Налоговые льготы трудноизвлекаемые запасы

Обновлено: 30.06.2024

Первые льготы

Легкая нефть в России почти кончилась — за последние два десятилетия доля трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) выросла до 70%. По разным оценкам, в мире добыча такой нефти составляет 19,4% от общей добычи. При этом в России вовлечено в разработку только около 0,2%. По данным Агентства энергетической информации США (IEA), по объему запасов трудноизвлекаемой нефти, которую можно добыть при существующих сегодня технологиях, Россия занимает первое место в мире — 75 млрд баррелей, или 10,3 млрд т.

Во-первых, около 65% всех трудноизвлекаемых запасов приходится на месторождения Западной Сибири и Республики Коми.

Во-вторых, в Югре рентабельными считаются лишь 64% запасов округа, остальные запасы не разрабатываются из-за высокой налоговой нагрузки.

В-третьих, правительство делает особую ставку на разработку Баженовской свиты, которая, в случае создания стимулов для ее освоения, выведет российскую нефтедобычу на новый уровень. Напомним, площадь распространения ее нефтеносных сланцев составляет более 40% территории ХМАО. По экспертным оценкам, извлекаемые ресурсы нефти в пластах баженовской свиты в Югре достигают более 3 млрд т, геологические ресурсы — около 11 млрд т.

По данным Научно-аналитического центра рационального недропользования им. В.И. Шпильмана (НАЦ РН им. В.И. Шпильмана), по ХМАО под критерии трудноизвлекаемых подпадает 386 залежей 96 месторождений с суммарными начальными извлекаемыми запасами почти 1,8 млрд т нефти.

Сейчас из Баженовских отложений на территории Югры добывается около 500 тыс. т нефти и еще порядка 12 млн т — из месторождений Тюменской свиты. По оценкам экспертов НАЦ РН, применение закона о льготах позволит нефтяникам к 2020 году добывать на Баженовской и Абалакской свитах до 5–6 млн т в год.

С надеждой на Бажен

Если раньше нулевая ставка НДПИ была определена для месторождений со степенью выработанности запасов не более 3%, то теперь этот критерий повышен до 10%.

— Если порог выработанности поднимут до 10%, то под действие налоговых льгот у нас дополнительно попадут более 40 залежей с извлекаемыми запасами порядка 40 млн т, — сообщили в компании.

В Минфине законопроект поддержали.

— Потери бюджета от принятия этих поправок для госбюджета минимальны, — говорит замдиректора департамента налоговых и таможенно-тарифной политики Минфина Алексей Сазонов.

Но закон ждут не только нефтяники — в нем заинтересовано и правительство Югры. Там считают Баженовскую свиту достойным ответом крупнейшим сланцевым проектам США. В правительстве ХМАО полагают, что что добыча на этом участке позволит превзойти показатели, которых достигли американские компании, осваивающие сланцевые месторождения в Северной Дакоте. По оценкам Американского энергетического агентства (ENI), запасы Баженовской свиты содержат около 170 млрд т сланцевой нефти. При этом за последние 20 лет было добыто чуть более 5 млн т.

Преференций всё равно мало

Но несмотря на налоговые преференции, в том числе и новые, нефтяные компании вряд ли проявят невиданную активность в разработке Баженовской свиты и добыче сланцевой нефти. Всему виной - действующая система налогов и платежей в нефтяном комплексе все еще имеет четко выраженный фискальный характер. Величина налогов и платежей не зависит от экономики нефтедобывающих предприятий, потому что не учитываются разные условия добычи нефти на разных месторождениях, считают в Лукойле.

— Вариантов простимулировать нефтяников начать добычу трудноизвлекаемых запасов мало. Правительство выбрало наиболее приемлемый из них, но пожадничало, — считает Кокорева.

По ее словам, сложность разработки Баженовской свиты заключается в том, что добыча сланцевой нефти предполагает бурение на участке множества скважин и трубопровод к каждой из них не подведешь — невыгодно. Нужно искать другие способы транспортировки, но другие еще более затратные — дешевле трубы пока ничего нет.

— Льготное налогообложение повысит привлекательность месторождений с трудноизвлекаемыми запасами среди нефтяных компаний, но не таких сложных, как Баженовская свита, — уверена Кокорева.

— При сегодняшней системе налогов даже при нулевой ставке добываемая на трудных месторождениях нефть всё равно будет оставаться дорогой, — считает Григорий Выгон из Сколково. — Поэтому понадобятся еще льготы.

Перспективы длительного сохранения низких цен на нефть создают предпосылки для пересмотра принципов налогообложения российской нефтяной отрасли, уверены некоторые эксперты в сфере ТЭК и налогового права. Но перенастройка налоговой системы выглядит исключительно сложной задачей, поскольку она должна учитывать несколько разных направлений — наполнение бюджета, создание стимулов для освоения новых запасов углеводородов, удержание доли на экспортных рынках и интересы внутреннего топливного рынка.

Снижать нельзя повысить

По данным регулярного мониторинга экономической ситуации в России, проводимого специалистами РАНХиГС и Института Гайдара, по итогам четырех месяцев 2020 года объем дополнительных нефтегазовых доходов российского бюджета сократился почти вдвое к тому же периоду прошлого года, до 511,2 млрд против 966 млрд рублей. Если за первые три месяца текущего года объем нефтегазовых доходов снизился к аналогичному периоду 2019 года на 1,1% ВВП (до 7% ВВП), то по итогам января-апреля сокращение составило уже 2,2% ВВП. Доля нефтегазовых доходов федерального бюджета в апреле упала до 19,1% против 29,5% в марте.

Начавшееся после возобновления сделки ОПЕК+ восстановление цен на нефть быстро сказалось на углеводородном пополнении бюджета.

Первоначально Минфин РФ рассчитывал, что недополученные нефтегазовые доходы в мае составят 190,1 млрд рублей, хотя фактический показатель оказался существенно меньше — 58,2 млрд рублей. Тем не менее, он значительно превосходит мартовскую цифру (22 млрд рублей), а на июнь Минфин на днях спрогнозировал недополучение 145,5 млрд рублей нефтегазовых доходов.

Но даже если нефтяные цены относительно надолго закрепятся в районе точки отсечения бюджетного правила (42,5 $ за баррель в текущем году), это вряд ли станет серьезным облегчением как для бюджета, так и для нефтяников. Мало того, что Россия взяла на себя серьезные обязательства по снижению добычи в рамках ОПЕК+ — сама по себе существующая система налогообложения отрасли не позволяет рассчитывать на серьезный рост поступлений, а заодно и не стимулирует нефтяников к развитию добычи.

С одной стороны, еще в прошлом году, в соответствии с данными ФНС, доля льготируемой нефтедобычи в России составила 56% от общего объема без учета соглашений о разделе продукции (СРП). С другой стороны, напоминает директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК компании VYGON Consulting Дарья Козлова, несмотря на значительное количество понижающих коэффициентов, средняя эффективная ставка налогообложения отрасли в целом по стране остается высокой — 86%. Нельзя забывать, что в России самый высокий уровень налоговой нагрузки на нефтедобычу в мире, изымающий в зависимости от уровня цен от 40% до 70% выручки.

«Это приводит к тому, что налоговые стимулы часто являются неэффективными для ввода в разработку определенных категорий активов. Как показали результаты инвентаризации запасов, при текущей цене в $40 за баррель рентабельны только 36% запасов крупных месторождений с текущими извлекаемыми запасами более 5 млн тонн.

В результате получается, что текущая фискальная система в сегменте несет значительные риски снижения добычи не только из-за соглашения ОПЕК+, а уже по естественным причинам в среднесрочной перспективе.

Когда исключений больше, чем правил

Существующая регуляторная основа развития отрасли, говорится в отчете, не отвечает современным требованиям, не принят ряд приоритетных законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности недропользования, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр.

По его мнению, отменить часть льгот законодателю так или иначе придется, иначе невозможно будет компенсировать выпадающие доходы бюджета. Это связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, ожидается общее падение доходов бюджета и рост расходов на восстановление экономики от последствий нынешнего кризиса. А во-вторых, по мере нарастания истощенности разрабатываемых запасов природных ресурсов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения в структуре добычи продолжит расти доля месторождений с пониженной эффективной ставкой налогообложения в виде льгот по НДПИ и экспортной пошлине, а также режима налога на добавленный доход (НДД).

Льготы по НДПИ не должны создавать неравные условия для эксплуатации месторождений, уверена Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС. Снижение поступлений в бюджет по льготным месторождениям, по ее мнению, рано или поздно станет сигналом для изменений в налоговом законодательстве.

Скорее всего, предполагает Мирзоев, будет отменена часть адресных льгот по НДПИ и экспортной пошлине для нефтяной отрасли. «Какие именно это будут льготы, пока сказать сложно, но стоило бы рассмотреть возможность отмены льготы по НДС (в виде нулевой ставки) для экспорта всех природных ресурсов (нефть, газ, металлы, алмазы, лес, т. д.) в непереработанном виде.

Введение вычетов затрат на ГРР из базы по налогу на прибыль — практика, принятая во всем мире, — обсуждается в России еще с 2015 года, но пока такая мера действует только для континентального шельфа, напоминает Дарья Козлова. Между тем, подчеркивает она, для повышения объема инвестиций в разведку с текущего уровня в 400 млрд рублей необходимо ее распространение и на сушу.

«Приоритетными направлениями с точки зрения предоставления такой меры должны стать регионы с наибольшим ресурсным потенциалом — это прежде всего Арктика. Также перспективным является доюрский комплекс Западной Сибири.

Инвестиционные проекты в нефтегазодобыче может поддержать и НДД, пока находящийся в экспериментальном режиме, добавляет Тамара Сафонова. Применение налогообложения после достижения срока окупаемости проектов, по ее мнению, также важно и для запуска новых проектов в сферах нефтепереработки, нефтехимии, производства СПГ, метанола и других продуктов, востребованных на внутреннем и внешнем рынке.

Горизонт-2022

Пересмотр и систематизация системы льгот и налогов — это вопрос стратегии развития отрасли на многие годы вперед, подчеркивает руководитель аналитического департамента инвестиционной компании AMarkets Артем Деев. По его мнению, эти меры сейчас нужно рассматривать не только с точки зрения выгоды для государства и нормы прибыли компаний, но и с учетом долговременного тренда на снижение нефтяных котировок. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что доля легко добываемых запасов нефти в стране снижается, а количество месторождений трудноизвлекаемых запасов растет.

В последнем случае ситуация осложняется тем, что у региональных властей нет стимула помогать нефтяным компаниям, ведущим разработку и добычу нефти на территории их субъектов.

С 2010 года НДПИ зачисляется полностью в федеральный бюджет, и вводить льготы или предоставлять скидки по региональным и местным налогам региональным властям нецелесообразно, напоминает Юрий Мирзоев.

В нынешних экстраординарных условиях, по его мнению, обязательно нужно пересматривать и параметры налогового маневра, так как его проведение в условиях снижения мировых цен на нефть является не вполне обоснованным и приводит только к удорожанию цен на нефтепродукты на внутреннем рынке, запуская тем самым дополнительные механизмы инфляции.

Параметры налогового маневра действительно предстоит пересматривать.

С этим соглашается и Артем Деев, однако пока, по его словам, совершенно непонятно, каким образом будет соблюден баланс между доходами бюджета и нефтяной отрасли, тем более что последняя сама вынуждена будет пройти через процесс оптимизации.

Система налогообложения, скорректированная на фоне повышения нефтяных цен в 2018–2019 годах, уже не выполняет функционал в сегодняшней ситуации, когда падает уровень цен и необходимо сокращение добычи, констатирует Тамара Сафонова. В качестве одного из очевидных аргументов она приводит недавний пример: наполнение бюджета за счет демпфирующей компоненты, которая вышла в феврале–апреле в отрицательный сегмент, лишь привело к росту оптовых цен на моторное топливо, хотя демпфер был введён как компенсационный механизм для НПЗ. Поэтому, резюмирует эксперт, налоговая система должна гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка, особенно если в основе поступлений в бюджет лежат нефтяные цены.

Российские нефтяники не получат пока государственной поддержки в виде налоговых льгот, решил президент. Возможно, отрасль ожидают трудные времена, однако с точки зрения стратегических интересов это решение может оказаться правильным

Вопрос о льготах для добывающих компаний приобретает особую остроту для отечественной экономики. Отрасль, которая дает больше половины доходов государственного бюджета, оказалась в патовом положении. Против нее работают сразу три мощных фактора, способных привести если не к коллапсу, то к постепенному затуханию активности.

Трудности впереди

На этом фоне, считают ведущие эксперты отрасли, глобальный рынок нефти уже к 2035 году или еще раньше столкнется с падением спроса. Бурное развитие электротранспорта, высокая энергоэффективность новой экономики вкупе с энергосбережением и в целом стратегический прицел мировой энергетики на отказ от ископаемых энергоносителей ударят в первую очередь по углю и нефти.

Именно поэтому стратегической линией для главной российской отрасли стали два направления: стимулирование нефтеотдачи на давно действующих промыслах и выпрашивание налоговых льгот у государства. Нынешний уровень добычи поддерживается в основном за счет бурения дополнительных скважин, ввода в эксплуатацию обойденных ранее участков и горизонтов на старых месторождениях, а также технологических методов воздействия на пласт для интенсификации притока нефти из недр. А в условиях так называемого налогового маневра правительства, то есть увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за счет сокращения экспортной пошлины, единственным спасением проектов, требующих дополнительных затрат, стали точечные налоговые льготы для избранных месторождений. Действующие льготы будут сохранены, как обещал в июне премьер-министр Дмитрий Медведев.

Иными словами, все говорит о том, что добыча нефти в России должна сокращаться. Еще в сентябре прошлого года министр энергетики Александр Новак заявил на заседании правительства, что при сохранении нынешних тенденций и условий добыча сократится с ожидаемого в 2021 году пика 570 миллионов тонн до 310 миллионов тонн к 2035 году. Это значит, что страна фактически покинет ряды экспортеров нефти и будет добывать лишь столько, чтобы удовлетворить внутренние потребности. Чтобы задержать падение, считают нефтяники и их лоббист Новак, отрасли необходимы налоговые льготы.

Нужны ли льготы

Если следовать логике предложения, с которым к руководству страны обратился Игорь Сечин, то выгода очевидна: затрат государственных средств вроде бы никаких, а потенциальная польза огромна, тем более с учетом стратегической задачи освоения Арктики. Будут льготы — будет проект, а не будет льгот — не будет и проекта. Освобождение от налогов, строго говоря, субсидией не является. Это стимул для инвестирования в проект, который без такого стимулирования вообще не имеет шансов на осуществление.

Это проект не только затратный, но и долгосрочный. Окупить освоение нескольких групп месторождений в тяжелейших условиях Арктики, строительство 5500 километров нефтепроводов и прочей инфраструктуры в тундре, на вечной мерзлоте, а также нефтеэкспортных терминалов на трассе Северного морского пути сразу не получится. Учитывая размер капиталовложений, окупятся они не раньше, чем лет через 15-20, по самым оптимистичным оценкам, а эксперты, выступавшие в мае на пресс-конференции в Минвостокразвития, утверждают, что окупаемость проекта не будет обеспечена и через 25 лет. Вызывают сомнения и оценки ресурсной базы месторождений, которые предполагается включить в арктический проект. Доказанные запасы, по данным Минприроды, пока составляют 870 миллионов тонн, и объема этого явно недостаточно для того, чтобы оправдать вложения в размере 8,5 триллиона рублей.

Если же рынок нефти действительно начнет сжиматься к 2035 году под давлением падающего спроса, нет смысла вкладывать колоссальные средства в организацию добычи дорогостоящей арктической нефти, когда в мире и без этого виден переизбыток нефти с низкой себестоимостью.

Кроме того, надо учесть чрезвычайную экологическую ранимость Арктики. Многие специалисты выступают против нефтяных проектов в этой зоне, поскольку даже небольшая авария на нефтепроводах или промыслах может нанести непоправимый ущерб природе.

Откуда деньги

Долгие годы, пока задуманное начинание не окупится и не станет приносить реальный доход, сливки с проекта будут снимать только его инициаторы, но никак не российское государство и тем более не население страны.


Современные методы исследований позволили уточнить геологические модели и запасы многих месторождений Западной Сибири. Новые технологии обеспечивают рост коэффициента извлечения нефти и рентабельность добычи даже в сложных случаях, что постоянно расширяет экономические горизонты. К примеру, в 1980–1990-е годы ачимовская и баженовская свиты, среднеюрские и палеозойские отложения Западной Сибири разрабатывались только на нескольких месторождениях, которые в силу уникальных геологических условий обеспечивали рентабельную добычу без применения технологий стимуляции. Верхнеюрские отложения были вовлечены в разработку лишь частично. Сейчас последние уже введены в масштабную разработку. Активизировалась разработка среднеюрских, палеозойских отложений и ачимовской свиты. Российские компании подбирают эффективные подходы к разработке баженовской свиты.

Однако пока в российской и мировой юриспруденции и науке нет единого определения и терминологии в отношении трудноизвлекаемых запасов нефти. Но именно введение понятия трудноизвлекаемых запасов — ключ к развитию нефтяного сектора, считают в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (ГКЗ).

Впервые понятие ТРИЗов появилось в советской промышленности в конце 1970-х годов. Первые трудные месторождения были открыты отечественными геологами в 1960-х годах. Тогда появилось понятие запасов баженовской, абалакской и фроловской свит Западной Сибири. В 1980-х были разведаны удаленные от инфраструктуры месторождения в Карском, Баренцевом морях и на Сахалине. По мере открытия таких месторождений и их осмысления учеными и промышленниками сложилось представление о ТРИЗ как о запасах, которые содержатся в залежах, характеризующихся неблагоприятными для извлечения геологическими условиями или аномальными физическими свойствами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАПАСОВ

В 1994 году академики РАЕН Николай Лисовский и Элик Халимов предложили первую классификацию таких запасов и их количественные критерии. Классификация была основана на граничных значениях основных геологических и технологических параметров, а также на степени удаленности от существующих центров нефтегазодобычи. Были зафиксированы группы запасов аномальной по своим характеристикам нефти, неблагоприятных (малопроницаемых и низкопористых) коллекторов, технологическая группа ТРИЗ, определяемая по критерию выработанности месторождения. Была выделена географическая группа (по критерию удаленности от инфраструктуры) и группа низкопродуктивных пластов и горизонтов.

Эта классификация и сейчас используется при определении налоговых льгот. Однако количественные критерии групп, которые содержатся в Налоговом кодексе РФ и в классификации Лисовского и Халимова, различаются. В ГКЗ считают, что объективных обоснований принятых в Налоговом кодексе критериев отнесения запасов к ТРИЗ не существует. В первую очередь вопросы вызывает обоснование количественных критериев по проницаемости слоев, считает директор санкт-петербургского филиала ГКЗ Максим Ткаченко.

Сейчас достаточно четкие, пусть и временные критерии отнесения тех или иных запасов к трудноизвлекаемым дает приказ Министерства природных ресурсов РФ от 1998 года. Согласно ему, таковыми следует считать запасы, экономически эффективная (рентабельная) разработка которых может осуществляться только с применением методов и технологий, требующих повышенных капиталовложений и эксплуатационных затрат по сравнению с традиционно используемыми способами.

Пока к трудноизвлекаемым запасам нефти могут быть отнесены запасы всех типов залежей и месторождений, извлекаемые с применением термических методов или закачки реагентов, запасы подгазовых частей тонких (до 3 метров) нефтяных оторочек и запасы периферийных частей залежей, которые имеют насыщенные нефтью толщины меньше предельных для рентабельной разработки сетью эксплуатационных скважин.
Отнесение запасов к ТРИЗам по этим признакам производится на основании экспертизы Госкомиссии по запасам. Окончательное решение принимает Министерство природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством экономики РФ.

Чтобы дать определение ТРИЗов, необходимо анализировать неразрабатываемые запасы нефти и определить причины низкого вовлечения их в разработку, говорит Ткаченко. К ТРИЗ относятся запасы высоковязкой нефти, низкопроницаемые коллекторы, подгазовые зоны и нефтяные оторочки, выработанные (истощенные) залежи, нетрадиционные источники углеводородного сырья (сланцевые коллекторы) и месторождения, удаленные от инфраструктуры. Для каждой группы существуют как свои проблемы разработки, так и специальные технологические решения, дефицит которых тоже может стать основанием относить запасы к ТРИЗ.

ПРОНИЦАЕМОСТЬ КОЛЛЕКТОРОВ

Одним из наиболее эффективных критериев трудноизвлекаемости запасов является проницаемость коллекторов. В 2012 году распоряжением правительства РФ ТРИЗы были сведены в четыре категории — от проектов по добыче нефти из коллекторов с низкой, крайне низкой и предельно низкой проницаемостью до проектов по добыче сверхвязкой нефти. Чтобы стимулировать освоение таких залежей, была введена дифференцированная шкала налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Льгота для самых сложных проектов рассчитывается на 10 лет и подразумевает НДПИ в размере от 0 до 10% от стандартной ставки. Для средней категории сложности льгота составляет 10–30% на 7 лет, для более легких — 30–50% на 5 лет.

К примеру, драйвером разработки запасов низкопроницаемых коллекторов (это примерно 60% мировых запасов ТРИЗ) становится совершенствование технологий воздействия на пласт, в первую очередь — технологии гидроразрыва пласта. Различные вариации многостадийного ГРП успешно применяются на российских месторождениях. Однако отечественными технологиями, которые позволяют дифференцированно разрабатывать низкопроницаемую часть пласта и бурить высокотехнологичные скважины с приемлемым уровнем стоимости, российская нефтянка в широком масштабе пока не обладает.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ И ОТДАЛЕННЫЕ ЗАПАСЫ

ТРИзами признаются и запасы месторождений с высокой обводненностью. Для дальнейшей разработки выработанных (истощенных) залежей нужно решать проблему высокой себестоимости процесса, связанной с большим объемом извлекаемой вместе с нефтью воды. Снижение обводненности месторождений на 1% позволяет уменьшить операционные затраты на добычу нефти на 15%. Обводненные месторождения сегодня дают более 15% нынешней российской добычи.

Добыча высоковязкой нефти осложняется ее низкой подвижностью в пласте, сложностью подъема на поверхность и транспортировки. Проблема решается с применением дорогостоящих технологий, как правило, зарубежными. Например, это технологии закачки в пласт горячей воды или пара, применения специальных обогревателей и винтовых насосов.

К ТРИЗам относят и нефть из подгазовых зон и нефтяных оторочек месторождений. Главные проблемы при их разработке - неконтролируемые прорывы газа к нефтяным скважинам и низкие коэффициенты извлечения нефти. Необходимы специальные технологии изоляции нефтяных и газовых толщин. Дефицит таких технологий переводит данные запасы в категорию трудноизвлекаемых.

К льготируемым по критерию отдаленности в России сегодня относятся месторождения Якутии, Иркутской области, Красноярского края, Ненецкого АО, полуострова Ямал в ЯНАО. Некоторые субъекты РФ дают льготы для проектов добычи углеводородов на шельфе. Определение запасов на шельфе как ТРИЗов не является официальным, хотя трудности добычи здесь понятны, особенно в Арктике.

В конце прошлого года к сланцевой революции присоединился и Китай. О своем первом крупном сланцевом месторождении нефти с запасами не менее 100 млн тонн объявила Китайская национальная нефтяная корпорация (CNPC). Запасы обнаружены в провинции Шэньси в центральной части страны.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДОБЫЧИ

Развитие мировой энергетики в последнее десятилетие отражает активизацию бизнеса в разработке трудноизвлекаемых запасов углеводородного сырья, в частности, нефти. Существующее разнообразие подходов к понятию и классификации трудноизвлекаемых запасов нефти обусловило потребность в применении различных финансово-налоговых и организационно-экономических инструментов стимулирования их разработки. Наиболее действенными в современных условиях являются налоговые преференции. Целью настоящего исследования является анализ классификационных подходов к понятию трудноизвлекаемых запасов нефти и действующих налоговых льгот в зависимости от качества углеводородного сырья, свойств коллекторов, территориального расположения месторождений. Обозначенные положительные и негативные моменты позволили авторам предложить использование налога на добавленный доход для малых нефтедобывающих предприятий, которые ведут свою деятельность в традиционных регионах нефтедобычи.


6. Шпуров И. Новая классификация запасов углеводородов – средство регулирования инновационного процесса в ТЭК // Нефтегазовая Вертикаль. – 2014. – № 16. – С. 54, 46–56.

7. Ященко И.Г. Трудноизвлекаемые нефти: физико-химические свойства и экологические последствия их добычи // Экспозиция Нефть Газ. – 2014. – № 1. – С. 30–35.

Большое колличество трудноизвлекаемых запасов (ТРиЗ) в России и их многообразие требуют существенных финансово-инвестиционных ресурсов и внедрения новаций в производственно-технологический процесс, поэтому востребована продуманная финансово-налоговая государственная политика. Целью нашего исследования является анализ существующих налоговых инструментов стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов.

Кроме того, существует отождествление трудноизвлекаемых запасов с нетрадиционными видами нефти и газа. Так, в США к нетрадиционной нефти относят:

– тяжелую нефть и битумы, которые добываются из битуминозных песков Канадской проивнции Альберта и других регионов мира;

– сверхтяжелую нефть, которая добывается в Венесуэле в бассейне р. Ориноко;

– керогеновую нефть, или сланцевое масло, которое добывается из горючих сланцев;

– легкую нефть плотных пород, которая располагается в слабопроницаемых коллекторах.

Структура традиционных месторождений предполагает наличие коллекторов с хорошей проницаемостью (более 0,01 мкм 2 ) и непроницаемых пород (покрышек), которые удерживают скопления углеводородов. Отсутствие данной комбинации позволяет говорить о нетрадиционных запасах, разработка которых требует отличных технологий. Таким образом, к нетрадиционным источникам газа относятся газогидраты, газ плотных низкопроницаемых пород (проницаемость коллектора ≈ 1 мД ), метан угольных пластов (проницаемость коллектора ≈ 0,1 мД), сланцевый газ (проницаемость коллектора 0,001 мД), водорастворенный газ, газ глубоких горизонтов.

В существующем российском нормативно-правовом поле можно выделить несколько подходов к определению трудноизвлекаемых запасов.

2. С точки зрения качества углеводородного сырья выделяются нефти со аномальными физико-химическими свойствами: тяжелые; вязкие; сернистые; парафинистые; смолистые; с высокой (более 500 м 3 /т) или низкой (менее 200 м 3 /т) газонасыщенностью; с наличием более чем 5 % в свободном и (или) растворенном газе агрессивных компонентов (сероводород, углекислота) [7, с. 32]. По данным Института химии нефти СО РАН, данные виды нефти являются распространенными на многих месторождениях мира.

В инструкции по применению классификации запасов и ресурсов нефти и горючих газов нефть по составу и физическим свойствам подразделяется в зависимости от свойств, группового углеводородного состава, фракционного состава, содержанию серы и других неуглеводородных компонентов, асфальтенов и смол [2].

3. С точки зрения коллекторских свойств вмещающего пласта, которые влияют на физико-химические характеристики углеводородного сырья. Одной из основных характеристик коллекторов является проницаемость – способность пород пласта пропускать жидкость и газ при перепаде давления [5].

По величине проницаемости продуктивные пласты делятся на низкопроницаемые (от 0 до 100 мД); среднепроницаемые (от 100 мД до 500 мД); высокопроницаемые (более 500 мД). Существует деление на 5 классов коллекторов (мкм2): очень хорошо проницаемые (> 1); хорошо проницаемые (0,1–1); средне проницаемые (0,01–0,1); слабопроницаемые (0,001–0,01); плохопроницаемые ( 2 .

Отметим, что согласно распоряжению Правительства РФ № 700-р от 3 мая 2012 г. выделяются четыре категории проектов по добыче трудноизвлекаемой нефти, определенных на основе показателей проницаемости коллекторов и вязкости нефти:

1) проекты по добыче нефти из коллекторов с низкой проницаемостью в интервале от 1,5 до 2 милидарси включительно (от 1,5×мкм 2 до 2× мкм 2 включительно);

2) проекты по добыче нефти из коллекторов с крайне низкой проницаемостью в интервале от 1 до 1,5 милидарси включительно (от 1×10 –3 мкм 2 до 1,5×10 –3 мкм 2 включительно);

3) проекты по добыче нефти из коллекторов с предельно низкой проницаемостью до 1 милидарси включительно (до 1×10 –3 мкм 2 включительно);

4) проекты по добыче сверх вязкой нефти с вязкостью нефти в пластовых условиях более 10 000 мПа×с.

Другими характеристиками вмещающих пород являются низкая пористость коллекторов, залегание коллекторов на низких глубинах и (или) в зоне вечной мерзлоты, внутрипластовые температуры (100 °C > t –3 мкм2 и эффективной нефтенасыщенной толщине пласта не более 10 метров;

0,4 – при проницаемости не более 2×10 –3 мкм и эффективной нефтенасыщенной толщине пласта более 10 метров.

Значение Кд, равное 0,8, применяется при добыче нефти из конкретной залежи тюменской свиты.

Для Республик Башкортостан и Татарстан предусмотрены налоговые вычеты, применяемые к рассчитанной сумме НДПИ, касающиеся нефти, добытой из месторождений с начальными запасами по состоянию на 1.01.2011 г. 2500 млн т и 200 млн т или более. Расчет налоговых вычетов зависит от величины экспортной пошлины.

Коэффициент, характеризующий регион добычи и свойства нефти (Ккан), равный 0, применяется в отношении нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в ряде субъектов РФ (Республика Саха (Якутия), Иркутская область, Красноярский край).

При разработке новых морских месторождений углеводородного сырья (УС) используется специальный порядок расчета налоговой базы и ставки НДПИ в 15 %, прикладываемой к налоговой базе. Налоговая база определяется как стоимость углеводородного сырья. Последняя является произведением количества добытого полезного ископаемого и минимальной предельной стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Минимальная предельная стоимость углеводородного сырья в части нефти определяется как произведение средней за истекший налоговый период цены нефти в долларах США за баррель на мировых рынках и среднего за этот налоговый период значения курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБР.

Резюмируя вышеизложенное, можно отметить:

1. Разнообразие видов налоговых преференций для разных видов трудноизвлекаемой нефти: нулевая ставка НДПИ, пониженные коэффициенты в формуле расчета НДПИ, специальный порядок расчета налоговой базы для ряда месторождений, что значительно усложняет расчет НДПИ, а также негативно сказывается на администрировании налоговой системы.

2. Льготы наиболее ощутимы для крупного бизнеса, разрабатывающего крупные месторождения, что позволяет увеличить имеющиеся финансово-инвестиционные ресурсы для разработки и внедрения новых технологий. Малые нефтедобывающие предприятия, имеющие в своем активе мелкие месторождения, расположенные в традиционных районах нефтедобычи, значительных финансовых выгод не получают от снижения налоговой нагрузки при освоении трудноизвлекаемых запасов нефти. В связи с высокой стоимостью специальных технологий и оборудования, квалифицированного персонала, требуемого для разработки необходимы значительные инвестиционные ресурсы, приобретение которых на фондовом, кредитном рынке для малого бизнеса является сложной задачей.

3. Действенной мерой с целью поддержки малого бизнеса в нефтегазовом секторе является, по мнению авторов, применение вместо НДПИ налога на добавленный доход в течение 5 лет. Выпадающие налоговые поступления в бюджетную систему будут частично компенсированы поступлениями от налога на прибыль.

Рецензенты:

Боярко Г.Ю., д.э.н., к.г.-м.н., профессор, заведующий кафедрой экономики природных ресурсов Томского политехнического университета, г. Томск;

Язиков Е.Г., д.г.-м.н., профессор, заведующий кафедрой геоэкологии и геохимии НИ ТПУ, г. Томск.

Читайте также: