Налоговая проверка пострадавших отраслей

Обновлено: 30.06.2024

В соответствии с поручениями Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 и 20.03.2020 ФНС России и иные федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить:

1) предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г., в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма, авиаперевозок, а также налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии.

Указанная отсрочка предоставляется за счет введения до 1 мая 2020 года моратория на направление требований об уплате налога в отношении имеющейся недоимки[1] и принятие решений о взыскании налогов, страховых взносов[2].

Предоставление такой отсрочки влечет лишь перенос срока уплаты налогов и страховых взносов, но не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по их исчислению и уплате, а также от начисления пени на имеющуюся сумму недоимки. Возможность признания эпидемии коронавируса обстоятельством непреодолимой силы, причинившим ущерб налогоплательщикам и дающим право на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налога в соответствии с текущей редакцией ст. 64 НК РФ, требует оценки применительно к каждому конкретному налогоплательщику и налогу (страховым взносам, сборам)[3].

Вместе с тем, Минфину России поручено подготовить законопроект, обеспечивающий отказ от начисления пени по налоговой задолженности, на взыскание которой до 1 мая 2020 г. введен мораторий, а также введение дополнительного основания для получения отсрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов для указанных категорий налогоплательщиков без начисления процентов, включая упрощение процедур предоставления такой отсрочки.

2) отложение до 1 мая 2020 г. сроков подачи заявлений о банкротстве в отношении лиц, имеющих задолженность перед бюджетами бюджетной системы РФ, государственными корпорациями, федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, кредитными организациями в случаях, если по ним ранее не возбуждено дело о банкротстве.

По нашему мнению, указанный срок до 1 мая 2020 г. должен быть использован хозяйствующими субъектами для реструктурирования существующей налоговой и иной задолженности с целью избежать начала процесса банкротства после окончания моратория, в том числе за счет получения отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам на основании подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ[4].

Указанные меры на текущей стадии направлены не столько на поддержку субъектов хозяйственной деятельности, сколько на исключение непосредственного взаимодействия сотрудников государственных органов с неопределенным кругом лиц в ходе проведения проверок с целью минимизировать распространение коронавирусной инфекции.

Во исполнение поручения премьер-министра руководитель ФНС России издал приказ от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, согласно которому:

  • до 1 мая 2020 г. приостанавливается проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок. Уже начатые проверки подлежат приостановлению, а новые не назначаются;
  • исключается проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.);
  • рассмотрение материалов налоговых проверок и актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о выявлении иных предусмотренных НК РФ правонарушениях должно осуществляться по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), а также с использованием каналов видеоконференцсвязи. О возможности обеспечения участия в рассмотрении дела по ТКС (с использованием видеоконференцсвязи) заинтересованные лица должны быть уведомлены заблаговременно;
  • ознакомление с материалами дел о налоговых правонарушениях должно осуществляться путем снятия копий и направления их по ТКС;
  • подписание и получение протокола ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, протокола рассмотрения материалов проверки должно осуществляться с использованием ТКС;
  • рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) вышестоящим налоговым органом должно осуществляться без участия лиц, подавших данные жалобы (их представителей). В случае признания необходимости такого участия оно должно обеспечиваться с использованием ТКС (видеоконференцсвязи);
  • до 1 мая 2020 г. также приостанавливается инициирование и проведение проверок соблюдения требований законодательства о применении ККТ, а также валютного законодательства[5]. Начатые и незавершенные проверки, а также незаконченное производство по делам об административных правонарушениях должны осуществляться путем исключения непосредственного контакта с налогоплательщиками (по ТКС, через личный кабинет налогоплательщиков, посредством почтовых отправлений).

Как можно видеть, обозначенные ФНС России меры направлены исключительно на предотвращение непосредственного контакта сотрудников ФНС с налогоплательщиками и иными лицами.

Инициирование и проведение камеральных налоговых проверок, контрольно-аналитической работы (предпроверочных мероприятий) не приостанавливается. Установленные НК РФ сроки предоставления налоговой отчетности, исполнения требований налогового органа о предоставлении документов (информации) и пояснения от налогоплательщиков остаются неизменными.

Нарушение таких сроков, как и обязанностей по приему документов от налогового органа (передаче квитанций о приеме) по ТКС не освобождает от установленных НК РФ мер ответственности.

В отдельных случаях, например, при приостановлении работы организации в связи с карантинными мерами на основании распоряжения уполномоченного государственного органа или же при нахождении должностных лиц организации, ответственных за исполнение соответствующих обязательств налогоплательщика на карантине / в режиме самоизоляции, избежать ответственности можно будет на основании подп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ. Однако оценивать применимость данной нормы к конкретной ситуации необходимо в каждом отдельном случае.

Нарушение срока представления отчетности, как и неисполнение налогоплательщиком обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может повлечь приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банке. В случае такой просрочки необходимо рассмотреть вопрос о коммуникации с налоговым органом по этому поводу.


О чем подумать, что сделать

В сложившихся условиях налоговым подразделениям необходимо наряду с выполнением действующего законодательства, избежанием штрафных санкций и других негативных последствий необходимо максимально использовать возникающие послабления и преференции в интересах компаний, принять превентивные меры.

С учетом перевода основной части сотрудников компаний на удаленную работу необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение бесперебойного получения от налогового органа документов в электронной форме по ТКС и своевременное реагирование компании на указанные документы.

Помощь консультанта

[1] Если это не влечёт нарушения предельных сроков для направления требований, установленных ст. 70 НК РФ

[2] Если это не влечёт нарушения предельных сроков для принятия таких решений, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ

[4] Если в ближайшее время в ст. 64 НК РФ не будет внесено обусловленное сложившейся ситуацией дополнительное основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.

[5] За исключением случаев, когда по уже начатым проверкам соблюдения валютного законодательства выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 01.06.2020


В России есть государственный и муниципальный контроль. Это про проверки разных контролирующих органов, например:

  • Государственной инспекции труда (не нарушает ли компания трудовые права работников)
  • МЧС (все ли в порядке с пожарной безопасностью)
  • МВД (если в компании работают иностранные граждане, правильно ли они оформлены или)
  • Роспотребнадзора
  • и ещё многие, многие другие…

Так вот, это вообще не про налоговую. То, что делает налоговая — это налоговый контроль. И он в государственный и муниципальный контроль не входит (точнее, входит, но выведен из списка государственного и муниципального контроля как исключение).

а значит, на проверки налоговой эти моратории не распространяются.

Налоговая в 2021 году будет проводить выездные налоговые проверки как обычно. А вы хотели, чтобы государство отказалось от возможности собрать деньги в бюджет? Ну вы же не первый день живёте в России…

Но это не все. Моратории запрещают только плановые проверки этих ГИТов, МЧС, Роспотребнадзора и т.д. Но есть же ещё внеплановые. А на внеплановые проверки мораторий не распространяется. Это значит, что контролирующие органы могут прийти и в 2021 году, проводя внеплановую проверку. Если будут основания для внеплановой проверки, конечно.

Выводы

Выездные налоговые проверки в 2021 году будут.

Внеплановые проверки в рамках государственного и муниципального контроля в 2021 году будут.

Роман Черненко

- Адвокат адвокатской палаты г. Москвы, Реестровый номер 77/9869; Руководитель адвокатской коллегии "Налоговые адвокаты";

Верховный суд положит конец двойному взысканию налогов?

13 причин, по которым банки заблокируют ваш расчётный счёт

Сроки камеральной налоговой проверки в 2021 году

Обыск в офисе компании: алгоритм действий. Как себя вести сотрудникам и директору

Разрушаем главный миф о взаимозависимости компаний

Как снизить штраф за налоговое нарушение? Практические аргументы + образец ходатайства






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Также вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.





Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.

Выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения в 2021 году

Выездная проверка сегодня явление не такое частое, каким было в начале действия Налогового кодекса. В последние годы налоговая служба постоянно проводит риск-анализ деятельности налогоплательщиков. Выездная проверка назначается лишь после того, как инспекторы соберут достаточное количество косвенных доказательств, свидетельствующих о нарушениях со стороны налогоплательщика. Однако от выездной проверки по-прежнему никто не застрахован. Именно поэтому важно знать, что может стать поводом для этого мероприятия, а также его сроки и порядок проведения в 2021 году.

Что такое выездная налоговая проверка

Основания для выездной налоговой проверки

Такие проверки уже давно носят исключительно плановый характер. Кандидаты для этого мероприятия отбираются налоговой службой на основании критериев риска. Часть из них носит общедоступный характер и приведена в приказе ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Перечислим основные критерии.

Доля вычетов по НДС. Здесь применяется следующий критерий отбора претендентов на проверку: сумма вычетов составляет 89 и более процентов от начисленного за 12 месяцев НДС.

Среднемесячная зарплата на одного работника. В зоне риска находятся налогоплательщики, у которых этот показатель ниже, чем в целом по отрасли в регионе. Данные о среднем уровне зарплаты по видам деятельности должны публиковаться на сайтах территориальных органов Росстата и УФНС по субъектам РФ.

Рентабельность деятельности. С проверкой могут прийти к тем, у кого она на 10 и более процентов меньше среднеотраслевого показателя. Данные для сравнения можно найти на сайте ФНС.

Соотношение расходов и доходов. В план проверок попадут налогоплательщики, у которых рост расходов опережает рост доходов. Также подозрение вызывают ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, либо доходы падают, а расходы растут.

Убыточность деятельности. Внимание проверяющих привлекут организации, которые показывают убыток на протяжении двух и более календарных лет.

Ведение деятельности через цепочку контрагентов. В этом случае контролеры оценят, была ли разумная экономическая или иная причина для привлечения посредников.

Ведение деятельности с высоким налоговым риском. В частности, рискованным является привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и т.д.

Получайте требования из ИФНС и отправляйте запрошенные документы через интернет Подключиться

Сумма профессионального вычета. Предприниматели на ОСНО могут стать кандидатами для выездной проверки, если сумма профессионального налогового вычета по декларации составит более 83% от суммы дохода.

Сроки проведения выездных налоговых проверок

По общему правилу, выездная ревизия длится два месяца. Этот срок начинает течь со дня, следующего за тем, которым датировано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и 5 ст. 6.1, п. 6 и 8 ст. 89 НК РФ). Например, проверка, начатая 6 октября, должна закончиться 6 декабря. Однако на практике ВНП часто занимают гораздо больший промежуток времени.

СПРАВКА

Поводом для приостановки ВНП также являются следующие обстоятельства: проведение экспертизы; истребование информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров; необходимость перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Порядок и правила проведения выездных налоговых проверок

Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. Например, по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.

ВАЖНО

Налоговый кодекс не требует вручать налогоплательщику копию решения о назначении проверки. Однако форма решения предусматривает передачу его копии проверяемой организации или ИП (прил. № 5 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@). И налоговики, как правило, вручают этот документ.

Далее инспекторы, указанные в решении, приступают непосредственно к контрольным мероприятиям. А именно: направляют требования о представлении документов; проводят выемки, осмотры, экспертизы, допросы и совершают прочие необходимые действия.

ВНИМАНИЕ

В ходе ревизии состав проверяющих может меняться, но только при условии внесения соответствующих корректив в решение о назначении проверки.

В последний день ВНП составляется справка. В ней указываются предмет проверки и ее сроки. Справка вручается налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Как проходит выездная налоговая проверка

По общему правилу она проводится в офисе (на территории) налогоплательщика. Исключение сделано для ситуаций, когда компания не может выделить для проверяющих помещение. В этом случае проверка переносится по месту нахождения налоговой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

На практике самое частое мероприятие, осуществляемое в рамках ВНП, проходит в заочном режиме — инспекторы присылают по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или по почте требования о предоставлении документов. А проверяемый налогоплательщик (либо его контрагент, в т. ч. банк) направляет ответ в адрес ИФНС.

Во время выездной проверки могут проходить допросы свидетелей, в том числе действующих и бывших работников налогоплательщика (ст. 90 НК РФ). При этом работодатель не вправе присутствовать при таких допросах (определение Верховного суда от 16.06.20 № 301-ЭС20-8110).

ВНИМАНИЕ

Руководитель организации тоже может быть допрошен в качестве свидетеля (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.18 № Ф01-1539/2018).

Также при проведении выездной проверки инспекторы вправе осматривать помещения и территорию налогоплательщика, проводить инвентаризацию и выемку оригиналов документов и других предметов (п. 13 ст. 89, ст. 92 и ст. 94 НК РФ ). В том числе допустимо изымать флешки, диски, компьютеры или ноутбуки (определение Верховного суда от 10.07.19 № 305-ЭС19-11972).

По инициативе инспекции в рамках ВНП возможно назначение экспертиз, а также привлечение специалистов в различных областях ( ст. 95 и 96 НК РФ ). Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).

ВАЖНО НА ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА

Как подготовиться к выездной налоговой проверке

Заранее подготовиться практически невозможно, поскольку план проведения данных мероприятий в открытых источниках не публикуется. Налогоплательщики узнают о предстоящей ВНП непосредственно от контролеров. (На практике инспекторы направляют решение о назначении проверки вместе с первым требованием о предоставлении документов по ТКС, либо передают это решение руководителю или представителю компании лично).

Также желательно заранее озаботиться вопросами правовой (в т.ч. адвокатской) помощи на случай вызова сотрудников и руководства на допросы. Работники должны быть осведомлены о том, что компания предоставляет услуги защитника. А в его отсутствие они вправе отказаться давать показания на основании статьи 51 Конституции РФ. Либо могут сообщать только ту информацию, которая является общедоступной (размещена на сайте компании, рассылается контрагентам и т.п.).

Наконец, целесообразно самостоятельно проводить ту же работу, что выполняет ИФНС, то есть осуществлять риск-анализ собственной деятельности. Это позволит уменьшить вероятность назначения выездной проверки (если удастся устранить подозрительные, по мнению налоговиков, обстоятельства деятельности), либо заранее подготовить аргументы и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов.

ВАЖНО

Результаты выездной налоговой проверки

Как уже упоминалось, ВНП завершается в день составления соответствующей справки, которая вручается налогоплательщику (п. 8 и 15 ст. 89 НК РФ). Этот документ запускает процедуру оформления результатов ревизии.

Все выявленные нарушения фиксируются в акте, на составление которого у налоговиков есть два месяца (п. 1 ст. 100 НК РФ). Подготовленный акт со всеми приложениями предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст. 100 НК РФ). Отказываться от проставления автографа не имеет смысла, так как подписание данного документа не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).

ВНИМАНИЕ

Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, документ направляется по почте и считается врученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).

С момента получения акта начинает течь время, отведенное на составление письменных возражений (если таковые имеются). На их подготовку и отправку в ИФНС у налогоплательщика есть ровно один месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ). Возражения можно готовить как по акту в целом, если проверяемый не согласен со всеми выводами контролеров, так и по отдельным его частям.

СПРАВКА

Представление письменных возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Никаких штрафов или иных негативных последствий за отсутствие данного документа не предусмотрено.

Письменные возражения налогоплательщика с прилагаемыми документам, а также акт проверки со всеми приложениями формируют материалы налоговой проверки. Они поступают на рассмотрение руководителя ИФНС или его заместителя (п. 1 ст. 101 НК РФ). Рассмотрение материалов — мероприятие открытое, на которое в обязательном порядке должны пригласить руководителя компании или другого представителя налогоплательщика (п. 2 ст. 101 НК РФ). Нарушение этого правила влечет безусловную отмену решения, принятого по результатам ВНП (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) еще раз изучает все данные, указанные в акте, а также возражения, если таковые поступили. При этом налогоплательщик вправе дополнительно давать свои пояснения, в том числе письменные. Поэтому, собираясь на рассмотрение дела, возьмите с собой чистые листы бумаги и письменные принадлежности. А если будете давать устные пояснения, следите, чтобы они были отражены в протоколе рассмотрения. Непредоставление налогоплательщику возможности дать пояснения или объяснения непосредственно в ходе рассмотрения дела — еще одно грубейшее нарушение, которое влечет безусловную отмену принятого решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).

Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО Подать бесплатно

По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может либо быть окончательным — о привлечении к ответственности или об отказе в таковой, либо промежуточным — о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В первом случае в тексте решения о привлечении к ответственности ИФНС должна детально разобрать все доводы, которые проверяемый привел в свою защиту (как в возражениях, так и в процессе рассмотрения материалов), указав, по каким причинам они принимаются или не принимаются (п. 8 ст. 101 НК РФ).

Во втором случае в решении отмечается, какие именно дополнительные мероприятия и для каких целей надо провести. При этом допустимы только три действия: экспертиза, допросы, а также истребование документов у налогоплательщика или третьих лиц. А цель такого контроля — сбор дополнительных доказательств для подтверждения или опровержения фактов, изложенных в акте. Поэтому ИФНС не может искать в рамках допмероприятий новые нарушения. Срок проведения дополнительных мероприятий ограничен одним месяцем. Продлевать его нельзя.

По окончании допмероприятий вышеописанная процедура повторяется: составляется дополнительный акт, налогоплательщик предоставляет свои письменные возражения (при наличии) и проходит новое рассмотрение всех материалов в ИФНС.

ВАЖНО НА ПЕРИОД КОРОНАВИРУСА

Налогоплательщик (его представитель) может участвовать в рассмотрении материалов проверки через телекоммуникационные каналы связи или каналы видеоконференцсвязи. Для этого надо представить в инспекцию по ТКС заявление об обеспечении такого участия и копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия. Если налогоплательщик не направит такое заявление (либо ходатайство об отложении рассмотрения дела), то налоговики смогут рассмотреть материалы проверки без его участия (п. 3 приказа ФНС от 20.03.20 № ЕД-7-2/181@).

Повторная выездная налоговая проверка

Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).

ВАЖНО

Наконец, третья ситуация, когда допускается повторная ВНП, — реорганизация или ликвидация компании (п. 11 ст. 89 НК РФ, п. 3.2 письма ФНС от 25.07.13 № АС-4-2/13622).

Подведем итог. Выездная налоговая проверка — мероприятие, способное на некоторое время парализовать деятельность компании или ИП. Избежать этого можно, если понимать, как организуется такая проверка, каковы ее сроки и порядок проведения, какие права и обязанности есть у контролеров и проверяемого налогоплательщика. А знание критериев, на основании которых ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, поможет настроить бизнес таким образом, чтобы свести риск визита инспекторов к минимуму.

Мораторий на проверки бизнеса в 2021 году продлен. Является ли это стопроцентной гарантией того, что контролирующие органы не нагрянут с проверкой? Нет, не является. На каком основании могут прийти с внеплановой проверкой в 2021 году? Что такое инспекционный визит - новый формат контроля бизнеса, который может стать альтернативой проверке и будут введен с 1 июля 2021 года? Подробнее об этом в нашей статье.

Мораторий с множеством оговорок.

В России в конце ноября 2020 года был продлен мораторий на весь 2021 год на проверки для бизнеса. Такими заголовками пестрила пресса, однако этот вопрос требует пояснений. Важно знать, что не все проверки отменены, и не для всех. Например, для компаний, деятельность которых (или используемые производственные объекты в ходе этой деятельности) отнесены к категории чрезвычайно высокого или высокого риска, сохранены как плановые, так и внеплановые проверки. Также не освободили от проверок участников бюджетного процесса, государственных, муниципальных бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Любопытная цифра:

90% российских компаний, к которым приходят с проверкой, признаются нарушителями.

На весь 2021 год наложен мораторий на проведение плановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Однако и для МСП мораторий является мерой поддержки с множеством оговорок.

Какие малые и средние предприятия освобождены от проверок:

запрет распространяется на юрлица и ИП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства,

некоммерческие организации, среднесписочная численность сотрудников которых за предыдущий год не превышает 200 человек (исключением являются политические партии и некоммерческие организации, включенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента).

От каких проверок НЕ освобождены МСП:

внеплановые проверки, основаниями для которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры,

внеплановые проверки, цель которых - проверка исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан,

внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя,

внеплановые проверки, проводимые на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,

внеплановые проверки, проводимые на основании привлечении к административной ответственности в связи с совершением грубого правонарушения,

внеплановые проверки, проводимые на основании дисквалификации или приостановки деятельности,

внеплановые проверки, призванные удостовериться в правильности сведений, указанных в документах на получение лицензии,

внеплановые проверки, назначенные в целях возобновления действия лицензии, призванные проверить устранение фактов, послуживших причиной приостановки действия лицензии.

В плане на 2021 год – сотни тысяч проверок.

500 тысяч проверок заявили различные контролирующие органы на согласование Генпрокуратуры. Генпрокуратурой было согласовано около 400 тысяч проверок на 2021 год.

Провести внеплановую выездную проверку контролирующий орган не может своевольно, он обязан получить разрешение на ее проведение в прокуратуре. Согласно ст. 10 закона о защите прав юрлиц и ИП, внеплановая выездная проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юрлица или ИП.

Уведомят ли заранее о внеплановой проверке?

  • Должны уведомить за 24 часа. О проведении внеплановой выездной проверки в 2021 году юрлицо или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля, орган муниципального контроля должен уведомить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения. Уведомить контролирующий орган имеет право любым удобным для него способом, например, через электронный документ, письмом на электронную почту предприятия, подписанным усиленной квалифицированной электронной подписью. Если, конечно, такой адрес указан в едином государственном реестре юридических лиц или в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, или же электронный адрес был ранее указан в выходных данных предприятия в отчетности или других материалах для контролирующего органа.
  • Не уведомят, если… Уведомление о проверке не предусмотрено в двух случаях:
  1. если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным предметам и коллекциям,
  2. в результате действий предприятия возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Проверки в форме визита.

Кроме того, с 2021 года вводятся новые формы контроля в ходе проверки.

  • Во-первых, законодательно установлено, что проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио или видеосвязи.
  • Во-вторых, принято решение, что со второй половины 2021 года плановая проверка может быть заменена инспекционным визитом. Как гласит пункт 2 Постановления № 1969 от 30 ноября 2020 года, органом государственного контроля после 1 июля 2021 года может быть принято решение о проведении вместо плановой выездной проверки инспекционного визита. Такое решение должно быть принято не позже чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки, включенной в ежегодный план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год.
  • В-третьих, о проведении инспекционного визита вместо плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются в течение 10 рабочих дней после принятия решения о замене проверки на инспекционный визит.

Как оценить вероятность проверки?

Чтобы не столкнуться в дверях с внеплановыми проверяющими, лучше всего работать на опережение. Исключить все факторы, которые могут сделать такую проверку возможной. Эти факторы мы перечислили в статье выше.

Вероятность проверки можно оценить с помощью СБИС Оценка налоговых рисков. Кроме того, с помощью СБИС можно не только оценить риск налоговой проверки, но и снизить до минимума ее вероятность. СБИС поможет правильно выбрать систему налогообложения, грамотно и своевременно вести и сдавать отчетность, а также иметь под рукой инструменты самопроверки, которые позволят оценивать ситуацию в компании в вопросе налогообложения.

СБИС Сверка проведет сверку с бюджетом и выявит все расхождения, проверит все данные по счетам-фактурам со всеми контрагентами, обеспечит контроль над расхождениями начислений и уплаты НДФЛ, проверит РСВ по алгоритму госорганов и поможет сдать его с первого раза. СБИС обезопасит вас от дополнительных штрафов и пени, снизит риск доначислений.

О том, как уберечь предприятие от внеплановой проверки с помощью СБИС, вам готовы рассказать наши специалисты.

В условиях развернувшейся эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19, а также предпринятых противоэпидемиологических мероприятий, Правительство РФ приняло ряд мер по поддержке экономики Российской Федерации. В настоящей статье мы рассмотрим меры, связанные с проведением выездных налоговых проверок.


25 марта 2020 года Президент РФ, выступая с обращением[1] к гражданам Российской Федерации озвучил ряд мер поддержки российской экономики, которые необходимо принять в ближайшем будущем, в частности меры в области налогового администрирования.

Налоговые проверки являются инструментом налогового контроля государства за соблюдением налогового законодательства.

Стать 4 Налогового кодекса Российской Федерации[3] (далее по тексту – Налоговый кодекс, НК РФ), в редакции вышеуказанного закона, была дополнена пунктами 3-5.

Подпункт 1 пункта 3 данной статьи наделил Правительство РФ правом в 2020 году издавать нормативные правовые акты, предусматривающим в период с 1 января до 31 декабря 2020 года (включительно) приостановление, отмену или перенос на более поздний срок мероприятий налогового контроля, в том числе проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, а также приостановление течения сроков, предусмотренных Налоговым кодексом, в том числе сроков назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля.

В соответствии с пунктом 1 статьи 87 НК РФ одной из налоговых проверок является выездная налоговая проверка.

Выездная налоговая проверка, по общему правилу, проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение налогового органа.

Налоговый кодекс регламентирует срок проведения выездной налоговой проверки, срок оформления результатов проведённой налоговой проверки, а также срок рассмотрения материалов налоговой проверки, выявившей нарушения налогового законодательства, срок рассмотрения замечаний на акт налоговой проверки.

В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Постановления № 409 подлежит приостановлению вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами до 31 мая 2020 г. включительно.

Здесь необходимо отметить, что в Российской Федерации действует Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утверждённая Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@[5] (далее по тексту – Концепция), в соответствии с которой проведение выездной налоговой проверки налоговым органом является заранее спланированным на основе критериев Концепции мероприятием, в отношении налогоплательщика, соответствующего критериям риска, определённым в Концепции.

Одним из принципов планирования проведения выездных налоговых проверок является принцип обоснованности выбора объектов проверки.

Как указано в абзаце 6 пункта 2 Концепции в соответствии с новым подходом к организации системы планирования изменен отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки.

Иными словами, проведение выездной налоговой проверки осуществляется в отношении налогоплательщика, который соответствует критериям риска, указанным в пункте 4 Концепции, либо налоговый орган располагает информацией о возможных налоговых правонарушениях, совещённых налогоплательщиком.

Таким образом, применённая мера о приставлении вынесения решений о проведении выездной налоговой проверки, по своей сути не является реабилитирующей мерой в отношении налогоплательщика, она лишь отсрочивает применение уже запланированных налоговым органом мероприятия налогового контроля.

Аналогичный вывод можно сделать и о других мерах, указанных в пункте4 Постановления № 409

Абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 проведение назначенных выездных (повторных выездных) налоговых проверок приостановлено до 31 мая 2020 г. включительно.

Согласно пункту 6 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Также необходимо отметить, что срок проведения выездной налоговой проверки может быть приостановлен в соответствии с пунктом 9 статьи 89 НК РФ по основаниям, указанным в данном пункте.

Согласно абзацу 8 данного пункта общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.

Принимая вышеизложенные нормы, согласно которым проведение выездной налоговой проверки может составить значительный промежуток времени, приостановление её проведения в соответствии с абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 на срок в 2 месяца, по нашему мнению, не представляется для налогоплательщика мерой снижения тяжести бремени налогового контроля.

В соответствии с абзацем 4 пункта 4 Постановления № 409 до 31 мая 2020 г. включительно приостановлено течение сроков, установленных Кодексом (в том числе сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Кодекса), в отношении проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта (в редакции Постановления Правительства России от 24 апреля 2020 г. № 570[6]).

Данной нормой приостановлено течение ранее нами указанного двухмесячного срока проведения выездной налоговой проверки, а также сроков, предусмотренных статьями 100 и 101 Налогового кодекса.

Речь идёт о сроке оформления результатов проведённой налоговой проверки и срока рассмотрения материалов налоговой проверки, выявившей нарушения налогового законодательства, рассмотрения замечаний на акт налоговой проверки

В соответствии с пунктом 6.1 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок"[7] в последний день проведения выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы обязан составить справку о проведенной проверке и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Дата составления указанной справки имеет определяющее значение для срока оформления результатов проверки, так как в силу пункту 8 статьи 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется до дня составления справки о проведенной проверке, а в силу пункта 1 статьи 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть составлен в течении двух месяцев со дня составления указанной справки.

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по данному акту.

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, сведения о нарушениях налогового законодательства, выявленные в ходе проведённой выездной налоговой проверки и рассматривает возражения на акт налоговой проверки, в случае их поступления.

Таким образом, абзацем 4 пункта 4 Постановления № 409 приостанавливаются срок на составление акта по результатам налоговой проверки, срок на подачу возражений на акт налоговой проверки, срок на рассмотрение налоговым органом данных возражений, а также сведений о выявленных налоговых правонарушениях.

14.04.2020 на официальном сайте ФНС было опубликовано Письмо № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020[8], в котором была конкретизирована дата начала течения вышеуказанных процедурных сроков.

Указанным письмом ФНС разъяснила, что течение процедурных сроков по вручению актов камеральных налоговых проверок, представлению возражений на акт налоговой проверки, рассмотрению дела о налоговом правонарушении, проведению дополнительных мероприятий налогового контроля, составлению дополнения к акту налоговой проверки, вручению дополнения к акту налоговой проверки, представлению возражений на дополнение к акту налоговой проверки и принятию соответствующих решений, производится с учетом нерабочих дней, предусмотренных соответствующим Указом Президента РФ, и начинается с ближайшего первого рабочего дня.

Необходимо также отметить о возможности проведения налоговым органом некоторых мероприятий в рамках выездной налоговой проверки в период её приостановления, в частности проведения экспертизы и истребования документов, запрошенных до приостановления проверки, у налогоплательщика.

В соответствии с частью 1 статьи 95 НК РФ в необходимых случаях при проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в рамках выездных налоговых проверок назначается экспертиза.

При этом назначенная экспертиза в силу подпункта 3 пункта 9 статьи 89 НК РФ является основанием для приостановления проведения выездной налоговой проверки.

В Письме ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@[9] разъясняется, что приостановление проведения выездной налоговой проверки по одному из оснований, предусмотренных п. 9 ст. 89 Кодекса, не препятствует проведению мероприятий налогового контроля, являющихся иными основаниями для приостановления проведения проверки, а также проведению мероприятий налогового контроля, не являющихся основаниями для приостановления проведения проверки, за исключением мероприятий налогового контроля, подразумевающих действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (ознакомление с подлинниками документов на территории (в помещении) налогоплательщика, проведение осмотра или выемки).

Таким образом, принимая во внимание, что проведение выездных налоговых проверок приостановлено пунктом 4 Постановления № 409, налоговый орган не ограничен в проведении мероприятий налогового контроля, в частности назначения и проведения экспертизы, за исключением мероприятий налогового контроля, подразумевающих действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика.

Однако, здесь необходимо отметить, что в силу абзаца 2 пункта 3 статьи 95 НК РФ в Постановлении о назначении экспертизы указывается на материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта, а в силу пункта 4 данной статьи эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

Согласно абзацу 5 подпункта 3 пункта 9 статьи 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Таким образом, отсутствие необходимых для проведения экспертизы материалов у налогового органа может послужить объективным препятствием для проведения экспертизы.

Однако, необходимо обратить внимание, что ВАС РФ в пункте 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"[10] разъяснил, что приостановление проведения выездной налоговой проверки не препятствует налоговому органу осуществления действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.

Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.

Также ВАС РФ указал, что в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.

Принимая во внимание разъяснения исчисления процедурных сроков, данные в Письме № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020, режим нерабочих дней не распространяется на сроки проведения вышеуказанных мероприятий налогового контроля, в частности проведения экспертизы.

Так, если на период до 31.05.2020 включительно приходится дата, на которую назначено рассмотрение материалов налоговой проверки, налоговому органу в письменной форме необходимо известить участвующих в таком рассмотрении лиц о новом сроке рассмотрения дел после окончания срока, установленного пунктом 4 Постановления № 409.

Приостановление течения сроков, предусмотренных статьей 101 Кодекса, не препятствует вынесению итогового решения по выездной налоговой проверке, предусмотренного пунктом 7 статьи 101 Кодекса, и направлению его лицу, в отношении которого проведена выездная налоговая проверка, если к моменту получения настоящего письма материалы такой проверки уже рассмотрены в установленном порядке, и все предусмотренные Кодексом процедуры соблюдены.

В вышеуказанных случаях процедурные сроки начинают течь с 01.06.2020 г.

Рассматривая меры, предпринятые Правительством РФ, необходимо отметить, что до принятия Постановления № 409 ФНС был вынесен Приказ Федеральной налоговой службы от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции"[12] в соответствии с пунктом 1 которого территориальным налоговым органам было приказано приостановить до 1 мая 2020 года в отношении всех налогоплательщиков вынесение решений о проведении выездных (повторных выездных) налоговых проверок, а также их проведение, для чего в соответствии с пунктом 9 статьи 89 НК РФ, вынести решения о приостановлении проведения проверки.

Однако, указанный приказ лишь предписывал территориальным налоговым органам приостановить проведение налоговых проверок и вынесения решения по ним, в то время как абзацем 3 пункта 4 Постановления № 409 указанные проверки приостанавливались императивно по всей Российской Федерации, в силу действия дискретных полномочий Правительства РФ, основанных на подпункте 1 пункта 3 статьи 4 НК РФ (в редакции ФЗ от 01.04.2020 № 102-ФЗ).

Впоследствии в Письме № СД-4-2/5985@, после принятия Правительством РФ Постановления № 409, ФНС разъяснила, что приостановления, предусмотренные в соответствии с пунктом 4 Постановления № 409, и их возобновление 01.06.2020 не требуют их оформления решением налогового органа.

Меры, предпринятые Правительством РФ, в области налогового администрирования, сложно определённо назвать налоговыми послаблениями.

Приостановление течения сроков проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, по существу, лишь отсрочивает завершение мероприятий налогового контроля и подведение их результатов, но не является реабилитирующей мерой.

[1] Обращение Президента Российской Федерации к гражданам.

[2] Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

[3] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая).

[5] Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

[6] Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. № 570 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 409".

[7] Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок".

[8] Письмо № ЕА-4-15/6101@ Минфина России от 10.04.2020

[9] Письмо ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@

[10] Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации"

[11] Письмо Федеральной налоговой службы от 9 апреля 2020 г. № СД-4-2/5985@ "О постановлении Правительства Российской Федерации"

[12] Приказ Федеральной налоговой службы от 20.03.2020 г. № ЕД-7-2/181@ "О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции"

Читайте также: