Налоговое право налоговые органы аудит

Обновлено: 16.05.2024

Повторим:
Признаки
Единство
территории
Публичная
власть
Гражданство
Внутренние
функции
регулирующая
Суверенитет
Налоги
Функции
государства
охранительная
финансовый контроль
государства
Принятие
законов
Символы
государства
Внешние функции
защита интересов
страны
оборона
сотрудничество с др. странами

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Налоги
появились
одновременно
с
появлением государства.
Государственная власть во
все времена нуждалась в
средствах
для
своего
содержания.
В
Древнем
мире
и
Средневековье налоги –
бессистемные
платежи,
преимущественно
в
натуральной форме.
ПЕРВЫЙ
ПЕРИОД
Война, контрибуция и дань с покоренных народов –
быстрый способ наполнения казны.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ВТОРОЙ
ПЕРИОД
В новое время (конец XVII века)
налоги
становятся
основным
источником
дохода
бюджета
многих государств.
Появляются прямые и косвенные
налоги.
ТРЕТИЙ
ПЕРИОД
В новейшее время (после Первой
мировой
войны)
появляются
современные
научнотеоретические
воззрения
на
природу налогообложения.
Налоги приобретают системный и
комплексный характер.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ:
ФИСКАЛЬНАЯ
(формируется доходная часть бюджета)
РЕГУЛИРУЮЩАЯ
(применение налогов как инструментов
воздействия на экономическое поведение
производителей и потребителей через
налоговые льготы, повышение налоговых
ставок)
КОНТРОЛЬНАЯ
(позволяют контролировать
деятельность фирм и учитывать доходы
граждан)
СОЦИАЛЬНАЯ
(сглаживают неравенство доходов через
различные ставки налогообложения и
освобождение от налогов социальнонезащищенных категорий населения)
ПООЩРИТЕЛЬНАЯ
(признание государством особых заслуг определенных категорий
граждан перед обществом, налоговые льготы Героям Советского
Союза и РФ, участникам Великой Отечественной войны)

Налоговые правоотношения
• Налоговое право – отрасль права представляющая собой
совокупность правовых норм, регулирующих общественные
отношения по уплате налогов и сборов, а также связанные с ними
отношения..
• Предмет налогового права - установление видов налогов в
государстве и порядок взимания у налогоплательщиков части их
доходов (материальные ценности, полученные законным путём) в
бюджет.
• Источники налогового права: Конституция РФ, Налоговый
кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, другие подзаконные акты,
законы субъектов РФ, решения местных органов власти.
Характер норм налогового права:
ПУБЛИЧНЫЕ
ИМПЕРАТИВНЫЕ (ОБЯЗЫВАЮЩИЕ)
Носят характер власти и подчинения.
Обязательны, не допускают выбора.

Налоговый кодекс РФ основной источник
налогового права:
устанавливает права и
обязанности субъектов
налогового права
определяет виды налогов
и сборов
устанавливает
ответственность за
налоговые нарушения
определяет формы и
методы налогового
контроля

Субъекты (участники) налоговых
правоотношений
Налогоплательщики
Государственные
налоговые инспекции
Налоговые агенты
Органы федеральной
таможенной службы

НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РФ
Федеральная
налоговая служба
(ФНС РФ)
Подразделения
полиции и ФСБ по
борьбе с
экономическими
преступлениями
Федеральная
таможенная служба
(ФТС РФ)
Главное управление
Федерального
казначейства

Налогоплательщик обязан:
1. Своевременно и в полном объёме уплачивать налоги.
2. Вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о
финансово-хозяйственной деятельности, если он её
осуществляет.
3. Представлять налоговым органам необходимые для
исчисления и уплаты налогов сведения и документы.
4. Выполнять требования налоговых органов об
устранении выявленных нарушений законодательства
о налогах и др.

Налогоплательщик имеет право:
1. Получать от налоговых органов бесплатную
информацию о действующих налогах и сборах,
законодательстве о налогах и сборах, полномочиях
налоговых органов и их должностных лиц.
2. Использовать налоговые льготы при наличии
оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах.
3. На своевременный зачёт или возврат сумм излишне
уплаченных либо излишне взысканных налогов.
4. Обжаловать в установленном порядке решения
налоговых органов и действия (бездействия) их
должностных лиц и др.

Аудит
• Это независимая экспертиза достоверности
финансовой отчётности с точки зрения
соответствия
действующего
законодательства.
• Аудиторскую деятельность осуществляют:
▫ Независимые аудиторы - эксперты,
профессионалы, имеющие соответствующие
полномочия (лицензии).
▫ Аудиторские фирмы.

Обсуждаем, спорим.
• Что
удобнее
государству:
собирать
справедливые
налоги
с
экономически
самостоятельных субъектов или владеть всей
собственностью в стране? Что выгоднее
обществу?
• Государство не может собрать всех
запланированных налогов - где выход?
• Почему уплата налога считается
конституционной обязанностью граждан?
Ответ обоснуйте.


Налоговый аудит — важная для компании процедура, которая производится как с привлечением аудиторов, так и собственными силами. О целях аудита, порядке осуществления и последствиях читайте в нашем материале.

Налоговый аудит: что это, кто и как его проводит

Вышеупомянутая методика регламентирует проведение подобных проверок при аудиторском контроле, который может быть обязательным или добровольным для налогоплательщика. Аналогичные методы использует при проверке правильности расчета налоговых платежей налоговый орган. И такую же методику может применять налогоплательщик, самостоятельно осуществляющий налоговый аудит перед направлением отчетности в ИФНС.

В процессе налогового аудита (пп. 2.9-2.9.4 Методики):

  • ведущаяся налогоплательщиком деятельность и применяемая им система налогообложения анализируются с точки зрения значимости для целей исчисления налогов;
  • проверяются наличие и достоверность исходных данных, необходимых для налоговых расчетов;
  • оцениваются правильность используемой методики исчисления и обоснованность применения налоговых льгот;
  • проводятся дублирующие подсчеты налогов;
  • проверяются правильность применения форм налоговой отчетности и корректность внесения данных в них.

По итогам проверки аудиторы в заключении высказывают свое мнение по кругу вопросов, сформулированных в задании на налоговый аудит (пп. 2.7, 5.6 Методики).

Роль контроля правильности ведения учета и составления отчетности

Особую значимость при налоговом аудите приобретает проверка тех исходных данных, на основе которых формируется база для расчета каждого из налогов. При этом следует иметь в виду, что для большинства налогов данные для этой базы берутся из регистров бухгалтерского учета. Это обстоятельство требует контроля за полнотой, достоверностью и своевременностью отражения нужных сведений в бухучете. Именно поэтому до начала налоговых расчетов бухгалтеру необходимо убедиться в том, что все документы приняты к бухучету и все необходимые бухгалтерские учетные операции, влияющие на исчисление соответствующего налога, выполнены, причем корректно.

Говорить об аудите именно налогового учета можно лишь в отношении начислений, требующих ведения специальных налоговых регистров, в которых будут собраны данные, формирующие налоговую базу. Это касается:

  • налогов, начисляемых от прибыли;
  • НДС;
  • налогов при УСН;
  • НДФЛ.

Аудит налоговой отчетности позволяет выявить правильность разнесения данных по строкам отчета, а также обнаружить возможные опечатки и арифметические ошибки.

Проверка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль (в т. ч. отложенных обязательств и активов)

Сложность проведения аудита налога на прибыль обусловлена:

  • существованием особой учетной системы, предполагающей ведение большого количества специальных налоговых регистров, отличающихся от регистров бухучета;
  • наличием не только особых методик для внесения сведений в эти регистры, но и своих правил принятия объектов к учету, которые изначально могут приводить к существенным расхождениям между бухгалтерскими и налоговыми учетными данными;
  • необходимостью отражения в бухучете сумм налога, отвечающих расхождениям между бухгалтерским и налоговым учетом.

Последний момент требует выполнения аудита отложенных налоговых активов и обязательств, а также постоянных разниц, возникающих между двумя учетами.

Итоги

Налоговый аудит имеет целью проверку правильности исчисления налоговых платежей. Он проводится либо аудиторами в обязательном или добровольном для налогоплательщика порядке, либо плательщиком налогов самостоятельно. Наиболее сложным для такого контроля является налог на прибыль, данные для расчета которого берутся из системы особых налоговых регистров.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по проверке налогового учета и налоговой отчетности на соответствие нормам и требованиям налогового законодательства. Основной целью налогового аудита является выявление и устранение налоговых рисков для прохождения налоговых проверок с минимальными доначислениями.

Что такое налоговый аудит

В ходе налогового аудита аудиторы:

  • проверяют соответствие налогового учета и налоговой отчетности требованиям Налогового кодекса РФ, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также актам ФНС России;
  • осуществляют оценку рисков ведения налогового учета и составление налоговой отчетности;
  • устанавливают и анализируют причины выявленных в налоговом учете нарушений и недостатков;
  • формируют предложения по предупреждению нарушений и недостатков в дальнейшей системе налогового учета.

Налоговый аудит может являться частью общего аудита, но может осуществляться и отдельно. Проверка может проводиться как по всем налогам и сборам, так и по отдельным их видам и вопросам, которые интересуют лицо, заказавшее проведение налогового аудита. Объём проверки устанавливается заказчиком.

Налоговый аудит – это гарантия налоговой безопасности бизнеса.

Данная услуга наиболее востребована среди крупных компаний, которые занимаются разными видами деятельности. У них достаточно сложный бухгалтерский учет и объемный документооборот. Это увеличивает риск возникновения ошибок. Также аудит налоговых обязательств интересен для крупных компаний-поставщиков, имеющих большое количество структурных подразделений и многоуровневую структуру.

Для среднего бизнеса налоговый аудит представляет интерес в первую очередь с точки зрения оптимизации налоговых расходов. Здесь важную роль играет своевременность проверки. Чем раньше будет проведена налоговая оптимизация, тем больше средств сэкономит компания. Рекомендуется проводить налоговый аудит в случае смены главного бухгалтера или специалиста, на которого возложена обязанность составления налоговых деклараций и проведения платежей в бюджеты различных налогов и сборов.

Индивидуальные предприниматели также подвержены налоговым рискам, которые поможет снизить налоговый аудит. Для предпринимателей услуга выгодна на ранней стадии становления бизнеса, она поможет им наладить правильное ведение учета, оптимизировать налогообложение, провести налоговое планирование, снизить налоги индивидуального предпринимателя и уменьшить риски ИП.

Несмотря на то, что налоговый аудит не является обязательным и проводится исключительно по желанию клиента, в ряде случаев он жизненно важен.

Налоговый аудит необходимо провести в двух случаях:

  • если перед вами стоит цель оптимизировать систему налоговых выплат организации;
  • чтобы избежать штрафов и доначислений в ходе налоговой проверки.

Виды налогового аудита:

Этапы проведения налогового аудита

    1. Предварительная оценка существующей системы налогообложения экономического субъекта.

    На данном этапе анализируется система налогообложения экономического субъекта; проверяются методики исчисления налоговых платежей; проводится правовая и налоговая экспертиза существующей системы хозяйственных взаимоотношений; оценивается документооборот и изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.

    Выполнение данных процедур позволяет изучить специфику основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений экономического субъекта.

      1. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды.

      На данном этапе осуществляется:

          • проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом по установленным формам;
          • проверка правильности формирования налогооблагаемой базы;
          • проверка правильности применения налоговых ставок;
          • проверка обоснованности применения налоговых льгот, применяемых вычетов и иных механизмов, позволяющих снизить налоги;
          • проверка своевременности и полноты перечисления налогов и страховых взносов;
          • проверка возможности (либо обязанности) и обоснованности применения специальных налоговых режимов.

        Результат налогового аудита

        По итогам проведенного аудита аудируемое лицо получит информацию о степени точности налогового учета и формируемых в итоге налоговых деклараций (расчетов), наличии либо отсутствии искажений в начислении налогов, возможных последствиях при наличии выявленных искажений и способах их устранения.

        В настоящее время проведение налогового аудита становится все более популярным.

        Если перед налоговой проверкой в организации проведён налоговый аудит, риски выявления ошибок и, как следствие, начисления налоговых санкций существенно снижаются.

        Квалифицированная помощь и профессиональный подход наших аудиторов минимизируют возможные негативные последствия.

        В последние годы количество выездных налоговых проверок сократилось. При этом их результативность возросла до 98 %. Это говорит о том, что налоговые органы применяют риск-ориентированный подход: проверки назначаются только при наличии достаточных оснований полагать, что налогоплательщик нарушает законодательство.

        По результатам выездных проверок минимальное доначисление в бюджет составляет 16,5 миллионов рублей в Москве, 5 миллионов рублей в регионах.

        ФНС России использует современные электронные способы контроля правильности исчисления и уплаты налогов. Это позволяет уже на стадии камеральной проверки деклараций выявить потенциальные нарушения и составить общее представление о налогоплательщике. Интеллектуальная программа ФНС России автоматически анализирует цепочки взаимодействия контрагентов, выявляя неблагонадежных субъектов, определяет несоответствия между сведениями, указанными в декларациях, и налоговой базой по налогу на прибыль и НДС. Система также оценивает прибыль, выручку, рентабельность и другие финансовые показатели компаний.

        Если отчетность организации не вызывает никаких подозрений со стороны инспекции, то нет оснований для назначения выездной налоговой проверки. Репутация добросовестного налогоплательщика также ведет к сокращению запросов в рамках проведения камеральных проверок. Прозрачная отчетность и точные данные налоговых деклараций — залог спокойствия руководителя и учредителей предприятия.

        Что такое налоговый аудит?

        Аудит налогового учета — внутренняя независимая проверка правильности исчисления и уплаты налогов, контроль оформления деклараций и отчетов. Главная цель этой процедуры — минимизация потенциальных финансовых потерь путем устранения налоговых рисков.

        При доначислении налогов предприятию дополнительно грозит штраф в размере 20 % от суммы неуплаты и пеня за каждый день просрочки, а если будет доказано, что налоги не были уплачены умышленно, то штраф составит 40 %. Кроме того, руководитель, главный бухгалтер, учредитель или иное должностное лицо организации могут быть привлечены к уголовной и субсидиарной ответственности. Чтобы всего этого избежать, нужно действовать на опережение: не ждать, когда налоговая инспекция назначит проверку, а регулярно проверять правильность ведения учета и контролировать точность составления отчетности.

        Налоговый аудит инициируется по решению руководителя или собственников юридического лица. Помимо устранения проблем в учете, он позволяет оценить квалификацию и качество работы бухгалтерии, а также найти возможные финансовые резервы. Иногда налоги переплачивают из-за ошибок в расчетах налоговой базы, неправильного применения дифференцированных ставок, неиспользования льгот и вычетов, предоставленных законом.

        Виды налогового аудита

        • Комплексный — проверка всего учета за определенный период. Это самый сложный и затратный по времени и деньгам вид аудита налоговой отчетности. Он подходит организациям, находящимся в преддверии проверки. Его также используют для наведения порядка в бухгалтерии, структурирования учета и оптимизации затрат в будущих периодах.
        • Тематический — проверка документов и отчетности в пределах отдельной области или выбранного налога. Этот вид аудита подходит тем, кто знает, где находятся слабые места в учете; позволяет сэкономить время на поиске проблем и их устранении. Он дает возможность досконально проверить выбранную область.
        • Структурный — проверка правильности заполнения деклараций по отдельным видам налогов, которые уплачиваются по месту нахождения филиалов и иных структурных подразделений. Это оптимальный способ проверить отчетность крупных предприятий, имеющих разветвленную структуру. Он позволяет сравнить и сбалансировать налоговую нагрузку в разных регионах.

        Экспресс-аудит налоговой отчетности — отдельный вид услуги, объединяющий в себе преимущества комплексного и тематического контроля. Он проводится в сжатые сроки путем анализа всей документации и статей учета выборочным способом. Это удобно, когда для проведения комплексного аудита не хватает времени или средств. Кроме того, может использоваться для оценки налоговых и иных финансовых рисков перед покупкой предприятия полностью или долей в уставном капитале общества.

        Особенности аудита по отдельным налогам

        При необходимости по желанию клиента аудит может быть проведен в отношении всех или конкретных налогов за любой период (месяц, квартал, год и более). Такой подход позволяет локализировать проблемную область для глубокого анализа и устранения всех нарушений.

        Аудит НДС

        Самый сложный с точки зрения учета и наиболее контролируемый налог. Именно он чаще всего приводит к доначислениям по результатам проверок. В ходе аудита НДС проверяется правильность определения налоговой базы, применения льготных ставок, своевременность оплаты и обоснованность освобождения от него.

        Аудит налога на прибыль

        Проверка правильности исчисления налога на прибыль необходима организациям, применяющим общую систему налогообложения. При определении налоговой базы важно учитывать все расходы, так как они уменьшают налогооблагаемую базу. Для этого должны быть правильно оформлены расходные документы.

        Аудит налога на прибыль важен для организаций, привлекающих финансирование из-за рубежа и ведущих бизнес с иностранными партнерами. Аудиторы проверяют правомерность использования ставок и исполнение обязанностей налогового агента.

        Аудит налога на имущество организаций

        Если у юридического лица есть недвижимость, возникает обязанность уплаты налога на имущество организаций. Аудит позволяет выявить случаи занижения налоговых сумм из-за неправильного определения стоимости объектов; устранить переплаты в бюджет из-за исчисления налога по недвижимому имуществу, не являющемуся объектом обложения.

        Аудит НДФЛ и страховых взносов

        Законодательством установлено, что наниматель обязан выполнять функции налогового агента, удерживая из заработной платы и уплачивая за работников в бюджет НДФЛ и обязательные, и страховые взносы. Аудит позволяет проверить правильность их исчисления и своевременность уплаты, применение налоговых вычетов и льгот как в отношении граждан России, так и иностранных сотрудников.

        Аудит иных налогов и сборов

        Аудит налогового учета может быть проведен в отношении специальных режимов налогообложения, транспортного и налога на игорный бизнес, компенсационных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, а также местных налогов и сборов. В ходе проверки также могут быть установлены переплаты государственных пошлин.

        Порядок проведения аудита налоговой отчетности

        Налоговый аудит проводится в административном офисе организации-заказчика, где находятся все документы. На продолжительность проверки влияет объем и глубина исследования поставленных вопросов. Комплексный аудит годовой отчетности обычно длится от одной до двух недель.

        В процессе работы аудиторы проверяют:

        • устав, договоры и первичные учетные документы;
        • налоговую политику;
        • правовую оценку организационной структуры предприятия;
        • порядок ведения бухгалтерского и налогового учета;
        • правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

        Сбор информации сопровождается анализом полученных данных, выявлением нарушений законодательства и налоговых рисков, а также разработкой практических рекомендаций по устранению найденных проблем.

        Результаты исследований оформляются аудиторским заключением, состоящим из вводной, аналитической и итоговой частей, в которых отражаются:

        • сведения об аудиторской компании и аудиторах, проводящих проверку;
        • перечень объектов аудита и результаты исследования каждого из них;
        • оценка соответствия бухгалтерского и налогового учета требованиям законодательства;
        • возможные риски и их суммовое выражение;
        • выявленные финансовые резервы;
        • рекомендации по устранению ошибок, оптимизации налогообложения и минимизации рисков.

        Результаты налогового аудита обсуждаются с заказчиком. Это позволяет урегулировать спорные моменты и прояснить возникающие вопросы с целью эффективного исправления найденных ошибок, исключения их повторения в будущем.

        Читайте также: