указания по производственной преддипломной практике для студентов специальности 08010965 ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Бухгалтерский учет: Задания для контрольной работы


Бухгалтерский учет: Задания для самостоятельной работы


Бухгалтерское дело: Пособие для направления 080100 ''Экономика'' и специальности 080109 (060500) - ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Бухгалтерский учет: Методические указания для студентов не учетных специальностей


Методические указания для выполнения курсовых работ по дисциплине ''Аудит'' для студентов, обучающихся по специальности ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Методические указания по выполнению дипломной работы для студентов, обучающихся по специальности 08010965 ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Бухгалтерский учет: Задания к контрольной работе и формы учетных регистров (для студентов заочной формы обучения)


Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: Методические указания (для студентов экономических специальностей)


Бухгалтерский учет. Бабаев


Самоучитель по бухгалтерскому учету


AutoCAD 2006 для "Чайников"


Canon EOS Digital Rebel XSi450D для чайников


VBA для чайников


Бухгалтерский учет: Программа, методические указания и контрольные задания


Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету


Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учебно-методические материалы


Бухгалтерский учет в банках: Учебно-методические материалы


Бухгалтерский учет в банках на базе ситуационно-матричных моделей: Рабочая программа по курсу


Бухгалтерский учет: Методические указания по изучению дисциплины


Лабораторный практикум по бухгалтерскому учету (сквозная задача по финансовому и управленческому учету)


Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие


Бухгалтерский учет в бюджетных организациях и учреждениях лесного хозяйства: Методические указания и задание по контрольной работе

Бухгалтерский учет в торговых организациях: Методические указания к изучению дисциплины и выполнению курсовой работы


Бухгалтерский учет: Методические указания к выполнению курсовой работы


Бухгалтерский учет: Методические указания по выполнению курсовой работы


Бухгалтерский учет: Учебные задания


Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных работ студентов специальности ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Программа производственной преддипломной практики студентов специальности 060500 ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Методические указания по подготовке к междисциплинарному государственному экзамену по специальности ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''

Организация бухгалтерского учета в коммерческом банке: Учебно-методическое пособие


Учет на предприятиях малого бизнеса: Практикум по специальности 080109 - ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Бухгалтерский учет: Методические указания по выполнению курсовой работы

Бухгалтерский учет: Методические указания к выполнению контрольных работ


Бухгалтерский учет: Методические указания по выполнению курсовой работы


Бухгалтерский учет: Сборник контрольных заданий по теории бухгалтерского учета


Бухгалтерский учет: Методические указания к практическим занятиям


Бухгалтерский учет: Методические указания по выполнению контрольных работ


Практикум по решению задачи ведения бухгалтерского учета в системе ''1С:Предприятие'': Учебно-методическое пособие (укороченный вариант)


История бухгалтерского учета: Методические указания


Этапы развития бухгалтерского учета: Учебное пособие


Бухгалтерский учет в промышленности: Методические указания и задание к курсовой работе


Теория бухгалтерского учета: Методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы


Автоматизированные системы бухгалтерского учета: Конспект лекций


Бухгалтерский учет: Методические указания


Автоматизация бухгалтерского учета (пользовательский уровень): Учебное пособие


Основы бухгалтерского учета. Финансовый учет. Учет затрат на производство: Учебное пособие


Основы бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет в системе финансо-вого управления: Учебное пособие


Услуги, сопутствующие аудиту (на примере постановки бухгалтерского учета в коммерческих организациях)


Бухгалтерский учет и аудит: Методические рекомендации по выполнению контрольной работы.


Стандарты бухгалтерского учета: Методические указания к изучению курса и самостоятельной работе


Альбом схем и таблиц к чтению курса ''Теория бухгалтерского учета'': Учебные материалы


Классификация счетов бухгалтерского учета: Учебно-методическое пособие


Теория бухгалтерского учета: Методические указания


Введение в бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит: Учебное пособие


Бухгалтерский учет в банках: Учебное пособие

Особенности бухгалтерского учета в строительстве: Учебное пособие


Бухгалтерский учет: Рабочая программа, методические указания к изучению дисциплины, задание на контрольную работу, задание на курсовой проект, методические указания к выполнению курсового проекта


Создание дочерних предприятий. Бухгалтерский учет и отчетность в материнских и дочерних предприятиях: Практическое руководство


Бухгалтерский учет: Учебное пособие


Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие


Сборник задач по бухгалтерскому учету: Методические указания


Бухгалтерский учет, анализ и аудит: Методические указания по выполнению лабораторных работ в автоматизированной системе бухгалтерского учета ''БЭСТ-4''


Бухгалтерский учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: Рабочая программа дисциплины


Бухгалтерский учет, анализ и аудит: Практикум


Бухгалтерский учет: Контрольные задания по курсу


Бухгалтерский учет: Практикум


Бухгалтерский учет: Учебное пособие


Основные модели бухгалтерского учета в зарубежных странах: Практикум

Практикум по специальности 080109 (060500) - ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит''


Бухгалтерский учет. Методические указания к выполнению курсовых работ


ГСМ: нормы расхода, бухгалтерский учет и налогообложение


Налоги и налогообложение учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям Налоги и налогообложение, Финансы и кредит, Бухгалтерский учет, анализ и аудит, Мировая экономика


Информационные системы в экономике: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям ?Финансы и кредит?, ?Бухгалтерский учет, анализ и аудит? и специальностям экономики и управления (060000)


Учетная политика для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2007 год


Бухгалтерский учет с помощью Excel. Полное практическое пособие для..

Показаны далеко не все результаты, удовлетворяющие вашему запросу. Чтобы увидеть другие результаты, пожалуйста, уточните запрос.

Как ИП вести бухгалтерию самостоятельно

На самом деле, постановка бухгалтерии ИП с нуля необходима уже на этапе планирования предпринимательской деятельности. Почему?

Причин тому несколько:

  1. Грамотный выбор системы налогообложения позволит вам выбрать минимально возможную налоговую нагрузку. Чтобы вы не попали по незнанию под определение незаконных налоговых схем, практическое налоговое планирование вашего бизнеса должны проводить специалисты, а не сомнительные советчики.
  2. От выбранного режима зависит состав отчетности, сроки уплаты налога, возможность получения налоговых льгот.
  3. Нарушение сроков сдачи отчетности, порядка учета, уплаты налоговых и неналоговых платежей приведет к неприятным санкциям в виде штрафов, споров с налоговой службой, проблем с контрагентами.
  4. На выбор налогового режима после регистрации ИП отводится совсем немного времени. Так, для перехода на УСН это всего 30 дней после получения свидетельства. Если вы не выберете систему налогообложения сразу, то будете работать на ОСНО. В большинстве случаев для начинающего предпринимателя это самый невыгодный и сложный вариант.

Нужен ли бухгалтер для ИП? Бухгалтерское сопровождение ИП однозначно необходимо. Вопрос только, кто будет его осуществлять – штатный бухгалтер, сторонний исполнитель бухгалтерских услуг или сам индивидуальный предприниматель?

Ведение бухгалтерского учета ИП в 2022 году

Законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 установлено, что индивидуальные предприниматели могут не вести бухгалтерский учет. Однако это положение не следует понимать так, что ИП вообще никак не отчитывается перед государством. Кроме собственно бухгалтерского учета существует другой – налоговый учет.

Налоговый учет – это сбор и обобщение сведений, необходимых для расчета налоговой базы и налоговых платежей. Его ведут все налогоплательщики, в том числе индивидуальные предприниматели. Чтобы разобраться в налоговой отчетности и порядке налогового учета, надо обладать профессиональными знаниями или самостоятельно изучить эти вопросы. А кроме того, есть специальная отчетность по работникам, кассовые и банковские документы, первичная документация и т.д.

Часто предприниматели не видят особой разницы между видами учета, поэтому всю свою бухгалтерию называют бухгалтерским учетом. Хотя в нормативном понимании это не соответствует действительности, но на практике это привычное выражение, поэтому мы тоже будем его использовать.

Итак, как правильно вести бухгалтерский учет? Ответ один – профессионально. Бухгалтером для ИП может быть штатный работник или специалист компании-аутсорсера. Если количество хозяйственных операций не слишком велико, то зарплата бухгалтера, принятого на постоянную работу, может оказаться неоправданными расходами. Если же вы готовы самостоятельно заняться своим учетом, то мы расскажем, как это сделать.

Как ИП вести бухгалтерию самостоятельно? Возможно ли это? Ответ вы найдете ниже в пошаговой инструкции.

Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С

Как ИП вести бухгалтерию самостоятельно: пошаговая инструкция 2022 года

Шаг 1. Сделайте предварительный расчет предполагаемых доходов и расходов вашего бизнеса. Эти данные потребуются вам при расчете налоговой нагрузки.

Шаг 3. Ознакомьтесь с налоговой отчетностью выбранного режима. Найти актуальные формы отчетности вы можете на сайте ФНС налог.ру или в нашей подборке образцов.

Шаг 4. Определитесь, будете ли вы нанимать работников. Как ИП вести бухгалтерию на работника? Отчетность работодателей можно назвать достаточно сложной, причем ее состав не зависит от выбранного налогового режима и количества работников. В 2022 году за работников сдают несколько видов отчетности: в ПФР, в ФСС и в налоговую инспекцию. Кроме того, работодатели должны вести и хранить кадровую документацию.

Шаг 5. Изучите налоговый календарь своего режима. Несоблюдение сроков сдачи отчетов и уплаты налогов приведет к штрафам, начислению пени и недоимки, блокировке расчетного счета и другим неприятным последствиям.

Шаг 6. Определитесь с видом бухгалтерского обслуживания. На простых режимах, таких как УСН Доходы или ПСН можно вести бухгалтерию ИП самостоятельно. Главным вашим помощником в этом случае станут специализированные онлайн-сервисы, такие как 1С Предприниматель. Но на ОСНО и УСН Доходы минус расходы, а также при большом количестве хозяйственных операций или наличии работников, ведение бухучета ИП разумнее передать на аутсорсинг.

Шаг 7. Ведите и сохраняйте все документы, относящиеся к бизнесу: договоры с контрагентами, документы, подтверждающие расходы, банковские выписки, кадровые документы, отчетность по кассовому аппарату, первичные документы, входящую информацию и т.д. Проверить документы по деятельности ИП налоговая инспекция может даже в течение трех лет после снятия с регистрационного учета.

Бухгалтерский и налоговый учет ИП на ОСНО

О том, в каких случаях имеет смысл выбирать общую систему налогообложения, вы можете прочесть в этой статье. Бухгалтерия ИП, который работает на ОСНО, будет самой непростой. Если говорить о формах отчетности, то это декларация 3-НДФЛ по итогам года и ежеквартальная по НДС.

Сложнее всего будет администрирование налога на добавленную стоимость – НДС. Ведение ИП бухгалтерского учета на ОСНО особенно затрудняется получением налоговых вычетов по этому налогу или возмещением входящего НДС.

Для удобства оплаты налогов и страховых взносов советуем открыть расчётный счёт. Тем более сейчас многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта.

Ведение бухгалтерии ИП на УСН

Бухгалтерия для ИП на УСН значительно проще, т.к. необходимо сдать всего одну налоговую декларацию в год. Срок отчетности ИП на УСН в 2022 году без работников - 30 апреля, и в этот же срок надо уплатить годовой налог за вычетом авансовых платежей.

Вести бухгалтерию ИП при УСН Доходы 6% можно самостоятельно. На этом режиме учитываются только полученные доходы, налоговая ставка в общем случае равна 6%. По итогам каждого квартала надо заплатить авансовый платеж, который будет учитываться при расчете единого налога по итогам года.

Как вести бухгалтерию ИП при УСН Доходы минус расходы? Основной сложностью на этом налоговом режиме будет необходимость сбора подтверждающих расходы документов. Для того, чтобы налоговая инспекция приняла затраты, заявленные для уменьшения налоговой базы, надо правильно оформлять все документы. Признание расходов на УСН Доходы минус расходы практически аналогично признанию расходов для ОСНО. Это означает, что расходы должны быть экономически обоснованными и попадать в специальный перечень, указанный в статье 346.16 НК РФ.

Сроки сдачи отчетности ИП в 2022 году: календарь бухгалтера и таблица

Календарь бухгалтера для ИП на 2022 год включает в себя сроки сдачи налоговых деклараций и отчетности по работникам. Независимо от налогового режима, все работодатели сдают отчеты:

  • в ПФР: форма СЗВ-М каждый месяц, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, и СЗВ-стаж по итогу года не позднее 1 марта;
  • в ФСС: форма 4-ФСС ежеквартально, не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января в бумажной форме, для электронной отчетности не позднее 25-го числа соответственно; подтверждение основного вида деятельности - не позже 15 апреля;
  • в ИФНС: 6-НДФЛ не позднее 30 дней после отчетного квартала и не позднее 1 марта за предыдущий год; РСВ - в течение месяца после отчетного квартала;

Сдача отчётности онлайн

Сроки сдачи налоговой отчетности и уплаты налогов для ИП в 2022 году по разным режимам мы собрали в таблицу.

1.декларация по НДС - 25.04, оплата налога** - 25.06

2.авансовый платеж по НДФЛ - 25.04

1.декларация по НДС - 25.07, оплата налога - 25.09

2. авансовый платеж по НДФЛ – 25.07

1. декларация по НДС - 25.10, оплата налога - 25.12

2. авансовый платеж по НДФЛ – 25.10

1. декларация по НДС - 25.01, оплата налога - 25.03

2. декларация НДФЛ – 30.04, налог по итогам года – 15.07

*Если плательщики ЕСХН не получили освобождение от НДС, то должны также отчитываться по этому налогу.

**НДС платят в особом порядке: сумма налога, исчисленная за квартал, перечисляется ежемесячно тремя равными частями. В таблице указан крайний срок перечисления последней части. Например, НДС за 1 квартал платят так: 1/3 до 25.04, 1/3 до 25.05, 1/3 до 25.06.

Плательщики ПСН налоговую декларацию не сдают, а срок уплаты стоимости патента зависит от его срока действия.

Ведение бухгалтерии ООО самостоятельно

С момента внесения ООО в Единый реестр юридических лиц, оно обязано вести бухгалтерский и налоговый учет. Что для этого нужно делать в 2021 году – читайте в статье.

  • Как вести бухгалтерию ООО: первые шаги
    • Закрепление учетной политики
    • Оформление первичных документов и налоговых регистров
    • Упрощенный бухучет и отчетность ООО
    • ОСНО
    • УСН

    Как вести бухгалтерию ООО: первые шаги

    Первым делом нужно назначить приказом ответственного за ведение бухгалтерии. Руководитель ООО может возложить эту функцию на себя, наемного бухгалтера или передать бухгалтерию на аутсорсинг.

    Закрепление учетной политики

    В течение 90 дней вновь созданная организация должна разработать и утвердить учетную политику. В ней закрепляют методы бухгалтерского и налогового учета, которые будет применять ООО. В учетной политике прописывают не все правила налогового и бухгалтерского учета, а только те, которые предполагают выбор.

    Так, например, организации при расчете налога на прибыль могут применять кассовый метод или метод начисления. Выбранный вариант нужно прописать в учетной политике ООО и придерживаться его в работе.

    То же самое касается порядка учета основных средств, списания материалов, формирования себестоимости и т.д.

    В учетной политике ООО также нужно закрепить:

    Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов и субсчетов, которые нужны для ведения бухучета в организации. При этом переносить в него все возможные счета из общего Плана счетов не обязательно. Можно указать только те, которые организация будет непосредственно использовать.

    Политику нужно утвердить приказом руководителя ООО. Имейте в виду, что учетная политика – это один из первых документов, которые запросят налоговики при выездной проверке. И если по факту учет будет отличаться от принципов, прописанных в учетной политике – вас ждут санкции.

    Принятую политику нужно неукоснительно исполнять на протяжении отчетного года. Изменить ее можно только на следующий год. Изменения в середине года можно внести только в том случае, если менялись условия хозяйствования или требования законодательства.

    Оформление первичных документов и налоговых регистров

    Каждую проведенную операцию нужно фиксировать первичным документом и отражать как в бухгалтерских проводках, так и в налоговых регистрах. Так, начисление заработной платы оформляется расчетной ведомостью, данные о начисленном и удержанном подоходном налоге должны попасть в регистр, на основании которого впоследствии будет формироваться отчет по форме 6-НДФЛ.

    К основным документам для учета в ООО относятся:

    • бухгалтерские реестры (ведомости, аналитические таблицы, журналы счетов, карточки взаиморасчетов, книги);
    • отчетные формы (балансы с приложениями);
    • первичные документы (акты, накладные, счета) по унифицированным или специально разработанным формам.

    Упрощенный бухучет и отчетность ООО

    Если ООО подпадает под критерии малых или микропредприятий, ему вовсе не обязательно использовать полный план счетов и сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности. Такие организации могут вести бухучет в упрощенном виде.

    В этом случае в бухгалтерском учете ООО применяется усеченный план счетов и обобщающие ведомости. Упрощенная отчетность состоит из баланса и отчета о финансовых результатах с укрупненными показателями, без детализации. Отчет о движении денежных средств и об изменениях капитала сдавать не нужно.

    Рекомендуемые формы регистров бухучета для малых предприятий закреплены в Приказе Минфина России № 64н от 21 декабря 1998 г., а формы упрощенного баланса и отчета о финансовых результатах – в приложении № 5 к приказу от 02.07.2010 № 66н.

    К малым относятся предприятия с доходом не больше 800 миллионов рублей в год и численностью сотрудников не более 100 человек.

    Если в ООО трудится не более 15 человек, а годовой оборот не больше 120 миллионов рублей – это микропредприятие. Для них бухучет еще проще, потому что они могут даже не вести двойную запись, то есть не формировать проводки. Достаточно лишь в хронологическом порядке фиксировать операции в журнале.

    Если организация решила воспользоваться правом вести упрощенный бухучет, нужно прописать это в учетной политике и закрепить в ней план счетов и формы отчетности.

    Налоговый учет ООО

    Первым делом нужно определиться с системой налогообложения ООО, от этого будет зависеть налоговый учет и расчет налогов. Организация может остаться на ОСНО или выбрать один из спецрежимов: УСН, ЕНВД.

    Сложнее всего ведение учета на общей системе налогообложения (ОСНО), т.к. здесь нужно вести учет имущества, выставлять счета-фактуры, вести учет входящего и исходящего НДС в книге покупок и книге продаж, вести учет доходов и расходов для исчисления налога на прибыль.

    На УСН учитывают доходы и расходы, или только доходы, в зависимости от выбранного объекта налогообложения. Основной налоговый регистр – это Книга учета доходов и расходов.

    На ЕНВД учитывают физические показатели, которые влияют на расчет единого налога (торговая площадь, транспортные единицы, сотрудники и т.д.). Доходы и расходы на ЕНВД учитывать не нужно. Но только в целях налогового учета. В бухгалтерском учете без этого не обойтись.

    Если ООО совмещает несколько налоговых режимов, нужно организовать раздельный учет, чтобы правильно посчитать налоги по каждому из них. Принципы раздельного учета нужно прописать в учетной политике.

    Хранение документов

    Первичные документы бухгалтерского учета нужно хранить 5 лет (п. 1 ст. 29 закона 402-ФЗ).

    Документы, которые служат основанием для расчета налога – 4 года (пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ), а для расчета страховых взносов – 6 лет (пп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

    75 лет нужно хранить документы по личному составу и о выплаченных доходах. Например, трудовые договоры, реестры сведений о доходах физлиц, ведомости на выдачу дивидендов, лицевые счета и карточки работников.

    Документы по личному составу, оформленные после 2003 года, хранят не 75, а 50 лет.

    10 лет хранят документы по продаже движимого имущества, договоры по залогу имущества организации, оперативные отчеты по счетам в иностранной валюте за границей, и т.д.

    Некоторые виды документов нужно хранить постоянно. Это годовые бухгалтерские отчеты с приложениями, передаточные акты, разделительные и ликвидационные балансы, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, документы по операциям с ценными бумагами и т.д.

    Передача данных между вашим компьютером и сервером онлайн-бухгалтерии шифруется по протоколу SSL уровня, как в крупнейших банках. Каждые 15 минут все данные копируются на дополнительные сервера.

    Сдача бухгалтерской и налоговой отчетности ООО

    Бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию все сдают в одинаковые сроки – до 31 марта после завершения года.

    Сроки для налоговых деклараций разные:

    1. По прибыли отчитываются до 28 числа после отчетного периода.
    2. По НДС до 25 апреля, июля, октября и января.
    3. По налогу на имущество – до 1 февраля.

    Отчитаться нужно до 31 марта после окончания года.

    Краткая пошаговая инструкция по организации бухучета ООО с нуля

    1. Определите ответственного за ведение бухгалтерского учета. Это может быть сам руководитель ООО, штатный главбух или аутсорсинговая фирма.
    2. Выберите систему налогообложения. Если планируете применять УСН, не пропустите срок подачи уведомления: 30 дней после регистрации, иначе придется работать на ОСНО до конца года.
    3. Разработайте и утвердите учетную политику. Закрепите в ней методы учета, план счетов и формы регистров и первичных документов.
    4. Все операции оформляйте первичными документами и фиксируйте в регистрах бухучета с группировкой на соответствующих счетах.
    5. Организуйте хранение документов в соответствии с установленными сроками.
    6. Составьте график сдачи налоговых и бухгалтерских отчетов, а также отчетов по сотрудникам.

    Если возникнут вопросы по налоговому и бухгалтерскому учету, вы можете обратиться к экспертам сервиса и получить консультацию в течение суток.

    Читайте также: