Налоговое воздействие на предпринимательскую деятельность

Обновлено: 24.04.2024


Разработаны основные направления совершенствования налоговой политики государства в разрезе ее влияния на малый бизнес как основы государственного управления в сфере налогообложения.

Ключевые слова: государственное регулирование, основа государственного управления в сфере налогообложения, малый бизнес, налоговые платежи, система налогообложения.

The main directions of improving the tax policy of the state in the context of its impact on small business as the basis of public administration in the field of taxation have been developed.

Keywords: state regulation, the basis of government in the field of taxation, small business, tax payments, the tax system.

Вступление. Отечественная система налогообложения малого бизнеса сегодня несовершенна, ее характерными чертами на данном этапе развития является наличие множества проблем, которые возникают на пути ее эволюционного и динамического развития. Объективная необходимость обеспечения поступления соответствующих налоговых платежей, соблюдения налоговой дисциплины как условия надлежащего выполнения субъектами хозяйствования обязательств перед государством обусловили подъем государственного управления в сфере налогообложения на более высокий уровень проведения налогового контроля.

Таким образом, ситуация в сфере налогообложения малого бизнеса, является основным источником наполнения бюджетов, характеризуется недоработанностью и несправедливостью распределения налоговой нагрузки, чиновничьим искажением законодательства, ростом проявлений организационной преступности и коррупции в этой сфере, что приводит к увеличению сектора теневой экономики, замораживанию экономических процессов и росту уровня инфляции.

Анализ последних научных исследований. Проблематике и влияния налоговой политики на малый бизнес посвящены работы многих отечественных ученых. В частности, вопросы теории исследовали Айтхожина Г. С., Гончаров А. И., Мороз В. В., Альпидовская М. Л., и др.

Постановка задачи:

− Определить направления налоговой политики государства в разрезе ее влияния на малый бизнес;

− Обосновать совершенствование налоговой политики государства в разрезе ее влияния на малый бизнес.

Малый бизнес является неотъемлемой частью высокоразвитой рыночной экономики, атрибутом современной модели рыночного хозяйства, который предоставляет экономике гибкости, мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы, создает благоприятную среду для конкуренции. Весомыми преимуществами малых предприятий по сравнении со средними и большими является то, что они более мобильны к изменениям в экономике, способны оперативно осваивать новые виды производства, обеспечивает окупаемость капитала и у них не возникает необходимости в сложной процедуре регистрации [3].

Важная экономическая роль малого бизнеса заключается в создании большого количества новых рабочих мест и содействии социально — экономическом развития малых населенных пунктов. Поддержка и развитие малого бизнеса относятся к приоритетным направлениям экономической политики большинства стран мира. Формами поддержки малого бизнеса в развитых странах зачастую являются специальные режимы налогообложения, льготные условия кредитования, процедур регистрации и отчетности, государственная поддержка конкуренции на рынке. В России такого специального органа нет, задача поддержки малого бизнеса производится в рамках госпрограммы Развитие малого и среднего предпринимательства.

Из всех видов макроэкономической политики налоговая политика в наибольшей степени определяет условия функционирования малых предприятий в стране, поскольку напрямую влияет на их финансовые результаты и инвестиционные возможности. По данным статистических опросов, налогообложения занимает первое место среди проблем, затрудняя существование малого бизнеса. При этом наиболее неблагоприятным фактором предприниматели считают сложность налоговой системы и нестабильность требований к отчетности, на втором месте — высокая налоговая нагрузка. Необходимость создания специальных режимов налогообложения для малых и микропредприятий в течение последних десятилетия стала очевидной не только для развитых стран, но и для иных стран. Для этого предприятиям малого бизнеса предложены специальные прогрессивные ставки налога и особый режим налогообложения.

Целесообразность применения благоприятной системы налогообложения для малого бизнеса обусловлена его экономической природой, в частности, следу ими факторами:

 ограниченные возможности внешнего финансирования,

 преобладание собственных средств в структуре инвестиционных ресурсов.

В России более половины субъектов малого предпринимательства применяют банковские кредиты, что связано, прежде всего с недостаточным предложением услуг микрокредитования и высокими требованиями банков к кредитам. Уменьшенная налоговая нагрузка на малый бизнес повышает потенциальные возможности самофинансирования предприятий. Российская налоговая система является одной из самых сложных в мире. На практике большинство предпринимателей могут оплатить услуги профессионального бухгалтера, поэтому ведут налоговый учет и платят налоги самостоятельно. На малых предприятиях работает большая часть занятого населения России. Владельцы малого бизнеса самостоятельно создают рабочие места себе и другим, лишая государство необходимости заботиться обеспечением рабочих мест или выплат по безработице. Значение этого фактора особенно возрастает в кризисный и посткризисный периоды, когда крупные и средние предприятия увольняют работников, вследствие чего растет безработица. Малый бизнес также создает предпосылки для регионального развития, поскольку во многих селах и городках России малые предприятия стали единственной возможность трудоустройства.

Опыт налогообложения малого бизнеса в России свидетельствует о следу их основных пробелах данной системы:

 злоупотребление со стороны предпринимателей; — недостаточный объем уплаты социальных взносов предпринимателями;

 низкая фискальная роль системы.

Злоупотребление в основном реализуется в форме создания фиктивных субъектов хозяйствования, сокрытие доходов, превышают их норму для системы и участие в схемах перевода денег в наличные. Эти проблемы частично решаются посредством принятия следу их мер:

 увеличение ставки единого налога и предельной границы валового дохода субъектов малого предпринимательства;

 повышение банковского контроля денежными потоками;

 внедрение административной и уголовной ответственности предпринимателей за осуществление фиктивных операций и другие нарушения норм системы налогообложения;

 процедуры ликвидации субъектов малого предпринимательства. Определенными недостатками уплаты единого взноса является достаточно сложная форма отчета и ежемесячная отчетность;

 к плюсам можно отнести возможность электронного отчета.

При условии представления обоих отчетов (об уплате единого налога и единого взноса) в электронном виде затраты времени предпринимателей значительно снижается.

Совершенно очевидно, что разрыв между фискальным давлением на предпринимателей, работа их на об их основаниях, и тех, кто выбрал единый налог, не должен быть настолько глубоким, поэтому вопрос об увеличении ставок единого и фиксированного налогов остается актуальным. Однако, налогообложение малых предприятий должно выполнять не фискальную, а регулирующую у функции [2]. Необходимо отметить, что в Налоговом кодексе право применения специальных налоговых режимов не обусловлено наличием статуса субъекта малого предпринимательства. Право применения специальных режимов определено соответствием критериев Налогового кодекса. А статус субъекта малого предпринимательств определен критериями ФЗ от 24.07.2007 N 209-ФЗ О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Мировой опыт показывает, что основной задачей крупных предприятий является создание ВВП, в то время как малые предприятия более эффективно обеспечивают занятость населения. Таким образом, малые предприятия априори не могут эффективно выполнять функции, поэтому увеличение налоговой нагрузки на них безрезультатным с фискальной точки зрения. Негативный эффект от увеличения фискального давления на малый бизнес в виде роста безработицы и социальной нестабильности, как правило, превышает положительный эффект в виде увеличения налоговых поступлений. Именно этим вызвано неравномерное распределение налоговой нагрузки между большими и малыми предприятиями в пользу последних в большинстве стран мира.

Малое и среднее предпринимательство является одним из главных факторов роста рыночной экономики и обеспечения занятости населения, посредством вовлечения значительной части общества в экономически активную деятельность Принимая этот факт, государство в рамках своей политики в области экономики принимает программы по поддержке малого бизнеса. Данные программы представляют собой комплекс мер по стимулированию малого предпринимательства, суть которых обычно заключается в упрощении процедур финансирования малых предприятий.

Для целей стимулирования частного предпринимательства важнейшее значение имеет предоставление налоговых льгот. Льготная политика хоть и снижает поступления финансовых средств в бюджет, однако через предоставление более выгодных условий малым предприятиям решает важный экономико-социальный вопрос. Кроме льготного налогообложения, возможны различные виды финансовых субсидий, инвестиции или займы из специальных государственных фондов.

Поэтому, на первый взгляд, закономерной представляется целесообразность смещения налоговой нагрузки с крупного на малый бизнес, с цель смещения производства на более эффективные предприятия [4]. Однако подробный анализ позволяет сделать вывод, что это справедливо только при условии, если предельная социальная ценность налоговых поступлений является сравнительно низкой.

Итак, несмотря на определенные недостатки, эффективной альтернативы упрощенной системе налогообложения нет, поэтому, по нашему мнению, она останется актуальной по крайней мере в течение ближайшего десятилетия. На сегодня в России действу три режима данного налогообложения для субъектов малого предпринимательства: единый налог, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения.

Функционирование специальных налоговых режимов для субъектов малого бизнеса позволяет максимально упростить учет этих субъектов, контроль за их налогообложением, а также снизить нагрузку на малый бизнес. При современном налоговом законодательстве в России упрощенная система налогообложения является оптимальным способом взимания налогов с малого бизнеса, поскольку общая система налогообложения является слишком сложной и обременительной.

Однако, как показывает практика развитых стран, макроэкономическая политика в отношении малого бизнеса должна прежде всего учитывать не фискальные функции, а способность малых предприятий создавать устойчивый положительный социально-экономического эффект.

Выводы. Таким образом, на сегодняшний день основной задачей налоговой политики в России остается формирование условий для развития малого бизнеса, что будет способствовать развитию предпринимательской деятельности в стране.

  1. Захарян А. Г. Совершенствование налогового законодательства как средство стимулирования деятельности малых и средних предприятий Армении //Актуальные вопросы экономики и управления. — 2018. — С. 51–60.
  2. Малис Н. И. Совершенствование налоговой политики на региональном уровне: основные направления //Финансовый. — 2018. — С. 51.
  3. Мамедов А. А. и др. Налоговая политика России в условиях дестабилизации государственной системы хозяйствования //Постулат. — 2018. — №. 1.
  4. Муравлева Т. В. Налоговая безопасность как составная часть экономической безопасности малого бизнеса //Экономическая безопасность и качество. — 2018. — №. 1 (30).
  5. Смородина Е. А. Влияние методов налогового регулирования на развитие малого и среднего бизнеса в России //Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление.—2018.—№ 2. — 2018. — Т. 17. — №. 2. — С. 329–355.
  6. Туманянц К. А., Фишер О. В., Синицына Е. Д. Влияние налоговой ставки на деятельность российского малого бизнеса в обрабатывающей промышленности и строительстве //Вестник НГУЭУ. — 2018. — №. 4. — С. 161–173.
  7. Филиппова Н. А., Шелудякова О. Ю. Оценка современного состояния налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса Республики Мордовия: на примере упрощенной системы налогообложения //Регионология. — 2018. — №. 2 (103).
  8. Цветков В. А. и др. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства в агропромышленном секторе //Финансы: Теория и Практика. — 2018. — Т. 22. — №. 6.
  9. Чупина И. П. Развитие малого предпринимательства в аграрном секторе России //Исследование различных направлений современной науки. — 2018. — С. 166–170.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, Россия, единый налог, налоговая нагрузка, налоговая политика, предприятие, сфера налогообложения, Российская Федерация, государственное управление.

Читайте также: