Налоговая практика юридической фирмы

Обновлено: 28.03.2024

Отчёт по учебной практики на базе инспекции федеральной налоговой службы обновлено: 9 мая, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения об ИФНС России по г. Электростали
1.1. Историческая справка
1.2. Структура Инспекции: функции, задачи, услуги
1.3. Нормативные акты, регламентирующие деятельность ИФНС
Глава 2. Налоговая отчетность юридических лиц
2.1. Понятие
2.2. Составление
2.3. Порядок представления
Глава 3. Государственная регистрация и учет налогоплательщиков
3.1. Типы государственной регистрации
3.2. Учет налогоплательщиков
Глава 4. Налоговый контроль
4.1. Понятие
4.2. Виды
4.3. Мероприятия
Глава 5. Проблемы собираемости налоговых сборов
Заключение
Список использованных источников

Введение

Учебная практика проходила на базе Инспекции федеральной налоговой службы (далее – ИФНС) с 10.06.13 по 23.06.13.

Для достижения поставленной цели за время, проведенное в органах государственной налоговой инспекции, были сформулированы следующие задачи:

  • Проследить историю создания и основные этапы развития ИФНС;
  • Получить информацию о структурных подразделениях ИФНС и их задачах;
  • Закрепить и углубить теоретические знания, полученные в процессе обучения на основе изучения документов, нормативных актов, отчетности организаций в государственной налоговой службе;
  • Ознакомиться с технологией работы в программных комплексах, используемых в инспекции;
  • Усвоить методы и грамотность работы с налогоплательщиками;
  • Раскрыть проблему собираемости налоговых сборов;
  • Изучить системы штрафных санкций и принцип выявления правонарушений;

В ходе учебной практики использовались технологии традиционного, личностно-ориентированного обучения, информационные технологии, технологии проектного и проблемного обучения принятые в учебном процессе.

Источниками информации при решении поставленных задач явились уставные документы и законодательная база, регламентирующая деятельность Инспекции федеральной налоговой службы.

Глава 1. Общие положения об ИФНС России по г. Электростали

1.1. Историческая справка

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Основу инспекции составили сотрудники финансового управления. Тогда их было только 7 человек во главе с начальником, которые представляли собой два отдела. В инспекции не было тогда ни компьютеров, ни другой техники, работать приходилось на простейших счетных машинках. Много было пройдено километров, чтобы вручить налогоплательщику извещение.

В состав инспекции до 1996 года входили структурные подразделения: отдел налогообложения прибыли госпредприятий, АО, кредитных учреждений; отдел налогообложения прибыли кооперативов и малых предприятий; отдел налогообложения общественных организаций, прочих доходов и местных налогов; отдел косвенных налогов; отдел налогообложения физических лиц; отдел учета и отчетности; административно-хозяйственный отдел.

В соответствии с приказами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.08.1999 г. № АП-2Б-20/194 и 27.08.1999 г. № АП-2Б-20/294 Государственная налоговая инспекция была преобразована в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Электросталь Московской области.

В настоящее время в Инспекции федеральной налоговой службы работают 135 человек, в том числе 122 человека государственных гражданских служащих, 2 человека служащих и 11 человек младшего обслуживающего персонала.

Инспекция располагается в двух зданиях и оснащена компьютерной техникой.

1.2. Структура Инспекции: функции, задачи, услуги

В настоящее время структура ИФНС (табл.1) состоит из руководства — начальник инспекции и три его заместителя, которые, в свою очередь, курируют отделы по направлениям.

Таблица 1. Структура ИФНС РФ по г. Электростали Московской области

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Заместитель начальника отдела

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Функции

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

В том числе Инспекция федеральной налоговой службы осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, а также физических лиц, в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Одной из важнейших задач Инспекция федеральной налоговой службы считает работу с налогоплательщиками. Разъясняет им основные положения налогового законодательства, оказывает максимально возможную помощь в вопросах его применения.

Главным показателем результатов работы ИФНС считает объем собираемых налогов. Прилагает максимум усилий, изыскивает резервы и возможности для наполняемости бюджета.

Инспекция по г. Электросталь Московской области тому не исключение и на информационном портале в Интернете предлагает физическим лицам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям широкий спектр услуг, основной перечень которых представлен в табл.2:

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Таблица 2. Перечень электронных услуг ИФНС РФ по г. Электростали Московской области

1.3. Нормативные акты, регламентирующие деятельность ИФНС

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Постановления Правительства Российской Федерации
  3. Приказы Министерства финансов Российской Федерации
  4. Федеральные законы
  5. Внутренние приказы ФНС Российской Федерации

Глава 2. Налоговая отчетность юридических лиц

2.1 Понятие налоговой отчетности

Налоговая отчетность — это документ налогоплательщика, который включает в себя расчеты и налоговые декларации по каждому виду налога и обязательного платежа или по выплаченным доходам, а также приложения к расчетам и налоговым декларациям.

Коналоговойлотчетностидотносятся:д1)оналоговыелдекларации,представляемые по окончании налогового периода; 2) расчеты авансовых платежей по налогам, представляемые по окончании отчетногоопериода; 3) сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, представляемые не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована); 4) другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, представляемые по требованиям и запросам налогового органа или по инициативе самого налогоплательщика.

2.2. Составление налоговой отчетности

Любые формы налоговой отчетности составляются как минимум в двух экземплярах — один представляется в налоговую испекцию, второй хранится в делах налогоплательщика.

Налоговая отчетность составляется на бумажных носителях и (или) в виде электронного документа с соблюдением требований к электронному документу, на государственном или русском языках.

Отчетность должна быть подписана налогоплательщиком, а также заверяется его печатью, если это юридическое лицо. Налоговая отчетность, представленная в виде электронного документа, подтверждается электронной цифровой подписью налогоплательщика. Ответственность за достоверность данных, указанных в налоговой отчетности, возлагается на налогоплательщика, в том числе в случаях, когда такая налоговая отчетность составляется его представителями.

2.3. Порядок представления налоговой отчетности

Налоговая отчетность представляется в сроки, установленные Налоговым Кодексом в орган государственной налоговой службы по месту постановки на учет налогоплательщика. По отдельным видам налогов также представляется налогоплательщиком по месту пообъектной постановки на учет в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом. Физические лица представляют налоговую декларацию в орган государственной налоговой службы по месту жительства.

Датой представления налоговой отчетности в орган государственной налоговой службы является:

— при представлении налоговой отчетности в явочном порядке, дата приема налоговой отчетности органом государственной налоговой службы;

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

— при представлении налоговой отчетности по почте, дата отправки почтового отправления, которая указана на штемпеле организации связи;

— при представлении налоговой отчетности в виде электронного документа, дата получения электронного документа органом государственной налоговой службы.

Орган государственной налоговой службы не вправе отказать в принятии налоговой отчетности, представляемой в явочном порядке, и обязан по требованию налогоплательщика проставить на копии налоговой отчетности отметку о дате принятия отчетности.

Налоговая отчетность принимается без предварительного камерального контроля и без обсуждения ее содержания. Данная отчетность считается не представленной в орган государственной налоговой службы, если в ней:

— не указан или неверно указан идентификационный номер налогоплательщика;

— не указан налоговый период и (или) сумма налога или обязательного платежа;

— нарушены какие-либо требования к составлению налоговой отчетности.

Глава 3. Государственная регистрация и учет налогоплательщиков

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателейо-оэто акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

3.1. Типы регистрации

3.2. Учет налогоплательщиков

В соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Глава 4. Налоговый контроль

4.1. Понятие

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Данный контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

4.2. Виды

В Инспекции проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1. Выездная налоговая проверка — проводится на территории налогоплательщика или по местонахождению налогового органа на основании решения руководителя налогового органа.

2. Камеральная налоговая проверка — проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

4.3. Мероприятия

  1. Выемка документов;
  2. Истребование документов;
  3. Допрос свидетеля;
  4. Инвентаризация;
  5. Осмотр;
  6. Экспертиза.

Глава 5. Проблемы собираемости налоговых сборов

На современном этапе обеспечение роста налоговых поступлений и повышение уровня собираемости налоговых платежей являются приоритетной задачей Инспекции.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Для снижения долгов налогоплательщиков перед бюджетом ежемесячно в инспекции проводится заседание комиссии по урегулированию задолженности. В состав комиссии входят представители Администрации городского округа Электросталь, прокуратуры города, Электростальского отдела Федеральной службы судебных приставов, ОБЭП ОВД по г.о. Электросталь. В результате работы комиссии 63 должника полностью либо частично погасили задолженность перед бюджетом РФ в размере 46 млн. руб.

За 9 месяцев 2012 года Инспекцией федеральной налоговой службы по г. Электростали в бюджетную систему Российской Федерации мобилизовано налогов и сборов в размере 2445 млн. руб., что на 10,5% больше поступлений аналогичного периода прошлого года. Из общей суммы поступления в областной бюджет составили – 1261 млн. руб., в местный бюджет – 458 млн. руб. Кроме того, достигнуто снижение задолженности по налогам с 574 млн. руб. до 491 млн. руб.

Таким образом, в целом можно сказать, что проводимые в последние годы налоговые реформы положительно сказались на экономических показателях города.

Заключение

При прохождении учебной практики в должности стажера-практиканта я изучил структуру госналогинспекции, её основные задачи и широкий спектр услуг. Я выяснил, что наряду с выполнением основных функций в ИФНС проводится работа по реформированию структуры инспекции, где в современных условиях, для реализации налоговой реформы перспективой на будущее, Инспекция считает возможным:

— введение механизма сдачи отчетности в электронном виде;

— применение всех предусмотренных действующих законодательством мер, направленных на сокращение задолженности по налогам и сборам, а также работу по взысканию дополнительно начисленных сумм по результатам налоговых проверок;

— оперативно перекрывать возможные каналы возникновения налоговых нарушений;

— уделять особое внимание разъяснительной и информационной работе среди налогоплательщиков.

Нужна помощь в написании отчета?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Поможем с характеристой и презентацией. Правки внесем бесплатно.

Я приобрел практические навыки и знания организации и ведения контроля, проведения аудиторских проверок, непосредственно в условиях ИФНС России по г. Электростали по Московской области, и выяснил, что финансовая отчетность предоставляет достоверную и объективную информацию о финансовом состоянии вышеописанного органа государственной власти.

Список использованных источников

Отчёт по учебной практики на базе инспекции федеральной налоговой службы обновлено: 9 мая, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Мы более 10 лет профессионально оказываем юридические услуги в области налогового права и имеем большой опыт защита прав налогоплательщиков в суде. Наши юристы и аудиторы, наши адвокаты защитят Вас в уголовных делах по делам об уклонении от уплаты налогов и в арбитражных судах по налоговым спорам.


1. Налоговая консультация:

  • консультация по вопросам ис числения и уплаты налогов
  • выявление налоговых рисков
  • проявление должной осмотрительности
  • проверка экономической целесообразности
  • консультация по вопросам применения налоговых льгот
  • выбор оптимальной налоговой системы

2. Оптимизация налогов при подготовке проектов договоров:

  • составление договора с учётом отимизации налогообложения;
  • юри дическое заключение по налогообложению сделки;
  • юридическая консультация по оптимизации налогов по конкретному договору;
  • налоговая консультация при совершении сделки;
  • составление и экспертиза договоров в целях оптимизации налогов в соответствии с налоговым законодательством.

3. Оптимизация налогообложения — законные налоговые схемы:

Построение оптимальной структуры сделки, реинжениринг отдельных бизнес-процессов компании и реструктуризации компании и бизнеса в целом, в целях снижения налоговых платежей и уменьшения налогового бремени. Результатом нашей работы может стать:

Очень часто оптимизация налогообложения используется как синоним к понятию уклонение от уплаты налогов. Хотим Вас заверить, что это не так. Налоговые схемы не всегда бывают незаконными. В нашем понимании оптимизация налогообложения означает законное использование макимального количества налоговых льгот, ведение бизнеса на территориях, имеющих низкую налоговую нагрузку, применение налоговых вычетов, упрощение холдинговой структуры. Обращение к специалистам нашей фирмы может уберечь вас от риска предъявления налоговых претензий и сэкономит Ваши деньги.

4. Возмещение экспортного ндс путём возврата и зачёта:

Наша компания профессионально осуществляет законный возврат экспортного НДС:

  • возмещение экспортного НДС в административном порядке. Очень часто настойчивая и аргументированная позиция налогоплательщика, который обжалует отказ в возмещении экспортного НДС в вышестоящих налоговых органах, приводит к тому, что удаётся осуществить возврат экспортного НДС без обращения в суд.
  • ведение налоговых споров и взыскание экспортного НДС в арбитражных судах всех уровней: признание незаконными решений ИФНС, содержащих отказ в возмещении экспортного НДС , обжалование начисления пени и наложение штрафа при отказе в возмещении экспортного НДС.

Мы представляем интересы наших клиентов в делах, связанных с возмещением экспортного НДС как по одиночным контрактам, так и по нескольким экспортным контрактам, как экспортного НДС, уплаченного поставщикам, так и экспортного НДС с авансов. Возможно представительство и по делам, связанным с многократными отказами Вашей налоговой инспекции и наличием вследствие этого задолженности по налогу на добавленную стоимость перед федеральным бюджетом.

5. Взыскание процентов за несвоевременный возврат экспортного НДС:

Наша компания имеет значительный успешный опыт взыскания процентов за несвоевременный возврат экспортного НДС. Причем мы не только выигрываем дела о взыскании процентов, начисленных на экспортное НДС, но и успешно осуществляем реальное взыскание процентов за невозврат экспортного НДС, проводя соответствующую работу с ИФНС и органами федерального казначейства

6. Защита прав налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверке:

  • подготовка к налоговой проверке;
  • представление инересов и защита прав организации при проведении налоговой проверки;
  • обжалование действий / бездействий налогового инспектора;
  • возражения на Акт выездной налоговой проверки;
  • участие в рассмотрении материалов налоговой проверки;
  • апелляционная жалоба на Решение о привлечении к налоговой ответственности (Решение о взыскании налога);
  • судебное оспаривание решения налогового органа о взыскании налога, иски об оспаривании акта выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка — это еще не приговор. Грамотная и последовательная позиция налогоплательщика, заранее согласованные правдивые показания свидетелей и собранные письменные доказательства позволяют доказать добросовестность налогоплательщика, проявление налогоплательщиком долной осмотрительности и наличие экономической целесообразности в хозяйственных операциях.

Юридические услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ). Налоговое законодательство не предъявляет никаких специальных требований к таким расходам, следовательно, для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль юридические услуги должны соответствовать общим критериям налоговых расходов – то есть быть документально подтвержденными и обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ), причем под обоснованностью в НК РФ понимается экономическая целесообразность расходов. Вместе с тем, разное понимание норм закона со стороны налогоплательщиков и госорганов, ставшее традиционной проблемой современной России, приводит к многочисленным разногласиям и судебным спорам – в случае с юридическими услугами претензии предъявляются как к их недостаточному документальному оформлению, так и (главным образом) к их экономической нецелесообразности.

Анализируя доводы, которые используют в обоснование своей позиции при рассмотрении налоговых споров в суде контролирующие органы, можно сформулировать общие требования, которые предъявляет ИФНС к юридическим услугам:

–понесенные расходы на юридические услуги должны привести к положительному экономическому результату – увеличению дохода налогоплательщика;

–у налогоплательщика в штате не должно быть сотрудников, в должностные обязанности которых входило бы осуществление тех же функций и юридических действий, на выполнение которых заключается договор об оказании юридических услуг (см. письма Минфина России от 08.10.2003 № 04-02-05/3/78, от 06.12.2006 № 03-03-04/2/257, УФНС по г. Москве от 07.12.2004 № 26-12/78777);

–цена на юридические услуги должна соответствовать рыночному уровню цен на аналогичные услуги в данном регионе;

–наконец, получение юридических услуг не должно иметь своей целью минимизацию налога на прибыль (получение необоснованной налоговой выгоды).

Есть много положительных для налогоплательщиков решений[1] по вопросу включения юридических услуг в налоговые расходы, но при рассмотрении споров суды довольно часто соглашаются и с аргументами представителей ИФНС. В качестве печальных примеров можно привести следующие судебные акты.

Постановление ФАС ПО от 13.09.2006 № А12-31539/05-С42

Суд рассмотрел вопрос о правомерности включения в состав расходов оказанных налогоплательщику юридических услуг в ситуации, когда в штате налогоплательщика имеется юридический отдел. Налогоплательщику было отказано в налоговом учете этих расходов по следующим основаниям: юридический отдел в составе 10 сотрудников выполнял (в соответствии с должностными инструкциями) те же функции, которые по договору об оказании услуг были возложены на стороннюю организацию. Суд учел, что в соответствии с принятым организацией положением об отделе главного юриста специалисты отдела должны иметь высшее профессиональное образование, что подразумевает высокую квалификацию и профессионализм. Не в пользу налогоплательщика суд оценил и то обстоятельство, что в проверяемом периоде организация получила убыток – суд посчитал, что организация в этой ситуации не могла расценивать спорные расходы как направленные на получение дохода. В результате расходы общества, понесенные по договорам на оказание юридических услуг, были признаны необоснованными, экономически неоправданными и были исключены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Постановление ФАС ЗСО от 24.09.2007 № Ф04-6462/2007(38372-А27-15)

Суд, признавая, что наличие в штате организации юристов, обеспечивающих правовое сопровождение деятельности, не исключает возможность привлечения сторонней организации для оказания юридических услуг, указал, что для подтверждения обоснованности затрат на оплату оказанных услуг налогоплательщик должен доказать невозможность решения юридических проблем без привлечения специалистов со стороны. В рассматриваемом случае общество заключило договор на оказание консультационных юридических услуг и представительство в апелляционной и кассационной инстанциях арбитражного суда по делу о неосновательном обогащении и взыскании процентов. Причем организация самостоятельно, до заключения указанного договора, успешно защитила свои интересы в суде первой инстанции – это ее и подвело. Суд посчитал, что раз налогоплательщик смог однажды отстоять свои интересы, он сможет и дальше силами лишь своего юридического отдела продолжать участвовать в процессе (несмотря на отчет о занятости сотрудников, который в качестве доказательства обоснованности получения услуг общество представило в суд). Отказывая организации в учете расходов на юридические услуги при расчете базы по налогу на прибыль, суд указал, что привлечение сторонней организации не было необходимым, а налогоплательщик не доказал обоснованность и целесообразность понесенных затрат.

Постановление ФАС ПО от 17.05.2007 № А12-16837/06-С36[2]

Налогоплательщик обязан обосновать экономическую целесообразность своих расходов, документально их подтвердить и доказать их связь с деятельностью, направленной на получение дохода. По мнению суда, в соответствии с требованиями ст. 252 НК РФ заявителю необходимо доказать, что осуществление затрат на юридические услуги в конкретной ситуации необходимо по экономическим, юридическим, экологическим, социальным или иным основаниям, либо связано с получением дохода (или возможностью его получения), либо обусловлено особенностями его деятельности. При этом налогоплательщик вправе приводить любые доказательства обоснованности (разумности, целесообразности, необходимости) конкретных расходов.

В подтверждение произведенных расходов общество представило договор на оказание юридических услуг, акты об оказании услуг. Суд посчитал, что из представленных документов не представляется возможным установить, какие конкретно виды услуг фактически оказаны, поэтому произведенные расходы на оплату консультационных услуг документально не подтверждены. В представленных документах содержатся лишь ссылки на перечень услуг без ссылки на документы, доказывающие фактическое выполнение. Общество, по мнению суда, не обосновало необходимость осуществления расходов, не доказало наличия связи между оказанными ему юридическими и консультационными услугами и своей производственной деятельностью; не представило внутренние документы, подтверждающие использование этих услуг и положительный эффект, полученный от их использования для торговли, производства и финансово-экономической сферы организации. Учитывая изложенное, вывод налогового органа о неправомерном отнесении налогоплательщиком на расходы по налогу на прибыль организаций стоимости оказанных юридических услуг является правильным и обоснованным.

Постановление ФАС СЗО от 14.09.2007 № А05-1642/2007[3]

В договорах на оказание юридических услуг стороны достаточно подробно описали перечень и объем услуг (консультационные услуги по основной производственной деятельности общества и по вопросам российского законодательства, предоставление письменных и устных консультаций, подготовка документов и заключений по правовым вопросам, представительство в организациях, государственных учреждениях). Однако суд посчитал, что представленные акты приемки консультационных услуг и отчеты к ним содержат только обобщенные сведения, не позволяющие установить объем, стоимость этих услуг, цель их оказания, а также не дающие подтверждения их использования в производственной деятельности. Разъясняя принцип экономической целесообразности расходов, суд указал, что привлечение сторонних организаций для оказания юридических услуг считается экономически оправданным лишь в том случае, если приводит к реальному сокращению издержек производства или увеличению прибыли. Поскольку налогоплательщик не сумел доказать связь полученных услуг с производственной деятельностью и положительный эффект от их использования, а также из-за недостатков в документальном оформлении, расходы общества на юридические услуги были исключены из расчета базы по налогу на прибыль.

Проанализировав сложившуюся арбитражную практику, можно сделать вывод, что включение в налоговые расходы юридических услуг сторонних организаций является для налогоплательщиков достаточно рискованным мероприятием – такие расходы при проверке обязательно станут объектом пристального внимания сотрудников ИФНС, и при рассмотрении дела в суде придется доказывать их соответствие требованиям ст. 252 НК РФ. Исход же такого судебного спора предсказать практически невозможно.

Принятое 18.03.2008 Президиумом ВАС Постановление № 14616/07 коренным образом меняет подход и принципы, которыми должны теперь руководствоваться суды при рассмотрении налоговых споров. Проанализируем его подробно.

Как все начиналось

ВАС пересмотрел в порядке надзора Постановление ФАС УО от 14.08.2007 № Ф09-6372/07-С3, в котором налогоплательщику было отказано в признании для налога на прибыль расходов по договорам об оказании юридических услуг на сумму 16 191 383 руб. Указанные договоры были заключены обществом со сторонними лицами для представления его интересов в суде по делу о взыскании с общества в порядке субсидиарной ответственности 98 818 383 руб. Эти расходы судом были признаны экономически не оправданными и не соответствующими критериям ст. 252НК РФ. По мнению судей, налогоплательщик не сумел доказать разумность расходов, необходимость их осуществления (в штате организации есть 4 юриста с аналогичными должностными обязанностями), а также не сумел обосновать значительную цену полученных юридических услуг. В обоснование своей позиции арбитры сослались также на ст. 40 НК РФ, указав, что ее требований налогоплательщики должны придерживаться при определении экономической оправданности затрат, и на п. 20 Информационного письма ВАС РФ от 13.08.2004 № 82, в котором указано, что доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов. Доводы, которые легли в основу судебного решения, как видно из анализа вышеприведенной арбитражной практики, являются достаточно стандартными и сложными для оспаривания – ведь речь идет о субъективных, оценочных категориях целесообразности и обоснованности.

Упорство общества и уверенность его в своей правоте (ведь ему было отказано в признании решения ИФНС незаконным первой, апелляционной и кассационной инстанциями арбитражного суда) в рассматриваемом случае привели к неожиданному и от этого еще более приятному для всех налогоплательщиков результату – Постановление № 14616/07
отменило все ранее состоявшиеся судебные акты и признало обжалуемое решение ИФНС недействительным.

Что решил Президиум ВАС

Рассматривая налоговый спор, ВАС сделал следующие важные выводы:

1. Расходы, связанные с необходимостью осуществления организацией ее деятельности, исходя из действующего налогового законодательства предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными). НК РФ не содержит положений, позволяющих налоговому органу оценивать произведенные налогоплательщиком расходы с позиции их экономической целесообразности. Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

2. Налоговая инспекция не вправе проверять правильность формирования цен по договорам на оказание юридических услуг и ставить эти цены под сомнение при отсутствии установленных ст. 40 НК РФ оснований для контроля за правильностью применения цен по сделкам (сделки между взаимозависимыми лицами, бартер, внешнеторговые сделки, резкие изменения цены). Для целей налогообложения должна приниматься цена, указанная сторонами сделки, предполагается, что она соответствует уровню рыночных цен.

3. В соответствии со ст. 65 АПК РФ лица, участвующие в судебном процессе, должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований, при этом в случае с актами государственных органов обязанность доказывания обстоятельств, на основании которых принят акт, возлагается на соответствующий орган. На налогоплательщика, подтвердившего факт и размер произведенных расходов, не может быть возложено дополнительное бремя доказывания разумности указанных расходов.

Этот вывод ВАС является одним из самых полезных для налогоплательщиков. В последнее время суды все чаще возлагают на них обязанность доказать свою невиновность в совершении налоговых правонарушений. Сложилась странная ситуация – налоговые органы, обвиняя налогоплательщика, вроде и должны иметь и представить в суд доказательства его вины. Но даже если таковых у ИФНС не оказывается, суд для принятия положительного решения требует от налогоплательщика полного опровержения (документального, фактического и т. д.) предъявленных ему обвинений. Теперь, когда ВАС четко определил, какие именно обстоятельства должен подтвердить налогоплательщик для случая отнесения в состав расходов затрат на консультационные услуги (только факт и размер расходов), налогоплательщики будут избавлены от бесконечных дискуссий с инспекторами по поводу разумности, обоснованности, целесообразности, конкретного детального описания содержания полученных услуг.

4. Порядок отнесения к расходам в целях исчисления налога на прибыль оплаты юридических услуг установлен НК РФ и не связан с оценкой разумности таких расходов при их распределении в составе судебных издержек.

Ошибаются и судьи кассационной инстанции – считая, что сформированный судебной практикой подход к возмещению судебных издержек стороны, в пользу которой принят судебный акт, может быть распространен на случаи учета налогоплательщиком в составе расходов по налогу на прибыль юридических услуг сторонних лиц. Еще раз ВАС указал, что в налоговых правоотношениях должны применяться (при их наличии) только нормы налогового законодательства. Использовать при разрешении налоговых споров подходы, сформированные в других областях правоприменительной практики, недопустимо.

5. Оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому подлежат отмене.

Основание и формулировка, примененная ВАС при отмене судебных решений, – нарушение единообразия в применении норм права – делает Постановление № 14616/07 крайне полезным для всех налогоплательщиков. Конечно, утверждать, что до принятия этого акта судебная практика по юридическим услугам была одинаковой, вряд ли возможно. Однако теперь, после однозначного определения подхода, которым должны руководствоваться арбитражные суды по вопросу отнесения юридических услуг к налоговым расходам, судебные решения должны стать более единообразными – ведь суды у нас все-таки учитывают позицию ВАС при вынесении решений.

К тому же недавно в целях обеспечения единообразия судебных подходов к разрешению споров Пленум ВАС принял Постановление от 14.02.2008 № 14, которым в российской судебной системе введен некий аналог прецедентного права. В этом документе определено, что в порядке надзора может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам судебный акт, основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена ВАС РФ в постановлении Пленума или Президиума, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора[5]. При обжаловании решения суда первой инстанции в апелляции или кассации, если после принятия такого решения ВАС сформулировал иную позицию к разрешению спорного вопроса, суд также должен учитывать позицию высших арбитров.

[1] Например, постановления ФАС ВСО от 22.03.2007 № А33-13722/06-Ф02-1455/07, ФАС ЗСО от 25.04.2007 № Ф04-2459/2007(33640-А03-15) и от 05.02.2007 № Ф04-9351/2006(30550-А27-15), ФАС ПО от 29.11.2007 № А55-3597/07, от 27.04.2007 № А55-11750/06-3 и от 23.01.2007 № А12-19759/2005, ФАС МО от 20.04.2005 № КА-А40/2944-05, ФАС СЗО от 14.02.2007 № А66-16934/2005.

[4] Позиция, примененная арбитражным судом в отмененном Постановлении ФАС УО от 14.08.2007 № Ф09-6372/07-С3.

[5] Единственное ограничение пересмотра в порядке надзора решения, основанного на таком толковании норм закона, которое отличается от сформулированного позже ВАС подхода, – это утрата возможности обращения с заявлением о пересмотре в порядке надзора из-за пропуска срока на обращение (п. 3 ст. 292 АПК РФ), который составляет 3 месяца со дня принятия последнего из оспариваемых судебных актов. Срок подачи заявления о пересмотре в порядке надзора судебного акта, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с таким заявлением, может быть восстановлен судьей ВАС при условии, если ходатайство подано не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта (п. 4 ст. 292 АПК РФ).

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Налогообложение стало стратегической опорой бизнеса, а это значит, что роль специалистов по налогам еще никогда не была столь значимой и не вознаграждалась так щедро.

Специалисты EY занимаются цифровизацией налоговой сферы, помогая компаниям – от амбициозных стартапов до международных корпораций – открывать для себя новые возможности развития в нынешнем цифровом мире, не имеющем границ.

Грамотно сочетая многоплановое мышление с мощными технологиями и аналитикой, вы сможете не только влиять на будущее, но и формировать его. Вы сможете предоставлять стратегически значимую информацию в режиме реального времени и помогать создавать дополнительную ценность для клиентов.

Это означает, что специалисты EY по налогам очень скоро начнут использовать в своей работе гораздо более широкий спектр навыков. У вас будет возможность сделать шаг назад, оценить общую картину и определить цели. Вы можете заниматься решением сложных налоговых задач для клиентов, предоставлять им технологические решения, преобразовывать кадровую структуру или изучать те или иные вопросы международного налогового законодательства. Вы будете применять свои аналитические навыки для оценки ситуации для принятия стратегических решений. Сочетая свою природную изобретательность с прорывными технологиями, вы сможете добиться конкурентного преимущества.

Безграничный мир налогов

Налоговые специалисты EY помогают клиентам по всему миру понять свои обязательства по соблюдению налоговых требований и составлению отчетности и исполнять их ответственным и упреждающим образом. Мы помогаем им оценивать, оптимизировать и отслеживать рабочие процессы своих налоговых отделов, механизмы контроля и управления рисками и налаживать эффективные отношения с налоговыми органами.

Налоговая практика EY предлагает решения любых вопросов по всем налоговым дисциплинам, включая корпоративные налоги, соблюдение требований законодательства и подготовка налоговой отчетности в международном масштабе, международное право, косвенные налоги, налогообложение сделок и консультирование по управлению персоналом.

Применение EY гибкого подхода к карьерному росту означает, что вы можете выбрать ту или иную специализацию и строить свою карьеру в любой отрасли или работать сразу в нескольких отраслях и с разными налоговыми группами.

Вы можете работать над сделкой по приобретению одной компании другой, применять технологические решения для оптимизации процессов и экономии времени на подготовке налоговых деклараций, разрабатывать новый пакет услуг для тех или иных налоговых возможностей, заниматься преобразованием структуры управления персоналом или помогать компании реструктурировать свою деятельность для максимального использования возможностей налоговой реформы.

Какими бы вопросами в области налогообложения вы ни занимались, вы будете помогать создавать дополнительную стоимость, принимать решения и смягчать риски.

Кадры в налогообложении решают все

Конечно, цифры важны, но не сами по себе. Ваши взаимоотношения с коллегами и клиентами не менее значимы, чем ваши технические навыки, и их гораздо проще совершенствовать в командной работе, чем по одиночке.

По мере расширения применения цифровых технологий в налоговой сфере налоговые специалисты EY проводят больше времени с клиентами для получения полного и всестороннего представления об осуществляемой ими деятельности и отрасли, в которой они работают. Безусловно, цифры будут важной частью вашей работы как налогового консультанта, но вы также будете рассказывать клиентам о последних изменениях на рынке и помогать им соотносить их глобальную налоговую позицию с общей бизнес-стратегией.

Вы будете тесно сотрудничать со своими коллегами в других странах, используя для этого предлагаемые EY инструменты и сети для решения сложных деловых и налоговых вопросов. Объединяя весь накопленный EY опыт в налоговой сфере с инновационными технологиями, вы можете помочь нам создать налоговую функцию будущего.

Аналитика данных изменит роль налоговой сферы, превратив ее из историка (как она зачастую воспринимается сегодня) в стратегического делового партнера.

Дарен Р. Кэмпбелл (Daren R. Campbell)

Партнер EY US по налоговым технологиям и трансформации

Вы будете расти и развиваться вместе с налоговой практикой

По мере того как процессы глобализации преобразуют методы ведения компаниями своей деятельности, налоговая сфера также претерпевает изменения. Налоговые органы используют новаторские методы и подходы, и рано или поздно традиционная налоговая декларация уступит место отчетам в режиме реального времени.

Во многих странах мира полным ходом идет цифровизация налоговых управлений и обновление правил их работы в целях создания виртуального мира без границ. Сбор и обмен информацией о налогоплательщиках осуществляются молниеносно. По мере расширения опыта работы государственных органов с большими объемами данных, налогоплательщикам тоже приходится знакомиться с новыми технологиями.

В EY вам будут предоставлены необходимые инструменты и поддержка для отслеживания введения новых налогов, нормативных изменений, а также новых обязательств в части составления отчетности и выполнения установленных требований. Вы приобретете знания и опыт, необходимые для того, чтобы помогать клиентам идти в ногу со временем и платить правильные налоги в правильных странах и в нужное время.

В 2022 году в силу вступают очередные поправки в законодательство и новые меры поддержки бизнеса. Среди самых ожидаемых — продление моратория на плановые проверки малых предпринимателей, льготы по НДС для общепита и бонусы для IT-компаний. Несмотря на то что часть изменений позитивно повлияет на бизнес, многие болезненные для компаний проблемы останутся нерешенными, считают собеседники Forbes

В 2022 году бизнес ждет ряд законодательных перемен, в том числе новый этап обязательной маркировки продукции и повышение кадастровой стоимости недвижимости. Значительная часть нововведений коснется ресторанной отрасли — для ее представителей в следующем году отменят НДС. Это самое ожидаемое изменение, которое снизит нагрузку на общепит и в перспективе позволит обелить сектор, считают юристы и игроки ресторанного рынка. Представители отрасли со штатом не более 1500 человек также смогут претендовать на сниженную ставку страховых взносов — 15% вместо 30%.

В следующем году вступят в силу некоторые из мер поддержки IT-отрасли. Среди них — защита от уголовного преследования, упрощение валютного контроля, льготная ипотека и упрощенное получение вида на жительство для иностранных сотрудников. Все это, по задумке законодателей, повысит спрос на отечественные решения, ускорит цифровую трансформацию отраслей экономики и социальной сферы и создаст комфортные условия для ведения IT-бизнеса в России.

Forbes рассказывает, какие главные законодательные изменения ждут предпринимателей в 2022 году, как они повлияют на бизнес и чего не хватило рынку.

Отмена НДС

Одним из самых ожидаемых изменений в 2022 году станет отмена налога на добавленную стоимость (НДС) для ресторанной отрасли, считает юрист FTL Advisers Светлана Иванова. Ее представителей освободят от налога с 1 января. На льготу смогут претендовать компании с выручкой не более 2 млрд рублей в год, 70% доходов при этом должна приносить именно ресторанная деятельность. Льгота не распространяется на розничные магазины, даже с кулинарными отделами, и организации, которые занимаются заготовками, но доступна для компаний, которые работают на доставку.

Изменение критериев для получения льгот на страховые взносы

Возможное разрешение продажи алкоголя в онлайн

Значимым изменением для торговых площадок и ресторанов может стать разрешение на онлайн-торговлю алкоголем, считает основатель сервиса доставки еды, продуктов и лекарств из магазинов и ресторанов Broniboy Александр Радионов. Мера значительно расширит аудиторию агрегаторов еды и продуктов, увеличит оборот и выручку сервисов, полагает он.

Маркировка табака и велосипедов

Одной из первых под новые правила попала алкогольная продукция в 2018 году. В 2020-м маркировка стала обязательной для обуви, в 2021 году — для отдельных категорий одежды, в том числе спецодежды, верхней одежды, блузок и рубашек, а также молочной продукции и воды.

Мораторий на проверки

Изменения в процедуре госзакупок

С 1 января также изменится процедура госзакупок. Поправки, принятые Госдумой в июне 2021 года, из четырех способов закупок оставят три — запрос котировок, конкурс и аукцион. В первом случае заказчик рассылает извещения о проведении тендера ограниченному числу поставщиков, принимает от них ценовые предложения и, как правило, выбирает из них самое низкое. Конкурс проводится, когда заказчика интересуют не только цены, но и другие конкурентные преимущества исполнителей. Аукцион закупщик проводит для неограниченного числа компаний.

Новые сроки уплаты имущественных налогов

Благоприятные изменения произойдут и в сфере управления имуществом, говорит юрист FTL Advisers Светлана Иванова. С 1 января 2022 года в силу вступит часть изменений, которые внес в налоговый кодекс ФЗ-305 от 2 июля 2021 года. В частности, появятся единые сроки уплаты имущественных налогов для организаций — до 1 марта года, следующего за отчетным.

С 1 января также изменится кадастровая стоимость недвижимости, предупреждает Иванова из FTL Advisers. В Москве она вырастет в среднем на 21%. Это в разы увеличит налоговое бремя для владельцев недвижимости, так как на основании кадастровой стоимости формируется база для расчета налога на имущество, земельного налога, а также платежей за федеральную и муниципальную недвижимость, включая плату за аренду, объясняет юрист.

Бонусы для IT-компаний

Масштабные изменения коснутся и IT-отрасли. В ноябре 2021 года правительство утвердило второй пакет IT-льгот. Он включает 62 меры поддержки отрасли, часть которых начнет действовать в течение 2022 года. Первый пакет мер поддержки был утвержден в июле 2020 года. Он предусматривал бессрочное снижение ставки налога на прибыль IТ-компаний с 20% до 3%, значительное уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда и сокращение ставки страховых взносов с 14% до 7,6%, а также освобождение от НДС для разработчиков софта.

Цель мер поддержки — сделать так, чтобы российские компании развивали свой бизнес в России, считает Геннадий Курдюмов из Versus.legal. С весны 2022 года власти, например, намерены ежегодно изучать привлекательность российской юрисдикции для IТ-компаний в сравнении с другими популярными регионами — Сингапуром, Ирландией, Кипром, Финляндией, США — и делать отечественное налоговое законодательство более благоприятным.

Среди других стимулирующих IT-сферу мер, которые начнут действовать в течение 2022 года, — упрощение валютного контроля, льготы для инвесторов в игровые проекты и бонусы для иностранных сотрудников. Последние смогут брать ипотеку на льготных условия и получать вид на жительство в России по упрощенной процедуре.

Часть изменений для IT-отрасли Курдюмов называет спорными. Например, с 1 января иностранные IT-компании с аудиторией более 500 000 пользователей в сутки обязаны создавать российское юрлицо или открывать здесь официальные представительства. Это облегчит взаимодействие с такими компаниями на территории России, но потребует от фирм дополнительных расходов, говорит Курдюмов. Также иностранные компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и разместить на своих сайтах электронную форму для обращений пользователей и организаций. За нарушение требований бизнесу может грозить полная блокировка ресурса.

Читайте также: