Налоговая ставка не может быть удалена так как назначена 1 налоговым классам

Обновлено: 30.06.2024

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ). Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала. Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

убытки в течение 2-х лет подряд;

высокая доля вычетов НДС (более 89%);

среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

существенное отклонение уровня рентабельности;

ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Если от контролеров стало поступать много вопросов, то проведите самостоятельно внутренний аудит учета или пригласите для экспресс-аудита специалистов со стороны. Своевременное исправление ошибок, поможет избежать санкций и доначислений.

Тщательно проверяйте контрагентов, с которыми работаете, вовремя собирайте первичные документы от поставщиков и покупателей, проверяйте с помощью сервисов на сайте ФНС свою рентабельность, налоговую нагрузку и допустимую долю вычетов, вовремя отвечайте на письма и требования из ФНС и т.д.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Можно ли отсрочить проведение выездной налоговой проверки, если главбух в отпуске

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

Что ИФНС не имеет права делать, проводя выездную проверку

Проверьте, не нарушаются ли ваши права, так инспекторы не могут проводить проверку:

если в Решении о начале выездной проверки нет подписи начальника ФНС или его заместителя. В этом документе указывается срок проверки, рабочая группа сотрудников инспекции, а также налоги и сборы, которые будут проверяться.

по одним и тем же налогам более двух раз в год, если проверяют один и тот же налоговый период. Больше двух месяцев (в особых случаях — до полугода), а с 1 июля 2021 года — больше 10 рабочих дней.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

В 2022 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.


Ст. 284 НК РФ: официальный текст

Статья 284 НК РФ

Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы

Кто в России платит налог на прибыль?

Налог на прибыль уплачивают только организации. У индивидуальных предпринимателей свой обязательный платеж — НДФЛ.

  • отечественные организации;
  • иностранные компании, которые работают в нашей стране через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ;
  • организации — ответственные участники консолидированной группы налогоплательщиков (они признаются плательщиками в отношении налога непосредственно по КГН).

Не платят налог компании, применяющие спецрежимы, такие как:

В отдельных ситуациях налог уплачивает не сам налогоплательщик. Его налоговую обязанность может исполнять налоговый агент.

По вопросу применения положений ст. 284 НК РФ часто возникают споры с налоговиками. Эксперты КонсультантПлюс подобрали свежую судебную практику. Получите пробный доступ к системе К+ и переходите в аналитическую подборку.

Какие ставки налога на прибыль установлены статьей 284 НК РФ?

Ст. 284 НК РФ устанавливает общую ставку налога на прибыль, которую применяет большинство налогоплательщиков, а также специальные налоговые ставки. Последние предусмотрены либо для отдельных видов доходов, либо для некоторых категорий налогоплательщиков. В основном они ниже общей ставки. Однако для некоторых случаев сделаны исключения. О них мы расскажем ниже. Но сначала остановимся на общей ставке.

Какова общая ставка налога на прибыль?

Общая ставка налога на прибыль равна 20% и распределена между бюджетами в следующем соотношении (п. 1 ст. 284 НК РФ):

  • в федеральный бюджет — 2% от налоговой базы;
  • в бюджеты субъектов — 18%.

Однако на период 2017-2024 годов это распределение установлено иным:

  • в федеральный бюджет — 3% от налоговой базы;
  • в бюджеты субъектов — 17%.

По 20%-ной ставке налог уплачивают также компании, занятые добычей углеводородов на их новом морском месторождении. Но в этом случае налог не распределяется, а полностью относится в федеральный бюджет (пп. 1.4, 6 ст. 284 НК РФ).

Для кого ставка в бюджет субъекта может быть ниже общеустановленной?

Также пониженные ставки могут вводиться субъектами РФ для:

  • Организаций — резидентов особой экономической зоны — в отношении деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ. Условием является раздельный учет доходов (расходов) по деятельности на территории такой особой зоны и вне этой территории. Ставка не может быть ниже 13,5% (а на период 2017-2020 годов согласно закону 30.11.2016 № 401-ФЗ – 12,5%).
  • Организаций — участников региональных инвестиционных проектов. Для них действуют правила п. 3 ст. 284.3 и п. 3 ст. 284.3-1 НК РФ).

Нулевая ставка налога на прибыль — для кого она?

Право на ставку 0% согласно ст. 284 НК РФ имеют следующие организации:

При некоторых условиях нулевая ставка применяется к дивидендам, полученным российскими юрлицами и иностранными организациями, самостоятельно признавшими себя налоговыми резидентами РФ.

О нюансах применения специальных ставок узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Каковы ставки налога на прибыль по дивидендам?

Для дивидендов п. 3 ст. 284 НК РФ определены 3 ставки: 0, 13 и 15%.

Для российской организации полученные ею дивиденды (как от российских, так и от иностранных компаний) в общем случае облагаются налогом на прибыль по ставке 13%.

К этим доходам может применяться ставка 0% при определенном условии: нужно непрерывно в течение не менее 365 календарных дней владеть на праве собственности не менее чем половиной уставного капитала выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение не менее половины от всех выплачиваемых ею дивидендов.

В целях подтверждения права на ставку 0% налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, подтверждающие даты приобретения права собственности на вклад (долю) или депозитарные расписки. Эти же документы Минфин России предписывает представлять налоговому агенту вместе с подтверждением предъявления их налоговикам (письма от 24.02.2009 № 03-03-06/1/78, от 09.06.2008 № 03-03-06/2/68).

К таким документам, в частности, относятся договоры купли-продажи или мены, решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры и решения о реорганизации в различных формах, балансы, передаточные акты, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг и др. Главное, чтобы в них была дата приобретения права собственности на вклад или депозитарные расписки.

При выплате дивидендов иностранной организацией нулевая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Дивиденды, полученные иностранной компанией (по акциям российских организаций или от участия в капитале в иной форме), облагаются налогом по ставке 15%.

Напомним, что налог по дивидендам исчисляет и уплачивает источник выплаты — налоговый агент. При этом весь налог поступает в федеральный бюджет (пп. 3, 6 ст. 284 НК РФ).

По каким ставкам облагаются доходы по долговым обязательствам?

Таких ставок тоже 3:

  1. Ставка 15% применяется:
  • по процентам по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам (за некоторым исключением), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
  • процентам по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года;
  • облигациям российских организаций, эмитированным в период 2017-2021 и обращающимся на рынке ценных бумаг;
  • доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года.
  1. Ставка 9% действует в отношении:
  • процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее 3 лет до 1 января 2007 года;
  • процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
  1. Ставка 0% установлена:
  • для процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно;
  • процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

Налога на прибыль по этим ставкам зачисляется в федеральный бюджет (пп. 4, 6 ст. 284 НК РФ).

Какие особенности есть по ставкам для иностранных компаний?

Здесь все зависит от того, есть ли у компании постоянное представительство в РФ.

Внимание! Признаки постоянного представительства закреплены в п. 2 ст. 306 НК РФ.

Если такое представительство имеется, то деятельность, осуществляемая через него, облагается налогом на прибыль по общей ставке 20% (п. 6 ст. 307 НК РФ).

  • дивиденды от российских организаций;
  • доходы от распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, облигациям с ипотечным покрытием и облигациям, выпущенным российскими организациями.

Они облагаются по ставкам для дивидендов и процентов, рассмотренным нами выше. Причем ставку 0% для дивидендов не могут применить иностранные компании, признанные резидентами РФ по условиям международного договора или имеющие органы управления на территории РФ.

В отношении доходов иностранной компании, не связанных с деятельностью через представительство в РФ, действуют ставки:

  • 10% — с доходов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;
  • 20% — со всех иных доходов, кроме дивидендов и процентов по долговым обязательствам.

Внимание! В первом случае (постоянное представительство есть) налог на прибыль исчисляет и уплачивает само это представительство (п. 8 ст. 307 НК РФ). При этом он распределяется между бюджетами в обычном порядке: 2% — в федеральный, 18% — в региональный (а для периода 2017-2024 годов – 3% и 17%, соответственно). Во втором случае (представительства нет) обязанность по удержанию и уплате налога ложится на российскую организацию — налогового агента (ст. 310 НК РФ). При этом весь налог по ставкам 20 и 10% зачисляется в федеральный бюджет (пп. 2, 6 ст. 284 НК РФ).

Помимо иностранных компаний налог по ставке 20% уплачивают налогоплательщики — контролирующие лица по доходам в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний (пп. 1.6, 6 ст. 284 НК РФ).

Когда грозит повышенная 30%-ная ставка налога на прибыль?

По ставке 30% налог на прибыль уплачивается с доходов, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 310.1 НК РФ, по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются:

  • на счете депо иностранного номинального держателя;
  • счете депо иностранного уполномоченного держателя;
  • и (или) счете депо депозитарных программ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Фото: TsibaevAlex/shutterstock.com

Подходит к концу 2021 год, на пороге — 2022-й со своими планами и сюрпризами. Нововедения ждут и собственников недвижимости. Например, семьи с детьми смогут не платить налог с продажи жилья.

Продавцов недорогой недвижимости освободят от налога

С 1 января 2022 года меняется порядок предоставления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества. С этого момента в декларации 3-НДФЛ можно не указывать доходы от продажи недорогой недвижимости или иного имущества (за исключением ценных бумаг) до истечения трех или пяти лет владения.

Данные доходы можно не отражать, если налогоплательщик в отношении недвижимого имущества (имущества) имеет право на имущественные налоговые вычеты в следующих размерах:

  • 1 млн руб. за налоговый период (календарный год) — для жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовые дома или земельные участки (доли в указанном имуществе);
  • 250 тыс. руб. — для иного недвижимого имущества (например, гараж).


— С января 2022 года физические лица, продавшие недорогую недвижимость, которая находилась у них в собственности менее трех или пяти лет, освобождаются от обязательного декларирования полученного дохода и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, если имущественный вычет полностью перекрывает полученный доход. То есть если доход от проданной недвижимости не превышает 1 млн руб. и для иного имущества (гаражи, автомобили и иные) — 250 тыс. руб., то декларация не подается. Это касается как одного проданного объекта, так и нескольких недорогих объектов. Главное, чтобы не был превышен лимит по вычету. Если же доход от продажи превысит указанные лимиты, то обязанность декларировать доход остается, как и прежде.

Налоговый вычет по упрощенке

С 2022 года получить имущественный вычет станет проще. Чтобы получить выплату, физлицам не придется сдавать декларацию 3-НДФЛ. Теперь заявить право на вычет можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Фото:Marina Zezelina / Shutterstock.com


Сам вычет может переноситься на следующий год, поскольку не у всех доходы позволяют получить сумму разово. Например, если взять оклад 40 тыс. руб. в месяц, то в год доход составляет 480 тыс. руб., где вычет составит 13%, или 62,4 тыс. руб. С учетом того, что сумма вычета предоставляется с суммы в размере 2 (или 3) млн руб., вычет дополнительно можно будет подать в следующем году, пока весь лимит не исчерпается. Если доход у физлица высокий, то он может получить вычет единоразово.

Семьи с детьми освобождаются от налога при продаже жилья

С 1 января 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности. Сегодня собственник при продаже квартиры должен заплатить налог в размере 13% с дохода от продажи имущества. Благодаря нововведению семьи с детьми не будут платить налог, но лишь при соблюдении ряда условий, пояснили в ФНС:

  • возраст детей до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка по очной форме). Возраст детей определяется на дату перехода от налогоплательщика к покупателю права собственности на проданное жилое помещение или долю в праве собственности на жилое помещение;
  • в год продажи объекта или до 30 апреля года, следующего за годом продажи, следует купить новое жилье или большее по площади, или с более высокой кадастровой стоимостью;
  • кадастровая стоимость проданного объекта недвижимости не должна превышать 50 млн руб.;
  • у членов семьи физлица — получателя дохода не должно быть в собственности иного объекта недвижимости, площадь которого больше 50% от той, что в новом жилье.

С 2022 года семьи с двумя и более детьми освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) при продаже жилой недвижимости независимо от того, сколько по времени она находилась в собственности

Кадастровая стоимость вырастет

С 2022 года будут применяться новые результаты государственной кадастровой оценки (ГКО), вступившие в силу с 2021 года. С этими результатами можно ознакомиться, получив выписку из Единого государственного реестра недвижимости.

Для расчета налога за налоговый период 2021 года во всех регионах станет применяться кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога будут использоваться понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,2 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
  • 0,4 (в 2021 году был 0,2) — для десяти регионов (Республика Алтай, Республика Крым, Алтайский край, Приморский край, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 (в 2021 году был 0.4) — для четырех регионов (республики Дагестан и Северная Осетия — Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для 77 регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта налогообложения, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения), исходя из кадастровой стоимости, применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта налогообложения.


— В ряде субъектов, включая Москву, в 2021 году была проведена очередная государственная кадастровая оценка (ГКО) объектов недвижимости. Ее результаты будут применены для расчета налога на имущество и земельного налога физических лиц в 2022 году. Так, например, в Москве новая кадастровая стоимость квартир в среднем выросла на 21% относительно предыдущей оценки 2018 года. Кадастровая стоимость жилья служит налоговой базой по имущественному налогу. Соответственно, налоговое бремя может вырасти пропорционально увеличению кадастровой стоимости. Однако, согласно законодательству, сама сумма налога за год не может увеличиться более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. Поэтому годовой прирост будет не выше этого значения.

В течение 2022 года также произойдет окончательный переход к новому алгоритму оспаривания кадастровой стоимости — с обязательной досудебной стадией рассмотрения заявления налогоплательщика и приложенного к нему отчета независимого оценщика в ГБУ по кадастровой оценке. В случае отрицательного решения налогоплательщик будет вправе оспорить его в судебном порядке, одновременно заявив исковые требования об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.

Повышенный налог для нарушителей

В 2022 году в силу вступят новые правила применения повышенной налоговой ставки — до 1,5% в случае выдачи органами госземнадзора предписаний об устранении нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений:

Фото:Alexey Smyshlyaev / Shutterstock.com

Степан Хантимиров, юрист адвокатского бюро Asterisk:


— Подобная практика применялась и раньше: налоговая выявляла нарушение и в судебном порядке доначисляла налог по повышенной ставке. Теперь закон позволяет делать это напрямую. Речь идет о нецелевом использовании участков для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества и ИЖС.

По закону земля должна использоваться в соответствии со своим назначением. Если собственник не соблюдает это условие, то он должен платить земельный налог по повышенной ставке — 1,5%. Сейчас ставка для указанных земель составляет 0,3% (максимальный порог, саму ставку устанавливают муниципалитета). Например, если у человека сельхозземля, а он не выращивает на ней культуры и построил дом для круглогодичного проживания. В таком случае ставка земельного налога для него будет 1,5% вместо 0,3%.


— По повышенной ставке нарушители будут платить в 2023 году, поскольку начисление земельного налога происходит в следующем году по окончании налогового периода. Земельный налог для указанных категорий земель рассчитывается по ставке 0,3%. Допустим, кадастровая стоимость участка 6 млн руб., налог составит 18 тыс. руб. Если условия использования нарушены, то нужно будет заплатить по ставке 1,5%, или 90 тыс. руб. Получается на 72 тыс. руб. больше. Уменьшат налог только в случае, если собственник приведет участок в первоначальный вид, но сделать это практически невозможно.

Новые правила налоговой игры: итоги первого полугодия 2021-го

Необоснованная налоговая выгода: новые правила игры


Письмо дает налоговым органам последовательный алгоритм выявления возможных злоупотреблений: от оценки реальности операции и исполнения обязательств по ней надлежащим лицом до установления подлинного экономического смысла операции и наличия деловой неналоговой цели ее совершения.

Никита Дейнега, руководитель практики налогового и административного права Maxima Legal Maxima Legal Федеральный рейтинг. группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market) группа Семейное и наследственное право группа Частный капитал группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (Консалтинг) группа Природные ресурсы/Энергетика группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) ×

Еще одно разъяснение касается вопроса налоговой реконструкции. Это когда налогоплательщик, который использовал схемы по уходу от налогов, доплачивает в бюджет столько, сколько заплатило бы добросовестное лицо в такой же ситуации.

Поэтому ФНС пришлось скорректировать свою позицию. Теперь налоговики применяют расчетный метод и выясняют, сколько налогов компания недоплатила в бюджет, и доначисляют налог не более этой суммы. И если налогоплательщик не проявил осмотрительность, но все же понес реальные затраты по сделке, а расходы и вычеты могут быть рассчитаны по документам реального исполнителя по сделке – тогда налоговая реконструкция возможна.

Верховный суд поддержал ФНС

Подход налоговой службы по налоговой реконструкции в скором времени поддержал Верховный суд. Уже через два месяца экономколлегия обратилась к практике применения ст. 54.1 НК и дал новые разъяснения по этому вопросу.


Мы видим небезупречную, но относительно стройную систему критериев оценки налоговой выгоды, которая, пожалуй, впервые унифицирована между ФНС и Верховным судом. Нижестоящие налоговые органы и суды уже начали применять соответствующие подходы в своей работе.

Алексей Артюх, партнер TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование ×

Налоговая оговорка

Две инстанции согласились взыскать с продавца долг, который образовался из-за уплаты налога. Но Суд по интеллектуальным правам с этим не согласился. Кассация объяснила это притворным характером сделок. Суд также отметил, что продавец участвовал в создании схемы уклонения от налога, поэтому доначисление не должно рассматриваться как существенное обстоятельство, влияющее на цену.


Расходы на ремонт

ВС согласился с налоговым органом, что, по общему правилу, расходы в виде остаточной стоимости неотделимых улучшений не подлежат единовременному списанию на момент возврата, а ранее принятый к вычету арендатором НДС подлежит восстановлению. С другой стороны, судьи указали исключения из этого правила, когда остаточная стоимость может быть учтена в составе расходов, а НДС не подлежит уплате.

✔ Улучшения и траты на них были необходимы для деятельности налогоплательщика.
✔ У налогоплательщика были намерения и возможности окупить затраты за счет использования арендованного имущества в течение срока аренды.
✔ У налогоплательщика была разумная и экономически обоснованная необходимость прекратить аренду до того, как истек срок полезного использования улучшений, в том числе из-за объективной смены условий деятельности.

Движимое и недвижимое

Суды разошлись во мнениях. Две инстанции поддержали налогоплательщика, а окружной суд разделил точку зрения ведомства. Точку в споре поставил Верховный суд. Он призвал использовать при определении вещи как движимой или недвижимой правила бухгалтерского учета, а конкретно – Общероссийский классификатор основных фондов (он, например, относит к сооружениям коммунальные сооружения для электроснабжения и связи). ВС указал, что энергоустановку нельзя отнести к коммуникациям здания энергоцентра и здания гостиницы по классификатору, ведь налогоплательщик покупал ее отдельно.

Но при этом неясно, по какому критерию должны разграничиваться капитальные и некапитальные сооружения, которые согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) могут относиться к одной группе сооружений. Никита Дейнега напоминает, что Градостроительный кодекс в этой части использует тот же критерий прочности связи с землей, который Верховный суд призвал не использовать.

Разрыв соглашения с Нидерландами

  • При выплате дивидендов будет применяться ставка налога у источника в размере 15%.
  • Выплаты иных пассивных доходов – проценты, роялти и прочее – будут облагаться налогом по ставке 20%.
  • Механизмы избежания двойного налогообложения, предусмотренные СОИДН, применяться не будут.
  • Прекратится обмен информацией в рамках СОИДН.
  • Ужесточатся российские правила налогообложения доходов контролируемых иностранных компаний, расположенных в Нидерландах.

Те налогоплательщики, чей бизнес по каким-либо причинам тесно связан с Нидерландами и не может быть структурирован иначе, неизбежно столкнутся с существенным ростом налоговой нагрузки с 2022 года, предупреждает Тиссо. Остальные же могут пересмотреть свою корпоративную структуру: перевести голландские холдинговые предприятия в другие европейские юрисдикции, в которых действует СОИДН с Россией. Или вовсе исключить промежуточные компании, расположенные в Нидерландах, из цепочки владения.

Денонсация коснется немногих, но важен сам прецедент, уверен Руслан Ахметшин. Ведь это первая в истории денонсация действующего соглашения СОИДН. По мнению Ахметшина, это показывает серьезность намерений правительства по пересмотру соглашений и, с другой стороны, бьет по инвестиционному климату. Ведь основная цель таких соглашений – именно в поощрении взаимных инвестиций и торговли путем устранения двойного налогообложения, объясняет Ахметшин.

Другие интересные споры

Рассмотрение дела в апелляции назначено на 3 августа.

По СИДН с Великобританией роялти не облагаются налогом в России, тогда как дивиденды облагаются по ставке 10%, напоминает Кириллов.

Но суды апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону компании и объяснили, в чем чиновники были не правы. Выездная налоговая проверка производилась по месту нахождения общества, которое предоставило инспекции доступ к первичной документации в полном объеме. Поэтому невозможно обвинить налогоплательщика в том, что он не дал какие-либо документы. Кроме того, налоговая не объяснила, какие конкретно документы ей нужны – поэтому она не может оштрафовать налогоплательщика. Эту позицию подтвердила и судья ВС Наталья Павлова, которая отказалась передать жалобу налоговиков на рассмотрение экономколлегии (№ А32-48817/2018).

Если опоздали с представлением документов, подтверждающих право на применение пониженных налоговых ставок…

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 284 НК РФ, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 20 % (если иное не предусмотрено данной статьей). При этом:

  • в федеральный бюджет зачисляется сумма налога, исчисленная по ставке 2 % (3 % в 2017 – 2024 годах);
  • в бюджеты субъектов РФ – по ставке 18 % (17 % – в 2017 – 2024 годах).

В этой же норме говорится, что в случаях, предусмотренных гл. 25 НК РФ, ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами этих субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков [1] .

Чтобы воспользоваться правом на применение пониженной ставки, налогоплательщик должен отвечать определенным требованиям, подтвердить этот факт документально. Причем сделать это нужно в установленный срок.

Возникает вопрос: если налогоплательщик отвечает установленным требованиям, однако представил документы позднее установленного срока, имеет ли он право на применение пониженных ставок?

Сам по себе пропуск срока подачи сведений о выполнении условий для применение пониженных ставок не является основанием для лишения налоговой льготы. Такой вывод можно найти в судебной практике.

В качестве примера рассмотрим недавнее Постановление АС УО от 24.04.2019 по делу № А34-8389/2018 и приведем нормы, которыми руководствовался суд, принимая решение в пользу налогоплательщика.

Суть дела заключалась в следующем. Обществом представлена декларация по налогу на прибыль за 2016 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчислялась по ставке 20 %, в том числе в федеральный бюджет – по ставке 2 %, в бюджет субъекта РФ – 18 %.

При этом законом того субъекта РФ, где работал налогоплательщик, предусмотрены применение пониженных ставок для осуществляющих капвложения организаций (в зависимости от доли капвложений в размере от 13,5 % до 17 %), при условии представления соответствующих документов (их копий) в налоговый орган не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Общество 21.07.2017 представило в ИФНС уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год, исчислив налог на прибыль в бюджет субъекта РФ по ставке 17 %, а 25.07.2017 – документы в обоснование применения пониженные налоговые ставки (в ответ на требование налогового органа, проводившего камеральную проверку).

Однако судьи не согласились с такими выводами налогового органа.

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Установленное законом субъекта РФ применение пониженные налоговые ставки в соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ является налоговой льготой.

По общему правилу о реализации своего права на использование налоговой льготы налогоплательщик заявляет в налоговой декларации (п. 1 ст. 80 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 88 НК РФ в рамках камеральной налоговой проверки контролю подвергаются данные представленной налогоплательщиком декларации, а также документы о деятельности налогоплательщика, представленные им самим, имеющиеся у налогового органа документы. При этом в силу п. 5 ст. 88 и п. 4 ст. 101 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть поданные налогоплательщиком пояснения и документы, а руководитель налогового органа (его заместитель) – исследовать эти документы при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Вопрос о предоставлении налоговой льготы решается по результатам налоговой проверки, в рамках которой должны быть исследованы все направленные налогоплательщиком (имеющиеся у налогового органа) документы, подтверждающие наличие предусмотренных законом условий для использования льготы, в том числе поступившие после представления декларации до окончания налоговой проверки.

Обратите внимание:

Исходя из п. 1 ст. 81 НК РФ и разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, право на налоговую льготу также может быть заявлено в уточненной налоговой декларации и подтверждено по результатам ее проверки.

Следовательно, подача налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой заявлено право на льготу, и, соответственно, пропуск срока подачи сведений о выполнении условий для применение по налогу на прибыль не могут сами по себе являться основанием для лишения налогоплательщика права на применение налоговой льготы.

В данном случае, как установлено судом, налоговый орган действовал непоследовательно, приняв решение о доначислении налога на прибыль по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 2016 год, без соблюдениях тех правил проведения камеральной налоговой проверки и рассмотрения ее результатов, которые установлены ст. 88 и 101 НК РФ, что не может быть признано правомерным.

Так, согласно п. 6 с. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика-организации представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.

Между тем налоговый орган, истребовав у налогоплательщика документы в подтверждение права на применение пониженные ставки налогов, отказал в применении льготы, мотивируя это только нарушением налогоплательщиком положений закона субъекта РФ и непредставлением в установленный данным нормативным актом срок (не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть 28.03.2017) документов и сведений, подтверждающих обоснованность пониженные ставки налогов.

При этом каких-либо претензий или установленных фактических обстоятельств относительно самих представленных налогоплательщиком в подтверждение налоговой льготы документов, их несоответствие форме либо несоответствие их содержания критериям, закрепленным в законе субъекта РФ, налоговым органом в ходе камеральной проверки не было выявлено.

Обратите внимание:

Судьи также отметили: положения закона субъекта РФ, на который ссылается налоговой орган, предусматривают срок представления документов в подтверждение права на применение пониженной ставки, но указанной нормой не установлен запрет на использование пониженной ставки по налогу на прибыль в бюджет субъекта, если допущенное нарушение сводится только к несоблюдению срока представления сведений (документов) и названное нарушение устранено на момент проведения камеральной налоговой проверки, рассмотрения ее материалов.

При ином подходе обязанность по исчислению и уплате налога на прибыль в бюджет субъекта РФ с применением ставки 18 % приобретает характер штрафной санкции (меры ответственности) за нарушение срока представления документов, которая возлагается на налогоплательщика, чье соответствие условиям применения пониженной налоговой ставки 17 %, обозначенной в законе субъекта РФ, не опровергается по результатам налоговой проверки, а налогоплательщик использовал льготу фактически при исчислении налога за налоговый период, отразив это в соответствующей уточненной налоговой декларации.

В итоге решение ИФНС было признано недействительным в части отказа в применении пониженной ставки по налогу на прибыль за 2016 год.

Сам по себе пропуск срока подачи первичной декларации и сведений о выполнении условий для применения ставки 0 % не является основанием для лишения налоговой льготы, которая применялась налогоплательщиком в течение истекшего налогового периода.

Высшие арбитры отметили, что в п. 6 ст. 284.1 НК РФ констатируется наличие обязанности по уплате налога в том случае, когда необходимые сведения к установленному сроку не были представлены налогоплательщиком, но не содержится запрет на использование налоговой ставки 0 %, если допущенное нарушение сводится только к несоблюдению срока представления сведений (документов) и указанное нарушение устранено на момент проведения налоговой проверки, рассмотрения ее материалов.

При ином подходе обязанность по исчислению и уплате налога с применением налоговой ставки 20 % приобретает характер штрафной санкции (меры ответственности) за нарушение срока представления сведений. Однако меры налоговой ответственности должны быть прямо предусмотрены гл. 16 и 18 НК РФ, а их применение – отвечать требованиям соразмерности и справедливости.

Читайте также: