Налоговые льготы объекты культурного наследия

Обновлено: 18.05.2024

На земельном участке, принадлежащим городу Якутска, находится мое нежилое здание, которое по выписке из ЕГРН является объектом культурного наследия. Мэрия обратилась в суд за взысканием платы за фактическое пользование земельным участком. Правомерны ли действия мэрии?

Ответы на вопрос:

Роман! Если не заключен договор аренды (ст.606 ГК РФ, ст.39.11 Земельного кодекса РФ), то за пользование земельным участком вправе брать плату как неосновательное обогащение: в силу п.1 ст.1102 ГК РФ

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Так что требования правомерны. И если не будут удовлетворены в добровольном порядке, то взыщут через суд.

Да,првомерны, есть обширная судебная практика, где взимается плата за фактическое использование земельного участка. Вот один из примеров. Вопрос второй в стоимости, так как права Ваши ограничены, так как это обьект культурного наследия.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N 12790/13 Суд оставил без изменения решение нижестоящей судебной инстанции о взыскании с партнерства в пользу администрации неосновательного обогащения за пользование земельным участком, поскольку иск заявлен управомоченным лицом и плата за фактическое использование партнерством земельного участка подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения, что обусловлено невыполнением партнерством обязанности по надлежащему оформлению на этот участок прав собственности или аренды.

Т.е. прежде чем с вас требовать плату за пользование земельным участком, должно быть оформлено документально

Статья 48. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия

1. Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

2. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

5. Распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований настоящего Федерального закона.

6. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, при реализации объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия.

(п. 6 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

7. В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.

Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

(п. 7 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

8. До утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

(п. 8 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

9. В случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

На земельном участке, принадлежащим городу Якутска, находится мое нежилое здание, которое по выписке из ЕГРН является объектом культурного наследия. Мэрия обратилась в суд за взысканием платы за фактическое пользование земельным участком. Правомерны ли действия мэрии?

Ответы на вопрос:

Роман! Если не заключен договор аренды (ст.606 ГК РФ, ст.39.11 Земельного кодекса РФ), то за пользование земельным участком вправе брать плату как неосновательное обогащение: в силу п.1 ст.1102 ГК РФ

Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Так что требования правомерны. И если не будут удовлетворены в добровольном порядке, то взыщут через суд.

Да,првомерны, есть обширная судебная практика, где взимается плата за фактическое использование земельного участка. Вот один из примеров. Вопрос второй в стоимости, так как права Ваши ограничены, так как это обьект культурного наследия.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 декабря 2013 г. N 12790/13 Суд оставил без изменения решение нижестоящей судебной инстанции о взыскании с партнерства в пользу администрации неосновательного обогащения за пользование земельным участком, поскольку иск заявлен управомоченным лицом и плата за фактическое использование партнерством земельного участка подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения, что обусловлено невыполнением партнерством обязанности по надлежащему оформлению на этот участок прав собственности или аренды.

Т.е. прежде чем с вас требовать плату за пользование земельным участком, должно быть оформлено документально

Статья 48. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия

1. Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

2. Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

5. Распоряжение объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, в том числе их отчуждение или передача прав владения и (или) пользования такими объектами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии выполнения требований настоящего Федерального закона.

6. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом ограничения (обременения) прав на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, сохраняются при переходе права собственности или иных вещных прав на указанные объекты к другому лицу, в том числе при обращении взыскания на объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, по обязательствам собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, при реализации объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка в процедурах банкротства должника - собственника или иного законного владельца такого объекта культурного наследия или соответствующего земельного участка, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях перехода права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия.

(п. 6 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

7. В случае, если к моменту заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, в отношении указанного объекта, земельного участка действует охранное обязательство, предусмотренное статьей 47.6 настоящего Федерального закона, такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании такого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.

Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, указанного в абзаце первом настоящего пункта.

(п. 7 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

8. До утверждения в порядке, установленном статьей 47.6 настоящего Федерального закона, охранного обязательства на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, к договорам, указанным в пункте 7 настоящей статьи, прилагаются иные действующие охранные документы: охранно-арендный договор, охранный договор или охранное обязательство в отношении памятника истории и культуры, охранное обязательство собственника объекта культурного наследия или охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, а также паспорт объекта культурного наследия (при его наличии).

(п. 8 введен Федеральным законом от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

9. В случае, если к моменту заключения указанных в пункте 7 настоящей статьи договоров в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, являющихся объектами сделки, не оформлены охранные документы, предусмотренные статьей 47.6 настоящего Федерального закона или пунктом 8 настоящей статьи, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, соблюдать установленный статьей 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Законопроект разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 04.12.2018 № ОГ-П44-8573, данного по итогам VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Наиболее оптимальным способом стимулирования и создания условий для привлечения инвестиций в указанную сферу деятельности Минкультуры России видит в предоставлении налоговых послаблений для владельцев усадебных комплексов.

В настоящее время количество исторических усадеб, в отношении которых проводятся работы по сохранению, крайне незначительно. Сложившаяся ситуация обусловлена дороговизной ремонтно-реставрационных работ, а также значительной финансовой нагрузкой собственников на содержание, эксплуатацию, текущий ремонт усадебных комплексов. Более того, значительное количество исторических усадеб находится в казне Российской Федерации, а основную финансовую нагрузку на содержание и проведение работ по их сохранению несет федеральный бюджет.

В целях решения вопроса сохранения исторических усадеб в Российской Федерации законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), предусматривающие льготы для владельцев усадебных комплексов.

Одновременно законопроектом предлагается внести отдельные изменения в НК РФ, касающееся иных объектов культурного наследия Российской Федерации.

В соответствии со статьей 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения объекты, являющиеся объектами культурного наследия федерального значения.

Законопроектом предлагается расширить указанную норму и освободить от уплаты налога на имущество организаций также объекты культурного наследия регионального и местного значения.

Кроме того, законопроектом предлагается ввести аналогичную норму и освободить физических лиц от налога на имущество в отношении объектов культурного наследия федерального, регионального или местного значения.

Одновременно законопроектом предусматривается для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые приобрели и восстановили усадьбы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, возможность применять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент, равный 3. При этом правом применения повышающего коэффициента могут воспользоваться не все собственники усадеб, а только те, которые приобрели усадьбы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, а значит требующие вложения значительных средств. Подобная норма позволит владельцам усадеб учитывать понесенные ими расходы на реставрацию, уменьшающие размер налога на прибыль, в ускоренном режиме.

Также законопроектом предлагается освободить от земельного налога собственников земельных участков, на которых расположены усадебные комплексы, являющиеся объектами культурного наследия и находящиеся в неудовлетворительном состоянии, на период восстановления (реставрации) усадебного комплекса, но не более чем на 7 лет.

Кроме того, законопроектом предлагается увеличить имущественный налоговый вычет для граждан с 2 млн. руб. до 4 млн. руб., в случае приобретения жилого дома или квартиры, являющихся объектами культурного наследия.

Одновременно предлагается установить, что физическое лицо-собственник усадебного комплекса имеет право на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведённых им расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на воссоздание (реставрацию) объекта культурного наследия, но не более 6 млн. рублей (в настоящее время предусмотрен налоговый вычет в размере 3 млн. руб. на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома).

Важно отметить, что после возникновения у частного лица права собственности на усадебный комплекс риски его физической утраты минимизированы Законом об объектах культурного наследия.

В отношении усадебных комплексов, переданных в частную собственность, сохраняются все предусмотренные Законом об объектах культурного наследия обязательства по их сохранению.

В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Закона об объектах культурного наследия в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, должностные лица органов охраны объектов культурного наследия имеют право предъявлять в суд соответствующие иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия.

Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Закона об объектах культурного наследия установлен запрет на строительство на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Также Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 243).

Усадебный мир России является национальным и культурным достоянием. Учитывая, что передача исторических усадеб в частную собственность сегодня является общемировой практикой, создание благоприятного налогового поля для владельцев усадебных комплексов сделает их более привлекательным объектом для инвестирования и, как следствие, позволит сохранить наше культурное достояние.

Законопроект разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 04.12.2018 № ОГ-П44-8573, данного по итогам VII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Наиболее оптимальным способом стимулирования и создания условий для привлечения инвестиций в указанную сферу деятельности Минкультуры России видит в предоставлении налоговых послаблений для владельцев усадебных комплексов.

В настоящее время количество исторических усадеб, в отношении которых проводятся работы по сохранению, крайне незначительно. Сложившаяся ситуация обусловлена дороговизной ремонтно-реставрационных работ, а также значительной финансовой нагрузкой собственников на содержание, эксплуатацию, текущий ремонт усадебных комплексов. Более того, значительное количество исторических усадеб находится в казне Российской Федерации, а основную финансовую нагрузку на содержание и проведение работ по их сохранению несет федеральный бюджет.

В целях решения вопроса сохранения исторических усадеб в Российской Федерации законопроектом предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), предусматривающие льготы для владельцев усадебных комплексов.

Одновременно законопроектом предлагается внести отдельные изменения в НК РФ, касающееся иных объектов культурного наследия Российской Федерации.

В соответствии со статьей 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения объекты, являющиеся объектами культурного наследия федерального значения.

Законопроектом предлагается расширить указанную норму и освободить от уплаты налога на имущество организаций также объекты культурного наследия регионального и местного значения.

Кроме того, законопроектом предлагается ввести аналогичную норму и освободить физических лиц от налога на имущество в отношении объектов культурного наследия федерального, регионального или местного значения.

Одновременно законопроектом предусматривается для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые приобрели и восстановили усадьбы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, возможность применять к основной норме амортизации специальный повышающий коэффициент, равный 3. При этом правом применения повышающего коэффициента могут воспользоваться не все собственники усадеб, а только те, которые приобрели усадьбы, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, а значит требующие вложения значительных средств. Подобная норма позволит владельцам усадеб учитывать понесенные ими расходы на реставрацию, уменьшающие размер налога на прибыль, в ускоренном режиме.

Также законопроектом предлагается освободить от земельного налога собственников земельных участков, на которых расположены усадебные комплексы, являющиеся объектами культурного наследия и находящиеся в неудовлетворительном состоянии, на период восстановления (реставрации) усадебного комплекса, но не более чем на 7 лет.

Кроме того, законопроектом предлагается увеличить имущественный налоговый вычет для граждан с 2 млн. руб. до 4 млн. руб., в случае приобретения жилого дома или квартиры, являющихся объектами культурного наследия.

Одновременно предлагается установить, что физическое лицо-собственник усадебного комплекса имеет право на имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведённых им расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на воссоздание (реставрацию) объекта культурного наследия, но не более 6 млн. рублей (в настоящее время предусмотрен налоговый вычет в размере 3 млн. руб. на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома).

Важно отметить, что после возникновения у частного лица права собственности на усадебный комплекс риски его физической утраты минимизированы Законом об объектах культурного наследия.

В отношении усадебных комплексов, переданных в частную собственность, сохраняются все предусмотренные Законом об объектах культурного наследия обязательства по их сохранению.

В соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 11 Закона об объектах культурного наследия в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения, должностные лица органов охраны объектов культурного наследия имеют право предъявлять в суд соответствующие иски об изъятии из собственности указанных лиц объекта культурного наследия.

Кроме того, пунктом 1 части 1 статьи 5.1 Закона об объектах культурного наследия установлен запрет на строительство на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Также Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (ст. 243).

Усадебный мир России является национальным и культурным достоянием. Учитывая, что передача исторических усадеб в частную собственность сегодня является общемировой практикой, создание благоприятного налогового поля для владельцев усадебных комплексов сделает их более привлекательным объектом для инвестирования и, как следствие, позволит сохранить наше культурное достояние.

Читайте также: