Налоговое управление по семей
Обновлено: 25.05.2024
Family office – это частная компания, которой доверяют управление семейными активами и капиталами. Рассказываем, чем такой формат может быть полезен малому и среднему бизнесу.
В XIX веке в США появились первые миллионеры (например, Морганы и Рокфеллеры), а следом возникла необходимость управления накопленными богатствами. Для этого создали первые family office с персональными юристами, финансовыми консультантами, банкирами, личными ассистентами.
В задачи организации входили:
- сохранение, прирост капитала клиента;
- управлением всеми личными активами семьи;
- решение вопросов наследования, преемственности (в том числе бизнеса);
- налоговый и юридический консалтинг;
- управление инвестициями;
- организация отдыха, обучения, лечения за рубежом;
- управление недвижимостью (в том числе за границей), при необходимости – организация переезда семьи в ту или иную страну;
- снижение налоговых, юридических и иных рисков;
- помощь бизнесу клиента при выходе на международную арену.
Проще говоря, семейный офис занимается всем – от управления личными накоплениями до решения бытовых проблем. Специалисты берут на себя вопросы, связанные с содержанием яхты или личного самолета, страхования любимой лошадки или покупки антиквариата, выбора лечебного учреждения или новой няни.
Семейный офис в России: важные нюансы
Поэтому инициативу подхватили консалтинговые и юридические фирмы, инвестиционные компании. К тому же подобная деятельность не требует лицензий или аккредитаций, специального образования (в нашей стране не обучают специалистов этого профиля), поэтому в качестве family office может выступить любой желающий.
В России услуги семейных офисов становятся все более востребованы на фоне общего недоверия к банковской системе, а также традиционным игрокам фондового рынка: более трети россиян не готовы рекомендовать свой банк родным и близким. Кризисы, изменения в законодательстве и налогообложении, санкции – все это обостряет необходимость комплексного подхода к управлению семейным капиталом.
Потенциальными клиентами family office в нашей стране считаются:
- Владельцы крупных активов, у которых нет времени на личное участие в управлении капиталом или нет слаженной команды помощников, способных взять на себя решение этих вопросов.
- Предприниматели, не имеющие совершеннолетних и достаточно квалифицированных преемников из числа близких родственников, которым можно было бы доверить управление личными капиталами.
- Бизнесмены, которые хотят сохранить и приумножить накопленное, но не имеют какой-либо инвестиционной стратегии или не хотят тратить время на изучение фондового рынка.
Представитель первого независимого семейного офиса в России Дмитрий Кленов отмечает: чтобы стать клиентом family office, достаточно обратиться за консультациями по какому-то одному вопросу, например, наследственному праву. Но так как поиск решения влечет за собой различные налоговые, юридические и прочие нюансы, то любые задачи приходится реализовывать комплексно, с привлечением нескольких специалистов.
Перспективы развития family office в России
Однако сегодня полностью независимых структур практически нет: большая часть семейных офисов аффилирована с иностранными компаниями (банками, аудиторскими или консалтинговыми фирмами, крупными агентствами недвижимости). Их недостаток – заточенность под конкретную специализацию, соответствующую материнской структуре. Тогда как настоящий family office – это высокий уровень экспертности в различных областях.
К примеру, GHP Group (4 место в списке Forbes) специализируется на финансах и инвестициях, а Axioma Wealth Management (10 место в рейтинге Forbes) помогает сохранить и приумножить семейный капитал. Для сравнения: менее крупный LEON family office предлагает помимо финансовых услуг налоговые и юридические консультации, решение вопросов с наследством, а также помощь в получении гражданства через инвестиции.
Старший партнер швейцарского мультисемейного офиса Юрий Емелин отмечает, что в России семейные офисы действуют по накатанной схеме, с учетом местных реалий. Например, законодательных ограничений для иностранных компаний. В перспективе следует ждать уменьшение числа family office, ориентированных на обслуживание одной семьи (моносемейные офисы), а также рост профессиональных мультисемейных организаций.
Семейные офисы и МСП: точки пересечения
Генеральный директор General Invest Алексей Ищенко уверен, что услуги мультисемейного офиса необходимы, если объем личных активов оценивается в $50 млн и более. Поэтому стать клиентами подобных организаций предприниматели малого бизнеса не могут. Но возглавить семейный офис, сделать его делом своей жизни, вполне реально.
Для создания family office нужно найти экспертов:
- юристы (финансовые, налоговые, семейные, гражданские и пр.);
- трейдеры или управляющие инвестиционным портфелем;
- инфраструктурные специалисты (отвечают за банковские и брокерские счета);
- бухгалтеры, операционщики.
При необходимости список может быть расширен за счет:
- специалистов по искусству, антиквариату;
- lifestyle-ассистентов (отвечают за организацию отдыха, лечения, обучения).
- специалистов по благотворительным фондам и проектам.
Команде предстоит выстроить платформу для управления недвижимостью, финансами и любыми иными активами клиентов, а также различных сфер деятельности семей. Поэтому ставку лучше делать на проверенных людей и профессионалов, отобранных через кадровые агентства.
Читайте также: