Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля

Обновлено: 28.03.2024

Налоговый мониторинг (НМ) - форма налогового контроля за состоянием крупных отечественных компаний, заменяющая проверки ИФНС и основанная на критериях прозрачности учета и доверия между плательщиками и контролирующими органами.

Режим НМ организации применяют с 2016 года, а выражается он в том, что предприятие предоставляет ИФНС удаленный доступ к собственной системе учета и отчетности, что дает ей некоторые преимущества. При этом за ИФНС сохраняется возможность проведения полноценной проверки (письмо ФНС № ЕД-4-2/26194 от 17.12.2014), а также необходимого консультирования и представление мотивированных мнений по различным, зачастую сложным вопросам. Впрочем, в ходе контрольных процессов ИФНС вправе затребовать от фирмы необходимые документы и пояснения в любое время или привлечь при необходимости эксперта (п. 3 ст. 105.29 НК РФ).

Предприятия, в которых налоговый мониторинг проводится, имеют ряд преимуществ перед компаниями с традиционными формами налогового контроля. Это:

  • освобождение от камеральных, выездных проверок (кроме предусмотренных НК РФ ситуаций) и, как следствие, снижение затрат, связанных с ними;
  • сокращение объема требуемых налоговиками документов;
  • получение мотивированных мнений ИФНС по различным вопросам;
  • отсутствие штрафов и пени;
  • подтверждение положительной деловой репутации компании и привлечение потенциальных партнеров.

О том, каковы условия участия компании в режиме НМ и какие изменения планирует законодатель в плане ослабления установленных ранее критериев, пойдет речь в этой публикации.

Система налогового мониторинга: для каких компаний доступна

Сегодня налоговая проверка – мониторинг касается лишь крупнейших предприятий, поскольку требования к возможному их участию в подобном режиме довольно жестко ограничены. Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ, подать заявление на проведение НМ пока вправе лишь компании, которые в году, предшествующем подаче заявки:

  • уплатили налогов (НДС, на прибыль, НДПИ, акцизов) не менее 300 млн. руб.;
  • получили суммарный доход от всех видов деятельности по данным финансовой отчетности не менее 3 млрд. руб.;
  • имеют стоимость активов по состоянию на 31 декабря не менее 3 млрд. руб.

Присоединиться к программе НМ вправе компания, соблюдающая указанные условия. Ей необходимо заявить о своих намерениях, подав заявление о применении НМ.

Как изменится налоговый мониторинг с 2021 года

Департаментом финансов РФ подготовлен и направлен на рассмотрение в Госдуму законопроект № 1025470-7, направленный на совершенствование системы НМ. В нем предложено смягчить условия, при соблюдении которых предприятие вправе обратиться с заявлением о проведении мониторинга.

Потенциальным заявителям наиболее интересна мера, предусмотренная концепцией и будущими поправками в НК РФ — это поэтапное уменьшение величин показателей, при соблюдении которых решение о проведении налогового мониторинга принимается в пользу компании. Так, согласно законопроекту, с 2022 года компания сможет обратиться в ИФНС с заявлением о проведении НМ, если:

  • сумма налогов, исчисленных к уплате за предшествующий 2021 год, составляет 100 млн. руб., причем в суммарном объеме налогов будут учтены не только НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ, предусмотренные ранее, но и НДФЛ, а также страховые взносы;
  • объем полученных за 2021 год доходов, отраженный в бухгалтерской отчетности, составляет 1 млрд. руб.;
  • стоимость активов компании по отчетными данным на конец года - 1 млрд. руб.

Концепция развития мониторинга (правительственное распоряжение № 381-р) предполагает отмену обязанности компании-заявителя соответствовать одновременно всем трем условиям. Для подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг будет достаточно выполнения только одного из трех критериев. Перечисленные условия позволят существенно увеличить перечень предприятий, рассматривающих для себя возможность перехода на НМ и превратить подобную форму контроля в широко распространенную модель взаимодействия компаний-налогоплательщиков с налоговыми органами.

Помимо этого, в отношении налогового мониторинга НК РФ ожидают поправки, приведенные в законопроекте:

  • исключают использование суммовых критериев для применения НМ участникам консолидированных групп плательщиков;
  • корректируют правила проведения камеральных и выездных проверок и оснований для их проведения. В частности, планируют осуществлять камеральные проверки только в случаях досрочного прекращения НМ в срок менее чем через 3 месяца со дня представления налоговой отчетности, и рассматривают вопрос об установлении срока, в течение которого инспекторы смогут назначить выездную проверку, если компанией не выполняется представленное ими мотивированное мнение;
  • в рамках НМ устанавливают новый порядок проведения проверок деклараций по НДС и акцизам, в которых декларантами заявлены суммы к вычету.

Меняются формы документов, которыми сопровождается переход на НМ с 2021 года. Они приведены в письме ФНС от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ (ред. от 30.09.2020), размещенном на официальном сайте ведомства. Приложения к письму – рекомендуемые формы и форматы:

  • заявления о применении НМ;
  • уведомления об отзыве заявления о проведении НМ;
  • заявления об отказе в проведении НМ;
  • регламента информационного взаимодействия;
  • информации о взаимозависимых лицах;
  • учетной политики по налоговому учету компании;
  • информации об организации внутреннего аудита.

Согласно письму № БВ-4-23/13939@, прием перечисленных документов, созданных в рекомендуемом ФНС электронном формате, осуществляется с 01.09.2020. Компании, планирующие переход на налоговый мониторинг с 2021 года, могут представить пакет перечисленных документов в электронной форме в срок до 01.10.2020, а плательщики, уже применяющие режим НМ – до 01.12.2020.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.


Проверка отчетности ИФНС онлайн получает всё большее распространение среди налогоплательщиков, как и другие современные способы коммуникации с налоговыми органами. С 01.07.2021 эта процедура становится доступнее. О новшествах в этой области расскажем далее.

Способы налогового мониторинга

Анализ бухгалтерской и налоговой отчетности уже много лет является основным методом работы проверяющих органов для выявления ошибок и злоупотреблений, допускаемых предприятиями при ведении хозяйственной деятельности. Программа налогового мониторинга обеспечивает контроль отчетности: проверяется соответствие ее формы нормативным документам, осуществляется проверка заполнения каждого поля отчета. Данные, предоставленные организацией, проверяются с помощью системы контрольных соотношений, разработанных для каждого региона.

Для проведения мониторинга налогоплательщик предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что, в свою очередь, освобождает ее от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) обязательных платежей, предусмотренных налоговым законодательством РФ.

С 01.07.2021 в процедуру налогового мониторинга внесен ряд изменений:

  • более приемлемыми стали критерии перехода на мониторинг;
  • отменена обязанность подавать заявление на продление мониторнга и др.

Подробно основные изменения рассмотрели эксперты КонсультантПлюс. Посмотреть комментарии можно бесплатно, получив пробный доступ.

Новая программа налогового мониторинга отчетности

Учитывая всё большую информированность контролеров о деятельности налогоплательщиков, некоторые из них на добровольной основе подключаются к программе налогового мониторинга. Уже более 20 крупнейших российских компаний, среди которых есть как представители добывающей отрасли, так и области информтехнологий, связи, предоставили налоговикам доступ к своей отчетности в режиме онлайн. Программа работает в России с 2016 года и базируется на опыте контролирующих служб других стран.

Участники новой программы мониторинга имеют возможность запросить мотивированное мнение налогового органа о правильности исчисления налогов по проводимым или планируемым хозоперациям. Такой инструмент называется налоговый руллинг. При этом компания сможет своевременно скорректировать ошибки, а кроме того, не будет подвергнута налоговым санкциям, если она четко придерживалась рекомендаций налоговиков. Даже если окажется, что эти рекомендации не совсем корректны.

Проверка отчетности ИФНС онлайн - мониторинг по-новому

Преимущества участия в программе онлайн-мониторинга:

  • Как показал опыт, затраты компаний, связанные с проведением проверок, сокращаются почти на 30%.
  • Быстрое решение спорных вопросов с налоговиками.
  • Проявляя лояльность к госорганам, предприятие вправе рассчитывать на соответствующую реакцию государства.

Кроме того, налогоплательщик может получить налоговый рейтинг, т. е. комплексную оценку налоговой добросовестности. Присуждая организации рейтинг, налоговики изучают системы ее внутреннего контроля, просчитывают налоговые риски, оценивают взаимоотношения с налоговыми органами и платежную дисциплину по уплате налогов. При этом гарантируется полная конфиденциальность.

О нюансах и сроках проведения налогового мониторинга с 01.07.2021 читайте в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе и бесплатно переходите в Готовое решение.

В каких случаях можно обратиться в ФНС для проведения мониторинга

Чтобы обратиться в ИФНС с заявлением о проведении налогового мониторинга, налогоплательщик должен соответствовать следующим критериям:


до 30.06.2021 включительно:


Исключение сделано для организаций, в отношении которых налоговый мониторинг уже проводится: для принятия налоговым органом в порядке, предусмотренном п. 4 или п. 7 ст. 105.27 НК РФ, решения о проведении мониторинга в отношении этих организаций выполнение указанных условий необязательно (п. 3 ст. 105.26 НК РФ).

Если все условия соблюдены, подайте в ИФНС заявление по форме из Приложения № 1 к Письму ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@. Скачайте бланк, кликнув по картинке ниже:

Образец заполнения этого заявления есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно:

Итоги

Электронные способы коммуникации позволяют контролерам быстро и качественно осуществлять мониторинг не только отчетности, но и финансового состояния организации. С 2016 года в России действует программа налогового мониторинга, имеющая несомненные преимущества.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Налоговый мониторинг — новая форма налогового контроля. Предоставляйте данные вашей организации для целей налогового мониторинга. Вместо проведения традиционных камеральных и выездных проверок налоговая будет взаимодействовать с вами в режиме онлайн.

Критерии перехода
на налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг с 1 июля 2021 года стал доступен не только для крупнейших налогоплательщиков, но и для многих компаний — теперь действуют новые критерии для вступления в налоговый мониторинг.

Сумма налогов от 100 млн

Сумма налогов, подлежащих уплате за предыдущий год, — не менее 100 млн рублей

Сумма дохода от 1 млрд

Сумма доходов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Активы
от 1 млрд

Стоимость активов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Преимущества для участников
налогового мониторинга

Взаимодействие с налоговой онлайн

Признание компании добросовестным и надежным налогоплательщиком.

Информационный обмен с налоговым органом в режиме реального времени.

Возможность получать мотивированное мнение налогового органа по сложным вопросам.

Упрощение
процессов

Сокращение срока проведения налоговой проверки с 4,5 лет до 1 года и 9 месяцев при глубине налоговой проверки в один календарный год.

Снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов.

Уменьшение
расходов

Освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок и снижение затрат, связанных с их администрированием.

Ускоренное возмещение НДС и акцизов при заявительном порядке в рамках проведения налогового мониторинга.

Предупреждение рисков, снижение вероятности получить штрафы и пени.

Переходите на налоговый
мониторинг с Контуром

Гибкая настройка структуры раскрытия данных

  • Налоговые декларации и расчеты
  • Регистры бухгалтерского и налогового учета
  • Реестры первичных учетных документов и операций
  • Электронные документы и скан-образы
  • Иные документы

Взаимодействие с ФНС

Взаимодействие с налоговым органом: ответы на запросы документов и представление пояснений.

Хранение информации

Хранение документов в течение сроков, соответствующих требованиям налогового мониторинга.

Загрузка и анализ данных

Загрузка и раскрытие регламентных документов и данных системы внутреннего контроля (СВК).

Анализ и контроль загруженных данных и показателей отчетности, в том числе сопоставление данных бухгалтерского и налогового учета.

Сравнение версий (корректировок) деклараций с возможностью анализа и пояснений причин расхождений.

Контур.Налоговый мониторинг — удобное решение для перехода на налоговый мониторинг

Не требует серьезных изменений учетной системы компании. Может интегрироваться с несколькими системами и электронными хранилищами данных, чтобы принимать документы для налогового мониторинга.

Информационную систему можно использовать также для внутренних бизнес-процессов компании: анализа и среза данных, подготовки отчетности.

Наши специалисты всегда на связи и готовы оказать необходимую помощь.

Переход на налоговый мониторинг — это просто


Вопросы
и ответы

Основная функция — упростить проверки. Налоговый мониторинг инспекция проводит онлайн по предоставленным организацией данным. Обо всех спорных моментах проверяющие сообщают в реальном времени в виде мотивированного мнения, это помогает быстрее исправлять недочеты. А еще ускоряется возмещение НДС и акцизов, уменьшаются сроки проверки и количество запрашиваемых документов.

Стандартные камеральные и выездные проверки за периоды мониторинга не проводят, если он не прекращен досрочно.

Налоговый мониторинг доступен крупному и среднему бизнесу. По итогам года, предшествующего году подачи заявления, должны выполняться условия перехода на налоговый мониторинг:

  • сумма налогов, подлежащих уплате, — 100 млн рублей и более;
  • доходы по данным бухотчетности — 1 млрд рублей и более;
  • балансовая стоимость активов — 1 млрд рублей и более.

Календарный год. Если подать заявление до 1 сентября 2021 года, налоговая будет проверять период с 1 января по 31 декабря 2022 года.

Срок мониторинга — 1 год и 9 месяцев. Он начинается 1 января проверяемого года и заканчивается 1 октября следующего года.

Чтобы перейти на мониторинг со следующего года, нужно до 1 сентября подать заявление в ИФНС по месту нахождения. Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена Приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. К заявлению прикладываются документы: регламент информационного взаимодействия, информация об участниках, учетная политика, документы СВК.

Заявление и документы налоговая рассмотрит до 1 ноября. Мониторинг проводится на основании принятого налоговой решения о проведении с 1 января следующего года. В следующем году заявление не понадобится, мониторинг продлят автоматически, если вы от него не откажетесь.

Общая схема проведения мониторинга такая:

Мониторинг предполагает постоянный контроль со стороны налоговой, поэтому в течение всего периода есть риск, что налоговые платежи вырастут из-за выявления неучтенных операций. В первую очередь это касается сокрытых доходов.

От пеней и штрафов мониторинг не освобождает. Их могут наложить за непредставление документов и сведений по ст. 126 и 126.1 НК РФ, за выявленные нарушения срока уплаты и пр.

Когда ошибки и недоимки возникли при выполнении ошибочного мотивированного мнения налоговой, пени и штрафы не начисляются. Но освобождения от них не будет, если налоговая вынесла неверное мнение из-за неполной или недостоверной информации, полученной от налогоплательщика.

Переход на налоговый мониторинг с Контуром. Сервис освободит от традиционных камеральных и выездных проверок и позволит находиться в контакте с налоговой — получать разъяснения по своим вопросам, исправлять ошибки без штрафов.

Переход на налоговый мониторинг с Контуром. Сервис освободит от традиционных камеральных и выездных проверок и позволит находиться в контакте с налоговой — получать разъяснения по своим вопросам, исправлять ошибки без штрафов.

Критерии для вступления
в налоговый мониторинг

С 1 июля 2021 года критерии вступления в налоговый мониторинг смягчили в три раза (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Теперь не только крупный, но и средний бизнес попал в список тех, кто может стать участниками налогового мониторинга.

Сумма налогов от 100 млн

Сумма налогов, подлежащих уплате за предыдущий год, — не менее 100 млн рублей

Сумма дохода от 1 млрд

Сумма доходов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Активы
от 1 млрд

Стоимость активов по данным бухотчетности за предыдущий год — не менее 1 млрд рублей

Для перехода организации на налоговый мониторинг нужно, чтобы по итогам года, предшествующего подаче заявления, выполнялось одновременно три условия.

В таблице представлены требования, действовавшие до 1 июля 2021 года, и новые критерии.

Критерий Было Стало
Сумма налогов, подлежащих уплате 300 млн рублей * 100 млн рублей **
Доходы по данным бухотчетности 3 млрд рублей 1 млрд рублей
Балансовая стоимость активов на 31 декабря 3 млрд рублей 1 млрд рублей

* — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ

** — НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, страховые взносы

Для организаций, которые уже участвуют в мониторинге, выполнение этих требований необязательно. Аналогично для участников КГН.

Правительство рекомендовало подумать о переходе на налоговый мониторинг ряду акционерных обществ и их дочерних компаний из специального перечня госкомпаний (распоряжение Правительства от 23.01.2003 № 91-р). Туда вошли компании из сферы авиаперевозок, нефтегазовой промышленности, добычи полезных ископаемых, финансово-кредитные организации и другие.

Преимущества
для участников

Снижение
нагрузки

За период мониторинга не проводятся камеральные и выездные проверки.

Уменьшается количество требований и запросов от органов.

Компания, проходящая мониторинг, получает репутацию добросовестного и надежного плательщика налогов.

Ускорение
процессов

Срок налоговой проверки календарного года сокращается с 4 лет 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.

НДС и акцизы можно возмещать быстрее в заявительном порядке.

Удобное взаимодействие с ФНС

Налоговые органы предупреждают, если находят нарушения и ошибки, которые могут привести к штрафам и доначислениям в будущем.

Обмениваться документами и информацией с налоговой можно в режиме реального времени.

В любой момент можно обратиться к инспекторам за мотивированным мнением по сложным вопросам.

Сделайте работу
по новым правилам проще

Работа с данными

Через систему можно загружать и раскрывать регламентные документы и данные СВК, проводить анализ данных и показателей отчетности, сравнивать первичные версии деклараций и корректировки.

Информационное взаимодействие с ФНС

Система поможет настроить структуру раскрытия информации: от самой декларации до учетных регистров. Передавайте в налоговую документы и пояснения по требованиям.

Визуализация

Все данные и информация отображаются в удобной форме с возможностью поиска, сортировки и группировки. Действия пользователей логируются. Каждый показатель отчетности можно проследить до уровня проводки или формулы.

Хранение данных

Все документы хранятся в течение требуемого периода времени.

Контур.Налоговый мониторинг — удобное решение для перехода на налоговый мониторинг

Не требует серьезных изменений учетной системы компании. Может интегрироваться с несколькими системами и электронными хранилищами данных, чтобы принимать документы для налогового мониторинга.

Информационную систему можно использовать также для внутренних бизнес-процессов компании: анализа и среза данных, подготовки отчетности.

Наши специалисты всегда на связи и готовы оказать необходимую помощь.

Переход на налоговый мониторинг — это просто


Вопросы и ответы

Налоговый мониторинг — это одна из форм налогового контроля. Проверяющие следят, чтобы организация правильно рассчитывала, полностью и вовремя платила налоги, сборы и взносы. Его главное отличие от других контрольных мероприятий — участие в мониторинге добровольное.

В процессе налогового мониторинга организация взаимодействует с проверяющими в режиме реального времени:

  • предоставляет отчетность, регистры и учетные данные для анализа;
  • дает пояснения, документы и информацию по запросам от налогового органа;
  • исправляет ошибки по замечаниям контроллеров;
  • запрашивает разъяснения по своим вопросам.

Особенность налогового мониторинга в том, что все взаимодействие происходит онлайн — организация дает проверяющим удаленный доступ к своей информации и отчетности. Это можно сделать, предоставив им полный доступ к информационной системе, витрине данных или направляя отдельные сведения и документы по ТКС через оператора ЭДО. Такая схема работы уменьшает количество запрашиваемых документов и помогает предвидеть риски и некорректные действия компании, что поможет избежать нарушений.

Так как налоговый мониторинг идет непрерывно, обычных камеральных и выездных проверок за его период не будет. Проверки возможны только в исключительных случаях, например, при досрочном прекращении налогового мониторинга или при проверке работы ваших инспекторов вышестоящим налоговым органом (п. 5.1 ст. 89, п. 4.1 ст. 89.1 НК РФ).

Он поможет получить освобождение от стандартных выездных и камеральных проверок. Во время мониторинга вы сможете получать от налоговой мотивированное мнение по возникающим вопросам, которое защитит от штрафов и пеней в случае ошибки. А за счет постоянного контроля можно будет предотвратить возможные нарушения.

В мировой практике основная цель налогового мониторинга — укрепить взаимное доверие между бизнесом и государством и сделать так, чтобы обе стороны лучше понимали свои обязательства и права.

Подход и цели ФНС России сформулированы в Концепции налогового мониторинга. Его основная задача — обеспечить добровольное, правильное и своевременное исчисление и уплату налогов, сборов и взносов, повысить эффективность налогового контроля и снизить затраты на налоговое администрирование, уменьшить налоговые риски для организаций.

Возможно ли проведение выездных и камеральных налоговых проверок в период проведения налогового мониторинга?

В стандартном случае за период налогового мониторинга проверки не проводят. Они возможны только при следующих обстоятельствах:

  • мониторинг прекращен досрочно;
  • вышестоящий налоговый орган проверяет работу ваших инспекторов;
  • мотивированное мнение налоговой не исполнено в срок;
  • подана уточненная декларация за период мониторинга, в которой уменьшена сумма к уплате, увеличена сумма возмещаемого НДС (акциза) или увеличена сумму убытка.

Период налогового мониторинга — один календарный год. Срок его проведения — 1 год и 9 месяцев (ст. 105.26 НК РФ).

Пример. Организация подала заявление о переходе на мониторинг до 1 сентября 2022 года. В этом случае проверять будут период с 1 января по 31 декабря 2023 года. Сам мониторинг начнется 1 января 2023 года и закончится 1 октября 2024 года.

Если не отказаться от проведения налогового мониторинга, инспекция будет его автоматически продлевать на следующий год (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

Срок мониторинга может быть увеличен по инициативе руководителя или заместителя руководителя ИФНС. Такое возможно, если налогоплательщик подает уточненную декларацию или расчет за периоды мониторинга, наступившие после 1 июля 2021 года. Максимальное продление — шесть месяцев для уточненок по НДС и акцизам к возмещению и три месяца для других деклараций и расчетов.

Стандартный срок мониторинга одного календарного года — 1 год и 9 месяцев. Он может быть продлен при подаче уточненных деклараций или прекращен досрочно за нарушения.

Чтобы стать участником налогового мониторинга со следующего года, нужно подать заявление и документы до 1 сентября текущего года. Это делается только один раз, повторно подавать заявление для продления мониторинга на следующий год не требуется.

Документы для вступления в налоговый мониторинг

Вместе заявлением подайте следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информация об участниках с долей прямого или косвенного участия более 25 %;
  • учетная политика;
  • документы, регламентирующие работу системы внутреннего контроля (далее — СВК).

Формы заявления и других документов утверждены приказом ФНС России от 11.05.2021 № ЕД-7-23/476@. Документы по СВК должны соответствовать требованиям, утвержденными в приложении к приказу ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@.

Порядок подачи заявления и документов

Заявление и документы направьте в ИФНС по месту нахождения организации. Крупнейшие налогоплательщики подают их в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших. Сделать это всем следует до 1 сентября.

Отказать в мониторинге могут в следующих случаях (п. 5 ст. 105.27 НК РФ):

  • поданы не все документы;
  • выполнены не все условия для вступления;
  • регламент информационного взаимодействия не соответствует форме и требованиям;
  • СВК не соответствует требованиям.

Налоговая рассмотрит документы до 1 ноября и примет решение о проведении налогового мониторинга или об отказе. В течение пяти рабочих дней после принятия ИФНС направит свое решение организации. Если оно положительное, то с 1 января следующего года начнется мониторинг.

Чтобы пройти мониторинг в следующем году, нужно подать заявление и документы до 1 сентября текущего года. Их примет ИФНС по месту нахождения, проверит, а затем вынесет решение о проведении либо об отказе в проведении мониторинга.

Процесс проведения налогового мониторинга регламентируется статьей 105.29 НК РФ. Инспекторы анализируют риски организации, проверяют эффективность работы системы внутреннего контроля. Это дает возможность перейти от сплошной проверки к оценке налоговых рисков совместно с проверяемой организацией.

Совместная оценка рисков

Налогоплательщики раскрывают налоговой финансово-хозяйственную информацию и ежеквартально представляют информацию (приказ ФНС России от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@):

  • о рисках организации, идентифицированных СВК, с указанием их описания и источника, вероятности, возможных последствий и группы;
  • о рисках по отдельным сделкам и операциям с указанием вида и суммы сделки, сведений о контрагенте, реквизитов договора.

В свою очередь инспекторы оценивают отраслевые риски, анализируют контрольные процедуры и риски организации, а затем формируют план проведения мониторинга и объем мероприятий контроля.

Если во время мониторинга проверяющие находят противоречия и несоответствия в документах налогоплательщика, они направляют требование о представлении пояснений или внесении исправлений. Дополнительно для оценки рисков налоговый орган может привлекать специалистов и экспертов, проводить осмотры.

Если проверяющие найдут факты, которые свидетельствуют о том, что налоги, сборы, страховые взносы исчислены неправильно, уплачены не полностью или несвоевременно, то уведомят о наличии оснований для подготовки мотивированного мнения по ст. 105.30 НК РФ. В течение 15 дней организация вправе представить пояснения или внести исправления, сообщив об этом налоговой. Если с учетом этого выявленные нарушения не будут опровергнуты, инспекторы составят мотивированное мнение.

Мотивированное мнение

Мотивированное мнение — это позиция проверяющих по вопросам расчета и уплаты налогов, сборов, взносов. Также в мотивированном мнении налоговики могут оценить, насколько вы соблюдаете налоговое законодательство при отражении сделок и их результатов.

Мотивированное мнение может быть составлено:

  • по запросу организации — при возникновении у вас сомнений в правильности расчетов и уплаты налогов, учета операций и по другим фактам;
  • по инициативе инспекции — при выявлении нарушений законодательства.

Мотивированное мнение по инициативе налогового органа составляется в течение срока проведения мониторинга. Его направляют организации в течение пяти рабочих дней после составления. Мотивированное мнение не является основанием для штрафа. На него можно отреагировать двумя способами:

При невыполнении мнения до 1 декабря года, следующего за периодом мониторинга, инспекция проводит в организации выездную проверку, по итогам которой может оштрафовать, доначислить налоги или привлечь к другим видам ответственности.

Регламент информационного взаимодействия

Регламент составляется по форме, утвержденной в приложении № 7, и в соответствии с требованиями, перечисленными в приложении № 8 к приказу ФНС России от 11.05.2021 N ЕД-7-23/476@.

В нем должно быть прописано:

  • способ взаимодействия с налоговым органом: с помощью доступа к информационной системе, доступа к аналитической витрине данных, по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • порядок раскрытия показателей налоговой отчетности;
  • данные о СВК с описанием, применяемых методиках, контрольных процедурах, порядке документирования.

Этот документ важно тщательно проработать, чтобы налоговая не отказала во вступлении в мониторинг. В будущем нарушение организацией регламента может стать причиной досрочного прекращения мониторинга.

Налоговый мониторинг – это новая форма налогового контроля. Контроль
правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов, сборов и
страховых взносов осуществляется на основе постоянно действующего удаленного
доступа к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и
налоговой отчетности. Фактически налоговой предоставляется онлайн доступ к: отчетам с
расшифровками, налоговым декларациям и расчетам, налоговым регистрам, первичным
документам.

Решение о переходе на режим налогового мониторинга является добровольным выбором
компании, однако цифровизация налогового контроля – одно из основных направлений
развития ФНС. Компаниям с государственным участием уже было дано поручение
рассмотреть возможность перехода на новый режим.

Крупнейшие налогоплательщики:
✔ Налоги ≥ 300 млн
✔ Доходы ≥ 3 млрд
✔ Активы ≥ 3 млрд
С 2022 года критерии могут
уменьшиться в 3 раза.

Одновременно с этим расширяются возможности перехода: согласно концепции развития
и функционирования системы налогового мониторинга (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 21.02.2020 № 381-р) с 2022 года в налоговый мониторинг
смогут войти организации, объем годовых доходов которых составляет 1 млрд рублей,
активы – 1 млрд рублей, совокупная сумма исчисленных за год налогов - 100 млн рублей.
При этом будут учитываться не только исчисленные компанией налоги, но и суммы НДФЛ
и страховых взносов. По оценкам ФНС, число потенциальных участников налогового
мониторинга может возрасти до 3,9 тыс.

Новый формат взаимодействия налогоплательщиков и ФНС является затратным для
обеих сторон, но у него есть неоспоримые преимущества:

● При налоговом мониторинге не проводятся выездные проверки, они заменяются
на оперативное взаимодействие;
● Предоставление онлайн-доступа к системе ведет к значительному снижению
числа запрашиваемых документов;
● Компания в режиме налогового мониторинга имеет право на мотивированное
мнение налогового инспектора, то есть может оперативно согласовывать с
налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных
операций.

Переход на налоговый мониторинг пока возможен только для крупнейших
налогоплательщиков, то есть для компаний, для которых выполняются все три условия
(статья 105.26 НК РФ):

1) сумма налогов составляет не менее 300 миллионов рублей;
2) объем полученных доходов составляет не менее 3 миллиардов рублей;
3) стоимость активов составляет не менее 3 миллиардов рублей.
Налоговый мониторинг осуществляется за период, равный календарному году, при этом
срок проведения налогового мониторинга – 1 год 9 месяцев, то есть с 1 января до 1
октября последующего года.
Чтобы в следующем году вступить в режим налогового мониторинга, организация должна
до 1 июля подать:

● заявление о проведении налогового мониторинга;
● регламент информационного взаимодействия;
● сведения о взаимозависимых лицах;
● учетная политика для целей налогообложения организации;
● документы о системе внутреннего контроля.

До 1 ноября организация вместе с налоговым органом согласно разработанной дорожной
карте прорабатывают регламент информационного взаимодействия, документы системы
внутреннего контроля, демонстрацию и тестирование информационных систем. В
результате налоговый орган выносит решение о проведении налогового мониторинга.

В регламенте информационного взаимодействия отражается порядок представления
налоговому органу данных и/или доступа к информационным системам
организации, по выбору организации. Также указывается порядок ознакомления
налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через
представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной
форме по телекоммуникационным каналам связи.

Существует несколько применяемых способов представления данных. Можно сделать
специальную аналитическую витрину данных, которая будет формироваться на основе
учетных данных, а также систему оперативного взаимодействия для запроса и
предоставления пояснений. Можно предоставить доступ непосредственно к
информационной системе. Решение БИТ.Финанс основано на предоставлении
ограниченного доступа к информационной системе. Базу (или регулярно обновляемую
копию базы) публикуют так, что у налогового органа есть удаленное рабочее место и
постоянный доступ к базе. Настройками прав доступа регулируется объем и глубина
предоставляемых данных.

Роль БИТ.Налоговый мониторинг дает доступ ко всей отчетности.

Регламентированные отчеты могут быть расшифрованы стандартными аналитическими
отчетами. Кроме регламентированной отчетности, есть возможность сформировать все
стандартные отчеты, отчеты по налоговым регистрам, по регистрам НДС, увидеть все
справки-расчеты.

Роль позволяет просматривать отчеты, выполнять расшифровки вплоть до документов и
их приложений. При этом отдельно весь объем документов не демонстрируется, доступ к
ним возможен только как к расшифровке отчета.

Кроме того, в регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения операций, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении и уплате налогов и сборов, а также для своевременной подготовки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговыми органами проводится в первую очередь мониторинг результатов выполнения контрольных процедур, что позволяет перейти от сплошной проверки к анализу рисков. Это позволяет сократить срок налоговой проверки, повысить точность проверки и снизить количество запрашиваемых документов.

В решении БИТ.Финанс за внутренний контроль отвечают типовые проверки учета: проверки контрольных соотношений в регламентированной отчетности, сравнение сопоставимых отчетов для отслеживания внесенных изменений, экспресс проверка бухгалтерского учета, обработка по оценке налоговых рисков. Эти проверки выведены в интерфейс.



Это основные возможности системы по предоставлению доступа к данным в целях проведения налогового мониторинга. Однако вступление в режим налогового мониторинга является нетривиальной задачей и требует большой подготовки.

Система внутреннего контроля должна быть тщательно разработана каждой организацией с учетом отраслевой специфики. Определение карты рисков, разработка систем внутреннего контроля и их автоматизация, разработка регламента взаимодействия с налоговыми органами и обеспечение перехода в режим налогового мониторинга лежат за рамками простого предоставления удаленного доступа к данным. Решение этих сложных и комплексных задач мы доверяем нашим партнерам из Ernst&Young, которые имеют опыт и компетенции, чтобы помочь пройти этот путь от начала и до конца.

Читайте также: