Налоговые риски при зачете взаимных требований
Обновлено: 17.04.2024
Основная часть доходов, поступающих в бюджет, отражается в учете кассовым методом в следующем порядке:
- начисление доходов;
- отражение в учете администратором доходов задолженности по перечислению доходов в бюджет;
- погашение задолженности плательщиком и зачисление доходов в бюджет.
Отдельная часть доходов, таких, к примеру, как штрафные санкции за нарушение государственного контракта, удерживаемые государственными заказчиками, подлежат перечислению в бюджет с применением некассового метода.
Одним из вариантов использования данного метода является зачет взаимных требований, применяемый в соответствии со статей 410 ГК РФ. При его использовании считается, что плательщик штрафа выполнил свои обязанности по уплате штрафных санкций через зачет встречных требований и не должен отдельно перечислять средства в доход бюджета.
Взаимозачет в соответствии со статей 411 ГК РФ не применим в отношении обязательств:
- по которым истек срок исковой давности;
- связанным с возмещением вреда, принесенному жизни или здоровью;
- относящимся к взысканию алиментов;
- связанным с пожизненным содержаниям граждан;
- в отношении которых договором или законом предусмотрен иной порядок.
Казенное учреждения проводить взаимозачет требований не в праве, так как в данном случае функции администратора доходов бюджета не будут исполнены по следующим причинам:
- В соответствии со ст. 38.2 БК РФ единство кассы предусматривает собой осуществление всех зачислений и кассовых выплат с единого счета бюджета. В свою очередь применение некассового метода не предусматривает поступление средств на лицевой счет.
- Ст. 218 БК РФ предусмотрено зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов и сборов, а также перечисление излишне распределенных и возврат излишне уплаченных сумм.
- В ст. 46 БК РФ прописано, что суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед казенным учреждением должны быть перечислены в бюджет бюджетной системы РФ по нормативу 100%.
- В ст. 160.1, которая определяет бюджетные полномочия администратора доходов бюджета, не предусмотрено полномочий по распоряжению администрируемыми доходами до поступления этих доходов в бюджет.
Также взыскание пеней и штрафов некассовым методом без перечисления данных сумм в бюджет приведет к уменьшению показателя исполнения обязательств учреждения. В этом случае в распоряжении учреждения останутся средства, высвобожденные в результате взаимозачета требований и неиспользованные в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств. Использование данных средств на финансирование учреждения вместо возврата средств в бюджет неправомерно.
Из этого следует, что казенные учреждения не применяют способ взаимозачета требований. Исключением является удержание учреждением штрафов (пени) из вознаграждения по контракту и самостоятельное перечисление этих средств в бюджет системы РФ.
Рассмотрим на Примере 1 порядок отражения операций по взысканию с контрагента штрафа за нарушение им условий заключенного государственного контракта зачетом встречных требований в бюджетном учете и бюджетной отчетности администратора доходов бюджета.
Учреждение, наделенное правами администратора дохода бюджета, за счет выделенных ему лимитов бюджетных обязательств, заключило государственный контакт с контрагентом на оказание работ (услуг) по содержанию имущества на сумму 150 000 руб. В ходе исполнения государственного контракта поставщиком были нарушены условия предоставления работ (услуг), что повлекло за собой материальную ответственность. Штраф в размере 5000 руб. был взыскан с контрагента путем зачета встречных требований.
Порядок формирования бухгалтерских записей в зависимости от отражения ситуации представлен в таблице 1.
Таблица 1. Проводки к примеру 1
При использовании некассового исполнения обязательств по доходам бюджета
При обязанности возврата средств в доход бюджета вне зависимости от метода получения
Отражено поступление лимитов бюджетных обязательств в соответствии со сметой расходов учреждения
Принято бюджетное обязательство по заключенному государственному контракту
Принят акт на оказанные поставщиком работы (услуги)
Приняты денежные обязательства по предоставленным работам (услугам)
Выставлено требование поставщику об уплате штрафа за нарушение условий государственного контракта
Погашена предъявленная поставщику сумма штрафа зачетом встречного требования
Читайте также: