Налоговое управление по семей

Обновлено: 25.05.2024


Family office – это частная компания, которой доверяют управление семейными активами и капиталами. Рассказываем, чем такой формат может быть полезен малому и среднему бизнесу.

В XIX веке в США появились первые миллионеры (например, Морганы и Рокфеллеры), а следом возникла необходимость управления накопленными богатствами. Для этого создали первые family office с персональными юристами, финансовыми консультантами, банкирами, личными ассистентами.

В задачи организации входили:

  • сохранение, прирост капитала клиента;
  • управлением всеми личными активами семьи;
  • решение вопросов наследования, преемственности (в том числе бизнеса);
  • налоговый и юридический консалтинг;
  • управление инвестициями;
  • организация отдыха, обучения, лечения за рубежом;
  • управление недвижимостью (в том числе за границей), при необходимости – организация переезда семьи в ту или иную страну;
  • снижение налоговых, юридических и иных рисков;
  • помощь бизнесу клиента при выходе на международную арену.

Проще говоря, семейный офис занимается всем – от управления личными накоплениями до решения бытовых проблем. Специалисты берут на себя вопросы, связанные с содержанием яхты или личного самолета, страхования любимой лошадки или покупки антиквариата, выбора лечебного учреждения или новой няни.

Семейный офис в России: важные нюансы

Поэтому инициативу подхватили консалтинговые и юридические фирмы, инвестиционные компании. К тому же подобная деятельность не требует лицензий или аккредитаций, специального образования (в нашей стране не обучают специалистов этого профиля), поэтому в качестве family office может выступить любой желающий.

В России услуги семейных офисов становятся все более востребованы на фоне общего недоверия к банковской системе, а также традиционным игрокам фондового рынка: более трети россиян не готовы рекомендовать свой банк родным и близким. Кризисы, изменения в законодательстве и налогообложении, санкции – все это обостряет необходимость комплексного подхода к управлению семейным капиталом.

Потенциальными клиентами family office в нашей стране считаются:

  • Владельцы крупных активов, у которых нет времени на личное участие в управлении капиталом или нет слаженной команды помощников, способных взять на себя решение этих вопросов.
  • Предприниматели, не имеющие совершеннолетних и достаточно квалифицированных преемников из числа близких родственников, которым можно было бы доверить управление личными капиталами.
  • Бизнесмены, которые хотят сохранить и приумножить накопленное, но не имеют какой-либо инвестиционной стратегии или не хотят тратить время на изучение фондового рынка.

Представитель первого независимого семейного офиса в России Дмитрий Кленов отмечает: чтобы стать клиентом family office, достаточно обратиться за консультациями по какому-то одному вопросу, например, наследственному праву. Но так как поиск решения влечет за собой различные налоговые, юридические и прочие нюансы, то любые задачи приходится реализовывать комплексно, с привлечением нескольких специалистов.

Перспективы развития family office в России

Однако сегодня полностью независимых структур практически нет: большая часть семейных офисов аффилирована с иностранными компаниями (банками, аудиторскими или консалтинговыми фирмами, крупными агентствами недвижимости). Их недостаток – заточенность под конкретную специализацию, соответствующую материнской структуре. Тогда как настоящий family office – это высокий уровень экспертности в различных областях.

К примеру, GHP Group (4 место в списке Forbes) специализируется на финансах и инвестициях, а Axioma Wealth Management (10 место в рейтинге Forbes) помогает сохранить и приумножить семейный капитал. Для сравнения: менее крупный LEON family office предлагает помимо финансовых услуг налоговые и юридические консультации, решение вопросов с наследством, а также помощь в получении гражданства через инвестиции.

Старший партнер швейцарского мультисемейного офиса Юрий Емелин отмечает, что в России семейные офисы действуют по накатанной схеме, с учетом местных реалий. Например, законодательных ограничений для иностранных компаний. В перспективе следует ждать уменьшение числа family office, ориентированных на обслуживание одной семьи (моносемейные офисы), а также рост профессиональных мультисемейных организаций.

Семейные офисы и МСП: точки пересечения

Генеральный директор General Invest Алексей Ищенко уверен, что услуги мультисемейного офиса необходимы, если объем личных активов оценивается в $50 млн и более. Поэтому стать клиентами подобных организаций предприниматели малого бизнеса не могут. Но возглавить семейный офис, сделать его делом своей жизни, вполне реально.

Для создания family office нужно найти экспертов:

  • юристы (финансовые, налоговые, семейные, гражданские и пр.);
  • трейдеры или управляющие инвестиционным портфелем;
  • инфраструктурные специалисты (отвечают за банковские и брокерские счета);
  • бухгалтеры, операционщики.

При необходимости список может быть расширен за счет:

  • специалистов по искусству, антиквариату;
  • lifestyle-ассистентов (отвечают за организацию отдыха, лечения, обучения).
  • специалистов по благотворительным фондам и проектам.

Команде предстоит выстроить платформу для управления недвижимостью, финансами и любыми иными активами клиентов, а также различных сфер деятельности семей. Поэтому ставку лучше делать на проверенных людей и профессионалов, отобранных через кадровые агентства.

Читайте также: