Налоговые проверки крупнейших налогоплательщиков

Обновлено: 17.04.2024

С 01.07.2021 года администрирование крупнейших налогоплательщиков – физических лиц было возложено на Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 10 (далее также МИ ФНС по КН № 10).

В МИ ФНС по КН № 10 подлежат администрированию физические лица, суммарный объем доходов которых за год превышает 500 млн. руб. за два года из предшествующих 4-х лет.[1]

Данное условие для перехода под администрирование в МИ ФНС по КН № 10 куда проще показать на примерах.

Пример №1:

«Доходы физического лица А:

  • 2020 г. – 550 млн. руб. доход от дивидендов и торговли ценными бумагами;
  • 2019 г.- 50 млн. руб. доход от торговли ценными бумагами и реализации имущественных прав;
  • 2018 г. – 24 млн. руб. доход от трудовой деятельности;
  • 2017 г. – 510 млн. руб. доход от продажи объекта недвижимости.

Пример №2:

«Доходы физического лица Б:

  • 2020 г. – 110 млн. руб. доход от прибыли КИК и купонный доход по облигациям;
  • 2019 г. – 900 млн. руб. доход от продажи доли в ООО;
  • 2018 г. – 170 млн. руб. доход от сдачи имущества в аренду и продажи объекта недвижимости;
  • 2017 г. – 10 млн. руб. доход от выигрыша в лотерею.

На сегодняшний момент критерий по отнесению физ. лиц к категории крупнейших определен ФНС РФ довольно ограничено и не содержит дополнительных пояснений.

Так в налоговом законодательстве отсутствует такая категория, как суммарный объем доходов. Поэтому возникает ряд трудностей, к примеру, не понятно на какие строки каких форм налоговых деклараций налоговый орган будет смотреть для определения суммарного дохода.

Сроки для перехода физических лиц в МИ ФНС по КН № 10 пока не определены, но, на наш взгляд, ФНС РФ справится с этой задачей до 2022 года.

Отнесение физических лиц к категории крупнейших – это инструмент, который направлен в первую очередь на крайне состоятельных налоговых резидентов России. Однако при осуществлении разовых сделок, выплат и прочих жизненных обстоятельствах многие состоятельные физические лица, по нашим оценкам, могут попасть под администрирование в МИ ФНС по КН № 10.

Сам по себе переход в МИ ФНС по КН № 10 не несет никаких налоговых рисков, но существенно улучшит качество администрирования за расчетом и уплатой налогов физических лиц, которые ранее могли недостаточно полно администрироваться местными налоговыми органами.

Практика ужесточения контроля со стороны налоговых органов при улучшении системы администрирования для налоговой практики не нова.

Так для владельцев КИК с 2020 г. была введена новая льгота, предусматривающая признание фиксированной прибыли КИК и возможность уплаты 5 млн. руб. налога в год без обязанности предоставления финансовой отчетности.[2] После того, как 270 бизнесменов воспользовались данной льготой за 2020 год, начался целенаправленный поток налоговых проверок, в ходе которых налоговые органы обязали представить пояснения и документы по расчету прибыли КИК за предыдущие периоды.[3]

В случае перевода на налоговое администрирование в МИ ФНС по КН № 10 физическое лицо может столкнуться с более тщательными проверками:

  1. Соблюдения правил о Контролируемых иностранных компаниях;
  2. Корректностью отображения движения денежных средств и доходов от источников в России и за ее пределами;
  3. Декларирования объектов недвижимости за рубежом и прочих активов;
  4. Налоговой выгоды при осуществлении сделок (рыночность цены, мнимые сделки и пр.);
  5. Прочие проверки корректности отображения доходов и соблюдения налогового и валютного законодательства.

Например, не понятно как будут применяться нормы о сквозных выплатах дохода в адрес физических лиц при тех или иных формах работы холдинговых структур, сделках и иных операций, приводящих к необходимости отражения существенного дохода.

Также до сих пор не определено, подпадают ли под критерии все доходы или только доходы, подлежащие налогообложению.

Каждое физическое лицо, обладающее высокими доходами, должно самостоятельно для себя определить:

  • Есть ли на сегодняшний момент формальные и фактические основания для перехода под администрирование вМИ ФНС по КН № 10;
  • Как необходимо планировать будущие сделки и деятельность, чтобы не подпадать под администрирование в МИ ФНС по КН № 10;
  • Какие последствия могут возникнуть при изменении администрирования и как их минимизировать.

[1] Приказ ФНС от 11.06.2021 № ЕД-7-22/563@

[2] Статья 227.2. "Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ;

Читайте также: